Скачать epub pdf События в десятом столетии первого тысячелетия Святой праотец Адам, подавший первый пример как падения, так и покаяния и слезным рыданием, многими подвигами и трудами угодивший Богу, когда достиг 930 лет, по Божьему откровению познал приближающуюся свою кончину. Призвав свою помощницу Еву, сыновей и дочерей, а также созвав своих внуков и правнуков, он наставлял их, чтобы они жили добродетельно, исполняя волю Господню и всячески стараясь угождать Ему. Как первый пророк на земле, он возвестил им будущее. Преподав затем всем мир и благословение, умер смертию, на которую был осужден Богом за преступление заповеди. Смерть его постигла в день пятничный (по свидетельству святого Иринея), в который он прежде в раю преступил заповедь Божию, и в тот же самый шестой час дня, в который он вкусил данной ему из рук Евиных заповеданной снеди. Оставив после себя многих сыновей и дочерей, Адам благодетельствовал во все дни жизни своей всему человеческому роду. Сколько было детей, которых родил Адам, о сем историки говорят различно. Георгий Кедрин пишет, что Адам оставил после себя 33 сына и 27 дочерей; то же утверждает и Кир Дорофей Монемвасийский Святой же мученик Мефодий, епископ Тирский, в царствование Диоклетианово в Халкиде (не в Халкидоне, но в Халкиде, ибо иное – град Халкидон, а иное – град Халкида, о чем смотри в Ономастиконе), греческом городе, пострадавший за Христа, в римском Мученикослове под 18-м числом месяца сентября почитаемый (в наших Святцах не обретается), повествует, что Адам имел сто сыновей и столько же дочерей, рожденных вместе с сыновьями, ибо рождались двойни, мужской и женский пол. Оплакивало Адама все человеческое племя , и погребли его (по свидетельству Егисиппа) в мраморной гробнице в Хевроне, где Дамасково поле; там же потом вырос и Мамврийский дуб. Там была и та двойная пещера, которую впоследствии приобрел Авраам для погребения Сарры и себя, купив ее у Ефрона при сыновьях Хеттеевых. Итак, Адам, из земли созданный, в землю опять и возвратился по глаголу Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Миниатюра из средневекового Часослова      После Всенощного бдения в храмах читается первый час. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый. А еще есть «великие или царские часы». Что это за чинопоследования, и какое отношение они имеют к реальному времени? Часы – это краткое богослужение. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, спамятью того или иного святого или иным праздником. Само название часов связано с древними системами подсчета времени. В Античности и Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет: «Сутки делились на часы неодинаковой протяженности; это были более или менее христианизированные старые римские часы. Час был примерно равен нашим трем: утреня (около полуночи), хвалины (3 часа пополуночи), час первый (6 часов утра), час третий (9 часов), час шестой (полдень), час девятый (15 часов), вечерня (18 часов), навечерие (21 час)» (Жак Ле Гофф. Цивилизация Средневекового Запада). Заметим, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и часы в идеале должны были совершаться в промежутках между службами. На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам (Всенощному бдению и Литургии). Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям. Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» (М. Скаблланович «Толковый типикон»). Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей. Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя. Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб. .

