1046 И на всяко лто даяхуся даже до Ивана святаго патриарха Иерусалимского. При Орест святйшем патриарси Антиохийстемъ, идущи ему на моление киръ Василию, 1047 уставлено же бысть въспоминание имти патриарху Антийохийскому единому в Иверии, 1048 и посылати екзарха 1049 на посщение о ересехъ и истязании о душевных съблазнох и взимати уряжденая от селъ онх. Паки же въ длных иже въ Халкидон святаго сбора пишетъ сице: яко уставлено же бысть миро всюду освящатися; перве бо от Антиохийскаго тоцью освящашеся. Увдевше же яко даровъ ради даемо бывает, уставлено бысть всюду от епископъ освящаему быти. Царь же любезни учредивъ сборъ 630 отець, отпусти когождо во свояси. Въ послдних же временох при Констянтин цари Мономас 1050 и блаженемъ патриарси Антиохистем киръ Феодор 1051 възнице плевелом сятель нкый 1052 от епископъ въ Иверии. Тмьже и различна послания киръ Феодоръ и с кувуклисием посла 1053 въ Иверию, исправивъ вся иже тамо бывшая соблазны благодатью Божиею, усердьем же и божественою ревностью иже тамо божественых отець и епископъ. Яже послания зде обртаются въ Чюдотворци и святм Симеон у игумена кир Иоанна, произволением Дипотатово. Въ каковых убо посланиих пишеться повеление и рукоположение патриарха киръ Феодора посланми, въ тогдашнее время бывшее сборному иверийскому кир Иоанну. Сия, духовный брате и чадо, елико по сил написах ти, еже обртох в Божественых Писаниих о таковых винах. И обаче якоже вси, яко въ житии господина нашего и чюдотворца Симеона глаголю, яко въ единъ от дний бывъ святый въ изъступлении, вид множества многа мужий и женъ и дтий съ отцы грядущаго от Въстока к нему, молитвы же и славословия въсылающе Богови, Святый же Духъ осиняющь множества и идущь с ними. Сим же приближившимся Святй и Дивнй гор, рече Духъ Святый и къ своему угоднику Симеону: «Вси ли, кто суть сии, иже к теб грядущии? Си суть язык иверскый, иже възлюбят тя имени моего ради и придут к теб по времени с врою и извщением мнозм и искусы приемлюще данныя теб изцлениом благодати, и проповдят яже о тоб в всей стран своей, и ползуют вся иже в ней врныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1046 . Макарий (Сушкин), архим. Краткий очерк жизни и трудов в Бозе почившего настоятеля русского Ильинского скита, что на св. Афонской горе, архимандрита Паисия//ДЧ 1872. Апрель. изд.: М. 1872. 13. 1047 . Мошин Б. Русские на Афоне//BSI 1947. 9. 58. 1048 . Нынешний Руссик, или Русский монастырь во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. 3 СПб. 1869. 1049 . О последних годах и днях жизни Афонского русского Пантелеймонова монастыря иеромонаха о. Арсения [Минина], и изложение обстоятельств его кончины и погребения. М. 1880. 24. 1050 . Пахомий, монах. Святая Афонская Гора и ее духовное влияние на весь православный мир, преимущественно же на православную Россию. Одесса 1912. 48, 6. 1051 . Приселков М. Д. Афон в начальной истории Киево-Печерского монастыря//ИОРЯС 1912. 17. 186–197. 1052 . Русские иноки на святой горе Афонской от исхода Х-го до половины XIX b.//ХЧ 1853. 2. 290. 1053 . Русский монастырь Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона на святой горе Афонской. 7 М. 1886. 280. М. 1995. 250. 1054 . Русский общежительный скит святого пророка Илии на святой Афонской Горе. 4 Одесса 1913. [Основан преп. Паисием Велнчковским]. 1055 . Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря иеромонах Арсений. Биографический очерк, посвящаемый почитателям памяти почившего мужа. М. 1899. 380. [Биогр. очерк, 1–72; письма и заметки иером. Арсения, 73–380]. 1056 . Святогорец [Сергий, иеросхим. (Семен Авдеевич Веснин, 1814–1853)]. Русский нынешний Пантелеймонов монастырь на святой горе Афонской. М. 1854. 1057 . Святогорец [Сергий, иеросхим. (Семен Авдеевич Веснин, 1814–1853)]. Палестина и Афон. Письма Святогорца к друзьям своим о святой горе Афонской. 3 M. 1856. 5 СПб. 1866. Вятка 1872. 152. 8 М. 1895. 9 М. М. М. 1998. 478. 1058 . Семенов Н. А. Фабрика святых или Св. Гора Афон. М. 1924. 