Таким образом, еще с 20-х годов сложился порочный круг, не разорвав который, невозможно изменить положение дел с абортами и вообще пересмотреть правовой статус эмбриона. В настоящий исторический момент российское общество меняется и отношение к аборту пересматривается. Церковь всегда признавала, что жизнь на внутриутробной стадии развития имеет ту же ценность, что и после. Данные современной эмбриологии и генетики подтверждают именно такой взгляд, а число противников абортов постоянно растет. Растут и опасения, связанные с демографической безопасностью, так как население нашей страны в последние годы росло в значительной части за счет миграции и детей, рожденных мигрантами. В то же время, повторимся, законодатели категорически отрицают возможность полного запрета абортов и шансов на голосование в защиту нерожденных детей нет никаких. В этих сложных условиях, Патриарх дает сигнал обществу и законодателям о необходимости вывода абортов из ОМС, решая сразу несколько задач. Во-первых, выбивается почва из под концепции, согласно которой беременность это болезнь, которую нужно лечить из средств медицинской страховки. Во-вторых, открывается путь к пересмотру статуса аборта как позитивной правовой категории, " права человека " . В-третьих, для желающих сделать аборт появляется своего рода " штраф " вместо денежного подарка в виде оплаты варварской операции и больничного листа. И, если полный запрет абортов пока неосуществим, то сама по себе идея законодателями была воспринята положительно, если бы не обстоятельства, о которых придется сказать ниже. Несмотря на, казалось бы, многочисленность " пролайферов " , людей, активно борющихся с абортами, не было сделано ничего, чтобы поддержать лоббирование патриаршей поправки. Мало того, часть так называемых " борцов с абортами " начала открыто выступать на той же стороне, что и абортное и либеральное лобби, которое сразу стало обрабатывать общественное мнение. Хотя результат один и тот же, но аргументы " пролайферов " были другими. В чатах, на форумах и частных беседах, (о чем я могу свидетельствовать лично), они стали говорить буквально следующее: " Церковь за платные аборты? " . Один из активистов якобы противоабортного движения сказал буквально следующее: Вывод из ОМС - обман православны х, то есть публично обвинив Церковь и переложив на Нее ответственность. Аргументы людей, которые выступают против позиции Церкви и Ее Предстоятеля, ничтожны. Нужно сказать, что пролайф-движение существует во всем мире много десятилетий и всегда, все эксперты согласны в том, что изъятие государственных дотаций на аборты - победа защитников жизни. То же самое подтверждает и позиция наших противников, а именно абортное лобби всегда поддерживает дотации на прерывание беременности.

http://radonezh.ru/analytics/o-prolayfe-...

