Хотя на И. С. в контексте этой полемики ссылались и свт. Софроний I, патриарх Иерусалимский, и папа Агафон, однако прямых ссылок на его схолии к 4-му Посланию к Гаию у них или у кого-либо из др. авторов (как диэнергистов, так и моноэнергистов) обнаружить не удалось. В Doctrina Patrum, а также в Деяниях Латеранского (649) и К-польского (680-681) Соборов приводится диэнергистский отрывок И. С. из его соч. «Против Севира», однако толкование на 4-е Послание к Гаию, по-видимому, не оказало влияния на споры VII в. Тем не менее если обратиться к сути толкования И. С. «нового богомужного действия», то окажется, что понимание этого выражения свт. Софронием Иерусалимским в соборном послании 634 г. (см.: ACO II. Vol. 2. P. 456.12-15) весьма близко к пониманию И. С. в Schol. in Ep. 536. 1. Оба автора говорят, что Христос иногда действовал только как Бог, иногда только как человек, а иногда и как Бог, и как человек, и именно это сложное, сплетенное из двух, или «смешанное» (выражение И. С.), действие они называют «богомужним». Весьма вероятно, что такое совпадение понимания у свт. Софрония и у И. С. связано с влиянием схолий И. С. на свт. Софрония. Между тем прп. Максим Исповедник, как это видно из ряда его сочинений (в первую очередь из развернутого толкования 4-го Послания к Гаию - Maximus Conf. Ambigua//PG. 91. Col. 1048-1060), дает иное (стоящее ближе к пониманию самих «Ареопагитик») толкование «богомужного действия» в смысле двух родов «богомужного действия» во Христе; под первым родом имелись в виду страдания души и тела, к-рые Он претерпевал как Бог по Ипостаси (при том, что божество оставалось бесстрастным), а под вторым - чудотворения, к-рые действием Своей божественной природы Он совершал посредством плоти (см. подробнее: Беневич, Шуфрин. 2007. C. 27-28). Понимания «богомужного действия» в смысле Schol. in Ep. 536. 1 у И. С. и соборного послания свт. Софрония у прп. Максима, как и у папы св. Мартина, не встречается (о последнем см.: Hovorun. 2008. P. 115). Тем не менее толкование предшествующего места из 4-го Послания к Гаию в предыдущей схолии И.

http://pravenc.ru/text/471503.html

Церковь не преследовала этого обычая, хотя и не одобряла его вполне. Она различала sortes divinatoriae и sortes consultatoriae: различие понятно из самого названия. Обычай гадания по книгам Священного Писания существовал и у нас, как известно из поучения Владимира Мономаха , из Ипатьевской летописи (под 6484 годом, ο Владимире Васильковиче); в одной рукописи XIV века при псалмах находится ряд подстрочных замечаний для объяснения смысла пророчества применительно к вопросам разного рода. (См. статью И. И. Срезневского , Гадальные приписки к пророческим книгам Св. Писания. Сведения и заметки ο малоизвестных и неизвестных памятниках, XXXIV). Обычай пришел к нам из Византии, где гадание по священным книгам было также распространено, как это видно из многих примеров, относящихся между прочим и к XII веку. (см. Cinnam. p. 209, 22 и примечание Дюканжа к этому месту. Интересно, что и к Магометанам перешел тот же самый прием гадания, см. Fleischer, Ueber die Loosbucher der Muhammedaner в Berichte uber die Verhandl. der Kgl. Sachsischen Gesellsch. der Wissenschaften zu Leipzig, Philolog.-Hist. Classe за 1861 год, стр. 24 сл.). Первый известный нам пример двух писанных жребиев-свитков есть сказание ο чуде великомученицы Евфимии. Мы прочитали ο нем в одном из последних рассказов Амедея Тьерри, относящихся к византийской истории (Revue des deux mondes за март и апрель 1872 г., t. 98, p. 69. 507), и потом находим это описание чуда в наших прологах – под 11-м июлем и под 16-м того же месяца. События относятся к Халкидонскому собору против Евтихия при императоре Маркиане. «Приемшу же царство Маркиану, повеле собору быти, иже и собравшеся епископов числом 630, и написаша два свитка, купно православнии же и ересеначальницы. И отверзше раку всехвалныя (Евфимии), и знаменовавше, на персех ея положиша. И по три дни помолившеся, отверзше видеша еретический свиток под ногама святыя, православный же в руку ея держимь». (Печатный пролог 11-го июля). Мы привели в статье один пример того, как важный государственный и военный вопрос решается посредством двух свитков, возложенных на престол церковный.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

