Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТРАЖ [франц. vitrage; лат. vitrum - стекло], вид монументальной живописи, основой к-рого является орнаментальная или сюжетная композиция из стекла (реже слюды) или на стекле, размещенная, как правило, в оконном проеме. В христ. традиции В. широко использовался в средневек. храмах Зап. Европы, прежде всего романских и готических, где он являлся частью художественного ансамбля, важным элементом архитектуры. Цветные стекла существовали уже в Др. Египте со 2 тыс. до Р. Х., в Др. Риме - с I в. по Р.Х. Судя по описаниям современников и археологическим данным, цветное стекло было использовано в окнах собора Св. Софии К-польской (а также зеркала), рим. ц. Санта-Сабина (ок. 430), известны 3 фрагмента с изображением Иисуса Христа из ц. Сан-Витале в Равенне (ок. 547), в Зап. Европе - в мон-ре Ярроу в Англии (686). Согласно «Liber pontificalis», окна алтарной апсиды следовало украшать цветным стеклом. В романский период (X-XII вв.) В. исполняли гл. обр. в мозаичной технике, что сближало их композиции с мозаиками пола и монументальными росписями стен, детали прорисовывали темными красками. В сер. XI в. появились первые фигурные и сюжетные В. из фрагментов цветного (красного и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений, напр., в соборе Нотр-Дам в Шартре (до перестройки в 1260), базилике аббатства Клюни (XI в., не сохр.). Наиболее сохранившиеся без значительных утрат В. этого периода - группа пророков в хоре собора Аугсбурга (1065, Германия). Рецепты и методы изготовления В. приводились в специальных рукописях, напр. трактате «Diversarum atrium schedula» мон. Феофила («О разных ремеслах», XI в.), к-рого исследователи отождествляют с западноевроп. мастером по обработке металла Рогером из Хельмарсхаузена (см. ст. «Прикладное искусство Византийской империи», а также: Theophilus: De diversis artibus/Ed. and transl. C. R. Dodwell. Oxf., 1986). Бегство в Египет. Витраж из капеллы Девы Марии собора в Бове. Франция. 1238-1248 гг. Фрагмент

http://pravenc.ru/text/158866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР IV Александр IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P.Vitis pontificum. 1626 Александр IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P.Vitis pontificum. 1626 (ок. 1185, Ананьи - 25.05.1261, Витербо, Центр. Италия; мирское имя - Ринальдо да Йенна), папа Римский (20.12.1254-25.05.1261). В 1209 г., будучи совсем молодым, он становится членом кафедрального капитула Ананьи, с 1219 г. появляется в папской документации как иподиакон и капеллан Гонория III , потом капеллан своего дяди кард. Остии Уголино (буд. Григория IX ), к-рый, став папой, сделал Ринальдо кардиналом (1231) и епископом (1235) Остии. В качестве папского легата участвовал в переговорах с герм. имп. Фридрихом II (1237, 1240). После смерти Иннокентия IV был избран папой. Как и его предшественники, А. продолжал противодействовать росту влияния герм. имп. династии Штауфенов в Италии. В 1255 г. отдал о-в Сицилию в лен англ. принцу Эдмунду, поручив ему опеку над внуком Фридриха II. Тем не менее в 1258 г. наследнику герм. имп. Фридриха II Манфреду удалось утвердить свою власть в Сицилийском королевстве, 11 авг. он короновался в Палермо, нарушив тем самым отношения сюзеренитета с папой Римским. Борьба королевских династий за влияние в Италии, а также рост политических противоречий внутри городской общины Рима подорвали могущество Римской курии. А. считал политических противников врагами Церкви, еретиками, преследование к-рых поручалось инквизиции . Поддерживая гл. обр. недавно образованные ордена, францисканцев и особенно кларисс , А. укрепил позиции доминиканских и францисканских кафедр в Парижском ун-те; в 1256 г. объединил ряд монашеских конгрегаций в орден августинцев-еремитов . Ист.: Potthast. Bibliotheca. N 1286-1473; 2124-2129; Les Registres d " Alexandre IV (1254-1261)/Éd. C. Bourel de la Roncière. P., 1895-1950. 3 vol.; Sambin P. Un certame dettatorio tra due notai pontifici (1260): Lettere inedite di Giordano da Terracina e di Giovanni da Capua. R., 1955. Лит.: Tenckhoff F. Papst Alexander IV. P., 1907; Jordan E. Les Origines de la domination angevine en Italie. P., 1909. P. 94-290; Douie D. L. The Conflict between the Seculars and the Mendicants at the University of Paris in the XIIIth Century. L., 1954; Andreotta S. La famiglia di Alessandro IV e l " abbazia di Subiaco//Atti e memorie della Società tiburtina di storia ed arte. 1962. T. 35. P. 63-126; 1963. T. 36. P. 5-87; Parravicini Bagliani A. Cardinali di Curia e «familiae» cardinalizie dal 1227 al 1254. Padova, 1972. T. 2. P. 41-60. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64306.html

