266 Baldcnsperger – Selbstbewusstsein Jesu, стр. 65, прим. 2; Langen – Das Judenthum in Palastina, стр. 394 и др. 267 См. подробнее Zeller – Philos. der Griechen, Leipz. 1881, В. III, Abth. 2-te, стр. 334–338. 273 Sed. quidam altarium inquinabunt muneribus, quae imponent Domino, qui non sunt sacerdotes, sed servi de servis nati; гл. 5. См. Fritzsche – Libri V. Test. pseudepigraphi selecti, Lipsiae 1871, стр. 139 и 141. 274 С этим соглашаются и западные богословы; «что это место ( 1Мак. 14:41 ), говорит Цокклер, имеет мессианский смысл, эго несомненно, хотя προθτης πιστς, как показывает уже недостающий член, не может означать непосредственно личность самого Мессии. Strack und Zockler – Kurzsref. Komment. zn d. heil. Schrift., 9-te Abth., стр. 84. 275 В «Вознесении Моисея» (гл. 5 и 6 в изд. Fritzsche – Libri V. Test. psendepigraphi, стр. 141 – 145) очень резко говорится о несправедливостях и жестокостях как Асмонейских владык, так и вообще начальников народа. Поэтому Ренан имел некоторое право сказать, что «эпоха Асмонеев, в которую иудеи наслаждались независимостью, была для них самой печальной эпохой» (Разорение Иерусалима, перев. Надеждина, Москва 1886, стр. 78). 282 Благами правления Филиппа пользовались немногие иудеи, так как его область была незначительна, да и населена она была преимущественно греками и сирийцами. – Schurer, Gesch. d. jud. Volk. 1-te В., стр. 355. 283 В сохранившихся до нашего времени греческих надписях Агриппе усвояется наименование φιλκαισαρ и φιλορμαιος (Le Bas et Waddinqton, Inscriptions greques et latines, t. III, 2365; см. у Schurera Gesch. d. jud. Volkes, 1-te В., стр. 469). Пристрастие Агриппы к языческим формам жизни выразилось в том, что он устроил в иудейских городах театры, бани, портики и разнообразные языческие зрелища; Древности. XIX, 7, § 5, и 8, § 2. 285 «Порабощение чужеземцам, – говорит Иосиф Флавий, выражая общее мнение народа, – и само по себе тяжело; но когда оно соединяется с притеснениями, то становится совсем невыносимым». Древности. XX, 6, § 1. Характеристику прокураторов см. у Ренана, Разорение Иерусалима, стр. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И Тиряне обиташа в нем приносяще рыбы, и вся продаемая продающе в субботы сыновом Иудиным, и во Иерусалиме. И обличил сынов Иудиных свободных, и рекох им: что сия вещь злая, юже вы творите, и скверните день субботный. Не сия ли сотвориша отцы ваши, и наведе на них Бог наш и на нас вся злая сия, и на град сей, и вы прилагаете гнев на Израиля, скверняще субботу. Бысть же егда поставишася врата во Иерусалиме прежде субботы, и рекох, и запроша двери, и повелел, да не отверзают их даже по субботе, и от отрок моих поставил над враты, да ни един вносит бремя в день субботный. И сташа вси, и творяху куплю вне Иерусалима единощи и дващи: и засвидетельствовал о них, и рекох им: что вы пребываете пред стеною, аще вторицею сие сотворите, простру руку мою на вас: и от времене того не приидоша в субботу. И рекох левитом, иже бяху очищени, дабы приходили хранити врат, и святити день субботный, и сих ради помяни мя, Боже, и прости ми по множеству милости Твоея» ( Неем.13:15–22. 10:31 . Ам.8:5, 6 ). Путешествия ( Исх.16:29 . Мф.24:20 ), исключая те, коих целью было благочестие ( 4Цар.4:23 ). Впрочем, был путь собственно субботний ( Деян.1:12 ), который простирался не далее 2 400 48 шагов. Пространство этого пути определено не законом, который предписывает только пребывать дома в субботу ( Исх.16:29 ), но раввинами. Они, стараясь о строгом соблюдении заповеди о субботе, назначили определенный путь субботний на том основании, будто бы скиния в пустыне отстояла от кущей израильтян на такое пространство 49 . Все дела по службе гражданской, и даже защиту