Так, после чудесного умножения пяти хлебов и насыщения ими многолюдного собрания, в котором было пять тысяч мужей, за исключением жен и детей, очевидцы этого чуда, участники этой трапезы, говорили Господу: «Кое убо Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе? Что делаеши? Отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже есть писано: хлеб с небесе даде им ясти» ( Ин.6:30-31 ). Для них показалось недостаточным дивное размножение хлебов в руках Спасителя: оно совершилось с тишиною, со святым смирением, которым были проникнуты все действия Богочеловека, а им нужно было зрелище, им нужен был эффект. Им нужно было, чтоб небо покрылось густыми облаками, чтоб возгремел гром и засверкала молния, чтоб хлебы попадали из воздуха. Такой же характер имело требование чуда от Богочеловека иудейскими архиереями и народными начальниками, когда Богочеловек благоволил быть вознесенным на крест. «Архиерее ругающеся с книжники и старцы и фарисеи, глаголаху: иныя спасе, Себе ли не может спасти? Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне с креста, и веруем в Него» ( Мф.27:41-42 ). Они признают чудеса, совершенные Господом, чудесами, и вместе насмехаются над ними; насмехаясь, отвергают их; отвергая чудеса, дарованные милосердием Божиим, требуют чуда по своему сочинению и усмотрению, чуда, которым, если б оно совершилось, уничтожи-лась бы цель пришествия на землю Богочеловека, не последовало бы искупления человеков. Между желавшими видеть от Господа чудо, которым намеревалось потешиться легкомыслие, любопытство, безрассудство, является и Ирод ( Лк.23:8 ). Этому нужно было знамение для приятного препровождения времени; не получив желаемого, он осыпал Господа насмешками, тем и доставил себе минуту развлечения. Что значит — общее требование чудес от Богочеловека, высказанное людьми столько разнообразного направления, требование, соединенное с пренебрежением поразительных чудес, соделанных Богочеловеком? Такое требование — выражение понятий плотского мудрования о чудесах. Что такое плотское мудрование? Это — образ мыслей о Боге и о всем духовном, заимствованный человеком из его состояния падения, а не из Слова Божия. Свойство вражды Богу и противления Богу, которым заражено и преисполнено плотское мудрование, с особенною ясностию высказывается в требовании от Богочеловека чудес по понятию лжеименного разума, при невнимании к чудесам, при отвержении и осуждении чудес, которые совершал Богочеловек по неизреченной Своей благости. Совершал Он их, будучи «Божия сила и Божия премудрость» ( 1Кор.1:24 ). Часть первая

http://azbyka.ru/apokalipsis/o-chudesah-...

