Митрополит Иларион: Не могу не отреагировать на сказанное Вами о Чехове, хотя мы говорим о русской поэзии XX века. Мне кажется, Чехов представляет собой очень интересный пример человека, в котором, при отсутствии формальной, внешней религиозности, до конца дней остается  религиозность внутренняя. Хотел бы обратить внимание на повесть «Степь», где удивительным языком в трогательных образах изображена русская действительность, жизнь маленького мальчика, которого отправляют в школу. Там прекрасно выведен образ священника. Но и, конечно, рассказ «Архиерей», написанный автором где-то за полтора года до смерти, когда Чехов уже тяжело болел и предчувствовал свою кончину. Он удивительно глубоко сумел проникнуть в этот внутренний мир русского архиерея, показать Церковь изнутри, донести ее атмосферу. Я думаю, что это редко кому удавалось. Подобное мы можем сказать и о многих наших поэтах, которые если и не были религиозными в формальном смысле, то в своей поэзии ощущали те отзвуки Неба, которые поэзию, собственно, и делают поэзией. В свое время мне было очень интересно  познакомиться с одним из ранних стихотворений Бродского «Большая элегия Джону Донну». У нас, наверное, мало кто знает этого английского поэта XVII века,  который был еще и священником, и проповедником. Известна одна из его проповедей, содержащая такие слова: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе. Каждый человек — часть Материка, часть Суши Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому…» — а дальше те слова, которые знает весь мир, благодаря Хемингуэю — «не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе». Эти слова стали эпиграфом к роману Хемингуэя. Джон Донн, как мне кажется, оказал влияние на поэзию Бродского, ибо «Большая элегия» создает очень глубокий, интересный и, я бы сказал, интимный образ верующего человека и окружающей его обстановки. П. Спиваковский: Действительно, стихотворение «Большая элегия» — удивительное. В нем вера Джона Донна воссоздана с большой силой и одновременно там тоска, идущая от автора, что он сам не имеет такой веры. Он, может быть, и хотел бы такого, но его представления о реальности совсем другие. И реальность в представлении Бродского очень страшная. У него много стихотворений о смерти как абсолютном уничтожении и абсолютной безысходности. Например, достаточно вспомнить балладу «Холмы». Из более позднего «Только пепел знает, что значит сгореть дотла». От человека на телесном уровне остается только то, что Бродский называет «свобода от целого: апофеоз частиц»; но в духовном плане остается и нечто  другое — душа, духовное начало. Бродский с удовольствием готов об этом писать, но для него это, все же, условность, к которой он очень привязан.

http://patriarchia.ru/db/text/4099271.ht...

3 «Побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа Бога твоего» ( Втор. 13:10 ). Атеистическая пропаганда наказывалась в В.З. смертной казнью. Почему же? – Потому, что безбожник отнимал у православного еврея веру в Бога, самое главное и дорогое сокровище, ценнее чего нет на свете. Что же сказать современной интенсивной антирелигиозной пропаганде, когда делают все усилия к искоренению среди верующих, особенно детей, веры в Бога? ..... Господь Бог один и тот же в В.З. и в Н.З. ( Евр. 8:8 ). С кем вы ведете спор и борьбу? С Богом. Вы сами на себе узнаете рано или поздно, что значит идти против Бога!.. 4 «Все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез. 40:4 ). Пастырь Церкви есть духовный отец своих пасомых. Свои духовные переживания, учения Церкви и святоотеческие, насколько он их усвоил, весь свой религиозный опыт он не должен скрывать в себе, но должен делиться этим своим духовным богатством со всеми чадами духовными, церковными, стараться не упускать ничего хорошего, чего бы не сообщить своему пасомому стаду ( Деян. 20:20 ). 5 «Иисус отвечал и сказал ему (Никодиму): ты учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» ( Ин. 3:10 ). Епископы по самому своему положению являются учителями дома Израилева – в Церкви Христовой. Господи! как много я не знаю, не только внешних фактов церковных, но и их внутреннего смысла и иных явлений. Нужно неустанно учиться и просить у Господа мудрости, чтобы быть пастырем и наставником непостыдным... 6 «Нищие всегда будут среди земли твоей» ( Втор. 15:11 ). А неверие говорит: мы устроим жизнь без Бога, жизнь счастливую, где не будет разницы между людьми, но все будут в достатке и благополучии... Жалкие мечты! Разве мы не видим теперь нищих, когда неверие имеет полную возможность и силу строить жизнь по-своему: нищих теперь больше, чем раньше. И всегда будут нищие, п.ч. всегда будут люди жадные и злые, а при безверии их будет не меньше, а больше. Почему? Потому что нужно, чтобы люди переменились, стали бы добрыми, любвеобильными, не сребролюбивыми... А это бывает с людьми только при помощи благодати Божией. Если бы все люди стали настоящими, добрыми христианами, то и нищих не было бы на земле...

