«Ничего плохого или неправильного в Церкви случиться не может», — это весьма распространенное неофитское заблуждение разделяла и я. Простая мысль о том, что Церковь составляют в том числе люди со всей их греховной слабостью, не приходила в голову. Как и то, что нужно научиться различать волю Божию и своеволие. И хотя священник говорил мне, как бы шутя, что своя воля — когда чего-то очень сильно хочется, а Божия — когда не хочется совсем, я смеялась, считая эти слова удачной шуткой, но не задумываясь над правдой, которая в ней содержалась. К слову, о проявлении Божией воли в отношении брака могу вспомнить лишь один случай, который, как кажется, может служить примером очевидного Господнего изволения. Всё было очень просто: эту молодую пару «случай» сталкивал очень часто. Они встречались тогда и там, где, вроде бы, не должны были встретиться, и таким образом проводили вместе гораздо больше времени, чем решились бы, будучи очень скромными и целомудренными православными христианами. Мне думается, что к этому случаю как раз и подходят слова прп. Варсонофия Великого: «Из хода дел разумевайте волю Господню». Впоследствии эти двое поженились, он стал хорошим священником, она, соответственно, матушкой. Что же касается меня и моего жениха, мы сразу получили благословение на испытательный срок. Условие, поставленное нашим духовным отцом, подождать хотя бы полгода, я приняла как само собой разумеющееся. Оно представлялось не только легко выполнимым, но и естественным. Второе условие звучало так: «А если понадобится — год». За этим следовало настоятельное пожелание внимательно присмотреться к жениху. Были еще слова о его сложном характере, о том, что между нами есть существенные различия в воспитании и взглядах. Надо всем этим, полагал батюшка, стоило серьезно подумать. Я слушала всё это, что называется, вполуха. Что значили все эти различия в свете того главного, что, как нам казалось, объединяло нас! Главным была, конечно же, православная вера, общий храм, Церковь, в которой «ничего плохого случиться не может». К тому же жених мой имел гораздо больший, нежели мой, «стаж» церковной жизни, слыл «изрядным богословом», что вроде бы свидетельствовало о его серьезности, а следовательно, о продуманности им предстоящего шага. Период нашего жениховства протекал довольно бурно, а точнее сказать — страстно. Мы ссорились, мирились, «выясняли отношения»: всё это, как я теперь с горечью вспоминаю, происходило на глазах общины. Помню, батюшка даже попенял мне на неправильность нашего поведения. «В идеале, — говорил он, — вы должны держаться так, чтобы никому не бросалось в глаза, что вы — жених и невеста». Нецеломудренно. Теперь, по прошествии лет, глубже открывается значение этого слова, и оно жжет меня стыдом и раскаянием.

http://pravmir.ru/neudachnoe-zamuzhestvo...

Но это нисколько не мешает Н. Самохиной выставлять меня каким-то корыстным идиотом: “В средние века и церковь, и прихожане были практичнее: греши на здоровье, грабь, убивай, твои грехи тебе уже прощены, отмолены кем-то за деньги, и теперь трактовка кармического воздаяния не устраивает диаконов кураевых” (Самохина, с. 138). Объясните же мне, мой долгожданный оппонент, каким образом Вы пришли к выводу о том, что диакон Кураев предлагает за деньги отпускать любые грехи при условии покупки свечки. Из любой моей книги, статьи, интервью приведите пример, который позволил Вам приписать мне именно такую мысль! Заодно объясните, на основании каких источников Вы утверждаете, что “Достоевского тоже не жаловали особой симпатией духовные пастыри” (Самохина, с. 137). Может, Вы сможете также объяснить мне - что это за “преследование Коперника”, в котором обвиняет церковь Л. Шапошникова в том же номере “Огненного мира”? В известных мне биографиях польского церковнослужителя (каноника) Николая Коперника ничего подобного нет. Книга Коперника издана в 1543 г., а осуждена спустя полвека