1Мак.9:12–15 Вакхид же находился на правом крыле, и приближались отряды с обеих сторон и трубили трубами. Затрубили трубами и бывшие с Иудою, и поколебалась земля от шума войск, и было упорное сражение от утра до вечера. Когда увидел Иуда, что Вакхид и крепчайшая часть его войска находится на правой стороне, то собрались к нему все храбрые сердцем, и разбито ими правое крыло, и они преследовали их до горы Азота. «Преследовали их до горы Азота…», ως Αζτου ρους… Это указание возбуждает немалое сомнение, устранить которое пытался еще Иосиф Флавий, читая в данном месте " Αζατου ορος. Однако, если предположить, что сражение происходило на западе от Иерусалима на границе гор, заключающих филистимскую долину, то Азот мог отстоять от места сражения всего в 3–4 милях, и преследование врагов до окрестностей этого города или его горы было легко возможно. 1Мак.9:16 Когда находившиеся на левом крыле увидели, что правое крыло разбито, то обратились вслед за Иудою и бывшими с ним, с тыла. «Обратились вслед за Иудою», ηστρεψαν κατ πδας, точнее слав.: «обратишася по стопам Иудиным…» 1Мак.9:17 И сражение было жестокое, и много пало пораженных с той и другой стороны, «Сражение было жесто κoe…», κα βαρνθη πλεμος, точнее слав.: «и отягчися брань…» 1Мак.9:18–21 пал и Иуда, а прочие обратились в бегство. И взяли Ионафан и Симон Иуду, брата своего, и похоронили его во гробе отцов его в Модине. И оплакивали его и рыдали о нем сильно все Израильтяне, и печалились много дней и говорили: как пал сильный, спасавший Израиля? «Как пал сильный?…» – подражание плачу Давида над Саулом и Ионафаном – 2Цap I: 19 : «…как пали сильные?…» 1Мак.9:22 Прочие же дела Иуды, и сражения, и мужественные подвиги, которые совершил он, и величие его не описаны, ибо их было весьма много. Заключение истории Иуды. «Прочие же дела Иуды…» – τ περισσ τν λγων Ιοδα – слав. точнее: «прочая же словес и браней Иудиных…», т. е. остальное из повествований об Иуде или из его истории, – обычная формула в заключение повествования о царях израильских и иудейских ( 3Цap XI:41, XIV:29 и др.), с тем лишь различием, что там указывается обыкновенно, где описаны их остальные подвиги, тогда как здесь напротив замечается, что они «не описаны» ( ο κατεγρφη), причем остается неясным, хотел ли писатель сказать здесь то, что они не описаны в этой его книге, или то, что они не описаны в той книге, которою он пользовался для описания истории Иуды. Аналогия с указанными местами кн. Царств, и особенно сопоставление с XVI: 23 – говорят за последнее предположение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ис.65:4 . сидит в гробах и ночует в пещерах; ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него; «Сидит в гробах и ночует в пещерах», т. е. занимается некромантией и инкубацией, которым еврейский народ, действительно, сильно предавался, увлекшись примером окружающего язычества ( Ис.8:19 ; Ис.29:4 ). Яркий пример этого дает история Саула у Аендорской волшебницы ( 1Цар.28 ). «Ест свиное мясо» вопреки прямому запрещению Моисеева закона ( Лев.11:7 ; Втор.14:8 ), но в зависимости, вероятно, от языческих жертвоприношений и суеверных обрядов ( Ис.66:17 ; 1Мак.1:41–64 ; 2Мак.6:18 ). «Мерзкое варево в сосудах у него». Это – или общее, заключительное указание на все «идоложертвенное», или новое указание на какой-либо частный вид идольской трапезы, вроде, напр., того, о котором говорит Властов – особое варево из разных зерен, приносимое в жертву Земле – Деметре, позже Гекате (т. е. Персефоне – Гекате – Селене), раздающей дары (407 с.). Ис.65:5 . который говорит: «остановись, не подходи ко мне, по­тому что я свят для тебя». Они – дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день. «Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя». Весьма характерная черта, свидетельствующая о том, что увлечение язычеством со стороны евреев не было только под влиянием извне, а и более глубоким, внутренним усвоением