Перед битвой Иуда и его братья «раскрыли книгу Закона из тех, которые язычники отыскивали, чтобы сделать на них изображения своих идолов» ( 1Мак.3:48 ). Далее была совершена молитва , и после Иуда назначил командиров в свою армию. Однако, с отрядами Горгия Иуде сразиться так и не пришлось. Селевкидское войско было утомлено долгими поисками отрядов восставших в горах, так что к моменту сражения с иудеями, наёмники решили покинуть поле боя и бежали ( 1Мак.4:16–25 ). Затем Иуда смог отвоевать Иерусалим и очистить храм от «мерзости запустения», то есть от алтаря Зевса олимпийского. Жертвенник храма был разрушен, чтобы в будущем никто не мог сказать, что иудеи используют в богослужении осквернённый язычниками жертвенник. При этом камни жертвенника сложили на храмовой горе, «пока придёт пророк и даст ответ о них» ( 1Мак.4:46 ). Об ожидании пророка в эпоху второго храма хорошо свидетельствует Ин.1:21 , когда к Иоанну Предтече были посланы люди от храмовых священников с вопросом: «…что же? Ты Илия? Он сказал: Нет. Пророк? Он отвечал: Нет». Храм был освящён и восстановлён, в честь этого события был установлен специальный праздник – Ханука, который иудеи празднуют до сих пор, хотя смысл его изменился и теперь это праздник света. Неотъемлемая часть празднования – возжигание специальных ханукальных светильников. Далее? в 1-й Маккавейской книге рассказывается о противостоянии иудеев, отстроивших заново храм, и их соседей – язычников, желавших уничтожить восстановленную святыню. Начались широкомасштабные военные действия. Интересен рассказ о встрече войска Иуды в пустыне с племенем Набатеев. Согласно 1-й книге Маккавеев, эта встреча произошла мирно, «даже дружелюбно», так что Набатеи рассказывали Иуде всё, что знали о передвижении противников евреев и войска Симона, брата Иуды, которому тот поручил сражаться против язычников в Галилее. Далее описывается несколько сражений отрядов Иуды Маккавея с сирийскими отрядами военачальника Тимофея, нового полководца, отправленного подавлять восстание. Одно из главных столкновений двух армий происходило рядом с рекой, какой именно – ясности нет. Обращает на себя внимание стих 1Мак. 5:42 : «как только подошёл Иуда к потоку воды, то поставил при потоке народных писцов и приказал им, сказав: не оставляйте ни одного человека в стане, но пусть все идут на сражение». Скорее всего, под «народными писцами» должны пониматься чиновники, исполнявшие свои функции как в отношении гражданского населения, так и в отношении военных.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

1Мак.2:50–51 . Итак, дети, возревнуйте о законе и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших. Вспомните о делах отцов наших, которые они совершили во времена свои, и вы приобретете великую славу и вечное имя. «Вспомните о делах отцов наших… и вы приобретете», разумеется – воодушевившись на такие же дела, «великую славу и вечное имя…» Побуждения, указываемые Маттафией детям на совершение великого их дела, как будто односторонни, потому что не касаются будущего воздаяния в загробной жизни, а имеют ввиду лишь последствия добрых дел на той же земле – «великую славу и вечное имя». Позволительно думать, однако, – что здесь отнюдь не исключаются и более высшие побуждения в небесном загробном воздаянии за добро, как и раньше во всех указываемых случаях, где отмечаются подвиги великих людей древности и плоды или награда этих подвигов. Священные писатели хотят этим показать лишь, что воздаяние праведников за их веру и добрые дела начинается уже в здешней жизни. 1Мак.2:52 . Авраам не в искушении ли найден был верным? и это вменилось ему в праведность. Под «искушением» Авраама здесь разумеется испытание его веры требованием от Господа принести Исаака в жертву ( Быт.22:1 ; cp. Быт.15:6 ). 