В наше слабое маловерное время, конечно, говорить о батюшке тяжело, потому что сами мы люди очень немощные и колеблющиеся, поэтому неудивительно, что нам бы хотелось, чтобы батюшка был прославлен, уже чтобы «во святых своих». Но вспомним святителя Феофана Затворника … кто он был до 90-х годов еще? Просто был архиерей, ни в святцах не было ничего, а теперь он в святцах, святитель Феофан Затворник . А ведь тогда же было видно и ясно, благодаря его служению, его писаниям: это был великий учитель веры Христовой и своим примером и словом очень многих привел к Богу… вот такое было время. Вот так и сейчас. А будет же время, обязательно будет, что в духовной академии будут изучать слова о. Понтия, обязательно будут, потому что это такие слова огненные, которые сказаны были из глубины души или даже, лучше сказать, по озарению Духа Святого. Вот такие писания дорого батюшки. Но сейчас они нам, грубо, конечно, сказать, не по зубам, а вообще сказать, ум наш не дотягивает. Как сказано было о святителе Иоанне Златоусте : «Углубил ты колодец настолько глубоко, что наши вервии, наше ведерко не достает до воды этой», вот так. Вышла книжка уже, и все знают, «Не оставлю вас сиротами». И что же? Что? Переменились люди? Вдруг они стали такие живые, такие ревностные, последовали за Господом, послушные, жертвенные, о себе совсем не думают, служат ближнему как Христу? Трудно. Раз-два и обчелся. Потому что я, мои мнения, мои стремления, мои желания преграду делают, остановку. Мы не можем, не можем сдвинуться с этого, падаем, поднимаемся, снова падаем, и вот такая наша сейчас жизнь. А ведь уже так много знамений всех, что, наверное, все-таки же всколыхнется человечество, значит, будет какое-то такое движение, что откроется, что вот такой ведь праведник, разберутся же в его святых словах и писаниях, поймут, о чем он говорит. Даже сейчас вот что-то, конечно, откроешь, прочитаешь… «Батюшка, как же ты это мог так написать и сказать такие слова?!» Да, ну только это, только можешь восхититься, да и все. А покажи на деле, что ты достоин его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Так началась моя жизнь в монастыре, окруженная заботой о. Софрония, глубоко личной. Я был действительно поддерживаем его молитвой, его любовью на протяжении остатка лет его жизни, которые был при нём. Это было три года. В последний год его жизни он настоял, чтобы я начал свое духовное образование. Старец считал это необходимым и хотел, чтобы это началось ещё при его жизни. Вот так началась моя монашеская жизнь в Англии в Иоанно-Предтеченском монастыре. прот. Александр : — Спасибо, о. Николай. Из того, что вы рассказали, уже видно, как много чудес, много перемен производит в жизни человека молитва. И в прошлый раз Вы много говорили о том, что для вашего монастыря особенно свойственна такая сосредоточенная молитвенная внутренняя жизнь. Так понимал о. Софроний, да и все, конечно, аскеты, подвижники смысл монашеской жизни. А как о. Софроний учил молиться, как помогал людям. Сегодня сказать, что у нас в России есть много наставников молитвы, людей, опытных в молитве, нельзя. И очень многие священники тоже сетуют на то, что не всегда могут ответить на возникающие вопросы у людей именно в этой, самой глубокой духовной сфере нашей христианской жизни. Что бы можно сказать, исходя из Вашего опыта общения с о. Софронием? иеромонах Николай: — Думаю, что у каждого в этом деле должна быть своя мера. Молитва по своему качеству и содержанию глубоко различна. У монахов   на Святой горе, которые пребывают постоянно в молитве – один уровень. У мирян, которые должны зарабатывать себе на жизнь – другой. Хотя совсем необязательно. Можно и в монастыре недостаточно уделять времени молитве. И поэтому о. Софроний во всём старался найти меру для каждого человека, чтобы молитва стала как бы естественным занятием его жизни. Не бременем, навязанным человеку, а именно естественным состоянием, чтобы жизнь текла гармонично, и молитва стала частью этой жизни. Я помню, что когда его сестра, Мария Семёновна, уже в старом возрасте написала ему письмо, что ей тяжело молиться, тогда он написал замечательное письмо о молитве. Оно было опубликовано в его книге «Письма в Россию». Он писал, что молитва – это есть предстояние пред Богом, а не есть просто вычитывание текстов или стояние перед иконами. Это глубоко внутренний сердечный акт. И для этого состояния — состояния предстояния пред Богом, – удобно всякое положение. И даже для тех людей, которые немощны, —   даже лежачее положение.

http://pravmir.ru/ob-otce-sofronii-saxar...

