После него будет царствовать, сначала, Селевк Филопатор: он будет стараться похитить сокровища храма, но погибнет во время заговора ( Дан.11:20 ). После Селевка взойдет потом на престол «презренный», которого люди назвали «знаменитым», – Антиох Епифан ( Дан.11:21 ). С бесстыдным коварством он вторгается сначала в мирный с ним Египет и завоевывает его в 173 году (ст. 12–24); предпринимает второй поход против Египта и остается победителем вследствие многочисленности своего войска и измены ( Дан.11:25–27 ). Возгордившись своим счастием, Антиох дерзает притеснять святой народ завета Господня и сначала только по немногу (ст. 28. ср. 1Мак.1:21–29 , в 170 году). Но после неудачного похода его против египтян, когда он был разбит киттийскими кораблями (римиским флотом Дан.11:29,30 ), весь свой гнев изливает на иудеиское святилище и богослужение: прекращает ежедневную жертву и на самом жертвенике поставляет мерзость, жертвенник идольский ( Дан.11:30,31 ). Некоторые из нечестивых иудеев будут обольщены им и станут приносить жертвы Зевсу; но благомыслящие восстанут против этого и, не смотря на гонения, будут предостерегать народ от идолопоклонства, получат они небольшую помощь и от Маккавеев ( Дан.11:32–34 ), и будут падать некоторые из благочестивых, чтобы очиститься к последнему времени ( Дан.11:35 ). Ср. к ст. Дан.11:30–35 ; 1Мак.1:55, 1:53–54,60 гл. 2 и д. 1Мак.1:61–64 . Но верх нечестия, которое совершит Антиох, это – что он из презрения к Богу богов, равно и к своим собственным богам, сам себя объявит богом ( Дан.11:36,37 ), или как говорится в ст. 38-м, богом, Маозиом, богом своей собственной силы, которую он видит в своих крепостях (маоссим значит крепость) или, как указывается в 39 стихе Юпитером капитолийским, в котором он видит свой собственный образ. После этого Антиох предпримет последний поход против Египта (в 166 г.); поход этот будет сопровождаться победами ( Дан.11:40–43 ), пока возмущение в собственном его царсте не заставит его возвратиться в свои владения, где он и найдет свой конец ( Дан.11:44,45 ) 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Псалом 78 Пс.78:1 . Псалом Асафу. Боже, приидоша языцы в достояние твое, оскверниша храм святый твой, Пс.78:2 . положиша Иерусалим яко овощное хранилище: НАДПИСАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ В сем псалме оплакивает Пророк бедствие, приключившееся Иудеям при Антиохе и при иных царех, бывших во времена Маккавеев, как согласно толкуют древние Отцы и многие из новейших: да и сам творец первыя книги Маккавейския, в главе 7, приводит сей псалом яко пророчество, бывшее о тех бедствиях. Впрочем, можно сей же самый псалом приложить и к гонениям, бывшим после на Церковь от царей языческих. Пророк беседует к Богу и в лице людей Его жалуется о опустошении храма и града. Обращает же слово к Богу не того ради, дабы научить Его аки неведящаго, но дабы воспоминанием сим самого себя подвигнуть к теплейшей молитве. Боже, глаголет: приидоша языцы в достояние Твое, то есть: в тот град и в ту землю, которую Ты из всея вселенныя в собственное наследие избрал. Потом изъясняя, чего ради пришли языцы в достояние Божие, глаголет: оскверниша храм святый Твой, то есть: пришли осквернить храм Твой святый, который и в самом деле, под предводительством царя своего Антиоха осквернили ( 1Мак. 1 ). Тогда бо и идол поставлен был во храме, и олтари осквернены, и кумирам жертвы приносимы были, а престольный град Иерусалим так опустошен, что стал подобен быть пустому шалашу, каковы бывают те, которые устрояются для хранения плодов в садах или в виноградах. О сем происшествии, случившемся при Антиохе, свидетельствует первая книга Маккавеев ( 1Мак. 3:45 ), где сказано, что Иерусалим бе необитаем аки пустыня. Пс.78:2 . положиша трупия раб твоих брашно птицам небесным, плоти