Какая опасность существует сейчас в современном мире? На мой взгляд, это без сомнения секуляризм. Секуляризм вместе с материализмом предоставляют б о льшую опасность, чем прямые гонения на христиан. Не важно, какая это страна — Россия или Греция, Великобритания или США — телевидение везде одинаковое, совершенно далекое от христианского мировоззрения. Раньше Церковь охватывала все стороны жизни человека. Сейчас, конечно, это не так. Но мы должны   стараться сохранить христианское мировоззрение неизменным! — Вы совершенные правы, наш   Интернет журнал «Правмир» — один из самых больших православных Интернет-журналов, однако, пожалуй, все православные издания вместе взятые с трудом могут хотя бы минимально противостоять лавине деструкции многих светских   СМИ.. . — Не теряйте уверенности в себе. Я вижу, что православные издания в России очень стараются, но, конечно, для усилий нет предела. Надо стараться делать больше. Но я прекрасно вижу, насколько улучшился уровень издания христианской литературы в России по сравнению с положением во времена коммунистического режима, когда существовало огромное количество запретов. Сейчас остальной христианский мир может читать прекрасные и очень ценные вещи, изданные в России. Это, прежде всего, публикации по богословию, но также и жития святых, описания паломнических мест в России.  Также было написано много о свидетельстве о Христе. — Секуляризм представляет для детей, возможно, большую опасность, чем для взрослых. Как Вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы для ребенка воскресный поход в Церковь не превратился в наказание, чтобы церковная жизнь была в радость? — К сожалению, у меня нет большого опыта общения с детьми, потому что вот уже 35 лет я преподаю в университете. Поэтому, думаю, у меня есть, скорее, опыт общения с большими детьми, а не с маленькими. Но должен сказать, что в нашем приходе в Оксфорде очень много маленьких прихожан, и я, конечно, общаюсь и с ними. Вы абсолютно правы, затрагивая эту проблему. Ведь для детей церковная жизнь, действительно, может в какой-то момент стать скучной или превратиться в тяжкую, кем-то навязанную обязанность, которая не приносит никакой радости.

http://pravmir.ru/vladyka-kallist-uer-zh...