его, при котором проникнутый языческим духом считал себя совершеннее и чище оставшегося верным служителем Господа. Можно установить здесь и ближайшую связь с культом Астарты, в котором женщины, предававшиеся в честь этой богини разврату, носили название «кодеш», что значит «священная, святая». Блаженный Феодорит видит здесь прототип евангельских фарисеев, точно также особенно тщеславившихся своей мнимой «чистотой» – phares – «чистый» – Мф.9:11 и др.). «Они – дым для обоняния Моего, огонь горящий всякий день.» Надлежащее понимание этого места устанавливается, на наш взгляд, следующими параллелями: «поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий» ( Пс.17:9 ; ср. еще Откр.14:11 ) и еще: «и увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет и огнь их не угаснет» ( Ис.66:24 ; ср. Ис.1:31 ). Следовательно, здесь дано начало того грозного приговора над нечестивым Израилем, продолжение и заключение которого идет в двух последующих стихах,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кроме того, 2-й храм не раз был попираем и оскверняем язычниками ( 2Мак.6:4 ). Все это сделало то, что народ потерял ко храму почти всякое благоговение. Место храма заменяет для него синагога и закон, который чем ни больше возвышался в народном сознании, тем более закрывал храм как бы тенью своею. – Кроме храма великими опорами в жизни народа были его теократические органы – пророк, царь и первосвященник. Но после плена и они утратили свое прежнее значение. Дух пророческий прекратился, с отшествием из мира пророка Малахии. В тоскливом чувстве пророк верный только ждался в неопределённом будущем (ср. 1Мак.4:46, 9:27, 14:41 ). Царя у народа Израильского, после плена не жившего самостоятельной жизнью, вовсе не было. Наместник Иудеи, со времени неизвестно как исчезнувшего Зоровавеля, не имел почти никакого значения для внутренней жизни. Возвышение Маккавеев было кратковременно и кончилось печальным финалом. Оставался один первосвященник, силою обстоятельств выдвигавшийся на первый план. Но и он не мог дать народу твердого залога исполнения его надежд. Прежде всего, во время почти общего увлечения законом, первосвященник оказался не на стороне законников (ср. Неем.13:28–29 ). Со времени же Маккавеев первосвященство было не законно отнято у садокитов и присвоено себе Маккавеями. И это было в то время, когда закон получил полную силу в жизни! Насколько сильно то обстоятельство роняло первосвященника в глазах всего народа, об этом свидетельствует открытые протесты и борьба со стороны фарисеев против Маккавейских первосвященников. Об этом уже была речь. По сознанию народа, первосвященники были уже лишены прежней милости Божией. По свидетельству Иосифа Флавия 17 , лет за 200 до написания его книги, значит, века за два до Р.Х., драгоценные камни первосвященнического наперсника уже не издавали блеска. В этом сказании ясно выражается горькое чувство, что слава, как бы святость первосвященника уже померкла; тем более, он не имел ни урима, ни туммима. Словом, все прежние земные опоры жизни были или уничтожены, или потеряли свой прежний авторитет и значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

1Мак.3:40 . Они отправились со всем войском своим и, придя, расположились на равнине близ Еммаума. «Близ Еммаума…» – « Εμμαομ (у Иосифа Фл. и в Сир. » Εμμαος, или A­ μμαος) – город в расстоянии около 176 стадий от Иерусалима, на равнине, Вакхидом был обращен в крепость ( 1Мак.9:50 ). Квинтилием Вадом сожжен (Иос. Antt. XVII, 10, 9), при Гелиогабале снова восстановлен и переименован в Никополь (Nikopolis), – нынешний Arnivas, жалкая деревенька из нескольких домов; нельзя смешивать с Еммаусом ( Лк.24 ), отстоящим на 60 стадий от Иерусалима, как покушались на это некоторые (Иероним в Onom.; из новейших – Robinson, bibl. Forsch, s. 190 и д.). 