Разделы портала «Азбука веры» ( 5  голосов:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 7. Время суточных служб Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, мы обсуждаем возможность самостоятельного совершения богослужебных последований. Большинство из вас на молитву становится 2 раза (утром и вечером). Я уже упоминал, что в исламе на молитву (намаз) встают 5 раз в день в определенные промежутки времени. Причем, время намаза зависит о географического нахождения молящегося. Например, 1) утренний намаз начинается с рассветом и заканчивается восходом солнца, 2) полуденный (ровно в полдень), 3) послеполуденный (предвечерний), когда тень от предмета становится в два раза больше самого предмета, 4) вечерний (закатный), 5) ночной, когда стемнеет полностью. Раньше это делалось на глазок, а сейчас можно сверяться по интернету, где время указывается с точностью до минуты. Иудеи тоже наблюдают время совершения молитвы (утром в первые три часа от захода солнца, днем в течении 4 часов, вечером до захода солнца и ночью, когда появились звезды). Помните, что царь Давид делал это до семи раз ( Пс.118:64 ). И св. Иоанн Златоуст засвидетельствовал, что « ревностные и благочестивые семь раз предстоят Богу… Во-первых, по окончании ночи, что мы называем утреней; во-вторых, при восходе солнца – благодарят за начало дня; в третий час, когда Дух Святой сошел на апостолов; в шестой час, когда Христос Бог наш плотию был пригвожден ко кресту и раздрал рукописание грехов наших; в девятый час, когда Он пролил кровь и предал дух и освободил нас от власти диавола; при закате солнца, – что мы называем светильничным; наконец, когда мы отходим ко сну. Исчисленное здесь и составляет седмерицу » ( Т.5. Беседы на 118 псалом ). Обратили внимание, что эти его слова указывают не только на количество, но и на время совершения служб. Правда, указанное им время непонятно для человека, незнакомого со счетом восточного времени. Кстати, этот же счет содержится и в церковном Уставе, что несколько затрудняет его понимание.

http://azbyka.ru/video/07-vremja-sutochn...

Ф. Вигуру (католик) Глава пятая. – О календаре, весах и мерах евреев 163 . – Деление главы Для понимания значительного числа мест Ветхого и Нового Завета полезно знать деление времени у евреев, весы и меры, которыми они пользовались. Мы скажем в двух отделах: 1) о календаре, 2) о весах, монетах и мерах евреев. Отдал I. – Деление времени у евреев О дне и ночи. – О неделе. – О месяцах. – О религозном и гражданском годе. О дне и ночи 1 . Евреи считали день от одного захода солнца до другого ( Лев.23:32 ), и Церковь сохранила этот обычай для празднования божественной службы. Когда они хотели обозначить целый день, т. е., как мы выражаемся теперь, пространство в 24 часа, они говорили вечер и утро (сл. Быт,1:5). Собственно день разделяется на три части: утро, вечер и полдень ( Пс.54:18 ), или даже на шесть: 1) заря, нешеф, nesef, или шагар, sahar; 2) восход солнца или утро, бокер, boqer; 3) жар дневной, гом га-йом, hom ha-yom, который начинает чувствоваться на Востоке к 9 часам; 4) полдень, цогораим, sohoraim ( Быт.43:16 ; Втор.28:29 ); 5) ветер или прохлада дня, руах га-йом, ruah ha-yom, т. е. время, когда ветер дует каждый день на Востоке, немного ранее захода солнца ( Быт.3:8 ); 6) вечер, гереб, " ereb, который начинался от захода солнца и оканчивался в момент, когда земля покрывалась мраком. – Различали два вечера или вечерних времени; 584 иудейские секты были несогласны относительно значения выражения: „между двумя вечерами“; оно, кажется, означало промежуток, который протекает между началом и концом захода солнца. 2 . Слово: час, шаа, sä’äh, является в первый раз у Даниила, 585 и, кажется, означает более краткое время, чем час в собственном смысле; также ρα, hora, в Новом Завете ( Мф.8:13 ; Лк.12:39 , и т. п.) не должно приниматься в строгом смысле. – Иудеи времени нашего Господа делили естественный день на 12 часов ( Ин.11:9 ), составляющих четыре части, по три часа в каждой; эти части называли: первым, третьим, шестым и девятым часами; они начинались: первый с восхода солнца, третий с девяти часов утра, шестой – с полдня и девятый – с трех часов вечера. Эти наименования служат еще и теперь для обозначения четырех часов церковных служб, потому что они соответствуют этим четырем делениям времени. 