Враг… старается обольстить мнением о себе, чего надо, сколько можно, остерегаться, за это-то и попускается иногда падать в какие-нибудь слабости, чтобы ими обуздать нашу гордость (прп. Макарий, 20). Через послушание снискивается смирение, и познаем свою меру, избегаем о себе мнения (прп. Макарий, 20). Бог выше меры не пошлет искушения, и когда посылает его, то точно на пользу душ наших это творит. А мы, часто этого не разумея, малодушествуем и думаем, что когда бы этого не было, то могли бы больше благоугождать Богу, но этим обольщаемся ложно. Ибо когда мы, делая, что благо, думаем, что благоугождаем, то обольщаемся этим мнением и особенно Бога прогневляем, а случается, что при всех наших усилиях благоугодить Богу, отъемлются от нас силы по вышеописанной причине. Или болезнью посещает нас Господь, или попускает умножаться немощам наши душевным, да не будем надеяться на себя, но на Бога, а это очень часто случается, что мы недугуем или мнением о своих исправлениях, или нерадением. Эти две противоположности хотя и… вредны, но из последней скорей можно выйти, придя в чувство, и, сокрушаясь о грехах своих и смиряя себя, удостоиться милости Божией, а обольщенный своим мнением помрачается и ослепляется душевными очами и не скоро может обратиться к смирению и покаянию, разве особенной милостью Божией попустится впасть во искушение (прп. Макарий, 20). Самосознание своих немощей и самоукорение – надежное начало к исправлению, но оно должно быть далеко удалено от самомнения, что уже исправилась. Это опять та же гордость и путь к падению (прп. Макарий, 20). У каждого человека свое горе – иному горе от ума, а другому горе без ума. А у вас, замечаю я, наиболее горя от многомыслия и самомнения. А посему чем много думать и разговаривать с собою, лучше будет не много сказать: Не остави мене, Господи, Боже мой, не отступи от мене: вонми в помощь мою ( Пс. 37, 22–23 ), – и: «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предстательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя» (прп. Антоний, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Перед моими глазами проходило много примеров, когда парни и девушки, осознавая и не осознавая свою мотивацию, приходили в храм и в православный молодежный клуб в поисках мужа или жены. Иногда они эту задачу выполняли и из Церкви уходили. Некоторые оставались. Потребность в любви и принятии Связана с предыдущей. Причем неважно, с чьей стороны — это может быть поиск любви людей и Бога. Казалось бы, в целом Церковь (правда, в идеале) по-своему удачное место для этого: в ней собраны единомышленники, которые работают над собой, учатся евангельской принимающей любви. Но на практике люди везде люди, и если эту потребность поставить во главу, может быть много разочарований — и в церковных людях, и самой Церкви. Психологи бы сказали, что такому человеку не хватает любви к себе, самопринятия и самоподдержки. Этому возможно научиться, в частности, в психотерапии, и тогда застарелые психологические травмы, внутренние дефициты и голод по любви будут не столь сильными. А отношения с собой, ближним и Богом станут здоровее. Поиск чуда, исцеления от болезни, утешения в печали Очень частая и очень понятная мотивация, особенно если вспомнить Евангелие. Христа преследовали больные, косые, убогие, и Он их исцелял. И то, что при потере и утрате человек приходит к Богу, тоже логично — Он обещал утешить страждующих («И отрет Бог всякую слезу с очей их», Откр 21:4). Один мой знакомый священник говорил о том, что человек, у которого все хорошо, не приходит ко Христу. Во многом это правда, но, на мой взгляд, лишь отчасти. Вспоминается пример апостола Павла — кажется, у Савла все было понятно и стабильно (мы многого не знаем, но его какие-то страдания и переживания до христианства, насколько я помню, в Писании не раскрыты), но его встреча с Богом развернула его жизнь на 180 градусов. Потребность в радости Могу сказать по себе: мне трудно не ждать от Бога радости, утешения, ощущения Его присутствия. Я знаю, откуда у меня такая потребность, и работаю над тем, чтобы мои отношения с Ним становились более бескорыстными. Хотя и понимаю, что до конца, может, от этой потребности и не избавлюсь. Она такая простая, понятная, человеческая. А к святым без подобных желаний я себя реалистично не отношу. Потребность в руководстве и наставничестве

http://blog.predanie.ru/article/strah-od...

Прежде чем перейти к разбору фильма, необходимо хотя бы пару слов сказать о религиозности самого Эйзенштейна. В детстве он большей частью воспитывался у матери, в Петербурге. Мать его была женщиной набожной, и с ранних лет мальчик рос при Александро-Невской лавре. Не вдаваясь в догадки о глубинах его души, можно однозначно сказать, что Православие для Эйзенштейна было чем-то по крайней мере привычным и знакомым 4 . Но оно не стало для него родным, и когда над Россией заполыхало пламя мятежа, Эйзенштейн с легкостью присоединился к новой власти, как, впрочем, и многие творческие люди того времени 5 . Новой власти режиссер служил своим талантом. Всемирно известные картины “Броненосец Потемкин” и “Октябрь” были созданы именно в этом порыве служения. Но служение “делу пролетариата” в те годы неизбежно означало отвержение христианства. И это тоже у Эйзенштейна имело место: в его раннем фильме “Бежин луг” (смыт, сохранился в виде срезок) кадры, в которых пионеры и комсомольцы с сияющими от счастья лицами громят сельскую церковь (причем вполне реальную, не бутафорскую), чтобы переоборудовать ее в клуб, столь документально откровенны, что, как свидетельствовали очевидцы, при их просмотре не по себе становилось даже закаленным советским цензорам 30-х годов. Ко времени Большого Террора очарование 6 проходит — и ужас новой власти, на укрепление которой он лично положил столько сил, раскрывается перед Эйзенштейном во всей полноте. И в этом контексте фильм “Иван Грозный”, снятый совершенно в ином художественном ключе в сравнении с предыдущими лентами, заставляет задуматься о нем как о совершенно иной вехе в духовном пути самого Эйзенштейна. Известно, что фильм содержит много исторических и фактических неточностей (что было замечено в свое время еще Иосифом Виссарионовичем). Эти неточности во многом нарочиты. Эйзенштейн делает фильм подчеркнуто неисторичным. Какова причина? Связь с современной ему политической ситуацией, безусловно, имеет место, она хорошо известна и недвусмысленно читалась еще во время первой премьеры картины, однако и сводить, как то нередко бывает, смысл такого грандиозного художественного произведения просто к плевку в Сталина — значит сужать реальную глубину фильма 7 .

