Глава первая. Происхождение часов Новозаветное богослужение развилось на почве ветхого завета, и христианские времена молитвы находятся в соответствии с временами общественной и частной молитвы древних евреев. «Последование часов» (κολουϑα τν ρν, – horae), как показывает самое название, принадлежит к суточному богослужению и, в частности, имеет ближайшее отношение к известным часам дня. Поэтому, чтобы точнее определить связь службы часов с ветхозаветной молитвенной практикой, необходимо предварительно уяснить себе, какие часы молитвы соблюдались у древних евреев. 1. Часы ветхозаветной молитвы В ту давнюю пору, когда слагался ветхозаветный культ, евреи еще не знали счисления времени по часам. Тогдашнее суточное времясчисление имело характер довольно общий и неопределенный; употреблялись выражения – рассвет, утро, полдень, вечер, а также различные описательные обозначения времени 2 . Час, как единица времени, – явление позднейшее. Деление дня на 12 часов могло быть позаимствовано евреями от вавилонян во время плена. По крайней мере, еврейское слово «шаа» – час арамейского происхождения и в Ветхом Завете встречается только в книге пророка Даниила (3:6, 15 сн. 5:5). Правда, у иудейского царя Езекии были уже солнечные часы, отмечавшие счет времени по ступеням ( 4Цар. 20:9–11 ); но едва ли это обстоятельство могло заметно повлиять на обычное времясчисление евреев 3 . В зависимости от характера суточного времясчисления и все ветхозаветные предписания касательно времени совершения молитвы страдают отсутствием ясности и определенности; указываемые в них сроки весьма растяжимы. – Однако, сопоставляя древнюю молитвенную практику евреев с позднейшей, мы находим, что уже в ветхом завете освящались молитвой почти все часы христианского суточного богослужения. С течением времени у евреев входит в обычай общепринятое теперь деление дня на двенадцать часов; при чем счет ведется по-восточному, т. е. от восхода солнца (а по-нынешнему, приблизительно, с шести часов утра). Применительно к этому счету и прежние выражения – утро, полдень, вечер и т. под. – постепенно заменяются названиями – час первый, третий, шестой, девятый и т. д., – правда, в довольно широком и общем смысле прежних выражений. Таким образом, обычай молиться в определенное время дня естественно перешел в обычные «часы молитвы» ( Деян. 3:1 ), сделавшиеся потом известными и в христианском употреблении 4 . – Какие же это часы?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Спаситель пришел к колодцу Иакова, чтобы встретить там женщину-самарянку. Он долго шел к этой женщине, к одному человеку, совершая Свой путь под палящим солнцем. Был шестой час, то есть полдень по тогдашнему исчислению — самый пик жары, — и Он изнемогал от усталости и хотел пить. Почему, спрашивают святые отцы, Он шел не ночью, когда прохладнее и гораздо легче идти? Потому что всю ночь, как мы знаем, Он посвящал молитве, а день, не теряя ни часа, — служению людям. И мы видим, что это наш Господь — Бог, ставший человеком. Тот, Кто плачет, видя умершего. Тот, Кто на Кресте будет страдать. А теперь Он изнемогает от жажды. Почему же Он, будучи Богом, не может преодолеть Своей Божественной силой эту жажду? Конечно, все в Его власти. Но тогда бы Он не был подлинным человеком. И победа, которую Он одержит, не была бы той победой, к которой мы можем быть причастны. Разве не насытил Он пятью хлебами пять тысяч человек? Разве не шел Он по воде? Что Ему стоит одним словом, одной мыслью повелеть, чтобы из скалы или из песка забил источник и утолил Его жажду? Но именно здесь открывается нам самое главное. Никогда, ни разу в Своей жизни не совершил Он ни одного чуда ради Себя: ради того, чтобы накормить Себя, утолить Свою жажду, облегчить Свою боль. С самого начала, с Рождества, Он приобщается всей нашей немощи. Младенцем Он бежит от меча Иродова как простой человек. И это Он тоже делает ради нас, а не ради Себя, потому что не пришел еще час Его. Но когда придет Ему время сразиться со смертью, Он выйдет навстречу ей, чтобы спасти всех, и чтобы смерть каждого из нас обернулась вечной жизнью. Все в Нем исполнено бесконечной Божественной любви ко всему человеческому роду и к каждому отдельному человеку. Все взвешено на каждый час и на всяком месте. Все содержит Господь и весь мир несет как Крест, на котором Он скажет Свои святые слова: «Жажду». Он жаждет нашего спасения. Он просит пить у женщины-самарянки. «Дай Мне пить», — говорит Он. Две тысячи лет звучат эти слова, обращенные не только к самарянке, пришедшей к колодцу, а к каждому без исключения человеку до конца времен. К каждому человеку, который есть на свете, Господь обращается и говорит: «Дай Мне пить», потому что хочет получить любовь в ответ на Свою любовь.

