Воткнуть такой стержень в каждого ученика не сможет даже самый гениальный педагог. Нет методик, все происходит на уровне неосознанной магии. Но, помочь стержню кристаллизоваться, создать условия для его роста – можно. Тут получается, как в расхожем постулате о нежелании кормить свою армию. Не хочешь учить детей свою Родину любить, этим сразу же займутся чужие люди. «Коля с Уренгоя», наверное, самый яркий пример. Забыли уже, доклад в бундестаге нашего мальчика о «невинно погибших немецких солдатах»? Его визит в Германию организовали и оплатили немцы, окормляющие нашу молодежь. У них получается и эта молодежь уже не совсем наша. Возможно, если бы патриотическим воспитанием Николая Десятниченко из Нового Уренгоя, занимался хоть кто-то, даже замученная учительница на две ставки, какие-то базовые понятия у него бы отложились в голове. Но, централизованного патриотического воспитания в наших школах не было с развала СССР . И вряд ли «уроки патриотизма» в школе этому помешают, или превратят хороших мальчиков в закоренелых сволочей, подонков и предателей Родины. Это не так работает. Это в генах – хорошее и плохое. Это, как бы пошло не звучало, спрятано в корнях березки под бабушкиным окном или сумраке северных лесов. Это сокрыто в обстоятельствах или «Божьем провидении» - кому как нравится. Можно даже не знать, что в тебе ЭТО есть и только в пограничной ситуации открыть - кто ты и зачем на этой земле. Почему Россия всегда выбиралась из передряг, что в 1612-м, что 1812-м или в 1941-м? Просто, в нашей стране всегда было изрядно людей, для которых Родина – первична. Гимназистов, юнкеров, пионеров и комсомольцев. Учили их разному, а суть у этих парней всегда оказывалась одна. И мы им наследуем, и нет никаких предпосылок, что эта традиция прервется. Не дождетесь. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/01/patrio...

Встретился с ним я позднее в Белгороде, где он осматривал свои бывшие владения. Я спросил у него: «Вы плачете? Вам плохо?» Он немного высокопарно ответил: «Нет, случилось то, чего я ждал всю жизнь! Здесь, на площади, исполняется гимн моего детства: «Боже, Царя храни!» Да, в то время это звучало тут, и его можно было понять. Действительно, многих песен уже нет, песенное творчество возникало и затухало, но память о песнях, гимнах и мелодиях сохранялась. Многие русские песни сохранялись мастерством артиста-певца. Я застал некоторых из них и слушал, как говорится, живьём. Это были незабвенные Михаил Лемешев, Иван Козловский, Мария Максакова, Лидия Русланова. Конечно, это было чудо на всю жизнь. Совсем недавно мы были в Большом театре на опере «Борис Годунов» и цепенели от восторга, когда пел и «играл» свой образ великий бас Владимир Моторин. А уж как он исполняет русские песни, «Настасью», «Дубинушку», да и украинскую «З сиром пироги» - нет слов описать это! Когда мы в издательстве «Молодая гвардия» готовились выпускать книгу о русской культуре «Лад» Василия Белова, он отказывался года два-три - «не готова», хотя я уже за это время слушал его два, а то и три года в Вологодском краеведческом музее, где он знал всё обо всех русских туесках, прялках, иконах этой заповедной области. Поражало знание, но ещё и размышление о народном творчестве и искусстве России. Одна мысль была очень важной, в том числе, да и в первую очередь для «культурников», тягловых работников клубов, дворцов культуры, библиотек и школ. Народное искусство того времени было искусством соучастия . Оно не было искусством наблюдения или зрелища, хотя эти замыслы и были. Василий Белов писал, что искусство, творчество было растворено в народе, как бы в ведре, сосуде. Человек был частичкой его, а сегодня оно в большей части ушло в отдельный кристалл исполнителя, в фольклор для избранных. Я очень благодарен Василию за эти мысли, которые требуют, чтобы красота кристалла растворялась в своём народе, была соучастием его жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/20/...