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-filme-s-...

Масло, освященное у мощей старца, стояло рядом с кроватью. Мы помазались им и стали молиться, дав обещание, что приобретем икону старца для своего храма. Состояние сына к моменту ночного полета немного улучшилось – он смог встать. Забегая вперед, скажу, что полное выздоровление наступило буквально в течение пары суток. Мы прилетели в Самару, и в каждом храме сын первым делом заглядывал в церковную лавку и спрашивал об иконе. Но икон нигде не было. Мы поехали на православную ярмарку, но и там не могли ее найти. Помолившись у святынь, привезенных на ярмарку, я только и думала: «Старче Гаврииле, неужели мы не сможем исполнить обещание?» Вдруг – я не преувеличиваю – ноги сами понесли меня совсем не в тот ряд лавок, в который я хотела пойти. «Ничего себе – не выспалась», – посмеялась я про себя и… оказалась у лавочки грузинского монастыря, чуть ли не половина которой была посвящена старцу Гавриилу. «Конечно, это он Вас привел!» – выслушав меня, радостно заключили послушники. Слушая их, я вспоминала историю, о которой читала недавно. Женщина хотела вернуться на родину и просила об этом святого Гавриила. Однако, явившись ей, он сказал: «Как же ты говоришь, что молишься мне? Где у тебя икона, где акафист?» Я выбирала икону для храма, стояла и думала: а у меня нет до сих пор ни иконы, ни акафиста – получается, и мне он мог бы то же самое сказать? И точно на этих моих мыслях послушница вдруг сказала мне: «Я подарю вам его иконочку и акафист!» Подаренная икона оказалась точно такой, какая была напечатана и наклеена на святое масло, хранившееся у нас дома. К слову сказать, акафистов старцу Гавриилу в сети много, но именно того, который мне подарили, я, «перекопав» интернет, так до сих пор и не нашла. В лавочке стояла большая икона старца, освященная на его мощах. Мы помолились обо всех, кому обещали свои молитвы, а потом я осталась, чтобы высказать старцу и свою личную просьбу, попросить его совета. Сразу после этого мне вдруг сказали: «Возьмите – это его кровь». Речь шла о маленькой фотографии… пробирки с кровью. Оказалось, что некогда святой старец лежал в больнице, у него брали анализы. После его успения про эту пробирку забыли и нашли только через долгое время. Анализ показал, что эта кровь находится в таком состоянии, будто ее только что сдали.

