комитопулами и на «Сказании о Зографских мучениках» (см. ниже), в к-ром мон-рь назван болгарским, считают, что З. стал болгарским в Х в. По мнению др. исследователей, доказательств, что в X-XI вв. в З. проживали монахи слав. происхождения, нет, а болгарским он стал только в XIII в. ( Amand de Mendieta E. Mount Athos: The Garden of the Panaghia. B., 1972. P. 75; Thomson. 1996). Г. Ильинский считал, что это произошло между 1046 и 1049 гг. ( Ильинский Г. А. Значение Афона в истории слав. письменности//ЖМНП. 1908. Ч. 18. 11. Отд. 2. С. 6). И. Божилов, исходя из решения Прота (1049), в к-ром среди 11 подписей есть греч. подпись «Иоанн монах и игумен Зографа» (Ιωννης μοναχς κα γομενος το Ζωγρφου), и документа (1169), данного святогорским протом Иоанном мон-рю вмч. Пантелеимона, где среди подписей 27 игуменов афонских мон-рей на 18-м месте стоит слав. подпись «Семенъ инъкъ и игуменъ Зографо написахъ» (Actes de Saint-Pantélèémôn/Ed. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. P., 1982. P. 85), помещает это событие между 1049 и 1169 гг. ( Божилов И. Основаването на св. атонска бълг. обител Зограф//Светогорска обител Зограф. Т. 1. С. 18К). К. Павликянов неск. сузил временные границы на основании вышеупомянутого акта 1051 г., согласно к-рому мон-рь в тот период являлся еще греческим ( Павликянов. 2005. С. 25). Но никто из исследователей не сомневается, что представительная болг. монашеская община (по всей видимости, зографская) существовала на Афоне в кон. XII в. Св. Савва I , архиеп. Сербский, рассказывая об отпевании своего отца, св. Симеона Мироточивого, в Житии, составленном в февр. 1199 г., сообщает, что «мнози языци тогда придоше поклонити се ему и отдати пение: певше пръво греци, потом иверие, потом руси, по русех блъгаре, по том паки мы...» ( Сава св. Сабрана дела/Приред. Т. Београд, 1998. С. 184). Средние века От 1052-1266 гг. в монастырском архиве сохранилась только вкладная Марии Цузмены 1142 г. Она была «потомком благочестивых василевсов» и бабушкой севастократора Никифора Комнина Петралифы, ктитора мон-ря Ксиропотам .

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Мухаммад – ересиарх, объявился во времена императора Гераклия в седьмой год его правления, когда шел 656 год эры. 1048 Тем временем епископ Исидор Севильский прославился в кафолическом учении, а Сисебут занял королевский престол в Толедо. На вершине холма у города Илитургия была основана церковь святого Евфразия. В Толедо же обитель святой Леокадии была увенчана кровлей чудесной работы по приказу названного правителя. Нечестивый же пророк Мухаммад удерживал власть десять лет, по истечении которых умер и сгинул в аду во веки веков. Появление же его было таково. Когда он был мальчиком, 1049 он был отдан на воспитание вдове. 1050 Будучи алчным ростовщиком, он по своим делам посещал различные места, и часто оказывался и в собраниях христиан. Так как был он хитрейшим из сынов тьмы, в его памяти отложились некоторые их высказывания, и стал он более сведущим во всех вопросах по сравнению со своими невежественными соплеменниками-арабами. Предавшись со всем пылом своей похоти, он по варварскому закону сошелся со своей покровительницей. Вскоре пред лицом его явился дух неправедный; открыв золотые уста, он назвался архангелом Гавриилом и велел ему объявиться в качестве пророка в своем народе. Мухаммад преисполнился высокомерия и надменности, начал проповедовать неслыханное среди невежественных животных. Стремился он будто бы к тому, чтобы они оставили почитание идолов и поклонялись Богу, сущему на небесах. Он приказал взяться за оружие тем, кто в него верил, и, как ревнитель новой веры, повелел, чтобы умерщвляли противников мечом. При этом было скрыто слово Божие, которое некогда Он донес через пророка: «Вот, Я подниму на вас хапдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит no широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями (Abb.1:6). Их кони резвее вечерних волков, и лица их, словно ветром обожженные, чтобы поразить верующих и оставить безлюдные земли». 