12 часов, составлявшие день, не состояли, как теперь, из 60 минут, но они были неравной продолжительности, смотря по различию времен года, более длинны летом, более коротки зимой, потому что летом, как и зимой, первый час начинался всегда с восходом, а 12-й кончался всегда с заходом солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В работе, напечатанной в журнале Orientalia Christiana Periodica, 37 (1971), составляющей вторую главу этой книги 518 : Священнические молитвы Византийской Вечерни, первой из серии трудов на тему суточного богослужения древнего византийского чина, которые потом стали следующими главами сборника, мы исследовали вопрос тайных молитв, которые до сих пор читает иерей на православной Вечерне. Мы тогда уже заметили, что целый ряд древнейших рукописных евхологиев или служебников, которые в то время мы не оценивали в достаточной 519 мере, считая их как «дополнительные» по сравнению к «общей» традиции, имели гораздо большее число вечерних молитв, чем теперешние евхологии. Мы намеревались в будущем исследовать эти молитвы, вышедшие ныне из употребления. Исследуя затем в следующей статье вопрос утренних молитв (смотри III-ью главу), мы пришли к выводу, что те рукописи, в которых содержалось больше вечерних молитв 520 , принадлежали именно к разряду евхологиев, относящихся к традициям Святой Софии Константинопольской, и, вероятно, по свидетельству Симеона архиепископа Солунского 521 , всех соборов византийской империи. В Св. Софии не только Вечерня и Утреня служились по другому уставу, чем они служатся до сих пор по Типикону Иерусалимскому Св. Саввы, но и другие Часы суточного круга (Третий, Шестой и Девятый Час и Полуношница, и позднее и Первый Час: тема IV-oй главы) и праздничная и великопостная Паннухис (VI-aя глава), совершались в совершенно другом порядке, чем ныне, если они вообще сегодня служатся. Сосредоточившись над изучением всех этих Часов, мы из года в год откладывали наше первоначальное намерение исследовать полную древнюю Вечерню. Но в то же время изучение других Часов не было бесполезным и для лучшего понимания всего вопроса Песненного последования, и следовательно и Песненной Вечерни. В 1976 защита докторской диссертации солунского литургиста Косьмы Георгию, которая состоит из научного издания (пока к сожалению частичное) рукописей Национальной Афинской Библиотеки 2061 и 2062, под заглавием « Ежедневное антифонное распределение псалмов и песней для песненных последований Вечерни и Утрени» 522 , позволила нам получить более ясное представление о рамках и содержании Вечерни и Утрени, предусмотренных древним Константинопольским Евхологием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали благовествовать. В тексте у каждого евангелиста есть какие-то особенности в рассказе о Страстной пятнице и о Кресте. Так, Матфей говорит о землетрясении в момент смерти Иисуса. Марк и Лука упоминают о тьме, которая настала по всей земле с часа шестого до часа девятого, и о разодравшейся завесе храма. Но только Матфей говорит о землетрясении и о том, что мёртвые воскресли, вышли из гробов своих и стали благовествовать. Образ такого рода космической катастрофы есть уже у пророков Амоса, Иезекииля, Исаии, Даниила, Иеремии. Эта сцена у Матфея написана чисто библейским языком. Так представляли День Господень пророки: землетрясение, померкшее солнце, мёртвые, которые выходят из гробов… Настал День Господень. Настал День Суда . Ничего подобного нет в Евангелии от Иоанна. В нём Спаситель, стоя перед нами в Своём застиранном хитоне, просто говорит: «Ныне суд миру сему» (Ин 12: 31). На самом деле и здесь и там говорится об одном — только по-разному. В Евангелии от Марка подчёркивается, что Крест связан с тремя определёнными моментами дня: «Был час третий и распяли Его… В шестом же часу настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого . В девятом часу возопил Иисус громким голосом: “Элои! Элои! ламма савахфани?” что значит: “Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?”… Иисус же, возгласив громко, испустил дух» (выделено мной. — Г. Ч. ) (Мк 15: 25, 33–34, 37). До сих пор утреннее богослужение включает в себя третий и шестой часы , а перед наступлением вечера совершается девятый час . Евангелие от Марка навсегда связало Крест и смерть Иисуса с молитвенным распорядком дня. В Евангелии от Марка есть ещё одна деталь, на которой не останавливаются другие евангелисты. После смерти Иисуса к Пилату приходит Иосиф из Аримафеи с просьбой отдать ему Тело Иисусово. Пилат удивился, что Он уже умер, и спросил, давно ли (Мк 15: 44). «Удивился, что Он уже умер» — это важное сообщение для нас сохранил только Марк.

