Иордан Иордан (, почти всегда употребляется с членом за исключением немногих мест (напр. Пс.41:7 . Иов.40:23 ); от , нисходить, ниспускаться, течь, стремиться, стекать, низвергаться вниз, значит течение, ниспадение, река, большая река; ωρδνης; Iordanis; рд анъ; L: Iordan): Быт.13:10, 32:10 . Чис.22:1, 26:63, 33:48, 34:12 . , гл. Нав.3, 4 . . Суд.3:28, 7:24, 25, 10:8, 11:13, 22, 12:5 . 1Цар.13:7, 31:7 . 2Цар.2:29, 10:17, 17:2 ,. 24:5. 3Цар.2:8, 7:46, 17:3 . 4Цар.2:6–7, 5:10, 6:2, 7:15, 10:33 . 1Пар.6:78, 12:15, 26:30 . 2Пар.4:17 , Иудиф.1:9, 5:15 . Иов.40:18 . Пс.41:7, 113:3, 5 . Сир.24:28 . Иез.47:18 . Зах.11:3 . 1Мак.5:24 . – Мф.3:6, 13. Мк.1:5, 9 . Лк.3:3, 4:1 . Ин.1:28. 3:26 и др. – Главная и, можно сказать, единственная река Палестины, протекающая вдоль нее и разделяющая ее на две половины, восточную и западную. Она течет в продолжение всего года; другие реки Палестины суть только ручьи или потоки, которые имеют временное течение и летом большей частью высыхают. У арабов Иордан известен под именем эш-Шериа=водное место, или с прибавлением слова Кебир: Шериа эл-Кебир=великое водное место, для отличие его от Иеромакса, называемого Шериаг-эль-Мандгур. Называется также Нар-ель-Арден или ель-Урдун. Две половины – восточная и западная, на которые разделяется Иорданом Палестина, в В. Завете называются: по эту сторону Иордана и по ту сторону Иордана. Еврейские выражения: « , или у LXX πραν το ορδνου, τ πραν το ορδνου=та сторона Иордана, τ. е, противоположная» означают и ту сторону Иордана и эту сторону его, смотря по тому, откуда идет речь. До перехода израильтянами Иордана восточная часть земли обетованной называлась по эту сторону, а западная – по ту сторону ( Чис.32:19, 32, 35:14 . Втор.4:41, 11:29–30, 12:10 ). Но после, когда евреи перешли Иордан и поселились на западе, выражение эти стали употребляться наоборот: восточная стала называться по ту сторону, к востоку, а западная – по эту сторону, к западу; к морю ( Нав.12:1, 7, 5:1, 13:8, 32, 22:4, 7, 24:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 27. Первая книга Маккавейская Книга разделяется на несколько частей, повествует о борьбе Маккавеев против Антиоха IV Епифана и его преемников в период времени, обнимающих 41 год. Это примерно 175–134 годы до Р.Х. Книга делится на 4 части. 1 и 2 главы описывают эпоху эллинизации Иудеи и говорится о походах Александра Македонского и того, что за этим последовало – восстание Маттафии. С 3 главы по 9-ю – подвиги Иуды Маккавея, его героическая борьба против языческого владычества. С 9-й главы 23 стиха по 12 главу – это подвиги Ионафана Маккавея, его брата и с 13 по 16 главу – это подвиги Симона Маккавея. Первая Книга Маккавейская начинается с периода эллинизации времени Александра Македонского. «После того, как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Кеттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, – он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли.» ( 1Мак.1, 1–2 ) Сейчас знаменитая гробница Александра Македонского находится в археологическом музее в Стамбуле. Она туда перевезена и восстановлена – величественный саркофаг из гранита и белого камня и мрамора, который украшен различными барельефами, повествующими о завоеваниях Александра Македонского, о его походах, его славных делах. После завоевания Александром Македонским почти всей видимой вселенной, он разделил свою империю. Он удивительно рано скончался. Кто-то говорит, что он был отравлен, кто-то, что убит, кто-то говорит, что он погиб от своей нечестивой жизни. Но он скончался и его империя была разделена на три части: греческую, сирийскую и египетскую, где все его военачальники получили управление. По свидетельству блаж. Иеронима и  Оригена , 1 Маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском языке, но до нашего времени она дошла только на греческом, латинском и сирийском языках. Время происхождения книг можно определить по стихам ( 1Мак. 16, 23  и 24), которые содержат замечание о правлении Иоанна Гиркана. Это годы 135–105 до Р.