Поуч. 3-е. (Молитвенное обращение к Господу I. Христу, пред плащаницею). I. С сокрушением сердца взирая на повитое плащаницею пречистое тела Твое, Господи Иисусе, единый безгрешный, – поклоняясь пред сим священным изображением Твоим, Христе умерший и погребенный, с умилением и слезами лобызая сии язвы, причиненные нашими грехами Тебе, Врачу душ и телес наших, – что речем и что возопием к Тебе из глубины души, как не покаянно-молитвенный глас благоразумного разбойника: помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем? II. Помяни нас, Господи, ангелов Творче и всея твари Содетелю, Им же вся быша, – приведший и нас из небытия в бытие, и образом Твоим, Боже, почтивший нас человеков, – помяни, что мы земля и пепел и яко ничто же пред Тобою, но дух Твой бессмертный живет в нас, и томится по Тебе душа наша, не находя в этой долине слез иного успокоения, кроме Тебя, Источник жизни и бессмертия, сияние славы Отчей и образ ипостаси Его! Помяни нас, Господи, – Ты, Который, для спасения погибшего создания Твоего, беспредельно любимого Тобою, но древле злобным змием вовлеченного в грех гордыни и непослушания, сошел с неба на землю, соделался человеком, не переставая быть Богом, – недра Отча не оставль и нашу нищету посетив, да Свой паки обновишь образ, истлевший страстьми, и да взыщешь заблудшее овча, чтобы на Своих раменах принести его к Отцу и совокупить с небесными силами. Помяни нас, Господи! ибо это мы те заблудшие овцы, которых Ты, добрый Пастырь, взыскал, полагая за нас душу свою. Помяни, Владыко человеколюбче, Господи небесе и земли, помяни нас, странников и пришельцев на земли, ради которых Сам Ты тридесять три года странствовал по земле, созданной Твоею рукою, но не представившей Тебе места удобнаго, где бы главу преклонить, – странствовал среди рода строптивого и развращеннаго, для того, чтобы привести нас заблудших в горнюю отчизну, – озаряя все пути наши светом святого Евангелия Твоего, и примером Своей святейшей жизни предшествуя нам в достижении небесного царствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Второй день. Поуч. 5-ое. Сретение Господне. (Жизнь есть дар Божий, которым мы не можем распоряжаться по своему усмотрению). I. Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром ( Лук. 2, 29 ). Так кончает свое земное поприще старец Симеон: какая ясность взора, какое спокойствие духа! Ни тени какого-либо страха и смущения: не только без страха, но радостно идет он в открывающияся пред ним врата вечности. Ныне так часто слышится недовольство жизнию, так кощунственно и дерзко попираются ее дары и обязанности, так легкомысленно и презрительно разрываются самые дорогия и крепкие ее связи. «Не стоит жить, жизнь надоела», – не только говорят, но даже пишут нам самоубийцы. Сколько развращенных учений должно было пройти чрез эти несчастные головы и сердца, чтобы можно было сказать эти слова безумия? Сколько падений в жизни должны были испытать эти люди, чтобы упасть наконец так глубоко и непоправимо? Какая сила должна быть у него, человекоубийцы искони, чтобы омрачить так человека и в такую страшную петлю наконец его затянуть?! Да ослабит Господь хотя часть вины их ужасной, да отымет это безумие от нашего века несчастнаго. II. Нет, братие, великое и важное значение имеет жизнь человеческая. а) Прежде всего это драгоценный дар небесного Отца. Его всеблагая воля была – воззвать нас из ничтожества и дать нам почувствовать это биение жизни, это благо бытия. Этот расцвет жизненных сил в золотом возрасте юности, это чувство бодрости и здоровья, эта мудрая смена труда и покоя, – сколько она одна, эта низшая телесная жизнь, дает нам наслаждений и радостей. Природа, точно одушевленное существо, пред нами то замирает, то оживает и дробится на безконечное множество явлений и предметов, услаждающих взор, пленяющих сердце, приводящих в восторг пред величием Творца. И какое же безумие и какая дерзость не только сказать, даже подумать: нет, Владыко Господи, Твой дар мне