1Мак.2:53 . Иосиф в стесненном положении своем сохранил заповедь и сделался господином Египта. Под «стесненным положением» Иосифа некоторые здесь разумеют все время его рабского состояния от его продажи до освобождения и возвышения в «начальники» земли Египетской ( Быт.39:1–42:6 ). – «Сохранил заповедь» в этом случае будет означать его веру обетованиям Божиим, дававшую ему силы и мужество в этом испытании. Но ближе к истине было бы, кажется, разуметь здесь случай с египтянкою, давший ему в столь действительно безвыходном положении проявить редкое самоотвержение и «сохранить заповедь» о целомудрии и неприкосновенности чужого домашнего очага. 1Мак.2:54 . Финеес, отец наш, за то, что возревновал ревностью, получил завет вечного священства. «Финеес, отец наш…» – πατρ μων, т. е. наш прародитель, по священству ( Чис.25:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Умственный взор пророка не может проникнуть в будущее Новозаветной Церкви. Как бы в возмещение этого ему указывается на продолжительность страданий его народа, мысль о чем могла его мучить и тревожить. Дан.12:10 , как параллельный Дан.11:35 , и Дан.12:11 , как находящийся в прямом – соотношении с Дан.11:32 той же главы, ясно показывают, что речь небожителя касается деятельности Антиоха Епифана, – преследования им народа еврейского. Сообразно с этим и цифровые данные Дан.12:11–12 должны определять ее продолжительность. Последняя равняется 1 290 и 1 335 дням. Начало счета этих дней относятся ко «времени прекращения ежедневной жертвы и постано вления мерзости запустения», что имело место 15-го Хаслева 145 г. ( 1Мак.1:54 ). 25-го Хаслева 148 г. алтарь в храме иерусалимском был восстановлен, и в этот день иудеи принесли жертву Богу на новоустроенном жертвеннике ( 1Мак.4:52 ). Это событие и должно быть признано конечным пунктом для указанного Ангелом периода. Но так как промежуток времени между осквернением храма Антиохом (15-ое Хаслева 145 г.) и восстановлением его (25-го Хаслева 148 г.) равняется 3 годам и 10 дням, или 1 105–1 102 дням, то разница между этим числом дней в возвещенные Ангелом – 1 290 днями равняется 185–188 дням, а между 1 290 и 1 335 днями – еще 45 дням. В целях объяснения подобного несовпадения предполагают, что 185–188 дней прошло до того времени, когда Антиох, услышав в Персии, что его войска, направленные против Иудеев под начальством Лисия разбиты, а иудеи разрушили оскверненный им жертвенник, построили новый, восстановили свое святилище, – испугался и встревожился, придя к сознанию, что постигшие его неудачи составляют наказание свыше ( 1Мак.6:5–13 ), а следующие затем 45 дней продолжалась болезнь Антиоха ( 1Мак.6:9 ); закончившаяся смертью в 149 г. Если признать эту последнюю концом периода в 1 335 дней, то до некоторой степени сделаются понятными слова Ангела: «блажен, кто ожидает и достигнет 1 335 дней». Смерть Антиоха Епифана положила конец религиозным преследованиям иудеев и потому рассматривается, как отрадное, радостное событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

165-й г. э. Селевк. – 147 г. до Р. Х. – Упоминаемый здесь Димитрий есть Димитрий II, по прозванию Никатор (Арр. Syr. с 67), старший из двух сыновей Димитрия Сотера. Последний в начале войны с Александром отослал их к одному из своих друзей – в город Книд в Карии с большой казной, ut belli periculis eximerentur et, si ita fors tulisset, paternae ultioni servarentur (Just). Получив известие о большом ослаблении Сирии, благодаря чрезмерной роскоши и нерадивости Александра, Димитрий II нашел это время благоприятным для предъявления своих прав на «землю отцов своих» и с войском, собранным для него критянином Ласфеном, высадился в Киликии (Liv. I. с, lust. I с, Ios. Antt. XlII, 4, 3). 1Мак.10:68 Услышав о том, царь Александр весьма огорчился и возвратился в Антиохию. «Возвратился в Антиохию…». по-видимому, из Птолемаиды (ср. 57 ст.). 