1027 Главы о знании I,19. 1028 II/8,2. 1029 I/80 (394)=B40 (304). 1030 I/18 (76)=B27 (201). 1031 Главы о знании III,46. 1032 Исаак пользуется терминологией Евагрия. 1033 Ср. 1 Кор. 7:31. 1034 Т. е. мира сего. 1035 Главы о знании III,9. 1036 II/10,20. 1037 I/66 (346)=B12 (123). 1038 Ср. Ин. 14:2. 1039 I/58 (311)=B6 (86—87). 1040 В Царстве Небесном. 1041 Мф. 25:31—33. 1042 I/58 (311—312)=B6 (88). 1043 1 Кор. 2:9. 1044 Ин. 6:33. 1045 I/83 (397)=B43 (316—317). 1046 I/18 (76)=B27 (201—202). 1047 B26 (189). Т. е. не на то, что его естество было изначально порочным. 1048 1 Кор. 15:55. 1049 1 Кор. 15:28. 1050 Ср. 1 Кор.15:53—55. 1051 I/91 (431—432)=B50 (358—359). 1052 См. цитату в Главе I. 1053 II/39,2. 1054 II/39,2. 1055 II/39,3. 1056 Букв. «дом Адама». 1057 II/39,4. 1058 Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). 1059 II/39,5. 1060 II/39,6. 1061 Феодор Мопсуестийский. Против говорящих, что грех свойственен природе. 1062 Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. 1063 Мнения Феодора и Диодора. 1064 II/39,14. 1065 II/39,15—16. 1066 II/39,17. 1067 II/39,20. 1068 II/39,21—22. 1069 II/40,1. 1070 II/40,4. 1071 Т. е. геенна. 1072 II/40,5. 1073 Геенна. 1074 II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. 1075 II/40,8—11. 1076 Ср. Лк. 18:14. 1077 Ср. Мр. 12:42—43. 1078 Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. 1079 II/40,12. 1080 II/40,13—14. 1081 II/41,1. 1082 Ср. О началах 3,5,3. 1083 Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис…» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. 1084 1 Тим. 2:4. 1085 1 Кор. 15:28. 1086 Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

1043 ...на Михаила и на Гавриила... – Архангел (высший ангел) Михаил является вождем (архистратигом) небесного воинства. Архангел Гавриил выступает как носитель радостных благовестий. 1044 Канон – богослужебное песнопение, состоит из девяти частей-песней, каждая из которых заключает в себе по одному ирмосу и несколько тропарей. 1045 Часы – богослужения 1,3,6, 9-го часа дня, состоящие из двух частей: в первой читаются псалмы, а во второй – тропари, кондаки и заключительные молитвословия. Мартирий имеет в виду службу 1-го часа, который соответствует 7, 8 и 9 часам утра по нашему счислению. Служба 1-го часа совершается наряду с утренней службой. 1047 ...пойдох во град Смоленске помолитися Пречистей Богородици... – Речь идет о Смоленской иконе Богоматери, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Эта икона была установлена Владимиром Мономахом в смоленском Успенском соборе, заложенном в 1101 г. 1048 ...и великим чюдотворцем Аврамию и Ефрму. – Авраамий Смоленский жил в XII–haч. XIII в., занимался учительной проповеднической деятельностью, в конце жизни был игуменом Смоленского Богородицкого монастыря; канонизован в 1549 г. Ефрем – ученик Авраамия Смоленского, составивший его житие (см. Житие Авраамия Смоленского и комментарии к нему: наст. изд., т. 5, с. 30–65; 456–459). 1049 Синайская Гора – Синай – горная группа в южной части Синайского полуострова, образуемого заливами Суэцким и Акаба. Согласно Писанию, с вершины Синайской горы Моисею был дан закон от Бога ( Исх. 19 ). На Синай с древних времен удалялись египетские христиане, спасаясь от гонений. Пустынный каменистый край был весь усеян скитами отшельников. В 527 г. император Юстиниан построил на Синае монастырь св. Екатерины. Мартирий напоминает ученикам древний рассказ, изложенный в Слове 1 Синайского патерика (см.: Синайский патерик. М., 1967. С. 41–43). Здесь повествуется о старце Иоанне, который покинул свой монастырь, желая поселиться на Синае. На второй день пути его постигла болезнь, и он вынужден был остановиться в небольшой пещере. Во сне ему явился Иоанн Креститель и повелел оставить помыслы о Синайской горе и жить в этой пещере. Старец исполнил повеление и исцелился от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1044 Журн. Мин. Нар. Просвещ. 