Основные сведения о М. содержатся в агиографических сочинениях, созданных монахами Клюнийской конгрегации при аббате св. Одилоне (994-1048/49). Согласно Д. Ионья-Пра, самое раннее Житие М. было составлено вскоре после кончины святого в клюнийском приорате в Павии (BHL, N 5180; изд.: Bibliotheca. 1614. Col. 1763-1782). В Житии описываются события из жизни М. в хронологическом порядке; в композиционном центре произведения помещен рассказ о пленении святого сарацинами; 2-ю часть Жития составляют описания чудес М. и повествование о его кончине. Текст не получил широкого распространения (см.: Iogna-Prat. 1988. P. 20-29; Idem. 2002. P. 44-45). Между 999 и 1010 гг. на его основе было составлено пространное Житие М. в 3 книгах (BHL, N 5179; изд.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 668-684; Iogna-Prat. 1988. P. 163-285). В рукописях вместе с Житием помещены тексты, связанные с историей его создания: «Послание господина Сира господину аббату Одилону» (в нем упом. о составлении Жития мон. Сиром по инициативе некоего Варнерия), «Стихи господина Рембальда» (в них сообщается о том, что сочинение Сира отредактировал мон. Альдебальд) или четверостишие «Aspicis, Israhel» (акростих с именем Альдебальда). По мнению Ионья-Пра, Сир скорее всего был автором, Альдебальд - редактором текста. Монахи Варнерий, Альдебальд и Сир, трудившиеся в канцелярии и скриптории аббатства Клюни во 2-й пол. X - нач. XI в., занимали видное положение в монашеской общине после кончины М. Рембальд, вероятно, был насельником аббатства Сен-Бенинь в Дижоне. Указывая на использование агиографами сочинений Хейрика Осерского, прежде всего стихотворного Жития св. Германа (BHL, N 3458), Ионья-Пра предположил, что в создании пространного Жития М. принимал участие Хельдрик († 1010), ученик святого, аббат монастырей Сен-Жермен в Осере (с 989), Флавиньи (с 989/90) и Сен-Жан в Реоме (с 1003) ( Iogna-Prat. 1988. P. 99-108, 121-149). Другие исследователи высказали сомнения относительно некоторых выводов Ионья-Пра, но согласились с тем, что пространное Житие, вероятно, было составлено в Клюни вскоре после кончины М. группой его учеников ( Guerreau A. [Rec.]//Annales: Économies, Sociétés, Civilisations. P., 1990. T. 45. N 2. P. 338-340).

http://pravenc.ru/text/2561244.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт. ст. ст.), когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. С Д. р. с. связаны нек-рые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохрист. прошлое. Осеннее поминовение усопших у неславянских народов У древних кельтов одним из главных праздников года был Самайн (Samhain) - праздник окончания теплого времени года. В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли побывать в загробном мире, а духи - приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных. С этим днем связывались нек-рые важные события в кельт. мифологии и истории. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Самайна с поминовением усопших (см., напр.: Широкова. 2004). Такие обычаи известны и у др. народов Евразии. Так, у чувашей октябрь (юпа) считается месяцем особенного поминовения усопших предков, временем проведения «юпа ирттерни», т. е. поминок (см.: Магницкий. 1881; Денисов. 1959). В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 нояб. стало праздноваться как день Всех святых. В 994-1048 гг. аббат Клюнийского мон-ря св. Одило закрепил за 2 нояб. поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в лат. Церкви. Мн. исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европ. народов. Д. р. с. в славянских странах В рус. рукописях Д. р. с. упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных рус. памятниках - соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерус. кафедральных храмов и мон-рей (см.: Голубинский. 1909. Ч. 1. Примеч. 64).

