Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего Михаила и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко благ, прегрешения его, вольная и невольная, и вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче! Речь у гроба митрополита С.-Петербургского Исидора, произнесенная при выносе тела из покоев митрополичьяго дома в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, 9 сентября 1892 года. Возлюбленные отцы и братие! Господь судил нам быть свидетелями события великого, редкого и, можно сказать, исключительного. Мы молились и молимся у гроба великого старца, нашего руководителя, молитвенника и отца, почти целое столетие с редким самоотвержением и неустанною ревностию несшого тяжелое бремя многотрудного служения Церкви и Отечеству. Мы пришли проводить отходящого на вечный покой великого святителя, учителя учителей, пастыря пастырей, отца отцов. Он жил, трудился и светил, и согревал любовию и ласкою всех нас долго и долго, давно и давно. Ровно 67 лет тому назад он вышел из стен здешней, воспитавшей его, Академии на поприще церковной и общественной деятельности, работал все эти годы неустанно до последняго вздоха, и теперь мирно почил о Господе. Усталому нужен покой и многолетнему неутомимому страннику – постоянное жилище. В этом отношении к почившему более, чем к другому кому-либо, вполне приложимы слова: блажен путь, в который идешь ты ныне, потому что уготовалось тебе место упокоения. Но что сказать нам, братие, о себе, что сказать об осиротелой пастве? Сердце наше, удручаемое чувством скорбного сиротства, невольно поддается смущению и страху. Кто даст нам мудрый совет, кто поддержит нас колеблющихся, кто научит нас бодро и умело плыть по бурным житейским волнам? Когда вчера здесь, после вечерней панихиды, старейший из служивших архипастырей начал читать слова Евангелия: да не смущается сердце ваше, ни устрашает ( Иоан. 14, 27 ), душею нашею овладел невольный трепет. Этими словами Господа показался нам говорящим сам усопший наш владыка. В них послышался нам как бы его ответ на душевное наше настроение... Владыко святый! Отец наш! Какой же завет оставляешь ты для ободрения нашего нам, пристрашным теперь и смущенным в своем сердце твоею кончиною? Братие мои! Этот завет владыки для всех нас есть завет любви, неустанного труда и молитвы. В течение своей почти столетней жизни он сделал столько добра, оставил столько памятников любвеобильного своего сердца, что говорить о них надо было бы и много и долго. А сколько творил он добра незримого и никому неведомого! Про это знал только он один, да те, кого он удостоивал особого своего доверия в этом христианском деле, в котором левая рука не должна знать того, что творит правая. Прости мне, отец мой, владыка святый, что я говорю об этом при гробе твоем, провожая тебя на вечный покой! Не трубить хочу я о делах твоих, чего ты по истинно-христианскому твоему смирению никогда не любил, но ищу утешения и опоры для нас, скорбных и смущенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

