Ближайшие окрестности Иерусалима евангельских времен вошли в черту современного города. При выходе из Старого города Овечьими воротами паломник попадает на Иерихонскую дорогу. Справа от нее находится греческий храм первомученика архидиакона Стефана. Храм был воздвигнут над местом убиения святого. Сохранилось несколько широких ступеней, где совершилось побиение камнями первомученика. Гефсимания Наименование «Гефсимания» означает масличное точило (пресс) или масличный сад. Это священнейшее для христиан место находится у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, на востоке от Старого города. Гробница Божией Матери Тропарь Успению Божией Матери, глас 1 В рождестве девство сохранила еси,/во успении мира не оставила еси, Богородице,/преставилася еси к животу,/Мати сущи Живота,//и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша. Кондак, глас 2 В молитвах неусыпающую Богородицу/и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста,/якоже бо Живота Матерь,/к животу престави/во утробу Вселивыйся приснодевственную. Величание Величаем Тя,/Пренепорочная Мати Христа Бога нашего,/и всеславное славим//Успение Твое. Светилен Апостоли, от конец совокупльшеся зде,/в Гефсиманийстей веси погребите Тело Мое,/и Ты, Сыне и Боже Мой,//приими Дух Мой. Стихира, глас 1 О дивное чудо!/ Источник жизни во гробе полагается/и лествица к небеси гроб бывает./ Веселися, Гефсимание,/Богородичен святый доме,/возопиим, вернии,/Гавриила имуще чиноначальника:/Благодатная, радуйся, с Тобою Господь,//подаяй мирови Тобою велию милость. Гефсиманский сад Евангелие от Луки 22, 39–53 (Мф 26, 36–57; Мк 14 32–52; Ин 18, 1–13) И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Пс 147:2 О дивное чудо!/Иоанн к груди Слова припал,/Фома же осязать Его ребра удостоился./И вот, один оттуда повергающим в трепет образом/глубину богословия извлек,/другой же ввести нас в таинство домостроительства удостоен,/ибо он представляет ясно/доказательства воскресения Его, возглашая:/«Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» Слава, и ныне, глас 5: Велико и несравненно/множество милостей Твоих Человеколюбец;/ибо долготерпел Ты, иудеями заушаемый, Апостолом осязаемый,/и отвергающими Тебя исследуемый тщательно:/как Ты воплотился, как распят был, безгрешный?/Но вразуми нас, как Фому взывать Тебе:/«Господь мой и Бог мой, слава Тебе!» Тропарь, глас 7 Хотя гроб был запечатан,/Ты, Жизнь, из гроба воссиял, Христе Боже;/и, когда двери были заперты,/Ты, всех Воскресение,/предстал ученикам,/через них Дух Правый обновляя в нас/по великой Твоей милости. НА УТРЕНИ После шестопсалмия Великая ектения и Бог Господь: на глас 7. Тропарь праздника трижды. После 1-го стихословия седален, глас 1 Когда из страха перед Евреями скрывались ученики/и на Сионе были собраны,/вошел Ты к ним, Благой;/и при запертых дверях стал посреди них, радость им принося,/и показал им руки и ребр Твоих пречистых раны,/говоря неверовавшему ученику:/«Подай руку твою и испытай,/что Это – Я Сам, тебя ради пострадавший!» Слава, и ныне: повторяем то же. И чтение праздника. После 2-го стихословия седален, глас 1 Предстал Ты, Жизнь, ученикам при запертых дверях/и ребра показал, и руки Твои,/и ноги Твои, Христе,/воскресение Твое из гроба удостоверяя./Но Фомы тогда не оказалось, потому он говорил:/«Если не увижу Его,/не поверю словам вашим!» Слава, и ныне: повторяем то же. И чтение праздника. Величание Величаем Тебя, Податель жизни Христе,/нас ради во ад сошедшего/и с Собою всех воскресившего. Псалом избранный Господь воцарился, благолепием облёкся./Облёкся Господь силою, и опоясался./Ибо Он утвердил вселенную, и она не поколеблется./Кто изречёт могущество Господа, сделает слышными все хвалы Его?/Да исповедуют Господу милости Его и чудеса Его – сынам человеческим./И вывел Ты нас из тьмы и тени смертной./Ибо сокрушил врата медные и засовы железные сломил./И избавил их от развращений их, и узы их разорвал./Ибо услышал бедных Господь. / И узников Своих не презрел./И, как спящий, пробудился Господь, и поразил врагов Своих./Вот, очи Господни – к уповающим на милость Его./Чтобы услышать стенания узников./Освободить сыновей умерщвлённых./Да восстанет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его./Этот день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в оный./Восстань, Господи Боже мой, да возвысится рука Твоя, не забудь бедных Твоих до конца./Господи, Боже мой, вовек буду славить Тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=993...