http://pravenc.ru/text/172067.html

Григорий – имя 16 римских пап Григорий– имя 16 римских пап. Из них, кроме 1) Г. I В. или Двоеслова (см. выше), Г. II (19 мая 715 – 10 февр. 731) был бенедиктинским монахом, и построил мон. Монте-Кассино, который был разрушен ломбардами. Он был первый папа, который обращался к франкам за помощью против ломбардов, но не имел успеха. Его послания находятся у Jaffe, Regest. Pont. Roman., его жизнеописание у Vignoli, Lib. Pont. II. Г. lll (11 февр. 31 – 28 нояб. 741) был сириец родом. Он также просил у франков помощи против ломбардов, но с таким же малым успехом, как и его предшественник. Творения, в которых он, по свидетельству Анастасия, писал о законности иконопочитания, потеряны. Г. IV (827–844), побуждаемый честолюбием действовать в качестве свыше назначенного посредника, вмешался в печальные семейные смуты франкской династии, и сделался, быть может, невольно и несознательно орудием, с помощью которого Лотарь совершил свое изменничество на полях Кольмарских. Жизнь его см. у Vignoli, Lid. Pont., III. Г. V (3 мая 996 – 18 февр. 999), сын герцога Отона Каринтийского и близкий родственник Отона III, был первый папа из немцев. Он был возведен на престол Отоном III; но едва император оставил Италию, как римская знать, во главе с Кресцентием, произвела мятеж и избрала антипапу (Иоанн XVI). Но по возвращении императора восстание было подавлено, Кресцентий обезглавлен, Uoahha XVI влачили по улицам Рима, оскопили и заключили в тюрьму. Jaffe, Reg. Pont. Roman. Г. VI (1044–1046) купил папскую тиару у Бенедикта lX, и в течение 1 1/2 года правил с благоразумием и сносным успехом. Но он не нравился римской знати, и она убедила Бенедикта IX возвратиться. В качестве посредника, приглашен был император Генрих III, и Г. VI, встретив его в Пиаченце, сопровождал его до Сутри. Там он прямо сознался, что купил папское достоинство с целью спасти его, и, когда все епископы осудили такой поступок, он сложил с себя знаки папского достоинства, и вместе с императором отправился в Германию, где и умер в Келне, в 1048. Был также и антипапа под именем Г. VI, при Бенедикте VIII, но только на короткое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ VII (ок. 1020, Тоскана - 25.05.1085, Салерно; до избрания папой - Гильдебранд), папа Римский (с 22 апр. 1073). По свидетельствам хронистов, род. в бедной семье плотника или крестьянина; позднее появилась легенда о происхождении Гильдебранда из знатного ломбардского рода Альдобрандини. Совсем юным был отдан в качестве облата в рим. клюнийский мон-рь св. Марии на Авентине, аббатом к-рого был Лаврентий, брат его матери. Там Гильдебранд получил образование и впервые познакомился с идеями клюнийского движения (см. ст. Клюнийская реформа ), представители к-рого осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, добивались освобождения мон-рей от власти сеньоров и епископов. После вступления на престол духовного наставника Гильдебранда папы Григория VI (1045) был папским секретарем и сопровождал его во время ссылки в Германию. После смерти папы (в нояб. 1047 или в 1048) удалился в аббатство Клюни , где прожил ок. года. В янв. 1049 г. встретил в Безансоне направлявшегося в Рим еп. Бруно, назначенного имп. Генрихом III на Папский престол (папа Лев IX ), к-рый пригласил Гильдебранда в Рим, что явилось началом его церковной и политической карьеры. Ок. 1050 г. стал препозитом рим. мон-ря при соборе св. Павла. Будучи одним из советников папы Льва IX, ок. 1055 г. был рукоположен в субдиакона и назначен проканцлером Римской Церкви. В это же время Гильдебранд вошел в группу объединенных папой Львом IX сторонников реформ Зап. Церкви, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский кард. Гумберт , льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Римский Стефан IX ), Петр Дамиани , Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго, канцлер Удо и Гуго Ремирмонский. Весной 1054 г. в качестве легата Гильдебранд был направлен во Францию, где на Соборе в Туре участвовал в споре относительно учения о Евхаристии между Ланфранком , приором мон-ря Бек (впосл. архиепископ Кентерберийский), и Беренгаром Турским , пытаясь убедить последнего отказаться от заблуждений.