1857, II, стр. 269. Заводы на Невье и на Тагиле у Магнитной горы отданы Демидову 5 марта 1702 г. (Спасский, Жизнеописание А. Н. Демидова, Саб. 1833, стр. 10). Икона кажется, эта, хранится и доселе в церкви Нижнего Тагила (Попов, Великопермская епархия. Пермь 1879, стр. 82). 1045 Труды Киевск. Дух. Акад. 1864, III, стр. 259. О споре этом вспоминает святитель и в письме к Яворскому 1707 года: «Помню некогда в Преображенском Талицкий спорил с Вашим Преосвященством о летах» (соч. I, 497). Письмо это по автографу будет приведено ниже 1046 Яросл. Епарх. Вед. 1761, 17, стр. 164. Москвит. 1858, 11, стр. 77, в описи имущества св. Димитрия: «крест с чепью золотые с мощьми в средине и по сторонам камени яхонты, изумруды и лалы – жалованье В. Г. благовернаго царевича и великаго князя Алексея Петровича всея России». У нас в приложении. 1048 Это могло быть или в июле или вернее в октябре: Петр с 7 июля по 1 октября в Москве не был. Житие стр. 31. 1050 Так не позже 1688 года Димитрий отметил у себя: «Житие Саввы Сербскаго , списано Доментианом, а з него писал отец Филофей Лещинский сокращенне и не весма разсмотрителне (Синод. рук. 146, л. 257) 4 марта 1705 года Филофей прислал в дар Димитрию Лествицу (Горский, Опис. рук. син. биб. II, 3). О св. Марии Магдалине от преосвященнаго Сибирскаго сентембриа 21 1706 года (Син. рук. 472, л. 250), О Филофее см. Дух. Христ. 1864 и 1864 май июнь, стр. 267. 1051 Сам чин в рукоп. Синодальн. 430, л. 49. Собственноручная подпись святителя Димитрия гласит: «Димитрий митрополит Ростовский и Ярославский сие обещанное написание от наместника иеромонаха Филофея, ныне избраннаго митрополита богоспасаемых градов Сибири и Тобольска, слышах в святеи соборней церкве и свидетельствовах в подписах е своею рукою». Подпись указана нам синодальным ризничим о. архимандритом Владимиром. О Парфении Небозе см. ниже. 1052 Медь из Ростовской епархии привезли в Москву в конце мая 1701 г. По указу полученному в Углицкой воеводской канцелярии имал оную медь Ростовскаго архиерейскаго дома дьяк Иван Семенов – всего 356 пудов, 19 фунтов, 2 золотника (Яросл. Епарх. вед. 1867, 10, стр. 79).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1057 Per frontis chrismationem manus impositio designatur, quae alio nomine designatur Confirmatio (cap. cum venisset, Extra – de sacra unctione). 1058 Loco manum impositionis datur in ecclesia Confirmatio (Decret. pro unione Armenor., apud Harduin. Act. Concil. T. IX, coi. 458). 1059 Diligenter populum instruant, cur hoc sacramentum, ab initio sola mannum impositione exhibitum, mox sub ipsis temporibus Apostolorum ex eorundem traditione adhibita chrismatis unctione, coepisse conferri… (Apud Harduin. Ibid. col. 2118). 1060 Есть частное мнение, достойное, впрочем, внимания, что возложение рук, чрез которое Апостолы первоначально низводили на верующих Св. Духа, в строгом смысле не отменено, а доселе имеет место при совершении таинства Миропомазания. Ибо в самом действии помазания миром, которое пастырь Церкви совершает рукою своею на челе и на других частях крестившегося, заключается уже и возложение этой руки помазующей на помазуемого. След., Апостолы, избрав, по указанию от Духа Святого, другой знак для преподавания благодатных даров Его верующим, не отменили тем прежнего, также Богоизбранного, а, напротив, премудро совместили оба. Мнение это встречается у писателя VII века, Беды достопочтенного (Asin. alm. XXIX), и у писателя VIII в. – Рабава Мавра (De instit. cleric. lib. 1, c. 28), a также и y других (см. прим. 1048). 