Рубрики Коллекции Рождественское послание Патриарха Алексия II 4 мин., 05.01.2017 Поделиться Рождественское послание Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II Христос раждается, славите. Христос с Небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. (Ирмос песни 1-й канона на Рождество Христово) Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, честные иноки и инокини, дорогие братья и сестры, все боголюбивые чада Святой Русской Православной Церкви во Отечестве нашем и за его пределами, сердечно поздравляю вас с великим и спасительным праздником Рождества Христова! Ныне наши сердца исполняются радости о Рождении во плоти Предвечного Сына Божия, " нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес " . Пророк Михей, живший в VIII веке до Пришествия в мир Спасителя, возвестил о том, что Мессия родится в Вифлееме (Мих. 5, 2), граде Давидовом, то есть в том городе, в котором увидел свет Его предок по плоти - царь и псалмопевец, пророк Давид. По сказанию святого евангелиста Луки, Пресвятая Дева родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли (Лк 2, 7). Несомненно, что Она первая вознесла Ему хвалу. Святая Церковь влагает в пречистые уста Божией Матери следующие слова: " Боже Вышний, Царь Невидимый! Я вижу Тебя и дивлюсь таинству по причине безмерной нищеты Твоей: Тебя вмещает малый чужой вертеп. Сладчайшее Чадо, как Я буду держать Тебя на руках Моих, Тебя, Содержащего рукою Своею все творение? Какое дивное и величайшее чудо! Как Я буду носить Тебя, Носящего все Своим словом? " (из служб утрени 23 и 24 декабря). Тайну рождения Сына Божия открывает нам евангелист Иоанн Богослов: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел Жизнь Вечную (Ин. 3, 16). Бог есть Любовь... Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин 4, 8, 19). Будем творить заповедь Христову - да любите друг друга (Ин 13, 34). Возлюбленные, Родина наша переживает ныне трудное, но вдохновляющее время. Мы являемся участниками процесса становления демократического государства, в котором каждый его гражданин получит возможность на достойный человека образ жизни. Для нас всех очевидно, что этот процесс протекает далеко не просто и порой мучительно. Но не будем отчаиваться (2 Кор 4, 8), ибо Младенец родился нам - Сын дан нам... Умножению владычества Его и мира нет предела (Ис 9, 6-7).

http://foma.ru/rozhdestvenskoe-poslanie-...

11, 27 –28)? И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии, но посольства этого было для нашего спасения мало... Ангелы – " " служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение " " (Евр. 1, 14), однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово... Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр. 2, 16-18, 1). Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости. Восприятие Богом естества человеческого от самого человечества падшего – это дело, более дивное, чем создание нового человека силою всемогущества Божия. Это чудо из чудес. Чтобы соединить с Собою падшее естество человеческое, нужно было его для того предочистить. Еще ветхозаветные люди вопрошали с недоумением: " " Кто родится чистым от нечистого? ни один " " (Иов. 14, 4), ибо они сознавали вместе с Давидом: " " В беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя " " (Пс. 50). Если земля должна по грехопадении произращать человеку, трудившемуся над нею в поте лица, тернии и волчцы, то это было знамением того, что и в душах людей после того, как посеяно семя греха и заглушено семя добра, при всех усилиях человека будут произрастать тернии греха и страстей, семя же добра будет возрастать редко, и не будет иметь надлежащей силы.