Из Вознесенского монастыря мы с батюшкой прошли осматривать разрушение Кремля. Когда мы находились во дворе Синодальной Конторы, близ казарм послышался какой-то крик и гул толпы. Толпа, видимо, приближалась к Чудову монастырю. Когда она была близко, то стало ясно, что озверевшая толпа над кем-то требует самосуда и ведет свою жертву к немедленному расстрелу. Я перебежал как мог быстро со двора к толпе солдат, бушевавшей между Царь-пушкой и Чудовым монастырем; батюшка Чернявский подходил к толпе с другой стороны. Здесь я увидел, как неизвестный мне полковник отбивался от разъяренной окружавшей его многолюдной толпы озверевших солдат. Солдаты толкали и били его прикладами и кололи штыками. Полковник окровавленными руками хватался за штыки, ему прокалывали руки и наносили глубокие раны, он что-то пытался выкрикивать, но никто его не слушал, только кричали, чтобы немедленно его расстрелять. Какой-то офицер вступился за несчастного, пытаясь защитить его своей грудью, тоже что-то кричал. Я подбежал к толпе и стал умолять пощадить жизнь полковника. Я заклинал их именем Бога, родной матери, ради малых детей, словом, всеми возможными усилиями уговаривал пощадить, но озверевшей толпой овладела уже сатанинская злоба, мне отвечали угрозами немедленно расстрелять и меня, ругали буржуем, кровопийцей и проч. В это мгновение какой-то негодяй солдат отбросил несчастного мученика в сторону, и раздались выстрелы, которыми все было кончено. Офицер, защищавший полковника, здесь же бросил бывшую у него винтов-ку, отошел к разрушенной стене у Синодальной Конторы и повалился на груду кирпичей. Причина убийства этого полковника (56-го полка) заключалась в том, что полковник должен был временно сократить довольствие солдат за недостатком провианта на 1/3 порции хлеба в течение полудня до подвоза нового запаса. Но что сталось с нашим Кремлем?! Замолк рев артиллерийской пальбы, затих шум братоубийственной бойни, и из праха и дыма гражданской войны глядит он на нас, зияя ранами, разбитый, оскверненный, опозоренный Кремль – твердыня нашего духа, немой свидетель прежней нашей славы и настоящего позора, сложенный по кирпичу трудами поколений, залитый в каждом камне кровью его защитников, стоявший свыше полтысячи лет, переживший всякие непогоды и бури и павший ныне от руки своего же народа, который через полтысячи лет стал разрушать свои вековые святыни, покрыв ураганным огнем Кремлевские соборы, это диво дивное, восьмое чудо мира, привлекавшее к себе за тысячи верст толпы любопытных иностранцев, приезжавших в Москву подивиться на красоту Кремлевских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Воскресенье о слепорожденном 5-е Воскресенье по Пасхе – ( Ин.9:1–38 ) – 22 мая 1967 г. К недоуменным местам Нового Завета можно относиться двояко: либо на основании своего опыта, своих мыслей, своей неспособности видеть шире и глубже, чем мы видим, сказать: Этого не может быть, а если это есть, – Ты, Господи, докажи, а потом я поверю... Можно относиться и иначе: на основании опыта Бога, который, хоть малый, у каждого из нас есть, мы можем стать перед лицом своих суждений, своего опыта, своих убеждений и чувств и сказать: мне явилось что-то беспредельно большее, чем все то, что я разумел, все то, что мне представлялось истинным; это – явление мне от Самого Бога, и отныне я войду верой в этот опыт, который превосходит мой опыт, и рано или поздно, изнутри этого общения с Богом, я познаю, что Бог был прав... Одно из самых недоуменных, трудных мест Нового Завета – это начало сегодняшнего евангельского чтения; не вопрос, который был поставлен учениками: Кто согрешил, что этот человек родился окутанным тьмой? – а другой вопрос, который рождается из ответа Христа: никто не согрешил, никто не виноват, это не возмездие, и даже не последствие, это случилось для того, чтобы явилась Божия слава... В чем же Божия слава? Неужели в том, что человек прожил слепым, может быть, много лет, дожил до зрелости слепым, обездоленный таким страшным образом для того, чтобы над ним совершилось чудо, чтобы люди прославили силу Божию? Разве люди не могли бы эту Божию силу прославить, может быть, с большей радостью, с более живым чувством понимания, если они увидели бы человека, одаренного всем богатством человеческих возможностей?.. И на это приходится ответить тоже двояко. Нет, люди бы не прославили, это мы знаем из собственного опыта и из опыта всех вокруг. Люди не прославляют Бога за то, что все в их жизни хорошо; люди не прославляют Бога за то, что так дивно бывает жить – все дивное только “естественно”: естественно быть здоровым, естественно быть защищенным, естественно быть свободным – все естественно, что дает радость человеку. И редко-редко кто умеет ценить это как дар, как подарок, как нечто не только не заслуженное, но такое, что является предметом постоянного изумления: Как это может быть?.. Как это чудно!..