преподобных твоих зверем земным: Пс.78:3 . пролияша кровь их яко воду окрест Иерусалима, и не бе погребаяй. Пророк, оплакав опустошение храма и града, здесь оплакивает избиение людей и зверскую лютость врагов, не терпевших даже и трупы умерших предавать погребению. Они повергали их на снедение зверям и птицам, проливали кровь неповинную яко воду, без различия лиц, возраста и пола, и сие творили не токмо внутрь стен града Иерусалима, но и в окрестностях онаго. Сие исполнилось как на многих иных, так наипаче на оных шестидесяти печальнейших мужах, коих всех во единый день избил Алким нечестивый близ Иерусалима, как повествуется в 1 книге Макк. ( 1Мак. 7:17 ), где приводится сей стих слово до слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

1Мак.10:46–47 Ионафан и народ, выслушав эти слова, не поверили им и не приняли их, ибо вспомнили о тех великих бедствиях, которые нанес Димитрий Израильтянам, жестоко притеснив их, и предпочли союз с Александром, ибо он первый сделал им мирные предложения, – и помогали ему в войнах во все дни. Как и следовало ожидать, иудеи отнеслись к обещаниям Димитрия с заслуженным презрением (ст. 5. ср. VII-IX гл.) и остались на стороне Александра. – «Ибо он первый сделал им мирные предложения…» – αρχηγς λγων ειρηνικν, – точнее слав.: «яко сей бысть им началник словес мирных…», т. е. первый (или начальник) не по порядку времени, но – достоинства, авторитетности: «ибо он был преимущественным, более дававшим и более надежным в мирных предложениях». По времени же Димитрий еще раньше Александра обращался к Ионафану с мирными предложениями (ст. 3 и 6). 1Мак.10:48–50 Царь Александр собрал большое войско и ополчился против Димитрия. И вступили два царя в сражение, и войско Димитрия обратилось в бегство; Александр преследовал его, и превозмог, и весьма настойчиво продолжал сражение до самого захождения солнца, – и пал Димитрий в этот день. По Иустин. XXXV, 1, 10 и д. оба царя имели между собою два сражения, из коих в нашей книге, как и у Иос. Фл., упоминается только второе решительное. В первом победа была на стороне Димитрия, точно также и во втором – клонилась было сначала на его сторону, но – по несчастному приключению с царем (увязшим в болоте на своем коне) – кончилась неблагополучно для него, и сам он погиб. – Продолжительность его царствования определяется из сопоставления VII:1 c X:57 – 11 лет, вероятно с лишком, что давало Поливию III, 5, 3 право считать 12 лет. 1Мак.10:51 После того Александр отправил послов к Птоломею, царю Египетскому, с такими словами: Птоломей, царь египетский, упоминаемый здесь, есть Птоломей VI Филометор, царствовавший 180–145 до Р. Х., сначала под регентством своей матери. Имя его дочери называется далее – Клеопатра (57 ст.), родившаяся от брака его с сестрою того же имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В бывшем пророку Иезекиилю откровении Господь говорит: аще будут сии три мужи Ной, Даниил и Иов, тии в правде своей спасутся... и аще будут сии три мужи... ни сынове, ни дщери их не спасутся, но токмо сии едины спасутся... не избавят ни сынов, ни дщерей своих ( Иез.14:14–20 ) Здесь утверждается историческое существование во время вавилонского плена Даниила и спасение им некоторых близких людей, т. е. содержание второй главы, повествующей о сохранении жизни халдейских мудрецов чрез Даниила. В другом месте своей книги пр. Иезекииль обращается к царю тирскому: еда премудрее ты еси Даниила ( Иез.28:3 )? Здесь подтверждается, согласно повествованию книги пр. Даниила, мудрость Даниила, которою он превзошел всех языческих мудрецов ( Дан. 1 5 гл.). Таким образом, из библейских свидетельств несомненно, что Даниил жил в вавилонском плену, а не при Антиохе Епифане. 