http://zavet.ru/rbogorod.htm

«Купина, объятая пламенем и оставшаяся не сгораемою, назнаменовала совершающееся на Тебе чудное таинство, Благодатная всепрославленная; ибо и по рождению Ты, Чистая, пребудешь Приснодевою» (Кан. Благов, п. 4, т. 2). л) Чудное священноявленному Моисею купина и огнь показа чудо: ищай же конца в прехождении времен, во Отроковице чистей, рече, узрю» Купина и огонь показали священнозрителю Моисею дивное знамение: ища исполнения его в последствии времени, он сказал: провижу это в чистой Деве» (ibid. п. 9, т. 4). «Удивися Иосиф, еже паче естества зря, и внимаше мыслию… в бессеменнем зачатии Твоем, Богородице, купину огнем неопалимую» «Удивился Иосиф, видя сверхъестественное, и уразумел в Твоём бессемянном зачатии, Богородица, несгоревшую в огне купину» (Октоих гл. 4, Нед. утр. сед. воскр. 3 по 1 стихосл.). Гл. 3, 10 и ныне гряди, да послю тя к фараóну царю Египетскому, и изведéши люди моя, сыны Изрáилевы из земли Египетския Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону [царю Египетскому]; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых «Посредничество Моисея, – по толкованию св. Кирилла Александрийского , – есть образ, и притом весьма ясный, посредничества Христова» (тв. ч. 1, стр. 86). «Для иудеев был спасителем Моисей, а для нас Иисус – и Спаситель, и Вождь», – замечает св. Иаков Низиб. («Слово о Пасхе» – Хр. Чт. 1839 г., ч. 2, стр. 36). Согласно с этим и Церковь поёт: «Вместо Моисея Христос спасение душ наших» (Богор. Догм. 2 гл.). Гл. 4, 2 И речé к немý Госпóдь: чтó сиé éсть в руце твоéй? Он же речé: жéзл И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл Гл. 4, 3 И речé: повéрзи егó на зéмлю. И вéрже и на зéмлю, и бысть змий: и отбежé Моисéй от негó Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него Гл. 4, 4 И речé Госпóдь к Моисéю: простри рýку и ими за хвóст. Простéр ýбо рýку, взя за хвóст, и бысть жéзл в руце егó И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простёр руку свою, и взял его [за хвост]; и он стал жезлом в руке его

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Видеть свет – свет Лица Твоего – тоже синоним жизни, как и пища. Благословение времен Исхода, сохранившееся в нашей утрени – «Да воссияет на нас свет лица Твоего». В отдаленных от библейского мира местах этот архетип тоже присутствует. Видеть дневной свет у Софокла означает – «жить». Но Феб-Солнце не дарует видеть свой свет сходящим в безвидность Аида… Смерть – темна. Это – преисподний ров, темнота, смертная сень, долина смертной тени, куда уходят все, становясь в своем бессолнечном бессилии, безжизненности подобно «воде, вылитой на землю». Но, несмотря ни на что –«Я верую видеть благая Господня на земле живых. Мужайся, и да крепится сердце твое!» Смерть — не навсегда, предчувствуют пророки. «Я во плоти моей узнаю Бога! Я узрю Его сам!» (Иов 19,25-27) — восклицает вопреки всякой очевидности истерзанный тлением Иов, отчаянно споря с кем-то безличным и безликим. Память о Пенуэле – «Лице Бога», которого видел Иаков, и сохранилась душа его, жизнь его — не покидает печальных изгнанников рая. Ангел лица Его посещает их, дает им залог будущей тайны – тогда, когда, наконец, Моисей увидит Бога лицом к Лицу на скале Фаворе при свидетеле Илии, и сохранится душа его, и будет он жить. Слава Божия, являемая «многочастно и многообразно» в ветхие времена, когда исполнится срок, засияет так нестерпимо, что ослепит и повергнет на землю фарисея Саула, и он восстанет Павлом-апостолом. Да, — оживут мертвецы твои, восстанут мертвые тела – да, веруем, они воскреснут, в воскресение, в последний день — а пока поколение за поколением вкушают горечь распада. Смерть тоже можно вкушать, она – смертельная и неотвратимая пища, которая проникает в чрево и кости, отравляя и убивая. Есть те, которые, однако, не вкусят смерти – и увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Фото: nikitas, photosight.ru А Жизнь вкусит смерть. Бог упал, а человек восстал – о, дивное чудо! Он причастился тлению, вкусил смерти – а мы вкушаем Жизнь, щедро и непрактично раздаваемую всем даром. Где человеческая мудрость Притч? «Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих» (Притч. 6:1-2). Остановись, Сын Божий, не поручайся за ближнего Твоего – это смертельно опасно! Господи, будь милостив к Себе! (Мф. 16:22)