1Мак.10:69 И поставил Димитрий военачальником Аполлония , правителя Келе-Сирии, – и он собрал большое войско и расположился станом при Иамнии и послал к первосвященнику Ионафану сказать: Келе-Сирия – Κολη Συρα… – ближайшим образом так называлась низменная равнина между Ливаном и Антиливаном, но иногда это имя употреблялось так, что в нем мыслилась Финикия и Палестина до Рафии (у Поливия). В этом широком значении «Келе-Сирия» понимается и здесь. – Аполлоний – по-видимому, тот самый, который у Polyb. XXXI, 19, 6 и 21, 2 – упоминается как σντροφος и друг Димитрия I, во время его пребывания в Риме (вероятно, сын упоминаемого 2Mak III, 5–7 – Аполлония). Отсюда понятно, почему он так охотно объявил себя за нового претендента, сына своего друга Димитрия. 1Мак.10:70 ты только один превозносишься над нами, я же подвергся осмеянию и посрамлению через тебя. Зачем ты противостоишь нам в горах? «Я же подвергся осмеянию и посрамлению через тебя…», т. е. тем, что до сих пор позволил тебе оставаться на стороне Александра, между тем как давным-давно должен был тебя или подчинить законному царю (Димитрию II), или уничтожить. 1Мак.10:71–72 Если ты надеешься на твои военные силы, то сойди к нам на равнину, и там мы померяемся, ибо со мною войско городов. Спроси и узнай, кто я и прочие помогающие нам, и скажут тебе: невозможно вам устоять пред лицем нашим, ибо дважды обращены были в бегство отцы твои в земле своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

т. е. мерзость запустения, алтарь Зевсу Олимпийскому; об отсутствии пророка, которого жаждали в это время иудеи, говорит также 1Мак. Пс. 79 содержит целый ряд параллельных мест с 44 по 74; начинается он так: «Боже, пришли язычника в наследие Твое, осквернили храм Твой святой, обратили Иерусалим в груду развалин; отдали тела рабов Твоих на съедение птицам небесным, плоть праведников Твоих – зверям земным; они пролили их кровь, как воду вокруг Иерусалима, и некому похоронить их» (ср. 1Мак.7:17–18 : κατ τν λγον ν γραψε σρκας σων σου κα αματα ατν ξχεαν κκλ ’Ιερουσαλμ, κα οκ ν ατος θπτων 17 ). Автор псалма 59 находится в городе, осаждённом врагами. Враги эти – язычники; каждый вечер возвращаются они, воют, как собаки, и окружают город. Но не отвратился от Бога и не согрешил перед Ним осаждённый город. Псалом 83 призывает Бога на помощь против коалиции народов, которые пошли на Израиля, говоря: «пойдем и уничтожим их из числа народов, и не останется более памяти об Израиле. Ибо они согласились между собою в сердце своём, против Тебя союз заключили они: шатры Едома и измаильтяне, Моав и агаряне, Гевал, и Аммон, и Амалек, филистимляне с жителями Тира». Эта коалиция засвидетельствована в 1Мак.5:1–2 . Именно, когда Иерусалим попал в критическое положение, против него поднялись все враждебные Иудеям народы. Старинная терминология псалма есть не что иное, как поэтический приём, так как автор псалма обнаруживает прекрасное знание допленной литературы, и его язык пестрить арамаизмами, так что, следовательно, он не мог писать о событиях, имевших место до плена; кроме того, до плена о такой коалиции нет упоминания. Между тем в 1Мак, почти такая же терминология; там упомянуты: сыны Исава=Едом сыны Веана (арабское племя)=измаильтяне и агаряне; сыны Аммона=Аммон; язычники галаадские=Моав; наконец, Тир. Автор псалма прибавляет от себя ещё филистимлян, Ассура, амалекитян и другие народы, для усиления впечатления на читателя. Псалом 118 – хвалебная и благодарственная песнь Ягве по случаю победы над врагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