http://pravoslavie.ru/116300.html

Своей миссией, если так можно сказать, в этой ситуации мы избрали стремление к успокоению и внушению чувства меры собеседникам. Следя за новостями в СМИ, можно подумать, что весь мир оказался в лапах коронавируса, и это заметно по чрезмерной реакции некоторых местных Церквей. Как и везде, здесь, в Финляндии, люди тоже не допускаются до богослужений в храмах, а возможность Причастия значительно ограничена. Как будто мы в своей Церкви перестали верить в Божию помощь и Его защиту, и направляем свои надежды лишь на медицинскую науку и общественные административные меры! Мне кажется, что важно помнить: пандемия, как и другие беды, испытания, попускается Господом по причине наших грехов. Поэтому требуется наше покаяние, как было подчеркнуто в обращении Митрополитов Кипрской Православной Церкви Неофита и Афанасия к пастве. Покаяние должно совершаться, прежде всего, от имени Церкви. Как показывает церковная история, именно через соборность, пламенную молитву и участие в таинстве Святого Причастия проявлялось народное покаяние. Следя за новостями в СМИ, можно подумать, что весь мир оказался в лапах коронавируса Пандемия обнаружила поверхностность и малость нашей веры. В этой ситуации есть много причин для внутреннего самопознания на всех уровнях Церкви. Мне вспоминаются евангельские слова, часто цитируемые нынче в проповедях: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 8). Я думаю, что нашим делом могло бы стать пробуждение здесь, на финской земле, такого созидательного самопознания. И Церковь должна им помочь в этом – где же людям искать защиты, как не у Церкви? – Можно ли сказать, что в положении, в котором все мы оказались сегодня, есть и положительные стороны? Вот, нахожусь я в изоляции: что в этом для меня, христианина, хорошего? – Конечно же, в этой пандемии можно найти многие добрые семена, которые могут обеспечить хороший духовный рост в будущем. Господь попускает все это для нашего блага. Через испытания Он ведет нас к Себе, ради изменения к лучшему нашей жизни, её преображения, чтобы мы осознали: здесь мы находимся лишь временно и движемся к нашему окончательному и последнему месту в вечной жизни. Хочется надеяться, что мы сможем услышать призыв Господа – и не забудем свой духовный опыт, когда этот кризис пройдёт!

http://pravoslavie.ru/130497.html

Уступить и выжить Можно сказать, что ребенка, затем подростка, затем молодого человека у нас в принципе не учат культуре поведения – система такого обучения отсутствует как таковая. У нас человек просто приучается к тому, что видит дома, в школе, среди сверстников. Но в целом в мире, с поправкой на национальные традиции, существует некая наука, или, можно сказать, некое искусство, хороших манер. Мы с вами знаем, что христианство, входя в жизнь этого мира, наполняло собой в том числе и различные хорошие сами по себе формы, существовавшие в мире языческом. Многие святые, в том числе вселенские учители и святители Церкви Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , были вполне искушенными в знании философии и прочей «эллинской премудрости» – и это их только обогащало. Тем более и нам стоит смотреть на существующую цивилизацию не с точки зрения вынесения над ней суда, а с точки зрения того, чем мы можем внутренне обогатиться. Нас, увы, с детства приучают воспринимать жизнь как большую давку, в которой непременно надо стать первым Взять хотя бы, к примеру, такую не христианскую совершенно по своим традициям страну, как Япония . Там в поведении людей очень много с нашей точки зрения чудного – того, что вряд ли получится и вряд ли стоит интегрировать в наш российский или европейский опыт. Но мне, например, когда я был в Японии, была очень заметна одна деталь: при той массе населения, которая там передвигается по улицам, практически невозможно было друг с другом столкнуться, с кем-то не поделить какое-то пространство. Идешь ты, допустим, куда-то и вдруг оказываешься в потоке людей, которые движутся в противоположную сторону. «Всё, – думаешь, – сметут». Но тебя все обходят, расступаются перед тобой. Или если ты пытаешься войти в дверь, тебе опять же однозначно уступят и дадут возможность пройти. А всё потому, что этих людей учат с детства: есть такая добродетель – уступать. И им просто не приходит в голову поступить как-то иначе. А у нас детей подчас приучают к тому, что вся окружающая действительность – это некая большая очередь или большая давка и, чтобы выжить, в этой очереди и в этой давке нужно обязательно быть первым.