против нападавших неприятелей. Но при Маккавеях, когда враги, пользуясь покоем иудеев в субботу, убили у них беззащитных до 1000 человек, евреи умерили строгость закона о покое седьмого дня «и умыслиша в день он, глаголюще: всяк человек, иже аще приидет к нам на брань в день субботный, ополчимся противу его, и не умрем вси, якоже умроша братия наша в тайных» ( 1Мак.2:34–41 ). И все то, чем молитва , действие слова Божия и благоговение в душе, покоющейся для Бога, могли быть возмущены, как-то: занятия праздности и разсеяния: игры, пляски, забавы, увеселения и все чувственные удовольствия ( Ис.56:2. 58:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Нав.15:33 .  На низменных местах: Ештаол, Цора и Ашна, Нав.15:34 .  Заноах, Ен-Ганним, Таппуах и Гаенам, Нав.15:35 .  Иармуф, Одоллам, [Немра,] Сохо и Азека, Нав.15:36 .  Шаараим, Адифаим, Гедера или Гедерофаим: четырнадцать городов с их селами. Под «низменными местами» разумеется определенная местность в уделе Иудина колена, лежащая между горной возвышенностью и морским берегом. В еврейском тексте она носит название Шефела («низменность»), принимаемая и греческими переводчиками за собственное имя в других местах, например, Иер.32:44 , по-гречески Σεφηλα, в славянской Библии «во градех польных»; в русском переводе в значении собственного имени это название передано в 1Мак.12:38 : «в Сефиле». Обширная равнина Шефела, продолжавшая носить это название во времена Евсевия, простирается от Газы к северу до Лидды и отличается и в настоящее время замечательным плодородием. Перечисление находившихся в ней городов библейский писатель начинает с северной ее части. Из названных им городов известны по своему географическому положению «Ештаол... и Цора», которые называются обыкновенно вместе ( Нав.19:41 , Суд.13:25 и др.) и находились недалеко один от другого на запад от Иерусалима. Местом Цоры признается нынешняя деревня Цара; местом Ештаола – деревня Ашуа, верстах в 4-х к северо-востоку от Цары. Между Царой и Ашуа указывается Кабр Шамшун – «гробница Самсона», согласно со сказанным в Суд.16:31 , что Самсона похоронили братья его между Царою и Естаолом. Заноах, в настоящее время Зануа, в небольшом расстоянии на юго-восток от Цары. Иармуф см. Нав.10:3 ; Одоллам см. Нав.12:15 . Название Немра привнесено из славянской Библии, следующей спискам перевода Семидесяти, из которых в древнем Ватиканском и других списках читается после Одоллама Μεμβρα, в Александрийском и других Νεμρα. Положение Немры неизвестно; сходные с нею по имени Нимра ( Чис.32:3 ) и Нимрим ( Ис.15:6 ) находились: первый в уделе Гадова колена, второй – в Моавитской земле. Сохо, как назывались два города этого имени при спуске с Иудейских гор в равнину, находился, согласно с указанием Евсевия, на месте нынешних развалин Еш-Шувейка в 3 1/2 часах пути на юго-запад от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Недостаточные сведения имеем мы и касательно социальных отношений в греческую эпоху, несмотря на свидетельства Иосифа Флавия. Очевидно, однако, что период подчинения иудеев Птоломеям вызвал сильный подъем их благосостояния. Постоянно возрастающее население и соприкосновение с эллинской культурой в связи с регулированием внутренних отношений путем закона необходимо должны были вести к этому результату. Еще более блестящий период наступил тогда, когда Маккавеи освободили иудеев от Селевкидов и основали собственное государство. Теперь и некоторые портовые города морского побережья сделались собственностью иудеев, благодаря чему торговля получила новый подъем ( 1Мак.14:5 ). Одушевленный, окрашенный мессианскими чертами и чаяниями, образ того счастья, каким пользовалась страна в могущественное и мудрое управление Симона, дает автор первой