http://pravoslavie.ru/77820.html

Религия в жизни избранного народа Сотворение мира      Ветхозаветное общество представляло собой теократию (греч. theos — Бог, kratos — власть, могущество). Бог Творец был не только Вождем, Законодателем народа, но и Судьей. Основанием Синайского законодательства является заповедь любить Бога, Который есть высший источник блага людей и порядка в обществе. Нравственный и правовой строй был подчинен Божественному закону. Поэтому в еврейском праве не было дифференциации между религиозно-обрядовыми, нравственными, юридическими нормами. Все они составляют единый Божий закон, установления которого были направлены на то, чтобы человек не уклонялся от воли Бога и был угоден Ему. Являясь первой ступенью Божественного Откровения, религия древнего Израиля имела воспитательное значение. Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал 3, 24). Деление времени у евреев      1. День и час Евреи считали день от одного захода солнца до другого (см.: Лев 23, 32). Когда хотели обозначить сутки (то есть двадцать четыре часа), говорили «вечер» и «утро». И был вечер, и было утро: день один (Быт 1,5). День разделялся на три части: утро, вечер и полдень. Было деление и на шесть частей (заря, восход солнца, жар дневной (около девяти часов утра), полдень, ветер или прохлада дня (то есть перед заходом), вечер (от захода солнца до наступления мрака). Слово «час» (шаа) впервые появляется у святого пророка Даниила (см.: Дан 4, 16; 5, 5). В библейские времена продолжительность его менялась в зависимости от времени года. Протяженность часа колебалась от 3/4 до 5/4 нашего часа. День во времена Иисуса Христа разделялся на четыре равные части (по три часа): первый час (с восхода солнца), третий час (с девяти часов утра), шестой час (с полудня), девятый (с трех часов вечера). Крестная смерть Иисуса Христа наступила в девятый час: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого (Мф 27, 45). Первый час начинался с восходом солнца, двенадцатый кончался с заходом. До вавилонского плена иудеи разделяли ночь на три стражи: первая — от захода солнца до полуночи, вторая стража — полночная (продолжалась до пения петуха) и третья стража, утренняя, оканчивалась с восходом солнца.

http://pravoslavie.ru/104164.html

Синаксарь в неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания Стихи: Пусть плачет горько с прародителями мир, Как павший с ними, из-за сладкой пищи павшими. В этот день мы творим воспоминание изгнания первозданного Адама из рая сладости, которое наши божественные отцы установили прежде (начала) святой Четыредесятницы, показывая этим, насколько полезно человеческому естеству лекарство поста и насколько, напротив, отвратительны последствия сластолюбия и непослушания. Итак, отцы, оставив повествования относительно случившегося в мире из-за этих страстей, как бесчисленные, представляют нам первозданного Адама, ясно показывая, насколько жестоко он пострадал оттого, что не постился, привнеся тем (смерть) в наше естество, и как он не сохранил первой святой Божией заповеди людям — о посте и, послушавшись чрева, а вернее, коварного змия через Еву, не только не стал богом, но и навлек смерть, и принес погибель всему роду (человеческому). Это из-за (вкушения) пищи первым Адамом Господь постился сорок дней и был послушен (см. Флп. 2, 8); из-за Адама же святые апостолы задумали и эту Великую Четыредесятницу, чтобы мы, сохранив то , что он не сохранив, пострадал, потеряв бессмертие, снова приобрели (последнее) через пост. Кроме того, как мы раньше говорили, намерение святых (отцов) — коротко изложить дела, совершенные Богом, от начала даже до конца. А поскольку причиной всех наших (бед) было преступление (заповеди) и падение Адама через вкушение, — по сей причине и предлагают сегодня творить память об этом, чтобы мы избежали сего, и особенно чтобы не подражали невоздержанию во всем. В шестой день создан был Адам рукою Божией, будучи почтен и образом (Его) через вдуновение; и, получив заповедь, с этого времени до шестого часа жил в раю, а затем, преступив ее, был изгнан оттуда. Впрочем, иудей Филон считал, что Адам прожил в раю сто лет, другие же называют семь лет или дней, из-за значимости числа семь. А что в шестой час (Адам), протянув руки, коснулся (запретного) плода, — показал Новый Адам — Христос, в шестой час и день простерший руки на Кресте, исцеляя того от погибели.

