SS. T. 3. P. 179; Storia. 1935. P. 131-133). Л. направился в мон-рь Субиако, где назначил нового аббата Гумберта, уроженца Франции, проверил архивные документы и, обнаружив много фальшивых грамот, велел их уничтожить (Chronicon Sublacense (AA. 593-1369)/Ed. R. Morghen. Bologna, 1927. P. 8-9). В день Рождества Христова (25 дек. 1051) понтифик находился в Нарни, а 31 марта 1052 г.- в Озимо, где он освятил кафедральный собор. После этого Л. вернулся в Юж. Италию, чтобы организовать военные действия против норманнов. В ряде источников сообщается, что норманны жестоко разоряли Апулию, и гибель Дрогона усугубила положение. Жители Апулии обратились к Л. с мольбой о помощи. По-видимому, в переговоры с папой вступил Аргир, назначенный в 1051 г. визант. наместником в Италии (Vita et obitus Leonis IX. 14; MGH. SS. T. 5. P. 132; Bruno. Libellus de symoniacis. 5//MGH. Lib. T. 2. P. 550; De rebus gestis. 1927. P. 15; Guillermi Apuliensis Gesta Roberti Wiscardi//MGH. SS. T. 9. P. 255). Л. и Фридрих Лотарингский стали собирать войско, но Гваймарий IV, связанный союзническими и родственными отношениями с норманнами, воспротивился этому. Однако в июне 1052 г. Гваймарий был убит, и норманны захватили Салерно, чтобы отомстить за его смерть. После этого Л. «пожелал привести норманнов в смятение и рассеять их». Он обратился к императору и королю Франции, «обещая им отпущение всех грехов и богатые дары, если они избавят страну от злобы норманнов» (Storia. 1935. P. 138-139). Летом 1052 г. Л. покинул Италию и встретился с имп. Генрихом III, к-рый осаждал венг. крепость Пресбург (ныне Братислава). По просьбе венг. кор. Андраша I, стремившегося заключить мир с императором, понтифик организовал переговоры, которые, однако, вскоре были сорваны (Герман из Райхенау обвинял в этом венгров, автор Тульского Жития - советников императора). Из-за успешных действий венгерского войска Генриху III пришлось отступить. Папа и император посетили Регенсбург, где 7 окт. 1052 г. они участвовали в перенесении мощей св.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Еще важна для выяснения сущности взглядов Аргира та черта, что он держался обрядов Римской церкви, был единомыслен с папой и, весьма естественно, защищал интересы Римского престола. В 1051 г. Аргир был возведен в чин магистра, сделан италийским дукой и в марте прибыл в Бари, к месту своего назначения, снабженный деньгами и инструкциями. Назначение Аргира с первого взгляда может указывать на переворот в правящих сферах, на смещение Лихуда с должности первого магистра и замену его другим. Но принимая во внимание с одной стороны свидетельство историка, 3015 что решительное изменение политики Мономаха произошло в последние два года его царствования (1053–1054), с другой – что выполнение самой щекотливой части данной Аргиру инструкции, начало сношений его с папой, может быть приурочено не ранее как к 1052–1053 гг., именно ко времени, предшествовавшему столкновению папы с норманнами при Чивителле, мы можем сделать вывод, что назначение Аргира на должность дуки было только признаком ослабления влияния Лихуда, но не окончательного удаления его от управления. С 1051 г. партия Иоанна Логофета, к которой принадлежал Аргир, уже стала подрывать силу Лихуда, но окончательно она восторжествовала лишь в 1052 г.; в конце 1052 или в начале 1053 г. Лихуд был отстранен, а Иоанн Логофет занял место первого министра. Какова же была правительственная программа новой партии, вступившей во власть? Программа была незамысловата. Точкой отправления для нее служил турецкий вопрос, которому суждено было сыграть роль в деле церковного разделения не меньшую, чем он сыграл в позднейших попытках соединения. Турки делали