1Мак.10:52–56 «я возвратился в землю царства моего и воссел на престоле отцов моих, принял верховную власть, сокрушил Димитрия и стал обладателем страны нашей. Я вступил с ним в сражение, и он разбит нами и войско его, и воссели мы на престоле царства его. Итак, заключим теперь дружбу между нами, и ты дай мне дочь твою в жену, и буду я тебе зятем и дам тебе и ей дары, достойные тебя». И отвечал царь Птоломей так: «счастлив день, в который ты возвратился в землю отцов твоих и воссел на престоле царства их. Ныне я исполню для тебя то, о чем ты писал, только ты выйди ко мне в Птолемаиду, чтобы нам видеть друг друга, и я породнюсь с тобою, как ты сказал». Птоломей зовет Александра для свидания в Птолемаиду. Очевидно (ср. 1 ст.), по одолении Димитрия он поселился в столице царства – Антиохии. Охотное согласие Птолемея породниться с Александром имело свои небескорыстные расчеты. Он надеялся этим путем возвратить себе прежнее влияние на дела Сирии, а при благоприятном случае вернуть снова и потерянные со времени Антиоха Великого провинции – Келе-Сирию и Финикию. Дальнейшие обстоятельства вполне оправдывают эти подозрения (XI гл.). 1Мак.10:57 И отправился Птоломей из Египта сам и Клеопатра, дочь его, и прибыли в Птолемаиду в сто шестьдесят втором году. 162-й год э. Селевк. – от осени до осени 151–150 г. до Р. Х. 1Мак.10:58–61 Царь Александр встретил его, и он выдал за него Клеопатру, дочь свою, и устроил брак ее в Птолемаиде, как прилично царям, с великою пышностью. Писал также царь Александр Ионафану, чтобы он вышел к нему навстречу. И отправился Ионафан в Птолемаиду с пышностью, и представлялся обоим царям и одарил их и приближенных их серебром и золотом и многими дарами, и приобрел благоволение их. И собрались против него мужи зловредные из среды Израиля, мужи беззаконные, чтобы оклеветать его; но царь не внял им. «Мужи зловредные… беззаконные…», т. е. отпавшие от закона Моисеева. 1Мак.10:62–67 И повелел царь снять с Ионафана одежды его и облечь его в порфиру, – и сделали так. И посадил его царь с собою и сказал своим правителям: выйдите с ним на средину города и провозгласите, чтобы никто не смел клеветать на него ни в каком деле и никто не тревожил его никаким делом. Когда клеветавшие увидели славу его, как он был провозглашаем и как облечен в порфиру, все разбежались. Так прославил его царь и вписал его в число первых друзей, и назначил его военачальником и областным правителем. И возвратился Ионафан в Иерусалим с миром и веселием. Но в сто шестьдесят пятом году пришел из Крита Димитрий, сын Димитрия, в землю отцов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Мак.9:35 А Ионафан отправил брата своего – предводителя народа – и просил друзей своих, Наватеев, чтобы сложить у них большой запас свой. «Отправил брата своего…» Имя его называется в следующем 36 стихе: это был Иоанн. – «Предводителя народа…» – «Народ» ( " ο χλος) здесь в смысле «толпа», которую в данном случае составлял, отчасти, отряд для сопровождения «запасов», отчасти толпы стариков, женщин и детей, которым предполагалось дать убежище у наватеев (см. к V: 25). 1Мак.9:36 Но вышли из Мидавы сыны Иамври и схватили Иоанна и все, что он имел и ушли. Этот караван Иоанна был захвачен целиком и уведен «сынами Иамври из Мидавы», при чем сам Иоанн погиб (ср. ст. 42). Ο υο Αμβρ – т. е. «потомки Амври» – нигде более не упоминаются; Мидава – место их поселения – сначала аморитский или моавитский город, потом пограничный город колена Рувимова ( Hab XIII: 9 ), позднее опять в обладании моавитян, и тогда же, вероятно, был заселен наватеями, – до настоящего времени существует под этим именем в развалинах. 