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Метафизика для Бродского оказывается критерием художественного качества. Буквальной веры у него нет. Он – агностик, тяготеющий к позитивистской картине мира. Это сугубо материальный мир, где ничего мистическое как реальное не предполагается. Смерть, по Бродскому – это абсолютное уничтожение, безысходный ужас. Такому представлению можно сопоставить 14-ю симфонию Шостаковича: гениальное выражение ужаса перед смертью и абсолютной безысходностью. Митрополит Иларион : Мне очень близко это сопоставление, потому что я по первой своей профессии музыкант, и в свое время, в юности, когда мне было 17 лет, 14-я симфония Шостаковича оказала на меня очень сильное воздействие. На мой взгляд, понятие религиозности применительно к поэтам, композиторам все-таки должно трактоваться особым образом, то есть, если, например, оценивать таких людей как Бродский или Шостакович с точки зрения ходили ли они в церковь, причащались и исповедовались, то, конечно, в таком понимании они не были религиозными людьми. Но ведь религиозное начало проявляется в человеке по-разному: прежде всего, как он реагирует на окружающий мир, на какие-то сигналы, которые ему посылает Бог. Я думаю, что у Шостаковича, даже если он не был, скажем, практикующим христианином, была очень чуткая в религиозном отношении душа. Если говорить о наших поэтах XX века, таких как Пастернак, Ахматова, то Ахматова, конечно, была верующим, церковным человеком, а о Пастернаке этого сказать нельзя. О Бродском – тем более. Тем не менее, у Пастернака есть очень глубокие и пронзительные стихи, в которых идет речь о Боге, об Иисусе Христе, Его деяниях, о временах и событиях, описанных в Библии. Они посвящены, в частности, Великой Пятнице, Великой Субботе, Страстям Христовым, Пасхе. Основная часть таких стихов содержится в романе Бориса Леонидовича " Доктор Живаго " . Думаю, что и в поэзии Бродского есть много глубоких религиозных прозрений. Не такая уж она безысходная, как Вы говорите. П. Спиваковский : Я бы не поставил Бродского в один ряд с Пастернаком. Пастернак в моем понимании все-таки поэт верующий, а религиозность Бродского я бы сравнил с религиозностью Чехова, который писал, что на всякого интеллигентного верующего он поглядывает с изумлением. Чехов растерял свою детскую веру, но при этом он с удовольствием изображает верующих людей, например, в том же " Студенте " , и как бы примеривает на себя, что было бы, имей он такую же веру. Аналогично я бы сказал и о Бродском: ему интересно представить то, что было бы, не будь он убежден в том, что ничего нет.