http://moral.ru/дай-мне-пить/

Глава 1 (1) Сия словеса, яже глагола Моисей сонму Израилеву, об ону страну Иордана, в пустыни на равнине близ чермнаго моря, между Фараном и Тофолом, и Ловоном, и Асирофом и Дизагавом. Что было по частям писано в трех книгах, то теперь Моисей совокупляет и излагает в порядке в одной книге Второзакония. Ленивые могли отговариваться трудностью отыскивать законы, и для прилежных отыскивание оных было бы утомительно; посему, Моисей, собрал их из трех книг в одну, чтобы желающие знать законы без труда извлекали для себя пользу. Закон же дается Евреям двукратно. Поелику закон, данный в первый раз, утратили они, поклонившись тельцу: то дан им сей второй закон. Но если бы послушали они, и сохранили закон первый; то не было бы нужды во втором. Притом, все слышавшие первый закон, по совершившемуся над ними определению суда, не были уже в живых, когда дан второй закон. (2) Единонадесяти дней путь от Хорта до горы Сеир. Второй закон изречен и изъяснен после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир. В сем скрывается тайна, что в единонадесятый час изшел Еммануил, взыскать заблудшиеся народы, и научил их заповедям нового завета. Между Фараном, Тофолом, Ловоном, Асирофом, Дизагавом. Мест сих пять, и сим указывается тайна пятого века, под которым приточно разумеется время пришествия Господа нашего, подобно тому, как, по сказанному в причте, исходил он нанимать делателей в вертоград Свой утром, в третий, шестой, девятый и единонадесятый час (Мф.20:1-6). (13) Изберите себе мужи мудры, (15) тысященачальники, и стоначальники, и пятьдесятоначальники, и десятоначальники. Тысященачальниками именуются Апостолы, стоначальниками - Пророки, пятьдесятоначальниками - учители, десятоначальниками - истолкователи. В ином смысле, тысященачальники означают не только верховное Божество, но и Престолов и Господствия, стоначальники - Архангелов, Начала и Власти, пятьдесятоначальники - Ангелов, Силы, Херувимом и Серафимов, десятоначальники - Апостолов, Пророков, учителей. Первый смысл относится к Церкви видимой, а второй - к Церкви умосозерцаемой. Ибо в видимой Церкви воплотившийся Еммануил поставил тысященачалъников, стоначальников, пятьдесятоначальников и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/886/...

Глава 1 «Сия словеса, яже глагола Моисей сонму Израилеву об ону страну Иордана, в пустыни на равнине близ Чермнаго моря, между Фараном и Тофолом (Тофелом), и Ловоном (Лаваном)... и Асирофом, и Дизагавом» ( Втор.1:1 ). Что было частично написано в трех книгах, то теперь Моисей совмещает и излагает по порядку в одной книге Второзаконие. Ленивые могли отговариваться трудностью отыскивания законов, но и для прилежных отыскивание оных было бы утомительно; поэтому Моисей собрал их из трех книг в одну, чтобы желающие знать законы могли без труда извлекать для себя пользу. Закон же дается Евреям двукратно. Поскольку закон, данный в первый раз, они утратили, поклонившись тельцу, то дан им этот второй закон. Но если бы послушались они и сохранили закон первый, то не было бы нужды во втором. Притом, всех слышавших первый закон, по совершившемуся над ними определению суда, не было уже в живых, когда дан был второй закон. «Единонадесяти дний от Хорива путь до горы Сеир» ( Втор.1:2 ). Второй закон изречен и изъяснен после одиннадцати дней пути от Хорива до горы Сеир. В этом скрывается тайна, что в одиннадцатый час исшел Еммануил взыскать заблудшие народы, и научил их заповедям Нового Завета. «Между Фараном и Тофолом, и Ловоном... и Асирофом, и Дизагавом» ( Втор.1:1 ). Мест этих пять, и этим указывается тайна пятого века, под образом которой в виде притчи подразумевается время пришествия Господа нашего, подобно тому, как, по сказанному в притче, исходил он нанимать делателей в вертоград Свой утром, в третий, шестой, девятый и одиннадцатый час ( Мф.20:1–6 ). «Изберите себе мужы мудры..., тысященачалники и стоначалники, и пятьде­сято­началники и десятоначалники» ( Втор.1:13, 15 ). Тысяченачальниками именуются апостолы, стоначальниками – пророки, пятидесятиначальниками – учители, десятиначальниками – истолкователи. В ином смысле тысяченачальники означают не только верховное Божество, но и Престолы и Господствия, стоначальники – Архангелов, Начала и Власти, пятидесятиначальники – Ангелов, Силы, Херувимов и Серафимов, десятиначальники – апостолов, пророков, учителей. Первый смысл относится к Церкви видимой, а второй – к Церкви умосозерцаемой. Ибо в видимой Церкви воплотившийся Еммануил поставил тысяченачальников, стоначальников, пятидесятиначальников и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Скачать epub pdf Прободение ребра Иисусова ( Ин. 19:27–37 ) Самый печальный и в то же время самый священный день мировой истории близился к концу. Прошел уже третий час дня, и в шестой час наступила суббота, при том Великая Суббота Пасхи. По еврейскому закону до этого времени нужно было снять с крестов тела распятых, чтобы они не остались висеть на древе ночью. Ибо так было написано: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел ( Втор. 21, 22–23 ). Поэтому начальники иудейские отправились к прокуратору и просили его, чтобы он позволил для ускорения смерти распятых перебить им голени, чтобы их можно было до захода солнца снять с креста и предать погребению. Пилат немедленно дал свое разрешение. Воины теперь с железными палками перебили голени у разбойников, которые были распяты с Иисусом. Но когда они подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже умер. На этом основании они не перебили Ему голеней, потому что считали бесполезным и в то же время недостойным мучить мертвого. Но чтоб убедиться в действительности Его смерти, один из воинов вонзил свое копье в бок Спасителя, и тотчас оттуда потекла кровь и вода. В этом заключается все происшествие, о котором рассказывает нам здесь евангелист Иоанн. Враги Христовы хотели, очевидно, не только исполнить предписание закона, но и причинить своей жертве позор и поругание даже и в Его смерти, и тем утолить жажду своего бешенства. Но всемогущий Бог не допустил их до этого. Он сам приготовил своему Сыну эту чашу страданий, которую Тот и испил до последней капли. Теперь окончилось Его великое дело искупления и Он сам воззвал: «совершилось!» Теперь не должно было коснуться Его никакое поругание, ни позор. Отец Небесный сам следил за телом своего Сына и охранял Его от Его врагов, которые хотели надругаться над Ним. Теперь исполнилось на Нем то, что было написано: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь. Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33, 20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Глава 20 Мф.20:1 . «Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» Мф.20:2 . «и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;» Мф.20:3 . «выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,» Мф.20:4 . «и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.» Мф.20:5 . «Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.» Мф.20:6 . «Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?» Мф.20:7 . «Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.» Мф.20:8 . «Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.» Мф.20:9 . «И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.» Мф.20:10 . «Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;» Мф.20:11 . «и, получив, стали роптать на хозяина дома» Мф.20:12 . «и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.» Мф.20:13 . «Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?» Мф.20:14 . «возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;» Мф.20:15 . «разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» Человек домовитый есть Господь наш Иисус Христос; Он вышел нанимать делателей в виноград Свой, то есть в виноград духовный: люди имеют способность и цель изгнетать из себя вино духовное – дела добрые. Человек домовитый выходил пять раз нанимать делателей в виноград Свой: рано утром, в третий, шестой, девятый и одиннадцатый часы. Эти периоды означают периоды бытия рода человеческого, или бытия мира и бытия каждого человека в отдельности. Сначала говорится, что Он вышел рано поутру нанять работников. Это значит: вскоре после того, как сотворил человека. Так Им наняты были в виноград Свой Адам и другие люди первобытного мира. Они делали в винограде Его, приумножая вверенные им от Него таланты. Затем видим делающими в Его винограде послепотопных патриархов: Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и других; затем пророков, благочестивых царей и других праведных мужей. Время после потопа равняется третьему часу великого дня мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