1Мак.3:41 . Купцы этой страны услышали имя их и, взяв весьма много серебра и золота и слуг, пришли в стан покупать сынов Израиля в рабы; к ним присоединилось и войско Сирии и земли иноплеменных. " Имя их…», τ νομα ατν – т. е. «слух о них». – «Взяв… и слуг…» – κα παδας – необходимых для того чтобы стеречь рабов и загонять их. Другие, впрочем, читают здесь και πδας – «и оковы», что, кажется, будет не менее верно (так в Сир. перев, и у Иосифа Флавия – Antt. XII, 7, 3). – Купля-продажа рабов представляла один из важнейших предметов финикийской и филистимской торговли. – По 2Мак.8:10 (ср. 2Мак.8:25,34 ) Никанор вытребовал купцов из приморских городов для покупки у него будущих рабов надеясь этим пополнить дань, причитавшуюся с него римлянам. – С войском Сирии рядом упоминается войско «земли иноплеменных»; это, вероятно, филистимляне, давние враги их ближайших соседей Иудеи ( Суд.14 и д. 1Цар.4 и д.), уничтожение которой представляло и для них важнейший интерес. 1Мак.3:42–43 . Увидел Иуда и братья его, что умножились бедствия, и войска расположились станом в пределах их; узнали и о повелении царя, которое он приказал исполнить над народом к погублению и истреблению его. И говорили каждый ближнему своему: восставим низверженный народ наш и сразимся за народ наш и за святыню. «За святыню…» – τν γων ο τ γ, святилище, храм, как в 1Мак.3:51,59 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Состояние рода человеческого пред пришествием в мир Спасителя его; явление миру Господа нашего Иисуса Христа и взгляд на Него современников: Его собственное учение о Лице и деле Своем I. Состояние рода человеческого перед пришествием Спасителя Явление Иисуса Христа, преобразователя мира, долженствовало последовать во время крайнейшей нужды и наибольшей готовности мира к сему преобразованию. Таковое исполнение предопределенного времени– πλρωμα του χρνου ( Гал.4:4 ) показывают: 1) Крайность заблуждения в язычестве. Идолопоклонство, украшенное остроумием, поддерживаемое развратом, сделалось всеобщею Религией, и в себе осветило все пороки ( Деян.14:15–16, 17:30 ). 2) Напряженнейшее усилие разума в исследовании Божества и природы. В Греках и Римлянах он показал такие опыты своей деятельности, после которых или ничего не надлежало ждать лучшего, или ждать чрезвычайной высшей помощи. 3) Высочайшую степень человеческого могущества в Римской монархии. Рим, представляя в себе мир с его величием, бедствиями, пороками, суетою, давал особенно чувствовать нужду в лучшем, духовном владычестве: и способствовал к его распространению единством владычества внешнего. 4) Всеобщее ожидание. Иудеи ожидали явления Царя Мессии, a язычники возвращения золотого века. Главные пророчества «об оскудении князя и вождя от Иуды, о седмидесяти седминах обновленного Иерусалима, и о четвертом царстве железном, очевидно исполнялись». Так очерчивает «признаки времен Мессии» Митрополит Филарет (Начертание церк. библ. истории. Изд. X. 1857 г. стр. 398). И действительно, под конец ветхозаветных времен, внутреннее и внешнее состояние тогдашнего мира ясно указывало на приближение благодатной поры обновления или возрождения человеческого рода чрез обетованного ему Спасителя. Израиль видимо отживал свое время. Пророчества давно уже прекратились в нем, и князь от Иуды оскудел, когда угасла фамилия Маккавеев и во главе иудейского царства явился уже иноплеменник – Ирод идумеянин, усердный слуга Кесаря и жестокий тиран подвластного ему народа. Срок избрания и назначения Израиля ясно приходил к концу. Сами Иудеи сознавали это и, можно сказать, со дня на день ожидали появления Мессии: вот они поставили первосвященника Симона, и благоволиша быти ему вождем и архиереем, во веке, дóндеже возстанет пророк верен ( 1Мак.14:41 ); вот явился св. Предтеча, и к нему собираются со всех сторон иудеи, думая, что наступили времена царства Мессии ( Мф.3:5 ; Мк.1:5 ; Лк.5:15 ; Ин.1:19 ; то же видно из других случаев Евангельской истории: Ин.1:45, 4:25, 10:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