1051 Прежде всего они уничтожили брата императора, который владел этими землями, 1052 и, одержав столь великую победу, сделали столицей своего государства город Дамаск в Сирии. Затем псевдопророк сложил гимны во славу неразумных животных; увековечил историю рыжей коровы и сочинил историю паука, поймавшего в сети мух. Так же он составил речи удода и лягушки, так что из уст его исходило только зловоние, а с губ его срывалось лишь карканье. Другие же гимны он сложил своим стилем, чтобы смягчить свой грех, во славу Иосифа, Захарии и даже Матери Господа Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсюда с несокрушимою логическою последовательностью вытекает подвижническое правило и аскетическое требование «подвизаться против всякой страсти, пока человек не достигнет цели благочестия» 1051 . Обязательность этого требования безусловна. «Ничего не следует добиваться с большею настойчивостью, как освобождение себя от болезней (души) и страстей: это необходимо прежде всего» 1052 . Следовательно, «бесстрастие служит началом и основанием жизни добродетельной» 1053 . Прежде необходимо выйти «из ветхого мира страстей», а потом вступить уже в «новый мир духа» 1054 . «Ходить путем Христовым» человек может лишь в том случае, если он «умертвит ветхого человека, или страсти 1055 . Вот почему подавление, искоренение «страстей» фактически составляет преимущественное содержание и ближайшую, непосредственную цель подвижнического делания. По словам св. Иоанна Дамаскина , «подвижническая жизнь ( η’ ’σκισις) и труды ее» служат прежде всего и даже преимущественно для того, чтобы мы свергли с себя чуждый и противный природе грех 1056 . По учению Антония В., все разнообразные подвиги (поста, бдения и т. п.) имеют целью достижение здоровья души, – освобождение ее от «страстей» 1057 . Так. обр., процесс религиозно-нравственного совершенствования христианина – по отрицательной его стороне – выражается именно в подавлении страстей. Представленным принципиальным воззрением аскетов объясняется и тот факт, что как в действительной их жизни, так и в, их теоретическом мировоззрении, насколько, конечно, оно отразилось в их писаниях, «страсти» оказываются по преимуществу в фокусе активного сознательного, самого внимательного и нарочитого самонаблюдения подвижников. А этим, в свою очередь, в достаточной степени объясняется всесторонняя, широкая и глубокая, на основании живого непосредственного опыта, разработка психологических данных, входящих в объем понятия «страсти», – богатство содержащихся в аскетических писаниях психологических данных, так или иначе, прямо или косвенно, посредственно или непосредственно, относящихся к указанной области подвижнического трудничества, аскетического совершенствования 1058 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Следовательно, тело, которое воскреснет, не будет уже алчущим, жаждущим и подлежащим тлению. Однако оно будет идентично тому, с которым была связана душа, и одновременно отличным от него, совершенным, нетленным, избавленным от напастей и немощей тления, которое упразднено. Там «уже не будет для него необходимости ни в пище, чтобы жить, ни в лестнице, чтобы подниматься, ибо оно делается духовным, чем-то чудесным, о чем мы не можем и сказать по достоинству»; оно становится таким, что мы не в состоянии сравнить его с чем-то подобным по ценности и светлости. Но то, каким образом это совершится, является таинством. И поэтому святитель Кирилл Иерусалимский использует такой образ: тело, облекшись в нетление, «претворяется», как железо, которое, вступив в контакт с пламенем, «делается огнем». Но поскольку этот образ не совсем точен, то добавляет: тело переделывается, но лучше сказать, «как знает сие воскрешающий Господь». 