Об этом имеем рассказ в Деян. 13 . Это было в Антиохии Писидийской: потерпев неудачу у иудеев, «Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» (13, 46 и далее) 344 , и лишь на основании этого пророческого дерзновения 345 отправляется ап. Павел в Иерусалим на «апостольский» собор для соборной проповеди его решения (гл. 15). Подобной же силы пророчественное слово имеем мы у ап. Павла о судьбах Израиля ( Рим. 9 –11 ). Здесь мы имеем, так скачать, полную гамму пророчества: сначала беспредельная боль души, сетование (напоминающее пророка Даниила, гл. 10), недоумение, вопрос к Богу: «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, т.е. Израильтян» ( Рим. 9, 2–4 ), и ответ пророческий, как откровение «тайны» (2, 25), что «весь Израиль спасется» (26). Пророчество не прекращается в Церкви и до самых последних времен, когда Бог воздвигнет двух «свидетелей» или «двух пророков», «мучивших живущих на земле» ( Откр. 11, 10 ) и пророчествовавших 1260 дней (3). В откровении само «свидетельство Иисусово», т.е. действенное и творческое проповедание веры в Него, изъясняется как «дар пророчества»: γρ μαρτυρα ησο στιν το πνεμα τς προφητεας (19, 10). Т. о., здесь новозаветное пророчествование расширяется и обобщается в предельной степени, ибо дух пророческий включает в себя всю силу «свидетельства Иисусова». Но именно такое истолкование силы Пятидесятницы, как всеобщего пророчества, мы имеем в аутентическом его изъяснении в книге Деян. 2, 16–21 , устами Петра в его первой, вдохновенной Духом Святым речи, непосредственно после Его сошествия. Именно здесь он пользуется пророчеством Иоиля (2, 28–32) и на основании его изъясняет происшедшее («это есть предреченное пророком Иоилем»), Что же мы имеем в этом пророчестве? Прежде всего, следует отметить, что оно включено в общую эсхатологическую раму: «и будет в последние дни», которые и описываются в образах иудейской пророческой эсхатологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Так «сии облеченные в белые одежды кто? и откуда пришли?» В начале книги мы видели Невесту, опаленную пустынным солнцем, черную, как шатры Кидарские (1:4), она потеряла возлюбленного души своей и безуспешно искала его возле стад товарищей его. Теперь же обрела она Его и, опираясь на своего Возлюбленного, восходит от пустыни убелена! Так каждая душа проходит свое скорбное странствование по пустыни этой жизни, подобно сорокалетнему странствованию народа Божия. И, найдя утверждение о Брате своем 61 , опираясь в жизни и подвигах на своего Возлюбленного , совершенно убелена от грехов своих. А будучи убелена, она восходит от пустыни, от порочной жизни, где опаляет и чернит солнце этого мира, к жизни праведной, неземной, духовной. Возможно это сделать, только опираясь на Христа, всякая иная опора рухнет, подведёт. Как невеста восходит в брачные чертоги, опираясь на руку своего жениха, так Христос: – выводит возлюбившую Его душу из пустыни греха в чертоги благочестия и богомыслия, соделывает её сотаинницей Своей благодати; – выводит из пустыни земной жизни и вводит в Небесные обители. Ангелы, удивленно восклицая, вопрошают: Кто сия восходящая от пустыни убелена и утверждаема о Брате своем? Как жених вводит невесту в отцовский дом и знакомит с нею всё родство свое, так Христос вводит душу, искупленную Им, в дом Отца Небесного, знакомит небожителей ангелов с имеющей почить в опустевшей после падения денницы, и последовавших за ним, обители блаженства. Отцы считали, что столько праведников и войдет в небесные обители, сколько обителей этих освободилось после падения ангелов денницы; – выводит из пустыни мировой истории Церковь -Невесту, искупленную, чистую, и вводит её через второе пришествие в Царство, уготованное ей от создания мира ( Мф. 25:34 ). Господь грядет со многими ангелами-жнецами судить мир ( Мф. 13:39 ), они готовы пустить серп свой ( Откр. 14:18 ) и вдруг изумленно видят облаченную в белое одеяние, не подлежащую осуждению и вопрошают: Кто сия?.. В последние времена, когда антихрист устроит лютое гонение на святых, тогда Церковь – «Жена убежит в пустыню, где приготовлено было для неё место от Бога, чтобы питали её там 1260 дней» ( Откр. 