Климент Александрийский также говорит: «Часто и ночью ты поднимаешься с постели и благословляешь Бога». Значит, то, что позднее сделалось достоянием монастырей – ночная молитва , – в первенствующей Церкви было обычаем, который был хорошо известен и мирянам. Как начало дня, так и конец его освящался молитвой. Киприан говорит: «Восходит ли солнце или заходит, необходимо молиться». Вечерняя молитва заключала в себе прошение, чтобы Бог попустил молящимся дожить до следующего нового дня. Как обычную вечернюю молитву, книга Постадавлений Апостольских указывает псалом 140. 2 Молитвою должна была начинаться работа, молитвою же сопровождаться. Молитвой, по словам Василия Великого , как солью осоляется всякое дело. Она произносилась перед началом обеда. Прежде чем начать мыться в бане, христиане тоже молились. Если гость прощался с хозяином, они делали это с молитвою, равно как и при входе в дом свое приветствие он сопровождал так же молитвой ( Тертуллиан ). Многие христиане приняли от иудеев обычай молиться, кроме утра и вечера, в третий, шестой и девятый час дня. 3 Но христиане соединяли с этим обычаем свои новозаветные воспоминания. В третий час они молились потому, что в этот час в Пятидесятницу излился Дух Святой на апостолов; в шестой – потому, что Петр в этот именно час имел видение о чистой и нечистой пище; в девятый – потому, что в этот час умер Христос и потом около того же часа Петр и Иоанн, идя в храм Иерусалимский, исцелили хромого (так толкуют Тертуллиан , Климент Александрийский и Киприан). Таким образом, возникли узаконенные часы молитвы в продолжение дня. Нужно при этом помнить, что в древности в эти же часы миряне призывались для общественной молитвы в церкви. Постановления Апостольские требуют очень строгого выполнения этого предписания. Несмотря на то, что, как мы видим, насчитывалось очень немало времени, назначенного для молитвы в течение суток, Киприан советует христианам молиться еще чаще, еще больше. Больше всего христиане при возношении своих молитв пользовались книгой Псалтири.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

В этой таблице можно заметить, что Вечерня и Утреня присутствуют везде (за исключением Си, которая не является евхологием). «Паннухис» занимает свое «нормальное» место в более поздних кодексах; в Ба она помещается после Богоявления, может быть в начале Поста; в Ле она находится в конце кодекса; в Гр-7 она отсутствует. в других кодексах она перемещена; она находится, напротив, во многих других позднейших рукописях, не имеющих соборной последовательности, о которых мы не говорим 27 . Полунощная служба находится вообще в более полных кодексах на своем нормальном месте, между Вечерней и Утреней; мы полагаем, что дело идет о служении ежедневном – если судить по Ба и Ле, а также по содержанию молитв этой службы. Третий, Шестой и Девятый Час составляют довольно постоянный элемент: текст молитв один и тот же во всех рукописях (как это является и в случаях «Паннухис», Полунощной службы и «Тритоекти»); в От молитвы III, VI и IX Часа, а также I Часа предназначены для «царских часов» три раза в год. I Час является «белой вороной» последовательности: отсутствуя в Ле, он представлен в Ба только двумя молитвами совершенно другого, чем молитвы других Часов, стиля и по-видимому, не предназначенными для настоящей службы; в кодексах, где имеется I Час, с пятью или шестью молитвами, таковые отличаются от одного кодекса к другому или же их местоположение различно, если они и совпадают в тексте; в Ко и Γρ– Ι, I Час дублирован двумя молитвами, похожими на молитвы Ба (но тексты различны). В нашей IV главе мы выдвинули гипотезу, что этот Час был добавлен к кругу лишь значительно позднее, и это могло бы объяснить то, что он не принадлежит к общей традиции: каждая церковь формировала свой I Час, следуя схеме остальных трех Малых Часов, заимствуя молитвы у других служб (в особенности