после своего выхода в свет и кончины автора - в 1616 г. Так что никаким преследованиям Коперник не мог подвергаться… Теперь позвольте сказать несколько слов о себе. Я действительно учился на кафедре научного атеизма в МГУ. Но то, что сегодня я служу в Православной Церкви, не стоит размашисто объявлять “конъюнктурной изменчивостью” (Чечехина, с. 127). Путь к вере был пройден мною в 1981-82 годах. Ни одного верующего человека не было рядом со мной. Даже бабушка не напоминала нам о Боге. Марксизм не был тогда моден в университетской среде. Если что и было модным из мира религии – так это дзен-буддизм, йога, да порой уже звучало упоминание о “Живой Этике”. Вопреки семейной традиции, воспитанию и образованию я шел к Богу. Точнее – Он вел меня к Себе, выдирая из привычного контекста мыслей и дел. Об этом я и рассказывал в “Третьем глазе” – что, по моему собственному ощущению и воспоминанию, не столько я пришел к Богу, сколько Он привел меня к Себе. Привел - несмотря на то, что всем привычным своим строем жизни я отбивался от Него “руками, ногами и когтями”. Тяжело и больно мне дался тот переход. И потому передергивает Н. Самохина, когда заявляет, что о своих нынешних отношениях с Богом я сказал тем выражением: “Кураев заявил в прямом эфире, что лично он “отбивается от Господа руками, ногами и когтями”! Спрашивается, стоило ли в таком случае Кураеву обвинять кого-либо в сатанизме?” (Самохина, с. 139). Кроме того, нужно иметь совсем уж атрофированное чувства юмора (равно как и реализма), чтобы отнестись к этой самоиронии с большей серьзностью, чем она заслуживает. Напомню лишь, что ту передачу смотрели и священники. И, знаете ли, никому и в голову не пришло объявить меня сатанистом и потребовать лишения сана.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Н. Досталь: Я с Вами полностью согласен. Еще хочу сказать о не менее трагичной фигуре — Патриархе Никоне. Если говорить о протопопе Аввакуме (старообрядцы делают ударение на втором слоге, и такое произношение мы сохранили в нашем фильме), то его путь ясен и как бы логичен. Но Патриарх Никон, который ввел реформы, по которым до сих пор живет Церковь, 15 лет провел, можно сказать, в заточении. Для меня лично фигура Никона остается трагической. И в фильме мы постарались показать его образ именно таким. По крайней мере, у меня к нему есть какое-то сострадание: все его реформы вошли в жизнь, а сам он был низвержен. Митрополит Иларион: Фигура Патриарха Никона — трагическая во многих отношениях, но нельзя забывать и о тех серьезных ошибках, которые он допустил, ведь Церковь — это не такой организм, где легко проходят реформы. И прежде чем проводить какую-либо реформу, нужно обеспечить тылы. Сейчас может показаться даже странным, что Церковь раскололась из-за возникших разногласий в таких, например, вопросах, как креститься — двумя перстами или тремя; как писать имя «Иисус» — с одной буквой «и» или с двумя. Но ведь всеми этими, казалось бы, обрядовыми мелочами, люди видели отступление от отеческой веры. Совсем недавно я впервые в своей жизни служил Божественную литургию по старому чину. У нас есть единоверческий приход — храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Я много раз посещал этот приход, но никогда не служил там Литургию. Был какой-то психологический страх сделать что-то не так. Но не так давно я, с Божией помощью, подготовился, и мы отслужили Литургию. Крестились двумя перстами. Пение было знаменное. Это производит очень сильное впечатление, потому что это реальное аутентичное пение, которое звучало в XVII веке. Н. Досталь: Пение замечательное. Оно ведь и сейчас практикуется. В Русской Православной Церкви оно же не изъято из практики? Митрополит Иларион: Оно не изъято, но употребляется довольно редко, потому что так называемое партесное, четырехголосное пение почти повсеместно вытеснило знаменный распев.

http://patriarchia.ru/db/text/4086182.ht...