2 М. 1925. 1059 . Семенов Н. А. Афон – гора святая. М. 1928. 1060 . Серапион, иеродиакон. Рассказ, как погибал 48 часов на отвесных скалах, обрывах и горных утесах, в пропастях и ущельях Афонских, между шпилем и монастырем св. Павла, крестьянин С.-Петербургской губернии, Новоладожского уезда, Кобонской волости, села Черного, Семен Григорьевич Кущин//ДЧ 1899. 1. 625–638; 2. 237–245. Отд. изд.: М. 1899. 21.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1047 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: ...quia non potest infidelis in ea permanere coniunctionem quae iam in christianam translata estfidem... (IV Толедский собор. Кан. 63: ...поскольку не может оставаться в противном вере союзе женщина, перешедшая в христианскую веру...). 1048 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: Iudaei qui Christianas mulieres in coniugio habent, admoneantur ab episcopo civitatis ipsius ut, si cum eis permanere cupiunt, christianis efficiantur; quod si admoniti non noluerint, separentur filii autem qui ex talibus nati existunt, fidem atque conditionem matris sequantur; similiter et hi qui procreati sunt de infidelibus mulieribus et fidelibus viris christianam sequantur religionem... (IV Толедский собор. Кан. 63: Иудеев, женатых на христианках и желающих жить с ними, епископ их города должен побудить принять христианскую веру; если же они не пожелают этого, их следует развести дети же, рожденные от них, пусть наследуют веру и общественное положение матери; как и дети, рожденные от нехристианских женщин и верных вере мужчин пусть наследуют христианство...). 1049 Conc. de Toledo IV (633). can. 60. Defiliis iudaeorum, quiaparentibus separati christianis debeant deputari. 1050 Conc. de Toledo IV (633). can. 61. De filiis fidelibus iudaeorum ne parentibus praevaricatione a bonis suis exules fiant. 1051 Conc. de Toledo IV (633). can. 58. De his, qui contra fidem Christi iudaeis munus et favorem praestant. 1052 Conc. de Toledo IV (633). can. 62. De iudaeis babtizatis, qui infidelibus iudaeis se sociant. 1054 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Episcopus qui mancipium iuris ecclesiae non retento ecclesiastico patrocinio manumitti desiderat, duo meriti euiusdem et peculii coram concilio ecclesiae cui praeminet per commutationem subscribentibus sacerdotibus offerat, ut rata et iusta inveniatur definitio commutantis. 1055 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Huiusmodi autem liberto adversus ecclesiam cuius iuris exstitit, accusandi vel testificandi denegetur licentia. Quod si praesumpserit, placet ut stante commutatione in servitutem propter ecclesiam revocetur, quam nocere conatur (IV Толедский собор. Кан. 68: И пусть подобному вольноотпущеннику будет отказано в возможности обвинять церковь , к которой он относится, или свидетельствовать против нее; если же он осмелится это сделать, пусть все изменится, и он опять окажется в рабстве у собственной церкви, которой он начал вредить). См. также Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969. С. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

1047 В 1078г. по Патерику игуменом был уже преемник Стефана Никон (Затворник Никита, после епископ Новгородский, при игумене Никоне предсказал смерть князя Глеба Святославича, а последний убит в 1078г.). 1051 Именно монастыря св. Мины. Другой монах, по своему происхождению был боярин, и вот фактическое доказательство несправедливости уверений Патерика, что до Святоши из бояр постригся в монахи только Варлаам. О построении Никоном Тмутараканского монастыря (вместе с его удалением из Печерского монастыря и обратным возвращением) рассказывает Нестор в житии Феодосия. 1052 Никон возвратился в Печерский монастырь после того, как привёл, из Руси в Тмутаракань князя Глеба Святославича на место убитого Ростислава (Нестор), а Ростислав убит в 1066г. (летопись). 