– аваддон, а по-греч. – аполлион ( Откр. 9:1–12 ). Когда раздалась труба 6-го ангела, то голос, исшедший от золотого жертвенника Божия, повелел ему освободить четырех ангелов, связанных при великой реке Ефрате, для вооружения конного войска в две тьмы тем на умерщвление третьей части людей. Ужасные всадники в огненных, гиацинтовых и серных бронях восседали на ужасных конях – со львиным головами. Огонь, дым и сера выходили изо рта их, а хвосты их были подобны змеям и имели головы. Несмотря на погибель трети людей от огня, дыма и серы, остальные все же продолжали коснеть в нераскаянии ( Откр. 9:13, 21 ). Видения, предшествовавшие седьмому трубному гласу. А) Величественный ангел, облеченный облаком, с радугой над головой, с солнцеобразным лицом и с столпоогненными ногами сходит на землю, становясь правой ногой в море, а левой на землю и имея в руке раскрытую книгу. По гласу его, похожему на львиное рыканье, проговорили семь громов голосами своими, но сказанное ими воспрещено записывать св. Иоанну. Тогда ангел с торжественной клятвой возвестил, что после седьмой трубы совершится тайна Божия; Иоанну же дал съесть книгу, сладкую как мед во устах, но произведшую горечь во чреве ( Откр. 10 ). Б) После сего св. Иоанну повелено было тростью измерить храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем, а также возвещено об имевшем последовать явлении двух великих свидетелей Божиих, которые будут пророчествовать на земле 1260 дней, со властью поражать землю всякой язвой, когда захотят. В конце сих дней зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, убьет их – к великой радости многих языков и племен, трупы же их останутся без погребения на три дня с половиной; после чего они ожили и взошли по гласу божию на небо на облаке. В тот же час произошло великое землетрясение и погибло 7 000 имен человеческих, прочие же воздали славу Богу небесному ( Откр. 9:1–14 ). По гласу трубы 7-го ангела раздались на небе громкие радостные голоса о наступлении и открытии вечного царства Христова на земле; и 24 старца пали на лица свои с благодарными славословиями Богу; и отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии, и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град ( Откр. 11:15–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В течение этого же самого времени, или 1260 дней, будут проповедовать людям покаяние и отвращать их от обольщения антихриста «два свидетеля Божии», под которыми все св. отцы и учители Церкви, почти единодушно, понимали взятых на небо живыми ветхозаветных праведников Еноха и Илию. Во время своей проповеднической деятельности, обладая могуществом и властью над стихиями для наказания и вразумления нечестивых, сами они будут неуязвимы. И только по окончании их миссии, по истечении трех с половиною лет, «зверю, выходящему из бездны», то есть антихристу, будет попущено Богом убить проповедников, и трупы их будут брошены на улицах великого города, «который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» ( Откр. 11:8 ), то есть, по-видимому, города Иерусалима, где антихрист обоснует свое царство, выдавая себя за Мессию, предсказанного пророками. Обольщенные ложными чудесами антихриста, который при содействии диавола будет славнейшим из всех волхвов и обольстителей, не позволят предать погребению тела св. пророков и будут радоваться их смерти. «Потому что два пророка сии мучили живущих на земле» ( Откр. 11:10 ), пробуждая их совесть. Злорадство нечестивых не будет продолжительным. Через три с половиною дня св. пророки будут оживлены Богом и восхищены на небо. При этом произойдет великое землетрясение, разрушится десятая часть города и погибнет семь тысяч человек, а остальные, объятые страхом, воздадут славу Богу небесному. Таким образом, делу антихриста будет нанесен решительный удар ( Откр. 11:3–13 ). Вслед за тем седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе радостные восклицания: «Царство мира соделалось Царством Господа нашего Иисуса Христа, и будет царствовать во веки веков» ( Откр. 11:15 ), и двадцать четыре старца, пав на лица свои, воздали поклонение Богу, вознося Ему благодарение и хвалу за начало праведного суда Его над человеческим родом. «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы, и землетрясение, и великий град» ( Откр. 11:19 ) – чрез это, по толкованию св. Андрея, указывается на откровение уготованных