Объяснения церковных и домашних молитв. Суточный круг Богослужений ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия. По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера — вечернею. Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Полунощница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах. Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «И толико сущим, не проторжеся мрежа» 19.05.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя святых отцов Первого Вселенского Собора Слово в Неделю 7-ю по Пасхе Сегодня воскресенье, посвященное памяти святых отцов I Bceлehckoro Собора. Мы должны услышать предупреждение святой Церкви, что исповедание подлинной веры дается нам по благодати Божией. Это выше всякого ума, выше самых великих способностей человека. О Боге мы можем знать только то, что Сам Бог открывает о Себе. То, что Он открывает Своей Церкви, то, что Церковь всегда свято хранит. Мы призваны к тому, чтобы в послушании тайнам веры и заповедям Христовым это богооткровенное знание Церкви стало нашим личным знанием. Чтобы мы пребывали в Церкви, которую Господь стяжал Своей честной Кровью, и не внешне только принадлежали к ней. Чтобы мы верили в то, что Господь сильнее всего, какие бы испытания и скорби ни посещали нас. Вчера за всенощной мы слышали слово Евангелия о тайне Церкви. Воскресший Христос является Своим ученикам на озере Тивериадском. Всю ночь они напрасно трудились в ловле рыб, и Господь повелевает им забросить сеть по правую сторону лодки. Совершается великий улов, и называется число пойманных рыб: сто пятьдесят три. Каким зрением, не считая, сразу видят ученики число этих рыб? Почему названо это число? Конечно, у апостола Иоанна Богослова все исполнено большего значения, чем простой земной план. Шестой час у него — час полуденного зноя, когда Господь изнемогает от жажды у колодца Иакова, и шестой час — это когда Господь был распят. Не внешним рассуждением, а благодатным видением всего, что совершается в мире, определяют святые отцы значение этого числа сто пятьдесят три. Святой Кирилл Александрийский говорит, что это число состоит из трех чисел: сто, и пятьдесят, и три, где сто — та полнота верующих в Церкви, которые уловлены из язычников. А пятьдесят — это уверовавшие из числа иудеев. Недаром, говорит он, в Евангелии Господь называет сто как полноту жизни. О ста овцах говорит Евангелие, когда Господь оставляет девяносто девять, чтобы найти одну заблудшую. И в притче о сеятеле мы слышим о полноте жатвы, которая измеряется числом сто. А число три, говорит святитель Кирилл, есть Пресвятая Троица, освящающая все и приводящая всех ко спасению.

http://moral.ru/и-толико-сущим-не-протор...

День с Часословом Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина – часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно. Сами часы нами читаются: третий и шестой – перед литургией, девятый – перед вечерней, первый – после утрени. Читаются они без всякого внимания к времени суток, чтобы только «вычитать». Это, кстати, еще одна молитвенная хворь наша – «вычитать». Но стоит ощутить вкус чтения часов в положенное время. Ей Богу, стоит произвести такой эксперимент. Он покажет нам и то, насколько немолитвенно мы живем, и то, каков смысл существования часовен и Часослова. Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти. В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось – по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.

http://pravoslavie.ru/55518.html

С еврейской Библией к Рождеству Христову. Почему Адам и Ева покинули Эдемский сад? Священник Александр Зиновкин Кандидат богословия, кандидат филологических наук, преподаватель древнееврейского языка Санкт-Петербургской православной духовной академии, специалист по семитологии и текстологии Ветхого Завета. Подпишитесь на наш Телеграм Что зашифровано в Библии? Как протекает время в событиях Ветхого Завета? Почему все-таки Адам съел запретный плод? О чем говорит смех Сарры? Посещает ли Бог наш мир и каким образом? О скрытых смыслах Ветхого Завета рассказывает священник Александр Зиновкин , кандидат филологических наук, заведующий кафедрой древних языков Санкт-Петербургской духовной академии. Смотрите ролик или читайте расшифровку: Тема грехопадения первого человека неразрывно связана с тайной боговоплощения. Господь рождается, чтобы, по мысли святителя Афанасия Великого , сделать нас тем, что Он есть Сам. Открывая практически любой Закон Божий , мы узнаем, что Бог изгнал первых людей из Едемского сада, потому что они не покаялись в своем грехе. Далее следуют наказания и проклятия со стороны Бога. Но могут ли дети, читающие эту историю, видеть в Боге любовь и милосердие, либо взрослые люди почувствовать, что в этой истории нет мести и зависти со стороны Бога, которая так присуща нам, людям? Для наилучшего понимания грехопадения первых людей мы обратимся к еврейскому оригиналу Библии, чтобы почувствовать силу произошедшего грехопадения со всеми оттенками. Согласно древнему христианскому преданию, первые люди прожили в Едемском саду всего полдня. Это следует из жизни Христа Спасителя, Который в евангельский шестой час (то есть по-нашему около 12 часов дня) протянул Свои Пречистые Руки на Кресте. Христос, как Новый Адам, показал тем самым нам, что именно в этот час Ветхий Адам протянул свои руки к запретному плоду, который принесла ему Ева. Соответственно, в евангельский девятый час (то есть по-нашему около 15 часов) Христос умер на Кресте, потому что первый человек был изгнан в это время из рая, а Новый Адам — вошел в него. Еще раз. Первые люди прожили всего полдня в Едемском саду, о чем свидетельствует нам жизнь Нового Адама — Христа, Который сделал то, что не сделал первый Адам.

