и ины церкви ставляше по градом и по местом, поставляя попы и дая им от именья своего урок»; в Сказании под 1051 годом: «Боголюбивому бо Ярославу любящю Берестовое и церковь ту сущую Святых Апостол, и попы многы набдящю») и внешняя (в некоторых, указанных выше списках летописи под 1037 годом рассказывается об Антонии и о том, что в других списках изложено под 1051 или 1052 годом), если эту связь мы не признаем случайною 30 ), то легко придем к предположению, что Несторов рассказ о начале Печерского монастыря начинался с повествования о просветительной деятельности Ярослава, сохранившегося в летописном отрывке 1037 года, а может быть даже несколько раньше, то есть, с крещения Руси при Владимире. Ср. в указанном отрывке сравнение Ярослава с Владимиром: один вспахал землю, а другой посеял семя. Нестору же принадлежит читаемое здесь размышление о мудрости и о пользе чтения книг. Рассказав о любви Ярослава к церквам и попам, Нестор останавливался на особом расположении его к Берестову, церкви св. Апостол и Илариону, священнику той церкви, будущему митрополиту. Иларион ископал пещерку для молитвенного уединения; но Бог вложил князю поставить его митрополитом. Пещерка осталась свободною и вскоре в ней поселился Любечанин Антоний. И он начал жить тут, молясь Богу и предаваясь воздержанию. Многие благочестивые люди приходили к нему принося ему пищу и испрашивая благословения 31 ). По смерти Ярослава, принявший великое княжение Изяслав, узнав о благочестивой жизни Антония, посетил его с дружиной, прося благословения и молитвы. К Антонию стала стекаться братия: первыми пришли Никон и Феодосий; по повелению Антония, Никон постригал приходивших. Далее упоминалось о прибытии в пещеру Варлама и Ефрема. Когда братии собралось 15 человек, они вырыли большую пещеру и устроили в ней церковь и кельи. Тогда Антоний уединился в одной из келий, а потом переселился в другую пещеру, откуда никогда не выходил; мощи его лежат в ней до сегодня. Братии же он поставил игуменом Варлама, который поставил небольшую церковь над пещерою.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как примирить употребление клятвы в каноническом делопроизводстве с категорическим ее запрещением в правилах Св. Василия об инокинях. (Кормч. 62 гл.). Стр. 933–946. Н. Высоцкий. О молитвенном призывании святых и необходимости поминовения умерших на основании молитвенных песней сектантов. Стр. 947–954. М. Кальнев. Православно-русское дело в Холмогорской Руси. О так называемом униатском упорстве и о средствах борьбы с ним. Желательная постановка борьбы с упорством. Стр. 955–963. М. Кобрин. Церковь Христова и временно без епископа быть не может. (Замечания на книгу Ивана Усова – “ Церковь Христова временно без епископа” – миссионеров: священника С. Шалкинского, К. Картушина). Стр. 964–972. “О посланничестве митрополита Амвросия”. (Новая раскольничья книга в защиту австрийского священства). Стр. 973–988. Прот. Н. Фиалковский. Из записок и дневников. Из дневника православного. (Клевета на апостола Павла). Стр. 989–990. Православный. Полицейско-врачебный протокол и христианские добродетели. Стр. 991–997. Феодул. В мире современного старообрядчества . Голяевский раскол. Стр. 998–1013. Горькая быль. (Как лишенному сана иерею помешали сделаться беглым раскольничьим попом). Стр. 1014–1019. Единоверческий свящ. Иоанн Чередников. Миссионерские беседы с начетчиком Спасова согласия, слепцом А. Коноваловым, в Уфимской губернии 8–10 мая с.