http://pravoslavie.ru/2139.html

Великая Пятница. Что происходило на Страстной седмице Одна Мать дождалась Встречи с Сыном, а значит, и остальные дождутся 14 апреля, 2023 Одна Мать дождалась Встречи с Сыном, а значит, и остальные дождутся Наступила Великая Пятница. Страстные Евангелия прочитаны еще с вечера (по уставу они должны читаться поздно вечером, а завершается служба ночью), в сокращенном виде те же события вспоминаются на Царских Часах — утренней службе Великой Пятницы. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) Обвинение: «Называл Себя Сыном Божьим» Напомню, что часы — это небольшие службы, освящающие время. Час первый — раннее утро, примерно семь утра, третий — девять утра, шестой — полдень, девятый — три часа дня. Они и в течение года символически отсылают к событиям Страстей Христовых: события до суда у Пилата (моление о Чаше, арест, суд у Каиафы), осуждение у Пилата, распятие, смерть Спасителя. Великим постом на это прямо указывают тропари шестого и девятого часов: «Христос и Бог наш, в шестой день (пятницу) и час пригвоздивший ко Кресту дерзкий грех Адамов в Эдеме, раздери и летопись наших грехов и спаси нас», «Христос и Бог наш, в девятый час ради нас приняв телесную смерть, умертви и нашей плоти помышления и спаси нас». А что об этом дне говорят Евангелия? Вернемся к Утрене Великой Пятницы — службе Двенадцати Евангелий. Первое, самое длинное Евангелие — беседа Христа с апостолами после омовения ног. Время описавший ее Иоанн Богослов не называет, но зато все четыре евангелиста единогласно подтверждают, что суд у Каиафы проходил перед рассветом: именно во время этого события апостол Петр трижды отрекся от Учителя. И сразу после его отречения запел петух, а петухи поют на рассвете. Этот эпизод повторяется во втором и третьем Евангелии. Примерно тогда же раскаялся и другой апостол, уже бывший. Иуда понял, что Учителя осудили на смерть, бросил сребреники в Храме и удавился. Выход так себе — у него еще целое утро было, чтобы хотя бы попытаться исправить содеянное, ведь, согласно 27 главе Евангелия от Матфея, суд у Пилата начался примерно в это же время, утром. Солнце уже встало, и Иоанн Богослов это особо подчеркивает (18,28-29): утро наступило, поэтому священники и старейшины не смогли войти к Пилату — иначе бы они осквернились и не смогли бы вкушать пасхальную жертву.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-cht...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О спасении всех народов 27.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя святых отцов Первого Вселенского Собора Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня воскресенье, посвященное памяти святых отцов Первого Вселенского Собора. Мы должны услышать предупреждение Святой Церкви о том, что исповедание подлинной веры дается нам по благодати Божией. Это выше всякого ума, выше самых великих способностей человека. О Боге мы можем знать только то, что Сам Бог открывает о Себе. То, что Он открывает Своей Церкви, то, что Церковь свято хранит всегда. Мы призваны к тому, чтобы в послушании вере, тайнам веры и заповедям Христовым это богооткровенное знание Церкви стало нашим личным знанием. Чтобы мы с вами пребывали в Церкви, которую Господь стяжал Своей честной Кровью, и чтобы мы не внешне принадлежали к ней и верили в то, что Господь сильнее всего, какие бы испытания и скорби, какие бы искушения нашей веры, нашей жизни ни встречали нас. За всенощной мы слышим слово Евангелия о тайне Церкви. Господь Воскресший, явившись Своим ученикам на озере Тивериадском после бесплодной их ловли рыб, повелевает забросить сеть по правую сторону лодки. И совершается великий улов, так что называется число пойманных рыб: сто и пятьдесят и три. Каким зрением, не считая, сразу видят ученики число этих рыб? Почему названо это число? Конечно, у апостола Иоанна Богослова все имеет большее значение, чем простой земной конкретный план. Шестой час у него — час, когда наступает вершина скорби и испытания человечества, и шестой час — это когда Господь был распят. И это число — сто и пятьдесят и три — не внешним рассуждением, а благодатным видением всего, что совершается в мире, где все самые простые вещи исполнены глубокого таинственного света, определяется святыми отцами, как число полноты Церкви. Не просто, конечно, это число названо. Святые отцы очень внимательно относятся к каждому слову Евангелия и не проходят мимо этой подробности. Они говорят, что речь здесь идет именно о призвании в Церковь Христову, об уловлении такого числа душ человеческих, которое включает в себя всех людей. Как апостол Петр, первоначально призванный Господом на апостольское служение после первой чудесной ловли рыб, припал к Его ногам: «Отойди от меня, Господи, ибо я человек грешный», и услышал от Спасителя: «Отселе будешь человеков уловлять», так теперь тайна уловления душ человеческих раскрывается в новом видимом знамении, предлагаемом Господом.