Грешникам спасение Пойте люди Пойте все Пой травинка малая В Вифлееме Во яслях Лежит дитя желанное Сколько сотен лет прошло С тех времён дремучих Брат брата убивает Да пред убийством мучает Как же можем о себе Сказать мы христиане Коль грехами каждый день Христа вновь распинаем Пойте люди Пойте все Пой травинка малая На Голгофе Стоит крест Висит дитя желанное (Дмитрий Гусев) «Так что ж, радоваться о том, что Господь взошел на Крест?» — сурово спросили на интернет-форуме много лет назад автора этой замечательной колядки. Было много споров, итог которым подвела Елена Тростникова: «…да как не радоваться? Если бы мы не радовались этому, то крестное знамение не было бы отличительным признаком христиан. Крест — высший символ любви и высшая победа, непобедимая. От Воскресения крест Христов неотделим, он — «свет Лица Твоего, Господи», нимб Спасителя — крещатый.» Христос страждет — для того чтобы воскреснуть, Христос рождается — для того чтобы живоносной смертью победить смерть — и радость — о тридневной Пасхе — Страстей и Воскресения… Радость — со слезами. Любовь с заплаканным лицом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 апреля, 2024 30 марта, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/radostopechalie-kresta...

С раннего детства я слушал рассказы родителей о том, как жила наша семья до войны. И я понял, что с одной стороны, было нанесено много обид – да это так. Но, с другой стороны, я понял, как сильно любили они эту землю – Судетскую область. Впервые я поехал в Прагу в 1974 году из Тэзе – в то время я еще не принес обетов и не был полноправным членом общины, – и я получил огромные впечатления от того, что мне довелось увидеть. Я смог встретиться с христианами, которые отсидели за свою веру в тюрьме, со священниками, подвергшимися суровым гонениям. Это были очень трудные годы для Церкви. И вскоре я понял, что это в наших силах – исцелить раны истории. И говоря лично о себе, я могу сказать, что тот факт, что мои корни в Судетах, сыграл определенную роль в выборе жизненного пути. Я видел, что община Тэзе делает так много ради создания взаимопонимания и доверия между Востоком и Западом – и, можно сказать, история общины и моя личная история встретились… Думаю, это стало одной из важнейших причин того, что я остался в общине. - Вам удалось побывать в родных местах ваших предков? - Да, я был в судетской деревушке, где жил мой отец. Получилось так, что отцу удалось сохранить связи с односельчанами-чехами. Меня приняли в доме друга детства моего отца. Более того, я был на кладбище и видел могилу моего прадеда, за которой этот человек всё время ухаживал. И я воспринял это как еще один знак того, что обиды прошлого могут быть исцелены. - Могли бы вы в нескольких словах сформулировать главную задачу Тэзе? - Своей жизнью в общине мы стараемся быть образом Евангелия. Мы бедные, несовершенные люди, у нас много недостатков. Но мы можем обратиться ко Христу и попытаться стать своего рода образом того единства, которое заповедовал Христос. Вот и всё. - В ходе истории Бургундия часто становилась духовным центром христианской Европы – совсем близко от Тэзе находилось знаменитое аббатство Клюни, немного дальше – Сито. Но сегодня в нескольких десятках километрах отсюда действует крупный буддийский монастырь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ещё лучше – выполнять наставление преподобного Ефрема Сирина: «Если не обольщаешься, когда тебе льстят, то не поскорбишь, когда злословят». Следует молча пропустить лесть мимо сердца, тихо вспомнить свои недостатки и вздохнуть: «Помилуй, Господи, и вразуми меня и собеседника моего». Можно при этом вспомнить ещё притчу о талантах и евангельскую истину «от всякого, кому дано много, много и потребуется» (Лк. 12, 48) и сказать себе, что, может, действительно, и сделал я нечто доброе, так ведь и дано мне было в жизни куда больше, чем иным, и любви, и возможностей, и образования, и много ещё чего. Другой бы со всем этим давно бы уже сделался святым. А ещё один хороший совет давал митрополит Антоний Сурожский: «Когда тебя хвалят, ты делай две вещи. Первое: запомни, за что тебя хвалят, и старайся стать таковым. А во-вторых, никогда не старайся людей разубедить, потому что чем больше будешь разубеждать, тем больше люди будут видеть в тебе смирение, которого в тебе вовсе нет». И последнее. Все внешне красивые плоды наших дел оказываются гнилыми изнутри, если добро делалось не ради самого добра и во имя Бога, а ради человеческого одобрения. «Видел я, – говорит святой Иоанн Лествичник («Лествица», слово 2), – весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми и как бы от подземного стока нечистот напояемые тщеславием, окапываемые самохвальством и удобряемые навозом похвал. Но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую». скрыть способы оплаты Комментарии Любовь 12 декабря 2018, 16:01 Спасибо Вам за добрые семена. Дай Бог их теперь взращивать. Читательница (Подмосковье) 14 марта 2016, 23:05 В дополнение: Вспомнился Б. Окуджава: " Давайте восклицать, друг другом восхищаться, Высокопарных слов не надо опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты - Ведь это все любви счастливые моменты " . Земная жизнь слишком быстротечна - нужно успеть сказать добрые и теплые слова тем, кто тебе дорог. Читательница (Подмосковье) 14 марта 2016, 22:42 За неимением времени скажу лишь, что лесть – это неискренняя похвала, а когда положительная оценка идет из сердца, то она к лести не имеет никакого отношения. Конечно, не следует перебарщивать, и понимать, кого и как можно хвалить. Кому-то похвала – во вред, а человека с хорошим иммунитетом к духовной прелести, который действительно заслуживает добрых слов, или человека, нуждающегося в поддержке, похвалить не грех. Главное, чтоб это было чистосердечно и с любовью.