молитвы конца Утрени и молитвы «Тритоекти», которые начинали выходить из употребления) или из других источников, а не из Евхология 28 . Итак, мы полагаем, что искомая последовательность точно та, которая содержится в двух наиболее древних кодексах: Ба и Ле. Она, по существу, одна и та же и в других рукописях (оставляя в стороне «Паннухис» и I Час). Все эти кодексы, за исключением славянского и грузинского, относятся к довольно определенному периоду: от VIII до XII вв., к периоду от иконоборческого кризиса до взятия Константинополя крестоносцами 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3. Песненный чин. В Евергетидском чине царских часов заметны некоторые черты песненного строя: 6 после каждых трех тропарей произносится малая ектения, как-бы сопровождающая отдельный антифон; а в конце последования, за четвертым евангелием, полагается ектения, по характеру прошений соответствующая сугубой ектении. Гораздо ближе к песненному строю стоит чин царских часов изложенный в Типиконе 1292 года Ватиканской библиотеки, 1877. Часы Рождества и Богоявления, по этому Типикону, распадаются на две половины: первую половину составляют часы первый и третий, а вторую – шестой и девятый. Псалмы первого и третьего часа те же, что и ныне; на шестом часе указаны псалмы 75, 71 и 131, на девятом – 109 и 84. По исполнении псалмов произносится великая ектения; далее поются тропари–«стихиры» обычным порядком, и следуют обычные чтения, а на третьем часе читается апостол из послания к Евреям. После евангелия произносится просительная ектения, затем поется попеременно двумя сторонами обычный богородичен часа, и следуют обычные стихи из псалмов (на первом часе: «Стопы моя направи» и проч.). Потом – Трисвятое, Господи помилуй, «Боже ущедри ны»; после чего совершаются три великих поклона, и непосредственно начинается следующий час. Первый с третьим правится в начале третьего часа; а шестой и девятый – в свое время. «Блаженны» начинаются после просительной ектении на девятом часе. Молитв на часах нет; не упоминается и отпустительный тропарь. Такой же порядок соблюдался и в канун Богоявления. Псалмы шестого и девятого часа – нынешние; на первом часе вместо пс. 22 стоит пс. 25; на третьем указаны псалмы 28 и 51. 7 Сходный чин излагается в Типиконе 1297 года Московской Синодальной библиотеки, 272/456. Но здесь великая ектения и тропари со чтениями положены после богородична часов. Кроме того, между тропарями и чтениями так же, как и в Евергетидском Типиконе, произносится малая ектения. В составе псалмов есть два особых: пс. 84, вместо пс. 110, в часах Рождества, и пс. 12, вместо 22-го, в часах Богоявления. Кроме обычных стихов, с тропарями поются и иные стихи. Часы совершаются в два срока; причем первый час соединяется с третьим, а шестой – с девятым. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

А прежде солдаты, приводившие приговор в исполнение, у Креста делили на четыре части одежду Осужденного – кому что взять, но хитон, не сшитый, а весь тканый сверху донизу, не стали раздирать, но бросили о нем жребий. Для апостола и евангелиста Иоанна Богослова, рассказавшего об этом, было важно не только то, что это стало исполнением ветхозаветного пророчества: «Делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий» [ Пс. 21:19 ], но и то, что верхняя одежда Спасителя была соткана особым образом. Такой – тканой сверху донизу – была одежда священника, и Господь, Который не принадлежал к ветхозаветному родовому священству, есть подлинный Первосвященник Своей Церкви. Согласно преданию, это Дева Мария, давшая Свое Пречистое Тело для того, чтобы невидимый Бог мог облечься в человеческую природу, соткала Своему Сыну тот хитон. И понятно, что научиться так прясть можно было именно в Иерусалимском храме, где жила и служила Богу отроковица Мария, «царскую порфиру, плоть Творца всех, из девственных кровей Своих исткавшая» 9 . Согласно Библии , человек был сотворен в шестой библейский день: согласно общему святоотеческому воззрению, в середине этого дня – в шестой час древнееврейского времяисчисления 10 . И взошел Господь на Крест, чтобы воссоздать падшего человека, в шестой день тогдашней седмицы, и тоже в середине дня. " Иже в шестый день же и час прегвождей в рай дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери Христе Боже и спаси нас« – гласит тропарь службы Шестого часа. И еще, по мнению некоторых святых отцов (среди которых священномученик Ипполит Римский , святитель Иоанн Златоуст , блаженный Иероним ), Господь был распят в тот же самый день, в который был зачат, – в день начала Евангелия, в Благовещение. В церковном календаре день Благовещения (25 марта по юлианскому и 7 апреля по григорианскому календарю) оказывается в непосредственной близости к подвижной дате Пасхи, иногда приходится на великие дни Страстной седмицы, а иногда с Пасхой совпадает. И всегда это говорит нам о том, для чего Бог приходит в наш мир и для чего Он воплощается от Богородицы и Приснодевы Марии – для того, чтобы смерть принять и победить ее Воскресением! 7 Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, «Первые дни земной жизни Иисуса Христа». Благовещение о Рождестве Христовом. 8 Это и символизирует во время Божественной литургии сначала малый вход, а затем великий вход – прохождение процессии священнослужителей через Царские врата, первый раз – с Евангелием, во второй – со священными сосудами. А в конце Литургии через Царские врата Господь, Царь Славы, является нам в Святых Дарах – в чаше Евхаристии. Читать далее Источник: Агни Парфене: [книга о Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии]/протоиер. Михаил Браверман. - СПб.: Ладан, 2015. - 176 с.: ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5) Не должно пренебрегать установленные времена молитв, потому что каждое из них особенным образом напоминает о благах, подаваемых от Бога. Так не должно пренебрегать утра, чтобы первыя движения души и ума посвящаемы были Богу, чтоб мы ничем другим не озабочивались, пока не возвеселены мыслию о Боге, по написанному: «помянух Бога и возвеселихся» (Пс. 76, 4), чтоб и тело не приводили в движение для делания, пока не исполним сказаннаго: «заутра услыши глас мой; заутра предстану Ти и узриши мя» (Пс. 5, 3.4). И в третий час должно вставать на молитву, воспоминая дар Духа, данный в третий час Апостолам, чтобы и нам сделаться достойными принятия святыни, и испросить у Духа руководства и учения на пользу, подражая сказавшему: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздажд ми радость спасения Твоего, и Духом владычным утверди мя» (Пс. 50, 12–14). Потом опять приниматься за дела. В шестой же час признали мы необходимым в подражание святым молиться, говоря: «вечер, и заутра, и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой» (Пс. 54, 18), а чтоб избавиться и беса полуденного, читая вместе и девяностый псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими Апостолами в книге Деяний, где повествуется, что «Петр и Иоанн восхождасте во святилище на молитву в час девятый» (Деян. 3, 1). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам, или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, что, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение, или непроизвольно, или даже тайно, состояло ли оно в словах, или в делах, или заключалось в самом сердце; за все должны мы умилостивить Бога молитвою. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтоб снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: «яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся» (Пс. 4, 5). Но опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний, читая и в этот час девяностый псалом. А что и полночь нужна нам на молитву, это передал Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: «в полунощи же Павел и Сила молящеся, пояху Бога» (16, 25). И Псалмопевец говоря: «в полунощи востах исповедатися Тебе о судьбах правды твоея» (Пс. 118, 62). Опять надобно вставать на молитву и предваряя утро, дабы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказавшего: «предваристе очи мои ко утру поучатися словесем твоим» (тамже ст. 144). Тем, которые решились жить тщательно во славу Бога и Христа Его, не надобно пренебрегать ни одного из сих времен 178–180].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Итак, если и законом предписывается благодарение во всякое время... не должно пренебрегать утра, чтобы первые движения души и ума посвящаемы были Богу, чтобы мы ни за что другое не принимались с заботливостью, пока не возвеселены мыслью о Боге, по написанному: вспоминал я Бога и веселился ( Пс. 76:4 ), чтобы и тела не приводили в движение для делания, пока не исполним сказанного: Тебе помолюсь, Господи. Поутру услышь голос мой, поутру предстану пред Тобою, и Ты увидишь меня ( Пс. 5:3, 4 ). Затем и в третий час должно становиться на молитву и собирать братию, если бы случилось, что каждый особо занят своим делом; воспоминая дар Духа, данный в третий час апостолам, все должны поклониться единодушно, чтобы и самим сделаться достойными приятия освящения и просить у Духа руководства и учения на пользу, подражая сказавшему: Сердце чистое создай во мне, Боже, и дух правый обнови во внутренности моей. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня... и Духом Владычественным утверди меня ( Пс. 50:12–14 ); и в другом месте: Дух Твой благий поведет меня в землю правды ( Пс. 142:10 ); и таким образом опять приниматься за дела. И если некоторым по свойству дел или мест придется быть где-нибудь очень далеко, то необходимо обязаны, нимало не медля, исполнять все сообща установленное, потому что где двое или трое собраны во имя Мое, говорит Господь, там Я посреди них ( Мф. 18:20 ). В шестой же час признали мы необходимым молиться в подражание святым, говорившим: вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой ( Пс. 54:18 ); причем, чтобы избавиться от нападения и беса полуденного, читается и девяностый псалом. О том же, что девятый час нужен нам на молитву, предано нам самими апостолами в книге Деяний, где повествуется, что Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый ( Деян. 3:1 ). А по окончании дня нужны как благодарение за то, что в день сей дано нам или благоуспешно нами исполнено, так исповедание в том, чего мы не выполнили, произвольно ли было наше прегрешение или непроизвольно, или даже и тайно, состояло ли оно в словах или в делах, или заключалось в самом сердце, – за все должны мы умилостивить Бога молитвой. Ибо обозрение прошедшего весьма полезно, чтобы снова не впадать нам в подобные грехи, почему и сказано: о чем говорите в сердцах своих, о том сокрушайтесь на ложах ваших, и утишитесь ( Пс. 4:5 ). Опять и при наступлении ночи нужно просить, чтобы упокоение наше было непреткновенно и свободно от мечтаний, читая и в этот час девяностый псалом. А что и полночь нужна нам на молитву, это предали Павел и Сила, как сказует история Деяний, говоря: около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога ( Деян. 16:25 ). И псалмопевец говорит: в полночь я вставал славить Тебя за праведные суды Твои ( Пс. 118:62 ). И опять надо вставать на молитву, предваряя утро, чтобы день не застал нас во сне и на ложе, по словам сказанного: предваряли очи мои утро, чтобы поучаться словам Твоим ( Пс. 118:148 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