http://pravoslavie.ru/101667.html

Но вот возводим мы свои очи, быть может скажет кто-нибудь из вас, но где же жатва, которая могла бы порадовать нас, не наша жатва, но жатва Господня? Лучше ли стал народ, лучше ли стало человечество? Вот уже девятнадцать веков мир оглашается словом Спасителя, а между тем, когда подумаешь, каково еще и сейчас сердце человека, какова нравственность христианского мира, когда представим себе все это громадное пространство христианского мира, скорее похожее на бесплодную пустыню, чем на богатую ниву, то невольно задаешься вопросом: где же эта жатва, о которой говорит Господь? Не должны ли мы напротив сказать, что сердце человеческое осталось таким же, каким было и прежде? Но так именно казалось на взгляд человеческий и тогда, когда Господь останавливался своим взором на современном Ему израильском народе. Более восемнадцати веков Бог руководил народом этим, призывал его, увещевал, предостерегал через пророков, и однако он оказался подобным стаду овец, потерявших своего пастыря. «Видев народы, – говорит евангелист, – милосердова о них, яко бяху смятени и отвержени яко овцы, неимущия пастыря» ( Мф.9:36 ). И что же? Как ни худо, как ни печально было нравственно-религиозное состояние народа, среди которого проповедовал Спаситель, он не приходит однако в уныние при взгляде на этот народ, но говорит: «Жатвы много», и это говорит Тот, всевидящие, божественные очи Которого гораздо лучше могли усматривать порчу народа, чем мы. Две силы в мире ведут борьбу из-за господства, – это сила добра и сила зла, и первая всегда встречала и встречает препятствия со стороны последней. Доказательством сему – сам Господь, заплативший Своею кровь за любовь к человеческому роду, доказательством тому и целый сонм мучеников, пострадавших за имя Христово. И, однако не тот прав, кто с отчаянием говорит: «Все погибло, ничто уже не поможет», но прав наш Спаситель, который говорит: «Жатвы много». Не тот прав, кто везде и всюду видит только зло и неисправимую порчу нравов, но тот, кто усматривает в людях черты, которыми Господь все еще привлекает к себе народ свой вопреки всякому противодействию со стороны людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Получив твои письма одно чрез почту целое, а другое в отрывках без начала и конца чрез м. Кесарию, я был очень рад, что ты по первому требованию исполнила мое желание, прислав портрет неуклюжего старика и не сняв с него себе копии. Присылкою оного ты успокоила дух мой, приходивший в смущение от мысли, что бедного монаха память, сверх всякого со стороны его желания, должна остаться здесь, не в подвижнических делах монашеской жизни, а в пустой рисовке портрета, достойной смеха и презрения, в портрете, не стоющем ни малейшего значения, по причине его несообразности жизни и дел того, кто в нем представлен. Признаюсь, я был крайне обижен, что это сделано со мною было без моего согласия, ибо портрет этот остался бы на обличение нерадивой моей жизни, а не на пользу другим. Теперь я спокоен: портрет получен, и я благодарю тебя усерднейше, чадо, за то, что ты, без всякого прекословия, с первым случаем прислала мне оный. В этом ты поступила весьма благоразумно. И мне ничего не остается сказать тебе, как только: да простит тебя Господь! Варвара Ильинична, при теперешнем болезненном ее состоянии, много нуждается в пособии и в финансовом и медицинском; но все-таки советовать ей не следует, чтоб она решилась ехать в Москву лечиться: по моему мнению, лучше будет, если она согласится пользоваться в Турановке, где все средства под рукою, чем в Москве, которая за свое гостеприимство потребует с нее много, а польза чуть ли будет не одинакова. Если Господу угодно, чтоб она оправилась от своей болезни, то и тут выздоровеет и восстанет от одра болезни. Для Господа все равно, здесь ли послать ей Свою всемогущую помощь, или там! Ты хотела просить на жительство к себе из Гамалеевского монастыря монахиню Маргариту; но уверена ли ты в том, что уживешься с нею? Да и мать игумения Клеопатра согласна ли будет на ее в свой монастырь принятие? Притом, надобно наперед сообразить