Х. Не говорится о его смерти, следовательно книга была написана ранее 105-го года до Р.Х. Писателем книги безусловно был палестинский еврей, который о своей личности не оставил воспоминаний. Он подражал методу написания древних хроник, описывал исторические события, но своей главной целью считал их религиозную интерпретацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Киликия (Κιλικα; Cilicia; Kiлikia; L: Cilicien): Иудиф.1:7, 2:21 . 1Мак.11:14 . 2Мак.4:30. 36 . Деян.6:9, 15:23, 41, 21:31, 23:34, 27:5 . Гал.1:21 . – Юго-восточная провинция Малой Азии, составлявшая некогда одну из цветущих областей Римской империи. Она граничит на востоке с Сирией, на севере – с Каппадокией и Ликаонией, на западе – с Писидией и Памфилией, и на юге – со Средиземным морем и Исским заливом. В восточной части земли лежит высокая гора Аман; остальную часть занимает Тавр, по южному склону своему покрытый великолепными лесами. В западной части крутые отлогости его простираются до самого моря; а на восточной идет широкая равнина, отличающаяся великим плодородием. Из рек известны: Каликадн, Сарус и Пирамус. Древние жители ее – сирийского и финикийского происхождения, считались морскими разбойниками, управлялись туземными владетелями; но потом Киликия подпала под власть Македонии. Была ли она завоевана Навуходоносором, неизвестно ( Иудиф.2:25 ); но во времена Александра В. она была македонской провинцией, и потом подпала под власть царей Сирийских, и с этого времени много поселялось здесь греков и иудеев, первобытные же жители более удалялись в горы, и там жили, как горные разбойники. Впрочем, киликияне нередко восставали против Сирийского правительства ( 1Мак.11:14 . 2Мак.4:30 ). После Киликия принадлежала к Парфянскому и Армянскому царству. Во времена римлян морские киликийские разбойники производили большие беспорядки; наконец Помпей в 68 г. до Р. Хр. победил их, и лучшая восточная часть Киликии сделалась римскою провинцией. Окончательно земля эта покорена при Веспасиане. В Нов. Зав. иудеи из Киликии упоминаются в числе тех, кои состязались с первомученником Стефаном ( Деян.6:9 ). Христианство рано проникло в Киликию, ап. Павел сам был родом из Киликии, из главного Киликийского города Тарса ( Деян.9:11, 21:39, 22:3, 23:34 ). Сюда удалился он по своем обращении к христианству, спасаясь от преследований иудеев ( Деян.9:30, 11:25 . Гал.1:21 ), и здесь, без сомнения, проповедовал Евангелие. Отсюда вызван был в Антиохию для устроения Антиохийской Церкви ( Деян.11:25 ). Сюда к братиям, вместе с братиями Антиохии и Сирии, отправлено было послание от собора Апостольского из Иерусалима ( Деян.15:23 ). Во второе свое путешествие апостол проходил этими местами, утверждая верующих ( Деян.15:41 ). Во время последнего плавания в Рим корабль, на котором вместе с другими находился апостол, шел чрез Киликийское море, переплыв которое от Кипра, пристал в Мирах Ликийских ( Деян.27:4–5 ). Из городов Киликии в Св. Писании упоминаются: Тарс – родина ап. Павла и Маллос, жители коего маллоты упоминаются во 2 кн. Мак. ( 2Мак.4:30 ). Ныне область эта принадлежит к турецкой провинции Карамании. Толля: Киликия. Zell.1. р. 208. Herz. 2. р. 702. Haupt: Cilicia.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Глава XIII Новый вождь и правитель Иудеи – Симон (ср. Antt. XIII, 6, 3, 4) ( 1Мак.13:1–11 ). Борьба с Трифоном (cp. Antt. XII, 6, 5 и д.) ( 1Мак.13:12–24 ). Погребение Ионафана в Модине и увековечение памяти Маккавеев величественным памятником ( 1Мак.13:25–30 ). Убиение Трифоном Антиоха и захват его короны ( 1Мак.13:31–32 ). Укрепление Симоном Иудеи, переговоры с Димитрием ( 1Мак.13:33–40 ). Полная свобода от ига язычников ( 1Мак.13:41–42 ). Овладение Газою (ср. Antt. XIII, 6, 7) ( 1Мак.13:43–48 ). Взятие Иерусалимской крепости ( 1Мак.13:49–53 ). 