1050 " Тогда, – говорит преподобный Исаак Сирин , – когда придет время, которое Бог определил Своей достойной преклонения премудростью, Он воскресит нас в другом образе, который лишь Он знает, и введет нас в новое состояние. И всего этого с надеждой ожидаем не только мы, люди, но и святые Ангелы [...], ибо из-за нас и они не могут войти в совершенство, потому что знают, что только один раз будет открыта дверь нового века и что и они упокоятся после обновления мира и восстановления нашей природы в первоначальном состоянии». 1051 О новой форме, которую будет иметь это тело, нас известил Господь. Он учил, что в загробной жизни ни женятся, ни выходят замуж , но пребывают, как Ангелы Божии на небесах ( Мф.22,30 ). Те, кто будет жить там, получат нетленную и бессмертную природу и будут равны Ангелам ( Лк.20:35–36 ). Кроме того, Бог упразднит в Будущей Жизни и чрево, и пищу ( 1Кор.6:13 ). 3 . Воскресение нашего тела будет не просто возвращением, выздоровлением или «восстановлением изначального состояния нашей природы» 1052 ; это будет одновременно и возвышение, переход к высшему, лучшему, совершенному. Это нам открыл Дух Божий через Апостола Павла, который пишет: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» ( 1Кор.15:44 ). Сеется тело, которое оживлялось и управлялось низшими, животными силами души. Восстает тело, которое будет животвориться и управляться духовными силами души. Существует тело животное и тело духовное.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Христиане решились не почитать никакого бога самодельного и возникшего, но только одного, создавшего весь мир и все остальное, что не может быть воспринимаемо ни чувствами, ни глазами. Но есть люди, которые иначе расположены, чем христиане, и действуют по собственной воле. Покинув Творца, они выдумали нового Бога и почитают его, хотя он имеет только одно имя бога, и предполагают, что Сын сильнее, чем Отец, Господь Бог, и царствует над всем. Христиане могут ответить на это только тем, что они не служат двум господам 1050 . Цельс далее обвиняет христиан в том, что они, не желающие воздвигать колонны и строить храмы, лишь явно обнаруживают то, что христиане принадлежат к тайному и запрещенному обществу. Ориген : Цельс не знает, что христиане принимают сердце каждого праведного за алтарь, из которого исходит в небо духовный фимиам истины. Поэтому и в Откровении ап. Иоанна значится, что он созерцал «золотые чаши, полные фимиама, который есть молитвы святых» ( Откр. 5:8 ); и псалмопевец взывает: «Да исправится молитва моя, как фимиам пред Тобою» ( Пс. 140:2 ). И христианские изображения (идолы) и монументы (колонны) не те, которые приготовляются обычными работниками, но отпечатанные и искусно разработанные в христианских душах Словом, Перворожденным всей твари (ср.: Кол. 1:15 ), представляющим для христиан образец умеренности, праведности, справедливости, мудрости, благочестия и всех прочих добродетелей, какие Он насадил в души христиан; и они рассуждают об этом изображении и твердо веруют, что они должны главное почитать, что образцовое из всех изображений есть образ невидимого Бога. Наблюдаются люди, совлекшие с себя «ветхого» человека и облекшиеся в «нового», который обновляется по образу Создавшего ( Кол. 3:10 ) и, следовательно, воспринимает образ Творца, и они воздвигают колонны и изображения богов, как это требует Бог. Но среди любителей изготовления статуй значились, как наиболее выдающиеся, Фидий 1051 и Полиевкт 1052 , а между живописцами – Зевксис 1053 и Апеллес 1054 : другие художники не способны были производить такие прекрасные статуи и картины, как упомянутые сейчас, иные работали еще хуже; одним словом, картины и статуи различались между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