http://pravenc.ru/text/166757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕВ IX Лев IX, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 159 (РГБ) Лев IX, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1626. P. 159 (РГБ) (21.06.1002 - 19.04.1054; до избрания папой - Бруно из Эгисхайма), св. (пам. зап. 19 апр.), папа Римский (с 2 февр. 1049). Источники О деятельности Л. сообщается в сочинениях авторов 2-й пол. XI в., многие из к-рых знали его лично. Самое подробное жизнеописание понтифика, т. н. Тульское Житие (BHL, N 4818), ранее приписывалось архидиак. Виберту (атрибуция иезуита Жака Сирмона, подготовившего 1-е издание текста (Париж, 1615)), к-рый, как полагали болландист Г. Хенскенс и Ж. Мабильон , жил в г. Туль. В одной из ранних рукописей Жития говорится, что оно было «написано в Риме архиепископом Гумбертом» (Bern. Burgerbibl. 24, кон. XI в.; см.: Brucker. 1889. Vol. 1. P. 367-371; Tritz. 1952. P. 196-197). Возникло предположение, что в работе над Житием принимал участие кард. Гумберт , приближенный Л., но впосл. оно было отвергнуто. В наст. время считается, что неизвестный по имени автор Жития трудился в Лотарингии, скорее всего в Туле (в аббатстве Сент-Эвр или в соборном капитуле). Согласно «Деяниям Тульских епископов» (нач. XII в.), текст Жития впосл. хранился в мон-ре Сент-Эвр (Gesta episcoporum Tullensium. 38//MGH. SS. T. 8. P. 644). Автор приступил к работе при жизни Л., между дек. 1048 и авг. 1051 г. Первоначально он намеревался рассказать о деятельности Л. до избрания на Папский престол, но впоследствии добавил к сочинению 2-ю книгу, в которой повествуется о его понтификате. Труд был завершен до кончины папы Николая II (1058-1061). Составитель Жития был знаком с Л. в годы его пребывания на Тульской кафедре (1026-1051). Он также опирался на рассказы очевидцев, в основном прелатов и клириков из Германии и Лотарингии. Повествуя о событиях, происходивших в Италии (напр., о переговорах понтифика с византийцами и его конфликте с норманнами), автор Жития использовал письменные источники, среди которых был т.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Митра. 1715 г. (Музей Бенаки, Афины) [Греч. μτρα; лат. mitra], головной убор, элемент богослужебного облачения христ. духовенства на Востоке и на Западе. Несмотря на сходство названия, М. в греч. и лат. традициях имеют принципиально отличную форму и разное происхождение. Наименование В античную эпоху М. назывались головная повязка, прежде всего женская, изготовлявшаяся из шерсти, а также фригийский колпак и некоторые головные уборы вост. народов ( Isid. Hisp. Etymol. XIX 31. 1, 4-6; Pauly, Wissowa. 1932. R. 1. Bd. 15. Hbd. 30. Sp. 2217-2220). Поскольку в греческих (Исх 29. 6; 36. 35) и латинских (Исх 29. 9; 39. 26; Лев 8. 13; Сир 45. 14) переводах ВЗ М. упоминается среди священных облачений, в средние века это стало основанием для использования термина по отношению к головным уборам епископов (см., напр.: Honor. August. Gemma anim. I 214//PL. 172. Col. 609). В православной традиции М. у архиереев впервые упоминается в XV в., но получает распространение только в XVI-XVII вв. Еще в XII в. Феодор Вальсамон обращал внимание на то, что только Александрийский патриарх служит с покрытой головой (PG. 138. Col. 1021, 1048). В XV в. свт. Симеон Солунский отмечал, что в его время уже мн. архиереи так служили (PG. 155. Col. 716-717). В ответ на вопрос Гавриила Пентапольского, почему Римский папа и Александрийский патриарх служат в М., свт. Симеон, хотя и приводил историческое и символическое обоснования этого обычая, тем не менее уточнял, что М. для архиерея служит Евангелие, к-рое возлагается на его главу при хиротонии (PG. 155. Col. 871-873), а значит, лучше служить как прежде, с непокрытой головой. После падения К-поля у греч. патриархов появляются митры-венцы (короны), наподобие короны визант. императора. Согласно наблюдениям старца Арсения (Суханова), еще в нач. XVII в. они были исключительно патриаршими инсигниями (ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3(21). С. 73, 82, 263), но постепенно распространились и среди митрополитов, к-рые имели право носить их только в пределах своей епархии. В настоящее время в большинстве Поместных Православных Церквей принято, что при совершении богослужения Предстоятелем Поместной Церкви (за исключением архиепископа Афинского) в М. служит только он, а все сослужащие архиереи меняют М. на клобук (в М. все архиереи служат только при совершении епископской хиротонии).