– Образуйте его нам немножко, Наля, – сказал Лопухин, спокойно и развязно кивая на меня и так бесстыдно-многозначительно на что-то намекая, что у меня холодной мелкой дрожью задрожало внутри и чуть не стукнули зубы… К счастью, Наля через несколько дней уехала в губернский город – неожиданно умер ее дядя, наш вице-губернатор. К счастью, и из кружка ничего не вышло. К тому же вскоре случилось у нас в семье огромное событие: арестовали брата Георгия. XII Событие это даже отца ошеломило. Теперь ведь и представить себе невозможно, как относился когда-то рядовой русский человек ко всякому, кто осмеливался «идти против царя», образ которого, несмотря на непрестанную охоту за Александром Вторым и даже убийство его, все еще оставался образом «земного Бога», вызывал в умах и сердцах мистическое благоговение. Мистически произносилось и слово «социалист» – в нем заключался великий позор и ужас, ибо в него вкладывали понятие всяческого злодейства. Когда пронеслась весть, что «социалисты» появились даже в наших местах, – братья Рогачевы, барышни Субботины, – это так поразило наш дом, как если бы в уезде появилась чума или библейская проказа. Потом произошло нечто еще более ужасное: оказалось, что и сын Алферова, нашего ближайшего соседа, вдруг пропал из Петербурга, где он был в военно-медицинской академии, потом объявился под Ельцом на водяных мельницах, простым грузчиком, в лаптях, в посконной рубахе, весь заросший бородой, был узнан, уличен в «пропаганде», – это слово звучало тоже очень страшно, – заключен в Петропавловскую крепость. Отец наш был человек вовсе не темный, не косный и уж далеко не робкий во всех отношениях; много раз слыхал я в детстве, с какой дерзостью называл он иногда Николая Первого Николаем Палкиным, бурбоном; однако слышал я и то, с какой торжественностью и столь же искренно произносил он на другой день совсем другие слова: «В бозе почивающий государь император Николай Павлович…» У отца все зависело от его барского настроения, а что все-таки преобладало? И потому даже и он только руками растерянно разводил, когда «схватили» этого юного и бородатого грузчика.

http://azbyka.ru/fiction/zhizn-arseneva/

Пьяный сброд ликовал. Июль, жара. К телу князя не подпускали. Отпевали только на пятый день. Оказалось, что тело оставалось нетленным; благоухание было, по свидетельствам очевидцев, дивным. В год 300-летия Дома Романовых, в 1913 году, император Николай II с дочерьми приехал в Боголюбове. Еще недавно, в наше время, в монастырь на службу приходила старушка, которая помнила, что великие княжны были одеты в нарядные белые платья с кружевами. Царь попросил оставить его одного и долго молился на месте убиения первого русского царя. Бог весть, не дано нам, грешным, знать, о чем думал будущий святой царь-мученик. Ведь он уже получил письмо от преподобного старца Серафима Саровского , уже знал о своей участи. И те девочки, которые гуляли среди цветов по монастырскому двору, чистота ангельских душ которых светит нам вечно, еще были живы. Еще каждые четверть часа гремели колокола на колокольне, вызванивая молитву русского народа: «Боже, царя храни». Еще крестился на золотые купола церквей машинист поезда из Нижнего Новгорода в Москву, еще громко и могущественно звучало в мире имя русского царя. На алтарной стене храма Боголюбской иконы Божией Матери, что в Боголюбове, проявился лик царя-мученика Николая II. На правой колонне у алтаря показались черты царевича-мученика отрока Алексея. Лик императора показался там, где был образ Господа. Создатель ввел нового русского святого в алтарь храма, в это небо на земле. А потом стреляли слепые души безбожников в иконы монастыря, сдирали золото окладов и куполов, выколупывали изразцы, сворачивали надмогильные мраморные памятники. Бог им судья. До сих пор реставраторы извлекают из штукатурки пули, которыми расстреливали фрески. Хорошо, что мы зла не помним, но плохо, что часто не видим его. Путь к вере через руины безбожия Теперь уже нелепо и подумать, что тут совсем недавно по проекту намеревались размещать бары, казино, бильярдные. Даже до того дошло, что проектировщики всерьез изучали монастырский быт, чтобы и мебель в баре, и люстры сделать стилизованными под монастырский уклад. Это уже была такая глухота безбожия, что не верится, что это было только что и начинало осуществляться.