1053 Никон, возвратившись в Печерский монастырь, «вся своя благая» предал блаженному Феодосию. Это обстоятельство и удаление его из Киева в обществе монаха-боярина наводят на мысль, что и сам он был по происхождению из бояр. 1054 О спутнике Никона из Киева – другом монахе Нестор говорит: «болярин же идыи к Костянтиню граду, обрете остров среди моря, и ту всели(в)ся в нем поживе лета многа, терпя зиму и глад и тако успе с миром, се же и до ныне остров т (тот) зовом есть боляров». Какой разумеется остров на Чёрном море (на котором совсем нет островов посредине и есть только островки при берегах), не знаем (не думаем, однако, чтобы тут легендарно разумелся Принцев остров на Мраморном море, один из группы Принцевых островов). 1055 Житие напечатано в Православном Собеседнике, 1858, ч. II, стр. 159 и310. [Меркурий Смоленский был родом римлянин веры греческой,– Волоколамская рукопись 640 л. 160 fin.: отсюда взял Нифонт?] 1057 См. Нифонтово сказание «О преложении честного и многочудесного тела преподобного отца нашего Антония Римлянина, иже в Великом Новеграде» котором вместе с рассказом об открытии мощей преподобного Антония содержится описание 21 чуда, совершившихся при мощах перед их открытием и вслед за их открытием. Послесловие сказания напечатано у Востокова, в Румянцевском Музее стр. 209 col. 2 и в Описании рукописей Хлудова А. Попова стр. 437 (мы имели сказание в рукописи Московской Духовной Академии фундам. Августовская Четь-Минея.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

1047. В Пантелеимоновом монастыре вместе со всеми его скитами на тот момент проживало около 1700 русских монахов; в Андреевском скиту — около 400. См.: Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века. С. 253. Об истории Пантелеимонова монастыря, а также других русских обителей на Афоне см., в частности: Феодосий, иеромонах. История русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. — К свету. Альманах. Вып. 18. М., 2000. С. 5–128. 1048. Например,«История афонской смуты»Е. Выходцева и»История афонской смуты»монаха Пахомия. 1049. Отметим, что публикации современных авторов на тему имяславия носят, в большинстве своем, столь же полемический и пристрастный характер, что и публикации 1912–1916 годов: за редким исключением, авторы по–прежнему четко разделяются на сторонников и противников имяславия. Ср., например: Горбунов Д. А. Краткая история имяславских споров. — Церковь и время 3 (12), 2000. С. 179–220; Андриевский Петр, священник. Ересь имябожничества в прошлом и настоящем. — Благодатный огонь 5, 2000. С. 69–87. См. также многочисленные публикации в компьютерной сети Интернет, в частности: Сапрыкин Д. Имяславие или имябожие?=http://www. doxa. ru/pko/material/kirill. htm; Епифаний (Чернов), схимонах. Против Илариона. Беседы в духе увещания к иларионитам=http://holyrussia. narod. ru/Hilarion/html (последняя публикация помещена на интернет–сайте так называемой»Греко–российской церкви истинно–православных христиан», возглавляемой»Блаженнейшим Андреем, архиепископом Афинским»). 1050. См.: Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами на Святой Горе. М., 1917. С. 5. 1051. Там же. С. 5–7. 1052. Горбунов Д. А. Краткая история имяславских споров. С. 182. 1053. Одной из причин негативного отношения о. Агафодора к книге схимонаха Илариона имяславцы считали то обстоятельство, что Иларион высказывался против некоей Натальи — петербургской прорицательницы, к которой Агафодор якобы ездил на поклонение. См.: Панкратов А. Герой афонской трагедии (к предстоящему суду над имябожцами). — Биржевые ведомости, 15.04.1914

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