(Ann. Saxo 1844. Р. 684) 18. В лето Г[осподне] 1062-е. (...) [Смерть майсенского маркграфа Вильгельма 1044 .] Марку получил его брат Оттон из Орламюнде (Otto de Orlagemunde) 1045 . У них, то есть Вильгельма (Willehelmus) и Оттона, был брат Поппон (Роро) 1046 , у которого был сын Ульрих (Odalricus) 1047 , женившийся на сестре венгерского (Ungaria) короля Ласло (Ladizlaus) 1048 , которая родила ему Ульриха-младшего 1049 , который женился на дочери Людвига (Lodowicus), графа Тюрингии (Thuringia) 1050 . (...) У него (Оттона. – Сост.) была жена Адела из Брабанта (Adhela de Brabantia), из замка под названием Лувен (Lovene) 1051 , которая родила ему трех дочерей: Оду (Oda), Кунигунду (Cunigunda) и Адельхайду (Adelheida). Оду взял в жены маркграф Экберт-младший из Брауншвайга (Ecbertus de Bruneswic) 1052 , она умерла бездетной. Кунигунда вышла за короля Руси (Ruzi) 1053 и родила дочь, на которой женился некто из тюрингенской знати по имени Гюнтер (Gunterus) и родил от нее графа Сиццо (Sizzo) 1054 . После его (короля Руси. – Сост.) смерти она вернулась на родину и вышла замуж за Куно (Сопо), графа из Байхлингена (Bichlingge) 1055 , сына герцога Оттона из Нортхайма (Otto de Northeim) 1056 , и родила ему четырех дочерей. После же его смерти ее третьим мужем стал Викперт-старший (Wipertus) 1057 . Адельхайда же вышла за Адальберта (Adalbertus), графа из Балленштедта (Ballenstide) 1058 .(...) (Ann. Saxo 1844. Р. 693) 19. В лето Г[осподне] 1068-е. (...) [Германский король Генрих IV посылает с посольством на Русь своего приближенного, вызвавшего его неудовольствие, с просьбой казнить его там 1059 .] (Ann. Saxo 1844. Р. 696) 20. В лето Г[осподне] 1082-е. (...) [Смерть саксонского маркграфа Удона Старшего 1060 . В связи с этим автор повествует о происхождении его матери Оды, больше говоря, однако, о потомстве матери Оды – Рихенцы от ее другого брака с Оттоном Нортхаймским 1061 , т. е. сводных братьях и сестрах Оды.] Итак, после смерти Удона (Udo) Старшего ему наследовал сын его маркграф Генрих (Heinricus) 1062 . Женой его была Евпраксия (Eupraccia), дочь короля Руси (Ruscia) 1063 , которую на нашем языке звали Адельхайдой (Adelheid) 1064 ; на ней впоследствии женился император Генрих 1065 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Братства . – В видах общей и соединенной народной охраны православия и защиты православных от притеснений католиков и униатов, в западно-русской церкви получили весьма большое развитие братства. 1050 Во многих западно-русских городах братства основаны были еще до введения унии; но перед началом унии они получили санкции от высшей церковной власти и приняли весьма деятельное участие в борьбе с унией и прикрывавшим ее латинством. Задачами этих народно-церковных общин были: охрана православной веры и чистоты христианской нравственности; обеспечение и поддержание православных церквей и духовенства; учреждение школ и типографий для печатания книг; призрение престарелых и больных и проч. Братства имели свои церкви, а меньшие или малые братства приделы в церквах; для сбора приношений при церквах были кружки. В определенное время (до четырех раз в году) происходили собрания братства, на которых происходили совещания о братских делах. Важнейшими братствами были учрежденные еще до унии – братства Львовское и Виленское. Патриарх Иеремия в 1588 г. предоставил им право ставропигии, т. е. независимости от епископского суда, с подчинением только патриаршему суду. Вместе с этим, в смутное время пред началом и после введения унии, им поручен был надзор за епископами. Александрийский патриарх Мелетий, похваляя цель учреждения западно-русских братств, писал к ним в 1597 году: «вемы, яко утверждение церкве суть яже по местех священные братства и яко щит некий в помощь самой церкви». 