- Для многих театр АТХ до сих пор остается загадкой. Например, тот факт, что почти все его актеры разными путями пришли в Православие, стали воцерковленными людьми... - Почему - загадка? АТХ - это был театр-семья, где все мы были друг другу интересны, прежде всего как личности. Многие актеры даже не подозревают, что в театре такое возможно, когда спектакль рождается именно из общения, из соприкосновения душ, из живого человеческого интереса друг к другу. Не случайно почти весь АТХ впоследствии пришел к вере. Я много думал на эту тему. Искренность, открытость, творческая свобода, но при этом - безусловное подчинение авторитету, каким для всех нас был режиссер Иван Иванович Верховых. Сочетание личностей в спектакле - как краски на палитре у художника. И что-то похожее, но только возведенное в степень, многие из нас нашли в храме, где тоже есть сопричастность, братская любовь... - В последнее время многие знаменитые актеры говорят о своем православном вероисповедании. Евгений Миронов, Владимир Конкин, Станислав Любшин, Николай Бурляев, Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Алексей Петренко - всех и не перечислишь. В Москве это если не мода, то заметная тенденция. А что можно сказать о театральной среде Саратова? - У нас в Саратове такая " мода " не слишком заметна. Хотя, может быть, я просто недостаточно общаюсь с коллегами. Но когда бываю в Москве, там, действительно, актеры много говорят на тему религии, для многих храм стал важнейшей частью жизни. Мне повезло играть в спектакле " Валентинов день " , который поставил московский режиссер Виктор Рыжаков. Он верующий человек, у него и брат священник, но при этом - современный, неординарно мыслящий. Было очень интересно вместе поработать. Мое глубокое убеждение, что актеры должны крепко держаться за веру, иначе может унести куда угодно, и концов не найдешь. Например, у нас в АТХ был довольно темный период увлечения дуэндо... - А что это такое - дуэндо? Какое-то учение? - Ну не совсем. Испанский поэт Гарсиа Лорка в свое время придумал такую штуку. Это некий демонический образ, который творческий человек, в частности актер или поэт должен в себе воспитать. Как бы родить в своей душе некоего " черного человека " , который поможет обрести в творчестве безграничную свободу, развязать в тебе духовные силы...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Какая опасность существует сейчас в современном мире? На мой взгляд, это без сомнения секуляризм. Секуляризм вместе с материализмом предоставляют большую опасность, чем прямые гонения на христиан. Не важно, какая это страна — Россия или Греция, Великобритания или США — телевидение везде одинаковое, совершенно далекое от христианского мировоззрения. Раньше Церковь охватывала все стороны жизни человека. Сейчас, конечно, это не так. Но мы должны   стараться сохранить христианское мировоззрение неизменным! — Вы совершенные правы, наш Интернет-журнал «Православие и мир» — один из самых больших православных Интернет-журналов, однако, пожалуй, все православные издания вместе взятые с трудом могут хотя бы минимально противостоять лавине деструкции многих светских   СМИ... — Не теряйте уверенности в себе. Я вижу, что православные издания в России очень стараются, но, конечно, для усилий нет предела. Надо стараться делать больше. Но я прекрасно вижу, насколько улучшился уровень издания христианской литературы в России по сравнению с положением во времена коммунистического режима, когда существовало огромное количество запретов. Сейчас остальной христианский мир может читать прекрасные и очень ценные вещи, изданные в России. Это, прежде всего, публикации по богословию, но также и жития святых, описания паломнических мест в России.  Также было написано много о свидетельстве о Христе. — Секуляризм представляет для детей, возможно, большую опасность, чем для взрослых. Как Вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы для ребенка воскресный поход в Церковь не превратился в наказание, чтобы церковная жизнь была в радость? — К сожалению, у меня нет большого опыта общения с детьми, потому что вот уже 35 лет я преподаю в университете. Поэтому, думаю, у меня есть, скорее, опыт общения с большими детьми, а не с маленькими. Но должен сказать, что в нашем приходе в Оксфорде очень много маленьких прихожан, и я, конечно, общаюсь и с ними. Вы абсолютно правы, затрагивая эту проблему. Ведь для детей церковная жизнь, действительно, может в какой-то момент стать скучной или превратиться в тяжкую, кем-то навязанную обязанность, которая не приносит никакой радости.

http://patriarchia.ru/db/text/355917.htm...

Женщина пришла на исповедь. И сразу начинает много и быстро говорить. Не по делу. Я хочу остановить ее, спросить, как зовут, задать кое-какие вопросы. Но женщина меня не слушает и продолжает, продолжает говорить. Я: – Подождите, я хотел… Она: – И еще, батюшка… – Ну, стойте же, дайте сказать вам слово… – Сейчас, батюшка, ой, извините, еще у меня… И опять без перерыва. Думаю, чем все это закончится. Дал ей высказаться. Минут через пять-семь словесный поток иссякает. Женщина замолкает, смотрит в бумажку с записанными грехами. Я, выждав паузу, открываю рот, она тут же: – Ах, чуть не забыла, еще один грех: я много болтаю, всех перебиваю и никого, кроме себя, не слушаю… Эту удивительную, почти «библейскую», вывеску я увидел в Анапе Часто спрашивают: почему в Церкви есть недостатки, ведь мы называем ее Святой? На эту тему самое лучшее из тех, что знаю, – замечание протопресвитера Николая Афанасьева: «Действие эмпирических фактов на церковную жизнь до известной степени является естественным и законным. Это есть та дань, которую платит Церковь за свое пребывание в эмпирической жизни» (статья «Неудавшийся церковный округ»). Как верно! За пребывание в реальном, нашем, к сожалению, далеко не безгрешном, мире приходится платить тем, что и на святых членов Церкви – и на мирян, и на батюшек, и даже на архиереев – мир оказывает не всегда положительное влияние. Поэтому грехами служителей Церкви и вообще христиан соблазняться не стоит. Постараемся в самих себе минимизировать это воздействие эмпирии мира сего. Лето 2003 Давно мечтали посетить знаменитые Соловки. И вот – на поезде до станции Кемь, оттуда – на небольшом корабле до Соловков. Соловки   Величаво спокойный и в славе, и в бесчестии Соловецкий монастырь. Невероятно красивое небо, даже в самые темные часы ночи совершенно светлое. Огромные комары, сильные ветры. И, что бы мы ни делали (обедали, гуляли), – постоянное ощущение того, что эта земля, напитанная кровью христианских мучеников XX века, вопиет к Богу об отмщении. Здесь я несомненно прочувствовал, что слова Господа, сказанные Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» – больше, чем красивый оборот, этот вопль земли действительно можно услышать. Здесь так же все вопиет к отмщению, ибо большевиками было поругано и осквернено. И знаем, что «Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако – пыль от ног Его» ( Наум 1, 3 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/iz-dnevnika...