12:6 ). И вот из этой пустыни, после последнего гонения, выведет Господь Невесту – Свою Церковь святую. Эти облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? – «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» ( Откр. 7:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В этом году папство получило «престол свой и великую власть» (От. 13:2); следовательно, с этого года и нужно считать 1260 пророческих лет, конец которых приходится на 1798 год, когда у антихриста, согласно пророчествам отнята власть «губить и истреблять до конца» ( Дан. 7:26 ; От. 13:10), ибо в этом, именно 1798, году французский генерал Бертье двинулся с войсками на Рим, взял в плен папу Пия VI и тем уничтожил власть папства; его глава как бы смертельно была ранена, однако «смертельная рана исцелела» (От. 13:3); папство продолжает существовать, лишенное даже последней власти королем Италии, Виктором Эммануилом; но антихрист, т. е. папство, все–таки будет скоро совершенно уничтожено, его уничтожат адвентисты своим учением. 2) Все хитросплетения адвентистов, силящихся на основании свидетельств Св. Писания и истории Церкви доказать, что пришествие Христово и кончина мира уже будто близко, ибо появился уже антихрист в мире, в виде римского папства, при истинном свете Св. Писания же и истории Церкви оказываются плодом праздного ума и вымысла человеческого. Прежде всего у адвентистов совершенно ложный взгляд на самого антихриста, который, по их учению, будто уже пришел и царствовал в мире в виде папства. Антихрист не есть целый ряд личностей, хотя бы, напр., и римских пап, как утверждают адвентисты, он – одно, определенное лицо, – «человек (а не «человеки») греха, сын (а не «сыны») погибели» ( 2Фес. 2:3 ). И Сам Господь говорит неверующим иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня, а если иной (а не «иные» как напр., папы) приидет во имя свое, его примете» ( Ин. 5:43 ). Следовательно, антихрист это – не целый ряд сменявших друг друга и многие века личностей, а одна личность, имеющая явиться в одно определенное время. Не сравним антихрист с римскими папами по характеру своему, по его учению и по делам своим. Об антихристе сказано в Св. Писании, что он – «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Антихрист, «превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею» ( 2Фес. 2:4 ), «приидет во имя свое» ( Ин. 5:43 ), то есть будет бороться против всех религий, будет отрицать все предметы религиозного чествования как в христианском, так и в языческом понимании. Характерной его чертой будет богохульство ( Откр. 13:5–6 ), он усвоит себе Божественное достоинство и потребует себе Божеского поклонения: «в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ). Антихристу будут помогать лжепророки, которые «дадут великие знамения и чудеса» ( Мф. 24:24 ). Он будет обладать огромной силой, ибо сатана даст ему «силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр. 13:2 ). Видимо, здесь имеется в виду религиозная сила в сочетании с политической властью. Скорее всего, эта власть будет единоличной, царской, потому что власть сатаны по существу своему есть власть монархическая. Царствование антихриста будет всемирным, «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр. 13:7 ) и будет продолжаться три с половиной года ( Деян. 7:25 ) или 42 месяца ( Откр. 11:2, 13:5 ) или 1260 дней ( Откр. 12:6 ), то есть будет равняться продолжительности общественного служения Иисуса Христа. Особо жестоко антихрист будет преследовать христиан. Он издаст декрет, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр. 13:15 ). Для христиан в царстве антихриста будет невозможно пользоваться гражданскими правами ( Откр. 13:16–17 ). Церковь в это время вынуждена будет скрываться в пустыне ( Откр. 12:1–6 ), однако «врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ) и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова ( 1Кор. 11:26 ). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. Однако победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их» ( Откр. 13:7 ). Сокрушит силы зла непосредственно Сам Господь Иисус Христос. Антихриста «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Фес. 2:8 ). 1.3. Образ Второго пришествия Христова