http://religare.ru/2_106837.html

О безразличии же и неважности пищи для спасения человека Христос здесь ничего не говорит. Притом Церковь запрещает в постный день вкушение мяса не потому, чтобы оно было само по себе нечисто ( Рим.14:17 ; 1Кор.8:8 ), но для того, чтобы обуздать плотоугодие ( Гал.5:24 ; Рим.6:5–6 ; 1Пет.2:11 ; Иак.4:1 ), научить покаянию ( Иоил.2:12–15 ) и повиновению ( Быт.2:16–17 ). Если кто ест в пост скоромное, то он не по той причине грешит, что входящая в него пища оскверняла его душу, а по той, что оскверняет её исходящее от сердца его невоздержание. Далее, если человек ест скоромную пищу, зная, что она запрещена властью Церкви, тот явно отвергает эту власть ( Мф.18:17 ), и возлюбивши плотоугодие, пренебрегает воздержанием. О таком человеке уже нельзя сказать, что сия пища проходит мимо сердца его, «яко не входит ему в сердце» ( Мф.15:17 ) и не оскверняет его. Мф.18:3–6 . «И сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном... А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Объясн. Если бы даже и не представлялось опасности соблазнить нарушением поста «малых сих», то всё же грешно будет нарушать освящённый Самим Господом пост: Мф.4:2 , установленный Церковью, преслушники которой называются язычниками: Мф.18:17 ; первые христиане постились: Деян.13:1–3 , и апостол опасался соблазнять брата своего: 1Кор.8:13 , и порабощал тело своё: 1Кор.9:27 . Мк.7:15:17–18 . «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека... И когда Он от народа вошёл в дом, ученики Его спросили Его о притче. Он сказал им: неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его?» Объясн. Здесь говорится не против поста, освящённого Самим Господом: Мф.4:2:6:16 , и соблюдаемого первыми христианами: Деян.13:2–3 ; 1Кор.7:5 , а против лицемерного соблюдения одной внешней чистоты, ради которой пренебрегалась даже ясная заповедь о почитании отца и матери: Мк.7:10–11 . Различие в пище находил и апостол Павел: 1Кор.8:9–13 . Хотя пища сама по себе не имеет нечистоты, но со злыми помыслами и нечистым расположением она делает и сердце нечистым и может губить ближнего: Рим.14:14 . Пища же может уклонить от Бога истинного и сделать богом чрево: Флп.3:19 ; Рим.16:18 . Мк.9:29 . «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Объясн. Отсюда видно, что для изгнания злого духа из человека недостаточно одной праздной веры, а нужны ещё молитва и пост, вот поэтому-то православные христиане и упражняются в посте и молитве по примеру первых христиан: Деян.13:2–3:27:9 ; 1Кор.7:5 . Деян.27:9 . «Но как прошло довольно много времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошёл, то Павел советовал».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Так что же, неужели нет праведников на земле? Или их и не было? Как же Спаситель всем предлагает покаяние? Если бы были действительные, а не мнимые праведники, то в чем же им каяться? Во-первых, в ветхом Завете над всеми тяготело прародительское согрешение со всеми его следствиями. Самые праведные люди тогда, умирая, говорили, что они сходят во ад. Только Господь наш Иисус Христос избавил нас от греха, проклятия и смерти. Только чрез Него даруется нам праведность и оправдание пред Богом. «Правда Божия, говорит Ап. Павел, чрез веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия; потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, Которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, содеянных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса» ( Рим.3:22–26 ). Если же оправдание пред Богом, праведность наша, только чрез Иисуса Христа, по вере в Него, то какие праведники могли быть из числа слушателей благовестия Спасителя? Жертва Богу за род человеческий не была еще принесена тогда. Да и после того, как Господь Иисус Христос благоволил добровольно пострадать и умереть за нас на кресте, кто из людей осмелится сказать о себе, что он праведен пред Богом? Вот послушайте, как говорит о себе Апостол Павел: верно слово и всякого приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз ( 1Тим.1:15 ). Если Апостол себя именует первым из грешников, то кто осмелится считать себя праведным пред Богом? Смирение есть основа праведности, первая христианская добродетель. Спаситель именует ее нищетою духовною и ублажает нищих духом, обещая им царствие небесное ( Мф.5:3 ). Нищих у нас много, не духом, а телом. Питаются они от подаяний добрых людей. Своего у них нет ничего. Так рассуждай и о нищете духовной или смирении. Смиренный, сколько бы он ни делал добрых дел, всегда говорит, что он грешник и ничего не сделал, за что бы Бог помиловал его. Как неимущий земных благ справедливо утверждает, что он есть нищий, так и смиренный искренно готов плакать, что ничего не сделал угодного Богу. Итак, нищенствует духовно праведник, почитая себя грешником. Как же должно быть смиренным каждому из нас? Ведь воистину во грехах родились, греховно и живем. Погибаем от грехов. Господи! ими же веси судьбами спаси нас. Но, умоляя Господа о помиловании, будем приносить неусыпное покаяние. А иначе Господь не услышит прошения нашего и осудит за грехи. Аще не покаетеся, вси... погибнете, сказал Он и это подтвердил притчею.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