Ин.2:17 .  При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. Никто из торговцев и менял не изъявил протеста против действий Христа. Одни из них могли увидеть в Нем зилота – из тех зилотов, которые по смерти своего вождя, Иуды Галилеянина, оставались верными его девизу: мечом восстанавливать Царство Божие ( Деян.5:37 ; Иосиф Флавий. «Иудейская война», II 8, 1). Другие же, вероятно, осознали, что до сих пор поступали неправильно, вторгаясь в храм со своими товарами и устраивая здесь нечто вроде базара. Что же касается до учеников Христовых, то они усмотрели в поступке Христа, в Его ревности о доме Божием исполнение пророческих слов Псалмопевца, который, говоря, что его снедает ревность о доме Божием, этим самым предсказал то, с какой ревностью о славе Божией будет проходить Свое служение Мессия. Но так как в цитируемом у евангелиста 68-м псалме речь идет о тех страданиях, какие терпит Псалмопевец за свою преданность Иегове ( Пс.68:10 ), то ученики Христовы, вспоминая приводимое место из псалма, конечно, должны были вместе с тем подумать и о той опасности, на какую шел их Учитель, выступая так смело против тех злоупотреблений, которым, очевидно покровительствовали священники. Эти священники, замечает Эдершейм, были, конечно, не простыми священниками, приходившими в известное время для служения в храм, а постоянными должностными лицами из священников, жившими в Иерусалиме вождями священства и особенно из первосвященнической фамилии, которые должны были постоянно пользоваться выгодами. От этой торговли торговцы должны были платить известный процент со своей прибыли должностным лицам в храме, и из Талмуда видно, что рынок при храме принадлежал сыновьям первосвященника Анны. Ин.2:18 .  На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? «Иудеи», т.е. начальствующие лица в иудейском народе (ср. Ин.1:19 ), священники высшего ранга (так называемые «саганы») тотчас же стали требовать от Христа, Которого они, вероятно, приняли за зилота (ср. Мф.12:4 ), чтобы Он в доказательство Своего права выступать в качестве обличителя непорядков, царивших в храме, дал какое-нибудь знамение. Они, конечно, не могли отрицать того, что их начальственное положение только временное, что должен появиться «верный пророк», до пришествия которого правление в иудейском народе взял на себя Симон Маккавей и его потомки ( 1Мак.14:41, 4:46, 9:27 ). Но, конечно, этот «верный пророк» должен был чем-нибудь доказать свое божественное посланничество. В таком именно смысле они и предлагают вопрос Христу. Пусть Христос совершит чудо! Схватить же Его они не смели, потому что народ также возмущался той профанацией храма, которую из корысти допустили священники.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.14:39 . и сделал его другом своим, и прославил его славою великою. 1Мак.14:40 . Ибо слышал, что римляне нарекли иудеев друзьями и споборниками и братьями, и принимали послов Симона знатно, 1Мак.14:41 . и что иудеи и священники благоизволили, чтобы Симон был им вождем и первосвященником навек, до явления пророка вернаго, 1Мак.14:42 . и был бы у них военачальником, и радел бы о благочестивых, делая их приставниками у работ, и у страны, и у вооружений и у крепостей, 1Мак.14:43 . и радел бы о святынях, и слушали бы его все, и писались бы во имя его все дееписания в стране, и одевался бы в порфиру и золотую ризу. 1Мак.14:44 . А никто из народа и священников не властен отменить что либо из сего, и противоречить тому, что будет сказано им, и сзывать собрание в стране без него, и одеваться в порфиру, и застегиваться застежкою золотою. 1Мак.14:45 . Кто же сделает больше сего, или отменит что либо из сего, тот будет виноват. 