Святым благ, которые, по Апостолу, «все сокрыты во Христе, в Коем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2:3, 9 ). Откроются же они тогда, когда на беззаконных и нечестивых посланы будут страшные гласы, молнии, громы и град, переменой настоящего в землетрясении принося геенские мучения ( Откр. 11:14–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Есть два события в Библии , которые остались не разъясненными: это – именно отрицание факта смерти Еноха и взятие живым на небо прор. Илии. Как могли эти два человека избежать смерти, когда она есть общий удел всего человечества ( Евр 9:27 )? Не они ли поэтому суть те два апокалиптических свидетеля, которые должны будут придти в конце времени? 56 Говорит в пользу этого и то обстоятельство, что некоторые черты изображения свидетелей (заключение ими неба, изведения огня из уст) как бы взяты с исторической личности прор. Илии. В пользу этого толкования говорит, наконец, и авторитет древних святоотеческих толкований (св. Ипполит, св. Ефрем Сирин, св. Иоанн Дамаскин , св. Андрей Кесар.). В дальнейших стихах раскрываются более подробно некоторые черты жизни и деятельности свидетелей. Они – две маслины и два светильника ( Зах.4:2–3, 14 ). Это говорит об особенном наделении их Божественными дарами, благодаря которым они являются могущественными и авторитетными проповедниками Божественной истины и просвещения. Они, таким образом, стоят пред Богом, т. е. посланы, назначены Богом быть Его свидетелями пред людьми ( «земля»), живущими во всей вселенной, пред всем человечеством. Откр.11:5 .  И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Откр.11:6 .  Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. Под огнем из уст свидетелей (ср. Откр.1:16 ) можно разуметь особенную чудодейственную силу их слов. Тот, кто не примет их проповеди покаяния и даже станет выставлять себя настолько упорным, что решится причинить им вред, тот сам погубит себя, как отвергающий слово Божие. Власть совершать чудеса, это могущество свидетелей продолжится во все дни их пророческого служения, во все 1260 дней; и только тогда, когда свидетели окончат свое дело проповеди, исполнивши все, что им было назначено от Бога, окончится и время могущества и неприкосновенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

а) Как нельзя прогнать голодного льва в лесу, или угасить мгновенно солому разгоревшуюся, или отразить стрелу, пущенную стрелком сильным, так нельзя отвратить возвещенных бедствий, (ст. 1–16). б) Произойдут столь страшные опустошения в нераскаянной среде людской – от болезней, голода, язвы и войны, что некому будет собирать плодов с деревьев и топтать созревшего винограда. Истребление будет так велико, что число оставшихся людей будет равняться нескольким маслинам или виноградным гроздям, случайно забытым при самом тщательном обобрании (ст. 17–35). в) Ввиду неизбежности грядущих бедствий (как неизбежны боли беременной женщины перед родами), рабы Господни убеждаются отстраниться совершенно от язычников («не верить богам»), и не закреплять на земле никаких глубоких связей житейских и пристрастий мирских: «Продающий пусть будет, как собирающийся в бегство... и покупающий, как готовящийся на погибель,... сеятель пусть думает, что не пожнет, вступающие в брак – что не будут рождать детей, и не вступающие – как вдовцы и проч....» Ибо, чем дольше люди будут коснеть в своих грешных пристрастиях, тем грознее будет суд на них в наступающем пришествии Господнем, «ибо, еще немного, – и неправда будет удалена с земли, а правда воцарится» (ст. 36–53). г) Грешники убеждаются поспешить чистосердечным раскаянием и не обольщать себя ненаказанностью; ибо пред всемогущим Господом, сотворившим всю вселениую одним словом Своим и видящим душу человека – нельзя укрыться; напротив, «беззакония грешников предстанут обвинителями на них в тот день», т. е. в страшный день суда (ст. 54–68). Возлюбленным рабам Божиим, равно и покаявшимся грешникам, обещается всесильная помощь Божия при наступающих страшных испытаниях неверных (ст. 69–78). В обозренных последних двух главах 3-й книги Ездры, замечательно, во-первых, то место, где говорится, что « кровь неповинная и праведная вопиет ко Господу, и души праведных вопиют непрестанно об отмщении » 1259 . Это место замечательно по сходству с апокалиптическим видением Св. Иоанна, который видел под алтарем Агнца души