И не случайно сегодня более 70 процентов населения нашей страны отождествляют себя в той или иной степени с Русской Православной Церковью. А еще, по крайней мере, 10% населения отождествляют себя с исламом и другими религиями. Получается, тех людей, которые открыто бы о себе сказали, что они атеисты, сегодня не так уж и много. Они, во всяком случае, находятся в меньшинстве, а большинство людей принадлежит к числу верующих. Конечно, это не означает, что все эти семьдесят или восемьдесят процентов людей регулярно ходят в церкви, мечети или синагоги. Более того, это не означает, что их повседневная жизнь строится на религиозных заповедях, на заповедях Божиих. Мы видим проблему в том, что у нас большое число номинальных христиан и гораздо меньше тех, о ком можно было бы сказать, что это человек, реально воплощающий в своей жизни евангельские заповеди. Когда нас спрашивают о точном числе верующих Русской Православной Церкви, ответы могут очень сильно варьироваться, потому что очень трудно ответить на вопрос: кто именно является членом Церкви? Если тот, кто о себе заявляет как члене Православной Церкви, то их действительно семьдесят процентов населения страны. Если те, кто регулярно ходит в храм, — их едва ли не на порядок меньше. А если тот, у кого повседневная жизнь освящается присутствием Божиим, кто в своей деятельности руководствуется религиозными нравственными идеалами, то таких будет еще меньше. Но важно то, что Церковь не была создана как структура для обслуживания религиозных нужд и не должна восприниматься в обществе таким образом. Когда Господь Иисус Христос создал Церковь, Он сказал Своим ученикам: «Идите, проповедуйте всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа и уча их соблюдать все, что Я заповедал вам» (Мф. 28. 19). Эта миссия Церкви должна охватывать все слои общества и не может ограничиваться только стенами храмов или территорией духовных семинарий и монастырей. Церковь должна присутствовать во всех сферах и сегментах общественной жизни, в том числе и в системе светского образования, на телевидении и в других средствах массовой информации. Вот почему мы сейчас активно осваиваем то миссионерское поле, которое до недавнего времени было для нас закрытым, — не потому, что хотим расширить свое влияние, ищем новой работы или нам нечем заняться. Поверьте, работы у нас хватает. Мы заботимся, прежде всего, о людях, об их нравственности, о настоящем и будущем нашего Отечества. Именно этим обусловлено желание Церкви как можно более широко присутствовать и в средствах массовой информации, и в системе образования, и в целом в нашем обществе.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-cer...

Иосиф 13 октября 2020, 17:18 Не надо великих подвигов! Хотя бы держать среду и пяток и не думать о себе, что свят. Иоанна_ 13 октября 2020, 14:36 Мне непонятна проблема: зачем во что бы то ни стало причащать ребёнка, который " извивается " ? Оставьте его в покое, в следующий раз причастите! Кажется, святитель Лука говорил, что детей в таком " агрегатном состоянии " причащать не следует. И я не могу себе представить, что у мамы/папы/крёстного, которые держат ребёнка на руках и причащаются вслед за ним, причём, делают это регулярно, ребёнок будет отказываться от Причастия. Наталья Богоявленская 12 октября 2020, 22:37 Когда моей внучке было три годика, она не хотела причащаться -- не брыкалась, не орала, просто сжимала крепко губы и отворачивалась от лжицы. Я-то все посты соблюдаю, и длительные, и однодневные, но было, видно, что-то ещё, что Господь не принимал во мне. И есть у нас монахиня -- матушка Христина, которая много лет собирает пожертвования на восстановление храма под Тулой. Приходим мы с Иркой в храм на праздник Усекновения Главы Иоанна Предтечи, та как увидела: " Ой, какая девочка чудесная! " . А потом схватила её на руки: " Пойдём причащаться! " Я и сказать ничего не успела, что не причащается ребёнок, не хочет. Смотрю -- а они уже возвращаются: причастились обе! И с тех пор причащается Ира моя. Людмила Селенская 12 октября 2020, 18:10 Мне рассказывала пожилая благочестивая соседка, как была свидетельницей того, как к Чаше не могли подвести бесноватую. Батюшка спросил:есть ли кто, кто понедельничает? Вышли два человека, подвели женщину к Чаше. Некоторые родители понедельничали за детей. рБ Марина 12 октября 2020, 14:40 СПАСИ ГОСПОДИ СТЕПАН ЗА РАССКАЗ!!! ПОУЧИТЕЛЬНО!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В ТРУДАХ!!! Р.Б Наталья 12 октября 2020, 14:13 Спасибо большое за рассказ! Слёзы на глазах! Я тоже исповедовалась по этому поводу! Слава Богу за все!! Elena 12 октября 2020, 11:33 Спасибо, дорогой автор, Степан Игнашев! Замечательный рассказ о замечательном священнике и замечательной бабушке. Хорошо такое читать в начале дня, как будто солнышко из-за туч.