1Мак.14:46 . И благоволил весь народ установить это Симону, и поступать по словам сим. 1Мак.14:47 . и Симон принял сие, и благоволил первосвященствовать и быть воеводою и народоначальником иудеев и жрецов, и предстательствовать за всех. 1Мак.14:48 . И решили запись сию начертать на медных досках, и поставить их в притворе Святынь на месте почетном, 1Мак.14:49 . а списки с сего положить в сокровищнице, дабы имел их Симон и сыны его. Глава 15 1Мак.15:1 . И послал Антиох сын Димитрия царя письма с островов морских к Симону священнику и народоначальнику иудеев и всему народу. 1Мак.15:2 . Содержание их было вот какое: «Царь Антиох Симону священнику великому и народоначальнику и народу иудейскому обрадование. 1Мак.15:3 . Поскольку некоторые губители овладели царством отцов наших, а я хочу возвратить себе это царство, дабы устроить его, как оно было прежде, и потому я нанял множество ратей, и соорудил корабли военные, 1Мак.15:4 . и хочу пройти по области с тем, чтобы отыскать насиловавших область нашу и опустошивших многие города в царстве: 1Мак.15:5 . То ныне прощаю тебе все те недоимки, кои уступили тебе бывшие до меня цари, и все другие дары, какие они уступили тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Поучительны любовь и самоотвержение Маккавеев при исполнении ветхозаветного закона ( 1Мак.1:63; 2:48, 67; 12:9 ). Ориген восхваляет особенно ревность Маттафии о законе Божием ( 1Мак.2:24–27 ­­ Com. in Epist. ad Rom. VIII с.). Святитель Иоанн Златоуст восхваляет всех Маккавеев и их ревность и энергию. Преп. Ефрем Сирин указывает на точное исполнение в изложении истории Маккавеев, в первой Маккавейской книге, пророчеств Даниила (8-й гл.). По суду Киприана Карфагенского слова ее: «не убойтесь слов мужа грешнаго» ( 1Мак.2 ­­ Testim. III, 4. 15. 53), способны возбудить к подвигам всякого читателя. Амвросий Медиоланский прославляет геройский подвиг и самопожертвование Елеазара ( 1Мак.6:43–46 ­­ De offic. 40), а также и Иуды Маккавея ( 1Мак.9 ­­ ibid. 41). И вообще чтение этой книги чрезвычайно способствует воодушевлению прекрасными и благородными мотивами деятельности, не стесняющимися по-видимому всеми естественными преимуществами господствующего зла и злобою людей. Эта книга, можно сказать, есть идеал борьбы малочисленных, но воодушевленных добрыми целями и идеями героев, с исполинским полчищем, не имеющим ни благородного воодушевления, ни высоких целей и задач в жизни, а лишь преследующим узкие эгоистические расчеты, часто мало ведомые, а тем менее интересные массе народной, ее отдаленных вождей. Для всех начинающих подобную борьбу рассматриваемая книга всегда должна быть настольной, не только в начале таковой борьбы, но и в продолжении ее, при их успехах и неудачах. Правда, такие герои редки, но ими идет мир к лучшему. Вторая Маккавейская книга Как о первой Маккавейской книге, по вопросу об оригинальном языке, так и о второй мнения исследователей согласны. Эта книга была первоначально написана на греческом языке, как утверждал еще Иероним, не только на основании предания, но и языка ее (Prol. gal.). Встречающиеся в ней гебраизмы объясняются еврейской национальностью автора. Еврейский «отечественный» язык: мучеников ( 2Мак.7:8, 21, 27 ), воинов ( 2Мак.12:37; 15:29 ) – иудеев палестинских, – чужд автору и его первоисточникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Не имея возможности в затруднительных случаях ни сами решить какое-либо дело, ни волю Божию узнать через первосвященника или пророка, иудеи оставляли свое решение до неопределенного будущего времени, «пока прийдет пророк и даст ответ» ( 1Мак.4:46 ); или «доколе восстанет пророк верный» (14:41). Очевидно, это была эпоха не только «глада» ( Ам.8:10–11 ), но и полного отсутствия слова Божия ( Ос.3:4–5 ). Не такова была эпоха появления канонических книг, начинавшихся словами: «тако глаголет Господь». В это время Господь уже не глаголал… Не имея таким образом среди себя богодухновенных мужей и не считая свое писание богодухновенным, писатель часто изображает разделяемую и им самим ревность о священных древних книгах. Если Иисус Навин (8:10), Исайя (34:16), и другие богоизбранные мужи (ср. Пс.11:7; 16:4; 32:4; 