ВОПРОС: Какова история центра кризисной беременности в России? ОТВЕТ: В России были попытки создать такие службы еще в начале 90-х - я повторюсь идея пришла с Запада и из США. Во-первых сразу как в России появилось движение «Пролайф» в 92 году, уже были несистемные попытки и сама практика помощи в той или иной ситуации. Были попытки создать центры кризисной беременности на основе зарубежных миссий. Они были в чем-то успешны, в чем-то, может быть, не очень, потому что прослойка протестантов в России достаточно узкая, и они очень сильно зависели от зарубежной помощи. Тогда был высокий курс доллара и это давало преимущества тем кто получает зарубежную помощь, а с другой стороны организации замкнутые на зарубежной помощи, зависимые, и как только это финансирование прекращалось, то закрывалась и сама по себе деятельность. Но опыт такой был. в разных городах который я думаю такой временный, но я не могу сказать, чтоб он был неуспешный. Следующий этап в истории развития Центров Кризисной Беременности - это 2000-й год . Наша организация – православный медико-просветительный центр «Жизнь» уже существовал достаточно много лет, имел какой-то опыт и мы открываем центр кризисной беременности в центре «Жизнь» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы, создаем горячую линию – телефон доверия по вопросам незапланированной беременности в кризисных ситуациях. Она, кстати, работает до сих пор. Мы открываем организацию, открываем систему помощи, находятся благотворители, регистрируем Фонд защиты семьи, материнства, детства. В том же двухтысячном году я написал методические указания о том как открыть ЦКБ, мы проводили обучающие семинары в начале нулевых годов и далее нас поддержал руководитель отдела благотворительности московского Патриархата владыка Сергий. Теперь у нас было довольно большое преимущество в том, что нас поддерживал синодальный отдел благотворительности на официальном уровне. Далее мы начали проводить съезды центров кризисной беременности, семинары в самом отделе. В этом отношении я бы хотел очень добрым словом вспомнить активность не только владыки Сергия, но и Анны Черкасовой, секретаря, которая положила очень много сил для организации этих семинаров и продвижении вообще этой темы, особенно в регионы, и во всякой практической помощи. Она была была сотрудницей отдела и много сделала. И так мы проводили каждый год в отделе благотворительности эти семинары, как-то решались вопросы финансирования, хоть и ятжело, и эта сеть начала расти. Я бы хотел также выразить благодарность отцу Алексею Тарасову из города Волжский, Волгоградской области, который много сделал не только для продвижения этого дела в своей епархии, но и на общероссийском уровне. Мы с ним совместно, в 2009 году, издали 2-ой том методического пособия «Организация деятельности в защиту материнства и детства». Обе эти книги доступны в интернете, остались они и в бумажном виде.

http://radonezh.ru/2018/11/21/centry-kri...

И давайте во время духовного безмолвия скажем себе: – Подожди! Ну-ка посмотрим: принадлежу ли я только Христу? Люблю ли я Его всей своей сущностью? Нет ли чего-то, что может отнять мою любовь к Христу? И тогда твое «я» ответит. Давайте позволим ему ответить. Или даже, как говорил святой Иоанн Лествичник , давайте заставим его ответить нам. Пусть наше сердце подскажет, где оно ошиблось. Поэтому наименьшее, что мы должны сделать, – это воздыхать, смириться, просить Христа, чтобы Он царствовал в наших сердцах, в нас, и говорить то, что говорим во время Божественной Литургии: «Благословенно Царство Отца, Сына и Святого Духа». Где это благословенное Царство? Ангелы и небеса благословляют Бога. И мы должны благословлять Царство Божие в нас, Бог царствует в нас, Он будет нашим Царем и Богом, и, таким образом, мы сможем сказать Ему: – Господи, я принадлежу Тебе, спаси меня. Я полностью принадлежу Тебе, спаси меня! Хорошо было бы, если человек задумается и спросит себя: – По-настоящему ли я люблю Бога? Иногда человек приходит на исповедь, плачет и рыдает об умершем, которого он любил. Ты соболезнуешь ему. Он хотел жениться на девушке, которую любил, а сейчас безутешно плачет. Но вопрос в том, люблю ли я так же Христа, как любил этого человека. Один святой говорил: – Господи, я очень хочу полюбить Тебя так, как я полюбил грех! Это великие слова. Потому что мы иногда любим вещи, страсти, грех и в течение всего дня думаем о них. Пусть будет наоборот, пусть это станет мерой нашего смирения и сравнения, то есть давайте так полюбим Бога, как много раз показывали, что полюбили грех и страсти. Поэтому, когда спрашиваем себя: «Принадлежим ли мы к Христу?», должны ожидать ответа, спрашивать и осуждать себя. Святых не судят после их смерти, потому что они уже осудили себя в этом мире, осудили свое эго и сказали ему: – Сядь на скамью подсудимых и ответь мне. Любишь ли ты Христа всем своим разумом, всей душой и всем сердцем и готов ли ты сказать: «Христос, я полностью принадлежу Тебе и готов исполнить волю Твою!»? Я не уверен, что ты готов это сказать и сделать.