1061 Unxit te Deus, signavit te Christus. Quomodo? Quia ad crucis ipsius signatus es formam, ad ipsius passionem (De Sacrament. VI, c. 2, n. 7). 1067 Asseman. Cod. liturg. T, III, p. 83–84. 111–112: чин миропомаз. армян. Церкви, изд. Иосифом, архиеп. армян., Спб. 1799. 1071 Выше примеч. 1025. Caro signatur, ut et anima muniatur (De resurr. carn. c. 8). Non quod in aquis Spiritum Sanctum consequamur, sed in aqua emundati, sub angelo Spiritui S. praeparamur… (De baptism. c. 6). 1074 Lavacro peccata purgantur, chrismate Spiritus infunditur. Pacian. de baptism. n. 6. Cfr. Didym. de Trinit. II, 1. 14. 1081 См. чин свящ. коронования Его Императорского Величества Государя Императора Николая Павловича перев. на эллинский язык, стр. 16 и 30, Спб. 1827.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1093 По мнению Калмета оба псалма представляют собою молитвы Иудеев в плену Вавилонском. Подобное же мнение и в Руков. к послед. чт. учит кн. В.З. Относительно Пс. 79 тоже мнение находим у бл. Феодорита в Толков Пс., Иринея Псковского) Т.2 стр. 56, Москва 1823 г.) и Обозр. Кн. Псалмов Павского (стр. 38). 1111 Vaihinger подобное положение Израиля думает видеть еще во время жестокого правления Гофолии, которое будто бы псалмопевец представляет под образом языческого нашествия: но тогда не было ничего подобного разграблению и разрушению Иерусалима и храма. И вообще в истории Иудейского царства до Седекии, если и говорится по времена о нашествиях языческих народов и разграблении Иерусалима и даже храма, как напр. при Ровоаме, или при Иораме, но во все это время никогда не было такого разрушения и опустошения Иерусалима, и тем более разрушения и сожжения храма, как это описывается в псалмах. Равным образом и осквернение храма персидским полководцем Вагозом (И. Флавий, Древ. Иудейск. 11, 7), к которому прежде Евальд относил эти псалмы, нейдет к описанному в них положению, потому что оно вовсе не было соединено с разрушением Иерусалима и сожжением храма. Ср Delitzsch s zu d Ps 74 S 470. 1112 См. об этой гипотезе у Calmet и Berthier – в Scr S curs compl T 15 p. 846–847 и 965, 855 и 967. На основании той же гипотезы в наше время Мандельштам, в своем так называемом буквальном переводе псалмов, слова: ( Пс.74:5 ) переводит: «секира в связке древесной», замечая в объяснении, что это – fasces, знак власти у римских начальников». 1113 См. Eichhorn s Einleit in die Bd des A T S 223 ff., Bertholdt s S 1048 ff: De Wette, Thl 1 S 411. Другие относят ее происхождение прямо ко времени Иоанна Гиркана и даже его самого считают писателем ее, как Hengstenberg, Преосв. Филарет М. Московский (Библ. Ист. стр. 659 по 2 изд.), П. Лебедев (Чт. об ист. кн. В. 3., стр. 91–92) и др. 1115 Каковы напр. Rudinger, Venema, Rosenmuller, Hitzig, Lengerke, Olshausen, Grimm, van der Palm, Ruenen, de Jong и др. К мнению о Маккавейском происхождении склоняются Bunsen и Delitzsch, а также наш отечественный толкователь псалмов Преосв. Ириней Псковский и автор объяснительных примечаний к стихотворным переложениям псалмов изд. 1869 г. Сиб. Ср. также Слово свящ. В. Нечаева на празд. в память освобождения Москвы от неприят. нашествия 1812 г., произв. в Моск. Усп. Соб. 11 Окт. 1864 г. – в Душ. Чт. 1864 г. Окт. Отд. 2 стр. 29. – Древние церковные толкователи: св. Афанасий, Евсевий, бл. Феодорит, также признавали отношение этих псалмов ко времени Антиоха Епифана, но только в смысле пророчества об этом времени, не касаясь при этом вопроса, когда они были написаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

