Не возникло желания сравнить православное и католическое учения?  Тогда я еще слишком мало знал для того, чтобы сравнивать. Потом что-то читал и сравнивал. Много слушал духовные произведения западных композиторов: мессы Вивальди, Генделя, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Есть у меня даже на диске «Амвросианские литургические песнопения». Я, конечно, мало знаю латынь (институтского курса «Латинский язык и основы медицинской терминологии» явно недостаточно для понимания литературных и богослужебных текстов), но, зная русский перевод песнопений, мог сравнить их с нашими, православными. Кроме Символа веры, все молитвы, что мне встречались, один к одному. Но есть в католицизме догматические отклонения, с которыми мы не согласны, и это не только filioque . И желания пойти в костел больше не возникало. Тогда я просто сопровождал дядю, потому что он попросил. А восточными учениями не увлекались? Многие в своих поисках прошли через это.  Вот это меня совсем не привлекало. В моей коллекции пластинок были и пластинки с индийской музыкой, музыка мне понравилась, но восточные учения совсем не интересовали. Мне сразу, еще при крещении, понравилось в православном храме, потом понравились богослужения, а когда появились книги, стал читать Библию, вникать в вероучение . И в воскресную школу ходил при Вознесенском соборе, там познакомился с отцом Андреем Федоровым. Потом его назначили настоятелем будущего храма в честь иконы Божией Матери «Знамение-Абалацкая» . Сейчас это самый высокий храм в Новосибирске, а сначала храма не было, и отец Андрей служил по воскресеньям литургию в зальчике ЖЭКа, председатель которого был нашим прихожанином. Там же, неподалеку. Потом уже построили храм. Отец Андрей был человек открытый, чуткий, внимательный, готовый уделить время прихожанам, выслушать их, ответить на вопросы. Не знаю, как у других, а у меня в то время вопросов было много. Слово « духовник » в наших с ним разговорах никогда не звучало, но с той поры как я с ним познакомился, стал преимущественно исповедоваться у него. К сожалению, в июле прошлого года отец Андрей скончался от коронавируса.

http://azbyka.ru/way/konstantin-krotov-b...

     В последнее время много говорят о детских и подростковых самоубийствах. Сообщения — одно страшнее другого. И вот недавно в социальных сетях появился текст, опубликованный ­иереем Святославом Шевченко из Благовещенска: «Слухи о суицидальных группах для подростковэто реальность. Мой старший сын говорит, что в его классе дети уже сталкивались с подобным. А сегодня в храм пришёл обеспокоенный отец, нашедший в компьютере сына странные картинки и задания. Будьте бдительны…» Мы решили связаться с отцом Святославом и узнать подробности. Секретные задания — Как в вашей жизни появилась эта тема? — Впервые я столкнулся с этими группами около года назад. Прихожанка рассказала о том, что происходит с её родственницей. На руках четырнадцатилетней девочки она обнаружила царапины. Родители стали интересоваться, откуда они. Она говорила, что ничего страшного не происходит и она просто сделала это из-за неразделённой любви к мальчику. Но когда на неё надавили, призналась, что выполняла задание, которое ей давали в группе «ВКонтакте». — А как звучало задание: расцарапать руки? — Как рассказывают, начинается всё безобидно: то камешек с улицы принеси, то ещё что-то такое сделай. Всё это облекается в форму игры. Плюс важная установка: секрет от взрослых. — Говорят, среди участников таких групп больше всего детей из неблагополучных семей. А эта девочка была какой? — Совершенно верно, она не из тех, у кого жизнь изначально складывалась радужно. Пьющая мама совсем про неё забыла, и девочку удочерили родственники. Девчонка недополучила родительской ласки и любви. А потом ещё в семье родился малыш. И у бабушки появился внучок, на которого переключили всё внимание. Один компьютер — и слава Богу! — Сталкивались ли вы ещё с такими примерами? — Сын рассказал про эти группы. Как оказалось, с ними сталкивались его одноклассники: у них с пяти лет смартфоны и доступ в Интернет. Эти ребята не стали выполнять задания, но в такие группы из любопытства входили. Третий звоночек прозвенел совсем недавно. Ко мне в храме подошёл мужчина: в церковь они обратились всей семьёй как в последнюю инстанцию. Родители нашли в компьютере ребёнка ­какието записи, связанные с заданиями этих сообществ. И этот контент из «групп смерти» был сохранён на компьютере ребёнка. Мальчику 13-14 лет, на вопросы он не отвечает. Отец накричал на него, отругал, но на самом деле он просто не знает, как себя с ним вести.