г.). (Беседа вторая). Стр. 1020–1037. Свящ. С. Шлеев. Летопись периодической духовной и светской печати и новые книги по вопросам веры и миссии церкви. Идеалист, рассказ Е. Милицкой. “Русск. Мысль”, февр. Стр. 1038–1048. Василий Абаимов. Новости богословской литературы. (Систематический указатель книг и журнальных статей по наукам богословским, философским, юридическим, историческим, по литературе и филологии. Библиографический журнал, изд. библиотек. Моск. дух. акад. К. Поповым , 1–2 вып. 1904 год.). Стр. 1048 –1051. Н. Гринякин. Проповеди соборного Иеромонаха Зосимы. Почаев, типография Почаевско-Успенской Лавры. Стр. 1051– 1052. Иеромонах Александр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отсюда с большою вероятностью следует, что первоначальный летописный свод составлен в Киевопечерском монастыре и что уже в нем были статьи, относящиеся к истории этого монастыря. Следовательно, восстановить первоначальный объем и содержание Печерской летописи должно сравнительное изучение Повести временных лет и Киевского Начального свода (по позднейшей редакции его в Новгородской 1-й летописи): все статьи, относящиеся в Повести временных лет к истории Печерского монастыря и не читавшиеся в Начальном своде, заимствованы Сильвестром из Печерской летописи. Сюда относятся: Сказание, что ради прозвася печерский монастырь (1051 г.), рассказ о подвижниках печерских (1074 г.), известие об основании и окончании церкви печерской (1075 г.), известие о смерти игумена Никона (1088 г.), известие об освящении церкви печерской (1089 г.), рассказ о перенесении мощей Феодосия, об исполнении его пророчества и краткая похвала Феодосию (1091 г.), рассказ о нападении Боняка на печерский монастырь (1096 г.), известия о смерти Яна, похороненного в печерском монастыре, и о пострижении Святоши (1106 г.), упоминание об обычае Святополка перед каждым предприятием поклоняться гробу св. Феодосия (1107 г.), известия об окончании трапезницы в печерском монастыре, о внесении Феодосия в синодик и об окончании верха у св. Богородицы на Клове, заложенной бывшим печерским игуменом Стефаном (1108 г.), известие о смерти Евпраксии Всеволодовны, положенной в печерском монастыре (1109 г.), известие о явлении столпа над гробом Феодосиевым (1110 г.). В этом перечне помещены только те известия и рассказы, которые читаются в Лаврентиевском и Ипатиевском списках Повести временных лет. Имея же в виду, что в целом ряде случаев летописи, содержащие в себе Софийский временник, точнее передают первоначальный текст Повести временных лет, чем указанные и сходные с ними списки 15 ), мы можем присоединить к числу заимствований в Повесть временных лет из Печерской летописи известие о смерти Антония в 1073 году (Новг. 4-я) и следующее известие, читаемое вслед за словами: «начало печерскому монастырю от Антония» в Софийских, Софейской, Воскресенской и Тверской под 1052-мъ, в Новгородской 4-й под 1051-м годом:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

01. Если гностицизм в лице офитов настолько был погружен в мир языческих 1051 и иудейских 1052 представлений, что следы заимствований из христианского учения у них едва заметны; то в учении Маркиона мы встречаемся решительно с обратным явлением. Маркион, конечно, вынесен той же волной синкретических течений, как и все другие гностики. Но в то время, как прочие гностики вводят в свои системы в большом количестве языческие элементы – мистико-религиозные, теософские или философские; Маркион только предполагает их, по крайней мере, по имеющимся источникам об его системе, сам же оперирует над христианскими данными, при чем, в своем радикализме и страстном стремлении ко спасению – к чему стремились и все гностики – он думает «исправить“ (recurare), реформировать само христианство, выступая как гигант, безумно объявивший войну Богу Творцу 1053 . __________________ 02. Предшественником и учителем Маркиона ересеологи – св. Ириней 1054 , Ипполит 1055 , Тертуллиан 1056 , Ипполит 1057 , Евсевий 1058 , Епифаний 1059 , Филастрий 1060 , Августин 1061 и Феодорит 1062 – называют некоего Кердона. Свидетелей в удостоверение зависимости Маркиона от Кердона, как видим очень достаточно; но свидетельства их весьма малоценны, ибо все они повторяют одно-два первоначальные краткие указания, не располагая другими данными. По сообщению Епифания и Филастрия, Кердон (Κρδων, Cerdo) был родом из Сирии. Св. Ириней свидетельствует, что он пришел в Рим при Гигине (136–140) 1063 . Здесь, держась еретических мыслей, Кердон не имел желания открыто порывать с церковью, и потому поведение его отличалось большим лицемерием. Ириней 1064 разсказывает о нем: «часто приходя в церковь и исповедуясь, он так и кончил (жизнь), то уча тайно, то опять исповедуясь, то обличаемый в своем худом учении“, и наконец «оставил собрание братий“ (φιστμενος τς τν δελφν συνοδας). Значит, в конце концов Кердон порвал с церковью.