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Царствование антихриста будет всемирным: ...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем ( Откр.13:7 ). В Ветхом Завете прообразом антихриста является могущественный, все истребляющий завоеватель (см.: Дан.7:8, 11 ). Особенно жестоким в это время будет гонение на христиан. Антихрист издаст декрет, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя ( Откр.13:15 ). Для христиан тогда невозможно будет пользоваться гражданскими правами: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его ( Откр.13:16–17 ). Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне (см.: Откр.12 ). Однако врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (см.: 1Кор.11:26 ). По словам ап. Павла, особенно сильным действие антихриста будет на погибающих, тех, кто не приняли любви истины для своего спасения ( 2Сол.2:10 ). Согласно пророчествам Даниила (см.: Дан.7:25 ), продолжительность царствования антихриста – три с половиной года. Апокалипсис называет срок в 42 месяца (см.: Откр.11:2, 13:5 ) или 1260 дней (см.: Откр.12:6 ), что составляет те же три с половиной года. Таким образом, продолжительность царствования антихриста составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа Иисуса Христа. В борьбе против антихриста людям будет дана Божественная помощь: пример – повествование Апокалипсиса о семи ангелах, имеющих семь язв (см.: Откр.15:16 ). Кроме того, по Промыслу Божию, ради избранных (тех, кто сохранил веру) те дни сократятся (см.: Мф.24:22 ). Но победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами будет невозможно: И дано ему (антихристу. – О. Д.) вести войну со святыми и победить их... ( Откр.13:7 ). Победит антихриста непосредственно Сам Господь Иисус Христос Своим Вторым пришествием: ...Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Сол.2:8 ). В Книге Откровения сказано об этом так: И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним... Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою ( Откр.19:20–21 ). 2.4. Второе пришествие Христово, его действительность и образ

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

89. Истинные христиане – не во тьме, ибо имеют «свет жизни», который никакая тьма не может ни объять, ни угасить, если только они его постоянно поддерживают верой, и любовью, и молитвой, и постом. Для нас, христиан, в этом мире может быть лишь одна неожиданность: грех; неожиданность и опасность. Ибо мы знаем, что грех – это, по существу, единственное неестественное и противоестественное в этом Божием мире, и потому он – неожиданность для богообразного существа Божия, для человека; и еще мы знаем, что грех – весь от сатаны, и потому он – единственная опасность для человека в мире сем, во всех его уголках. Мы знаем Господом, мы знаем Его Святым Евангелием, чего хочет от нас Бог, но знаем также и что замышляет против нас сатана, ибо нам небезызвестны его умыслы ( 2Кор.2:11 ). Но против дьявола мы выставляем всеоружие Божие, которым нас досточудный Господь Христос вооружает в Церкви Своей: Святые Таинства и святые добродетели. Мы через них бдим и несем стражу, сражаемся и воинствуем – и мужественно побеждаем всех духов злобы поднебесной (см.: Еф.6:11–18 ), побеждаем их Богочеловеком Христом, пребывающим в нас через святые благодатные Таинства и святые благодатные добродетели. 90. Истинные христиане не только имеют истинный свет, но они – и сыны света ( 1Фес.5:5 ), ибо все они духовно родились от Единого Истинного Света, от Единого Истинного Бога и Господа Иисуса Христа (см.: Ин.1:9–13 ). Да, Истинный Бог есть в то же время и Истинный Свет. И с тех пор как Истинный Бог посетил наш земной мир, в нем и пребывает Истинный Свет. Поэтому и сказано в Святом Евангелии 1260 : Истинный Свет уже светит ( 1Ин.2:8 ). Господь Христос – Истинный Свет, потому что ни тьма смерти, ни тьма ада не могли Его ни помрачить, ни угасить. Единственный Свет, Который ни тьма смерти не могла угасить, когда Господь мертвый лежал во гробе, ни тьма ада покрыть, когда Господь со Своей человеческой душой сошел в ад и благовествовал Свое Евангелие сущим во аде. А все прочие так называемые «светы» в человеческом мире – ложны, ибо каждый из них угашается, если ничем иным, то смертью. Поэтому лишь Господь Христос в роде человеческом мог по праву сказать о Себе: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин.8:12 ). Все, что не Христос и не от Христа, собственно говоря, и образует тьму в человеческом мире. Лишь шествуя за Христом, Который есть Свет всему миру, люди могут знать пути в этом мире, знать, куда этот мир грядет, к какому концу и к какому завершению.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