Иван Охлобыстин: Я, как представитель этого института, мною любимого института, – и это можно воспринимать как объективное суждение, но, тем не менее, последние 10 лет только Русская Православная Церковь сдерживала проявления агрессии со стороны русского населения по отношению к гостям. Так или иначе, разговорами, соборами, внешней какой-то, вовсе необязательной деятельностью. Все остальные были неспособны, всем остальным выгодно. Владимир Познер: Как говорят мои соплеменники, давайте согласимся с тем, что мы не согласимся. Марсель Пруст. Знаком? Почитывали? Иван Охлобыстин: Почитывал, боюсь, что не приведу цитату. Владимир Познер: Вы знаете, у меня есть чуть-чуть еще времени, поэтому вернемся к этой теме. Ну вот смотрите, Русская Православная Церковь. Конкретные люди – Чаплин, протоиерей, который позволяет себе высказывания, довольно своеобразные, как женщины должны одеваться, вплоть до того, есть ли у них глубокое декольте и короткая юбка, и, не дай Бог, их изнасилуют, ну в общем-то, они сами виноваты. Это как понимать? Иван Охлобыстин: Он не совсем так сказал. Владимир Познер: Близко к тексту? Иван Охлобыстин: Вы знаете, близко к тексту не всегда бывает... Владимир Познер: Ваше высказывание – хорошо бы жить в такой стране, при такой монархии, когда употребление презерватива будет приравнено к убийству младенца. Вы представляете, что вы говорите? Иван Охлобыстин: Ну, я сказал глупость. Иногда нужно признаваться в собственных глупостях. Если я так сказал, я сказал глупость. Владимир Познер: Ну, это я вас цитирую. Иван Охлобыстин: Ну да, значит, я был глуп. Но выступление Чаплина, оно было не таким, оно звучало иначе. Просто до того прозвучало выступление Кадырова относительно того, а вот как – они открыто так одеты, а у нас горячие парни. Вот это возмутило всех. А собственно, кто имеет право нашим русским женщинам диктовать условия, как им одеваться. Только мы. Владимир Познер: Кто имеет право кому бы то ни было диктовать, как одеваться. Иван Охлобыстин: Ну, родители имеют право диктовать.

http://religare.ru/2_89547.html

Перед смертью Соловьев причастился, исповедовался. Умер в сознании. Он читал и писал на еврейском языке, потому что любил всегда к своим молитвам прибавлять язык Христа, чтобы это звучало как связь с христианской древней традицией. Он знал многие псалмы наизусть. Теряя сознание, потом приходя в себя, он говорил: «Трудна работа Господня». Действительно, этот совсем не старый человек нес на себе колоссальное бремя. Простой, как ребенок, и одновременно мудрый. Человек, который вызывал восхищение, зависть, ненависть, поношение, презрение. Человек, о котором потом напишут сотни книг и брошюр, — уже через десять лет после его смерти библиография о нем имела несколько сот названий. Итак, он умер и был похоронен в Москве… Я хотел бы, чтобы, когда у вас найдется время, вы зашли в Новодевичий монастырь. Прямо напротив входа, по первой же алее, слегка направо повернув, вы подойдете к памятнику Сергею Михайловичу Соловьеву — белому мраморному памятнику с его рельефом. Крест, конечно, сбит. Рядом — могилы его сына и дочери. Памятники, конечно, уничтожены. На могилах Владимира Соловьева и его сестры стоят обломки чужих надгробий, без креста. Но, слава Богу, что и такие стоят. Сейчас обещают к его 90–летию, на средства нашей Московской епархии, нашего епархиального управления восстановить памятник в первоначальном виде. Туда, к этой могиле, приходили очень многие. Соловьев оказал огромное влияние на Андрея Белого, на Блока, который называл его рыцарем–монахом. Тема прекрасной Дамы у Блока, конечно, навеяна Соловьевым. Вся блестящая плеяда русских религиозных мыслителей — Булгаков, Флоренский, Бердяев, Франк, Евгений Трубецкой и многие другие — были бы невозможны, их трудно представить себе без Соловьева. Этот странник был зачинателем оригинальной, своеобразной русской религиозно–философской мысли… И вот, когда вы придете на эту могилу, помните, что этот человек жив… Недаром он говорил: «Смерть и время царят на земле. Ты владыками их не зови — все, кружась, исчезает во мгле. Неподвижно лишь солнце любви». Это