http://pravoslavie.ru/91469.html

И это очень неважно то, что у нас получается в сегодняшний день. Потому что те дети и внуки, которые выросли  - они уже совсем другие, нежели были мы. И вот таким образом, когда я читаю всякие мемуары, где говорится, что в наше время все было лучше, я думаю: Господи,  что, чем дальше вглубь веков-тем идеальнее все было? Или люди, проходя путь своей жизни, в каком-то плане видоизменялись сами? Но каноны Русской церкви стоят незыблемо, также и ее устав, и так  далее, и так далее. Т.е. в данном случае я могу сказать: да, очень приятно, что церквей много, что в большинстве люди  ходят в церковь. Многие чего-то не понимают, потому что канон написан для людей, которые хорошо знают Священное писание, Священное предание и  Ветхий завет. Потому что там, на сравнениях очень много держится.  Т.е. надо очень много знать, чтобы осмысленно слушать канон Андрея Критского.   Знать Ветхий завет   и Новый, потому что там очень много сравнительных ассоциаций. И вот, если просто слушать - то становится непонятно одно, другое, третье, потому что если раньше изучали в начальных и в воскресных школах Закон  Божий, то теперь ничего этого нет. И поэтому чтение идет как бы само по себе, люди молятся сами по себе. В результате «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и «Многое множество моих Богородице, прегрешений» - это самое ясное, что из службы известно. Хотелось бы, чтоб наши пастыри хотя бы внятно и хорошо читали святой канон  Андрея Критского, чтобы интонационные, толковательные  расстановки шли как бы незаметно. Конечно, ни с кем не сравнится Святейший Патриарх Пимен, который великолепно, лучше всех на долгие-долгие годы читал канон Андрея Критского -  с толком, с расстановкой, с пониманием.  Даже если что-то было непонятно,  то человек домысливал. Потому что, чтобы верить и молиться – надо, прежде всего, понимать, что читается! Лучше Патриарха Пимена, по-моему,  не читал никто. -Благодарю Вас, Николай Сергеевич, за Ваши воспоминания, Ваши комментарии, которые, на мой взгляд, очень важны сегодня.  Мне хотелось бы еще и спросить о том, что Вам ближе – о церковном пении в храмах.

http://radonezh.ru/analytics/nikolay-ser...