http://pravmir.ru/troitskaya-subbota-sme...

   Царь Небесный, и между людьми обращался, и людьми виден был, и с людьми беседовал Сын Божий и Слово Отчее. Так Его видели апостолы Его, и осязали, и слышали из уст Его слова жизни, и беседовали с Ним, и ходи­ли с Ним, и в след Его, и прочее, и нам про­поведали.    О, «блаженно чрево, носившее Бога вопло­щенного, и сосцы, Его питавшие» (Лк 11:27)!    Блаженны руки, осязавшие Слово жизни!    Блаженны очи, видевшие невидимого Бо­га, во плоти явившегося!    Блаженны уши, слышавшие Слово Божие ипостасное!    Блаженно то время, в которое Бог явился на земле!    Блаженна та земля, по которой Царь Не­бесный ходил!    Блаженны те ризы, которыми одевался Бог, «одевающийся светом, как ризою» (Пс 103:2)!    Поклонимся, возлюбленный, воплотив­шемуся Богу. Поклонимся на месте, «где стоя­ли ноги Его» (Пс 131:7). Он ради нас, ради тебя и меня и ради всякого явился на земле.    Пришел Свет наш к нам просветить тьму нашу.    Пришел Бог наш к нам и уподобился нам.    Пришел Господь наш к нам и в рабском облике восхотел послужить рабам Своим.    Пришел Царь Небесный к поданным Сво­им на землю не судить их, согрешивших, но взыскать и спасти погибших.    Пришел Создатель наш к нам, созданию Своему, возобновить и воссоздать растленное Свое создание.    Пришел Пастырь добрый взыскать за­блудших Своих овец.    О, новое чудо! О, дивное дело Бога наше­го! «Бог — Господь, и явился нам» (Пс 117:27). Царствующий во веки Господь Сил пришел: да благоговеет пред лицом Его вся земля.    Уразумеем, брат, силу этого великого та­инства. Ради нас Он пришел. Постараемся благоговейно встретить Его и поклониться Ему, и возлюбить явление Его, и сердце бла­годарное принести Ему вместо дара, и благоугодить Ему, да сподобимся благоугождать пред Ним в стране живых, и видеть Его одес­ную Бога сидящим во славе Отчей. Напишем, брат, великое сие дело на сердцах наших и день и ночь в том будем поучаться (См. Пс 1:2). Ибо нет ничего полезнее этого.    Поминай Господа Иисуса, пришедшего спасти нас, и оттуда или утвердишься в благо­честии, или возбудишься к благочестию. Ибо сие есть корень и начало веры и благочестия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