113 В первой Маккавейской книге читаем: Анания, Азария и Мисаил верующе спасошася от пламене. Даниил в простоте своей изъятся из уст лъвовых (2:59–60). Очевидно. здесь подтверждаются еще некоторые частные чудесные события из книги Даниила (3 и 6 гл.). Из 1Мак.1:54 справедливо заключают, что писатель Мак. книги видел на Антиохе Епифане исполнение пророчества Даниила 9:27 и 11:31 о «мерзости запустения» в иерусалимском храме (срав. 1Мак.2:49, 63 = Дан.8:25–26 , 1Мак.1:39 = Дан.8:11 ). Но в глазах христиан существуют еще более авторитетные свидетельства. Иисус Христос в пророчестве о кончине мира сказал: егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте сеяте: иже чтет да разумеет, тогда сущии во Иудеи да Бежат в горы ( Мф.24:15–16 ). Здесь утверждается не только существование самого пророка Даниила, но и подлинность его важнейшего пророчества о седьминах ( Дан.9:25–27 ), причем это пророчество признается «реченным» Даниилом, хотя оно было открыто ему Гавриилом ( Дан.9:21–27 ), «речено» же оно в том смысле, что записано и предано Церкви пророком Даниилом. Таким образом, Иисус Христос утверждает вполне подлинность и достоверность книги, а также и богодухновен-но пророчественный характер ее. Иисус Христос разъясняет исполнение и другого пророчества Даниила: узрят Сына человеческого, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою ( Мф.24:30 = Дан.7:13–14 ). Из ветхозаветных пророков Даниил преимущественно и исключительно в мессианском смысле употреблял наименование «Сын человеческий» (7:13), и Иисус Христос это наименование часто усвоял Себе (Мк.14:62, Мф.8:20, 9:6, 10:23 ), чем также утвердил пророчественный характер книги Даниила и его служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1Мак.1:37 . И проливали кровь невинную вокруг святилища, и оскверняли святилище. 1Мак.1:38 . И разбежались жители Иерусалима ради их, и он стал жилищем чужих: и был чужим для урожденных своих, и свои чада оставили его. 1Мак.1:39 . Святилище его запустело, как пустыня: праздники его заменились плачем, субботы его – поношением, честь его уничижением. 1Мак.1:40 . По мере славы его увеличивалось безчестие его, и величие его сменилось плачем. 1Мак.1:41 . Притом написал царь Антиох всему царству своему, чтобы все были народ один, 1Мак.1:42 . и каждый оставил бы законы свои; и поступили все язычники по сему слову царя. 1Мак.1:43 . И многие израильтяне приняли обряд его, и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. 1Мак.1:44 . И послал царь вестников в Иерусалим и в города Иудины с приказами в руке поступать по законам чуждым сей земле, 1Мак.1:45 . и запретить всесожжения, и жертвы и возлияние святилищное, и омерзить субботы и праздники, 1Мак.1:46 . И осквернить святилище и святых, 1Мак.1:47 . строить жертвенники и капища и кумирницы, и в жертву приносить свинину и скотов нечистых, 1Мак.1:48 . и оставлять сынов своих необрезанными, сквернить души свои всякою нечистотою и мерзостию, 1Мак.1:49 . так чтобы закон был забыт, и переменились все установления; 1Мак.1:50 . И если кто не поступит по сему глаголу царя, да умрет. 1Мак.1:51 . Точно такия же приказания написал он для всего царства своего, и поставил надзирателей над всем людом: и повелел городам Иудейским приносить жертвы, от города до города. 1Мак.1:52 . И собрались к ним многие из народа, всякий, кто оставил закон: и сделали зло на сей земле; 1Мак.1:53 . И принудили израильтян укрываться во всяком убежище их. 1Мак.1:54 . И в пятнадцатый день Хаслева (месяца) сто сорок пятаго года создали мерзость запустения на месте жертвенника: и в городах Иудейских вокруг построили требища. 1Мак.1:55 . И у дверей домов и на площадях кадили, 1Мак.1:56 . И книги закона, какия находили, разорвав, сожигали огнем. 1Мак.1:57 . А у кого где находилась книга завета, и кто любил закон, того умервщлял суд царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.3:54 . И затрубили в трубы, и закричали громким голосом. 