http://azbyka.ru/fiction/vvys-k-nebesam-...

- Тем не менее начало Вашего пути к Православной вере было положено... - Да, так было положено начало истинного пути к Господу. В моём случае, как бы парадоксально это не звучало, в какой-то степени мне помогло неверие и сердечное желание помочь друзьям, спасти их. Не буду вдаваться в детали, скажу лишь, что я пришёл к твердому убеждению, что Православие - это истинная вера, хотя в то время я еще не был полностью готов к Святому Крещению, но прислушался к внутреннему голосу и почувствовал, что необходимо быть честным и следовать тому, во что веруешь, что признаешь истиной. После того, как я поделился этими мыслями со своими прихожанами (многие месяцы прошли в изучении основ Православия - вероучения Святой Церкви), около 120 человек приняли Православие со мной. Вместе мы основали Церковь в честь Святого архидиакона Стефана - самого первого мученика. В течении более двух лет свыше 150 человек приняли Святое Крещение и присоединились к нашему приходу. Так что достаточно быстро приход возрос до 300 членов. Поиск истинной Веры, истинной Церкви бесценен, и тот, кто обрёл её, является обладателем драгоценной жемчужины. Процесс ухода из протестантизма и присоединение к православной вере прошёл очень болезненно для меня. Начались различные нападки, критика со стороны моей семьи, горькая утрата друзей, потеря финансовой поддержки и т. д. Тем не менее в конце концов все мы получили намного больше, чем потеряли. Поиск истинной Веры, истинной Церкви бесценен, и тот, кто обрёл её, является обладателем драгоценной жемчужины. - А с какими трудностями пришлось столкнуться, когда Вы уже стали православным священником, находясь в Америке? - На самом деле, трудностей было немало. В течении многих лет я был пастором, имел ученую степень в богословии, со мной перешли в Православие более 120 обращённых, и на основании этого епископ принял решение посвятить меня в священнический сан сразу же. По моему мнению, это было не совсем верно, но Господь попустил по Своему Промыслу, значит, так и должно было произойти. Самым серьёзным испытанием для меня стало принятие сана.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Можно сказать, что в те дни в Казанской епархии духовенство приложило колоссальные усилия к нравственному изменению паствы. Были и те, кто задумался и изменил свою жизнь после того дня «трезвости», многие семьи счастливо прожили несколько месяцев до всемирной катастрофы, которую впоследствии историки назовут первой мировой войной. Отец Николай Троицкий , как и многие в то время, со скорбным чувством принял это печальное известие, но, уповая на милость и Промысел Божий, молился о прекращении войны. Приход Смоленско-Дмитриевской церкви, в которой служил о. Николай, не только молитвой за богослужением и в крестных ходах, но и материально помогал армии и фронту. На фронт в то время из многочисленных российских храмов шли посылки с вещами, одеждой, иконами, молитвословами и прочим. В храмах постоянно проводились кружечные сборы, средства из которых шли в общую фронтовую кассу. 153 В те годы авторитет о. Николая как оратора и проповедника был высок. Кроме славы известного в Казани проповедника, батюшка смог заслужить особое доверие и авторитет у рабочих Порохового, Алафузовского заводов и завода братьев Крестовниковых 154 . Отмечая пастырские труды священника Николая Троицкого , архиепископ Казанский и Свияжский Иаков в знак благодарности (так звучало в его речи) 6 мая 1916 года награждает его камилавкой, 155 а 15 июня того же года переводит о. Николая в Воскресенский собор г. Казани. 