http://pravoslavie.ru/119415.html

– Конечно, детские ощущения всегда отличаются от ощущений человека уже во второй половине жизни. Что для меня Великий пост сейчас? То же самое, что было и в детстве, только с другими, может быть, ощущениями. Почему? Потому что изменилась обстановка, изменились люди, изменились служащие священники. Изменилась и церковная жизнь: казалось бы, все вокруг внешне остается, как и раньше: с неизменными песнопениями, неизменным чтением Великого Покаянного канона Андрея Критского, но – изменились служащие в Церкви. И это самое главное, как я считаю. Можно размышлять о том, стали ли они лучше или хуже, – это уже, в любом случае, абсолютно другие люди! Люди, которые не переносили на себе те тяготы, что были у нас раньше в виде государственного атеизма и всего прочего, что его сопровождало. То есть это люди уже совершенно другого плана. Но я бы назвал еще один фактор: дело и в качестве. Возьмем, например, качество чтения в церкви. Умение прочитать текст, умение дать в чтении эмоциональную часть, так сказать, самовыражение и, я бы даже сказал, передать смысл читаемого – это встретишь сейчас очень редко. Например, Канон Андрея Критского понимать сегодня приходящему в храм народу очень и очень сложно. Люди-то пришли новые в Церковь! Когда я был маленьким, то бывало так, что и священника-то еле слышно и еле видно, храм в темноте, лампадочки горят только, но все равно – все было как-то по-другому! Одно-единственное могу сказать: у нас сейчас происходит возрождение Церкви именно в количественном смысле. Очень много открытых церквей, очень много стало возможностей для того, чтобы люди пришли в храм, не уезжая куда-то далеко. Им и стоять сейчас удобнее, и многое другое… Но некоторые священнослужители в настоящее время читают Канон Андрея Критского весьма посредственно: вечно куда-то спешат, торопятся, у них свои дела и т.д. И это все очень чувствуется! Нет больше той покойной, равномерной обстановки, соответствующей времени святого спасительного Великого поста. А на первой его неделе и должен пост очень хорошо ощущаться, потом он уже как-то становится привычным…

http://ruskline.ru/opp/2021/03/16/nastro...

Очень странно видеть в тексте, подписанном академиками утверждения, что «в спорах о происхождении человека давно поставлена точка». Очень странно, что люди, на словах выступающие против догматизма, сами провозглашают некоторые очень важные зоны человеческой проблематики находящимися вне вопрошания, критики, перепроверки и дискуссии. Теперь по сути. Церковь в России не ставит вопрос об изъятии преподавания эволюционистской теории из школьной или университетской программы. Мы, прежде всего, хотели, чтобы учащимся эта тема преподносилась как поле междисциплинарных исследований и дискуссий. И в этом смысле было бы уместным сказать, что в мире культуры есть много языков, много методов самопознания человека, и те ответы, которые предлагает дарвинистская теория, есть лишь один из способов понимания человеком своего места в нашем мире. Второе. Мы бы хотели, чтобы студенты и школьники представляли себе многовариантность современного научного мира. Академики, подписавшие данное письмо утверждают, что «эволюционистская  теория признана научным сообществом, как единственное разумное объяснение». Я рад увидеть, что эти академики разделяют ту точку зрения, согласно которой критерием истины в современной науке считается принятие той или иной теории мировым сообществом ученых. Однако именно этому критерию дарвинистская теория эволюции не соответствует. Есть недарвинистские, и даже религиозные эволюционистские теории - достаточно вспомнить Тейяра де Шардена, А. А. Любищева, теорию номогенеза академика Л. С. Берга. И каждый год в рамках Рождественских чтений мы встречаем десятки современных действующих ученых, которые иначе видят происхождение и развитие живого мира, нежели авторы дарвинистских учебников. Наконец, хотелось подчеркнуть, что позиция православного богословия не совпадает с позицией американских баптистских креационистов. В традиции русского академического богословия еще с XIX века - признавать за миром живого способность к самоорганизации и развитию, и поэтому мы можем включить эволюционистское видение как часть в нашу общую мировоззренческую картину. Мы не хотим отрицать и противоборствовать. Мы просто хотим, чтобы гипотезы оставались гипотезами, а естествознание и философия не подменяли бы друг друга. Думаю, что если дети узнают о глубине дискуссий, которые ведутся даже в мире биологии, это пробудет их интерес к тому, чтобы поступать в серьезные научные образовательные центры. А если ребенку сказать, что в такой-то дискуссии поставлена точка - это будет плохим приглашением. Именно в этом случае ищущий ум подростка отвернется от сциентистских догм и обратится к тем людям, которые сохранили способность задавать вопросы.

http://radonezh.ru/analytics/ne-nado-sta...