http://moral.ru/о-спасении-всех-народов/

Борис Горелик Скачать epub pdf Ч час – hour of the divine service час девятый – none час первый – prime час третий – terce час шестой – sext часовник – breviary; prayer-book часовня – chapel, oratory часослов – horologion, breviary, prayer-book частица, вынимаемая из просфоры – (communion) particle Частные баптисты – Particular Baptists часы великопостные – Lenten hours of divine service часы царские – royal hours of divine service чаша – cup, chalice чаша гнева Господня – vial of God’s wreath чаять – to hope, look for, long for человек – human being, person, individual, man человеколюбивый (Бог) – the Lover of Man человеческий – human человечество – mankind, humanity чёрная теология – black theology чёрт – Devil чертог (Богородицы) – bridal chamber честной – precious, honourable честные дары – precious gifts честолюбивый – ambitious честолюбие – ambition честь – honour четвероевангелие – the four gospels чётки – rosary, prayer-beads, chaplet четыредесятница – the Lent четьи минеи – menologion, hagiography Чешские братья – Czech Brethren чешуйчатая крыша – scaled roof чин – rank; archieratikon, order, order of the clergy, action, rite чин архиерейский – pontifical liturgy, Episcopal order чин вечерни – (service of) vespers, hesperinos чин крещения – order of baptism service чин мирянский – lay order чин посвящения – office of ordination чиновник (служебник) – Episcopal service book чинопоследование – order of service, plan of divine office hours число апокалипсиса – the apocalyptic number, the number of the beast чистилище – purgatory чистота – purity чистый – clean, pure, innocent читать нараспев – to chant читать проповедь – to preach, deliver a sermon читать часы – to read the hours читать псалмы – to deacon, read psalms член (церкви) – member член церковного капитула – capitulary чрево – womb, utero чревоугодие – gluttony чревоугодливый – gluttonous чресла – loins чтение – reading чтение монашеских служб – divine office чтение псалмов – psalmody чтец – sexton, reader, cantor, chanter, sacristan, verger