1Мак.13:1 Услышал Симон, что Трифон собрал большое войско, чтобы идти в землю Иудейскую и разорить ее. «Разорить» страну – κτρβειν γν – «сокрушить» (слав.), стереть до основания – новыми опустошениями, грабежами, пленениями и избиениями ее обитателей, ср. ст. 20 ; XIV: 31. 1Мак.13:2 И, видя, что народ в страхе и трепете, взошел в Иерусалим и собрал народ. " Народ» – τον λαν – в лице его представителей и влиятельнейших мужей. 1Мак.13:3 И, ободряя их, говорил им: сами вы знаете, сколько я и братья мои и дом отца моего сделали ради этих законов и святыни, знаете войны и угнетения, какие мы испытали. «Дом отца моего» – братья, дети и вообще родственники Маттафии (II:16). 1Мак.13:4 Потому и погибли все братья мои за Израиля, и остался я один. Симон считает здесь погибшим и Ионафана, совершенно не надеясь на его освобождение, хотя умерщвление его произошло позднее (ср. κ ΧΙΙ, 50). – Смерть других братьев описывается: VI: 43 и д.; IX: 16 и д., 38, 42. 1Мак.13:5–11 И ныне да не будет того, чтобы я стал щадить жизнь мою во все время угнетения, ибо Я не лучше братьев моих. Но буду мстить за народ мой и за святилище, и за жен и за детей наших, ибо соединились все народы, чтобы истребить нас по неприязни. И воспламенился дух народа, как только услышал он такие слова; и отвечали громким голосом, и сказали: ты – наш вождь на место Иуды и Ионафана, брата твоего. Веди нашу войну, и что ты ни скажешь нам, мы всё сделаем. Тогда собрал он всех мужей ратных, и поспешил окончить стены Иерусалима и со всех сторон укрепил его. Потом послал Ионафана, сына Авессаломова, и с ним достаточное число войска в Иоппию, и он выгнал бывших в ней и остался там.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.4:39–41 . И разодрали они одежды свои, плакали горьким плачем и сыпали пепел на свои головы, и падали лицом на землю и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу. Тогда отрядил Иуда мужей воевать против находившихся в крепости, доколе он очистит святилище. В то время как происходило это очищение храма, особый отряд осаждал засевших в крепости сирийцев, чтобы они не могли помешать очищению. 1Мак.4:42–46 . И избрал священников беспорочных, ревнителей закона. Они очистили святилище и оскверненные камни вынесли в нечистое место. Потом они рассуждали об оскверненном жертвеннике всесожжения, как поступить с ним. И пришла им добрая мысль разрушить его, чтобы он когда-нибудь не послужил им в поношение, так как язычники осквернили его; и разрушили они жертвенник, и камни сложили на горе храма в приличном месте, пока придет пророк и даст ответ о них. «Пока придет пророк…» – здесь разумеется не Мессия, но вообще какой-либо из посланных Богом пророков, который, как таковой, мог бы им возвестить волю Божию относительно употребления камней жертвенника. Это замечание показывает, подобно 1Мак.14:41 , что тогда не было уже пророков, и именно не было довольно долгое время, 1Мак.9:27 – со смерти Малахии, с которым, по согласному свидетельству Иудейской синагоги, пророчество в Израиле погасло. 1Мак.4:47 . Взяли камни целые, по закону, и построили новый жертвенник по прежнему; «Камни целые, по закону…», т. е. нетесаные, согласно Исх.20:25 ; Втор.27:6 . 1Мак.4:48 . потом устроили святыни и внутренние части храма и освятили притворы; «Устроили святыни и внутренние части храма…», т. е. починили, исправили все их повреждения и недостатки. 1Мак.4:49–52 . устроили новую священную утварь и внесли в храм свещник и алтарь всесожжений и фимиамов и трапезу; и воскурили на алтаре фимиам и зажгли светильники на свещнике, и осветили храм; и положили на трапезу хлебы, и развесили завесы, и окончили все дела, которые предприняли. В двадцать пятый день девятого месяца – это месяц Хаслев – сто сорок восьмого года встали весьма рано