не нужен! Но я еще не коснулся главного источника наслаждений жизни, – глубины человеческого духа. Здесь впрочем, встает предо мною такая ширь и даль, что нет возможности даже взором окинуть их. Возьму одно, сравнительно малое, воспоминание прошедшаго. Какие там возникают светлые образы – дорогих сердцу: отца, с раннего утра до поздняго вечера трудившегося для нашего воспитания и устроения, матери, проводившей бессонные ночи над нашею колыбелью, благодетелей, друзей! Они были люди не непричастные слабостей. Но время очистило эти дорогие нам образы, и вот они рисуются там вдали в одной нетленной красоте их духа. Ах, как они хороши, велики даже теперь в наших глазах! Может быть, при воспоминании об этих дорогих умерших, братие, я наполнил сердце ваше грустию, так как прошедшее невозвратимо; но как дороги сердцу эти образы, хотя бы самые лица и были невозвратимы. Впрочем нет: они возвратимы! Наши близкие там у небесного Отца; мы их увидим, мы вечно будем с ними, если только будем этого достойны.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поуч. 3-е (О воскресении мертвых). Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже! I. И вчера пели мы эту песнь, и ныне повторяли ее. Займемся теперь ею снова, обратим внимание побольше на ее смысл. Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже... Яснее и полнее смысл этой песни можно выразить так: пред наступлением Своих страданий, прежде Своего распятия и погребения, желая уверить учеников Своих, что умершие все воскреснут, Иисус Христос воскресил умершего Лазаря. Лазарь умерший воскрес, значит, и все умершие могут воскреснуть... Лазарь на глас Иисуса Христа, Сына Божия, восстал из гроба, в котором уже истлевать начинал; значит, и все сущии во гробех, услышавши глас Его, восстанут, оживут, как бы они там ни истлели. Почему Иисус Христос пред страданиями Своими, пред смертию Своею особенно желал уверить Своих учеников и всех прочих во всеобщем воскресении? – В уныние чтобы не пришли они, увидевши Его страждущим и потом умершим. Ведь никогда так не смущает нас мысль о смерти, как при виде больных, страждущих; и никогда так не нужна нам уверенность в воскресении, как при виде умирающих или умерших. II. Слушатели-христиане! Ученики Иисуса Христа и прочие последователи и современники Его могли увериться в общем нашем воскресении – воскресением Лазаря: они своими глазами могли видеть, как Лазарь умерший, по гласу Господа, встал и вышел из гроба, или от очевидцев могли слышать, что так действительно было. а) Чем мы можем увериться, что умершие все воскреснут? – Мы еще больше имеем доказательств на это. В день смерти Иисуса Христа многие, давно умершие, востали из гробов своих и явились многим. Но главное, чем можем вполне увериться в нашем воскресении: – это воскресение Иисуса Христа. Христос воскресе воистину: воистину и мы воскреснем. Или вы желали бы увериться в этом чем-нибудь таким, что к вам ближе? Нечто похожее на наше воскресение мы можем видеть, можно сказать, своими глазами. Посеянное семя или зерно сгнивает совершенно в земле, в прах обращается; но потом опять после вырастает, как бы оживает, воскресает. Вот вам пример или подобие того, как тела и людей умерших, хотя истлевают в земле, в прах и пыль обращаются; но потом, после, опять тоже восстанут, оживут, воскреснут.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Девятнадцатый день. Поуч. 1-е. Св. ап. Филимон. (Об отношении слуг к господам). I. Св. ап. Павел в своем послании к Филимону, богатому и сановитому человеку, жившему в М. Азии, в области Фригии, память коего совершается ныне, просит принять бежавшего от него раба его Онисима, как возлюбленного брата ( Филим. 