1051 Но епископам не нравилось это, и в особенности тем из них, которые ставили свой произвол выше требований церковного закона и порядка. Луцкий епископ Терлецкий с досадой и злобой говорил о патриархе Иеремии «уставил братства и ставропигии, дабы наши овцы не повиновались нам». К нему пристал и львовский епископ Балабан, гневаясь на патриарха за львовскую ставропигию. 1052 Балабан и на брестских соборах постоянно жаловался на свое братство, на непризнание и уничижение его достоинства. Есть основания думать, что и прочие епископы разделяли их взгляд и недовольство братствами. Принявшие унию западно-русские епископы одним из главных побуждений к этому выставляли подчинение их братствам. «Яко дурный, неславный и непожиточный был призд Иеремии патриарха, а тым, иж хлопов, простых шевцов, и седельников и кожемяков, над епископов преложил, и весь порядок церковный от духовенства отнявши светским людям в мощь подал, в чем великое уближение власти епископской учинил».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Думайте над тем, что собираетесь сказать. Усмотрели вдруг заказчика с организатором! Стыдно так перекладывать с больной головы на здоровую. 1053. Ответ на 1048, Русский Сталинист: Да, плохо! То, что Вы написали было очень плохо! Но как можно лишать жизни ни за что! И дети, дети! Они-то почему!? Жена и мать зачем!? Доктор Боткин, лечивший мальчика? Они-то почему все были уничтожены? Нет и не может быть у Вас ответа на этот вопрос, никогда не может быть подобного ответа, потому что зверство и изуверство не подлежит объяснению и оправданию! 1052. Ответ на 1053, Максим Михайлов: Дня четыре назад хотел присоединиться к умным комментариям в беседе. А теперь вижу, как всё хорошее в комментариях затерялось за ненужными подробностями/откровенностью и ожесточёнными фразами. Жалко, когда читаешь-читаешь и тебе понравившийся комментатор " срывается " . Но всё равно, отметая мелкие вещи, хочу выразить поддержку В.Р., Андрею Козлову, Андрею Карпову. Поддержка именно в критике ими " православного социализма " . Спасибо! Храни Вас Господь! 1051. Абсурд Или классическая трёхсубъектная схема заказных убийств- Заказчик, Организатор, Исполнитель. Из них троих только Исполнитель непосредственно нажимает на курок, лишая жизни жертву. Тем не менее, и Заказчик, и Организатор также несут уголовную ответственность за совершённое преступление, причём, как правило, бОльшую, чем Исполнитель. Если же следовать ущербной логике наших горе-оппонентов, то Заказчик и Организатор вообще ни при чём, ведь они непосредственно не лишают жизни жертву, значит, и привлекать их к уголовной ответственности не за что, вся вина лежит исключительно на одном только Исполнителе. 1050. Дня четыре назад хотел присоединиться к умным комментариям в беседе. А теперь вижу, как всё хорошее в комментариях затерялось за ненужными подробностями/откровенностью и ожесточёнными фразами. Жалко, когда читаешь-читаешь и тебе понравившийся комментатор " срывается " . Но всё равно, отметая мелкие вещи, хочу выразить поддержку В.Р., Андрею Козлову, Андрею Карпову. Поддержка именно в критике ими " православного социализма " .

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/31/pr...