И давайте во время духовного безмолвия скажем себе: – Подожди! Ну-ка посмотрим: принадлежу ли я только Христу? Люблю ли я Его всей своей сущностью? Нет ли чего-то, что может отнять мою любовь к Христу? И тогда твое «я» ответит. Давайте позволим ему ответить. Или даже, как говорил святой Иоанн Лествичник , давайте заставим его ответить нам. Пусть наше сердце подскажет, где оно ошиблось. Поэтому наименьшее, что мы должны сделать, – это воздыхать, смириться, просить Христа, чтобы Он царствовал в наших сердцах, в нас, и говорить то, что говорим во время Божественной Литургии: «Благословенно Царство Отца, Сына и Святого Духа». Где это благословенное Царство? Ангелы и небеса благословляют Бога. И мы должны благословлять Царство Божие в нас, Бог царствует в нас, Он будет нашим Царем и Богом, и, таким образом, мы сможем сказать Ему: – Господи, я принадлежу Тебе, спаси меня. Я полностью принадлежу Тебе, спаси меня! Хорошо было бы, если человек задумается и спросит себя: – По-настоящему ли я люблю Бога? Иногда человек приходит на исповедь, плачет и рыдает об умершем, которого он любил. Ты соболезнуешь ему. Он хотел жениться на девушке, которую любил, а сейчас безутешно плачет. Но вопрос в том, люблю ли я так же Христа, как любил этого человека. Один святой говорил: – Господи, я очень хочу полюбить Тебя так, как я полюбил грех! Это великие слова. Потому что мы иногда любим вещи, страсти, грех и в течение всего дня думаем о них. Пусть будет наоборот, пусть это станет мерой нашего смирения и сравнения, то есть давайте так полюбим Бога, как много раз показывали, что полюбили грех и страсти. Поэтому, когда спрашиваем себя: «Принадлежим ли мы к Христу?», должны ожидать ответа, спрашивать и осуждать себя. Святых не судят после их смерти, потому что они уже осудили себя в этом мире, осудили свое эго и сказали ему: – Сядь на скамью подсудимых и ответь мне. Любишь ли ты Христа всем своим разумом, всей душой и всем сердцем и готов ли ты сказать: «Христос, я полностью принадлежу Тебе и готов исполнить волю Твою!»? Я не уверен, что ты готов это сказать и сделать.

http://pravoslavie.ru/119415.html

Я убежден, что завершится время трудностей для нашего Свято-Тихоновского гуманитарного университета, но люди, которые прошли обучение в эпоху этих трудностей, всегда будут о них вспоминать. И никогда эти внешние обстоятельства не будут темными воспоминаниями — как и мы, прошедшие в советское время суровую школу борьбы, никогда не вспоминаем те годы как мрачное время, хотя уж как много было трудностей. Мы вспоминаем то время как время борьбы, созидания, как время свидетельства в тяжелейших условиях, хотя, конечно, не забываем о том, какими были эти условия, и сознаем необходимость сделать все для того, чтобы Церковь через такие внешние условия больше не проходила. Поэтому я хотел бы просто ободрить всех вас и сказать, что Господь проводит нас через испытания и часто таким образом, что в результате этих испытаний мы становимся сильнее и лучше. Дай Бог, чтобы внешние трудные обстоятельства жизни Свято-Тихоновского гуманитарного университета содействовали усилению духовной жизни, возрастанию интеллектуальной силы, формированию в студентах способности сопротивляться непростым жизненным обстоятельствам. Абсолютный комфорт и нега бытия не являются лучшими условиями для возрастания личности. Я бы хотел напомнить, что сегодняшний день — день избрания на Патриарший престол святителя Тихона — в настоящее время отмечается как церковный праздник, а инициатором этого празднования был Свято-Тихоновский институт. Это была хорошая инициатива, и дай Бог, чтобы и другие инициативы так же воспринимались церковным обществом и церковным сознанием. Я хотел бы сказать об этих инициативах. Одна из них — получение богословского образования не только будущими пастырями, но и мирянами, которые призваны трудиться как в церковной сфере, так и в иных сферах общественной жизни — в науке, в школе, в социальных учреждениях, в СМИ. Мы — как народ, как Церковь — очень нуждаемся в них, мы нуждаемся в формировании корпуса православной интеллигенции. Вы знаете, что именно интеллигенция несет на себе особую ответственность за народ, за будущее, за страну. Именно исторические заблуждения нашей интеллигенции и обусловили трагическое развитие истории России в XIX-XX столетиях, а, может быть, и раньше. Одной из главных проблем России было отсутствие связи между интеллигенцией и Церковью, отсутствие мощного корпуса православной интеллигенции, которая была бы способна к самоорганизации, к оказанию реальной поддержки Церкви. Церковь воспринималось как «ведомство православного исповедания», как некая замкнутая корпорация, потому что не было среди мыслящей, элитарной части общества достаточного количества людей, способных демонстрировать своей личностью, своей жизнью важность связи с Церковью. Интеллигенция была нецерковной, а чаще всего — антицерковной. Я не говорю о советском времени, но, пропуская этот период нашей истории, я хотел бы сказать о том, как важно сегодня формировать корпус православной интеллигенции.

http://patriarchia.ru/db/text/939506.htm...