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нав.15:10 .  потом поворачивает предел от Ваала к морю [и идет] к горе Сеиру, и идет северною стороною горы Иеарим, которая есть Кесалон, и, нисходя к Вефсамису, проходит чрез Фимну; От Кириаф-Иарима пограничная линия поворачивала «к морю», т.е. на запад 141 , – к горе Сеиру (по Ватиканскому списку Ασσαρ, по Александрийскому списку Σηειρ), как назван отличный, конечно, от Идумейских гор, горный хребет с остроконечными вершинами, на котором находятся Сорес ( Нав.15:59 ), далее идет к северной стороне горы Иеарим, где находится Кесалон (Ватиканский список Χασλων, Александрийский Χασολων), в настоящее время – Кесла, на высокой горе, верстах в 15 к западу от Иерусалима; затем спускается к Вефсамису (у Семидесяти Πλιv λου – «град солнечный»), бывшему городом священников ( Нав.21:16 : здесь Беф-Шемеш) и временным местопребыванием Ковчега Завета ( 1Цар.6:12 ). Он назывался еще Ир-Шемеш ( Нав.19:41 ). В настоящее время на его месте деревня Бет-Емси с источником Аин-Шемс. Вблизи деревни, на уступе горы находится большой каменный стол, признаваемый местным преданием за тот «большой камень», на который поставлен был Ковчег Завета по возвращении его из филистимской земли ( 1Цар.6:14–15 ) 142 . Названная затем Фимна, в Нав.19:43 – Фимнафа 143 , в настоящее время носит название Тибне, к северо-западу от Бет-Емси. Нав.15:11 .  отсюда предел идет северною стороною Екрона, и поворачивает предел к Шикарону, проходит чрез гору [земли] Ваал и доходит до Иавнеила, и оканчивается предел у моря. Западный предел составляет великое море. О Екроне Нав.13:3 . Место Шикарона, (по Александр. сп. – Аккарона), не определено. Дальнейшим пограничным пунктом служит гора Ваала, под которой разумеется горная возвышенность к западу от Акира или Екрона. Как последний перед морским берегом, пограничный пункт назван Иавнеил (Ватиканский список Λεμνα, Александрийский Ιαβνηλ, в славянской Библии – Иавнил). В последующие времена этот город назывался Иавнеей ( 2Пар.26:6 ) и Иамнией ( 1Мак.4:15 ), служившей местом Иудейской Академии и Синедриона; в настоящее время деревня Ибне в расстоянии часа пути от моря, в 4-х часах пути на юг от Яффы. Концом северной границы Иудина колена служило великое, т.е. Средиземное, море. Оно же служило и западной границей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Александр, – говорит автор первой Маккавейской книги, – царствовал 12 лет и умер. И владычествовали слуги его каждый в своем месте. И по смерти его все они возложили на себя венцы, а после них и сыновья их в течение многих лет; и умножили зло на земле. И вышел от них корень греха – Антиох Епифан. ... В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия. И добрым показалось это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установления языческие. ... И установили у себя необрезание и отступили от святого завета». Если по словам книги пророка Даниила, наглый и искусный царь восстанет тогда, когда «отступники исполнят меру беззаконий своих», то и по свидетельству 1 Маккавейской книги воспарение Антиоха Епифана совпадает с появлением среди Израиля «отступников от святого завета». Введение необрезания – высшая мера беззакония. Тождество эпохи и лиц не подлежит никакому сомнению. Небольшой первоначально рог чрезвычайно разросся затем к югу, к востоку и к прекрасной стране. Так точно и Антиох Епифан, в начале царь Сирии, вел успешные войны против юга – Египта ( 1Мак.1:16–18 ), востока, – Персии ( 1Мак.3:31, 37 ; 1Мак.6:1–4 ), Вавилона ( 1Мак.6:4 ) и Армении, причем, подчинил себе