очи мои спасение Твое (Лк.2:29,30). О, блаженный Симеон! Увидев то, чего ждал, он уже стал смотреть на свою смерть, как на мир и успокоение. А вот, скажешь, читается и в Еван­гелии, что плакали и о дочери начальника синагоги (Лк. 8:52), и сестры Лазаря оплакивали Лазаря (Ин.11:31). Но они рассуждали еще по ветхозаветному закону, — потому что еще не видели воскресения Христова из мертвых. Пла­кал, правда, и сам Господь о Лазаре уже погребенном, но не для того, чтобы подать пример оплакивания умерших, а чтобы своими слезами показать, что и Он воспринял истинное тело; или вероятно, Он по человеческой любви оплакивал иудеев, которые, не смотря даже на такое чудо, не имели уве­ровать в Него. Ведь не могла быть причиною слез смерть Лазаря, о котором сам Иисус сказал, что он уснул, и обещал пробудить его, как и сделал.   5. Итак, древние имели свои нравы и свою немощь, как жившие прежде пришествия Христова. Но, когда Слово стало плотию, и обитало с нами (Ин.1:14), когда приговор, изреченный первому Адаму, был разрешен последним Адамом, когда Господь разрушил нашу смерть Своею смертью и воскрес из мертвых в третий день, то смерть уже стала не страшна для верующих; не страшен запад, когда пришел Восток свыше. Сам Господь, Который не может говорить лжи, взывает так: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин.11:25,26). Ясно, возлюбленнейшие братие, говорит божественное изречение, что верующий во Христа и соблюдающий заповеди Его, хотя и умрет, будет жив. Это изречение принимая и со­держа всеми силами веры, блаженный апостол Павел и пред­лагал такое увещание: не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших (ц. сл.: усопших), дабы вы не скорбели (1Фес.4:12). О, дивное изречение апо­стола! Еще прежде, нежели изложил свое учение, он одним словом уже проповедует воскресение. Он называет умер­ших усопшими для того, чтобы, выражаясь о них как о спя­щих, сделать несомненным их будущее воскресение. Не скорбите , говорит, о усопших, как прочие .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Второй порок фарисеев составляло суеверие, которое состояло в соблюдении мелочных заповедей, которым научили люди, – предали старцы, и которым фарисеи приписывали высшую важность в деле религии, между тем пренебрегали важнейшим в законе Моисеевом ( Мф.23:23 ); и всю свою мудрость и ученость поставляли в изучении этих старческих преданий. За такую вину Бог определил им наказание духовное. Он говорит: За то вот Я чудесно поступлю впредь с этим народом, сделаю дивное чудо. Ибо будет то, что изчезнет мудрость мудрецов его, и разум у разумных его затмится. Пророк этим хочет сказать, что этот духовный суд будет так удивителен, что человека, имеющего здравый смысл, невольно приведет в изумление, особенно когда обратит внимание на то, каким дивным образом Бог посрамил надменность и тщеславие тех Иудеев, которые свои пустые басни, мелочные, бесполезные предания старцев предпочли ясной, утешительной истине евангельской. Смысл этих слов довольно поясняют слова Спасителя ( Мф.11:25 ), и Апостола Павла ( 1Кор.1:18, 19 ). Третий член Ст. 15. Горе тем, которые думают скрыться в глубину, чтобы замысл свой утаить от Господа, которые делают дела свои во мраке, и говорят: кто увидит нас? и кто узнает нас? Ст. 16. Какое безразсудство! Разве можно считать горшечника, как глину? Скажет ли изделие о сделает его: не он сделал меня? и скажет ли произведение о художнике своем: он не разумеет? Здесь Пророк обличает тех нечестивых вельмож Иерусалимских, которых обличал в гл. 28:14, 15, каковы были иродиане и начальники секты саддукейской, которые, притворяясь, будто почитают Бога, на самом деле не имели веры и расположения к Нему, не уважали слова Божия, составляли свои нечестивые умствования и советы вопреки советам Божиим, своим притворством думали прикрыть свое неверие и нечестие; отвергнув надежду на Бога, надеялись своим благоразумием, хитростью, и своими силами упрочить свое благосостояние. Этим-то лицемерным людям Пророк и возвещает горе, – говорит, что они своим притворством не скроют и в глубине своего сердца свои нечестивые умствования, Бог Своим взором проникает все тайники сердца, видит все их намерения и дела, противные Его воле. Баше нечестивое умствование, говорит Пророк, столь же превратно и противно началам здравого разума и Богу, как если бы кто горшечника стал считать наравне с глиною, и если бы изделие говорило сделавшему его: не ты сделал меня. Безрассудно думаете, что будто своим притворством можете скрыть от Бога свои помышления и действия, или обмануть Его; против Его воли и без Его помощи вы не можете исполнить свои советы. Ибо вы в таком же отношении находитесь к Богу, в каком глина к горшечнику. Вы вполне подчинены Его власти, и от Него зависит исполнение всех ваших советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