быстрые успехи на Востоке, отторгали один за другим города и области, принадлежавшие Византийской империи. Партия Иоанна Логофета написала на своем знамени девиз – борьбу с турками во что бы то ни стало, принесение этой борьбе в жертву всех других интересов государства; партия Лихуда соглашалась с необходимостью борьбы, но не хотела жертвовать интересами народа и честью государства. С 1053 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Это отмечает и его биограф, 3006 об этом же свидетельствуют и другие данные; от июня 1051 г. до середины апреля 1052 г. нет ни одной папской буллы, которая была бы издана в Риме; обыкновенно Лев IX собирал ко времени Пасхи соборы, но в 1052 г. пасхальных соборов собираемо не было. Все это показывает, что папа озабочен был другими делами, отвлекавшими его от обычных занятий и препятствовавшими ему оставаться в Риме. Дела эти – финансового свойства. Заботы об устройстве финансовой части отражаются и на буллах, изданных в это время. Так, в одной булле, место издания которой не обозначено, но которая помечена 18 марта 1052 г., папа утверждает права на одно недвижимое имущество за монастырем Помпозой, но при этом выговаривает условие, чтобы монастырь платил ежегодно известный взнос в пользу Римской церкви. 3007 О каких же владениях Римского престола хлопотал папа? Прежде всего внимание его привлекали те, которые лежали по соседству к Риму и были в предшествующее время отняты разбойниками. Под разбойниками, грабившими владения св. Петра, с которыми, по словам биографа, 3008 вел упорную борьбу Лев IX, можно иметь в виду не только тех, которые в данный момент делали нападения на патримонии, но и тех, которые неправильно владели этими патримониями, разбойнически захватив их в прежнее время. Естественно также было Льву IX или тем из его приближенных, которые ближе стояли к этому делу, вспомнить о патримониях в Апулии, Калабрии и Сицилии, с давних пор составлявших предмет папских забот, которые во время Седьмого Вселенского собора и при патриархе ФотиИ не удалось возвратить Римской кафедре. Апулия и Калабрия de jure принадлежали тогда византийскому государству, но de facto власть византийских императоров была оспариваема норманнскими авантюристами. Под ударами последних, византийская власть значительно уже была поколеблена после неудач, постигших греков со времени италийского дуки Михаила Докиана (с 1041 г.); норманнские графы разделили между собой значительную часть Апулии и проникли в Калабрию, где основали Стридулу (1044), как операционный пункт дальнейших действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

1113 Полн. собр. р. лет. 1. 67 (228). При ясном свидетельстве древней летописи о возведении Илариона в сан митрополита в 1051 г., без сомнения, ничего не значит показание так называемого Свитка Ярославля, сохранившегося в рукописи XV в., будто Иларион был митрополитом еще в 1032 г. (Акт. запад. Росс. 1. 166. С. 191 (66)). 1117 Митрополит Феопемпт скончался, по московскому каталогу митрополитов, в 1049 г., а по другим – еще в 1047 г. (Истор. росс. иерархии. 1. 83. Изд. 2-е (67)). 1118 Stilling. Diss. de convers. et fide Russorum. § 6. N. 68 (in Act. Sanctorum, Septembr. T. 2 (402)); Филар. Истор. Русск. Церк. § 34. С. 166. Изд. 2-е (317). 1122 В Палинодии Захарии Копыстенского сказано, что митрополит Иларион, как только открылась возможность, «с послушенством своим отозвался до патриарха, за чим от него благословение и отвержение одержал» (Ч. 3. Разд. 2. Артик. 