Наш скит еще не действует, как настоящий скит. Место, где он расположится – бывший Мальский Спасо-Онуфриев монастырь, упраздненный при Екатерине II, один из храмов бывшего монастыря сейчас приходской (Рождества Христова), а другой, разрушенный наполовину еще во время нашествия на псковскую землю польского короля Стефана Батория (XVI век) был в 2002 году отдан Псково-Печерскому монастырю. Сейчас идет реставрация, службы совершаются редко. Не все еще готово для принятия братии. А вообще в скиту обычно более строгий устав, больше молитвенное правило. Туда отправляют людей опытных, прошедших монашеский искус, показавших себя в духовном плане с положительной стороны. Не могу сказать, что все это я прошел. Я просто строитель – и не более того. В скиту жить тяжелее, чем в монастыре – со мной вместе иногда живут один-два человека, но большую часть времени я здесь один., Приходится самостоятельно принимать решения, заботиться о хлебе насущном. В духовном плане в скиту тоже тяжелее, потому что в монастыре ты огражден стенами, обстоятельствами монастырской жизни, а там предоставлен сам себе. Приходится больше напрягать духовных сил, чтобы как-то держаться на плаву, не расслабляться. Когда я был на Афоне, познакомился с отцом Николаем Генераловым, который в свое время восстанавливал русский скит Ксилургу. На многие вещи он просто открыл мне глаза. Я много лет наблюдал, что послушники приходят в монастырь с особым рвением, стремлением к подвигу, а через некоторое время смотришь – желание подвига ослабевает, это часто бывает после пострига, монах расслабляется, становится ленивым. Я спросил у отца Николая, почему это происходит. Он мне ответил так: когда человек приходит к Богу, то благодать идет впереди него, защищая его и открывая ему путь, и часто человек начинает мечтать о себе, мнить о себе, что он молодец, все у него хорошо. И тогда благодать уходит назад, человек остается один, а благодать идет за ним, готовая поддержать его в любое время. И человек начинает бороться с трудностями уже сам, и так совершенствуется духовно. А кто-то наоборот: расслабляется и рискует потерять все. Именно это происходило со мной, когда я оказался в скиту: очень велика была опасность расслабиться. Зайдешь к соседской бабушке за молоком, хочется посидеть подольше, погостить, побеседовать «за жизнь» – и сразу начинается пустая болтовня, обсуждение общих знакомых… Был бы я в монастыре, конечно, такого искушения не было бы.