http://pravmir.ru/absolyutno-cheloveches...

Разделы портала «Азбука веры» ( 19  голосов:  4.4 из  5) Предыдущий Следующий 138. Молитва по часам Суточное богослужение на «Азбуке веры» Пятница. Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, дорогие друзья, мы откладываем рассмотрение Литургийного последования на некоторое время, из-за того, что я хочу обсудить с вами ЧАСОСЛОВ «ДОМАШНЕЙ ЦЕРКВИ», который появился в связи с нашими беседами и неожиданно получил свое дальнейшее развитие. Во-первых, он многим понравился (судя по комментариями и количеству просмотров). Во-вторых, он теперь появился на сайте «Азбука веры». Но не просто появился, а стал интерактивным. Для того, чтобы понять о чем идет речь, вам надо найти на этом сайте рубрику « Молимся по часам ». Там вы увидите несколько видов Часослова, а именно: домашний, приходской и монашеский с их вариациями. Каждый из них имеет свое предназначение и структуру, с которыми мы и будем знакомиться… Но сперва следует обозначить цели и задачи всего проекта. Его основная цель состоит в том, чтобы активизировать домашнюю и церковную молитву, которая ныне свелась к ежевоскресному посещению храмового богослужения и ежедневному вычитыванию утренних и вечерних молитв. Ущербность утвердившейся практики домашнего и церковного моления состоит хотя бы в том, что оно совершается весьма редко (не более 2 раз в день), тогда как уже в «Учении 12-ти апостолов» предписывается вставать на молитву минимум 3 раза на дню, т.е. в 3й, 6й и 9й часы, и по утверждению св. Киприана, еп. Карфагенского († 258) эти «часовые сроки издавна соблюдали поклонники Божии, духовно признавая их временами, установленными и узаконенными для молитвы». В.З. Например, «Даниил и три отрока, крепкие в вере и победители в пленении, посвящали им час третий, шестой и девятый, предызображая тем Троицу». В эти же часы ветхозаветной молитвы, когда, по выражению преп. Иоанна Кассиана , «исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение», молились и апостолы. Так, мы видим, что они молятся в третьем часу дня, когда сходит на них Дух Святый ( Деян. 2:1–15 ); идут в храм «в час молитвы девятый» ( Деян. 3:1 ; сн. 10:30), а в полдень, т.е. «около шестого часа» ап. Петру было ему видение, когда он «взошел на верх дома помолиться» ( Деян. 10:9 ). Есть свидетельство и о их полнощной молитве.

http://azbyka.ru/video/138-molitva-po-ch...

Скачать epub pdf Июль Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 2: гл. 4–5 (Ин.4:6–22)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 2. 7. С. 273–288 (1-я пагин.). (Продолжение.) —273— сынов) и Ему усвояются немощи человечества, хотя Он и пребывает бесстрастным, так как по своей природе Неподверженный утруждению стал человеком: таким же образом если Он и говорит о Себе что-либо такое, что надо считать приличествующим только человеку, а отнюдь не Богу, то мы не должны гоняться за буквализмом речений, ни оказываться невежественными преимущественно тогда, когда от нас особенно требуется искусство в отношении благочестия, как можно более отдаляя мысль о домостроительстве воплощения и уносясь к самому божеству Слова и по великому невежеству касаясь превышающих нас предметов. Ведь если бы Он совсем не стал человеком, если бы не явился в образе раба, тогда следовало бы опасаться всего, что говорится о Нем свойственного рабу и, напротив, принимать только то, что приличествует Ему как Богу. Но если мы с твердою и несумнительною верою приняли, что, по слову Иоанна, «Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин.1:14 ), то, когда видишь Его говорящим как плоть, то есть как человека, принимай для достоверности проповеди речение так, как свойственно человеку (человеческой природе Христа). Иначе ведь и невозможно было дать ясное познание о том, что Бог и Слово стал человеком, если бы не было написано, что Безстрастный претерпевал нечто (человеческое) и Превышний говорил нечто свойственное низшей (человеческой) природе. 4:6. Час бе яко шестый. 1492 Показует нам Иисуса благовременно останавливающимся у источника. Так как солнце с сре- —274— дины небесного свода испускало самые жаркие лучи на обитателей земли и весьма сильно жгло тела, то не безвредно было идти еще далее, но следовало отдохнуть немного, – тем более, что легко мог бы отклонить от Себя обвинение в изнеженности, ибо самое время требовало этого. Час же, говорит, был не точно шестой, но около шестого, дабы и мы научались отсюда не быть безразличными и невнимательными даже в малейших предметах, но старательно чтить истину во всём, где бы она ни встретилась.