книги Маккавейской (14:4 сл.). Большое значение имело и то, что при этих правителях плодородная и, как сад, возделанная Галилея соединилась с Иудеей. Всякого рода беспорядки произвела в последующее время ожесточенная борьба партий, которая в конце концов повела к порабощению страны римлянами. Но при Ироде Великом страна продолжала стоять на той же политико-экономической высоте. Богатства страны теперь полностью утилизировались многочисленным и трудолюбивым населением и во множестве вывозились в чужие страны, о чем свидетельствуют главным образом греческие названия разных товаров в талмудической литературе. Самое решительное доказательство в пользу экономической силы народа представляют чрезвычайно большие, частью гражданские, частью церковные подати, которые должны были и были в состоянии давать теперь израильтяне, что будет показано с большой подробностью ниже (§§ 41, 43). Естественно, было бы совершенно ошибочно представлять себе это народное благосостояние таким образом, будто теперь совершенно уже не было господства бедности среди иудеев. Что это было не так, показывают нам довольно ясно уже Евангелие. Напротив, религиозные контрасты, которые теперь прежде всего занимали умы, часто связывались с контрастами социальными и экономическими. Христос часто имел поводы возобновлять речи древних пророков против богатых, так как с возрастающим богатством возрастали и страсть к приобретению, и презрение прав бедных. Даже при строжайшем соблюдении закона руководимое корыстолюбием остроумие открывало столь много задних ходов, что цели закона часто превратно толковались в противоположном их идее смысле. Косвенное доказательство этого представляют ессеи, которые хотели регулировать социальные ненормальности проведением общности имущества, благодаря чему исчезала противоположность между богатым и бедным. Они равным образом отвергали и торговлю, как легко побуждающую к корыстолюбию, и старались путем почти исключительного занятия земледелием возвратить древние, простые и чуждые разнообразных потребностей, времена. Но вообще эта небольшая секта осталась без значительного влияния на народную жизнь. Семейство

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

О пострадавших за иконопочитание Иез.6:4–5 . «И жертвенники ваши будут опустошены, столбы ваши в честь солнца будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами вашими. И положу трупы сынов Израилевых перед идолами их, и рассыплю кости ваши вокруг жертвенников ваших». Объясн. Здесь говорится не об изображениях на святых иконах и их поклонниках, а о «жертвенниках и столбах в честь солнца», об «идолах» и поклонниках их. Применять эти слова к защитникам иконопочитания, святым мученикам, значит искажать смысл Писания: 2Пет.3:16 . Пострадавших за иконопочитание должно сравнивать со сражавшимися за «святыню» Маккавеями: 1Мак.3:58–59:9:17–18 , а павших идолопоклонников, описанных у Иезекииля, должно сравнивать с казнёнными чтителями золотого тельца «по слову Моисея»: Исх.32:19:27, 28 . Иез.8:10–12 . «И вышел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом... И сказал мне: видишь ли сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию». Объясн. Применение этих слов к священным изображениям на стенах православных храмов настолько же неосновательно, насколько оно неосновательно было бы к храму, построенному Соломоном: 3Цар.6:23:35, 8:11 , а также к храму, виденному самим Иезекиилем: Иез.41:17–19:25 . В этом месте устами пророка Иезекииля Господь осуждает чествование «идолов» и «нечистых животных», которое «старейшины дома Израилева» производили в языческих храмах и думали, что ничего этого «не видит Господь». Православные ни от кого не скрываются с изображениями истинного Бога, напротив, история нам показывает целый сонм мучеников, просиявших открытым подвигом защиты иконопочитания. Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу об иконопочитании Исх.25:18 . И сделай из золота двух херувимов, чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки. (Ср. Исх.26:1 ; 3Цар.6:23 ; 2Пар.3:7 и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