http://pravoslavie.ru/52718.html

Если чрево у тебя на замке, то, может быть, спасешься от греха. А если двери у него отворены, то боюсь, чтобы плоть не сделалась наглой. Когда тело усмирено, усмиряется вместе с ним и бесстыдная похоть. Вино – это желчь для девственников, приносит им много бесславия, а гнев доводит до неистовства. Все это – путь к смерти. Насколько девство предпочтительнее супружества, настолько брак предпочтительнее сомнительного девства. Посему и ты, ревнитель совершенства, или вполне возлюби чистое девство, если имеешь к нему силу и расположение, или избери супружество, – как говорят, второе, тоже доброе, плавание. Но избегай тех, которые хотят совместить ту и другую жизнь, – и безбрачную и брачную, то есть примешивают к меду желчь, к вину грязь, к священному Салиму злочестивую Самарию ( 113, 618 ). Брак – доброе дело, но не могу сказать, чтобы он был выше девства. Ибо девство не признавалось бы высоким, если бы не было из лучшего лучшим. Да не огорчаются этим носящие узы брака! «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» ( Деян. 5, 29 ). Напротив того, девы и жены, соединитесь, составьте единство в Господе и служите друг другу украшением! Не было бы и безбрачных, если бы не было брака, ибо откуда бы явился на свет и девственник? Не был бы брак честен, если бы Богу и жизни не приносил девственников. Почитай и ты (девственник) мать свою, от которой происходишь; почитай и ты (связанный супружеством) происшедшую от матери как мать, хотя она и не мать, но невеста Христова. Красота видимая не скрыта, а незримую видит Бог: «Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом» ( Пс. 44, 14 ), то есть украшена и делами, и созерцанием. И вступившая в брак да принадлежит Христу: и дева да будет всецело Христова! Одна да не прилепится совершенно к миру, другая да вовсе не будет от мира! Что замужней принадлежит частично, то девевсецело. Ты избрала жизнь ангельскую, стала в чине безбрачных не ниспадай в вещественное, не сочетайся с веществом, когда ведешь жизнь безбрачную. Блудный взор не охранит девства; блудный язык вступает в общение с лукавым... Пусть будет девственной и мысль – пусть не кружится, не блуждает, не носит в себе образов того, что лукаво. Это уже часть любодеяния; пусть не созидает в душе ненавистных кумиров! ( 116, 231–232 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Недовольство Сазоновым – его пассивностью – однако не прекратилось: «что за позорную комедию разыгрывают там (Италия и Греция) и в Румынии»... Мое личное (курсив А.Ф.) мнение – наших дипломатов следовало бы повесить» 238 . «Я нахожу, что Сазонов мог бы запросить греческое правительство, почему оно не выполнило своего договора с Сербией – греки ужасно фальшивы» (1 ноября). При всем желании нельзя сказать, что А.Ф. вела интенсивную кампанию против Сазонова, как это было в иных случаях, и как это должно было бы быть, если бы смена Сазонова знаменовала собой подготовку к коренной перемене правительственного курса в международной политике. Следующая отметка о Сазонове относится к 17 марта, т.е. через 4½ месяца. 17 марта А.Ф. вновь ставит вопрос об отставке Сазонова: «хотелось бы, чтобы ты нашел подходящего преемника Сазонову, не надо непременно дипломата! Необходимо, чтобы он уже теперь познакомился с делами и был на стороже, чтобы на нас не насела позднее Англия, и чтобы мы могли быть твердыми при окончательном обсуждении вопроса о мире. Старик Горемыкин и Штюрмер всегда его не одобряли, так как он трус перед Европой и парламентарист, а это была бы гибель России...» После этого имя Сазонова в переписке не попадается, вплоть до его совершившейся уже отставки: «Теперь газеты обрушились на Сазонова 239 , что ему должно быть чрезвычайно неприятно после того, как он воображал о себе так много, бедный длинный нос». (17 июля). Письмо 17 марта было тем самым письмом, во время которого перо А.Ф., страдавшей головной болью, летало, «как безумное». Чтобы избежать кривотолков этого письма, поскольку оно касается Сазонова, надо обратить внимание на то, что оно является как бы откликом разговоров о будущей мирной конференции, которые велись в окружающей среде. Этот вопрос наиболее полно развит был в апрельском письме Царю в. кн. Николая Михайловича. На этом письме более подробно нам придется еще остановиться. Вел. князь-историк сомневался в том, что на будущем судилище Германии, где придется считаться с большими аппетитами союзников, дипломаты сумеют справиться с нелегкой задачей охранения интересов России: «Не только я один, но и многие другие на Руси изверились в прозорливости наших представителей иностранной политики», – писал Ник. Мих., намекая на то, что делается «в стенах у Певческого моста», т.е. в министерстве ин. д. В воспоминаниях писателя-дипломата бар. Шельнинга также определенно выступает недоверие к «недальновидной» уступчивости Сазонова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