1Мак.9:37 После сих происшествий сказали Ионафану и Симону, брату его, что сыны Иамври торжественно совершают знатный брак и провожают из Надавафа с великою пышностью невесту, дочь одного из знатных вельмож Хананейских. Надаваф, Ναδαβθ – неизвестное место, с которым сближают местечко Nudeibe в Wady el-Butm. 1Мак.9:38–42 Тогда вспомнили они об Иоанне, брате своем, и вышли, и скрылись под кровом горы. Подняв глаза свои, они увидели: вот восклицания и большое приданое; навстречу вышел жених и друзья его и братья его с тимпанами и музыкою и со многими оружиями. Тогда бывшие с Ионафаном поднялись на них из засады и побили их, и много пало пораженных, а остальные убежали на гору; и взяли они всю добычу их. И обратилось брачное торжество в печаль, и звук музыки их – в плач. Так отмстили они за кровь брата своего и возвратились к болотистому месту у Иордана. «Возвратились к болотистому месту у Иордана…» Иордан перед своим впадением в Мертвое море по временам выступает из своих берегов. По свидетельству одного американца-путешественника, исследовавшего эту реку, Иордан затопил в одном месте оба берега на 12 футов глубины. Так как в этом месте восточный берег более покат, то разлившаяся вода образовала между рекою и горами на восточном берегу моря целую значительную бухту. Эта-то бухта, напротив Мидавы, и могла представлять τ λος – болотистое место на восточной стороне Иордана, где расположился Ионафан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1015. [Ересь 41.] О кердонианах. С. 123127. PG 41, 692696. 1016. [Ересь 42.] О маркионитах. Главы 13. С. 127132. PG 41, 696700. ТСО 44. Кн. 4. 1017. О маркионитах. Главы 3–14. С. 133261. PG 41, 700817. 1018. [Ересь 43.] О лукианистах. С. 261264. PG 41, 817821. —453— 1019. [Ересь 44.] Об апеллианах. С. 265277. PG 41, 821832. 1020. [Ересь 45.] О севирианах. С. 277282. PG 41, 832836. 1021. [Ересь 46.] О татианах. С. 282290. PG 41, 836845. ТСО 44. Кн. 6. Книга вторая. Отд. 1. 1022. [Содержание.] С. 291296. PG 41, 845849. 1023. [Ересь 47.] Об енкратитах. С. 297302. PG 41, 849856. 1025. [Ересь 48.] О еретиках фригийских, называемых или монтанистами, или еще таскодругитами. С. 302328. PG 41, 856880. 1025. [Ересь 49.] О квинтиллианах, или пепузианах, они же и прискиллиане. С. 329331. PG 41, 880881. 1026. [Ересь 50.] О четыренадесятниках. С. 332337. PG 41, 881888. 1027. [Ересь 51.] О ереси, которая не принимает Евангелия от Иоанна и его Апокалипсиса. С. 337417. PG 41, 888953. 1028. [Ересь 52.] Об адамианах. С. 418423. PG 41, 953960. 1029. [Ересь 53.] О сампсеях. С. 423426. PG 41, 960961. 1030. [Ересь 54.] О феодотианах. С. 426435. PG 41, 961972. 1031. [Ересь 55.] О мелхиседекианах. С. 435453. PG 41, 972989. 1032. [Ересь 56.] О вардисианистах. С. 453458. PG 41, 989993. 1865 Творения св. Григория Нисского часть 7 ТСО 44. Кн. 1. 1033. Слово против Ария и Савелия. С. 122. 2017/5. Adversus Arium et Sabellium de Patre et Filio. CPG 3141. PG 45, 12811301. 1034. Слово о Святом Духе против македонян. С. 2358. 2017/6. Adversus Macedonianos de Spiritu Sancto. CPG 3142. PG 45, 13011333. 1035. Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). С. 59201. 2017/8. Antirrheticus adversus Apollinarium. CPG 3144. PG 45, 11241269. 1036. Против Аполлинария, к Феофилу, еп. Александрийскому. С. 202210. 2017/7. Ad Theophilum adversus Apollinaristas. CPG 3143. PG 45, 12691277. —454— 1866 Творения св. Григория Нисского часть 7 ТСО 44. Кн. 2. 1037. К Армонию о том, что значит имя и название: христианин. С. 211223. [С. 315.] 917 2017/25. De professione Christiana ad Harmonium. CPG3163.PG 46, 237249.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это будет день веселия Иерусалима, который снимет одежду плача, оденется в благолепие славы и правды от Бога навеки и возложит на главу свою венец славы от Вечного; тогда Бог покажет всей поднебесной славу его и наречет ему навеки имя: мир правды и слава благочестия. Но несчастны все те, которые радовались падению его; Израиль увидит погибель их и наступит им на шею; на их страну придет огонь от Вечного на долгие дни, и она в течение долгого времени будет обитаема бесами ( Вар. 4:21–37 , Вар. 5:1–9 ). Здесь заметно выступают политические тенденции автора, мечтающего о владычестве Израиля над языческим миром; но все же автор сохраняет