http://pravenc.ru/text/2563386.html

Дата: 2018-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (73) , (1) . Описание: Помощница в родах. Музей украинской домашней иконы, Замок Радомысль, Украина. " На этой иконе новорожденным обрезали пуповину, считалось, что тем самым ребёнок получает благословление... " Файл 30830.jpg:   Размер: 581x753, 0.44 MPix, 234 Kb. Дата: 2018-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (69) , (0) . Описание: Помощница в родах. Кон. XIX в., Россия. Дерево, масло. 13,5 х 11 см. Оклад - серебро, штамп, гравировка, золочение (Москва, 1890). Частное собрание. Файл 30834.jpg:   Размер: 928x1126, 1.04 MPix, 445 Kb. Дата: 2018-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (86) , (0) . Описание: Икона Божией Матери Поможение в родах. XIX в. Поволжье. Mother of God - Blessed is the womb or " Pomozhenie " during childbirth. 19th century. Volga. Size: 36.2 х 28.5 х 1.8 cm. Technique and Material: Board, gesso, tempera, drying oil. Файл 30838.jpg:   Размер: 795x1024, 0.81 MPix, 282 Kb. Дата: 2018-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (76) , (1) . Описание: Образ помогает женам чада раждати Пресвятой Богородицы. Оклад: серебро, Москва, 1871 н. Дерево, левкас, темпера; чеканка, золочение. 10,5 х 8,2 см. Частное собрание. Файл 31103.jpg:   Размер: 768x981, 0.75 MPix, 321 Kb. Дата: 2018-01-28, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (62) , (1) . Описание: Образ помогает женам чада раждати Пресвятой Богородицы. Оклад: серебро, Москва, 1871 г. Дерево, левкас, темпера; чеканка, золочение. 10,5 х 8,2 см. Частное собрание. Файл 31104.jpg:   Размер: 768x1006, 0.77 MPix, 229 Kb. Дата: 2018-01-28, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (83) , (1) . Описание: Явися Иоанну Новгородскому архиепископу Пресвятая Богородица иже помогает женам чада раждати. XIX в. Дерево, темпера. 30.7 х 25.6 см. Частное собрание. Файл 31105.jpg:   Размер: 1325x1600, 2.12 MPix, 1048 Kb. Дата: 2018-01-28, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (95) , (2) . Описание: Помощница В Родах Пресвятая Богородица. XIX век. Дерево, левкас, темпера, масло, золочение, чеканка. 35,5 х 31 см. Частное собрание.