— Когда вы встречаете людей, как вы их к себе располагаете, в чем секрет обаяния? — Это несложно. Все Евангелие об этом и говорит — как любить Господа и ближнего своего. Любить ближних, даже врагов — легко. Когда человек любит врагов, он, во-первых, исполняет заповедь Божию. Во-вторых, подражает Творцу, который есть высшая любовь. В-третьих, делает доброе дело милосердия нуждающемуся человеку. В-четвертых, выстраивает в себе любвеобильный характер. Такой характер человеку нужен, потому что человек, который не любит, он как странник в пустыне, который жаждет, хочет напиться воды, а ее нет. Мы так созданы Творцом, что любить Бога и ближнего — смысл нашего существования. Мне кажется, если человек к этому подходит с молитвой, искренне, обязательно Господь человека утешит, поможет. Наши души очень мягкие, нежные, их легко покорить. Но есть души жесткие как сталь, такие требуют не только мягкого слова, но и примера, нуждаются во внешних чудесах, чтобы было какое-то знамение от самого Творца. Был случай у святых отцов. У преподобного Антония Великого было два келейника: святые Макарий Великий и Макарий Египетский. Антоний им говорил: «Когда придет к вам бездуховный простолюдин, скажите: " Авва, пришел египтянин " , накормите и отпустите его с миром. А если придет человек любознательный, философского строя, скажите, что пришел израильтянин. Приведите его ко мне, я с ним поговорю. У нас нет времени всем уделить одинаковое количество внимания, но есть души, которые нуждаются в этом, а есть те, кто еще не проснулся к духовной жизни. — Из людей знаменитых, известных — к кому сложнее всего было найти подход? — Я бы не выделял так, у Господа все равны. Господь так создал человека, заложил в его сердце любовь к Богу и ближнему. Как монахи настраивают себя, чтобы не осуждать ближнего своего? Когда монах заходит в келью одного брата, смотрит, что у него как аптека — все по полочкам, аккуратно, чисто. Нужно не осуждать его в связи с тем, что он уделяет очень много внимания таким внешним деталям. Монах себе говорит: «Какая у брата прекрасная душа: у него все гармонично, полный порядок». Приходя к другому брату, смотрит, а у него под святым уголочком валенки, носки, грязно. Чтобы не осудить его, какой он ленивый, надо сказать: «Какая у брата душа боголюбивая, ему некогда даже убирать келью — он все время молится». Всегда надо найти способ, чтобы видеть в человеке только добрые качества.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5831995...