– В виду приведенного главного свидетельства св. Иринея о характере деятельности Кердона, говорить о секте кердониан в собственном смысле, как это делает Епифаний 1065 , не представляется возможным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

1006 По сп. Макарьевск. Четиих Миней. Изд. Арх. Комм. Сент. 9, столб. 455. То же в Слав.-Русск. Прол. Изд. Пономарева стр. 160. Но по сп. изд. Невоструевым (М. 1865 г. стр. 5), просто:„сему же от юнна возраста священныя книги извыкшу“. 1010 Житие, изд. Правосл. Собес. 1858 г. ч. II, стр. 160. См. Ключевский Др. р. ж. св. стр. 300–310. Также Кадлубовский, „Очерки по истории древнерусской литературы житий святых“. Варшава 1902 г. стр. 1–43. Голубинский, Истор. Р. Ц. т. I, пол. II. стр. 590–591. М. 1904 г. 1029 Архиеп. Моисей уже в 1324 году был посвящен в сан архиепископа. Если полагать ему в это время около 40 л. что необходимо, так как до этого он был еще архимандритом в Юрьеве Монастыре, то годы его отрочества падают на 80–90-е годы XIII столетия. 1031 До избрания он основал пустынь на урочище Вяжиги, а умер в 1458 г. Если полагать его жизни от 60 до 80 лет, то отроческие годы его падают на 70–80 годы XIV столетия. 1033 В 1474 году он принял уже пострижение. Житие. Ср. Соболевский, Образованность Московской Руси в XV–XVII ст., стр. 14. 1039 Житие изд. Леонидом. Сравн. Голубинский „Преподобный Сергий и созданная им Троицкая Лавра“, стр. 3–4. Серг. Посад 1892 г. (То же и во втором издании). 1043 Житие Иосифа Волоколамского. Макар. Четьи Минеи. Изд. Арх. Комм. Сент., 9 число, столб. 455–456. 1048 Славян.-Русск. Пролог. Изд. Пономарева. Сентябрь стр. 28. Ср. Ключевский. Др. р. ж. св. стр. 37 и Макарьевскую (3-ю) редакцию жития Авраамия. Ср. у Ключевского, там же, стр. 34. 1051 Книга, глаголемая описание о российских святых, стр. 121. Житие изд. Общ. Люб. Др. Письменности стр. 6. 1052 Паисий жил в селе Богородском, но житие не говорит определенно: здесь ли учился Паисий, или же в городе Угличе, с которым отец Паисия имел самые живые сношения, как слуга Угличского князя Андрея Васильевича. Яросл. Епарх. Ведом. 1875 г. 16 стр. 128 – Житие. 1053 Житие по рук. Моск. Дух. Акад. 490 л. 240–250. Славян. Русск. Пролог, изд. Пономарева Апрель. Филарет, „Русские святые, под 1 числом“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1020.  Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском (1 Кор. 7. 32–33). 1021.  …в один дух с Господом (1 Кор. 6. 17). 1022. Слово 2, гл. 9. 1023. Ин. 15. 18–19. 1024. Ин. 3. 36; 17. 3. 1025. Мф. 19. 17; Мк. 10. 19. 1026. Лк. 13. 3, 5. 1027. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 1028.  Если кто хочет идти за Мною (Мф. 16. 24). 1029.  Если хочешь быть совершенным (Мф. 19. 21). 1030.  Если кто приходит ко Мне (Лк 14. 26). 1031.  Если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 1032.  Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19. 21). 1033.  …взяв крест (Мк. 10. 21). 1034.  Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14. 26–27, 33). 1035.  Вы храм Бога Живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6. 16–18). 1036. Лествица. Слово 2, гл. 9. 1037. Мф. 19. 1038. Четьи-Минеи. Житие преподобного Антония Великого, 17 января. 1039. Требник. Последование малой схимы. 1040. Четьи-Минеи, 19 января. 1041. Четьи-Минеи, 15 мая. 1042. Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 1043. Четьи-Минеи, 23 марта. 1044. Четьи-Минеи, 8 января. 1045. Четьи-Минеи, 1 марта. 1046. Четьи-Минеи, 24 декабря. 1047. Четьи-Минеи, 25 июня. 1048. Гал. 5. 24. 