Экхарт (Эккехарт) Майстер, Иоган (ок.1260–1327) [лат., нем.] – философ–мистик, проповедник. Викарий доминиканского ордена. Дважды Э. занимал должность профессора Парижского университета, но большая часть его деятельности протекала в Германии. Э. стал основателем направления, получившего название " рейнские мистики " , которое вскоре после смерти Э. получило церковное осуждение. Для ориентации на созерцание и приобретения мистического опыта Э. предлагал определенные аскетические правила, среди которых главными были полное самоотречение и полное подчинение Божественной воле и отказ от всех чувственных образов (даже Христа в человеческом воплощении). В результате можно добиться уже в этой жизни обожения – неразлучного соединения души с Богом. Нет истинного существования вне Бога, следовательно, все творение, рассматриваемое в себе – ничто. В силу собственной ничтожности человек просто не может не вернуться к Богу. Главная способность к соединению человека с Богом  заключена в сущности интеллекта; в самом человеке есть некое основание, единосущное Богу. Для возвращения человека к единству с Богом, с божественным Ничто,  необходимо полное самоотречение от своего Я. В этом случае человеческая душа становится полем вечного порождения Богом Самого Себя.  Вместе с тем Э. устанавливал пределы единения души с Богом, помня о концепции трансцендентности Бога; это предостерегало его от пантеистических тенденций. И все же доктрина Э. допускала пантеистическое толкование и слишком смелые характеристики природы мистического соединения с Богом. Э. Был обвинен в неортодоксальности учения. Был составлен список из 108 богословски сомнительных положений Э. Сам Э. признавал, что некоторые из его положений, если понимать их буквально, могут быть истолкованы как еретические, но настаивал на своей верности ортодоксальному богословию. Э. публично отрекся от сомнительных положений своего учения. Он защищался даже при папском дворе в Авиньоне; на пути из Авиньона домой он скончался. Позже Римский престол осудил 28 положений учения Э. как ошибочные или неосторожно высказанные. Мистика Э. оказала глубокое влияние на духовные  учения последующих веков.

http://bogoslov.ru/person/3177564

Святейший Патриарх Кирилл открыл выставку «Эпоха Фаберже» в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина 22 мая 2009 г. 19:21 Вечером 22 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл открыл выставку «Эпоха Фаберже», организованную в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина культурно-историческим фондом «Связь времен». В церемонии приняли участие председатель попечительского совета фонда «Связь времен» В.Ф. Вексельберг, председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , главный хранитель Государственного Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Т.В. Потапова, заместитель директора по науке ГМИИ им. А.С. Пушкина К.Г. Богемская, заместитель директора по выставкам и международным связям ГМИИ им. А.С. Пушкина З.А. Бонами, а также выпускники школы 1260. Предстоятеля Русской Православной Церкви, организаторов и гостей выставки приветствовал Виктор Вексельберг. Святейший Патриарх Кирилл также обратился с Первосвятительским словом к участникам торжественной церемонии. Затем Святейший Патриарх Кирилл и Виктор Вексельберг ознакомились с экспозицией выставки. Собрание произведений фирмы Карла Фаберже (1846-1920), принадлежащее фонду, по своим размерам, разнообразию, высочайшему качеству, а также кругу владельцев, которым они некогда принадлежали, является одним из лучших в мире. Значимость этой коллекции в том, что в ней представлены произведения этапные для фирмы Фаберже, например, самое первое императорское яйцо с золотой курочкой, с которого и началась знаменитая императорская пасхальная серия. В 2004 году Виктор Вексельберг приобрел коллекцию Фаберже, принадлежавшую американскому газетному магнату Малькольму Форбсу (1919-1990), что спасло ее от распродажи на аукционе. Таким образом, через 80 лет произведения, частично вывезенные владельцами в годы революции, а частично проданные за рубеж в 1920-1930-е годы, вернулись в Россию. В настоящее время фонду «Связь времен» принадлежат 9 из 42 сохранившихся императорских пасхальных яиц. Это второе по размерам собрание императорских пасхальных яиц в мире после Оружейной палаты Московского Кремля. Особенность выставки в ГМИИ имени А.С. Пушкина состоит в том, что здесь впервые показаны произведения, приобретенные фондом «Связь времен» за последние пять лет. Более 300 ювелирных изделий, представленных на выставке, демонстрируют жанровое разнообразие произведений фирмы Фаберже. Например, наряду с фигурками животных, навеянных японскими нецке, большая коллекция которых принадлежала Карлу Фаберже, здесь выставлены ювелирные украшения, рамки для фотографий и многое другое. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 4 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/651860.htm...