http://pravicon.com/icon-263-photo

Климент II (с 24 декабря 1046 г. по 9 октября 1047 г. папа Римский (150-ый по немецкому календарю Вейденбаха). Родом саксонец, до своего избрания он носил имя Свидгера (Suidger) и был епископом бамберским и капелланом немецкого императора Генриха III. Это был первый из четырех пап немецкого происхождения. Обстоятельства его избрания на папский престол были таковы. В 1044 г. молодой папа Бенедикт IX (см. о нем „Энц.“ II, 384–385), обесславивший себя порочной жизнью, вторично был выгнан из Рима, а на его место вступил Иоанн, епископ сабинский, под именем Сильвестра III, но через три месяца папа Бенедикт IX, изгнав своего соперника, снова завладел папским престолом. В это время, воспылав (по одному свидетельству) страстью к дочери одного вельможи, он задумал на ней жениться. Ввиду того, что отец невесты соглашался на брак лишь при условии, если Бенедикт IX откажется от папского престола, папа за 1.000 фунтов серебра продал свое достоинство Иоанну Грациану, пресвитеру, славившемуся своим благочестием и строгой жизнью. Скоро разочаровавшись в своей любви, Бенедикт IX возобновил свои притязания на римскую кафедру. Таким образом, в латинской церкви оказалось одновременно три папы: Бенедикт IX, которого защищала тускуланская партия, Сильвестр, имевший поддержку от партии знати, и Грациан, принявший имя Григория и пользовавшийся симпатиями народа. В западной церкви и обществе того времени возникли смуты и беспорядки всякого рода; усилились грабежи и разбои; в среде духовенства сделались обычным явлением конкубинат и симония; храмы пришли в разрушение и т. д. Потому некоторые римляне обратились за содействием к императору Генриху III. Последний созвал собор сначала в Парме, на который не явился ни один из трех пап, и новый собор в Сутри, на котором в качестве председателя присутствовал папа Григорий Из трех поименованных претендентов на папство Григорий имел более серьезные права, но так как избрание его сопровождалось подкупом, о чем Григорий сам откровенно рассказал на соборе, то и он должен был оставить папскую кафедру (20 декабря 1046 г.) и потом вместе с императором удалился в Германию, где и умер в Кельне в 1048 г. (см. „Энц.“ IV, стлб. 670–671). Папский престол сделался вакантным и Генрих III занялся подысканием кандидата. Выбор императора упал на одного из прелатов, которые сопровождали его из Германии, – именно на Свидгера, епископа бамбергского. Назначение Свидгера состоялось в Сутри, но официальное его провозглашение папой совершилось в соборе св. Петра в Риме 24 декабря 1046 г. На другой день, в праздник Рождества Христова, новый папа с необычайным блеском короновал Генриха III и его супругу Агнесу, причем он дал императору достоинство патриция с правом избрания и утверждения пап.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Иларион, Митрополит Киевский По материалам статьи из т. 22 «Православной энциклопедии». Москва, 2009 г. Иларион († ок. 1054/55), свт. (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих), митр. Киевский. Биография. В источниках о жизни И. сохранились немногочисленные сведения. Согласно «повести временных лет», И. был священником («бе презвутер») в ц. св. апостолов в с. Берестове под Киевом, в загородной резиденции киевских князей; вполне вероятно, являлся духовником киевского кн. св. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого (1016-1018, 1019-1054). Из автобиографической записи И. следует, что он был иеромонахом (см. ниже). Согласно летописному сказанию о начале Киево-Печерского мон-ря, И. нередко удалялся из Берестова на лесистый холм (место буд. обители, ее «ветхая» часть), где, ископав себе «печерку малу двусажену... отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайне» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 156). Позднее на этом месте, ископав свою пещеру, поселился вернувшийся с Афона на Русь прп. Антоний Печерский. Поскольку в произведениях И. имеются свидетельства знания им греч. языка, хорошей богословской подготовки, прекрасного владения приемами риторики, нек-рые исследователи допускали, что святитель получил образование в Византии. Л. Мюллер высказал предположение, что И. приобрел опыт пустынножительства на Афоне; позднее, посетив Францию в составе одного из  рус. посольств 1048-1051 гг., связанных с бракосочетанием кор. Генриха I и кнж. Анны Ярославны, познакомился с лат. богослужением ( Мюллер . 2000. С. 94-96).  «Муж благ, книжен и постник», И. в 1051/52 г. (не позднее 1 марта 1052) был хиротонисан в митрополита Киевского по инициативе кн. Ярослава Владимировича («постави Ярослав Лариона митрополитомь русина в святеи Софьи, собрав епископы».- ПСРЛ. Т. 1. Стб. 155), став первым русским, занявшим Киевскую кафедру. В рукописи, содержащей сочинения иерарха (ГИМ. Син. 591, посл. треть XV в.), на л. 203 находится запись, где от лица И. говорится: «Аз милостию человеколюбивааго Бога, мних и прозвитер Иларион, изволением Его от богочестивых епископ священ бых и настолован в велицем и богохранимем граде Кыеве, яко быти ми в немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу сыну Владимирю. Аминь». Именование киевского князя каганом, свойственное памятникам письменности XI в., свидетельствует о раннем происхождении данного текста.