была его глубокая интуиция, это было его глубокое познание. Этот отвлеченный интеллектуал всегда жил верой, всегда жил мистическим прозрением, всегда жил порывом к вечности. И это делает Владимира Соловьева для нас дорогим не только как писателя, как мыслителя, как поэта, но и как неповторимого своеобразного человека, ярчайшую личность, которой может гордиться каждая культура. И отрадно, что сейчас, после стольких лет забвения, наконец о нем пишут, наконец выходят его работы, — пусть робко, но возвращение Соловьева происходит сегодня на наших глазах. Я бы хотел, чтобы этот мой маленький эскиз помог вам, если бы вы захотели познакомиться с мыслью такого замечательного человека. Спасибо. СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ И ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ТРУБЕЦКИЕ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Лишь имя «Христос» обозначает обе природы и лишь к нему можно применять и человеческие, и божественные действия и признаки. Но к имени Бог дозволительно только относить действия божественные, к Христу, как человеку, — только предикаты человеческие. Нельзя сказать: «Предвечный младенец», «Бог питался млеком». Спор об имени «Богородица» есть, таким образом, лишь частный случай так называемого «общения свойств». Поэтому и Несторий, смягчая резкость выдвинутого им проповедника Анастасия, не предложил термин «человекородица». Но он и не отверг этого термина. Признал его только неполным. Вместо него предложил более полное наименование: Христородица. По Несторию, имя Богородицы неточно, потому что оно порождает мысль, будто само Божество Христово получило свое начало от Девы Марии. По Несторию, ту мысль, что Христос и от зачатия был Богом, лучше было бы обозначать словом Богоприимица — θεοδχος. Ведь и всякая мать рождает только тело, а душа от Бога. Таким образом, и простая мать не душеродица, — ψυχοτκος. Однако за пределами догматических рассуждений, в литургическом словоупотреблении, Несторий термин «Богородица» допускал. Св. Кирилл Александрийский . Пламенный противник Нестория св. Кирилл Александрийский — выразитель совсем иных традиций богословского языка с иными свойственными им недостатками. По-александрийски об образе единения природ во Христе следует говорить с максимальным акцентом: это не только единение по ипостаси (ενωσις καθ " πστασιν), но и «единение по природе», природное, физическое (ενωσις φυσικ) или «единение по природе» ενωσις κατ φυσιν (выражения Афанасия). Для Нестория это звучало как обозначение утраты полноты свойств каждой из двух природ. Недостатком Кирилловского богословского языка остается его отсталое, запоздалое смешение в словоупотреблении терминов: лицо, ипостась, природа (πρσωπον, υπστασις, φσις). Например, «в двух лицах, т. е. ипостасях» («προσποις δυσν, γουν υποστσεσιν»). Все ударение Кирилловой доктрины переносится на единство лица Христова: Он есть «нечто единое из двух» («εν τι το εξ αμφον»). «Различны природы, сочетавшиеся в истинном единстве; но Один из обеих Христос и Сын не в том смысле, чтобы различие природ уничтожалось вследствие такого единения. Как же назвать это своеобразное «единство из двойства» («εν τι το εξ αμφον»)? Вот тут-то Кирилл с наивностью и ссылается на фальсификацию аполлинаристов, которая обманула на время всех «восточных». Это знаменитая «μα φσις του θεο Λγου σεσαρκωμνη» — «единая природа Бога-Слова воплощенная». Природы эти полные и не уничтожены через соединение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