Назначение дьячков (соответствовавших великорусским причетникам) на Украине было делом приходов, тогда как в Великороссии их должности были включены в штаты и замещались по воле епископов. Наряду со своими прямыми обязанностями чтеца и певчего дьячок выполнял во многих местах и другие функции, например – учителя в церковноприходской школе. Сверх того, по католическому образцу он мог оказаться также в услужении у приходского священника. Лица духовного звания лишь в крайне редких случаях претендовали на эту должность, которая, как правило, замещалась случайными людьми самого различного происхождения 1051 . Особенностью украинских епархий были викарные священники, которые назначались для помощи в служении самими приходскими священниками или (после введения принципа наследственности) вдовой священника вплоть до совершеннолетия ее сына. В первом случае викарий мог рассчитывать на треть или четверть доходов, во втором – на половину. Этот вопрос регулировался частным договором, без участия епархиального управления и часто даже без участия общины, которая была заинтересована только в фактическом исполнении священнических обязанностей 1052 . Еще до учреждения Святейшего Синода Петр I указом от 25 апреля 1711 г. повелел освященному Собору совместно с Сенатом изучить вопрос о замещении должностей в приходах, чтобы уменьшить число клириков и церковнослужителей. Упомянутые инстанции постановили требовать от кандидатов представления письменного ручательства от членов общины с подтверждением их избрания на ту или иную приходскую должность 1053 . Это означало прямое признание законом права приходов на выборы духовенства. Во второй части «Духовного регламента», в § 8 раздела «Мирския особы, поскольку участны суть наставления духовнаго», также значится: «Когда прихожане или помещики, которые живут в вотчинах своих, изберут человека в церкви своей в священники, то должны в доношении своем засвидетельствовать, что оный есть человек жития добраго и неподозрительнаго». Однако ряд петровских указов 1054 ограничил круг потенциальных кандидатов лицами, прошедшими полный курс в духовном учебном заведении.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Первое обвинение, произносимое в ст. 13-есть обвинение в лицемерии; второе в отсутствии всякой любви к Богу, благодетелю своему и третье обвинение в замене духа закона суетными измышлениями и толкованиями человеческими. В стихе этом (как в видении главы VI ст. 10) Господь глаголет не о каком-либо определенном периоде жизни народа Израильского, а глаголет обо всем будущем народа, который становится все более и более неспособным исполнить свое призвание как целый народ обетования, и потому должен будет распасться. И действительно все двенадцать колен, начиная с царства Израильского, отводятся частями в плен и исчезают среди чуждых им племен передней Азии. Спасается „остаток“: сначала из двух-миллионного населения Евреев, живших в Палестине при Давиде и Соломоне, возвращаются при Ездре ( 1Ездр. 2:64 ) лишь 42360 человек, которые представляют собою всю нацию; но когда приговор Божий окончательно совершился над народом обетования, то он исчезает совершенно как самостоятельный народ,-и остается „остаток“ духовный. В особенности о нем и сказано в ст. 14 „чудно и дивно“ поступит Господь с народом, так что: „мудрость мудрецов его погибнет и разума у разумных его не станет“. Слова эти заключают в себе тайну Божией премудрости, ведущей все человечество ко спасению. Стихи 13 и 14 вполне исполняются и содержание их становится ясным только тогда, когда мы перенесемся мыслию во времена Господа нашего Иисуса Христа 1051 . 15 . Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке и говорят: „ кто увидит нас? и кто узнает нас? “ 16 . Какое безрассудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделавшем его: „ не он сделал меня “ ? и скажет ли произведение о художнике своем: „ он не разумеет “ ? Стихи 15–16 отчасти выясняют нам возможность возникновения талмуда, этого сборника мыслей и замечаний учителей Израиля во время плена и после него. Этот сборник, в котором, рядом с некоторыми практическими указаниями и хорошими мыслями, встречаются самые нелепые, детские и часто кощунственные замечания, мог возникнуть только среди именно такого народа, как рисуют его Исаия и другие пророки. Идолопоклоннические народы, окружавшие Израиля, оставили на нем неизгладимый отпечаток; он совершенно почти утратил способность подыматься душею и мыслию до понимания Всемогущего Единого Бога, Творца и Вседержителя. В Талмуде ясно обрисовывается книжник, почти совершенно неверующий в высшем значении слова вера. Он больше всего верит в своих собственных мудрецов, о разумности и силе которых Талмуд рассказывает чудеса 1052 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010