1Мак.3:55 . А после сего Иуда поставил вождей для народа, тысяченачальников и стоначальников и пятидесятоначальников и десятоначальников. 1Мак.3:56 . И сказал строющим домы, и женящимся, и насаждающим виноградники, и боязливым, чтобы каждый из них возвратился в дом свой по закону. 1Мак.3:57 . И двинулось ополчение его, и остановилось на юг от Аммаума. 1Мак.3:58 . И сказал Иуда: опояштесь, и станьте как сыны храбрые, и будьте готовы завтра сразиться с этими язычниками, которые сошлись к нам, чтобы истребить нас и святыни наши. 1Мак.3:59 . Ибо лучше нам умереть в битве, нежели видеть бедствия народа нашего и святынь его. 1Мак.3:60 . А какая будет воля на небе, так и сделает она. Глава 4 1Мак.4:1 . И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников; и двинулось это ополчение ночью, 1Мак.4:2 . чтобы напасть на ополчение Иудеев, и поразить их внезапно: а сыны Акры служили ему проводниками. 1Мак.4:3 . И услышал Иуда, и двинулся сам и храбрецы его поразить войско царя в Еммауме, 1Мак.4:4 . пока рати неприятеля отделены были от стана его. 1Мак.4:5 . И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел: и искал их в горах, ибо говорил: они бегут от нас. 1Мак.4:6 . Но с разсветом явился Иуда на равнине с тремя тысячами мужей, которые однако не имели щитов и мечей, сколько желали. 1Мак.4:7 . И увидели они могучее ополчение язычников в бронях, и окружающую его конницу, обученных войне. 1Мак.4:8 . Тогда, сказал Иуда сущим с ним мужам: не бойтесь множества их, и стремительности их не страшитесь. 1Мак.4:9 . Вспомните, как спасены были отцы наши в море чермном, когда преследовал их фараон с войском. 1Мак.4:10 . И теперь возопием на небо. Ежели мы угодны Ему, то он помянет завет с отцами нашими, и истребит это ополчение пред лицем нашим, сегодня. 1Мак.4:11 . И узнают все народы, что есть Избавляющий и спасающий Израиля. 1Мак.4:12 . И воззрели иноплеменники очами своими и увидели, что они идут против них. 1Мак.4:13 . И вышли из стана на сражение: а бывшие с Иудою затрубили.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.10:1 . И в сто шестидесятом году выступил Александр, сын Антиоха, Епифан, и взял Птолемаиду, где и приняли его, и воцарился там. 1Мак.10:2 . И услышал это Димитрий царь, и собрал весьма многия рати, и вышел против него на войну. 1Мак.10:3 . И послал к Ионафану Димитрий письма с предложениями мирными, так что величал его. 1Мак.10:4 . Ибо говорил: поспешим заключить с ним мир, прежде нежели он заключит его с Александром против нас: 1Мак.10:5 . Тогда он припомнит все озлобления, какия мы причинили ему, и братьям его, и народу его: 1Мак.10:6 . И дал ему власть собирать рати, и готовить оружия, чтобы быть ему споборником его, и велел отдать ему заложников, что в Акре. 1Мак.10:7 . И пришел Ионафан в Иерусалим, и прочел письма в слух всех людей и Акрян. 1Мак.10:8 . И устрашились страхом великим, когда услышали, что царь дал ему власть собирать рати; 1Мак.10:9 . и выдали Акряне Ионафану заложников: а он отдал их родителям их. 1Мак.10:10 . И водворился Ионафан в Иерусалиме, и начал устроять и обновлять сей город. 1Мак.10:11 . И сказал производителям работ, чтобы они строили стены вокруг горы Сионской для твердости из камней четвероугольных; и они делали так. 1Мак.10:12 . Тогда ушли инородцы, бывшие в крепостях, кои построил Вакхид. 1Мак.10:13 . И оставил каждый место свое, и ушел в землю свою. 1Мак.10:14 . Только в Вефсуре остались некоторые из покинувших закон и повеление Божие, ибо он служил им убежищем. 1Мак.10:15 . И услышал царь Александр о тех обещаниях, какия Димитрий послал Ионафану; при том разсказали ему о битве и доблестях, кои он совершил с братьями своими, и о трудах понесенных ими, 1Мак.10:16 . и сказал: не найти нам такого мужа! сделаем же его ныне другом и споборником нашим. 1Мак.10:17 . И написал ему письма, и отправил их к нему, высказавшись сими словами: 1Мак.10:18 . «Царь Александр брату Ионафану обрадование. 1Мак.10:19 . Услышали мы о тебе, что ты муж крепкий силою и способный быть нам другом. 1Мак.10:20 . Посему мы теперь поставили тебя сего дня первосвященником народа твоего, так чтобы ты назывался и другом царя, (и послал ему порфиру и золотой венец), и помышлял о наших выгодах, и хранил дружбу с нами»,