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

У гостив Ангелов под дубом Мамврийским, Авраам на старости получил добычу обетования (Быт. 18: 1). У знавши про Исаака, таинственно принесенного Господу новой жертвою всесожжения, подражай, злосчастная душа, его решимости (Быт. 22: 2). Т ы слышала об изгнанном, как порождении рабыни, Измаиле. Трезвись, душа моя, чтобы и ты, отдаваясь похотям, не претерпела бы чего–либо подобного (Быт. 21: 10–11). Преподобная мати Мария, моли Бога о нас. О хвачен я, матерь, бурей и треволнением прегрешений, но ты сама спаси меня ныне и приведи к пристанищу божественного покаяния. Преподобная мати Мария, моли Бога о нас. П реподобная! Принесши и ныне усердное моление к умилостивленной твоими молитвами Богородице, отверзи и для меня божественные входы. Слава, Троичен: П ростая, Несозданная Троица, Безначальное в троичности Лиц воспеваемое Существо! Спаси нас, с верою поклоняющихся державе Твоей. И ныне, Богородичен: Т ы, Богородительница, без мужа родила вне времени родившегося от Отца Сына и – дивное чудо! – пребыла Девою при млекопитании. Песнь 4 Ирмос: Г осподи! Пророк услышал о Твоем пришествии и устрашился, что Ты хочешь родиться от Девы и явиться людям, и сказал: «Я услышал о Тебе весть и устрашился»; слава силе Твоей, Господи. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Т ело мое осквернено, изгрязнен дух, я весь покрыт струпами; но Ты, Христе, как врач, уврачуй и то и другое моим покаянием, омой, очисти, сними пятно и яви меня чистейшим снега, Спаситель. Т ы, Слово, распинаемый, предложил за всех Твое тело и кровь; тело – чтобы воссоздать меня, кровь, чтобы омыть меня, и дух Ты, Христе, предал, дабы привести меня к Твоему Родителю. П осреди земли Ты, Милосердый, устроил спасение, дабы мы спаслись; Ты добровольно распялся на древе; отверзся заключенный Едем; Тебе поклоняются горние и дольние и все спасенные Тобою народы (Пс. 73: 12). Д а будет мне, Слово, купелью и вместе питием источившим воду оставления грехов кровь из Твоего ребра, чтобы, помазуясь и напояясь Твоими животворными словами, как мазью и питием, я делался чистым с той и другой стороны (Ин. 19: 34).