1 ). Откуда Захария заимствовал это известие – не знаем, но он имел под руками многочисленные и очень разнородные источники, которые сам исчислил в начале своей книги. В рукописном «Каталоге всех российских архиереев постепенно», находящемся в Новг. Соф. библ. 230 (2)), говорится даже, будто митрополит Иларион поставлен русскими епископами «чрез грамату святейшаго Михаила, патриарха Цареградского» (гл. 1). Но это, конечно, только догадка составителя Каталога: судя по самому тону речи древнего летописца об избрании Илариона великим князем Ярославом и поставлении в митрополита русскими епископами, нельзя допустить, чтобы то и другое совершилось вследствие или вопреки предварительной грамоты от патриарха. Притом означенный Каталог составлен только в прошлом столетии и списки некоторых архиереев доводит до 1720 г., других – до 1731, а некоторых даже до 1740 г. Наконец, Густинская летопись, без сомнения, совершенно ошибочно свидетельствует, будто бы Иларион поставлен быть митрополитом Киеву от патриарха Михаила Керуллария (Полн. собр. р. лет. 2. 268 (228)). 1123 По одним сказаниям, это случилось в 1051 г. (Никон, лет. 1. 142 (241)), по другим, – в 1052 г. (Полн. собр. р. лет. 3. 212; 5.138 (228)), по третьим, – в 1053 г. (Татищ. 2.114 (294)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

29 Степ. кн.: Веры же ради Христолюбивого Ярослава, приидоша к нему от Царьграда богоподвизаемы трие певцы Гречестии с роды своими. От них же начать быти в Рустие земли ангелоподобное пение изрядное осмогласие, наипаче же и трисоставное согласование и самое красное демественное пение, в похвалу и славу Богу и пречистой его Матери и всем святым, в церковное сладкодушевное утешение и украшение... У Татищева под 1053 годом: Сегож года пришел митрополит Георгий из Царьграда и с ним три человека с роды своими Демественники, и учаху в Руси пети на 8 голосов, отличаша церковное от мирских песен употребляемых (их) ко увеселению. Ср. о Теории ниже. В Тверской летописи перед известием о прибытии певцов заглавие: О демественом пении на Руси. 30 Не решаюсь дольше останавливаться здесь еще на следующем обстоятельстве, указывающем на тесную связь рассказов под 1037 и под 1051 годом. Софийский временник (Соф и йск а я, Новгородская 4-я и др. летописи) почти не знает пропусков сравнительно с Лавр.-Ипат. приблизительно до 1074 года. Это объясняется тем, что краткий рассказ Новгородской 1-й летописи был дополнен на основании списка Повести временных лет. Но рассказ под 1037 годом представлен лишь в нескольких начальных строках, а рассказ под 1051-м опущен совсем (о начале Печерского монастыря и прибытии певцов сказано под 1052, в Новг. 4-й под 1051). Вижу в этом указание на то, что в списке Повести временных лет, служившем источником дополнений, оба рассказа были еще соединены и приведены под 1037 годом (ср. рассказ Архангелог. и летописи Аврамия под этим годом). 31 Нестор, верный своему рассказу в Житии Феодосия, и здесь указывает, что подвижники, принимавшие пострижение стали стекаться к Антонию уже в княжение Изяслава Ярославича. 32 Вселися в пе, то есть в местце се, относится, конечно, к пещере, а не вообще к холму, идеже бе ископал Ларион печерку. 33 Переделка трех столпов в один и благочестивые размышления по поводу его явления принадлежат, думаю, второй редакции. Ср. связь этих размышлений с последующими, не внесенными в Лаврентиевскую летопись, но читаемыми в Ипатьевском и многих других списках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Движущей силой григорианской реформы на раннем этапе была группа сторонников нравственного очищения Церкви, к-рая составляла окружение Л. Среди помощников папы (епископов, каноников и монахов) преобладали выходцы из Лотарингии и Бургундии. В числе доверенных лиц понтифика Бонизон называл кард. Гумберта, аббата Стефана из Бургундии, Гуго Кандида, Фридриха (Фредерика) Лотарингского и Ацелина Компьенского, еп. Сутри, а также «красноречивого» Петра Дамиани ( Bonizo. Liber ad amicum. 