По господствующему в появившихся около времен Иисуса Христа иудейских апокрифах воззрению, царство Мессии, как период владычества Израиля над всеми народами земли и наслаждения духовными и земными благами, ограничено в своей продолжительности: оно должно закончиться вместе с уничтожением или совершенным обновлением нынешнего преходящего мира. По-видимому, эта мысль не вполне оправдывается свидетельством исторических памятников, а также пророческими обетованиями, которые легли в основу позднейших иудейских представлений. Ветхозаветные пророки очень часто предсказывали, что Израиль и его потомство будет обитать во святой земле вечно, что Давид поставлен вечным князем над Израилем, и престол его никогда не останется пустым ( Иез. 37:25 ; Иоил. 4:20 ; Иер. 33:17–22; 24:6 ), что владычество Сына Человеческого – владычество вечное, которое не прейдет и не разрушится ( Дан. 7:14 ). Те же мысли повторяются и в апокрифической письменности; так, в Сивиллиных книгах говорится, что после римской империи явится великое царство бессмертного Бога, когда придет безгрешный владыка и будет господствовать над всей землей во все века (ις ινας πντας; III, 49–50; ср. III, 766–767); в Псалмах Соломона царство Давида также называется непреходящим и вечным (Пс. Сол. 17:4–6). Однако выражения – «вечный» и «навек» очень часто употребляются в библейском языке вовсе не в значении абсолютной вечности, и потому свидетельства Сивиллиных книг и Псалмов Соломона не могут еще иметь безусловного и решающего значения в рассматриваемом вопросе (ср. 1Мак. 14:41 ); царство Мессии называется здесь вечным может быть только в том смысле, что оно будет существовать до конца настоящего века 824 . Гораздо большее значение, по-видимому, может иметь замечание народа по поводу слов Спасителя о вознесении Его от земли: «мы слышали от закона, что Христос пребывает вовек» (μες κοσαμεν κ το νμου τι Χριστς μνει ες τν ανα; Ин. 12:34 ). Лянген здесь видит выражение не частного и случайного, а строго установившегося воззрения, которое принималось иудеями как догмат, как подлинное учение откровения 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Это более специально касается вопроса о так называемых «маккавейских псалмах» и об авторстве и времени происхождения книги пророка Даниила. Но исторические вопросы должны быть рассматриваемы независимо от критических предубеждений. Winor (Bibl. Realwörterb. т. 1, стр. 555), а за ним и другие допускают, что Симон, упоминаемый в 50-й гл. книги Иисуса сына Сираха был действительно Симоном праведным (I), но утверждают, что Евергетом ее пролога был второй, носивший это имя, т.е. Птоломей VII, названный народом Кагергетом (Kakergetes). Сравн. примечания на этот взгляд Fritzsche в Kurzgef. Exeg. Handb. z. d. Apokr. 5-te Lief., стр. XVII. 103 Сравн. здесь, кроме приведенных в прежних примечаниях указаний, Baba В. и 14b; о прекращении откровения в маккавейский период 1Мак.4:46; 9:27; 14:41 ; и, вообще, для характеристики иудейского воззрения на данный предмет во время Христа, Jos. Ag. Ар. I, 8. 104 Предшествуют: кн. Иисуса Навина, Судей, I и II Царств, III и IV Царств. Последуют: большие пророки: Исаия, Иеремия и Иезекииль–и малые пророки. 106 Встречаются они главным образом в 1 книге Царств, в книге Есфирь, Иова, Притчей, Иеремии и Даниила. Что касается до Пятокнижия, то мы находим их только в четырех случаях в книге Исход. 