http://sedmitza.ru/text/1009567.html

А.А. Половцов Суворовы, дворянский род Суворовы , дворянский род. Начало его не поддается точному установлению. По одной из записей фельдмаршала Александра Васильевича, оно относится к первой четверти XVII в. «Во времена царя Михаила Феодоровича, и именно в 1622 г. выехали из Швеции Наум и Сувор и по челобитной их приняты в российское подданство, – пишет фельдмаршал; – именуемы честные мужи, разделились (потомки) на разные поколения и по Сувору стали называться Суворовы». Князь П. Долгоруков считает, однако Наума не современником Сувора, а потомком его, родившимся уже в России и давшим начало роду Наумовых. Позднейшие и более компетентные исследователи родословных относят происхождение С. к более раннему времени – к началу XVI в.; не отрицая выходчества родоначальников из Швеции, укрепившуюся за родом фамилию они производят от прозвища «Сувор», данного одному из потомков этих выходцев, именно – Юде. Посник С., дьяк казенного дворца, упоминается уже под 1566 г., когда он вместе с другими подписался под приговором думы о войне с Польшею; в 1572 г. он значится участником Новгородского похода Uoahha IV . Борис С. под 1628 г. назвав стольником царя Михаила Феодоровича; в 1681 г., в правление Софьи Алексеевны, «находясь уже в старости маститой», за многолетнюю и усердную службу пожалован похвальною грамотою. Андрей Никитич в описании свадьбы Алексея Михайловичи с Марией Ильинишной Милославской (26 января 1048 г.) назван степенным ключником кормового дворца. О Федоре С. сохранилось только имя; у него было два сына – Иван Федорович Большой, около 1680 г. бивший воеводою в Тюмени, и Иван Федорович Меньшой (см. отд.). Василий Иванович (см. отд.), отец фельдмаршала Александра Васильевича (см. отд.), по одним родословным, был внуком первого из них (Большого, у которого был сын Иван Иванович), а по другим – правнуком некоего Ивана Парфеньевича С., о котором известно лишь, что он убит в 1655 г. поляками под Дубровною. Единственный сын генералиссимуса, князь Аркадий Александрович (см. отд.) оставил двух сыновей: Константина Аркадьевича (род. 1809 г., умер 1877 г.), гофмейстера, и Александра Аркадьевича (см. отд.). Со смертью в 1893 г. единственного сына последнего, Аркадия, мужская линия в княжеском роде, начавшаяся от фельдмаршала Александра Васильевича, пресеклась. Дворянская фамилия С., существующая и поныне, продолжается от родного дяди генералиссимуса, гвардейского капитан-поручика Александра Ивановича (род. 1709 г., ум. 1753 г.). В. В. Руммель, и В. В. Голубцов, «Родословный сборник русских дворянских фамилий», т. 2, СПб., 1887 г., стр. 438–451. – Кн. П. Долгоруков, «Российская родословная книга», ч. 2, стр. 64–68. – «Общий Гербовник», ч. IV, 7; ч. VIII, 67. – «Тобольские Губернские Ведомости», 1892 г., 38. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010