армянского царя Артаксиаса. Его власти подчинилась также и прекрасная страна, т. е. Палестина ( Иер.3:19 ; Иез.20:6 ), названная так за свое плодородие. Дан.8:10 . и воз­несся до во­ин­ства небесного, и низринул на землю часть сего во­ин­ства и звезд, и по­прал их, Согласно объяснению Ангела, под попираемым Антиохом Епифаном «воинством небесным» разумеется «народ святых» ( Дан.8:24 ), т. е. ветхозаветный Израиль, получивший подобное имя в силу своего назначения быть народом святых. Усвояемое ему в Библии название «воинств» ( Исх.12:41 ) восполнено в настоящем случае эпитетом «небесные» ввиду того, что Израиль выполнял на земле небесную миссию, имел своим царем Владыку небес. По свидетельству 1 кн. Маккавейской, попрание Антиохом Епифаном «воинства небесного» выразилось в избиении им множества сынов израильских ( 1Мак.1:24, 30, 32, 37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ония, сын Симона II, –4г. Смерть Клеопатры,матери Птоломея VI. Филомерт изгнан и младший брат его Фискон возведен на престол. Птолом. VI Филометор и Птоломей Фискон положилицарствовать вместе Мес. Хаслева в 15-й д. Сирийцы Иерусалимский храм превратили в капище; а в 25-й д. осквернили алтарь идольскою жертвою. 1Мак. 1:54, 59 . Маттафия – 1 г. Римляне отделилиФискону Киренеюи Лнвию, а Филометору оставили Египет и Кипр. Иуда пал в битве с Вакхидом, военачальником Сирийским . Ионафан, сын Маттафии-,–18 л. 1 Мак. 9, 31. Александр Балис – 5л.(Иос. Фл.) По убиении Птоломея VI , Птоломей VIIФuckoh или Евергет II –28 л. Трифон объявляет Антиоха VI Феоса, сына Балисова, царем, на 2 г. Симон, старший сын Маттафии – 8 л. Начало нового Иудейского летосчисл.от Симона Архиерея и Вождя. 1Мак. 13:41–42 Трифон или Диодот, умертвивши Антиоха VI, объявляет себя царем–3 г. (Иос. Фл.) 1оанн Гиркан, сын Симона, –31г.(Иос. Фл.) Царство Сирийское и Рим Димитрий II Никатор в другой раз–4 г. Иоанн принуждает Идумеевк обрезанию. Димит. Никат. убит в Тире по приказан. супруги своей и Сидетовой, Клеопатры Силевк V и Александр Зебина – 3 г. Аристовул I, царь Гиркана, объявляет себя царем, – 1г. Александр Ианней, сын Гирканаи брат Аристовула I, – 27 л. Поражение Ианнея Аравийским царем Оведою; и начало шестилетняго междоусоб . Казни в Иерусалиме Александра, вдова двух братьев Аристовула и Александра, принявши царство, объявила первосвященником Гиркана, сына своего от Александра,–9 л. Гиркан II,– 3 м. Аристовул II, другой сын Александра,3 г. Гиркан при помощи Ареты Аравийского воюет с Аристовулом Иудея покорена Римлянами. Помпей во сватом святых. Гиркан этнархом–22 г. От осн. P. 690. Помпей отнял Сирию у Тиграна, царя Армении, и обратил еев Римскую провинцию. От осн. Р. 694. l e Триумвирство Помпея, Красса и Кесаря. Кесарь назначает Анти натра Идумеянина прокуратором Иудеи. От осн Р. 706. Июля 20 д. битва в Фессалии при Фарсале.– Смерть Помпея. От осн. Р. 709. Исправл. Римс. календ. Созигеном. С 1 января начало Эры Юлианской. Кесарь – бессменный Диктатор.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Слова книги Второзакония, поставленные в качестве эпиграфа во главу настоящего отдела, были восприняты в книге Деяний Апостольских как мессианское пророчество о пришествии и о деле Христовых ( Деян.3:22 ср. 7:8). Бесспорно, что не только пророческие предсказания о Мессии получили свое исполнение во Христе Спасителе, но Сын Божий, Богочеловек Иисус Христос , как о нем свидетельствует Евангелие от Иоанна ( Ин.1:21, 6:14, 7:40 ), Сам оказался Пророком по преимуществу, в котором исполнилось всякое пророческое служение. Однако, помимо этого признанного Церковью мессианского смысла, вышеприведенное речение Второзакония имеет тоже прямой смысл, непосредственно вытекающий из контекста, в котором эти слова находятся. Втор.17, 18 говорит о лицах, облеченных служением в священном обществе Израиля: левитах, судьях, царях, пророках. Слова Втор.18:15 (ср. ст. 18 и сл.) содержат божественное обетование народу Божию о непрекращаемости в нем пророческого служения и о постоянном характере этого последнего. Эти слова были оправданы ветхозаветной священной историей. Основные эпохи израильской истории были ознаменованы деятельностью и проповедью пророков, которые образовали некую почти беспрерывную цепь почти до II-ro в. до Р.