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Апостол Павел: «держитеся любве» ( 1Кор.14:1, 16:14 ), или: «вся вам любовью да бывают». Все апостолы велят нам держаться любви. Как же, значит, необходима для людей любовь! И не дивно. Бог наш Любы есть. Будем же друг перед другом успевать в любви. А чем выражается любовь? «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит; любы не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, радуется же о истине: вся любит, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит, любви николи же отпадает» ( 1Кор.13:5–7 ). Измеряй этими словами апостола степень любви твоей: все ли ты это делаешь, что, по апостолу, должна делать любовь, или – только отчасти? Положим, что ты, например, милосердствуешь. Хорошо это. Но не гордишься ли ты? Не завидуешь ли? Не ищешь ли только своих си? Апостол горько жаловался на тех, которых своих си ищут. Не раздражаешься ли? все ли сносишь? Веришь ли всему, что говорится в Св. Писании и у Св. Отцов? Не отпадаешь ли во время напасти? Смотри, любовь никогда не отпадает, смотри за собой хорошенько и успевай все больше и больше в любви. Какой безделицы недостает иногда для счастья человека, – для его мира с самим собой и с Богом. Много есть людей несчастных с виду и внутренне; но если разобрать их несчастье, то окажется, что оно – от их глупости, от их пристрастия к тем или другим вещам! Боже! просвети умы наши. Люди бывают в начале младенцами беспомощными, совершенно немощными для того, чтобы они, возросши и сделавшись самостоятельными, обращали внимание свое на состояние младенчества – и не забывались, не мечтали о себе слишком много, особенно, чтобы не мудрствовали паче, неже подобает мудрствовать; чтобы во всем величии и свете видели всемогущество и благость Божию над собою. Вся жизнь наша есть чудо Божьего всемогущества и Божьей благости. Какое дивное устроение Господа по отношению к людям верным и неверующим, добрым и порочным! Если мы с верою приближаемся к Нему, то Он входит в нашу душу, приносит с Собой чудное спокойствие, тишину и умиление, соединенное с животворною радостию; если же неверием удаляемся от Него, то и Он удаляется от нас с своим миром и радостию, и тогда в сердце нашем бывает самое тяжелая томление, тоска, грусть и мертвящая пустота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Подражай Божию Священнику и одинокому Царю (Мельхиседеку), — этому образу Христову между людьми ( Быт.14:18, Евр.7:1-3 ). Не сделайся соляным столбом, душа, обратившись назад (как жена Лота); да устрашит тебя пример Содомлян; спасайся горе — в Сигор ( Быт.19:26 ). Беги, душа моя, от пламени греха, как Лот, беги от Содома и Гоморры, беги от огня всякого безрассудного пожелания ( Быт.19:16 ). Помилуй, Господи, взываю к Тебе, помилуй меня, когда прийдёшь со Своими Ангелами воздать всем по достоинству их дел. Не отвергни, Владыка, моления воспевающих Тебя; но смилуйся, человеколюбче, и даруй прощение просящим с верою. Преп. Марии Египетской: Окружен я, матерь, бурею и волнением согрешений; но ты сама ныне спаси меня и приведи к пристанищу божественного покаяния. Усердное моление и ныне принеси, преподобная, к милосердной Богородице, и своими молитвами отвори мне вход к Богу. Пресв. Троице: Троица Простая, (в Боге отсутствует раздвоенность), сложность несозданная, Сущность безначальная, (не имеющая начала) в троичности лиц воспеваемая! Спаси нас, верою поклоняющихся державе Твоей. Богородице: Вне времени от Отца родившегося Сына, Ты, Богородительница, во времени без мужа родила, и — дивное чудо! — питая молоком пребыла Девою. Песнь 4-я Ирмос: Пророк услышал о Твоем пришествии, Господи, и устрашился, что Ты хочешь родиться от Девы и явиться людям, и сказал: услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи. I. Не презри Твоих творений, не оставь Твоего создания, праведный Судия; ибо хотя я и согрешил, как человек, более всякого человека, но Ты, человеколюбче, как Господь всего, имеешь власть отпускать грехи (Марк.2:10). Конец приближается, душа, и ты не радеешь, не готовишься; время сокращается, встань, Судия уже близко — при дверях; время жизни проходит, как сон, как цвет (на растении); для чего же мы суетимся напрасно? ( Мф.24:33 ). Пробудись, душа моя, поразмысли о делах своих, которые ты сотворила, представь их пред твои очи и пролей слёзы; поведай Христу без страха о твоих делах и помышлениях и получи оправдание.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pokayannyj-...

    Кто был этот монах? Мы не знаем, чего не договорил Барский, мы не будем дополнять того своими собственными догадками и предположе­ниями, затем, что историческая сторона, или просто история, того не терпит...     Афон Ксиропотам     О Кресте на Вершине....       АКАФИСТ КРЕСТУ Ср. Акафистник Кондак 1-й В бранех победный, в дни мира спасительный Кресте честный христианское знамение, Тя величаем, Тебе покланяемся и восписуем хвалы благодарственные. Ты же одеян небесною силою нас сохрани, да зовем Тебе радостно: Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа ! Икос 1-й Крест всечестный окружают незримо днесь умозрители Ангели в страхе и благодать светоносную видяше явно. Ныне обильно даемую верным, благоговейно стояще зовут таковая: Радуйся, Кресте Ты знамя победное Радуйся, чудо умом неисследное Радуйся, Ангельским взором Твой свет удивление Радуйся, демонским зраком Твой вид уязвление, Радуйся, радость премирных обителей, Радуйся, горесть подземных мучителей, Радуйся, небом явленное миру видение, Радуйся, горняго света над миром горение Радуйся, лествица к небу возведшая Радуйся, облако к свету приведшее Радуйся, Божие в дольний мир ты снисхождение Радуйся, смертнаго в горний рай ты восхождение Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа! Кондак 2-й Распятый на древе Христос Вседержитель, древо проклятия древом спасения дивно являет и обладаем Божественной Силой многою, Крест искупления, знамя победы, страшное злым, благодатное верным, иже Крестом осеняеми Богу поют - Аллилуиа. Икос 2-й Емлются верою силы Христовы, царь Константин в поле браннем моляся, видев же образ Креста в час полудня изображенный на небе звездами и надписание дивное " Сим побеждай " , весь вдохновенный к Нему вопиет таковая: Радуйся, Кресте звездами сияющий, Радуйся, сильный врага побеждающий, Радуйся, щит и броня в битве воинству бранному Радуйся, град и стена в мире братству избранному Радуйся, Кресте, Ты миру хранение, Радуйся, мирный вражды разрушение Радуйся, огненный меч силу тьмы посекаюший