http://pravoslavie.ru/134492.html

Подобает сказать и о Божественной Литургии, которая обязательно должна совершаться в церкви. На Литургии, братия, надо твердо хранить себя, ибо совершающееся свято и страшно. Только на Литургии совершается страшное и превеликое Таинство нашей православной веры, т.е. Божественное и всечестное Таинство Пречистого Тела и Крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Как сказано, вы должны тщательно хранить себя. Более того, надо отгонять от себя всякую сорную и нечистую мысль, недостойную страшной службы и всяким способом очищаться. Затем нужно причащаться Божественных Тайн, приняв прощение от игумена. Ибо никому не подобает причащаться когда-либо без страха и самоосуждения. Хотели бы мы, чтобы вы часто причащались Божественных Тайн, тем самым много раз причащаясь жизни, как сказал и Сам Христос: " Ядущий Тело Мое и пиющий Кровь Мою, во Мне пребывает и Я в нем» ( Ин.6:56 ); и снова: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:53 ). И божественный апостол сказал: «А соединяющийся с Господом есть одно тело и один дух " ( 1Кор.6:17 ). И наоборот: «Яко се удаляющии себе от Тебе погибнут» ( Пс.72:27 ). Хотели бы мы, чтобы было так, как сказано, но не заповедуем, ибо это тяжело – по причине человеческой немощи. Ибо «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» ( 1Кор.11:27 ), – говорит божественный и духоречивый верховный между апостолами Павел. Страшное это слово, братия, и указывает на то, что надо трепетать Причащения не только грешникам, как я, но и тем, кто более обуздал себя. Ибо они должны причащаться три раза в неделю, если знают, что очистились от срамных мыслей и сосложения с ними, от гнева и ропота, печали и осуждения, лжи, и непристойного смеха, и лукавых помышлений, а также от ярости, срамных речей, и тому подобного. А впадающие в эти страсти пусть поспешат через исповедь и покаяние отступить от них и пусть причащаются один раз в неделю, или же не причащаются – по решению игумена, ибо об этом должен заботиться игумен.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Пока по этому вопросу расхождения в православной среде вроде бы нет: конечно, нельзя. Разномыслие начинается, когда заходит речь о " дороге к Храму " . Одни, как процитированный выше священник, считают, что ничего не нужно навязывать, молодые потихоньку сами все поймут. Другие, которых обычно упрекают в излишнем консерватизме, выступают против попустительства, говоря, что это вредно как для самой молодежи, так и для Церкви, в которой современная молодежь начнет утверждать свой стиль жизни. И разве эти опасения беспочвенны? Мы, во всяком случае, уже не раз слышали от своих юных собеседников, что у них батюшка без предрассудков и благословляет – кого на пробный гражданский брак, кого на предохранение от беременности, кого на работу в " отвязном " молодежном журнале и прочих весьма сомнительных с точки зрения нравственности местах (дескать, куда Господь поставил, там и стой). Ну и с чего они вдруг – если батюшка благословляет или, в лучшем случае, молчит, – начнут менять свою жизнь? Скорее наоборот, получив добро, молодежь еще больше утвердится в своих страстях. И вдобавок, как это обычно бывает с людьми, у которых нелады с совестью (ведь сколько ее ни глуши, она все равно подает непрошенные признаки жизни) будет активно перетягивать на свою сторону окружающих. Когда видишь людей, особенно ровесников, у которых другой внешний вид и другое поведение, совесть получает нежелательную подпитку, глушить ее становится труднее. Значит, борьбу с ней нужно усилить, а подпитку минимизировать. Чтобы можно было сказать себе и окружающим: " Я такой не один. Вон нас сколько! Кого больше, тот и прав. А всякие отдельные ханжи и святоши могут отправляться в монастырь " . На Западе погибельный культ " раскрепощенной " молодежи начал насаждаться несколько раньше, в конце 60-х, после удачно проведенной " Парижской весны " , которую политологи теперь называют первой " бархатной революцией " . Именно революцией, потому что был совершен настоящий переворот в общественном сознании, подорваны моральные устои западного христианского общества. И хотя тогда мало кто вполне представлял себе, какие ядовитые плоды принесет " поколение цветов " , мыслящие люди, естественно, испытывали тревогу. И тоже задумывались как о путях спасения молодежи, так и о роли взрослых в этом процессе. Умный человек, как известно, учится на чужих ошибках, и лишь дурак на своих. За последние десятилетия мы (в смысле " общество " ) и без того наделали много глупостей, прельстившись яркими фантиками либерализма. Может, хотя бы в Церковь не будем заносить эту отраву? Внемлем предупреждениям умных людей " с других берегов " ?