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Чинопоследование литургии Преждеосвященных Даров. (святого Григория Двоеслова) ПОНЯТИЕ О ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННОЙ ЛИТУРГИИ Литургией Преждеосвященных Даров называется богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде – на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике. Шестой Вселенский Собор 52-м правилом утвердил повсеместное совершение Преждеосвященной литургии в дни Святой Четыредесятницы, чтобы не лишать верующих таинственного общения с Господом и вместе с тем не нарушать поста и покаяния совершением торжественной полной литургии. В последовании Преждеосвященной литургии содержатся такие особенности: а) в ней нет первой части полной литургии – проскомидии; б) литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием изобразительных; в) по отпусте изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии); г) на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров. О ВЕЛИКОПОСТНЫХ ЧАСАХ Церковные службы часов, освящающие определенное время дня, связаны с важнейшими священными событиями евангельской истории. Служба первого часа, который соответствует по нашему счету времени 7-му часу утра, напоминает верующим о суде над Господом Иисусом Христом у Пилата. Кроме того, служба этого часа содержит благодарение Богу за наступление дня и моления о ниспослании благословения Божия на предстоящий день. На третьем часе (соответствует 9-му часу утра) воспоминаются события последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа: надругания над Ним и бичевание Его после суда у Пилата. Кроме того, этот час посвящен воспоминанию события сошествия Святого Духа на апостолов, совершившегося в этот час в день Пятидесятницы. На шестом часе (соответствует 12-му часу дня) совершается воспоминание о добровольных страданиях и распятии на Голгофе Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 5. Келейная жизнь старца о. Леонида и общий взгляд на его старчествование, или учительство, с благими последствиями Изложив по возможности отличительные свойства и высокие дарования духовные старца иеромонаха Леонида, вернее же сказать – некую часть их, коснемся далее его келейной жизни и затем бросим общий взгляд на его старчествование в Оптиной Пустыни, или учительство, с его благими последствиями. Жизнь старца о. Леонида текла правильно и безукоризненно, и если отличалась от обычной монастырской жизни, то разве чрезмерными трудами в служении ближним. Вот его келейная жизнь. В два часа по полуночи начиналось у Старца с учениками утреннее правило. Читались утренние молитвы, затем и вся полунощница, двенадцать избранных псалмов, канон дневному святому, с поучением из Пролога, и первый час. – Дневной канон неизменно читал келейник Старца о. Макарий (Грузинов). Третий и шестой часы с изобразительными читались отдельно во время ранней обедни. Вечернее правило, состоявшее из девятого часа и двенадцати избранных псалмов с тремя канонами – Спасителю, Божией Матери и св. Ангелу-хранителю, и одним по дню акафистом, – отправлялось в те же часы, что и в монастыре вечерня. Старец выслушивал это правило у себя в келлии. Наконец после вечерней скитской трапезы прочитывались – повечерие, вечерние молитвы, две главы из Апостола и одна глава из Евангелия. – На отпустах своих келейных молитвословий Старец всегда поминал и имя преп. Александра Свирского , в обители которого прожил около 12-ти лет и к которому имел великое благоговение. В келлии Старца имелась и большая икона сего угодника Божия, написанная на холсте в рост, пред которой и совершались келейные правила. Подобная сей была в келлии Старца и другая икона св. Ангела-хранителя; а между этими иконами стояла Владимирская икона Божией Матери – благословение схимонаха Феодора. На последнее вечернее правило, пред отхождением ко сну, а кстати и для откровения помыслов, собирались скитские братия в келлию к Старцу. Пришедшие с летних работ, подкрепивши себя незатейливой вечерней трапезой, сидели на полу и отдыхали в чаянии пищи духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Один день в Русском мире Празднование православного женского дня в Рогожской слободе Москвы 01.05.2023 623 Время на чтение 4 минуты Фото: предоставлено автором Неделю 3-ю по Пасхе, свв. жен-мироносиц, традиционно с размахом отпраздновали в Рогожском поселке Москвы , где находится Духовный центр Русской Православной Старообрядческой Церкви/РПСЦ/. Ныне я