И когда кончат они свидетельство свое , когда кончатся 1260 дней, назначенных им Богом для своего служения, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их . С окончанием их свидетельства окончится и их чрезвычайная чудотворная сила, и Господь предаст их в руки мучителя. Зверь, выходящий из бездны , – кто это? Наименованием зверь , а не животное, особо подчеркивается его кровожадность и свирепость. Это место перекликается и с видениями Иоанна 9,11; 12,3; 13,1; 17,8 . Святые Андрей Кесарийский и Викторин разумеют под этим зверем антихриста. Можно разуметь и самого дьявола, ибо антихрист – это человек и придет он не из бездны, а от евреев. В бездну же заключен дьявол с нечистыми духами (9,1; 11), оттуда ему надлежит на краткое время выйти (17,8) и совершить свою последнюю брань. Так что в собственном смысле этот зверь и есть сам дьявол , но явление его будет через антихриста. Подробнее об этом будет в 13 главе. Кончаются три с половиной года пророков, начинаются три с половиной года дьявола. Кладезь бездны отверзлась, клетка открылась, рыкающий лев на свободе ( 1Пет. 5:8 ). Дьявол через антихриста выйдет из бездны и сразится с ними . Начнется невиданная доселе и последняя брань сатаны с Богом, тьмы со светом, зла с добром. И если до сих пор было так, что «всякий рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша» ( 1Ин. 5:4 ), то теперь дьявол, сразившись с пророками, победит их. Но и теперь он победит не веру их, а тела, ибо убьет их. Так Бог в кончину века попустит дьяволу победу над пророками и верующими (13,7). Но победа эта будет только внешней, фиктивной. Безбожники хотят уничтожить всякую религию и внешне добьются этого, «будет взят от среды, удерживающий теперь» ( 2Сол. 2:7 ). Закрыты будут храмы, но не смолкнут моления в пещерах. Так эти два пророка Илия и Енох, не претерпевшие смерти ранее, воспримут ее теперь от антихриста и пополнят собой славный сонм мучеников. Ветхозаветные пророки станут христианскими мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Итак, внешний двор храма не измеряется и исключается, ибо он дан язычникам. Однако время пришло к тому, что язычники не только займут этот внешний двор, так что наложат на него печать нечестия своего, отчуждившись совершенно от сонма избранных Божиих. Нет, гораздо хуже того: самый святый город будут они попирать сорок два месяца. Вполне допустимо, что в формулировке данных слов в Апокалипсисе сознательно воспроизводится то, что сказано было в Евангелии Луки – в эсхатологической беседе Спасителя: Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников ( Лк.21:24 ). Но только здесь уже указывается будущее историческое осуществление того, прообразом чего было то попирание язычниками палестинского Иерусалима, т. е. насилие язычества по отношению к Церкви Божией, имеющее быть в последние времена. «Попирание язычниками, т. е. неверующими и безбожниками, Божия храма следует относить ко времени антихриста, и оно означает вместе и разрушение, и опустошение, и осквернение святых мест – действия, тесно связанные с боговраждебностью, чем – в наивысшей мере – и будет отличаться время антихриста ( Андрей Кесарийский , Клифот, Кременц)» (Орлов) 260 . Время насильственного попирания града Божия указывается Иоанну точно: оно будет продолжаться 42 месяца, или, в переводе на года, три с половиной года. Срок этот указывается в Апокалипсисе (как ранее у Даниила) несколько раз (см.: Откр.11:3; 12:6,14; 13:5 ; Дан.7:25; 12:7 ) и, как учит Православная Церковь , относится к периоду действования антихриста, царство которого продлится именно в течение этого времени (1260 дней=42 месяцам=трем с половиной годам) и закончится наступлением Второго пришествия Господа Иисуса Христа. 