избиенных праведников, и слышал, как они громким голосом вопияли о скорейшем отмщении за свои страдания 1260 . Замечательны, во-вторых, те места, где, как и в Апокалипсисе, грозный гнев Божий возвещается, главным образом, Малой Азии, Сирии, Египту и Вавилону (т. е. языческому Риму). Из истории Церкви христианской открывается, что в этих, именно, областях и городах, преимущественно, свирепствовало гонение на веру Христову, и проливалась кровь христианских мучеников 1261 . На основании такого видимого и близкого параллелизма, толковники, как выше было замечено, заключают, что писатель последних глав 3-й книги Ездры жил уже в христианские времена, и писал под влиянием последней книги христианского канона, т. е. Апокалипсиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Христианская Церковь есть небесное чадо; на земле она имеет только временное пребывание, и ее отечество – на небе. Однако же она обречена жить на земле. А так как земные условия не соответствуют ее существу и не могут удовлетворить ее потребностей, то, естественно, она должна жить среди них как бы в пустыне: она должна искать себе небесной манны и чудесной воды. Церковь , если хочет остаться святою и славною, должна отречься от соблазнов и бежать от диавола, бежать в пустыню, т. е. отрекшись от чисто земных удовольствий и славы, жить в этом мире как бы в пустыне. Христианская Церковь живет и как бы не живет на земле: она живет как бы в пустыне, ибо поддерживает свое существование не единым хлебом, но и глаголом, исходящим из уст Божиих ( Мф 4:4 ). В таком положении Христианская Церковь, питаемая и поддерживаемая Богом, должна пробыть 1260 дней. Это число может быть рассматриваемо и как указание на Божественное определение, и как указание на дни господства антихриста, когда Христианской Церкви в особенности придётся быть гонимой; тогда для нее наступят особенно тяжелые времена. Откр.12:7 .  И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, Откр.12:8 .  но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. Непосредственно за восхищением сына – мужа к Божественному престолу между разгневанным неудачею драконом и небесными силами произошла борьба. Она представлялась Иоанну происходившею на небесном своде и имела образ сражения между Михаилом и Ангелами с одной стороны и между драконом и его ангелами – с другой. Михаил есть Ангел, один из тварных духов, приближенных к Господу Богу ( Дан.10:13, 21, 12:1 ; Иуд.1:9 ). Михаил, как архистратиг небесных сил (ср. Нав 5:13–16 ), как их руководитель, во главе их является защитником добра, и правды, и блага всего человечества, в особенности же христиан как духовного Израиля, народа Божия по преимуществу 63 . Таким образом, борьба представляется происходящею между небесными силами добрыми и злыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Затем, это время воскресения не может быть известно и по откровению, так, чтобы все могли бы быть тогда на страже и готовыми встретить Христа. По этой причине, когда апостолы спросили Его об этом, Он отвечал: «не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ). Тем самым Он, как говорит Августин, «отверг вычисления всех вычислителей и велел им быть спокойными» («О гр. Бож.» ПЛ 41,617), ибо то, что Он отказался сообщить апостолам, Он не откроет другим людям. Поэтому все те, которые по своему заблуждению пытались вычислить время конца мира, оказывались до сих пор лживыми. Некоторые из них, как сообщает Августин (там же), утверждали, что от вознесения Христа до Его второго пришествия пройдет 400 лет, другие назначали 500 лет, иные 1000 лет. Ошибочность этих вычислителей очевидна, так же, как и тех, которые и в наше время не прекращают вычислять. Ответ на возражение 1. Когда мы знаем начало вещи и ее конец, то отсюда следует, что ее измерение нам известно. Поэтому, если мы знаем начало такой вещи, продолжительность которой измеряется небесным движением, то мы способны узнать и ее конец, так как небесное движение нам известно. Но измерение продолжительности самого небесного движения есть установление одного Бога, нам неизвестное, а поэтому как бы много мы не знали его начало, мы не в состоянии узнать его конец. Ответ на возражение 2. Тысячи двести шестьдесят дней, упомянутые в Апокалипсисе, означают все то время, в которое на земле будет находиться Церковь , а не какое-либо определенное число лет. Основание для этого