http://pravoslavie.ru/102157.html

То, что правильно Мы с Пашей любим бывать в храме. Хотя чаще всего я вижу, что в церковь идут, чтобы пожаловаться, поныть, попросить. Но когда идут с желанием найти ответы на вопросы, понять, что правильно, а что нет, почувствовать мир в душе, очиститься, — это здорово. Такая настоящая, истинная, деятельная вера поддерживает не только самого человека, но и окружающих. «Детский хоспис» возил нас в паломническую поездку в Тихвин, и нам очень запомнилась проповедь, которую прочитал там отец Александр — директор Санкт-Петербургского детского хосписа. Он говорил на простом языке такие понятные, общечеловеческие вещи — но в этой обстановке, с этими людьми все так весомо звучало! Для меня Бог — это прежде всего любовь. Мир создан любовью, и человек живет в нем, созидая, познавая и изучая неизведанное, неся радость окружающему и себе. Я думаю, мой Паша очень хорошо понимает, что такое божественный мир любви и как прекрасно в нем жить. Мне кажется, что ему удается почувствовать себя жителем этого мира, он такой маленький мудрец, который видит, как надо жить… Несмотря на физическое состояние, умудряется находить способы получать интересное для себя из телевизора, радио, компьютера, книг, из общения с окружающими. И вроде бы этого так мало у него, но в то же время очень много, потому, я думаю, что Паша обладает замечательным качеством: он способен ценить и очень сильно радоваться даже мелочам. Я учусь у него этому… Иногда спрашивают, что дает силы годами возить все более тяжелую коляску? А я даже и не задумываюсь об этом, потому что мне не тяжело. И вообще не знаю мамочек, у которых дети-инвалиды уже выросли, а они бы все сидели и ныли, что вот, коляску возить, из ложки кормить… Просто я, как каждый родитель, хочу, чтобы моему сыну было хорошо, и стараюсь для этого. С тех пор, как родился Пашка, прошло семнадцать лет. За эти годы я очень изменилась. И ту себя, прежнюю, уже с трудом понимаю. Это Пашка так меня изменил. Если бы у меня его, вот такого, не было — я была бы чем-то совсем другим, совсем нехорошим, и много бы стоящего прошло мимо меня. Думаю, что я стала сама собой благодаря Пашке. Не то чтобы я все могу и весь мир как на ладони — существуют очень резкие ограничения в жизни — но внутри все равно есть ощущение, что стою на ногах твердо. И в душе, сквозь мелкие неурядицы и нестроения, все же присутствует какая-то умиротворенность. Четко понимаю, что, наверное, мне не зря дано было так. В одном вот только сомневаюсь: помогаю ли я ему так, как он мне помог?..

http://pravoslavie.ru/37108.html

Явился священник Гапон, повел за собой народ; очень многие пошли за ним без рассуждений, а иные вздумали навести нужные справки у других пастырей и услышали – «не знаем»; услышали и пошли на смерть за Гапоном. Пробудилось сильное желание к политической свободе, опостылел гнет правительственных казнокрадов и насильников; опять некоторые захотели услышать слово пастырское, слово церковное, и вздохом обессиленного паралитика пронеслось в ответе им избитое, искаженное в смысле – «всякая душа властям да повинуется», и пошли убийства да смертные казни. Разгорелась социальная, классовая борьба: Церковь как крупнейший собственник и как привилегированное сословие вздумала было утишать ее и… запылали костры из помещичьих усадеб. Тяжело, ужасно тяжело было массе христиан, тому, что зовется телом Церкви, видеть, слышать, сознавать все это. Невольно рождалась у многих из христиан испытующая мысль: да что же это такое? Неужели Церковь только и может признавать и освящать, что старо, гнило, нравственно уродливо и безобразно, что в интересах неответственной ни перед кем и про Бога совсем забывшей жестокой, злобной власти, да что отжило уже свой век и что снова повториться уже не может? Неужели и церковь только со старым? А с новым? Новое отрицается? Но как же слово Златоустого Иоанна, что Церковь никогда не стареет, но «присно-юнеется». Где же истина, где правда? Где Христос и Его благовестие нищим и сокрушенным сердцем, плененным – освобождение, измученным – свобода, проповедание лета Господня благоприятного ( Лк 4: 18–10 )? Неужели это для каких-то других будущих времен, а теперь христианство всецело выражается в аскетизме? А христианская общественность – есть ли она, может ли быть и почему ее нет? Уж сколько раз все эти и им подобные вопросы, и устно и письменно, и отдельным пастырям и целым группам их, и всей Церкви задавались и от частных лиц, и от целых общественных организаций – задавались, и все по-прежнему, по-старому оставались без удовлетворения, без ответа: ignoramus, non possumus, где-то глухо, сурово, но всегда грозно звучало и гулким эхом раздавалось по всей Руси… И пошли далеко в сторону от Церкви когда-то люди церковные, пошли по разным сектам и законам; иные совсем о Боге перестали думать, оставили Его; другие сочли религию делом внешним, неважным придатком и, пока еще числясь православными, зажили без Христа и без Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