http://blog.predanie.ru/article/s-evrejs...

Настали дни Великого поста, время особенное. И если мы в эти семь седмиц не поленимся, постараемся бывать в храме регулярно — мы многое узнаем, многое почувствуем глубже, чем раньше, многим обогатимся… Об особенностях великопостного богослужения расскажет наш постоянный проводник в этом мире доцент Саратовской духовной семинарии Алексей Кашкин. —Алексей Сергеевич, начнем именно с расписания — и с первой седмицы Великого поста. Почему вдруг утреня утром? Всегда ведь вечером, после вечерни. —В седмичные (будние) дни Великого поста богослужения суточного круга совершаются особым чином. Это отчасти связано с тем, что в первой половине дня не совершается Божественная литургия, отчасти с тем, что совершаемое по вечерам первой седмицы великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского — служба продолжительная и самодостаточная. На первой седмице с понедельника по пятницу утро начинается утреней, затем читается первый час, затем третий, шестой и девятый часы, изобразительны (напомним: молитвословие, совершаемое тогда, когда нет Литургии; как бы изображающее ее) и вечерня. А далее, во время других седмиц Великого поста, последовательность служб меняется: по вечерам совершается Великое повечерие, утреня и первый час, а по утрам — великопостные часы, изобразительны и вечерня. —Почему же в седмичные (будние) дни поста не совершается Литургия? —Это древняя практика, она связана с тем, что Литургия, Евхаристия — это торжество, это радость, а дни Великого поста, тем паче дни седмичные — это покаяние, скорбь падшего человека о грехах: все богослужения седмичных дней имеют покаянный характер. Кроме того, Евхаристия — это Божественная трапеза, а во времена первых христиан она была связана еще и с трапезой обычной, вполне земной. А в постный день по монастырскому уставу полагается только ужин, до вечера трапеза отменяется. Поэтому отменяется и Литургия. Единственное исключение — это совершаемая в среду и пятницу Литургия Преждеосвященных Даров, когда освящения (преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа) не происходит, но люди причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на полной Литургии (подробнее на Литургии Преждеосвященных Даров мы остановимся в следующей беседе).

http://pravoslavie.ru/77630.html

Памяти замечательного режиссера и актера Театральный режиссер и актер Дмитрий Брусникин умер на 61-м году жизни 9 августа 2018 года. Это интервью он дал «Правмиру» в конце 2014 года. Многим зрителям Дмитрий Брусникин известен по своим работам в сериалах. Но на самом деле есть ещё многочисленные актёрские и режиссёрские работы и много лет преподавания в школе-студии МХАТ. С актёром, режиссёром и сценаристом, заслуженным артистом России Дмитрием Владимировичем Брусникиным мы говорим о том, как поступить в театральное училище на спор, как воспринимается актёрская профессия людьми, далёкими от театра, об Олеге Ефремове – человеке и мастере, о том, как рождаются театры. И о сериалах, естественно. Про восемь школ, французский в Тамбове и посвящение в одноклассники Вспоминая своё школьное детство, я не могу сказать, что своему ребенку пожелал бы такого – смены коллектива в течение десяти лет семь-восемь раз. Это довольно сложно, сложно привыкать. Вы говорите, самый яркий момент из детства? Я помню, например, когда мы переехали из Тамбова в Подмосковье, в Клин. Это был военный городок, а школа была в городе, и нужно было ездить на автобусе – что-то час или час-двадцать, а потом еще пешком идти. Причем мы приехали не в начале учебного года, а что-то в середине. Это был пятый, нет, шестой класс, и в этой школе не было французского языка. А я в пятом классе в Тамбове учил французский. И вот мне пришлось учить немецкий язык вместо французского спустя полтора года. Дмитрий Брусникин В первый день, когда я пришел в эту школу, ко мне подошел (до сих пор помню, как его звали) Вася, фамилия его была Гныб. Он подошел и отвесил мне два таких профессиональных удара, очень лихо. Это было такое посвящение в одноклассники. Потом мы с ним стали очень близкими друзьями. Меня посадили на последнюю парту, он тоже там сидел, и он был второгодник или третьегодник. Я писал за него все контрольные. Еще я в детстве очень хорошо играл в футбол. После того как наш класс у кого-то выиграл за счет моей помощи, меня стали уважать.