http://pravoslavie.ru/616.html

Можно стремиться к оздоровлению церковной жизни, к устранению тех недостатков, которые в ней есть, делая это просто по необходимости, ради душевного и духовного здоровья тех людей, которые в Церкви находятся; а можно поставить перед собой цель превратить Церковь в инструмент влияния. Но Церковь не может быть инструментом: это унижение и уничтожение ее сущности. Наше влияние может основываться только на вещах простых и естественных: если мы проповедуем слово Божие и по этому слову живем, то чистота, праведность нашей жизни будет оказывать влияние и на отдельных людей, и на общество в целом. – А что значит в данном случае золотая середина? В чем она должна проявляться? – Возьмем церковную недвижимость. Если бы у нас было достаточно площадей, мы могли бы по примеру католиков или Греческой Церкви сдавать их в аренду и на вырученные средства заниматься церковной благотворительностью. В самой по себе этой возможности сдачи церковной недвижимости в аренду ничего плохого нет. Но когда сам процесс возвращения недвижимости начинает выходить в нашей жизни на первый план, получается перекос. Господь говорит о том, что нужно и то творить, и этого не оставлять 146 , но должна быть некая иерархия ценностей и иерархия целей: что на первом месте, что на втором, что на третьем. Если эта иерархия соблюдается, то, наверное, никакого зла не случится. Если она нарушается и на первое место выходят вопросы материального или даже политического характера, то, конечно, Церкви это приносит труднопоправимый вред. – А если говорить предметно о сегодняшнем дне, к чему больше тяготеет Церковь : к тому, чтобы укреплять свои позиции и быть в курсе всех социальных трендов, или все-таки к уединенной молитвенной жизни? – Наверное, здесь нельзя сказать обо всей Церкви в целом, потому что, безусловно, кто-то в ней тяготеет к одному, а кто-то тяготеет к другому. Но есть некий, как можно было бы это назвать, мейнстрим церковной жизни. И он, к сожалению, таков, что сегодня много говорится о том, какое место Церковь должна занимать в жизни государства, какую пользу должна ему приносить, какие социальные проекты Церковь должна реализовывать сама или в сотрудничестве с государством, но при этом как-то забывается, что люди, которые приходят в наши храмы, больны, измучены жизнью в том мире, в котором мы все существуем. И Церковь у нас сегодня является не только, с одной стороны, обществом святых, но и обществом немощных, слабых, испорченных людей, которые нуждаются в оздоровлении, в исцелении, в изменении, в исправлении, – и главные силы надо было бы полагать на это. А мы – отчасти по необходимости, отчасти по какому-то увлечению – занимаемся нуждами сегодняшнего дня, злобой этого дня и в этих занятиях утрачиваем самое главное: у нас просто не остается ни времени, ни сил для того, чтобы заниматься тем, к чему мы в первую очередь призваны. И это, безусловно, одна из очень серьезных болезней современной церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010