1047. Святитель Иоанн Златуост. Беседы на первое послание к Фессалоникийцам. 5, 3//Творения. Т. 11. С. 519 1048. Между колебаниями маятника…//Православие и современность. Саратов, 2007. (19). С. 59. 1049. В конце концов и «Американский телеканал NBC не решился показать выступление Мадонны без купюр, передает Reuters. Зрители не увидят скандально известной сцены, где Мадонна в терновом венке висит на кресте. Как сообщил агентству анонимный источник, во время композиции Live to Tell в эфире будет транслироваться изображение с камер, которые не были направлены на певицу. Мадонна, считающая эту сцену очень важной, настаивала на том, чтобы она была показана зрителям. При этом певица говорит, что у песни Live to Tell нет антирелигизного подтекста. Иначе считают верующие. Их жалобы и заставили NBC скорректировать телетрансляцию» [http://www.sostav.ru/news/2006/10/23/16/]. 1050. С ними Бог//Крокодил. M., 2007.9 aBrycTa.[http://www.krakadil.ru/ru/15/15706/] 1051. Богомолец А. Курица на теле-, радиои интернетнасесте//Русский вестник. M., 2007.16 августа [http://www.rv.ru/content.php3?id=7063] 1052. Клин Б. Сами вы не местные//Известия. M., 2007. 20 августа, [http://www.izvestia.ru/russia/artide3107377/] 1053. Королев Е. Попрание образа попа//Дело. СПб., 2007.20 августа 1054. Митрополит Антоний Сурожский. «Если мы не стали новыми, то пора начать все сначала…» Доклад на ежегодной епархиальной конференции//Русская мысль. Париж, 1998.6-12 августа. 1055. Александрова Т.П. Суздальцева Т. В. Русь уходящая. Рассказы митрополита Питирима. СПб., 2007. С. 290. 1056. Мамонтова Е. Кто мы? Православные? Католики? 1057. Ср. Мф 16:18. —Ред. 1058. Преподобный Феодор Студит по этой причине запрещал общение в пище даже с императоромиконоборцем (см. Преподобный Феодор Студит. Послания. M., 2003. Ч. 2. С. 27). 1059. «Дана теперь такая власть нынешним «богословам» бороться со святыми, что успешно и делают высокообразованные профессора из духовных школ Осипов, Кураев, Дворкин и другие, хуля Бога, жилище Его и живущих на небе» (Глухое С. П. Письмо в редакцию//Русский вестник. M., 2003.30 января). Речь идет, ясное дело, о нашем неверии в Николая Il как «в жертву искупления за грехи людей российских». Ну что ж поделаешь, мы не так презираем русский народ, чтобы считать, будто Жертва Христа омыла грехи всех народов, кроме нашего.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

1048 В 1000 г. еще раз приходили послы от папы в Киев вместе с послами от королей чешского и венгерского, но с какою целию – неизвестно 1049 . Наконец, летописи наши упоминают, что в 1001 г., когда Владимир отправил своих гостей и послов в разные страны соглядати обычаев их, то, между прочим, отправлены были послы и в Рим, но это посольство не имело религиозной цели 1050 . Из западных писателей довольно привести свидетельства: 1 . Монаха Адемара, как современника Владимирова, который говорит, что “чрез несколько дней (вслед за проповедниками римскими) пришел в Россию греческий епископ, обратил всю средину страны и ввел там обычай греков...” 1051 2 . Самого папы Иннокентия III, который в 1207 г. писал ко всему русскому духовенству и мирянам: “Хотя вы доселе были удалены от сосцов вашей матери, как дети чуждые, но мы по врученной нам, недостойным, от Бога пастырской обязанности просвещать народ свой и движимые отеческими чувствами, не можем не заботиться о том, чтобы здравыми увещаниями и учениями соделать вас как члены, сообразными вашей главе, чтобы Ефрем обратился к Иуде и Самария – к Иерусалиму...” 1052 3 . Польских летописцев и историков, которые, как соседи русским, могли получить о России более достоверные сведения. Все эти писатели совершенно согласно с русскими летописями излагают обстоятельство крещения нашего князя и народа, говорят с большею или меньшею подробностию о проповедниках разных вер, приходивших к Владимиру, о послах его для испытания вер на месте, о совещаниях его по возвращении послов и заключают, что Владимир принял веру из Греции. Вот, например, слова а) Длугоша: “Таким образом Владимир склонился на мнение придворных и принял крещение по обряду греческому” 1053 ; б) Кромера: “Итак, с того времени Русь упорно держится обрядов греческих” 1054 ; в) Стрыйковского: “Итак, с того времени, т. е. с 6497 года от сотворения мира, по счислению всех русских и греческих летописей, а от Христа с 989-го, что