107 Интересно также соотношение между самарийским переводом Пятокнижия и переводом LXX; они сходятся не менее чем в 2000 местах против нашего еврейского, хотя в других отношениях греческий текст сходится с еврейским против самарийского,–наконец, в иных отношениях он совершенно независим от того и другого. Об отношении между самарийской литературой и эллинизмом очень интересные замечания помещены в Hell. Stud. Freudenmhal-я, стр. 82–103, 130–136, 186 и т. д. 109 Dähne и Gfrörer в этом отношении бросились в ту же крайность, как Fränkel с иудейской стороны. Но даже Siegfried (Philo v. Alex. стр. 8) был вынужден допустить, что перевод LXX– δ γ ην αρατος και κατασκεα στος ( Быт.1:2 ), носит на себе неопровержимый признак воззрений греческой фидософии. И, конечно, это не единствеыное место в своем роде.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

1Мак.15:40 . И пришел Кендевей в Иамнию, и начал вызывать народ на бой, и вторгаться в Иудею, и пленить людей и убивать. 1Мак.15:41 . И построил Кедрон, и поставил тут конницу и рати, дабы они, выступая оттуда, ходили по дорогам Иудеи, как приказал ему царь. Глава 16 1Мак.16:1 . И прибыл Иоанн из Газар и поведал Симону отцу своему о том, что делал Кендевей. 1Мак.16:2 . и призвал Симон двух сынов своих старших, Иуду и Иоанна, и сказал им: я и братья мои и дом отца моего воевали с врагами Израиля от юности до сего дня, и удавалось руками нашими избавлять Израиля многократно. 1Мак.16:3 . Теперь же я состарелся, и вы по милости Божией находитесь в зрелых летах. Станьте вместо меня и брата моего, и выступив ратуйте за народ наш, и с неба помощь да будет с вами. 1Мак.16:4 . И набрал из страны двадцать тысяч мужей ратных и всадников; и пошли они против Кендевея, и ночевали в Модеине. 1Мак.16:5 . И вставши утром пошли на равнину; и вот рать великая встречает их, пешие и конные: и поток был между ними. 1Мак.16:6 . И ополчился он пред лицем их с людом своим, и видя, что люд сей боится переходить поток сей, перешел первый: и видели его мужи, и перешли за ним. 1Мак.16:7 . И разставил он люд сей и всадников среди пеших: конница же неприятелей была весьма многочисленна. 1Мак.16:8 . и вострубили в священныя трубы; и побежден был Кендевей и ополчение его, и пало у них много раненых, а остальные убежали в крепость. 1Мак.16:9 . Тогда был ранен Иуда брат Иоанна. Иоанн же преследовал их, идя до Кедрона, который построил. 1Мак.16:10 . И бежали они до башен, что на поле Азота; и он сожег его огнем, и пали у них две тысячи мужей: а он возвратился в Иудею спокойно. 1Мак.16:11 . Птоломей же сын Авува был поставлен воеводою на равнине Иерихонской, и имел много серебра и золота. 1Мак.16:12 . Ибо он был зять первосвященника. 1Мак.16:13 . И возгорделось сердце его, и захотел он возобладать страною, и замышлял коварство против Симона и сынов его, чтобы погубить их. 1Мак.16:14 . Симон же ходил в города страны своей, заботясь об устройстве их, и спустился в Иерихон сам, и Маттафиа и Иуда и сыны его в сто седьмьдесят седьмом году, в месяце одиннадцатом: это месяц Соват.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.7:39 . И вышел Никанор из Иерусалима, и ополчился у Вефорона; и соединилась с ним рать Сирии, 1Мак.7:40 . А Иуда ополчился в Адасе с тремя тысячами мужей, и молился Иуда и говорил: 1Мак.7:41 . Когда воины царя Ассириян злохульствовали, тогда пришел ангел Твой, Господи, и поразил у них сто восемьдесят пять тысяч. 1Мак.7:42 . Так сокруши ополчение сие пред нами сегодня, да познают прочие, что он (Никанор) худо говорил о святынях Твоих, и суди его по злобе его. 1Мак.7:43 . И сошлись ополчения сражаться в тринадцатый день месяца Адара; и разбито было ополчение Никанора, и он первый пал в сражении. 