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Объяснения церковных и домашних молитв. Суточный круг Богослужений ПРАВОСЛАВИЕ.RU ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА         ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ СВЯТООТЕЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОПОВЕДИ АПОЛОГЕТИКА ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕКА СВЯТЫЕ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ОБЪЯСНЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ И ДОМАШНИХ МОЛИТВ О ПОРЯДКЕ ЦЕРКОВНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ Все церковные Богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой. СУТОЧНЫЙ КРУГ БОГОСЛУЖЕНИЙ Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Православной Церковью на протяжении суток. Суточных Богослужений должно совершаться девять: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час, девятый час и Божественная Литургия. По примеру Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера — вечернею. Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие — служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Полунощница — служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притчи о десяти девах. Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. Первый час , соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На третьем часе , соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «И толико сущим, не проторжеся мрежа» 19.05.2018 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя святых отцов Первого Вселенского Собора Слово в Неделю 7-ю по Пасхе Сегодня воскресенье, посвященное памяти святых отцов I Bceлehckoro Собора. Мы должны услышать предупреждение святой Церкви, что исповедание подлинной веры дается нам по благодати Божией. Это выше всякого ума, выше самых великих способностей человека. О Боге мы можем знать только то, что Сам Бог открывает о Себе. То, что Он открывает Своей Церкви, то, что Церковь всегда свято хранит. Мы призваны к тому, чтобы в послушании тайнам веры и заповедям Христовым это богооткровенное знание Церкви стало нашим личным знанием. Чтобы мы пребывали в Церкви, которую Господь стяжал Своей честной Кровью, и не внешне только принадлежали к ней. Чтобы мы верили в то, что Господь сильнее всего, какие бы испытания и скорби ни посещали нас. Вчера за всенощной мы слышали слово Евангелия о тайне Церкви. Воскресший Христос является Своим ученикам на озере Тивериадском. Всю ночь они напрасно трудились в ловле рыб, и Господь повелевает им забросить сеть по правую сторону лодки. Совершается великий улов, и называется число пойманных рыб: сто пятьдесят три. Каким зрением, не считая, сразу видят ученики число этих рыб? Почему названо это число? Конечно, у апостола Иоанна Богослова все исполнено большего значения, чем простой земной план. Шестой час у него — час полуденного зноя, когда Господь изнемогает от жажды у колодца Иакова, и шестой час — это когда Господь был распят. Не внешним рассуждением, а благодатным видением всего, что совершается в мире, определяют святые отцы значение этого числа сто пятьдесят три. Святой Кирилл Александрийский говорит, что это число состоит из трех чисел: сто, и пятьдесят, и три, где сто — та полнота верующих в Церкви, которые уловлены из язычников. А пятьдесят — это уверовавшие из числа иудеев. Недаром, говорит он, в Евангелии Господь называет сто как полноту жизни. О ста овцах говорит Евангелие, когда Господь оставляет девяносто девять, чтобы найти одну заблудшую. И в притче о сеятеле мы слышим о полноте жатвы, которая измеряется числом сто. А число три, говорит святитель Кирилл, есть Пресвятая Троица, освящающая все и приводящая всех ко спасению.

http://moral.ru/и-толико-сущим-не-протор...

День с Часословом Могу поспорить, что большинство из вас видело часовни и знает, как они выглядят. Кладбищенские, придорожные, монастырские. Эти небольшие храмики, в которых не служится литургия, нам известны. Название свое часовни получили от особого молитвенного чина – часов, охватывающих собою суточный круг. Так вот что любопытно: часовни мы видели, почему они так называются, знаем, а вот чтобы читались в часовнях эти самые часы, не видели. Не видели, потому что часы в часовнях не читаются. Мне неведомы причины этого недоразумения и его исторические корни. Но то, что это (нечтение часов в часовнях) не что иное, как болезненная странность без того больной жизни нашей, это мне ясно. Сами часы нами читаются: третий и шестой – перед литургией, девятый – перед вечерней, первый – после утрени. Читаются они без всякого внимания к времени суток, чтобы только «вычитать». Это, кстати, еще одна молитвенная хворь наша – «вычитать». Но стоит ощутить вкус чтения часов в положенное время. Ей Богу, стоит произвести такой эксперимент. Он покажет нам и то, насколько немолитвенно мы живем, и то, каков смысл существования часовен и Часослова. Итак, для проведения эксперимента нам нужны одни сутки свободного времени, умение читать по-церковнославянски, желание ощутить молитвенное движение суточного круга. Начинать придется около половины седьмого утра с чтения утрени. Она будет непродолжительна, состоя из шестопсалмия, песни Богородицы и великого славословия. При храмовом богослужении в утреню добавляются кафизмы, каноны, ектении, но мы сейчас не утреню полноценную служим, а вникаем в смысл суточного круга. Поэтому шестопсалмия, песни Богоматери и славословия довольно. Сразу после этого можно прочесть первый час. Все это займет не более получаса, и в семь вы уже свободны. До девяти. В девять часов нужно читать час третий. Зажигайте свечу, бейте в колокол три раза и читайте. Так поступать должен чтец в урочное время. Один богослужебный час читается не более 15 минут. Если сердце разогрелось – по окончании добавьте главу Евангелия, но помните: время чтения шестого часа наступит в полдень.

http://pravoslavie.ru/55518.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010