5//MGH. Lib. T. 1. P. 588). О Стефане и Ацелине сведений почти нет. Среди близких к Л. прелатов были предстоятели важнейших бургундских кафедр - Халинард, архиеп. Лионский (1046-1052), и Гуго I из Салена, архиеп. Безансонский (1031-1066). Считается, что самым влиятельным помощником Л. был кард. Гумберт, монах из аббатства Муайенмутье, с к-рым понтифик мог познакомиться в годы управления диоцезом Туль. В 1049 или 1050 г. Л. назначил Гумберта титулярным архиепископом Сицилии (остров находился под властью мусульман), в 1051 г. он стал кардиналом-епископом Сильва-Кандиды (Санта-Руфины). В 1053-1054 гг. Гумберт, вероятно, знавший греч. язык, отвечал за контакты Римской курии с вост. Церквами. По-видимому, осенью 1049 г. в Майнце Л. познакомился с Фридрихом, братом герц. Лотарингии Годфрида II Бородатого и каноником кафедрального собора в Льеже. Фридрих постоянно сопровождал понтифика; в 1054 г. вместе с Гумбертом он посетил К-поль, затем возглавил мон-рь Монте-Кассино и впосл. был избран на Папский престол, приняв имя Стефан IX (X). До 1051 г. в окружении Л. видное место занимал Удон, примицерий соборного капитула в Туле (епископ Тульский с 1051 по 1069). Гуго Кандид, клирик из Ремирмона, был назначен кардиналом-пресвитером титула св. Климента. Впосл. его отношения с др. реформаторами испортились: он примкнул к антипапе Гонорию II и выступал против папы Григория VII, поэтому Бонизон называл его отступником (см.: Munier. 2002. P. 112-114; Parisse M. L " entourage de Léon IX//Léon IX. 2006. P. 435-456).

http://pravenc.ru/text/2537627.html

4. Чтобы во время постов арестанты говели. 5. Чтобы места заключения были снабжены книгами Св. Писания и духовнонравственного содержания, и чтобы воскресные и праздничные дни провождаемы были арестантами в благочестивых чтениях, беседах и молитве. 6. Чтобы обвиненные судом, по объявлении им приговора, немедленно были устраняемы от сообщества с прочими арестантами, дабы духовный отец наедине приготовил их назиданием к достойному принятию Св. Таин и к перенесению заслуженного наказания с Христианскою покорностию и раскаянием. Раздел V. Устав о содержащихся в арестантских ротах Отделение V. О надзоре за исправлением арестантов 1051. Для успеха в исполнении своих обязанностей по надзору за введением и сохранением благонравия в роте, Попечители обращаются к местной духовной власти о назначении Священника в качестве духовного отца и наставника роты. 1052. Утренняя и вечерняя молитва должна быть читаема ежедневно пред всем собранием арестантов. К сему чтению назначаются грамотные арестанты, удостоиваемые сего отличия отцем духовным. 1053. В праздничные дни арестанты посылаются в церковь для слушания Божественной литургии. 1054. Во время Великого поста арестанты Православного исповедания должны говеть. Для безостановочного между тем производства работ они разделяются на семь частей, из коих каждой назначается неделя поста для говенья. Арестанты других Христианских исповеданий также приготовляются к Св. Причастию каждый по правилам своей религии. 1055. Во все праздничные дни, в назначенное для того время, арестанты должны слушать поучения духовного отца роты, или же чтение назначенных им мест из Священного Писания или других назидательных книг, с наблюдением того же порядка, который определен выше сего, в статье 1052, для чтения утренней и вечерней молитвы. Том XIV. Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей (по изд. 1910 г. А.