иеромонах Михаил (Арранц) (иезуит) IV. Пресвитерские молитвы Малых Часов древнего Византийского Евхология (1973) В предыдущих главах мы пытались осветить историю пресвитерских молитв византийской Вечерни и Утрени. Начиная с более древних известных кодексов, мы приходим к современному Евхологию, прослеживая эволюцию, которая привела от древних служб светильничного и зари к современным службам Вечерни и Утрени ( σπερινς и ρθρος). В этой главе 262 мы хотели бы обратиться к другим службам дня и ночи, которые вместе с Вечерней и Утреней составляют суточный круг богослужения. Мы называем их «малыми часами», чтобы отличить от «великих»: Вечерни и Утрени; это различие более практическое, чем традиционное. Когда мы открываем ныне употребляемый Византийский Евхологий, можно сделать первое утверждение: Малые Часы представлены только каким-нибудь возгласом или еще какой-нибудь молитвой, заимствованными из Часослова. В некоторых изданиях 263 они совершенно отсутствуют. Малые Часы – это монашеские службы. Присутствие священника для их совершения не требуется. Если он присутствует, тогда ему поручаются некоторые части службы. Количественно они очень сокращены и, во всяком случае, первоначально находились в Часослове, а не во Служебнике. Совсем иное значение придавалось Малым Часам в древнем Евхологии. В кодексе Барберини гр. 336 Ватиканской Библиотеки 264 к классическим службам Вечерни и Утрени присоединено 4 службы, чтобы составить суточный круг из шести служб: одна служба Полуночи и службы Третьего, Шестого н Девятого Часа. Каждая из этих служб имела одну и ту же схему пяти пресвитерских молитв: три предназначены на столько же антифонов; четвертая, называемая отпустом, и пятая – главопреклонения. Две молитвы только для Первого Часа, предполагающие, следовательно, службу значительно менее важную, прибавленные к шести, дают число семь служб, освященное Псалмом 118,164. К предыдущим добавлены две особые службы: Паннухис и Третий-Шестой Час Великого Поста. Первая сохраняет схему пяти молитв, вторая, предполагающая чтения, добавляет специальные молитвы к пяти обычным. Эти службы также являются службами с тремя антифонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Без роду, без племени Небольшая сентиментальная повесть о сироте Ане. Она живет в детском доме, в крайне ужасных условиях и мечтает о том, что ее кто то полюбит, и она найдет тех, кого сможет полюбить. «Анна обняла ее, приласкала других девочек, которых надзирательница подвела к ней, как её будущих питомиц, и легко, радостно стало у неё на душе. Она почувствовала, что здесь, наконец, она не будет чужой, лишней, что все эти маленькие существа чахнут без любви, без ласки, как едва не зачахла она сама, и что в сердце её найдется достаточный запас нежности, чтобы согреть и оживить сердца сирот, вверяемых её попечениям.» Александра Никитична Анненская Без роду, без племени Глава I Темная осенняя ночь кончалась, был шестой час утра. Город только что начал просыпаться. Магазины и ворота домов еще заперты. Экипажей почти не слышно, разве с шумом проедет телега какой-нибудь торговки, отправляющейся на базар с картофелем или молоком. Пешеходов тоже встречается мало: то пройдет трубочист, еще не успевший покрыться слоем сажи, то прошмыгнет с корзиной на руке кухарка или хлопотливая хозяйка, спешащая на базар за покупками, то, тяжело ступая, пройдет толпа фабричных рабочих. В большом доме, над воротами которого красуется черная с золотом вывеска: «Сиротский дом», также все тихо; только во дворе дворник приготовляется рубить дрова, да в верхнем этаже жалобно кричит больной ребенок, которого не могут успокоить ни укачиванья, ни шлепки няньки. Во втором этаже, в так называемом «Старшем женском отделении», две большие комнаты заняты кроватями воспитанниц, девочек от семи до шестнадцати лет. На жестких тюфяках, под тощими одеялами крепко и спокойно спят дети. Одним ночь принесла сладкие сны: щеки их разгорелись, губы полураскрыты в улыбку; другие уткнулись головой в подушку и так крепко закрыли глаза, точно ни за что не согласны расстаться со сном. Но вот большие часы в коридоре с шипеньем пробили шесть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=169...