156 Все это во многом было связано с проповеднической популярностью о. Николая. Уважение к нему со стороны Высокопреосвященнейшего Иакова росло, особенно это показывают события в Казани в 1918 году, но об этом ниже. События 1917 года во многом изменили жизнь в России. Революционный дух наполнил воздух, умы, сердца россиян, многие из них забыли о спасении своей души, были и те, кто совсем отказался от Православия. Видя отступление от православной веры и нравственное падение своих собратьев по вере, о. Николай решает основать «Братство защиты Святой православной веры», которое сразу же стало заниматься просветительской и миссионерской деятельностью в пределах Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда у отца Геннадия спрашивали, можно ли смотреть телевизор, он отвечал: «И пчела, и зеленая муха летают по разным местам, залетают и в туалет. Но пчела все равно приносит нектар, а муха только разносит заразу. Так и человек: если имеет в душе чистоту, то не оскверниться и от телевизора. Но непотребных фильмов и передач лучше избегать. А если смотрят дети, то только под контролем взрослых». В спорах об образе жизни порой звучало, что в неверующей семье тяжело вести духовную жизнь. На это старец возражал, как всегда тонко и глубоко аргументировано, со ссылкой на Священное Писание : «Праведный Лот сумел спастись и в Содоме, а Иуда погиб и в обществе Апостолов». Однажды в поезде отец Геннадий был свидетелем семейной ссоры. Женщина все время ругала свою мать, грубо обзывала ее. Батюшка слушал – слушал, а потом громко сказал, чтобы всем было слышно: «Такая умная женщина да такая красавица». Люди стали на нее смотреть с любопытством. «Но какая же дура у нее мать, форменная дура». А потом, обращаясь к женщине, сказал: «Одного не пойму, как такая дура могла родить такую умную, как ты. Умные часто рождают дураков. Но чтобы дурак родил умного – это противоестественно». В другой раз в автобусе мужчина рассказывал соседу, как он любит свою жену. Он и готовит, и в постель ей подает, и стирает сам, и причесывает ее. Батюшка слушал, а потом сказал: «Вы свою жену совсем не любите. Если бы вы ее любили, то даже если бы горшок за ней выносили, то молчали бы. А так вы сами признаете, что ваша жена ничего не умеет делать». Вообще же, в утешение семейным, которые , может быть , с завистью думали об иноческих венцах, отец Геннадий приводил одну из своих пословиц, которая в его устах звучала как непреложная истина: «Четки не спасут, жена не лишит рая». Но, тем не менее, среди батюшкиных духовных чад было немало и таких, кого он готовил к монашеской жизни; испытывал, предлагал им те или иные послушания, следил за их исполнением, приучал прежде всего к рассудительности, постоянству. На собственном опыте зная все тяготы иноческого подвига, он с величайшей рассудительностью подходил к такого рода благословениям, взвешивал все на тончайших весах своего чуткого сердца. Во многих случаях ему помогала его житейская проницательность. Одна раба Божия часто заговаривала с ним о монастыре. Однажды батюшка сказал ей: «Нам с тобой еще монастырь не построили. У тебя мама с кем живет? – «Одна». – «Вот и поезжай в деревню к маме, ухаживай за ней, это и будет тебе монастырь». Другая же просилась в обитель очень настойчиво . Батюшка ей сказал: «Подожди до утра». Утром он пришел к ней домой, а у нее с соседями такая война идет, что уже и слов не подбирают. Батюшка подошел к ней и сказал: «Так в какой же монастырь тебя благословить? Куда ты годная?»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Перев. свободный. Имеется ввиду вдуновение Богом жизни в людей (Быт. 2:7). 58 Т. е. который именно искал, чтобы Бог излечил его неверие и не покидал собрания Апостолов, но был вместе с ними. 59 Т. е. чрез Святых Апостолов, которые своими глазами видели Господа Иисуса Христа. 60 Ориг. — «желающем», «жаждущем», «любящем»; мы здесь перевели, как «ждущим», держась больше общей мысли текста, нежели — вербального перевода. 61 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XVIII: colonna 236–248. In Dominica Unguentiferarum, et quod prima Dominum ex mortus Redivivum vidit Deipara. 