4) Церковь в Гефсимании (р. 94). 5) Церковь в 50 шагах от Вифании (р. 89). Участвующими в богослужении представляются: монашествующие 8 , девственницы, миряне-мужчины, женщины и дети, оглашенные и верные. Совершители богослужения: епископ, пресвитеры, диаконы и клирики. Язык богослужения греческий. Богослужение будничное Ежедневное будничное богослужение описывается таким образом: Каждый день пред пением петухов открываются все двери Анастасиса и входят в него все: монахи и девственницы (parthenae, ut hic dicimus), равно как и миряне – мужчины и женщины, желающие принять участие в этом полночном богослужении. Начиная с этого часа, т. е. с часа пения петухов и до света поются гимны и псалмы с припевами 9 , равно как и антифоны. При каждом гимне бывает молитва . – Итак, строй этого полунощного богослужения был весьма прост: он характеризуется попеременным пением гимнов и псалмов, которое перемежалось чтением молитв, деливших всю службу на несколько отделов; на сколько именно, не сказано-вероятно, большей частью, на три. – Когда начинает светать, говорится далее, начинают петь (dicere) утренние гимны. Тогда приходит и епископ с клиром. Он входит внутрь пещеры и внутрь решеток и читает сначала молитву за всех, затем делает поминовение имен, каких хочет, т. е. читает диптихи, и благословляет оглашенных; затем читает молитву и благословляет верных. После этого он выходит из внутри решеток и все подходят к его руке. Выходя, он благословляет каждого и таким образом бывает отпуст уже при свете – ас sic fit missa, jam luce. В шестой час (т. е. в полдень) снова собираются все в Анастасис, снова произносятся псалмы и антифоны, пока не придет епископ. Пришедши, он не садится, но тотчас входит внутрь решеток, т. е. в пещеру, как и утром, творит молитву, благословляет верных, а когда выходит из-за решеток подходят к его руке. В девятый (около 3-х часов) час 10 бывает тоже, что в шестой. В десятый же час, (quod appellant hic licimcon ­­ λυχνιχον) опять весь народ собирается в Анастасис; зажигаются все лампады и свечи, при чем свет берется не со вне, но из внутренности пещеры, где днем и ночью постоянно горит лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

И, наконец, недоумение, связанное со временем распятия Иисуса Христа . Согласно Евангелию от Иоанна, в шестом часу суд над Иисусом Христом еще только подходил к концу (Ин. 19, 14), но остальные трое евангелистов с поразительным согласием свидетельствуют, что уже с шестого часа началась тьма, продолжавшаяся до девятого часа (ср. Мф. 27, 45; Мк. 15, 33; Лк. 23, 44). При этом евангелист Марк называет и точное время распятия: «Был час третий, и распяли Его» (Мк. 15, 25). Как примирить трех евангелистов с повествованием святого Иоанна? И здесь, как всегда, обособленное положение Евангелия от Иоанна в очередной раз подтверждает правоту всего изложения. Дело в том, что Иоанн Богослов и в этом вопросе внес нечто новое и отличное от первых трех повествований. А именно, он следовал не традиционному иудейскому определению времени, но римскому. Римляне, в отличие от иудеев, отсчитывали время не с утра (с 6 часов), но с середины ночи, так, что в римском судопроизводстве шестой час равнялся нашему шестому часу. Если принять это во внимание, то мгновенно выстраивается и вся цепь событий. В римском судопроизводстве шестой час равнялся нашему шестому часу. Если принять это во внимание, то мгновенно выстраивается цепь событий В шестом часу по римскому времени суд действительно подходил к концу. И после этого Господь, обессиленный от страшных побоев, еще несколько часов добирался до Голгофы. Так что распятие совершилось, как и повествует евангелист Марк, в 3 часа по иудейскому времени, или в 9 часов по римскому. Что же касается моря Галилейского, озера Геннисаретского и моря Тивериадского, то всем христианам должно быть известно, что это разные обозначения одного и того же озера. Таким образом, даже из этого короткого повествования должно быть очевидно, что мнимые «противоречия», которые находят недобросовестные критики в христианском Священном Писании, не только не имеют права даже именоваться противоречиями, но, напротив, неожиданным образом дополняют друг друга и лишь подтверждают согласованность Евангелия.