– Через отца Николая вы и познакомились с владыкой Антонием? – Да. Он тогда уже был связан с владыкой Антонием, и через него, видимо (я точно не помню) к нам попадали тексты бесед владыки. И что интересно, они просто поразительно отличались от всего того, что мы слышали до этого! Отец Николай очень любил владыку, и как только представилась возможность с ним встретиться (владыка приехал к отцу Николаю для беседы), отец Николай позвал на эту встречу близких ему людей. И мы с мужем были среди них. Когда мы приехали, все стулья, кресла и диваны в комнате были уже заняты, и я села на ковер, предусмотрительно положенный хозяевами посередине комнаты. И, как потом выяснилось, оказалась ближе всех к владыке. Владыка приехал, но в комнате появился не сразу, он долго продвигался по квартире, благословляя тех, кто пришел позже и стоял в коридоре. Наконец, он вошел в комнату. Первое впечатление было очень сильным. О его пламенном взоре писалось и говорилось очень много, но это действительно поражало каждого. Он вошел, посмотрел на нас, сказал: « Христос посреди нас! », – и мы это ощутили! И все сидели, затаив дыхание, боясь нарушить эту емкую тишину малейшим шорохом. Владыка поздоровался, и начал читать «Царю Небесный…». И было ощущение, что мы как-бы поднялись на ступеньку выше по той духовной лестнице, на которую мы карабкались. Мы просто сами поразились… – Неужели впечатление было таким сильным? Вы сразу поверили ему? – Как бы вам сказать: это было как бы откровение о Человеке! То есть, такого человека, такого священника мы не видели раньше! Я уже со многими нашими известными батюшками к тому времени была знакома, была знакома со старцами. Мы ездили в Троице-Сергиеву Лавру , виделись и с отцом Наумом, и с отцом Амвросием… Они замечательные священники. Но то, что я увидела во владыке Антонии, просто поразило! Это было какое-то особое присутствие благодати, и каждый ощущал это. – А что же было потом? – Началась беседа. Темой ее было покаяние – как путь от тьмы к свету. Владыка говорил, что против тьмы можно бороться, только открывшись свету. Нужно решиться открыться и найти в себе этот свет, хоть в самой малой искре. Не тьму искать в себе, а свет, вчитываясь в Евангелие, и находя в нем сродное своей душе.

http://pravoslavie.ru/66613.html

Митрополит Иларион : Не могу не отреагировать на сказанное Вами о Чехове, хотя мы говорим о русской поэзии XX века. Мне кажется, Чехов представляет собой очень интересный пример человека, в котором, при отсутствии формальной, внешней религиозности, до конца дней остается религиозность внутренняя. Хотел бы обратить внимание на повесть " Степь " , где удивительным языком в трогательных образах изображена русская действительность, жизнь маленького мальчика, которого отправляют в школу. Там прекрасно выведен образ священника. Но и, конечно, рассказ " Архиерей " , написанный автором где-то за полтора года до смерти, когда Чехов уже тяжело болел и предчувствовал свою кончину. Он удивительно глубоко сумел проникнуть в этот внутренний мир русского архиерея, показать Церковь изнутри, донести ее атмосферу. Я думаю, что это редко кому удавалось. Подобное мы можем сказать и о многих наших поэтах, которые если и не были религиозными в формальном смысле, то в своей поэзии ощущали те отзвуки Неба, которые поэзию, собственно, и делают поэзией. В свое время мне было очень интересно познакомиться с одним из ранних стихотворений Бродского " Большая элегия Джону Донну " . У нас, наверное, мало кто знает этого английского поэта XVII века, который был еще и священником, и проповедником. Известна одна из его проповедей, содержащая такие слова: " Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе. Каждый человек – часть Материка, часть Суши Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому... " – а дальше те слова, которые знает весь мир, благодаря Хемингуэю – " не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе " . Эти слова стали эпиграфом к роману Хемингуэя. Джон Донн, как мне кажется, оказал влияние на поэзию Бродского, ибо " Большая элегия " создает очень глубокий, интересный и, я бы сказал, интимный образ верующего человека и окружающей его обстановки. П. Спиваковский : Действительно, стихотворение " Большая элегия " – удивительное. В нем вера Джона Донна воссоздана с большой силой и одновременно там тоска, идущая от автора, что он сам не имеет такой веры. Он, может быть, и хотел бы такого, но его представления о реальности совсем другие. И реальность в представлении Бродского очень страшная. У него много стихотворений о смерти как абсолютном уничтожении и абсолютной безысходности. Например, достаточно вспомнить балладу " Холмы " . Из более позднего " Только пепел знает, что значит сгореть дотла " . От человека на телесном уровне остается только то, что Бродский называет " свобода от целого: апофеоз частиц " ; но в духовном плане остается и нечто другое – душа, духовное начало. Бродский с удовольствием готов об этом писать, но для него это, все же, условность, к которой он очень привязан.

http://religare.ru/2_106837.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010