158 [Мы находим любопытные данные и свидетельства терпимости о Петре Антиохийском у Никона Черногорца. См. статью А., Из записок Синайского богомольца, в Трудах Киевской Духовной Академии 1873, III, стр. 331.] 159 Will, Acta et scripta, quae de controversiis ecclesiae graecae et latinae saeculo XI composita extant, Lipsiae 1861: τ δ σιμα τ δ παρορσεως ξια. 160 [Germani Patriarchae rerum eccles. contempl., Migne 98, 392: Τ δ ξρισμα τς κεαλς το ερως κα τ γυροειδς ατου τμμα τ μσον τν τριχν ντ το κανθνου στενου, νπερ Χριστς φρεσεν.] 164 Gaufredi Malaterrae historia Sicula, lib. IV cap. 13, Muratori Rerum Italicarum Scriptores V, 594: Agunt ad invicem de negotio, quod Apostolicum accessisse compulerat. Nam idem Apostolicus ante paucos dies Alexium Imperatorem Constantinopolitanum per Nicolaum Abbatem Cryptae ferratae, et Rogerium diaconum conveniens paterna increpatione commonuerat, quod Christianis Latinis, qui in sua provincia morabantur, azymo immolari interdixerat, praecipiens in sacrificiis more Graecorum fermentato uti – -. Imperator vero – – invitat eum per eosdem legates, – – ut – – Constantinopolitano Concilio congregato, disputatio fieret inter Graecos et Latinos – – Terminum etiam, quo Papa accedere deberet, statuit, anni videlicet et dimidii, et cet. 165 Bernoldi Chronic, sub a. 1089, MG. SS. V, 450: Domnus papa Constantinopolitanum imperatorem ab excommunicatione per legatos suos absolvit. 167 К кому было адресовано послание Феофилакта, мы узнаем от одного из его преемников по болгарской кафедре, митрополита Димитрия Хоматина (в начале XIII стол.). Вызванный также подать свое мнение о латинских заблуждениях, он приводит мнения прежних писателей и говорит, что некоторые смотрели на вопрос снисходительнее (ιλανθρωπτερον) и, допуская уступки впрочем, восставали только против прибавления к символу; к числу этих некоторых принадлежал и блаженный Феофилакт, который в сочинении, посланном к диакону канстризию (πρς κανστρσιον) Николаю, в последствии епископу Мелесовы, выражается таким образом (следует место из Феофилакта у Khaliy et Potly, Syntagma V, 431). О значении слова κανστρσιος см. Ducange Glossarium: это был диакон, заведывающий архиерейским облачением, и т. д. Известно, что вообще сан диакона великой церкви имел очень высокое значение, что подтверждается и позднейшим назначением Николая на епископскую кафедру. [Κανστρσιος встречается также в соборном деянии на Сотириха, A. Mai, Spicil. rom. Χ, 21: κ δ τς ντιμοτρας τν τε θεοιλεσττων ρχντων πληθος κα της λλης ερς γερουσας οτοι· μγας ρχιδικονος – κανστρσιος-.] – Отрывки из послания Феофилакта приводятся также с его именем у Иоанна Векка, Migne, Patrol, gr. t. 141 col. 150. Самое послание было напечатано много раз, в последнее время у Migne, Patrol, gr. t. 126 col. 221, и Will, Acta et scripta, quae de controversiis eccle-siae graecae et latinae seculo XI composita extant p. 229 sq.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

183. Из этого видно, что Афон издревле был известен как жребий Богоматери. Почему и Лев приходит сюда с благодарностью к Всенепорочной. — Агиорит Иаков. 184. Он и теперь существует — только в запустении. 185. Поэтому в лавре не бывает эконома, а только подэконом. Впоследствии в лавре была устроена икона Пресвятой Богородицы Экономиссы. Икона эта изображает Ее сидящей на престоле; на Ее лоне — Предвечный Младенец. С правой стороны престола святой Михаил Синадский, с левой — святой Афанасий: оба в молитвенном положении; последний держит на своих руках вид своей лавры, образуя тем особенное свое хранение, покровительство и заботливость о ней. Эта икона — в скромном кивоте и устроена среди монастыря, разделенного на две части. Свет неугасимой лампады тихо разливается пред изображением Божественной Экономиссы. 186. Рассказ об этом заимствован из другой греческой книги: Amartolwn swthria. В память явления на этом месте святому Афанасию Божией Матери воздвигнута в честь Ее небольшая церковь, с неугасимою лампадой пред иконой, изображающей совершившееся здесь чудо. При пути устроена открытая галерея для отдыха пришельцев и поклонников — особенно в летнюю пору, когда жары бывают утомительны и едва выносимы. Иноки соседственной кельи, живописно отсюда рисующейся на значительной высоте прибрежного холма, теплят здесь неугасимую лампаду. 