Фото Евгения Кармаева/ИТАР-ТАСС/ Во вторник стало известно, что Следственный Комитет РФ проверит законность усыновления Димы Яковлева . Родные погибшего ребенка утверждают, что пытались добиться опеки над ним, однако чиновники из социальной службы отказали дедушке и бабушке и отдали мальчика семье из США. По словам бабушки Димы, соцработники пригрозили: «Будете пытаться препятствовать усыновлению за рубеж, отнимем право опеки над старшей внучкой». Проверкой возможных нарушений, допущенных при усыновлении мальчика, уже занялся Следственный комитет. По словам официального представителя СК РФ Владимира Маркина, в Псковскую область уже выехали сотрудники центрального аппарата. Следователи опросят чиновников, занимавшихся оформлением документов на передачу ребенка американцам. Имеется информация о том, что Дима был продан за 85 000 долларов. Бесспорно, с историей усыновления Димы необходимо разобраться. Но за два десятка лет иностранцы усыновили десятки тысяч сирот из нашей страны. Какие факты всплывут, если станут проверять обстоятельства остальных усыновлений? В 2008 году заместитель генерального прокурора РФ Владимир Колесников сообщил, что за содействие при усыновлении детей иностранцами чиновники из российской службы опеки получают взятки от 9 000 до 400 тысяч долларов. Годом позднее – о том, что эти службы «не хотят отдавать детей в семьи бесплатно», заявил руководитель Челябинского областного фонда «Рука помощи» Николай Щур : «Детские дома - это многомиллиардный рынок и развитая коррупционная сеть. Деньги, которые органы опеки и попечительства получают от желающих взять детей в семьи, делят между собой такие госорганизации, как прокуратура, городские администрации и так далее. Активно идет торговля детьми за границу, а российским гражданам усыновить ребенка невероятно сложно». По этой причине, говорят правозащитники, произошел наиболее вопиющий случай. Итальянка российского происхождения Надежда Фратти-Щелгачева в течение нескольких лет вывезла из России в Италию, якобы для усыновления, 1260 детей. Российские следователи нашли усыновленными лишь пятерых ребятишек.

http://pravoslavie.ru/58444.html

Вышел в свет третий номер журнала «Вопросы теологии» за 2020 год 25 ноября 2020 г. 16:40 Вышел в свет третий номер журнала «Вопросы теологии» за 2020 год. Следуя одной из своих основных задач — раскрывать внутреннюю многогранность теологии, а также ее включенность в общий контекст гуманитарного знания, — журнал представляет несколько очень разных публикаций, принадлежащих к разным дисциплинарным полям единой теологической науки. Открывается номер публикацией англоязычной статьи «Преображение Моисея и Еноха на небесах и адамическое состояние» («Transfiguration of Moses and Enoch on heaven and the Adamic condition»). Ее автор — Томас Гарсиа Уидобро (Папская коллегия Руссикум, Рим, Италия), известный исследователь ветхозаветных апокрифов, член Общества Иисуса и бывший ректор московского Института философии, теологии и истории св. Фомы. В этой работе исследуется и подвергается сравнительному анализу семантика рассказа о преображении Моисея и повествования Второй книги Еноха. Следующая тема номера — осмысление простоты и множественности в Боге в тринитарной теологии латинского Средневековья. Эта тема рассматривается в статье Г.В. Вдовиной «Гервей Наталис и его полемика с ранними скотистами о формальностях и формальном различии в Боге». Гервей Наталис (ок. 1260 — 1323) — выдающийся доминиканский схоласт первой четверти XIV в., значение которого для рациональной теологии латинского Запада только сейчас начинает осознаваться в полной мере. За статьей следует перевод с латыни важного текста Гервея, разъясняющего позицию доминиканских теологов по данной теме и опровергающего доводы францисканцев — последователей Дунса Скота в защиту соответствующего францисканского учения. Перевод публикуется под заглавием: «Имеются ли в Боге реально различные формальности, или Нечто формально различное из природы вещи». Это первый комментированный перевод латинского текста Гервея на новоевропейский язык. Продолжает номер исследование Константина Плауля (Университет им. Мартина Лютера, Галле, Германия) «Фундаментализм и проблема идентичности: социально-психологические заметки с точки зрения теолога». Оно показывает включенность теологических исследований в осмысление проблем современного мира, в том числе в проблему конструирования специфической идентичности представителями фундаментализма в его религиозных и нерелигиозных вариантах.

http://patriarchia.ru/db/text/5725051.ht...