62 Что Господь наш Иисус Христос по Своем Воскресении из мертвых явился Своей Матери, Пречистой Приснодеве Богородице, ранее чем кому–либо из людей, это является традицией Церкви, выразившейся в упоминаниях у Свв. Отцев и в песнопениях Триоди Цветной. Но нигде этот вопрос не выясняется с такой отчетливостью, как в 18–ой омилии Св. Григория Паламы; причем Св. Григорий Палама основывается исключительно на тщательном изучении самого евангельского текста. 63 Лат. пер. «из Учеников». 64 Т. е. что первая Богородица увидела Воскресшего Христа. 65 Строго говоря, этого слова «обрадованы» в оригинале нет, его мы заимствуем из латинского перевода, но смысл оригинала близок к таковому переводу. 66 Оригинал: «со–вечноствуя Святым». 67 Иногда некоторые ошибочно понимают выражение «Во едину от суббот» (Лк. 24:1; Ин. 20:1) и — «В первую субботу» (Мк. 16:9), что говорится о субботнем дне, как напр., по–русски бы звучало: «В одну из суббот» и «в первую субботу». Но это надо понимать совсем иначе. Именно: говорится о следующем дне , который идет за субботой. «День», по гречески: «и имера» является существительным женского рода, и в женском же роде переводит прилагательное «едину», «первую» и наш церк. — слав. текст Евангелия, в то время как само существительное пропускается, как это в обычае греческого языка. Посему текст гласил бы: «В первый день по прошествии субботы» . 68 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia XIX: colonna 248264. In Evangelium de Samaritide, et quia oportet praesentia contemnare. 69

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Александр 7 ноября 2022, 23:18 другой Александр, так я свои " категоричные суждения " не выдумал. Никакой отсебятины я не излагаю. Так жили все христиане ещё совсем недавно. Если вы помянули священников, то неплохо бы заодно вспомнить и все строгие ограничения, накладываемые на них по вопросам брака. Там не пройдут разговоры о сложности жизни - извергнут из сана, либо отстранят от служения. Да - женат я пока не был, поскольку считаю, что брак - это не игрушка, а один раз на всю жизнь. И лучше не жениться вообще, чем рассказывать потом про свой неудачный жизненный опыт и совершать тяжкий грех. Я никого не осуждаю, просто не понимаю - зачем прилюдно называть чёрное белым? Илья 7 ноября 2022, 23:00 Соглашусь с Александром. Ученики Христа были шокированы ригоризмом слов, что разводиться оказывается как бы и нельзя почти, раз так сказали-лучше вообще не жениться (Мф.19.10). Для евреев того времени это наверно революционно звучало, так как и в во Второзаконии оговаривалась возможность развода, если жена " не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней чтонибудь противное " (Втор.24.1,2). А новообращенные христиане, вчерашние язычники, к которым Апостол Павел обращался ещё проще к таким делам относились, недаром у него " половой " вопрос в посланиях поднимается многократно. Не было там благостной картины строгости нравов,но сейчас вообще последовательная полигамия какая-то.. Н 7 ноября 2022, 22:25 А я не понимаю, почему женщина, которую бьёт муж, должна терпеть? Почитайте комент Наталии Ростовой. Это опасно для жизни больше, чем измена мужа. Бедные женщины! А их ещё тут стараются поучать. Странно как-то. Катя 7 ноября 2022, 21:39 Конечно, каждая сторона будет выбирать толкования поддерживающие ее точку зрения. Однако внимание ригористов хочется обратить и на другие строки из Библии. 1 Коринф 7:15. " Не связаны " , т.е. православная сторона не обязана примиряться с неверными или не жениться. 1 Тим 5:8. Можно быть неверным и по факту своего поведения. Пьяницы и игроки, скажем, как раз о домашних не пекутся, а потому по слову апостола " отреклись от веры " . Значит, и к ним применимо 1 Коринф. Возможно именно подобным руководствовался дореволюционный Синод, определяя законные поводы для развода. Галатам 3:28. Правило для всех одинаковы, и для мужчин, и для женщин. Частное мнение святых не всегда становится соборным и общим.

http://pravoslavie.ru/149249.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010