http://pravoslavie.ru/154438.html

Примеч. Во время Проскомидии совершается чтение так называемых Часов, третью и шестою 16 . Евангелие повествует, что в третий час дня Иисус Христос был судим Пилатом, а в шестой час веден был к пропятию; для сего Христиане и обязаны в умилении сердца тогда размышлять: что Сын Божий пострадал; сколь бесчисленные на этом неправедном суде претерпел наругания и биения, как шествуя на смерть, изнемогал под бременем креста (а мы и легкого креста нести не хотим!); как пригвожден был посреди двух разбойников; как посмеивались над Ним мимо ходящие 17 . все эти происшествия, сопровождаемые множеством других, какое например: покаяние и прощение разбойника, наставление, данное женам, которые оплакивали Иисуса, молитва к Отцу небесному о помиловании врагов и проч., благоговейно размышляющему о смерти Христовой, доставлять неисчерпаемое сокровище наставлений. Потом надо спросить самих себя, для чего Сын Божий все это сделал, все это претерпел? Единственно из любви к нам грешным и неблагодарным… такие размышления должны сопровождать теплою благодарностью к Искупителю, и чтобы плоды, смертью Его приобретенные, в нас были не напрасны, из глубины сердца возсылать к Нему молитву: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолам Твоим ниспославый, того благий не отыми от нас ни в единый час дня и всей жизни нашей, но обнови нас молящихся Тебе. Также: Иже в шестый день же и час на кресте пригвожденный в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Часть вторая. О литургии оглашенных §14. Литургия оглашенных так называется потому, что при совершении ее могут присутствовать оглашенные 18 и кающиеся 19 . Даже еретикам, беснующимся, Иудеям и язычникам, в древности позволялось слушать ее, оставаясь в притворе церкви до окончании молитв об оглашенных, когда Диакон возглашал: да никто от послушающих, да никто от неверных» 20 . §15. Она в первенствующей Церкви состояла в псалмопениях, в чтении писаний обоего Завета и в молитвах об оглашенных. Все это наблюдается и сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Потом, устремив свои очи к небу, святой воскликнул: – Я мал и худороден перед Тобою, Господи! Ты, великий Бог, умалил Себя, облекшись в человеческий образ, и претерпел за нас распятие и заколение; и я, Владыка мой, не могу подражать Твоим страданиям, но, однако, я предаю себя на мучения и смерть, чтобы Ты, при всеобщем воскресении, восстановил меня к жизни целым и невредимым. Когда святой окончил свою речь, мучители опять приступили к нему и отрезали ему первый палец левой руки. Он же сказал: – Прехвальный Господи! Благодарю Тебя, что Ты сподобил меня и шестой палец принести в жертву Тебе, простершему на Кресте пречистые руки Свои в шестой день и час 7744 . Затем отрезали святому седьмой палец, и тогда он воскликнул: – Прежде, в течение каждого из семи дней недели, уста мои, вместе с пророком Давидом, восхваляли Тебя за Твои праведные судьбы, сегодня же прославляю милосердие Твое отрезанными, за исповедание Тебя, семью пальцами. И отрезали Иакову восьмой палец; он же воззвал к Богу: – Господи! Ты Сам по закону принял обрезание в восьмой день, я же переношу урезывание восьми пальцев, чтобы, удалившись от беззаконных людей, соединиться с Тобой, Спасителем моим, и, совлекшись тела, увидеть Твое Пречистое Лицо, Которое желает видеть душа моя так же сильно, как сильно жаждущий олень стремится к водным источникам (ср. Пс.41:2 ). После сего отрезали святому девятый палец; тогда святой воскликнул: – Христос мой, Ты в девятый час предал на кресте в руки Отца Своего Дух Твой, а я после лишения девятого пальца, среди страданий, приношу Тебе благодарение за то, что Ты удостоил меня быть распростертым для урезывания членов моих за имя Твое святое. Когда отрезали Иакову десятый палец, то он, восхваляя Господа, громко возгласил: – На десятиструнном псалтири воспеваю Тебя, Боже, и благодарю Тебя, помогшего мне претерпеть за десять заповедей Твоего Завета, написанного на двух скрижалях, урезывание пальцев обеих моих рук. Тогда некоторые из присутствовавших, царских вельмож и друзей святого, горько рыдая, начали увещевать его:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010