http://isihazm.ru/?id=970

Когда же это гнусное письмо было прочитано и святые сочли вздором написанные в нем слова, варвар, вскипев обычным и варварским гневом и разъярившись за то, что оказался презренным, снимает овечью шкуру притворства и кротости, обнаруживает внутреннего волка и повелевает предстоявшим палачам бросать каменьями в святых; и они тотчас, согласно приказу, стали бить их камнями, пока не разбили даже связи мозгов и не сокрушили кости. 18.  Претерпевавшие сию страшную казнь пели про себя следующий псалом: «Терпя потерпех Господа, и услыша молитву мою, и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя» (Псал. XXXIX, 1–2). И исполнив псалом, творили молитву, говоря: «Господи, Господи Вседержителю, Творец всякой твари, удостоивший нас недостойных лицезреть и поклониться честным и славным местам, в которых Ты волею претерпел чистые и божественные страсти ради нашего спасения, затем благоволивший причастить нас столь славным и великим дарам, укрепи нас, рабов Твоих, совершить добрый подвиг (Ср. Тим. 1, VI, 12. Тим. 2, IV, 7), и не отступи от нас, ибо скорбь близка, и нет помогающего (Псал. XXI, 12) без Твоего могущества и благости. Сотри рожны лукавого, да не посмеется над нами, и соделай суетными надежды его. Ибо ради имени Твоего мы оставили все и последовали за Тобою и, возненавидевши тленную и текущую славу, избрали жизнь вечную и наслаждение на небесах. И ныне, Владыко, хотящий всем человекам спастись а к познанию истины придти (Ср. Тим. I, II, 4), удиви и на нас милости Твои (Ср. Псал. XVI, 7), да познают враги истины, что Ты еси Бог и нет иного кроме Тебя(Ср. Сир. XXXIII, 5). И тебе  славу и благодарение воссылаем со безначальным Твоим Отцом и со всесвятым и благим и животворящим Духом во веки веков. Аминь». 19.  По окончании молитвы се ангел, сошедши с неба, укрепил их и сделал здравыми, как прежде. Араб же, узрев дивное чудо, назвал мучеников обманщиками и кудесниками и повелел отвести их в узилище и содержать под крепчайшей стражей, пока он снова не представит их к своему седалищу для иных испытаний.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=935...