М. Нюренберга) Раздел I. Учреждение мест содержания под стражей Глава IV. УСТАВ ОБЩЕСТВА ПОПЕЧИТЕЛЬНОГО О ТЮРЬМАХ 64. (Ст. 28) Общество Попечительное о Тюрьмах, состоя под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством, имеет предметом занятий своих улучшение как нравственного и физического состояния арестантов, так и мест заключения, и в сих видах получает в свое распоряжение отпускаемые на содержание заключенных и тюрем деньги.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как мы видели выше, единственным исключением из практики интронизации митрополитов Руси в Константинополе для XI в. было настоловани Илариона в Св. Софии Киевской. Этот неканоничный, с точки зрения Патриархии, акт повлек за собой последующее переосвящение Св. Софии Киевской новым митрополитом Ефремом 41 . Новооткрытое эпиграфическое свидетельство об этом акте (см. ниже) позволяет уточнить не только его дату – 1052 г., но и всю хронологию Киевских митрополитов XI в. в целом. Однако прежде чем перейти к этой проблеме, следует отметить, что первые списки русских иерархов – прежде всего, митрополитов, о которых и сохранилось больше всего сведений, – возникли в позднее Средневековье и базировались преимущественно на данных более древних летописей. Эти списки влияли друг на друга, видоизменяясь и пополняясь новыми данными. Особого расцвета этот жанр достиг на Украине XVII в., в рамках борьбы с унией: именно тогда были созданы труды Захарии Копыстенского, Сильвестра Косова и др. 42 С развитием научного изучения летописей с конца XIX в. стала понятна искусственность и натянутость многих построений этих каталогов. Критические издания летописных текстов и привлечение сравнительного материала заставило ученых начать пересмотр традиционных списков русских митрополитов. Результат этого процесса переосмысления был сформулирован А. Поппэ в новом каталоге ранних русских первосвятителей 43 – его хронология была с теми или иными мелкими поправками принята и авторами наиболее авторитетных работ по ранней истории Русской церкви 44 . Согласно Поппэ, хронология русских митрополитов 2-й трети XI в. должна быть восстановлена так: Иоанн I (до 1018 – не позднее 1035) – Феопемпт (после 1030 – после 1039) – Иларион (1051–1054/5) – Ефрем (1054/5 – ок. 1065) – Георгий (ок. 1065 – ок. 1076). Но совсем недавно А.П. Толочко 45 , справедливо указав на ряд натяжек в этом перечне митрополитов, предложил свой собственный вариант, основанный на методе исторической деконструкции. Главными ее итогами стали исключение из списка киевских митрополитов Ефрема и перестановка Иоанна на более позднее время, в результате чего список митрополитов стал выглядеть так: Феопемпт (упом. 1039) – Иларион (пост. 1050) – Иоанн (пост. 1052) – Георгий (упом. 1072 г.). Основанием для столь существенного пересмотра стали, впрочем, не столько новые источники (которые, как мы увидим ниже, говорят как раз не в пользу гипотезы Толочко), сколько сделавшееся уже традиционным для «киевской школы» летописеведения последовательное отвержение сведений новгородского летописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Перемиловск.-Троиц., Влад. г., II, 1230. Перемышльский-Рожд.-Богор., Егорьевский или Георгиевский, II, 1130. Перервинский-Никол., Моск. г., I, 327. Перетинский-Рождеств., Новгородск. г., II, 1127. Переяславский-Богор.-Сретен., II, 654. Переяславский – Борисоглеб. на Горе или Нагорный, II, 672. Переяславский-Борисоглеб. на Песках, II, 674. Переяславский-Введен., II, 697. Переяславский-Вознесенский, II, 716. Переяславский-Вознес., Полт. г., I, 120. Переяславский – Михаилов – Ефремов, Полт. г., II, 927. Переяславский-Никитский, II, 947. Переяславский-Николаевский на Болоте, II, 973. Переяславский – Николаевский – Князь – Андреевский, II, 986. Переяславский-Троиц.