составит в нынешнем 1579 году, когда это пишется, 599 лет, все русские народы Белой и Чермной, восточной, северной и южной России пребывают твердо и непоколебимо в вере христианской по обрядам и обычаям греческим, в верховной зависимости от патриарха Константинопольского” 1055 ; г) Бельского: “Владимир был склоняем татарами к принятию их веры, но не хотел склониться; также и жидовской не хотел принять, и латинской также не захотел, а принял греческую” 1056 ; д) Сарницкого: “По отправлении послов для узнания, какая вера в мире основывается на самых лучших началах, он (Владимир) принял учение христианское и обряды и обычаи Церкви Константинопольской, в каковом исповедании и доселе русский народ стоит твердо” 1057 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1048 Школа ИППО для девочек была открыта в Иерусалиме в доме Миссии с началом нового учебного года в 1898 г. и оставалась там до 1906 г., когда была переведена в новое, построенное Палестинским Обществом Николаевское подворье (освящено 10 декабря 1905 г.). 1049 Алексеева Елена Максимовна – начальница Иерусалимской школы ИППО и детского приюта, основанного начальником РДМ архимандритом Леонидом (Сенцовым). Жена помощника управляющего Русскими подворьями в Иерусалиме Н.Я. Алексеева (1866–1904). Позже школа была сделана «смешанного типа»: были добавлены классы для мальчиков и, наконец, по инициативе начальницы школы Е.М. Алексеевой, организованы вечерние группы для обучения грамоте взрослых русских паломников и паломниц. 1050 Вениамин (Муратовский Василий Антонович; 1856–1930) – епископ Православной Российской Церкви. Окончил Казанскую ДС (1877) и ДА (1896). Архимандрит (1896), епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии (1897). Епископ Калужской и Боровский (1901), Симбирский и Сызранский (1910, с 1915 архиепископ). Участник Поместного собора Русской Православной Церкви (1917–1918). Архиепископ Рязанский и Зарайский (1920–1923). Уклонился в обновленческий раскол (1922), впоследствии обновленческий митрополит Московский и Коломенский (с 1927). 1051 Закладка храма во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца в Сергиевом ските Калужского отдела Палестинского Общества, в память в Бозе почившего великого князя Сергия Александровича//Сообщения ИППО. 1906. Т. 17, вып. 4. С. 593–601). 1052 Григорий IV (Хаддад; 1859–1928) – Патриарх Антиохийский (1906–1928). Родился в одном из селений Ливана. Учился в школе Трех Святителей в Бейруте. Иеродиакон (1879), иеромонах (1880). Митрополит Триполийский (1890). Активно сотрудничал с Палестинским Обществом, способствовал созданию в 1890-е годы в Триполийской епархии сети школ, финансируемых Россией. Почетный член ИППО. 5 июня 1906 г. единогласно избран Патриархом Антиохийским. Благодаря усилиям русской дипломатии, признан другими Восточными Патриархами летом 1909 г. Состоял в переписке с Председателем ИППО великой княгиней Елизаветой Федоровной и другими деятелями Общества. Приезжал в 1913 г. в Россию на торжества 300-летия Дома Романовых. Подаренные им рукописи и памятники церковного искусства находятся ныне в музеях Петербурга. По приглашению архиепископа Арсения (Стадницкого) участвовал в Новгороде в епископской хиротонии будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1049 Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. стр. 56. «Того ж дни (14 июня 1616) государь пожаловал боярина князя Офонасья Васильевича Лобанова Ростовсково дано ему шлык бархат венедицкой шолк червчат с золотом двоеморх петлеват, Псковского вора». 1051 Описн. кн. 150 г. 679. По прих.-расх. кн. 137 г. 748): августа в 31-й день «царице Евдокие Лукъяновне подложена шляпа внутри отласом червчатым гладким, а полки подложены отласом золотным, по червчатой земле опахала и травы золоты, в нацветах шолки бел, лазорев, зелен; на подкладки пошло отласов золотного 7 верш., гладково аршин без чети». 