• Если метафора воспринимается в том же значении и носителями ЯП, ее следует сохранить. При этом следует убедиться, что не возникает паразитических смыслов: например, выражение иго Мое благо в Мф.11:30 , переведенное как мой хомут хорош, может быть понято как реклама сделанных Иисусом хомутов, а обращение Иоанна к Церкви: Госпожа, прошу, чтобы мы любили друг друга ( 2Ин.1:5 ) – как эротический призыв влюбленного – все это реальные примеры из практики. • Если при буквальном переводе она воспринимается неверно или не понимается совсем, ее следует передать через сравнение или напрямую, без образной речи. При этом следует быть внимательным к контексту, одна и та же метафора может переводиться метафорой или напрямую, – в зависимости от того, насколько ее легко понять. Венец как НЗ метафору решили переводить на алтайский язык как кайрал ‘награда’. Но в 1Кор.9:25 («Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного») метафору легко сохранить: бегуны соревнуются, чтобы получить плетение из увядающих цветов, а мы – неувядаемое плетение. В остальных случаях просто непонятно, что это за плетение, а говорить слишком подробно (плетение цветов/золота, получаемое в награду) слишком сложно. При этом в 4-й главе Откровения, где дано видение старцев с венцами, их перевели как «золотые плетения». • Можно полностью или частично заменить непонятную метафору ЯО другой метафорой ЯП, если она передает тот же смысл. Для последнего правила можно привести немало интересных примеров. Так, выражение Притч. 10:26 уксус для зубов в туркменском переводе заменили на «перец для языка». Притч. 25:24 жить в углу на кровле в тувинском переводе передано как «жить в землянке» – тувинцы традиционно жили в шатрах, у которых вообще нет никакой кровли, и образ нищего, неустроенного жилья – именно землянка. Иногда такая замена может лежать совсем рядом, достаточно подобрать другое слово, относящееся к тому же семантическому полю. Так, Рим.13:14 облекитесь в Господа нащего Иисуса Христа в алтайском переводе изначально звучало: Пусть вашей одеждой будет Господь... – но эту метафору читатели не понимали. Тогда была произведена замена: Пусть будет вашей броней Господь...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

— Точно! — засмеялись мы. — Вы, наверное, голодны? — спохватился Димитрис. — Да, что правда, то правда, — поддержала разговор Лена. — Что посоветуете попробовать у вас, Дима? — Вот меню, — протянул Димитрис сложенный вдвое ламинированный листок. — Могу я предложить вам что-нибудь выпить? — Да пожалуй. Аленка, ты как насчет холодного белого вина? — Прекрасно! Димитрис достал из холодильника запотевшую бутылку. — Алкион подойдет? Мы молча кивнули, изнывая от голода и жажды. Вино оказалось очень неплохим — легким и не кислым, прекрасно утоляющим жажду. — Что до еды, — предложила Лена, — мы слегка перекусим знаменитым греческим салатом. — О’кей, — расплылся Димитрис, хотя, казалось, шире улыбаться невозможно просто физически. Насытившись, мы перебрались с недопитой бутылкой и бокалами за стойку бара — поближе к Димитрису, чтобы немножко поболтать. — Димитрис, Вы сказали, что рады русским, — произнесла Аленка. — Это довольно странно — ну, нетипично. Обычно русских ругают — вести себя не умеют, пьют много и т. п. — Вы, русские, замечательная нация, — не задумываясь ответил Димитрис, — просто вам сильно досталось за последние сто лет. В вашей стране проводился самый настоящий селекционный отбор — страшный и кровавый, отбор наоборот. Любая другая нация давно бы умерла, была бы стерта с лица земли, а вы возрождаетесь. А то, о чем вы, Лена, сказали, — временно. Вот увидите, пройдет совсем немного времени, и люди изменятся! Кипру и Греции тоже довелось многое пережить, но невозможно уничтожить стержень наших стран — православную веру. — А вы на самом деле верующий человек? — в голосе Лены звучало искреннее удивление. — Конечно! Мой отец — упокой, Господь, его душу — был священником. — Но вы совсем не похожи на верующего, тем более, на сына священника! — Почему? — изумился Димитрис. — Ну не знаю, я привыкла видеть верующих серой массой, угрюмой, хмурой, со строгим взглядом. Меня всегда это угнетало, когда приходилось заходить в церковь в Москве. — Ну что Вы, Лена! Я иногда вам — русским — немного завидую. Такого количества святынь, как в России, еще поискать! И люди такие хорошие в храмах, пусть немного измученные, но искренние и открытые. Я однажды был в России в паломнической поездке и видел это сам.

http://azbyka.ru/fiction/po-lezviyu-nozh...