вывода в том, что проповедь Христа на земле, на которой создана Церковь , длилась три с половиной года, каковой отрезок времени содержит почти такое же число дней, что и вышеуказанное число 1260. Затем, число дней, определенных Даниилом, относится не к числу лет, имеющих истечь до конца мира, или до проповеди антихриста, но это (Даниилово число дней) относится к самому времени проповеди антихриста и к продолжительности его преследования (против Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. Жена, облеченная в солнце . Можете представить женщину, над головой у нее там звёзды, под ногами луна, ее одежды сияют как солнце. Она беременна, и она рожает. Дракон, который пытается ее проглотить, об этом драконе мы с вами поговорим – проглотить младенца, младенец рождается, младенец возносится на небеса, женщина бежит в пустыню, и там она скрывается. О чем это по отношению к Иоанну? Когда это было, есть или будет? Это было к Иоанну. Что такое жена облеченная в солнце – это народ Божий. Что такое младенец, которого родила, и который обязан был пасти народы жезлом железным ? Это цитата из второго псалма, который является мессианским и говорит о Христе. То есть народ Божий родил Христа. То есть это не Дева Мария, это как бы вот из народа Божьего вышел Христос. Вознесся на небеса . Когда – после Своего воскресения было Вознесение. Жена бежит в пустыню . Вот для нас пустыня – это что-то такое страшное. В Библии пустыня – это место максимального приближения к Богу. Израиль был в пустыни, бродили там по пустыни, и Бог выводил его, Он его манной кормил, у него там мозолей на ногах не было, животы не болел, он был там. То есть пустыня – это место, где Бог. Церковь бежит в пустыню, то есть она пребывает с Богом. А это когда? А это сейчас. Сколько она там пробудет? Она пробудет 1260 дней, это три с половиной года. Что это за три с половиной года? Это может быть краткость времени, просто краткость времени, а может быть три с половиной года, когда будут последние времена, эти три с половиной года. То есть Иоанн как бы описывает то, что было, то, что есть, и возможно, что будет – в одном отрывке. То есть вот этот красный дракон и рождение младенца – оно уже было для него. Поэтому когда мы читаем апокалиптику, то нужно понимать, что в апокалиптике необязательно говорится только о будущем, это может говориться и о прошлом, и о настоящем.

http://azbyka.ru/audio/apokalipsis.html

Церковь в эти времена вынуждена будет скрываться в пустыне, то есть в потаенных безлюдных местах (см.: Откр. 12:6–17 ), однако, согласно обещанию Спасителя, врата ада не одолеют её ( Мф. 16:18 ), и принесение Евхаристической жертвы не прекратится до Второго пришествия Христова (см.: 1Кор. 11:26 ). По милости Божией ради избранных (тех, кто сохранил истинную веру) сократятся те дни ( Мф. 24:22 ). Но победить сатанинскую силу человеческими средствами невозможно: И дано было ему вести войну со святыми и победить их ( Откр. 13:7 ). Согласно пророчествам Даниила (см.: Дан. 7:25 ) и Откровению апостола Иоанна Богослова (см.: Откр. 11:2 ; Откр. 12:6 ; Откр. 13:5 ) царствование антихриста продлится три с половиной года (42 месяца или 1260 дней). Таким образом, его продолжительность составит ровно столько, сколько продолжалось время земного служения Господа нашего Иисуса Христа. 10. Крест на небе. В самый день Второго пришествия Бог даст последнее удивительное знамение на небе как знак исполнения всего предсказанного Им: И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою ( Мф. 24:29–30 ). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но большинство святых отцов считают, что им станет крест такой величины, что виден будет всем народам земли. Явившийся Господь Иисус Христос Сам победит антихриста: убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего ( 2Фес. 2:8 ). Антихрист вместе со своим лжепророком и иными его служителями, не записанными в книге жизни ( Откр. 20:15 ), будет ввергнут на вечные страдания вместе с диаволом в озеро огненное ( Откр. 19:20 ). Эта последняя победа Христа станет поворотной точкой в истории тварного мира. 4. Второе пришествие Господа Второе пришествие (παρουσα) Спасителя, несмотря на все предсказания и выше названные события, будет внезапным, ибо неверие людей не позволит им понять духовный смысл происходящего: Как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого (...