пророческое представление о грядущем царстве, как о царстве мира и праведности. Первая Маккавеиская книга дает очень богатый и ценный исторический материал для изучения тех условий в жизни иудейского народа в период его борьбы за независимость при Маккавеях, которые оказали значительное влияние на процесс образования позднейших мессианских идей. Автор её, – иудей ортодоксального направления – 29 , жил по всей вероятности в правление Иоанна Гиркана 30 и следовательно был очевидцем многих событий, описываемых в его книге; по достоверности исторических фактов маккавейская книга относится к числу самых драгоценных источников, какие мы имеем вообще по истории иудейского народа в маккавейский период. 31 Но прямых указаний на мессианские верования мы здесь не встречаем; заслуживает только внимания случайный намек на то, что в народе существовало общее ожидание «верного пророка», который даст ответ по обрядовым вопросам и произведет перемену в деле управления народом ( 1Мак. 4:46; 14:41 ). Характерно также, что автор Маккавейской книги, при всем своем преклонении пред родоначальниками асмонейского дома, считает его правление временным ( 1Мак. 14:41 ) и сохраняет память о царственном роде Давида, который «за свое милосердие наследовал престол царства навеки» ( 1Мак. 2:57 ). Писатель второй Маккавейской книги 32 передает исторические события из того же маккавейского периода, но с примесью значительной доли субъективизма, что дает ему большую возможность выразить свои верования и задушевные чаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Своею злобою и ненавистью к иудеям и особенною настойчивостью, с какою попирал истинную религию, Антиох составил себе такую печальную славу, которою затмил не только всех поименованных выше 10-ть царей сиро-египетских, но даже более: сирийское царство, вообще более других враждебное к народу Божию, благодаря безмерной злобе Антиоха, превзошло в этом отношении прочие три царства, выделившиеся одновременно с ним из монархии Александра Великого. Эта последняя мысль более ясно выражена в другом видении пророка: «когда козел (означающий царство Македонское – см. Дан. 8:21 ) дошел до высшей степени своего могущества, то великий рог его (означающий Александра Великого) сокрушился и на место его появились четыре рога меньшие на все четыре стороны (т. е. одна обширная монархия, основанная Александром Великим, разделилась на четыре царства меньшие с четырьмя царями); а от одного из этих четырех рогов поднялся один крепкий рог (означающий Антиоха Епифана), который весьма разросся (возвеличился) к югу (т. е. против Египта – Дан. 11:5, 6, 9, 11 ), востоку (т. е. против Персии и др. областей за Евфратом – 1Мак. 3:31, 37 ) и к силе (т. е. против плодородной страны, Иудеи – Дан. 11:16 ), вознесся даже до воинства (силы) небесного, часть сего воинства и звезд низринул на землю и попирал их ( Дан. 8:8–10 ). б) Этот нечестивый и безбожный царь замыслил уничтожить самую веру в Истинного Бога и всех иудеев сделать идолопоклонниками. Дерзкое восстание его на Бога выразилось в том, что он ограбил храм Его имени в Иерусалиме ( 1Мак. 1:20–24 : 2Мак. 5:11 ); а еще более ясно он доказал свое противление Богу, когда приказал поставить в Иерусалимском храме изображение Юпитера Олимпийского и совершать идольские жертвы. 219 Любимою мечтою Антиоха было ввести у евреев (равно как и у всех подвластных ему народов) именно культ Юпитера Олимпийского, с которым он объединял себя самого, так что вводя этот культ, он стремился к тому, чтобы всюду воздавались божеские почести ему самому ( 1Мак. 1:41 и след., 2Мак. 6:7 ). Настойчивость его в этом отношении доходила до такого крайнего фанатизма, что он казался сумасшедшим и в насмешку прозван был вместо Епифан (славный) Епиман (безумный).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010