1049. Еф. 6. 12. 1051. Четьи-Минеи, 19 июня. 1052. Слово 2. 1053. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1054. Лк. 18. 1055.  …как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4. 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1020. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском (1 Кор. 7. 32–33). 1021. …в один дух с Господом (1 Кор. 6. 17). 1022. Слово 2, гл. 9. 1023. Ин. 15. 18–19. 1024. Ин. 3. 36; 17. 3. 1025. Мф. 19. 17; Мк. 10. 19. 1026. Лк. 13. 3, 5. 1027. Преподобный авва Дорофей. Поучение 1. 1028. Если кто хочет идти за Мною (Мф. 16. 24). 1029. Если хочешь быть совершенным (Мф. 19. 21). 1030. Если кто приходит ко Мне (Лк 14. 26). 1031. Если кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16. 24). 1032. Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19. 21). 1033. …взяв крест (Мк. 10. 21). 1034. Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14. 26–27, 33). 1035. Вы храм Бога Живого, как сказал Бог: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я прииму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6. 16–18). 1036. Лествица. Слово 2, гл. 9. 1037. Мф. 19. 1038. Четьи-Минеи. Житие преподобного Антония Великого, 17 января. 1039. Требник. Последование малой схимы. 1040. Четьи-Минеи, 19 января. 1041. Четьи-Минеи, 15 мая. 1042. Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие. Ч. 4. 1043. Четьи-Минеи, 23 марта. 1044. Четьи-Минеи, 8 января. 1045. Четьи-Минеи, 1 марта. 1046. Четьи-Минеи, 24 декабря. 1047. Четьи-Минеи, 25 июня. 1048. Гал. 5. 24. 1049. Еф. 6. 12. 1051. Четьи-Минеи, 19 июня. 1052. Слово 2. 1053. По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 1054. Лк. 18. 1055. …как добрые домостроители многоразличной благодати Божией (1 Пет. 4. 10).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1026.  …ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4. 12). 1027. Слово 36. По переводу старца Паисия. 1028. Святой Исаак Сирский Слово 1. 1029. Беседа 7, гл. 4. 1030. Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 103, пункт 4. 1031. Слово 56. 1032. Беседа 27, гл. 16. 1033. Алфавитный патерик. 1034. Patrologiae 50, 73. De vitis patrum, lib. 4, cap. 13. 1035. Алфавитный патерик. 1036. Слово 34. 1037.  …ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5. 14). 1038.  Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4. 3). 1039. Лк. 16. 22. 1040. Евр. 12. 6 и проч. 1041. Евр. 12. 3. 1042. Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6. 1043. 2 Кор. 12. 7–10. 1044. Алфавитный патерик. 1045. Алфавитный патерик. 1046. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 27. 1047. Преподобный авва Дорофей. Поучение 7. 1048. Мф. 10. 28–31. 1049. Мф. 28. 20. 1050. Ответ 139. 1051.  …заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (Рим. 3. 19). 1052. Слово 37. 1053. Лк. 21. 25. 1054. Благовестник. На Мк. 8. 11, 12. 1055. Быт. 1. 14. 1056. Мф. 2. 2. 1057. Мф. 27. 45. 1058. Мф. 24. 29. 1059. Ин. 6. 63. 1060.  …одно только нужно (Лк. 10. 42). 1061. Святой Исаак Сирский. Слово 25–28. 1062.  …се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28. 20). 1063. Лествица. Слово 26, гл. 52. 1064. Евр. 11. 27. 1065. Святой Исаак Сирский. Слово 28. 1066. Слово 89. 1067. Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106. 1068. Откр. 12. 12. 1069. Святой Исаак Сирский. Слово 38. 1070. Мысль эта принадлежит святому мученику Иакову Персянину. Четьи-Минеи, ноября в 26 день. 1071.  Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк. 13. 33). 1072.  [Если] же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди (Мф. 19. 17). 1073.  Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Лк. 18. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