Мне почему-то кажется, что эти проблемы глубже. Иномарки священников - точно такие же иномарки, как и у любых других граждан. А если по Москве в настоящий момент ездит больше половины иномарок, то наверное, это потому, что - как знает любой автомобилист - примерно за одну и ту же цену можно купить новый ВАЗ или подержанный немецкий автомобиль, но последний будет служить дольше, работать надежнее и затрат вызывать меньше, чем продукт отечественного гиганта автомобилестроения. Про золотые купола красиво и образно сказал еще Высоцкий: " Купола в России кроют чистым золотом, чтоб чаще Господь замечал " . Но есть нечто, сказанное задолго до Высоцкого - в Евангелии. Вспомним рассказ об одном ученике Христовом. Этот ученик (звали его Иуда Искариот), заметив, что одна женщина в дни, предшествовавшие страданиям Спасителя на кресте, принесла драгоценное миро, стоившее целое состояние, и стала возливать его на ноги Спасителя и отирать их своими волосами, - стал очень возмущаться, говоря, что это бессмысленная трата денег и что нужно продать это ценное миро и раздать деньги нищим. Это было бы, говоря современными словами, социальным служением первохристианской общины. Но Христос Иуду не одобрил. Он сказал, что женщина поступила правильно, и что везде, где будет проповедано Евангелие, будет рассказано о том, что она сделала. И душой церковные люди всегда это знали: оторвать от себя не важно, большие деньги или лепту вдовицы - на то, чтобы купола сияли золотом, иконы были в иконостасе, благоухание ладана разносилось во время богослужения, - это Господь любит и примет. Это не значит, что нужно нищих забыть, но жизнь не одномерна, чтобы все в ней сводить на социальные траты. Есть в жизни еще и красота, глубина и онтологическая значительность. Слава Богу, всегда были миллионы людей, которые душой это чувствовали. Думаю, что и Вы чувствуете, и Ваши знакомые, на самом деле, это понимают. Не стоит так опошлять серьезные вопросы. А главное, не стоит обманывать себя: не из-за того люди не идут в Церковь, что кто-то услышал звонок мобильного телефона священника, заметил архиерея, проезжавшего в " Вольво " , или из-за золотых куполов Храма Христа-Спасителя. Да нет же. Причина в другом: не хочется человеку жить по-христиански, не хочется себя ограничивать, заповеди соблюдать, еще много чего делать... Но сказать себе напрямую - все мне это противно, это меня отталкивает - редко кто решится. Куда как приятнее сказать себе: я бы пошел в церковь, если бы она была другой, я бы исповедался, если бы попы были " потоньше " , я бы молился в этом храме, если бы он не золотом, а старым кровельным железом был по крыт, а так - увольте, так не буду. Но в этом будет коренная внутренняя неправда.

http://foma.ru/na-chem-ezdit-batyushkam....