На другой день письмо было закончено, я должна была его отправить с оказией, но вместо того узнала, что Батюшка умер накануне, примерно в те часы, когда я ему писала. Первую весть об этом я получила от Ольги Ал. О. 84 С нею мы пошли в храм, а затем поехали к матушке 85 в «Листвяны» на дачу, чтобы не оставлять ее одну. Она поделилась с нами многим из жизни с Батюшкой. На похоронах я почему-то не пошла в хор, а осталась стоять в цепи, окружавшей Батюшкин гроб в церкви, рядом с Наташей Л. 86 , которую знала совсем мало, – только однажды Батюшка послал меня сказать ей, чтобы она к нему пришла. Но теперь мы чувствовали себя совсем близкими, и Господь судил нам и потом в жизни встретиться в тяжелые годы. Помню впечатление от надгробного слова Батюшки. Каждое слово вспоминалось как самая настоящая правда, не было никаких сомнений и смущений. Все, что там говорилось о Батюшке, было правдой, и вместе с тем слово звучало как его собственное. То, что написал потом о.Павел, было очень умно и, может, кому-то нужно, но тогда только чувствовалось, что мы слышим последнюю Батюшкину речь, обращенную к нам, и душа вся открывалась навстречу ему, плакала и радовалась. Вообще около гроба Батюшки все чувствовали светлую радость. Сестры даже просили разрешения за причастным петь «Пасху». Горе, огромное горе, но и необъяснимую радость переживали мы на батюшкиных похоронах. Это переживание точно еще больше сплотило нас друг с другом и с о.Сергием в единую и горячо любимую семью. На о.Сергия свалилось бремя, превышающее человеческие силы. Что было ему делать? Принять на себя, на свои плечи всю духовную семью Батюшки – как же это можно? Ведь Батюшка имел силы, превышающие силы обыкновенного человека, он имел любовь Божию, он видел душу человека и знал, как надо ее вести к Богу. Что же тут было делать молодому и еще неопытному священнику? Но ведь мы любили Маросейку всей душой, любили Батюшкин храм, любили нашу семью, видели в о.Сергии Батюшкиного сына, были напитаны через него святоотеческим ученьем. Мы не могли никуда уйти. Не мог же и о.Сергий прогнать нас – ведь мы тоже были ему родными.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Иоанн приводит другой рассказ: братья Андрей и Пётр были учениками Иоанна Крестителя, они услышали, как он называл Иисуса Агнцем Божиим. После этого Андрей и привёл Петра к Иисусу. «Иисус же, взглянув на него, сказал: „ты — Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: камень“». Именно так получил он своё второе имя со значением «камень, скала»: по-арамейски оно звучало Кифа, по-гречески Пéтрос. Именно под этим именем мы знаем апостола сегодня. Есть ли противоречие между двумя рассказами? Да, безусловно. Его легко можно устранить, сказав, что в тот раз Андрей и Пётр всего лишь поговорили с Учителем, но не последовали за Ним, а призвал Он их позже — это ничуть не противоречит евангельскому тексту. По-видимому, два рассказа призваны подчеркнуть две стороны жизни братьев до того, как они стали апостолами. Матфей и Марк показывают жизнь совсем простых людей, занятых тяжким трудом. А вот Иоанн, который всегда говорит о возвышенном, подчёркивает, что они и до обращения вовсе не были чужды духовных интересов, что слушали проповеди Иоанна Крестителя и ждали прихода Мессии. Такова манера многих библейских повествований: представлять каждую сторону события или явления в целостности и полноте, не объясняя внешних противоречий. Как бы то ни было, пророчески данное имя «камень», кажется, совсем не подходило Петру. Он по характеру — скорее пламень, чем камень. Вот Христос приказывает ему, ещё рыбаку, а не апостолу, заново забросить сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный», — настолько остро ощущал он своё недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «Повели мне прийти к Тебе по воде». Да, потом он усомнился в собственных способностях и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, всё для него свершается здесь и сейчас.

http://pravmir.ru/apostol-pyotr-kamen-i-...