1052 Описн. кн. 190 г. 140. – Покрой штанов для царя Михаила Федоровича показан, по кроильным книгам 149–155 г., в Древн. Рос. Гос. отд. IV. стр. 73: «скроены государю штаны камка двоелична, шолк червчат да желт; в длину штаны аршин пять вершков, в ширину в поясе одиннадцать вершков; камки вышло в кроенье четыре аршина». 1054 В кроильной книге 1627 г. записан покрой шубы царя Михаила Федоровича: «декабря 17, скроена государю шуба отлас червчат, по червчатой земле реки и листье золоты, шолк бел, зелен, лазорев. Длина шубе и з запасом по передам 2 арш. с вершком, ширина в плечах аршин с двема вершки, по подолу 3 арш. 9 вершков; рукава с полустану 11 вершков; отласу пошло 7 аршин с полуаршином». Кроил. кн. 135 г. в арх. Оруж. Пал. 702. – У Вельтмана в слов. к опис. Оруж. Пал. стр. 72: «21 декабря 1656 г., скроена государю (Алексею Михайловичу) шуба объярь золотная, по червчатой земле струя и травы золоты да серебряны; испод лисей чернобурых лисиц; ожерелье бобровое с пухом; круживо кованое серебряное широкое, мерою 3 арш., весу 60 зол.; нашивка серебряна с кистьми; ворворки обнизаны жемчугом с каменьем; 11 пуговиц жемчуг с картулином, в закрепках зерна Кафимские». 1055 Зап. Импер. Археол. Общ. т. XI. стр. 282. 283. Шубы царей: Михаила Федоровича, там же, стр. 323–325; Алексея Михайловича, там же, стр. 338. 1062 В историч. опис. од. рисунки Турских и Польских шуб 13 и 14) составлены по разным старинным описям и изображениям. Из первых особенно указывается на опись имению князя В. В. Голицына, а из последних на один портрет Императора Петра I, изображенного в Польской шубе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

1049 К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Litteratur, S. 734. Польский филолог И. Сайдак занимался сочинениями Иоанна Геометра и особенно его гимнами в честь Богородицы (Que signifie KuriwthV GewmetriaV – Byzantion, vol. VI, 1931, pp. 343–353). См. также короткую заметку об Иоанне Геометре в общей истории византийской литературы И. Сайдака: Literatura Byzantinska. Warszawa, 1933, pp. 725–726. 1050 S. Reinach. Le christianisme a Byzance et la question de Philopatris. В его же книге: Cultes, mythes et religions. Paris, 1922 vol. I pu 368 391. 1051 См.: К. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Litteratur... SS. 737–738; G. Montelatici. Storia della letteratura bizantina (324–1453). Milano, 1916, pp. 128–130; E. Кигг. Die Gedichte des Christophoros Mytilenaios. Leipzig, 1903. Русский перевод: Д. Шестаков. Три поэта византийского возрождения. Казань, 1906. 1052 А. А. Васильев дает ссылки на английские издания и исследования по поводу Анны Комниной. Сейчас у нас есть возможность дать ссылку на новое русское издание: Анна Комнина. Алексиада, V, 8 (перевод с греческого Я. Н, Любарского). СПб.: «Алетейя», 1996, с. 171. В соответствующем примечании (560) на с. 510 Я. Н. Любарский приводит цитату из Михаила Пселла , о которой указано в соответствующем примечании у А. А. Васильева . Пселл говорит об отношении Василия 11 к науке практически в таких же выражениях, что и Анна Комнина. А. А. Васильев в своем примечании ссылается также на одно английское исследование об Анне: G. Buckler. Anna Comnina. A Study. Oxford, 1929, p. 262. 1054 А. А. Васильев здесь кавычек не ставит, однако разница между современным значением понятия «лицей» и средневековой школой в рамках Константинопольского университета столь велика, что постановка кавычек представлялась здесь необходимой. Примечание научного редактора. 1055 А. А. Васильев проявляет известную непоследовательность, называя в данном абзаце это учреждение тремя разными словами – лицеем, академией (в данной фразе) и школой (в следующей фразе). Столь близко стоящие разные по своей сути термины, характеризующие одно образовательное заведение, не могут не вызвать удивления. Именно поэтому, отчасти из стилистических, отчасти из логических соображений, в данной фразе «академия» заменена на «школу». Примечание научного редактора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010