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.1:18 . И дал сражение Птоломею царю Египта: и посрамился Птоломей пред лицем его, и побежал: и пало много побитых. 1Мак.1:19 . И овладели они городами укрепленными в земле Египетской: и взял он добычи земли Египетской. 1Мак.1:20 . И возвратился Антиох после поражения Египта в сто сорок третьем году: и пошел против Израиля и в Иерусалим с ратию великою. 1Мак.1:21 . И вошел во Святилище с надменностию, и взял жертвенник золотый, и светильник света и все сосуды его, 1Мак.1:22 . И трапезу предложения, и возлияльники, и фиалы, и кадильницы золотыя, и завесу, и венцы, и золотое украшение, что на наружности храма, и обнажил все. 1Мак.1:23 . И взял серебро, и золото, и сосуды ненаглядные: и взял утаенныя сокровища, какия нашел. 1Мак.1:24 . И забрав все, ушел в землю свою и произвел избиение, и говорил много надменнаго. 1Мак.1:25 . И был плач великий у Израиля на всяком месте его. 1Мак.1:26 . И застонали начальники и старейшины, занемогли девицы и юноши, и красота жен изменилась. 1Мак.1:27 . Всякий жених стал рыдать, а сидящая в брачной горнице была в слезах. 1Мак.1:28 . И потряслась земля в укор живущим на ней: и весь дом Иаковлев облекся стыдом. 1Мак.1:29 . И спустя два года времени послал оный царь начальника податей в города Иудеи: и пришел он в Иерусалим с ратию великою. 1Мак.1:30 . И говорил им слова мирныя коварно, и поверили ему: но он напал на город внезапно, и поразил его великим поражением, и погубил много народа израильскаго. 1Мак.1:31 . И взял добычи города, и сожег его огнем, и разорил домы его, и стены его вокруг. 1Мак.1:32 . И пленили женщин и детей, а скот разделили по жребию. 1Мак.1:33 . И обстроили город Давидов стеною высокою и крепкою, башнями крепкими: и он был им крепость (κρα). 1Мак.1:34 . И поместили тут язычников греховных [То есть, идолопоклонников], мужей беззаконных [Т. е. не державших закона Моисеева], и укрепились в нем. 1Мак.1:35 . И сложили оружие и продовольствие, и, собирая добычи Иерусалима, складывали их тут. 1Мак.1:36 . И стала эта крепость, как сеть великая, и стала как засада для святилища, и как злый диавол для Израиля, навсегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.11:10 . Ибо я раскаялся, отдав ему дочь мою, потому что он искал смерти моей. 1Мак.11:11 . А обвинял его, потому что сам домогался царства его. 1Мак.11:12 . И отняв у него дочь, отдал ее Димитрию, и изменилось лице Александра, и обнаружилась вражда их. 1Мак.11:13 . И вошел Птоломей в Антиохию, и возложил два венца на голову свою, Азийский и Египетский. 1Мак.11:14 . Александр же царь был в Киликии в те дни, потому что возстали жители тех мест. 1Мак.11:15 . И услышал Александр, и пошел сразиться с ним, 1Мак.11:16 . И вывел Птоломей рать, и встретил его рукою крепкою и разбил его. 1Мак.11:17 . И убежал Александр в Аравию, чтобы укрыться там: царь же Птоломей возвысился. 1Мак.11:18 . Но отсек Завдиил Аравитянин голову Александра, и прислал ее Птоломею. 1Мак.11:19 . И царь Птоломей умер в третий день, а бывшие в крепостях его истреблены жителями крепостей. 1Мак.11:20 . И воцарился Димитрий в сто шестьдесят седьмом году. 1Мак.11:21 . В те дни собрал Ионафан жителей Иудеи, дабы отвоевать Акру, что в Иерусалиме, и уставил подле нея много машин. 