104:8; 118:16 …) дорожили Священными книгами и хранили каждое слово в них, то иудеи эпохи Маккавеев даже охотно шли на тяжкие мучения, чтобы сберечь от поругания и истребления свои Священные книги ( 1Мак.1:63; 2:48; 12:9 …). – Вообще во всем повествовании заметно как будто действие лишь одних предоставленных самим себе иудеев без непосредственного участия Господа: как будто действительно Господь закрылся от них «небом», воля Его сохранялась и возвещалась лишь в «книгах», и не так относился к ним, как при судиях, Давиде, Соломоне и т. п. Не видно также сохранения Господом «семени» жены ( Быт.3:15 ), т. е. Мессии, среди современных евреев. Все это чаяние, столь яркое и жизненное в канонических книгах ( 2Цар.7:14 ; 3Цар.2–3; 8–9 глл.), здесь заслонено и заглушено. И никто из богословов не ставит цель этой книги в какую-либо связь с мессианскими чаяниями, хотя описываемые лица не были чужды их ( 1Мак.4:46; 14:41 ). Но указывая и оттеняя существенные отличия рассматриваемой книги от канонических писаний, православный богослов не должен забывать и замалчивать, что по 85 апостольскому правилу «три Маккавейские книги» внесены в число «чтимых и святых» книг. Почему же в частности, первая Маккавейская книга внесена в это число? По суду отцов Церкви, вся книга и все повествования ее проникнуты религиозным воодушевлением ( 1Мак.2:7–20; 3:18; 4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Любимой книгой этого времени, как подтверждает и иудейский историк Иосиф Флавий 103 , у иудейского народа была книга пророка Даниила. И вот, согласно с находящимися в ней пророческими указаниями, иудеи ожидали, что языческие царства, которые представлены в книге пророка Даниила под образами сильных животных (7:2–27), будут совершенно истреблены и разрушены, а вместо них будет учреждено Царствие Божие, которое останется уже вечным (ср. 2:44). Святые Всевышнего примут это Царство, станут его членами и будут владеть им всегда (7:18). В высшей степени скорбное и тяжелое время будет предшествовать спасению, но, в конце концов, все благочестивые, испив чашу страданий, примут участие в спасении (12:1); праведники, давно умершие и находящиеся в земле, снова пробудятся для вечной жизни, а люди злые и нечестивые подвергнутся вечному поруганию и посрамлению (12:2). Что писатель книги пророка Даниила вовсе не думал, что этому Царству будет дарован только политический, а не мессианский царь в нравственно-религиозном отношении, – в этом не может быть никакого сомнения. Вот почему и многие толковники с древнейших времен под «Сыном человеческим» (7:13 и далее) здесь разумеют только Владыку Царства Божия, и Сам Христос называл Себя «Сыном человеческим» также, быть может, имея в виду эту именно священную книгу Ветхого Завета (Ср. Мф.8:20; 26:64 ; Лк.21:27 ). В апокрифических книгах Ветхого Завета, написанных в историческом духе, хотя и в немногих указаниях, также высказывается твердая надежда иудейского народа на имеющее скоро наступить спасение и личного Спасителя. Отведенные в плен и затем рассеянные по всему свету израильтяне снова возвратятся в свое отечество ( Вар.4:36 и далее; Ср. 2Мак.2:18 ); народы из самых отдаленных стран будут приходить в Иерусалим молиться Богу ( Тов.13:10 и далее); потомкам Давида царская власть над всей обетованной землей будет принадлежать вечно (ср. 1Мак.2:57 ). Особенно достойно внимания высказанное в 1Мак.4:46 , – что Иуда Маккавей и его единомышленники совершали только подготовительные работы (камни на горе храма), предоставляя окончание своего дела мессианскому времени: «разориша (оскверненный язычниками) жертвенник и положиша камение на горе храма, на месте приличнем, дóндеже приидет пророк отвещати о них», и в 1Мак.14:41 , что «иудеи и их священники постановили – быть Симону, брату Иуды Маккавея, народоначальником и первосвященником во веки, пока не восстанет пророк верный».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010