К сожалению, некоторые православные священнослужители уверены в том, что " Россия - православная страна " . Отсюда совсем немного до утверждения, что в России все должно быть православным - искусство, мораль, право, образование, законодательство и сами люди. Определенные противоречия имеются также между религией и кинематографом. Не будем вспоминать, что церковь когда-то осуждала лицедейство как таковое, и актеров наряду с самоубийцами хоронили вне кладбищенской ограды. Суть в другом - в том, что у церкви есть паства, а у кинематографа - зрители, а это далеко не одно и то же. Долг церкви - наставлять на путь истинный, а об искусстве этого сказать никак нельзя. Художник - не пастырь, и принимать его за наставника иногда просто опасно. Кто-то сказал: " Он не лекарь, он - боль " . Лермонтов был более сух: " Болезнь указана, а уж как ее лечить - Бог знает " . Иронический Чехов советовал Короленко изменить жене, чтобы лучше писать. Высокоморальные люди обычно никудышные писатели и режиссеры, а художественные шедевры создаются грешниками, притом не слишком кающимися. Так или иначе, понятие " православное кино " , коли уж оно появилось на свет, имеет право на существование. Что в него вкладывать - другое дело. Одна из монахинь - участниц " круглого стола " , обратившись к известному канону " Мадонны, кормящей младенца " , назвала его " неправославным " , поскольку он показывает плоть, тогда как в православии плоть - только форма для духа. Вроде бы четкий критерий, но ведь, с другой стороны, за плотскими проявлениями стоит человеческая психология, которая имеет отношение к душе, а через нее и к духу. Максимально общее из предлагавшихся определений звучало так: " Православное искусство христоцентрично " . Красиво сказано, но и тут возникает вопрос - а католическое искусство - оно что, " христобежно " ? Сколько людей - столько мнений. В чем сходились все участники прений, так это в отношении к нескольким фильмам последнего времени, лучше всего выражавшим дух фестиваля. Это документальная лента " Ребро. Портрет жены художника на фоне эпохи " Валерия Залотухи и Галины Леонтьевой о женщине, вышедшей замуж за советского живописца, который стал священником. Это " Холодная оттепель 1961 года " Виктора Белякова о возобновившихся при Хрущеве гонениях на церковь. И, конечно, памятный " Остров " Павла Лунгина, который, при всех своих досадных неточностях, приблизил священнослужителей к зрителям как никакой другой российский фильм.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Понимаете, времена апологетов, которые христианство оправдывали, объясняя людям, что многие измышления и обвинения в адрес христианства ложные, — это было как раз то время, когда люди общались непосредственно. Звучало одно слово, ему противопоставлялось другое слово, а вслед за тем логика и сама жизнь позволяли понять, где находится правда. Сегодня всё совершенно не так. Сегодня спорят и дискутируют не живые люди. Сегодня это газеты, журналы, теле— и радиопрограммы, интернет-ресурсы. И там создается, моделируется совершенно иная реальность, далекая от той реальности, которая существует в действительности. И переходить на это поле, совершенно для нас чужое, совершенно нам неподвластное, нами неконтролируемое (да мы и не должны его контролировать), и пытаться что-то там выиграть — это совершенно неправильные задачи. Мы должны всего-навсего свидетельствовать о том, что есть. Некоторое время назад появилось такое выражение, как «церковный пиар», «православный пиар». Я помню, как когда-то, выступая, кажется, на Рождественских чтениях, я посвятил целый доклад тому, что Церковь и пиар — понятия несовместимые. Но прошло совсем немного времени, и оказалось, что их зачастую пытаются совместить. Но что такое пиар? Мы берем какой-то продукт и продвигаем его, рассказывая о том, какой он замечательный. При этом мы тщательно обходим какие-то негативные моменты, с этим продуктом связанные. Или мы даже продукт вредный пытаемся представить полезным... Можем ли этим заниматься мы? Да нет, конечно же, ни в коем случае не можем. То, о чем говорим мы, не нуждается в рекламе, потому что мы говорим в первую очередь о Христе То, о чем говорим мы, не нуждается ни в рекламе, ни в продвижении, потому что мы говорим в первую очередь о Христе. И если мы о чем-то хотим рассказывать людям, то надо рассказывать не о том, какие в Церкви люди хорошие, не о том, как у нас всё замечательно и что мы можем делать. Вся наша жизнь должна быть свидетельством только лишь о Христе. Потому что мы не можем и не должны предлагать миру какой-то другой проповеди, которая бы отличалась от проповеди апостольской. Они говорили именно о Христе, о жизни во Христе и о том, что к этой жизни ведет.