Поколение Рахманинова – это поколение моих родителей. Это были достойные, хорошо образованные люди, и я видела глазами ребенка, как им было сложно на Западе. Валерия Ноллан, профессор русистики, пианистка – Как вы думаете, почему люди на Западе не очень ассоциируют Рахманинова с Россией и русским Православием? – С точки зрения Православия – Рахманинов не «рекламировал» свою веру, но с гуманитарной точки зрения поддерживал очень многое в православной жизни. Однако он все это делал очень тихо и держал в кругу семьи и друзей. А почему американцы не считают его русским американцем? Я не знаю, но, по-моему, они вообще не особо задумываются о разных этнических группах. Рахманинов же как-то втянулся в американскую жизнь, провел здесь очень много лет: уехал из России в 1917-м году, год провел в Европе, а с 1918 по 1943 годы – это очень много, четверть века – жил уже здесь в основном. Поэтому можно сказать, что он принадлежал и Америке – работал здесь, зарабатывал деньги, летом трудился в Европе, где сочинял музыку – и был ближе к России, среди других русских музыкантов и художников. И ближе к Православной Церкви, которая тогда была лучше представлена в Старом Свете, чем в Новом. – На ваш взгляд, можно ли назвать Рахманинова самым или по крайней мере одним из самых православных русских композиторов? И если да, то в чем это выражается? – Я бы сказала, да. Это очень хороший вопрос, но я не думаю, что он ставил себе такую задачу. Полагаю, что искусство и музыка у Рахманинова были на первом плане. Но вдохновение для него исходило из России, из русской природы, из русской культуры – как музыкальной, так и художественной. Он вырос во всем этом. И, конечно, он является православным композитором и музыкантом. Просто то, что он сочинял, исходило из его русской и православной идентичности. Рахманинов сам говорил, что все, что у него есть, – дано ему Богом. Эти его слова широко цитируются в научных работах о нем, и вообще хорошо известны. Кроме того, мы знаем, что Рахманинов очень помог Русской Зарубежной Церкви. Например, в том числе и на его средства (наряду с другими крупными жертвователями) был создан Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Он регулярно поддерживал в финансовом отношении Русскую Православную Церковь Заграницей в США, помогал духовенству на Аляске, а также Русской Православной Церкви в разных странах Европы. Этот список можно было бы продолжать. Но он не говорил о таких вещах, и мы знаем только благодаря письмам других людей о том, сколько он помогал, жертвовал, поддерживал. Можно сказать, без сомнения, что он помог Русскому Православию на Западе встать на ноги.

http://ruskline.ru/opp/2023/07/21/muzyka...

Скромно и невидно было положение женщины в древней Руси. Она не выступала на поприще общественной деятельности, зато тем более предоставлено ей было влияния в кругу семейной жизни: все нравственное и религиозное воспитание детей, можно сказать, исключительно от нее зависело. В особенности это надобно сказать о блаженной княгине Феодосии. Супруг ее, славный в истории Ярослав Всеволодович, бесспорно, обладал высокими качествами души; его глубокое благочестие вне всякого сомнения. Но он жил во времена слишком бурные, во времена княжеских ожесточенных междоусобий и страшного разгрома татарского. На его долю выпало слишком много забот правительственных, войн, походов, путешествий; и потому нельзя думать, чтобы он мог уделять еще время на труды воспитания детей своих; они оставались вполне на руках матери. Итак, преимущественно ее кроткому, но неотразимому влиянию надобно приписать развитие в чадах ее тех душевных качеств, которыми они стяжали себе славную память в потомстве и нетленные венцы у Господа и которые от них должны были перейти даже к следующему роду. Каковы же, надобно полагать, были душевные качества самой княгини, матери и воспитательницы двух знаменитых и святых сыновей ее? Нельзя сообщить того другим, чего сам не имеешь; если бы сама княгиня Феодосия не была святой, то едва ли бы могла сделаться матерью святых, уготовать чад своих для царства небесного. Действительно, такою и считали ее современники; древние летописцы единогласно называют ее святою. К сожалению, они слишком мало сообщают подробностей о ее жизни и делах; одно, если вдумываться в их сказания, остается несомненным, что она пережила много тяжких испытаний, горьких утрат, и что великие скорби, ниспосланные ей Провидением, без сомнения, были тем горнилом, в котором душа ее и наполнялась теплою любовию к Богу и очищалась от земных пристрастий. Предприимчивый, отважный дух влечет великого князя Ярослава, супруга кроткой Феодосии, к постоянным подвигам и опасностям; он почти непрестанно в отдаленных походах и кровавых битвах.