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

е) Сохранение верных ( Откр.11:1–2 ) 1 И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. 2 А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святой город сорок два месяца. Итак, Иоанну открылось содержание книги, запечатанной семью печатями. Он усвоил ее содержание и должен теперь возвещать его всему миру. Его пророчество имеет форму некоей притчи о двух свидетелях, которая носит символический характер. Но прежде чем в Откр.11:3–14 об этой притче пойдет речь, Иоанн говорит еще о том, как будет сохранена Церковь верных Богу и Христу среди многих преследований последнего времени (ведь «времени уже не будет», Откр.10:6 ). Он использует картины из пророчества Иезекииля ( Иез.40–42 ). Там пророк видит идеальный небесный прообраз Иерусалимского храма. Этот идеальный прообраз должен быть мерой, образцом для восстанавливаемого земного храма. При этом пророку Иезекиилю дается задание измерить стены и помещения небесного храма измерительной тростью, чтобы по таким же размерам устроить земной Иерусалимский храм. Однако в Откр.11:1–2 речь идет не о восстановлении храма, но об измерении уже существующего храма. Некто неназванный, скорее всего «сильный Ангел» главы 10, дает Иоанну задание измерить храм (Святая Святых), жертвенник всесожжения вместе с поклоняющимися Богу в храмовом внутреннем дворе. Это поручение Иоанну следует понимать как задание пророчествовать в действии-знамении. Внешний двор язычников измеряться не должен: «внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам». То есть этот двор, а вместе с ним и весь Иерусалим, будет отдан язычникам, которые «будут попирать святой город сорок два месяца», или 1260 дней, или 3½ года (эти числа нам еще встретятся). Исторический фон для этого срока – время жестокого господства и террора эллинистического царя Антиоха IV Епифана (167–164 гг. до Р.Х.) (ср. Дан.7:25 ; Дан.12:7 ). Примерно 3 ½ года длилось сопротивление Маккавеев, завершившееся победой иудеев. С тех пор этот срок (три с половиной года, или 42 месяца) стал символическим, обозначавшим время эсхатологических бедствий, заканчивающихся победой Бога и народа Божьего над их врагами. Для христиан этот же срок стал символом последних времен, временем земного существования Церкви до Дня Господня. На протяжении этого времени то, что измерено от Бога, Святая Святых и внутренний двор храма, но прежде всего, молящиеся там, не могут пасть жертвой языческого господства. Разумеется, здесь «измерение» территории символически означает присвоение ее в удел, в неприкосновенную собственность Бога. Спасительная воля Божья направлена на сохранение Его удела, то есть верных христиан. Бог знает своих, знает число тех, которые будут сохранены от отпадения. Этот образ измерения верных подобен образу запечатления 144 000 «рабов Божьих» в седьмой главе Откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

539 «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13:3–4 ). 540 В главе 13 Послания к Римлянам ап. Павла, из которой взяты приведенные в двух предшествующих примечаниях слова, речь идет о необходимости послушания земным властям и исполнения закона, в то время как Христос утверждал, что его Царствие «не от мира сего». 541 Между прочим, приводимые вами слова Спасителя сказаны Им апостолам, которые пытались защищать Его в Гефсиманском саду (См.: Мф. 26:52–53 (примеч. 2 и 3 к «Открытому письму» В. П. Соколова), и распространительное их толкование не соответствует контексту и так же произвольно, как если бы кто-либо для противоположной цели стал цитировать слова Спасителя о «двух мечах»: «Продай одежду и купи меч» ( Лк. 22:35–38 ). 542 Сергий Радонежский (ок. 1321–1391) – основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику князя Дмитрия Донского, к которому был близок. Благословил последнего на борьбу с татарами перед Куликовской битвой. Канонизирован Русской православной церковью. Дмитрий Донской (1350–1389) – великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 г. построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без санкции Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью. 545 Экхарт (Eckhart) Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260–1327) – представитель немецкой средневековой мистики, приближавшийся к пантеизму; доминиканец, проповедовал на немецком языке. В учении об абсолюте выделял безосновное божественное ничто («бездну») как основу Бога и всего бытия. В 1329 г. папской буллой многие тезисы Экхарта объявлены еретическими.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010