http://pravoslavie.ru/80711.html

И вот он, сын простых крестьян, Василий Михайлович Дроздов – Митрополит Московский, знаменитейший иерарх Церкви Российской. И всякий раз, когда он совершал литургию, на Великом входе за поминовением Царствующих Особ сразу поминал некоего «раба Божия Петра». И все недоумевали: кто этот «раб Божий Петр»? И только со временем выяснилось, что Митрополит Филарет поминал того крестьянина Петра, который привез его, восьмилетнего, шедшего зимою по морозу «в Москву учиться». Архиепископ Феофан удивлялся изумительной остроте мысли Митрополита Филарета и его способности быстро и кратко эту мысль выражать. Владыка приводил несколько примеров. Однажды в присутствии Митрополита священники заговорили о книге известного церковного писателя и проповедника и сошлись на том, что она написана для любого читателя, простым языком, мысли простые и все в ней очень просто. И это «очень просто» звучало как бы легким упреком. – Да, – ответил Митрополит, – книга написана очень просто, а написать ее так очень и очень непросто! А вот иной случай. Одна пожилая и, видимо, простая женщина подошла к Митрополиту Филарету, когда он выходил из храма и спросила: – Владыка, простите меня, окаянную, уж так у меня ноги-то болят. Приду в церковь и сразу сяду и все сижу. Ведь, поди, грешно это, да еще и как?! На это Митрополит Филарет ответил: – Милостив Господь к естественным немощам нашим. А что по болезни стоять не можете, то лучше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах! Это совсем не то, что в мире называется «острословием», при котором острослов, вызывая улыбки или смех у слушателей, ищет своей славы. Митрополит же Филарет и говорил и писал таким языком во славу Божию. И эта способность была у него благодатным даром от Господа Бога... Старцы Исидор и Варнава Митрополит Филарет устроил Гефсиманский скит под Москвою, в котором иногда сам жил. А в начале двадцатого века в этом скиту подвизались два истинных, благодатных старца – иеросхимонах Исидор и иеросхимонах Варнава. К этим старцам ездил Епископ Феофан из Петербурга по духовной нужде и о них он часто рассказывал своим близким.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Евгения 1 апреля 2018, 01:23 Петр, Иоанна пишет о миллионах Мучеников и Исповедников российских, возможно, имея в виду проповедь епископа Егорьевского Тихона. Владыка Тихон 04.02.2018 в Слове на молебствовании Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской говорил, что мы празднуем около двух тысяч Новомучеников. При этом в Слове говорилось, что при переписи населения 06.01.1937г. 56,7% (55 млн.чел.) наших соотечественников старше 16 лет назвали себя верующими, что тогда было равноценно заявлению: «Я готов быть мучеником». Зачем обвинять в глумливости Аллу, если НАМЕРЕННО неточна Иоанна? И неточность эта не очень хорошего порядка. А Алла просто указала Иоанне на " перебор " . Костя 1 апреля 2018, 01:12 Авторы, священники. Что об этом Союзе рассказывать. Нет его уже! Что же не видно публикаций против эволюционизма который пропагандируется в школе и дома по телевизору каждый день? Это уже не атеизм, нет. Это уже человекобожие, сатанизм! Вот где война идёт. А.В. 1 апреля 2018, 00:16 Алла31 марта 2018, 21:15 " Другое дело промышленный прорыв 30-х годов, победы в Великой Отечественной, первый спутник и первый человек в космосе. " Т.