http://pravicon.com/info-3553

Мф.9:2 .  И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. (Ср. Мк.2:3–5 ; Лк.5:18–20 .) У Марка и Луки о событии рассказывается с большими подробностями, чем у Матфея ( Мк.2:1–12 ; Лк.5:17–26 ). Слова «веру их» ( ατν) должны прежде всего относиться к лицам, которые принесли расслабленного. Если бы и у самого расслабленного была сильна вера, то не было бы надобности напоминать ему о грехах. Весьма возможно, что сам больной мог смотреть на свою болезнь как на наказание за свои грехи. Таким образом, он мог страдать не только физически, но и духовно. Чтобы прекратить эти страдания, нужно было, следовательно, прежде всего исцелить его от душевной болезни. Поэтому, как бы откладывая дело чудесного исцеления, Христос говорит прежде всего: «прощаются тебе грехи твои». Произнеся эти слова, Спаситель «предварительно исцелил душу, отпустив грехи, если бы Он наперед исцелил больного, то это не доставило бы Ему большой славы» (свт. Иоанн Златоуст ). Мф.9:3 .  При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. (Ср. Мк.2:6–7 ; Лк.5:21 .) Слово «некоторые» у Матфея и Марка, по-видимому, показывает, что книжников было довольно много, но что не все они приняли участие в осуждении Христа. Книжники и фарисеи думали, что Он богохульствует потому, что присваивает Себе, как человек, прерогативы (прощения грехов), свойственные только Богу. Мф.9:4 .  Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? (Ср. Мк.2:8 ; Лк.5:22 .) Обвинение опровергается не только тем, что Христос исцеляет расслабленного (стих 6), но и тем, что Христу делается известным, о чем тайно размышляли или говорили Его враги. Уже одно это проникновение в их мысли могло бы им показать, что Он имел власть прощать грехи. Мф.9:5 .  ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? (Ср. Мк.2:9 ; Лк.5:23 .) Вопрос, предложенный книжникам, замечателен по своей глубине и тонкости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Слезы матери, горячие слезы о умирающем мальчике принудили блаженного сказать ей: «печаль свою возверзи только на одного Господа, и Он тебя утешит». Прошла ночь, проведенная святым в молитве, и мальчик пробуждается веселый и начинает играть. Припадши к ногам блаженного, благодарная мать просила – половину имения взять у ней; но кому так близка помощь свыше, тому ли земным обременять себя? И Трофим, чтоб не гонять себя с места на место из-за славы, которая следовала за ним, как тень, приходит в Пыскорский монастырь (ныне село Пыскор, на красивом месте повыше Усоля), – пред сим лет за пять основанный Аникой Строгановым, – и здесь, будучи 22 лет, поступил в монахи. Обновилась, яко орля, юность его и подобно как при крещении, дано было ему новое имя: Трифон. Среди малого братства немало дел было дано молодому иноку, крепкому духом и потому терпеливому в подвигах: приводилось ему ссыкать свечи, печь просфоры и пономарить; другое послушание: месить хлеб, носить воду и дрова даже из леса на себе, – (монастырь был у самого леса). Доставало усердия на все, – и за больными присматривать, и очищать их келлии от помета и сора; и все это исполнялось в радости, без роптания и лености. А ревность к молитве была такая, что летом он уходил в лес, обнажал себя до пояса, чтобы комары и мошки не давали ему заснуть на молитве. Церковной службы и келейного правила он не любил оставлять, называя это грешным делом: всегда находился в трудах, чтобы отогнать дух праздности и уныния. Не мимо идут слова пророка: «много скорбей у праведного» ( Пс.33:20 ). «Без беззакония текох», – мог бы сказать о себе Трифон, однако предается болезни, лишается пищи и сна, не может сам поворотиться и 40 дней остается в таком положении Трифон преподобный. Уже ждет себе не живота, а смерти, и предается умильному плачу, – не потому, что не хочется помереть, но об одном всегда его забота: как бы не лишиться вечной жизни. Плач затихает и праведник дремлет: и вот световидный юноша стоит на правой стороне и говорит «я твой хранитель, послан от Бога взять твою душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010