Называвший подделкой Туринскую плащаницу ученый изменил свое мнение перед смертью Лондон, 14 апреля 2009 г. Химик Рэй Роджерс из Национальной лаборатории в Лос-Аламосе (США, штат Нью-Мексико), называвший Туринскую плащаницу умелой средневековой фальсификацией, незадолго до смерти поверил в подлинность знаменитой христианской святыни, передает ИНТЕРФАКС . В видео, снятом в 2005 году, за некоторое время до кончины ученого, и показанном в минувшие выходные на канале " Discovery " , Р.Роджерс заявил, что хотя не верит в чудеса, противоречащие законам природы, но считает, что плащаница вполне может быть именно той тканью, в которую завернули Тело Христа после Голгофы. В этом он убедился после нового знакомства с данными исследования двух ученых-любителей, Сью Бенфорда и Джо Марины из Огайо, которых прежде считал " лунатиками " . " Я разозлился и не поверил этим двум ученым. Но, проверив другой кусок ткани, взятый от плащаницы в 1978 году, я нашел в нем хлопок. Волокна были аккуратно и твердо приклеены к материалу - это показывает, что материал восстанавливали после частичного разрушения и делали это с любовью. Надо признать, что мы не учитывали, что современная Туринская плащаница состоит из разных материалов, относящихся к разным эпохам. Наши исследования были неточными, и результаты радиоуглеродного анализа можно считать ложными... Сью и Джо были абсолютно правы " , - сказал ученый, слова которого цитирует британская газета " Дейли телеграф " . Проведя в 1988 году радиоуглеродное исследование Туринской плащаницы, Р.Роджерс пришел к неточному выводу, датировав ее временем между 1260 и 1390 годами. Но, так как на материи были обнаружены кровь и сыворотка, христиане всего мира с надеждой и трепетом ожидали окончательных результатов, отмечает издание. Самые ранние из сохранившихся письменных свидетельств о хранении Туринской плащаницы относятся к 1353 году. Однако на прошлой неделе появились сообщения историков со ссылкой на секретные архивы Ватикана о том, что плащаницу еще в XIII веке хранил орден тамплиеров. 14 апреля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30049.html

По мнению авторов заявления, российские приемные родители усыновляют ‘гораздо больше тяжело больных детей’. 21 декабря. ПРАВМИР. Союз православных граждан поддержал запрет на усыновление российских детей американцами, который содержит «закон Димы Яковлева» подготовленный в ответ на принятый в США «акт Магнитского». По мнению авторов заявления, переданного сегодня в редакцию ПРАВМИРа, страна, переживающая демографический кризис, не имеет права разрешать усыновление детей иностранными гражданами, если она хочет продлить сове существование. «Это абсурд! Людей и так не хватает, так еще и разрешать их увозить, причем детей — наше будущее! Про то, что «сердобольные» иностранцы усыновляют инвалидов, бессовестно врут наши «детолюбцы». Из всех усыновленных детей инвалидов около 2%», — заявляют представители Союза православных граждан. По мнению авторов заявления, российские приемные родители усыновляют «гораздо больше тяжело больных детей». «Что касается детей, пострадавших от международного усыновления, то не мешает вспомнить 1260 бесследно пропавших детей, которых госпожа Щелканова-Фратти, хозяйка агенства с двусмысленным (в свете символики извращенцев) названием «Радуга» переправила гуманным итальянским усыновителям. Но, даже если бы этих и многих других криминальных фактов не было, демографического аргумента вполне достаточно, чтобы в дальнейшие дискуссии не вступать», — сказано в комментарии. Представители Союза призвали обеспечить сиротам нормальные условия и нормальное воспитание на Родине. По их мнению, начать надо с того, чтобы стараться уменьшить количество сирот, создавая максимально благоприятные условия для российских усыновителей и подвергая общественному порицанию кровных родителей, которые отказываются от своих детей. По Федерального агентства по образованию в 2008 году из 1773 маленьких россиян, усыновленных в США, было 97 детей-инвалидов. Из 9048  детей, усыновленных российскими гражданами в этом же году, инвалидами являлись 26. Общее число детей-инвалидов, усыновленных в 2008 году иностранными гражданами составляет 213 человек.

http://pravmir.ru/soyuz-pravoslavnyx-gra...