е. лес рубят, щепки летят? И " зато мы делаем ракеты " ? Алла, Вы действительно считаете что ради " промышленных прорывов " (весьма кстати сомнительных, если сравнивать с более развитыми странами) можно загубить несколько миллионов людей? Да даже ОДНА человеческая жизнь в миллион раз ценнее любых спутников и промышленных прорывов. Мне кажется Вы не совсем понимаете что такое христианство. А.В. 1 апреля 2018, 00:04 Алла31 марта 2018, 21:11 " пишите уж сразу про миллиарды мучеников, чтобы пострашнее звучало. " Алла, я вот тоже сомневаюсь что православный человек, христианин (тем более христианка) может в таком глумливом тоне говорить о мучениках. Присоединяюсь к Петру, вразуми Вас Бог! АлександрГ. 31 марта 2018, 23:45 Петр, говорить то может быть о хамстве первых большевиков нужно. Но придерживаться при этом некоторых правил. Это хамство не может быть примером для последующего хамства. И уж тем более не может быть оправданием вновь возникшему хамству. Второе, народ несмотря на все потуги власти все-равно жил своей жизнью. До конца атеизировать его не удалось. И не случайно старые священники отделяют власть от народа, именуя " власть богоборческой " .Вот насколько это можно было, они отделили. Они ювелирно отделили саму идею от человека. Потому, что они понимали, кто действительный враг. Понимаете, бороться нужно не со своей историей, не со своим народом, а именно с идеей?А за границы этого скатываться нельзя

http://pravoslavie.ru/111787.html

Но ни разу мой правящий архиерей не сказал мне ни единого замечания или тем более не дал «установки», как и про что писать. Только в самом начале моего публицистического пути, когда я брал благословение на сотрудничество со светскими СМИ, мой епископ попросил меня не связываться с откровенно желтыми изданиями. И все. Мне непонятны все эти постоянные намеки на неприличность конструктивных взаимоотношений с властью. Складывается такое ощущение, что нравственный долг патриарха, архиерея и любого рядового попа - это непрестанно проклинать власть и повсеместно ее критиковать, как это некогда делал, например, митрополит Филипп. Но Владимир Владимирович - это не Иван Грозный, с одной стороны. А с другой, когда это требуется (например, в вопросе ювенальной юстиции, абортов, образования и некоторых социальных проблем), церковь в лице патриарха довольно часто критикует власть. 5 Еще интеллигентам очень свойственна патологическая боязнь кого-либо обидеть. Причем боятся часто не за себя, а за того парня, который, возможно, кого-то обидел или вот-вот обидит, ежели ему не попенять. Именно в среде верующей интеллигенции уже звучало стыдливое сожаление в связи с поддержкой РПЦ намерений госвласти восстановить изначальный вид московского Кремля, вернув туда монастырь и несколько храмов. Нередко теперь в этой же среде, говоря о церкви, неким особым языком высказываются и «против войны», не всегда поясняя, что именно здесь имеется в виду. Так, недавно один из известных православных ресурсов, pravmir.ru , который, к слову, в структурном плане к РПЦ не относится, провел конференцию под названием «Нравственность и нейтралитет: стратегия православного СМИ в условиях информационной войны». В преамбуле к материалам конференции раздаются сетования, что «мы столкнулись с ситуацией, когда взвешенность и объективность приходится имитировать за счет здравого смысла. Если в информационном поле страны все меньше информации и все больше пропаганды, нравственная позиция начинает противоречить принципу нейтралитета». Но, к сожалению, из выступлений не совсем понятно, о каком нейтралитете идет речь и о какой конкретно нравственной позиции.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010