1Мак.11:22 . Но пошли некоторые ненавистники народа своего, мужи законопреступные, к царю, и поведали ему, что Ионафан осаждает Акру. 1Мак.11:23 . И он услышав разгневался, и как только выслушал, поспешным ходом пришел в Птолемаиду, и написал Ионафану, чтобы он не осаждал Акры, а явился бы к нему в Птолемаиду, как можно скорее, для соединения с ним. 1Мак.11:24 . Когда же услышал сие Ионафан, приказал осаждать, и собрал совет из старейшин израильских и священников, а сам подверг себя опасности. 1Мак.11:25 . И взяв серебро и золото и одежды и иные дары многие, отправился к царю в Птолемаиду, и приобрел благоволение у него. 1Мак.11:26 . И жаловались на него некоторые законопреступники из его же народа. 1Мак.11:27 . И поступил с ним царь, как поступили с ним предшественники его, и возвысил его пред всеми друзьями своими. 1Мак.11:28 . И утвердил за ним первосвященство и все другия почести, какия он имел прежде, и поставил его между первыми друзьями своими.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

О первой Книге Маккавейской Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI     О первой Книге Маккавейской Стройное хронологическое течение священного кодекса, и более или менее связное, исторически последовательное содержание его книг – после книг Неемии и пророка Малахии – внезапно нарушается крупным пробелом в несколько столетий (440–175 г. до Р. X.), не нашедших себе достойного увековечения в священных книгах. С 175 года книги Маккавейские снова продолжают изложение событий священного характера для ветхозаветного человечества и доводят его до 135 г. до Р. X., после чего ветхозаветный кодекс вновь обрывается совершенно, уступая место священным книгам кодекса новозаветного, начинающегося евангельскими повествованиями о рождестве Спасителя мира. Наименование свое Маккавейские книги заимствовали от прозвания, первоначально усвоенного 3-му сыну священника Маттафии – Иуде – Маккавей, что значит «молот» 1 , за его выдающееся геройство и успехи в борьбе с врагами иудеев ( 1Мак.2:4 – Ιοδας επικαλομενος Μακκαβαιος; ср. Ιοδας Μακκαβαιος – 1Мак.2:66,3:1,5:24,8:20 др. Во 2-ой Маккавейской книге во многих местах ( 2Мак.8:5,16 ) прямо Μακκοβαιος, и даже просто Μακκαβαος – 2Мак.10:1 , как встречается и в 1Мак.5:34 ). – От этого прозвища Иуды получило такое наименование «Маккавеев» и все семейство братьев Иуды, и само движение, вызванное и руководимое ими, стало известно под названием борьбы или эпохи «Маккавеев». Под именем «Маккавейских» в Библии имеются три книги, признаваемые неканоническими. Первая книга Маккавейская, передав вкратце обстоятельства воцарения Антиоха Епифана на сирийском престоле, повествует о тяжких гонениях этого безбожника на верное Богу иудейство и о геройской борьбе за свою веру и свободу последовательно всего семейства Маккавеев, начиная Маттафиею, родоначальником этой фамилии, и кончая Симоном, т. е. от 175–135 г. до Р. X. (Маттафия, 1Мак.1–2 .; Иуда, 1Мак.3:1–9:22 ; Ионафан, 1Мак.9:23–12:53 ; Симон, 1Мак.13–16 ). По свидетельству Оригена и блаж. Иеронима, эта книга написана первоначально на еврейском наречии. Свидетельство первого (у Евсевия, Hist. eccles. VI, 25) таково: ξω τοτων (т. е. кроме этих, канонических книг Ветхого Завета) στi τα Μακκαβαικα 2 , απερ πιγγραπται Σαρβθ Σορβαν λ – (евр. ..., т. е. «владычество», или «История князей сынов Божиих»). – Блаж. Иероним в своем свидетельстве (prolog. galeat.) называет в числе книг, не принадлежащих к канону, только две Маккавейские книги, и при этом замечает: Machabeorum primum librum hebraicum reperi; secundus graecus est, quod ex ipsa quoque phrasi probari potest. – Обе книги находятся уже в Италийском кодексе, и из него перешли в Вульгату, так что блаж. Иероним не переводил их вновь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010