Богородичен догматик. «Царь небесный». Во всех ирмологах – знаменного распева, на кварту ниже Синод. Октоиха, но весьма близкой к нему редакции, кроме разве средней кулизмы и немногих других, довольно своеобразных оборотов. Тоже в ирмологе Головни (л.246) и у г. Малашкина (Всенощ. бд. стр. 30) На стиховне, богородичен: «Безневестная Дево». Во всех ирмологах знаменого распева, весьма близкой к Синод. Октоиху редакции, но на кварту ниже. Тоже в ирм. Головни (л. 247) и у г. Малашкина (Всенощ. бд. стр. 41). Степенна, антифоны 1, 2, 3 и 4: «От юности моея» и проч. Во всех ирмологах – знаменного распева в редакции почти буквально сходной с редакцией Синод. Октоиха, но на кварту ниже. Тот же напев изложен в ирмологе Головни (л. 247 об.) и у г. Малашкина (стр. 114). Ирмосы: «Вооруженна фараона (колеснице-гонителя фараона) погрузи». Во всех ирмологах – знаменного распева. Напев, при общем сходстве с изложенным в Синод. ирмологе, в подробностях довольно отдаленной редакции, на кварту ниже, и по местам украшен фитными мелодиями (наприм., в ирмосе 7-й песни: «Иже халдейская пещь»), которые в ирмологах: Львовском 1700 года и Синодальном выпущены. Тот же напев, с исправленным текстом, изложен и в ирм. Головни. У г. Малашкина (стр. 152) изложен неизвестный речитативный напев минорного тона. Ирмосов, по Синод. ирмологу, в восьмом гласе имеется всего 158 столпов, по ирмологам 1652 и 1700 г. – 98, по ирмологам же 1674 и 1709 г. – 99 столпов; в ирм. Головни 100 ирмосов. III. Подобна на осемь гласов Глас 1-й «Небесных чинов радование». «Прехвальные мученицы». «О дивное чудо, источник жизни во гробе полагается». Подобны эти имеют незначительные разности в мелодиях с такими же подобнами киевского распева, изложенными в Синод. Октоихе (л. 11–12) и почти буквально сходны по редакции во всех южно-русских ирмологах. Подобен «О дивное чудо» имеется только в Львовском ирм. 1700 г. и в Синод. Октоихе; при том в последнем – только киевского, а не знаменного распева. В прочих ирмологах стихира эта распета большим знаменным распевом в ряду стихир на праздник Успения богородицы. В ирм. Головни (л. 24) имеются также только два первые подобна в редакции почти буквально сходной с Синод. Октоихом; подобен же «О дивное чудо» изложен также в ряду стихир на праздник Успения (л. 354–355), а вместо него изложен подобен «Гроб Твой Спасе» болгарского распева, как и в Синод. Обиходе (на лю 39 об.). У г. Малашкина изложены тоже два первые подобна (ор. 46, стр.2), а подобен «О дивное чудо», краткого же напева, отнесен к песнопениям праздника Успения (ор. 47, стр. 82). Глас 2-й

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010