-Дан., II, 1264. Переяславский-Феодоровский на Горе, II, 1334. Пертоминский, Арх. г., II, 1041. Перынь-Богородицы, Новгород. г., I, 351. в Песках Арханг.-Михаил.-Псковский, II, 1354. на Песках Борисоглеб.-Переяслав., II, 674. на Песках Спасс.-Ростовский, II, 1195. Песношский-Николаев., Моск. г., I, 404. Песоцкий-Брянский, II, 732. Песоцкий-Успенск., Волог. г., II, 1042. Песошенский-Игрицк., Костр. г., I, 211. Петра Высокого-Московский, II, 752. из-за-Петровских ворот Варваринский-Псковский, I, 98. Петровский с Белого Костра-Новгородский, II, 1052. Петровский-Мещовский, II, 1044. Петровский-Можайский, II, 1043. Петровский-Никол., Сарат. г., II, 997. Петровский на Носах., Олон. г., II, 1047. Петровский-Покр., Сарат. г., II, 1064. Петровский на Поле Ростов., II, 1045. Петровский-Саранский, II, 1048. Петропавл.-Брянский, I, 353. Петропавл.-Бутыринский, Черниг. г., II, 1050. Петропавл.-Глуховский, II, 1050. Петропавл.-Елецкий, I, 517. Петропавл.-Краснокутский, II, 1049. Петропавл.-Минский, I, 355, 356. Петропавл.-Московский, II, 752. Петропавл.-Мценский, I, 354. Петропавл. на Носах, Олон. г., II, 1047. Петропавл.-Подольск.-Киевский, I, 357. Петропавл.-Раненбургская, II, 1046. Петропавл.-Салмин., Олон. г., II, 1152. Петропавл.-Саранский, II, 1048. Петропавл.-Сахтошский ила Сахтажский, Влад. г., II, 1051. Петропавл. на Синичьей горе-Новгородский, II, 1052.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

При Ярославе Киев стал украшаться храмами. В 1037 году, на месте окончательного поражения в 1036 г. печенегов, где стояла небольшая, несколько раз горевшая, деревянная церковь времен св. кн. Ольги, Ярослав заложил большой каменный храм во имя Софии Премудрости Божией (окончен он около 1045 г.). В соборе этом позднее поставлялись митрополиты и освящалось вступление на престол великих князей. Собор не раз страдал при войнах и нашествиях. В нем сохранилась доселе большая запрестольная мозаичная икона Божией Матери, именуемая «Нерушимая стена». Вблизи Софиевской церкви Ярослав построил две каменные церкви и при них княжеские монастыри мужской – в честь своего Ангела великом. Георгия Победоносца, и женский – в честь Ангела супруги своей муч. Ирины (шведская королевна Индигерда, дочь короля Олофа, во крещении Ирина, в иночестве св. Анна). Митрополит Иларион освятил Георгиевскую церковь 26 ноября (не раньше 1051 г.) и установил праздновать в этот день память Св. Великомученика. Сей праздник существует и в Греции, где был установлен в честь освящения одной из тамошних церквей. Одновременно с закладкой Софиевского собора Ярослав начал ограждать свою расширенную столицу и на земляном валу воздвиг каменную церковь, посвященную Благовещению Пресв. Богородицы. Летописец замечает: «Радость всегда будет граду тому святым благовещением Господним и молитвами св. Богородицы и архангела Гавриила». Второй сын Ярославов Св. Владимир Новгородский (по смерти в 1019 г. брата Илии – старший), родоначальник первых Галицких князей, соорудил в 1052 г. (по древним свед. в 1050 г.) в Новгороде храм св. Софии. Скончался Св. Владимир в 1052 г. Ближайшее потомство Ярослава, часто, в ущерб Руси, враждовавшее между собою, отличалось, вместе с тем, преданностью Церкви, строительством храмов, заботами о монастырях. Братья соперники, Изяслав Киевский и Святослав Черниговский Ярославичи, оба поддерживали Печерскую обитель. Святослав имел у себя полные клети книг и заботился о просвещении. Он закончил строение в Чернигове Спасского собора, заложенного кн. Мстиславом Владимировичем, умершим в 1036 г. Любовью к образованию известны также любимый сын Ярослава, Всеволод, и сын последнего Владимир Мономах (мать его – дочь византийского императора Константина Мономаха).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010