1026 В ΓΠΣ ссылка на Диспут с Пирром (PG 91, 341 A), однако если свт. Григорий Палама в самом деле имеет в виду это место (ср. примеч. 347), то приводит достаточно вольный пересказ. В других сочинениях прп. Максима и творениях прочих отцов такой фразы нет. 1028 Букв. «но это прямо [то]». Вариант перевода, предпочтенный П. К. Христу: «это совершенно противоположно». 1029 То есть громкий. Фразеологизм, восходящий к Гомеру (Илиада, V, 785). Среди поздних авторов он встречается, в частности, у Никифора Григоры. 1038 Ср.: свт. Григорий Богослов . Слово XXIX о Сыне (Богословское 3), 15//P. 154 Barbel; SC 250, p. 208 Gallay; PG 36, 93 B; ср. также: Слово XL на Святое Крещение, 43//SC 358, p. 298 Moresch ini; PG 36, 420 BC (Изд.). Вместо «вторичны   Их» в рукописи Р1 сохранилось, очевидно, первоначальное (гораздо менее осторожное) выражение: «вторичны и ниже, а Тот больше и выше» ( τ μν δετερα κα ποβεβηκ τα, τν δ με ζω κα περκε μενον) (Пер.). 1042 При другом понимании синтаксиса фразы (особенно с учетом аналогичной конструкции предложения в начале § 25) возможен иной перевод: «… Духа, что они, различно, но нераздельно разделяемые, никоим образом ничуть не мешают существованию единого Бога и единого Христа?» 1044 Или: «ничему, никому». Форма дат. падежа мн. числа, редкая для классических авторов, становится более употребительной в поздний период. Среди авторов, учтенных в TLG, она регулярно встречается у Никифора Григоры. 1046 ατοαληθε ας, букв. «Самоистины». Слово, часто встречающееся в святоотеческих творениях. 1051 Перевод «подающей» не передает связи с предыдущим образом хоровода, однако буквальный перевод невозможен без калькирования греческих слов и синтаксиса. 1052 Следующий далее греческий текст маловразумителен: … κε νη δ πντως νθεωρεται ς κα στιν. Местоимение «оный, тот» обычно (но не всегда) указывает на упомянутое первым (в данном случае – сущность, ибо сила употребляется в смысловой паре с энергией), однако в таком случае получилась бы богословская бессмыслица, ибо сущность никоим образом не может быть зримой. Возможны два выхода из затруднения: 1) под словом «оная» понимать все-таки слово, упомянутое последним (как это нередко бывает у Паламы), т. е. энергию, а после «узревается» предположить опущение местоимения (как мы и перевели); 2) конъектурально заменить κε νη на κε ν (стандартная конструкция при νθεωρεται). В последнем случае перевод выглядел бы так: «… но она вполне узревается в той [сущности], которой и принадлежит».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

1027 Главы о знании I,19. 1028 II/8,2. 1029 I/80 (394)=B40 (304). 1030 I/18 (76)=B27 (201). 1031 Главы о знании III,46. 1032 Исаак пользуется терминологией Евагрия. 1033 Ср. 1 Кор. 7:31. 1034 Т. е. мира сего. 1035 Главы о знании III,9. 1036 II/10,20. 1037 I/66 (346)=B12 (123). 1038 Ср. Ин. 14:2. 1039 I/58 (311)=B6 (86—87). 1040 В Царстве Небесном. 1041 Мф. 25:31—33. 1042 I/58 (311—312)=B6 (88). 1043 1 Кор. 2:9. 1044 Ин. 6:33. 1045 I/83 (397)=B43 (316—317). 1046 I/18 (76)=B27 (201—202). 1047 B26 (189). Т. е. не на то, что его естество было изначально порочным. 1048 1 Кор. 15:55. 1049 1 Кор. 15:28. 1050 Ср. 1 Кор.15:53—55. 1051 I/91 (431—432)=B50 (358—359). 1052 См. цитату в Главе I. 1053 II/39,2. 1054 II/39,2. 1055 II/39,3. 1056 Букв. «дом Адама». 1057 II/39,4. 1058 Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). 1059 II/39,5. 1060 II/39,6. 1061 Феодор Мопсуестийский. Против говорящих, что грех свойственен природе. 1062 Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. 1063 Мнения Феодора и Диодора. 1064 II/39,14. 1065 II/39,15—16. 1066 II/39,17. 1067 II/39,20. 1068 II/39,21—22. 1069 II/40,1. 1070 II/40,4. 1071 Т. е. геенна. 1072 II/40,5. 1073 Геенна. 1074 II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. 1075 II/40,8—11. 1076 Ср. Лк. 18:14. 1077 Ср. Мр. 12:42—43. 1078 Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. 1079 II/40,12. 1080 II/40,13—14. 1081 II/41,1. 1082 Ср. О началах 3,5,3. 1083 Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис…» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. 1084 1 Тим. 2:4. 1085 1 Кор. 15:28. 1086 Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010