http://pravmir.ru/dmitriy-brusnikin-teat...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вознеслась на небеса молитва» Фоторепортаж со дня памяти архимандрита Кирилла (Павлова) 20.02.2024 316 20 февраля день памяти всероссийского духовника, старца архимандрита Кирилла (Павлова). Семь лет назад батюшка отошел ко Господу. В Свято-Троицкую Сергиеву лавру я приехал поздновато, на соборные заупокойные богослужения опоздал. Только подошел к могилке, сестры-монахини вручают мне красочный календарь с фотографиями батюшки и шоколадку, « помяните»! Вспомнилось « Пришедший в шестой час не был обойден..., и пришедший в одиннадцатый получил сполна». У могилки теснится народ, стихийно возникает служение панихид. Вот чтец Иоанн объединил людей вокруг себя и начали молится мирским чином. Приятно было видеть знакомые лица. Конечно же, здесь протоиерей Виктор Кузнецов, автор нескольких книг об отце Кирилле, он каждый год приезжает. Вижу, к кресту подходит брат Сергий, он только что вернулся с фронта, гуманитарную помощь доставил аж на самую передовую. Любимая всеми Юля на электроколяске, каждый год приезжает из столицы помянуть духовника. Вот подходит священник, народ сразу к нему: « Батюшка, а давайте панихиду послужим!» Невесть откуда появляется походное кадильце с возженным угольком, кто-то достал ладан и подсыпал. Вознеслась на небеса молитва, поначалу священник служил и пел сам. А « Со святыми упокой» уже пел хор человек в 50. И так весь день, кто-то пришел, кто-то ушел. Все молились и о упокоении старца, и обращаются к нему как к святому (пока еще не прославленному Церковью) за помощью. Владимир Иванович Саяпин , фотокорреспондент, член Союза журналистов СССР, России. Фото автора Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 6. ЛЮБВЕОБИЛЬНЫЙ СТАРЕЦ. Памяти архимандрита Кирилла (Павлова) 20 февраля 2024 года исполняется семь лет со дня блаженной кончины архимандрита Кирилла (Павлова) (в миру Ивана Дмитриевича Павлова) - участника Великой Отечественной войны, духовника трёх патриархов - Алексия I, Пимена и Алексия II. Предлагаем Вашему вниманию статью о нем настоятельницы Богородице-Рождественского монастыря игумении Викторины (Перминовой).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/20/vo...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 5, 2008 год Встреча у колодца Надежда Пшенко Преподаватель Института иностранных языков Впервые о Себе как о Мессии Господь открыто сказал женщине, которую должны были презирать не только иудеи, но и её единоплеменники самаряне. Именно её Он первой приобщил тайне поклонения Богу в Духе и Истине. Картина Рембрандта «Христос и самарянка», хранящаяся в Эрмитаже, предоставляет нам замечательную возможность поразмышлять над этим удивительным эпизодом, который рассказывается в Евангелии от Иоанна (Ин. 4, 4-42). Живописные изображения этого события, описанного евангелистом Иоанном, в истории мирового искусства немногочисленны и тем более интересны. Рембрандт - один из тех немногих художников, которые обращались к этому сюжету неоднократно: помимо нескольких рисунков, им были написаны два офорта и, по крайней мере, две картины (авторство третьей, которая находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, исследователи склонны приписывать неизвестному мастеру его школы). Интересно сопоставить даты создания этих произведений с датами жизни самого художника.. ОФОРТ 1634 ГОДА Первый офорт датируется 1634 годом, одним из самых счастливых в жизни Рембрандта: он молод, богат, его свадьба в июне месяце с Саскией даёт ему новый социальный статус. И если хорошенько всмотреться в лицо самарянки на офорте, то можно найти определённое портретное сходство с его юной супругой. Полдень, ибо был «шестой час», солнце в зените и нещадно палит. Христос, уставший от долгой дороги, присел у колодца. Можно вслед за блаженным Августином задаться вопросом: как Тот, Кто является воплощением самой силы, мог устать? Как Тот, Кто является Источником жизни, мог испытывать жажду? Положение сидя выражает «смиренную скромность», но «немощное Божие», которое «сильнее человеков» (1 Кор. 1, 25). Иисус ведет с самарянкой оживлённую беседу, их взоры обращены друг на друга. Приближаются ученики, они стараются не смотреть в сторону сомнительной женщины, возможно, они даже не видят своего Учителя, а, может быть, и просто отворачиваются, чтобы не осудить Его за эту беседу с самарянкой, ибо это было не принято.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/5/50...