задержался на службе в своём храме и приехал попозже, переживал, опоздаю к началу крестного хода. Нет, старообрядцы все еще молятся, а уже шестой час идет от начала богослужения. И вот долгожданные колокольные переливы, перезвоны, так звонят только старообрядцы. Крестный ход выходит из Покровского собора, по двое, по трое несут тяжёлые старинные хоругви, на рушниках иконы, поют два хора, в центре шествия предстоятель РПСЦ Митрополит Московский и всея Руси Корнилий. Крестный ход обошёл по кругу все храмы и скрылся в Покровском соборе. Началась работа Рогожской ярмарки. Купцы, землепашцы, ремесленники из глубины России привезли в столицу плоды своего труда. Люди смотрят, выбирают, примеряют, пробуют и покупают. Замечаю знакомые лица: вот батюшка Алексей кажется, еще в африканской пыли, он только что вернулся из Уганды, уже десяток лет помогает развитию старообрядческой общины в этой стране. Солидный американский бизнесмен Роман выделяется двухметровым ростом, он влюбился в Россию, женился здесь и строит храмы. Мой давний друг Олег с новым айфоном. Староверы ныне не чураются самых современных технических достижений, уверенно действую и на международном уровне. Вот Владимир Скунцев, создатель и руководитель знаменитого певческого ансамбля «Казачий Круг» вмиг собрал вокруг себя любителей попеть, русская песня охватила площадь и выливается на просторы Москвы. Не обошлось и без споров о вере, я подошел к одной группе, всё одно и то же, веками! К длинной очереди казаки подкатили казаны с пловом и другими угощениями для всех желающих. Рядом играют дети, забытые народные забавы оживают, и есть, кому их хранить.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/01/od...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему смертельно опасно смотреть порнографию! Окончание 12.12.2018 77995 Время на чтение 11 минут Начало Глава пятая. Святая Мария Египетская - гроза порнобизнеса. Мир никогда и не узнал бы о ней, если бы в начале VI века один палестинский старец по имени Зосима, много преуспевший в монашеских подвигах не испытал мысленного искушения думать о себе в превосходной степени. «Есть ли на земле инок, могущий меня наставить и показать пример такого постничества, какого я ещё не прошёл? Найдётся ли в пустыне человек, превзошедший меня?» - думал он. Не в силах противостоять самонадеянным помыслам монах вскоре удостоился явления Ангела, возвестившего ему: «Зосима! Ты усердно подвизался, насколько это в силах человека, и доблестно прошёл постнический подвиг. Однако нет человека, который мог бы сказать о себе, что он достиг совершенства. Есть подвиги, неведомые тебе и труднее пройденных тобой». СССР -ДОН КОРЛЕОНЕ НЕТ ОТЕЦ НЕТ ПОРНОГРАФИИ-Порнография в интернете-Легендарное кино нравственная оценка фильмов-Блог Бориса Швеца-Движение против порнографии-Трэйси Лордз-Родион Нахапетов " width="" height="" align=""/> МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ (картина ХУСЕПЕ РИБЕРА, 1641 год) Сначала он оказался в ещё более аскетичном монастыре при реке Иордане. А потом, в период Великого поста, ведомый Промыслом Божиим, ушёл за Иордан в пустыню, где собирался - по уставу обители - пребывать в молитве до Страстной недели. Но то, что произошло там заставило Зосиму умываться слезами до конца его земных дней. Впрочем, не только его: до сих пор эти события переворачивают души многих христиан мира (также как и неверующих, «случайно» узнающих о них). После 20-ти дней своего пустыннического молитвенного бдения, взирая на Восток и поя Шестой час, монах внезапно испугался от призрачного видения некоей жены, появившейся справа от него. Она была уже немолодой, почерневшей от палящего солнца, без одежды, с белыми, как лён, волосами, спускавшимися только до шеи. Немало смущаясь своей наготы, она попросила его дать ей хоть какую-то одежду, прозорливо назвав имя черноризца. Когда женщина стала молиться с приподнятыми руками, то наблюдавший за ней Зосима неожиданно затрепетал от богобоязненного страха, увидев как её тело оторвалось на локоть от земли. Иссохшая, но с ясными очами незнакомка не испытывала желания с ним откровенничать. Однако монах умолил её рассказать о себе. Совестливо скрывая глаза, считая себя последней законченной грешницей, неведомая пустынница, из уважения к его монашескому иерейскому чину, поведала пришлому человеку свою прошлую жизнь. И потрясённому Зосиме открылась такая история...

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/13/po...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010