О братись и восстенай, несчастная душа, прежде чем дойдет до конца праздник жизни, прежде нежели Господь заключит дверь чертога брачного. О братившись назад, не сделайся, душа, соляным столбом; да устрашит тебя пример содомлян, спасайся горе в Сигор (Быт. 19: 19–23; 9: 26). Н е отринь, Владыко, моления воспевающих Тебя, Человеколюбче! Умилосердись и просящим с верою даруй прощение. Слава, Троичен: П ростая, Несозданная Троица, безначальное в троичности Лиц воспеваемое Существо! Спаси нас, с верою поклоняющихся державе Твоей. И ныне, Богородичен: Т ы, Богородительница, без мужа родила вне времени родившегося от Отца Сына и – дивное чудо! – пребыла Девою при млекопитании. Песнь 4 Ирмос: Г осподи! Пророк услышал о Твоем пришествии и устрашился, что Ты хочешь родиться от Девы и явиться людям, и сказал: «Я услышал о Тебе весть и устрашился»; слава силе Твоей, Господи. Помилуй меня, Боже, помилуй меня. К ратко и переполнено порочностью время жизни моей, но приими меня в покаянии и призови к познанию (истины), дабы не стать мне добычею и пищею врага; Ты Сам, Спаситель, умилосердись надо мной! (Быт. 47: 9) О блеченный царским достоинством, венцом и багряницею, изобиловавший богатством и многими стадами, обладавший многими имениями, человек справедливый, внезапно обнищавши богатством, славой и царством, остригся (в знак печали) (Иов. 1: 1–22). Е сли он был праведным и безукоризненным более всех, но не избежал изветов и сетей обольстителя, то ты, грехолюбивая несчастная душа, что будешь делать, если бы случилось, что на тебя устремлено нечто из неожиданного? Б ез причины и понапрасну бываю я ныне велеречивым и дерзким в сердце. Един Милосердый и Правосудный! Не осуди меня с фарисеем, но даруй мне смирение мытаря и сопричисли с ним. М илосердый! Знаю – согрешил я, надругавшись над сосудом моей плоти, но приими меня в покаянии и призови к познанию истины, дабы не стать мне добычею и пищею врага; Ты Сам, Спаситель, умилосердись надо мной! П ричиняя страстями вред моей душе, я сделался, Милосердый, сам для себя истуканом, но приими меня в покаянии и призови к познанию истины, дабы не стать мне добычею и пищею врага; Ты Сам, Спаситель, умилосердись надо мной!

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

Для таковых притча не прикрывает истины, а еще яснее ее раскрывает. У кого же нет такого внутреннего строя, тот, слыша о духовных предметах речь приточную, ничего не понимает в ней. Но если б и не в приточной форме предложить ему слово об этих предметах, и тогда понял бы он только слова, а сущности дела не уразумел бы: она шла бы наперекор всем его понятиям и представилась бы ему несообразностью, над которой не замедлил бы он и поглумиться. В этом именно и поставил Господь причину, почему Он говорит к народу в притчах. У кого есть задаток духовности, тот поймет и притчу, а у кого нет, тому хоть не говори. “ Потому что видя не видят, и слыша не слышат и не разумеют… Ибо огрубело сердце людей сих” (Мф. 13, 12–15). Между тем, способных прозревать прикровенную истину притча не лишила должного назидания: “ Кто имеет, тому дано будет и приумножится”.   Неделя пятая по Пятидесятнице   (Рим. 10, 1–10; Мф. 8, 28–9, 1). Гадаринцы видели дивное чудо Господне, явленное в изгнании легиона бесов и, однако же, всем городом вышли и молили Господа, “чтобы Он отошел от пределов их”. Не видно, чтобы они враждебно относились к Нему, но не видно и веры. Их объяло какое-то неопределенное страхование, по которому они желали только: иди мимо, куда знаешь, только нас не касайся. Это настоящий образ людей, которые мирно в имениях своих живут. Сложился около них порядок вещей не неблагоприятный; они привыкли к нему, ни помышлений, ни потребности нет, чтобы изменить, или отменить что, и боятся они сделать какой-либо новый шаг. Чувствуя, однако, что если придет повеление свыше, то страх Божий и совесть заставят их отказаться от старого и принять новое, — они всячески избегают случаев, могущих довести их до таких убеждений, чтоб прикрываясь неведением, жить покойно в старых привычках. Таковы те, которые боятся читать Евангелие и отеческие книги, и заводить беседу о духовных вещах, из опасения растревожить свою совесть, которая пробудившись, начнет понуждать одно бросить, другое принять.   Понедельник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010