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего Михаила и сего всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая, яко благ, прегрешения его, вольная и невольная, и вся, яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче! Речь у гроба митрополита С.-Петербургского Исидора, произнесенная при выносе тела из покоев митрополичьяго дома в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры, 9 сентября 1892 года. Возлюбленные отцы и братие! Господь судил нам быть свидетелями события великого, редкого и, можно сказать, исключительного. Мы молились и молимся у гроба великого старца, нашего руководителя, молитвенника и отца, почти целое столетие с редким самоотвержением и неустанною ревностию несшого тяжелое бремя многотрудного служения Церкви и Отечеству. Мы пришли проводить отходящого на вечный покой великого святителя, учителя учителей, пастыря пастырей, отца отцов. Он жил, трудился и светил, и согревал любовию и ласкою всех нас долго и долго, давно и давно. Ровно 67 лет тому назад он вышел из стен здешней, воспитавшей его, Академии на поприще церковной и общественной деятельности, работал все эти годы неустанно до последняго вздоха, и теперь мирно почил о Господе. Усталому нужен покой и многолетнему неутомимому страннику – постоянное жилище. В этом отношении к почившему более, чем к другому кому-либо, вполне приложимы слова: блажен путь, в который идешь ты ныне, потому что уготовалось тебе место упокоения. Но что сказать нам, братие, о себе, что сказать об осиротелой пастве? Сердце наше, удручаемое чувством скорбного сиротства, невольно поддается смущению и страху. Кто даст нам мудрый совет, кто поддержит нас колеблющихся, кто научит нас бодро и умело плыть по бурным житейским волнам? Когда вчера здесь, после вечерней панихиды, старейший из служивших архипастырей начал читать слова Евангелия: да не смущается сердце ваше, ни устрашает ( Иоан. 14, 27 ), душею нашею овладел невольный трепет. Этими словами Господа показался нам говорящим сам усопший наш владыка. В них послышался нам как бы его ответ на душевное наше настроение... Владыко святый! Отец наш! Какой же завет оставляешь ты для ободрения нашего нам, пристрашным теперь и смущенным в своем сердце твоею кончиною? Братие мои! Этот завет владыки для всех нас есть завет любви, неустанного труда и молитвы. В течение своей почти столетней жизни он сделал столько добра, оставил столько памятников любвеобильного своего сердца, что говорить о них надо было бы и много и долго. А сколько творил он добра незримого и никому неведомого! Про это знал только он один, да те, кого он удостоивал особого своего доверия в этом христианском деле, в котором левая рука не должна знать того, что творит правая. Прости мне, отец мой, владыка святый, что я говорю об этом при гробе твоем, провожая тебя на вечный покой! Не трубить хочу я о делах твоих, чего ты по истинно-христианскому твоему смирению никогда не любил, но ищу утешения и опоры для нас, скорбных и смущенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Vadkov...

Мы, конечно, можем сказать, что никто не равен апостолу Павлу. Это так, но всё-таки рассказать о Христе хоть кому-то, хоть однокласснику, хоть сотруднику на работе, который расположен, нужно, мы не должны прятать свою веру. Ещё хотелось бы сегодня рассказать о Смоленской иконе Пресвятой Богородицы, Одигитрии. Это одна из самых главных святынь Руси и Русской Православной Церкви. Она покровительница города Смоленска, привезена туда из Чернигова, вместе с принцессой Анной, дочерью Константинопольского императора, которая выходила замуж за русского князя. Икона была в качестве благословения передана на новую родину, которой должна была стать Русь. Вспомним эти великие святыни: иконы  Владимирская, Знамения, Тихвинская. Есть у этих икон очень много списков. Они являются местночтимыми. Если посмотреть на календарь, то там можно увидеть много-много упоминаний икон, который почитаются в различных местностях. Эти иконы, которые вплетены в жизнь, может быть не так явно, не так известны на всю страну, всё равно своими чудесами удивительно проявляют милость Божией Матери, милость к конкретным людям, конкретным храмам, конкретным обителям. Я хотел бы повторить историю о иконе Смоленской Пресвятой Богородицы, которая находится в нашем храме. Был такой древний русский город Корчева. В 30-е годы делалась система водохранилищ верхней Волги, и планировалось Иваньковское водохранилище. А этот город был весь перенесен. Жители были перевезены в другие поселения, и город был затоплен. Храм были взорван, страшно осквернен. По воспоминаниям очевидцев, это было настоящее беснование, когда устроили что-то типа эшафота, и огромным топором при свидетельстве большой толпы, которая улюлюкала и кричала, рубили ризы, сосуды, иконы, кресты. Было утеряно колоссальное количество памятников церковного искусства, которым место было в любом музее мира. Иконы уничтожались якобы по желанию народа, а делалось это так. Комсомольцы или рабочие, которые участвовали в разработке этого мероприятия, обычно брали иконы у своих мам и бабушек и приносили их на публичное сожжение или на такую рубку, глумление.

http://radonezh.ru/2021/08/21/u-nas-mnog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010