Владимир Путин призвал восстановить российскую школу исламского богословия " Инициатива должна перейти к вам. Нельзя ее отдавать в руки неформальных лидеров, ведущих активную работу среди верующих " . Преображение: о самом главном Мы не спорим с иудеями и мусульманами о том, есть ли Бог, один ли Он, управляет ли Он миром. И они, и мы знаем, что есть, что один, что управляет. Аминь. Но мы расходимся с ними в вопросе отношения ко Христу. Египетский исламский проповедник получил 11 лет заключения условно за оскорбление христиан Известный своими жесткими речами в отношении христианства и либеральной оппозиции богослов был обвинен в том, что разорвал и сжег экземпляр Библии в сентябре прошлого года во время массовых протестов у американского посольства в Каире. Из ислама в православие — путь Антония Алая Я делал так: заходил с мыслью, что если мне суждено умереть, то умру, но, по крайней мере, я проповедую Евангелие, и в молитвенных комнатах мусульман садился очень тихо, кротко, смиренно, и начинал диалог о вере. Ложь, наглая ложь и статистика — механизмы обмана Врач говорит, что тот конкретный анализ, который вам сделали, в 99% случаев дает верные результаты, и только в 1% случаев показывает ложно-положительный результат у совершенно здоровых людей. Вы на 99% обречены. Все, что сказал доктор, чистая правда, и все же вероятность того, что вы, и вправду, больны раком составляет 1 к 80. Турецкие власти решили превратить храм Святой Софии в Трапезунде в мечеть Святая София в Трапезунде представляет собой не только памятник византийской архитектуры, но и широко известна благодаря редким фрескам 1260-х гг. Русскую мусульманку будут судить за вербовку террористов-смертников А. Быкова приняла ислам в сентябре 2011 года. Она познакомилась в Интернете с действующим членом бандформирования, сама выезжала в лагерь боевиков в горах на территории Чечни, где проходила обучение взрывному делу и готовилась к совершению теракта. Православная Чечня: «Мама, почему я ношу крестик? Почему я один?»

http://pravmir.ru/tag/islam/page/11/

Такая могущественная держава, конечно, должна была стремиться к расширению и на юг – к господству над священным Вавилоном. Салманасар удачно воевал с вавилонским царем Кадашман – Буриашем. Найденные Винклером в Богазкеое хеттские документы проливают свет и на вавилоно-ассирийскую историю этого времени. Хаттушиль переписывался и с вавилонскими царями Кадашман-Тургу и Кадашман-Буриашем, он был с ними в союзе, как и с Египтом, и имел общего врага – Ассирию. Кадашман-Буриаш вступил на престол еще мальчиком и не без затруднения. Его первый министр Итти-Мардукбалату содействовал его воцарению и затем захватил дела в свои руки. Хаттушиль во время смут вмешался и пригрозил вавилонянам, что если сын его союзника не получит престола, он откажется исполнять свои союзные обязательства. Министр пришел в гнев и написал ему в письме: «ты не пишешь, как брат, а приказываешь, как вассалам», он даже прервал сношения; тогда Хаттушиль написал самому царю письмо с объяснениями и с жалобами на министра, между прочим извещал его о заключении мира с Египтом и напомнил, что о войне с последним он также своевременно известил его отца. Здесь же он касается жалобы вавилонского двора на ограбление каравана, направлявшегося в Северную Финикию. Виновным выставляется аморейский князь Бантишинни, хеттский вассал. Хаттушиль обещается привлечь его к ответственности в присутствии вавилонского посла. В конце письма он говорит: «я слышал, что мой брат созрел до мужества и имеет склонность к охоте. Я рад, что Тешуб благословил сына моего брата Кадашман-Тургу. И вот, иди и разгроми землю врага... не медли, ступай на врага, разбей врага... выступи против страны, сильнее которой ты в два, три и четыре раза»... Само собой разумеется, что этот враг – общий – Ассирия. Мы знаем, что Кадашман-Буриаш последовал этому совету, но не к добру – он был разбит Салманасаром. Преемник последнего, Тукультининиб уже в первый год своего царствования (ок. 1260) покорил племена Киту и Шубару на севере и востоке, разбил коалицию из 40 царей Наири (у оз.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010