Пасха. Воскресение Христово. Остался 21 день Ставроникита   Инок Парфений Сказание о странствии     Келия Постница       На Карее есть одна келия, называемая Постница: храм во имя Саввы Освященнаго. В ней стоит чудотворная    Афонская икона Пресвя тыя Богородицы, именуемая «Млекопитательница», ибо питает Предвечнаго Младенца сосцами. Принадлежит сия келия к мона стырю Хилендарю. Выстроил ее святой Савва, Сербский царе вич. Икону сам принес из Иерусалима, и поставил ее в этой ке лий, на правой стране, на Спасителевом месте. И написал устав своею рукою на пергаменте, и положил в этой келий.   Устав же такой: ...Аще кто хощет жити на сей келий, да живут два или три бра та богобоязл ивы. и да содержут и соблюдают устав таков: службу церковную да отправляют по уставу, еще же да прочитывают каждый день весь Псалтирь, Богородице акафист с каноном, и часть Апостола Каждую седмицу да прочитывают Евангелие. Мо нашеское келейное правило да не оставляют. Пищу же та ко да употребляют, пять дней сухоедят, а рыбы и сыру никогда; в суб боту и неделю да разрешают на масло и вино».   И другое много там написано. И доднесь сохраняется рукою святого Саввы писа ный устав, и соблюдается его предание в целости без упущения...   Еще близ Карей есть великая келия, называемая Се рай: принад лежит к Ватопсдскому монастырю, а проживают на ней русские. Еще при Карее есть великое училище, в котором учатся иеромо нахи и иеродиаконы, а простых монахов не принимают. Вся Ка рея стоит на ровном, открытом и здоровом месте.         Ставроникита       От Карей к морю, полтора часа ходу, шестой монастырь Ставроникита, во имя святителя Христова Николая чудотвор ца; от Иверскаго монастыря до него, по берегу моря, один час ходу. Монастырь мал и беден, храм не велик, но прекрасен и весь иконописан. Имеет в себе чудотворную икону святителя Николая, не красками писанную, но изображенную мусиею. Сия икона обретена в море сицевым образом.                         Когда Святейший Патриарх Константинопольский Иере­мия был в России, в царствование благочестиваго Российска-го царя, Феодора Иоанновича, и поставил в России перваго Патриарха Иова: тогда, как сам царь, так и прочие россияне  щедро наградили его. Он же, возвратившись в Константино­поль, захотел поправить афонские монастыри, а паче обратил внимание на монастырь Ставроникиту, который был уже почти разрушен. Сей монастырь прежде был во имя Иоанна Предтечи. Когда же начали его строить, то почти построили снова.

http://isihazm.ru/1/?id=862

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Благодарение В шестой молитве содержится благодарение Богу за все Его благодеяния. Священник молится о том, чтобы Бог сподобил нас петь Ему разумно и молиться непрестанно, чтобы помянул Он тех, кто особенно нуждается в Его помощи: «Благодарим Тя, Господи, Боже спасений наших, яко вся твориши во благодетельство жизни нашея, да всегда к Тебе взираем, Спасу и Благодетелю душ наших, яко препокоил еси нас в мимошедшее нощи число, и воздвигл еси ны от лож наших, и поставил еси в поклонение честнаго имени Твоего. Тем же молим Тя, Господи: даждь нам благодать и силу, да сподобимся пети Тебе разумно и молитися непрестанно, во страсе и трепете свое спасение соделовающе заступлением Христа Твоего. Помяни, Господи, и в нощи к Тебе вопиющия, услыши я, и помилуй, и сокруши под нозе их невидимыя и борительныя враги. Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь». В седьмой молитве, повторяя прошения о том, чтобы Господь принял наши благодарения, священник просит научить нас жить и молиться достойно, дабы сподобиться прощения грехов: «Боже и Отче Господа нашего Иисуса Христа, возставивый ны от ложей наших и собравый ны в час молитвы, даждь нам благодать во отверзение уст наших, и приими наша по силе благодарения, и научи ны оправданием Твоим, зане помолитися, якоже подобает, не вемы, аще не Ты, Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны. Тем же молимся Тебе: аще что согрешихом даже до настоящего часа, словом, или делом, или помышлением, волею или неволею, ослаби, остави, прости. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у Тебе избавление есть; Ты еси Един Святый, Помощник, державный Защититель жизни нашея, и о Тебе пение наше всегда. Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь». В восьмой молитве возносится к Господу еще более усердное прошение о принятии наших молений и исповеданий; выражается просьба о даровании веры, надежды и любви, а также о благословении наших дел и помыслов:

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/bogosl...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010