еще и средства свои, станет ли их для обоих вас. В противном же случае, ты сделаешь то, что ей не доставишь спокойствия и сама потеряешь душевный мир. Надобно все начинать с благоразумием! Ты хвалишься тем, что дядюшка подарил тебе старинной печати Библию , и ты начала заниматься уже чтением оной? Но полезно ли для тебя занятие это? Не лучше ли будет, если станешь читать постоянно: Авву Дорофее , Лествичника, перевода покойного старца Макария, книги Аввы Варсанофия, аввы Исаии и Марка Подвижника , в писании коих виден дух подвижнической жизни и неуклонный путь к вечному блаженству, а не Библию , которая нужна более светским, чем монахам? Им-то ее и читать, а не нам. Старец о. Макарий кланяется тебе. Четки о. Евфимию переданы. Евдокии Молчаливой твоей послушнице передай мое грешное благословение. Прости. Желаю тебе душевного спасения и испрашивая на тебя благословение Божие, молю Господа, да даст тебе проводить св. дни душеспасительного поста в добром здоровьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Человек оказывался в тяжелейшей жизненной ситуации, но происходили такие случаи, когда под эти дни, под эти даты случались малозначимые моменты, а в итоге они перерастали в чудеса. И люди их вспоминали и старались с этими днями связать очень многое. И мы сегодня поговорим о подвиге Евгения Родионова. Это тоже связано с майскими днями. И о подвиге Любови Васильевны Родионовой, его мамы. Трудно даже себе представить, что человек, мать, оказавшись в такой ситуации, сохранил разум, самообладание. Ее можно смело назвать «Родина-мать», с которой берут пример многие. Я часто с ней разговариваю. И даже вчера у нас с ней был разговор, и она готовилась к этой дате. В общем, для нее, как она сама говорит, это просто день рождения сына. Но люди приедут, более тысячи человек. Это те, которые могут приехать реально, не говоря о тех, кто хотел бы мысленно здесь оказаться. Уже есть шесть храмов Евгения Родионова. Есть много икон, которые написаны, и эти иконы, этот образ начинает людям реально помогать в нашей непростой жизни. -Виктор, до прославления, как мне говорят, не пишут иконы? -Ну, это такое легкое лукавство. Почему? Дорогие братья и сестры, иконы пишут к прославлению. Каждый имеет право молиться святому. Мы сегодня поговорим с Виктором о храмах, в которых почитают воина Евгения. Дорогие братья и сестры, вы простите нас, потому что мы с Виктором старые друзья, и нам тяжело на «вы», поэтому чтобы не сбиваться, будем обращаться на «т ы». Знаешь, Виктор, мне бы сегодня хотелось поговорить вот о чем, кроме воспоминаний о чудесах святителя Николая. Почему часть нашего общества, исповедующая, так сказать, либеральные взгляды, не воспринимает ничего героического? Почему при упоминании о подвигах им становится плохо? Вот недавно, дорогие братья и сестры, разгорелся скандал, и сейчас об этом передачи снимают и в интернете об этом много говорят. Леонид Гозман, один из лидеров оппозиции с Болотной, либерал и личный заместитель Чубайса, второй номер Чубайса в РАО ЕС, сейчас в нанотехнологиях заместитель Чубайса, он оскорбил память ветеранов. Он сравнил СС -преступную организацию, осужденную Нюрнбергским трибуналом, с нашим СМЕРШем, армейской контрразведкой. Сказал что это одинаково преступные организации. Причем он сказал, что у СС была красивая форма, а у СМЕРШ не было таковой, только этим они и отличались. Так вот дорогие братья и сестры, кто не знает, я хотел бы пояснить. СМЕРШ -это военная контрразведка, которая занималась борьбой с диверсантами и разведкой противника. Это управление контрразведки, которое никогда ни к каким репрессиям отношения не имело. И Гозман оскорбил героев Великой Отечественной войны. Он сравнил наших героев с эсэсовцами. Это были отборные гитлеровские дивизии. Эсэсовцы составляли охрану концлагерей, отличались невероятной жестокостью. Были так называемые зондер-команды СС, которые жгли наши деревни и уничтожали наши города и мирных жителей. И поэтому это сравнение оскорбило всех ветеранов.

http://radonezh.ru/text/stoit-tolko-vkly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010