Разделы портала «Азбука веры» ( 137  голосов:  3.5 из  5) Часть 2. Есть над чем подумать Глава 1. Слушаю сказки «До первого теплого дня» – иначе я и не думал. Спадут морозы – и до свиданья, только меня и видели в детском доме! Но вышло иначе. Я никуда не удрал. Меня удержали чтения… С утра мы ездили в пекарню за хлебом, потом занимались. Считалось, что мы в первой группе, хотя по возрасту кое-кому пора уже было учиться в шестой. Старенькая преподавательница Серафима Петровна, приходившая в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский. На уроке естествознания утка изучалась как утка какие у нее крылышки, какие лапки, как она плавает и так далее. На уроке географии та же утка изучалась как житель земного шара: нужно было на карте показать, где она живет и где ее нет. На русском Серафима Петровна учила нас писать «ут-ка» и читала что-нибудь об утках из Брема. Мимоходом она сообщала нам, что по-немецки утка так-то, а по-французски так-то. Кажется, это называлось тогда «комплексным методом». В общем, все выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе. Она была старенькая и носила на груди перламутровые часики, приколотые булавкой, так что мы, отвечая, всегда смотрели, который час. Зато по вечерам она нам читала. От нее я впервые услышал сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке. Солнце высоко, Колодец далеко, Жар донимает, Пот выступает. Стоит козлиное копытце Полное водицы. «Али-Баба и сорок разбойников» в особенности поразили меня. «Сезам, отворись!» Я был очень огорчен, прочтя через много лет в новом переводе «Тысячи одной ночи», что нужно читать не Сезам, а Сим-Сим, и что это какое-то растение, кажется, конопля. Сезам – это было чудо, заколдованное слово. Как я был разочарован, узнав, что это – просто конопля. Без преувеличения можно сказать, что я был потрясен этими сказками. Больше всего на свете мне хотелось теперь научиться читать, как Серафима Петровна.

http://azbyka.ru/fiction/dva-kapitana-ka...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  3.5 из  5) Картина вторая Зилов ходит по комнате. Постоял у окна. Подходит к телефону, набирает номер. ЗИЛОВ. Дима?.. Это я, Зилов. Этот дождь, по-моему, никогда не кончится… Он будет лить сорок дней и сорок ночей. А что? Однажды, говорят, так уже было… Дима! Что, если поехать сейчас?.. А что? В Ключах заночуем, а?.. Ну что нам топь?.. А если без коляски? Без коляски мы его перетащим, я ручаюсь… Никак?.. Скверно… Откровенно говоря, отвратительное настроение… Да одно к одному. А тут еще друзья меня порадовали… Еще не слышал?.. Ты знаешь, что они мне прислали?.. Венок… Венок!.. Ну натурально — для гроба, для могилы… Пошутили, мерзавцы… Тебе смешно?.. А мне, знаешь, не очень… Я человек впечатлительный, мне этот юмор теперь по ночам сниться будет… Друзья! Разве это друзья? Это оасовцы какие-то. Слушай, а ты не знал про эту шутку?.. Ну слава Богу, хоть один есть приличный человек… (С беспокойством.) Дима! Я тебя вчера случайно не задирал? Ничего?.. Слава Богу… (С волнением.) Старина, ты прости за глупый разговор, но скажи, старик, как ты ко мне относишься?.. (Слушает.) А я… Я так тебе скажу. После вчерашнего я остался один… Нет, чувствую, что один. И получается так, что ты — самый близкий мне человек… (Принужденно смеется.) Да нет, не в этом дело… В общем, слава Богу, что мы едем с тобой на охоту… (Обычным тоном.) Да, я жду твоего звонка… Никуда не выхожу — жду. (Положил трубку, пошел по комнате, остановился. Стоит лицом к окну.) Затемнение. Круг поворачивается, зажигается свет. Воспоминание следующее. Бюро технической информации. Зилов и Саяпин. Саяпин что-то пишет. ЗИЛОВ. Шестой час. Шабаш. (Складывает бумаги в стол.) Остановись. Последнее время ты работаешь, как машина. САЯПИН. А что делать? Хорошо тебе рассуждать, ты человек с квартирой… Что ни говори, отдельная квартира — дело великое. Ну возьми хоть эту сторону. В чужой квартире все на виду, все на людях. Жена скандалит, а ты, если ты человек деликатный, терпи. А может, мне ее стукнуть хочется? Нет, действительно… Вот дадут нам квартиру, тогда мы еще посмотрим кто кого.

http://azbyka.ru/fiction/utinaja-ohota-a...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010