187. Монеты эти у святителя Ростовского называются «златница» и «цата». 188. У святителя Ростовского об этом патриархе Николае сказано: он же назывался и Харитон. Но этого нет ни в эллинской рукописи жития святого Афанасия, ни в нашем источнике. Еп. Порфирий Успенский считает «Харонит» эпитетом патриарха (Истор. Афона, ч. III, 93) и думает, что это был Николай Мистик (901–925); но это будет анахронизм. Вернее, как утверждает г. И. Соколов (рецензия на книгу И.В.Помяловского «Житие преподобного Афанасия Афонского», Спб, 1895. — Визант. Врем., т. III, 658), что был Николай Хрисоверг (983–996). Харонит же (perivohtoz Caronithz) означало отдельное лицо. И, очень может быть (по догадке г. Соколова, см. там же), здесь разумеется основатель афонского монастыря Харонита, или Харона (Monh Carwntoz, Carwnoz), известие о котором есть в актах Русского монастыря под 1048 г. (см. «Акты». Киев, 1873, 26, 36). Что Харонит отдельное лицо, видно и из печатного греческого текста жития св. Афанасия, а также и по славянскому переводу сего жития в сербской редакии половины XV в. (ркп. нашей библиотеки) — где говорится: «от нихже беше и сии великыи в партиарсех Николае, словии харонитин и премудрыи и в воздержании многы Андреа Хрисополит»…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

359 Следующий эпизод, по-видимому, представляет собой контаминацию двух событий. Переход по льду Дуная печенеги совершили в конце 40-х годов XI в. Это была первая волна печенежского наступления на Византию, когда северные соседи империи под командованием Тираха впервые перешли ее границы. Об этом наступлении печенегов рассказывается в сочинениях Пселла (Psellos, Chronogr., II, рр. 124–125), Скилицы (Skyl., p. 545) и Иоанна Мавропода (Iohannis Euchaitorum..., 182). Вторжение печенегов Тираха обычно датируется 1048 г. (см. Дуйчев, Проучвания..., стр. 35–39). Лишь в недавно появившейся статье А. Каждана («Иоанн Мавропод...», стр. 177 и сл.) поход Тираха датируется 1046– 1047 гг. Поход же Исаака Комнина на печенегов состоялся в 1059 г. О нем повествуют Михаил Атталиат (Attal., рр. 66– 68), Продолжатель Скилицы (Skyl., р. 645) и Зонара (Zon., XVIII, 6). Можно проследить, какими источниками пользовалась Анна и что приводит писательницу к ошибке. Начиная со слов «прежде они жили» ( νεμμενοι πρτερον) и кончая «стали безжалостно грабить города и земли» ( δεινως ελζοντο τας παρακειμνος πλεις και χρας) текст Анны представляет собой почти дословное переложение фразы Пселла (Psellos, Chronogr., II, рр. 124–125). После этого Пселл пускается в длительные рассуждения о вероломстве «скифов» и уже затем обращается к повествованию о походе Исаака и при этом бегло упоминает о буре, постигшей войско возвращающегося императора (Psellos, Chronogr., II, р. 127). Михаил Пселл , современник упомянутых событий, конечно, не мог объединить в один эпизоды разных лет. Рассказ о вторжений печенегов Тираха для Пселла – далекая предыстория похода Исаака Комнина. Однако вольная композиция рассказа Пселла и отсутствие точных хронологических указаний порождают определенную нечеткость повествования, способную ввести в заблуждение читателя, незнакомого с хронологией событий. Следуя неверно понятому ею Пселлу, Анна заимствует у него эпизод с переходом по льду печенегов Тираха, но, говоря о походе Исаака, отходит от текста «Хронографии», ибо этот эпизод Пселл описывает неподробно. Повествование о походе Исаака у Анны является переложением рассказа об этом событии Продолжателя Скилицы. Рассказ же Продолжателя Скилицы восходит в свою очередь к сообщениям Михаила Атталиата (подробную аргументацию см. Любарский, Об источниках..., стр. 107–109).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010