1Мак.7:44 . Когда же увидели полки его, что пал Никанор, тогда, бросив оружие, побежали. 1Мак.7:45 . И преследовали их (Иудеи) на разстоянии однодневнаго пути от Адасы до входа в Газиры, и трубили в след их трубами вестовыми, 1Мак.7:46 . И вышли жители из всех окрестных слобод Иудеи, и окружали их так, что они натыкались на них, и пали все от меча, и не уцелел ни один из них. 1Мак.7:47 . И взяли Иудеи принадлежности и добычу их, а голову Никанора отрубили и правую руку его, которую он протягал надменно, и принесли и выставили у Иерусалима. 1Мак.7:48 . И возрадовался народ вельми, и провели тот день, как день веселия великаго. 1Мак.7:49 . И установили ежегодно праздновать сей день в тринадцатый день Адара. 1Мак.7:50 . И успокоилась земля Иудейская на несколько дней. Глава 8 1Мак.8:1 . И услышал Иуда имя Римлян, как они могущественны и сильны, и благоволят ко всем присоединяющимся к ним, и кто бы ни соединился с ними, кто бы ни пришел к ним, ведут с таковыми дружбу. 1Мак.8:2 . А в доказательство могущества и силы их разсказали ему о войнах их и о тех мужественных подвигах, которые совершили они у Галатов, и как они покорили их и сделали их данниками; 1Мак.8:3 . И что сделали в области Испании, дабы овладеть рудами серебра и золота тамошняго, 1Мак.8:4 . и овладели всем этим краем думно и терпеливо, хотя край сей находился в весьма далеком разстоянии от них; овладели и царями, наступавшими на них с конца земли, потом сокрушили их, и произвели у них поражение великое, а прочие платят им дань ежегодно;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.2:51 . Помните дела отцов ваших, которыя они совершили в поколениях своих: и вы получите славу великую и имя вечное. 1Мак.2:52 . Авраам не в искушении ли оказался верным, так что это вменилось ему в праведность? 1Мак.2:53 . Иосиф в тесном обстоятельстве сохранил заповедь, и сделался владыкою Египта. 1Мак.2:54 . Финеес отец наш за то, что поревновал ревностию, получил завет священства вечнаго. 1Мак.2:55 . Иисус за исполнение поручения сделался судиею в Израиле. 1Мак.2:56 . Халев за верное свидетельство пред сонмом получил землю в наследие. 1Мак.2:57 . Давид за благость свою наследовал престол царства вечнаго. 1Мак.2:58 . Илия за то, что ревниво ревновал по законе, вознесен даже на небо. 1Мак.2:59 . Анания, Азария, Мисаил, по вере, спаслись от пламени. 1Мак.2:60 . Даниил за невинность свою избавлен от пасти львов. 1Мак.2:61 . Итак памятуйте из рода в род, что все надеющиеся на Него не изнемогут. 1Мак.2:62 . И слов мужа грешника не бойтесь, ибо слава его обращается в мотыль [Навоз] и в червя. 1Мак.2:63 . Сегодня он превознесен будет, а завтра не найдут его, ибо он обратился в прах свой, и помышление его погибло. 1Мак.2:64 . И вы, чада, укрепляйтесь и мужественно стойте в законе вашем, ибо им прославитесь. 1Мак.2:65 . А вот Симеон брат ваш. Я знаю, что он есть муж совета; итак слушайте его во все дни. Он вам будет вместо отца. 1Мак.2:66 . Иуда же Маккавей, этот крепкий силою от юности своей, будет у вас начальником воинства; и вы будете воевать, воевать – с народами. 1Мак.2:67 . Посему соберите к себе всех исполнителей закона, и отмстите за обиду народа вашего. 1Мак.2:68 . Воздайте воздаяние язычникам и соблюдайте повеления закона. 1Мак.2:69 . И благословил их, и присоединился к отцам своим. 1Мак.2:70 . Умер же он на сто сорок шестом году: и похоронили его сыны его в усыпальнице отцов его в Модеине; и оплакал его весь Израиль плачем великим. Глава 3 1Мак.3:1 . И стал Иуда, называемый Маккавей, сын его, на место его. 1Мак.3:2 . И помогали ему все братья его и все, которые пристали к отцу его, и воюя сражались за Израиля с радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010