Рядом с Хевроном в долине, называемой Мамврийскою по имени Мамвры, родоначальника обитавшего там племени, находится знаменитый дуб Мамврийский , драгоценная святыня, которая находится во владении Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Эта земля была приобретена еще в 1890 году архимандритом Антонином. Мусульмане были так огорчены этим, что от злобы хотели сжечь дуб. Погубить его им не удалось, но с тех пор он очень повредился и часть его засохла. Он был единственным дубом во всей стране и назывался дубом высоким (Быт 12:6). Это дерево промыслом Божиим хранимо с древних времен. Здесь в первый раз явился Аврааму Сам Бог в таинственном видении и сказал: Семени твоему дам землю сию . В ознаменование этого явления Авраам создал жертвенник Богу небесному возле этого дуба. Он был первым жертвенником истинному Богу во всей Палестине. Аврааму было 75 лет, когда он в первый раз остановился перед дубом. Известно, что дубы палестинские растут очень медленно, наверное, ему тогда было несколько сот лет. А может быть, он первым зазеленел на опустошенной потопом земле. Этому дубу около пяти тысяч лет! Под этим дубом родились, жили и умерли потомки Исаака и Иакова. Здесь была колыбель еврейского народа, теперь многомиллионного и рассеянного по всем странам мира. И Богоотец Давид во время семилетнего царствования в Хевроне часто приходил на место мирной жизни своих праотцев и под тенью этого дерева спокойно отдыхал, забывая свои неприятности и огорчения и утешаясь своими Боговдохновенными псалмами, большую часть которых он здесь и написал. Некогда исполинских размеров, сейчас дуб бережно сохраняется единственным хранителем этого места архимандритом Георгием. Зеленой осталась лишь одна ветка. Листочки маленькие, а желуди круглые, совсем не похожи на желуди европейских дубов. Вид этой священной древности внушает чувство благоговения. Под дубом мамврийским была куща патриарха Авраама, в которой он сподобился принять Трех странников (Быт 18). Здесь Господь возвестил Аврааму о рождении у него сына Исаака и о будущей славе его народа. В 1906 году русские построили рядом с дубом храм в честь святых Праотцев. Теперь здесь остался один русский человек, отец Георгий. В 1941 году он попал в плен, прошел все мытарства (его слова) и очутился по милости Божией у дуба. Он приготовил себе в маленькой часовне место для вечного упокоения рядом со своим другом, с которым расстался на земле совсем недавно. Владыка Евгений отслужил вместе с семинаристами панихиду. А с какой любовью отец Георгий нас всех принял! Наверное, никогда еще после революции здесь не было сразу столько русских, не звучало такое мощное русское пение… Жить здесь в настоящее время опасно. Война кругом. День пятый. 14 сентября. Суббота.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

А рыбак – самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, продать улов (если повезло) надо было пораньше с утра, пока он не испортился под жарким солнцем. А еще надо было промыть и починить сети… Рыбак пропах рыбой, он вечно не высыпается, а его доходы невелики и к тому же непредсказуемы. Может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», – сразу послушались Его, бросив в беспорядке свои сети. Так рассказывают об их призвании Матфей и Марк. Иоанн приводит другой рассказ: братья Андрей и Петр были учениками Иоанна Крестителя. Андрей услышал, как тот называл Иисуса «Агнцем Божьим» и после этого привел Петра к Иисусу. «Иисус же, взглянув на него, сказал: “Ты – Симон, сын Ионии; ты наречешься Кифа, что значит: камень”». Именно так получил он свое второе имя со значением «камень, скала», по-арамейски оно звучало Кифа, по-гречески Петр. Именно под этим именем мы знаем апостола сегодня. Есть ли противоречие между двумя рассказами? Да, безусловно. Его легко можно устранить, сказав, что сначала (рассказ Иоанна) Андрей и Петр всего лишь поговорили с Учителем, но не последовали за Ним, а призвал Он их позже (рассказ Матфея и Марка) – это ничуть не противоречит евангельскому тексту. По-видимому, два рассказа призваны подчеркнуть две стороны жизни братьев до того, как они стали апостолами. Матфей и Марк показывают жизнь совсем простых людей, занятых тяжким трудом. А вот Иоанн, который всегда говорит о возвышенном, подчеркивает, что они и до обращения вовсе не были чужды духовным интересам, что слушали проповеди Иоанна Крестителя и ждали прихода Мессии. Такова манера многих библейских повествований: представлять каждую сторону события или явления в целостности и полноте, не объясняя внешних противоречий. Петр, Кифа, Камень Как бы то ни было, пророчески данное имя «камень», кажется, совсем не подходило Петру. Он по характеру – скорее пламень, чем камень. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова – и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «Повели мне прийти к Тебе по воде». Потом он, конечно, усомнился в собственных способностях и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010