3–6. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами – превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою, когда только захотят.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Священное Писание Ветхого и Нового Заветов – вот два крыла большого орла , которыми Церковь уносится из мира в спасительную пустыню жизни с Богом. Там Церковь питалась Божественным учением и таинствами. Христианин, не читающий и не слушающий Писания, – это птица без крыльев, не могущая взлететь от земного мудрствования. Принимающие только один какой-нибудь Завет (таковы иудеи, принимающие только Ветхий Завет , и таковы были некоторые древние ереси, принимающие только Новый Завет и отвергающие Ветхий), как птица на одном крыле, никогда не могут взлететь к истинному ведению Бога и к жизни в Нем. С другой стороны, бегство Церкви от дракона в пустыню подобно исходу Израиля из Египта от фараона в Аравийскую пустыню. Бог говорил тогда Своему народу: «Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе» ( Исх. 19:4 ). Господь нашел народ Свой «в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет и носит их на перьях своих» ( Втор. 32:10–11 ). А потому и взывают дети Божии: «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны» ( Пс. 35:8 ). Мы видим, что жене-Церкви даны были два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени. Само выражение в продолжение времени, времен и полвремени одинаково с Дан. 7:25 и Дан. 12:7 и означает год, два года и полгода, то есть три с половиной года. Это и есть те 1260 дней, или 42 месяца царствования антихриста. Тогда под двумя крылами большого орла можно разуметь и двух свидетелей – пророков Илию и Еноха, проповедью которых жена- Церковь и будет спасаться в то время. Но змий-сатана не удовлетворился тем, что исторг Церковь из среды народа и государств, он знает, что она продолжает существовать в потаенных пустынных местах и хочет и там ее уничтожить.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Обуявшей солью» свт. Игнатий называет состояние православия в Церкви Российской, «гением из гениев» – антихриста, наш же народ – орудием его царствования 191 . Царствование антихриста будет всемирным, «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр.13:7 ) и будет продолжаться три с половиной года ( Деян.1:25 ) или 42 месяца ( Откр.13:2, 13:5 ) или 1260 дней ( Откр.13:6 ), то есть будет равняться продолжительности общественного служения Иисуса Христа. Особо жестоко антихрист будет преследовать христиан. Он издаст декрет, «чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» ( Откр.13:15 ). Для христиан в царстве антихриста невозможно пользоваться гражданскими правами ( Откр.13:16–17 ). По словам святых отцов, в последние времена христиане будут спасаться не столько подвигом молитвы и поста, сколько терпеливым несением скорбей и исповедничеством истины с отвержением всякой лжи, царствующей в мире. Церковь в это время вынуждена будет скрываться в пустыне ( Откр.13:1–6 ), однако «врата ада не одолеют ее» ( Мф.13:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова ( 1Кор.13:26 ). Царствование антихриста вызовет против себя открытое сопротивление. Однако победить сатанинскую силу чисто человеческими средствами невозможно: «И дано ему вести войну со святыми и победить их.» ( Откр.13:7 ). Сокрушит силы зла непосредственно Сам Господь Иисус Христос. Антихриста «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2Сол.1:8 ). Наконец, внезапно «приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.13:27 ). Свое второе пришествие Господь Иисус сравнивает с молнией, которая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» ( Мф.13:27 ). И если первое пришествие в мир воплотившегося Сына Божия было в уничижении, когда Он, «приняв образ раба смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» ( Флп.1:7–8 ), то теперь Он придет «во славе Своей и все святые ангелы с Ним» ( Мф.13:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010