Х. (см. 1Мак.4:46, 14:41 ). Ветхозаветные книги содержат многочисленные пророческие имена, но они тоже упоминают и о многочисленных анонимных пророках. Эта количественная сторона пророческого служения в Ветхом Завете, а также развитие пророческой проповеди и возрастающее влияние пророков позволяют говорить о пророческом движении в ветхозаветном Израиле, проходящем через многие века его истории. Ветхозаветное пророческое движение составляет одну из наиболее характерных особенностей бытия Израиля в его качестве богоизбранного народа. Она ставит перед библейским историком и богословом вопрос о выяснении сущности этого служения. Вопрос этот не разбирался в православной и, в частности, в русской библейской науке. Поэтому он не может не быть поставлен в настоящих главах, посвященных уяснению того исторического и религиозного контекста, в котором возникла и развилась ветхозаветная пророческая литература. Чем определялось пророческое служение в Ветхом Завете? В чем выражалось особо ему присущее место среди прочих служений, которые знала ветхозаветная израильская теократия?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

28: 35, 43; 29: 30; 30: 20; 31: 10; 35: 19; 39: 1; 1Пар. 23: 13; 24: 3, 19; Сир. 45: 19). Это служение левитов в скинии и  Храме (Чис. 1: 50; 3: 6, 31; 4: 3, 12, 14, 23-24, 27-28, 30, 33, 35, 37, 39,41, 43; 7: 5, 7-9; 8: 22, 25, 26; 16: 6; 18: 2, 6, 7, 21, 23; 1Пар. 15: 2; 16: 4, 37; 23: 24, 26, 28; 2Пар. 29: 11; 31: 2, 16; 35: 3; Иез. 45: 5). Это служение священников (Втор. 17: 12; 18: 5, 7; 3Цар. 8: 11; 2Пар. 5: 14; 8: 14; 13: 10; 31: 2, 16; Сир. 7: 32; 50: 16; Ис. 61: 6; Иез. 40: 46; 43: 19; 44: 15-17, 19; Иоил. 1: 9, 13; 2: 17; 1Мак. 10: 42; 2Мак. 4: 14); служение юного Самуила при Храме (1Цар. 2: 11, 18; 3: 1); вообще служение в Храме или при Храме (4Цар. 25: 14; 1Пар. 23: 32; 1Пар. 26: 1, 12; 28: 13, 21; 2Пар. 35: 10, 15-16; Сир. 24: 11; Иер. 52: 18; Иез. 44: 11-12; Иез. 46: 24); жертвенное служение (2Мак. 3: 3); служебные одежды и сосуды (Исх. 31: 10; 1Пар. 9: 28; 2Пар. 24: 14); по сходству с храмовыми служителями ангелы – тоже литургии (leitourgoi) Божии (Пс. 102:21; 103: 4); leitourgia - служба на небе перед престолом Божиим (Дан. 7: 10); литургией названо служение Моисея – молитва и умилостивление кадильное (Прем. 18: 21). Термин latreia, latrevo также обозначает сакрально-культовое служение. В книге Исхода Бог повелевает Моисею совершить служение на горе (Исх. 3: 12) и далее постоянно говорится об этом служении, ради которого Моисей просит фараона выпустить народ Израильский в пустыню, как о латрейе (Исх. 4: 23; 7: 16; 8: 1; 8: 20; 9: 1; 9: 13 и т. д.). Это служение представляло собой обряд, но совершаемый не в храме, поскольку храма не было. Латрейей назван и установленный Моисеем обряд Пасхи (Исх. 13: 5), латрейа – запрещенное служение кумирам (Исх. 20: 4-5), латрейа также  – служение всесожжениями и жертвами вне Храма (Нав. 22: 27), латрейа – идолослужение (1Мак. 1:43), а также общее обозначение иудейского «богослужения отцов» (1Мак. 2: 19, 22). Создается впечатление, что словом latreia  выражали преимущественно общее понятие о служениии Богу или языческим богам, а также его относили к культовым действиям, которые происходили вне Храма.

http://pravoslavie.ru/2867.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010