1, 16 ). Без всякого колебания Филимон исполнил просьбу ап. Павла. Филимон не только простил своего раба за его самовольный побег, но даже и даровал ему свободу. Такое великодушное дело Филимон сделал без сомнения потому, что он был истинный христианин. О нем известно, что он сам проповедывал учение христианское и причислен к 70-ти апостолам. II. В день памяти св. ап. Филимона, кротко и человеколюбиво относившегося к своему рабу, – в день памяти этого великодушного господина, который совпадает с многознаменательным днем 19 февраля – освобождения в России крестьян от крепостной зависимости Царем-Освободителем и Мучеником Александром Николаевичем, которому да будет вечная благодарность и которому Господь да дарует вечное блаженство, побеседуем об отношении слуг к своим господам. Говоря о слугах, мы считаем необходимым заметить об их служении следующее: а) Апостолы учили рабов своего времени искать выхода из униженного и тягостного положения своего не в перемене внешняго звания своего, а в усердном исполнении своего служения. Служите, заповедали они им, не перед глазами только господ ваших, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога, и все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков ( Koлoc. III, 22–23 ). В лице ваших господ служите общему всем Господу, и ваше поведение будет украшением учению Спасителя ( Tum. II, 10 ). Так может быть возвышаемо самое низкое по внешности служение усердием служащих к своему делу и преданностию в Господе тем, кому суждено им служить. Между тем люди, свободно поступающие в услужение другим, часто почитают как-будто унизительным для себя служить с покорностию и преданностию, забывая, что тот не раб человеков, а Божий слуга и Божий раб, кто делает должное для них охотно, искренно, от души; потому что такой слуга руководится не желанием угодить чьим-либо прихотям или страстям, а сознанием своего долга и благожеланием другим, которым хочет быть полезным. Напротив слуга, который исполняет свою службу без всякого усердия к своему господину и к пользе и чести дома, в котором служит, соображая свои действия только с личными своими выгодами, необходимо делается человекоугодником и рабом в худшем значении этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Семнадцатый день. Поуч. 3-ье. Св. Алексий, человек Божий. (Человек принадлежит Богу). I. Ныне прославляемый св. Алексий, сын римского сенатора, вступив по настоянию родителей в брак, в день брака оставил родительский дом и удалился в Едессу, где прожил 17 лет нищим, служа Богу постом, бдением и молитвою. В образе нищего он возвратился и в родительский дом, при котором прожил 20 лет никем неузнаваемый и никому не открывшис, дабы свою любовь к родителям принести в жертву любви к Богу. Скончался при жизни родителей и жены, которые узнали его только после смерти (411 г.). Мощи его – в церкви Вонифатия, в Риме. II. Св. Алексий, получив свыше название «человека Божия» за свое всецелое служение Богу, учит нас одним уже своим названием «человек Божий» той истине, что мы не свои, а Божии, что христианин принадлежит не себе, а Богу. а) Бог есть Господь наш по праву сотворения. – Если мы почитаем собственностию дом, который созидаем, или сад, который насаждаем; то не без сравнения ли большее право имеет Бог, как собственностию Его, располагать всем, что мы имеем и что есмы? Что ты имаши, о человече, егоже неси приял ( 1Kop. IV, 7 ) от Бога? Откажись хотя на минуту от даров Того, Которого владычество над тобою желал бы ты ограничить; возврати то, что приял: что же осталось? – ничтожество и, что еще хуже ничтожества, – грех разоряющий создания Божии! б) Бог есть Господь наш по праву Своего в нас образа. – Как мы полагаем свою печать или на такие вещи, которые утверждаем в нашу собственность, или на такия, которые желаем сокрыть от других: так Бог запечатлел человека Своим образом, как Свою собственность, которую бы никакое существо не дерзало себе присвоять, и как рукописание, которого бы никто не открывал кроме единородного Сына Божия. Дабы лучше уразуметь отношение наше к Богу посредством Его в нас образа, представим себе образ тела помощию окружающего света начертаваемый тению его на земле. Что была бы сия тень без тела и света? – сие-то есть перстный человек без силы и света Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Второй день. Поуч. 1-е. Святый священномучен. Феодот, епископ Киринейский. (Пример благочестивой жизни – лучшая проповедь). I. Св. Феодот, память коего совершается ныне, проповедывал учение Христово (в конце III и в начале IV в.) на острове Кипре, где и был поставлен епископом в городе Киринее. Словом своим и примером собственной жизни он могущественно действовал на язычников и многих из них обратил ко Христу. Когда, при Ликинии, открылось гонение на христиан, то правитель города велел привлечь к суду христианского епископа. Феодот сам явился к нему и сказал: – «Вот тот, кого ты призываешь к суду, я не скрываюсь, но сам пришел, чтобы засвидетельствовать о Боге истинном». В ответ на эти слова правитель велел предать Феодота жесточайшим истязаниям. Его били ремнями, терзали острыми железными орудиями, положили на железо, раскаленное в огне. Феодот с чудным терпением переносил все истязания и только молился Богу об укреплении его и всех гонимых христиан. Множество не веровавших прежде, видя сверхъестественную силу мученика в перенесении ужасных истязаний, поняли действие высшей, Божественной силы, совершающейся в немощи человека, и стали открыто прославлять единого истинного Бога. Тогда епископ Феодот был отведен в темницу, где и томился до тех пор, пока победоносный император Константин не прекратил гонения, воздвигнутого Ликинием, и не освободил христиан, томившихся в разных темницах. После этого св. Феодот прожил еще два года, управляя церковию киринейскою, и мирно скончался в 320-м году. II. Из краткого очерка жизни св. священномученика Феодота мы видим, братие, что он, как епископ и как исповедник Христов, примером своей благочестивой жизни и дивных своих страданий многих язычников обратил ко Христу. Это дает и нам урок примером своей благочестивой жизни обращать к истинно христианской жизни наших ближних. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех, ( Mamф. V, 16 ), говорит Иисус Христос верующим, указывая тем на силу примера доброй жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пятнадцатый день. Поуч 5-ое. Успение Пресвятыя Богородицы. (Переход человека в загробную жизнь). I. Если название нынешняго праздника взять в прямом, буквальном смысле, то это будет торжественное воспоминание «тихаго, мирного сна», в котором Пресвятая Дева окончила Свое земное поприще и перешла в блаженную вечность. Итак умереть для некоторых людей значит только спокойно заснуть. Вот истинное совершенное бессмертие! А какова смерть других и большей части людей? Какими ужасами она окружается, какое зрелище представляет живым? Хотите ли вы, братия мои, вместе со мною остановить взгляд на последних минутах человека в здешней жизни? Мы видим кончину ближних, мы сами умрем; а понимаем ли, что в час смерти происходит в состоянии самого умирающаго? Чем сопровождается шаг его в вечность? II. А) Вот наступает последний час человека в этом мире. Болезнь, приблизившая его к смерти, уже прекратилась; она подорвала основы телесного организма и сделала его уже неспособным к дальнейшей деятельности в настоящем его виде, и тело уже не служит духу. Тогда жизнь души начинает отторгаться от частей и органов тела, к которым была прирождена и в которых доселе действовала. Судорожные движения и необычайные сотрясения всего организма (т.е. всего тела) показывают, как усиленно, как жестоко это отрешение души от тела, а чем крепче организм, чем сильнее была привязанность духа к телу, тем сильнее эти сотрясения, потому что тем более силы нужно духу, чтобы оторваться от тела. Как страшно уже это одно зрелище! а) Но всмотритесь ближе, вы увидите, что тут не одни телесные страдания . Трепещет душа, чувствуя свое невольное, быстрое приближение к вечности; в трепете она силится как будто остановиться на этом страшном пути; она порывается как бы уклониться от тех ужасов, какие ее ожидают, или овладеть собою и этими самыми ужасами, чтобы спокойнее и смелее пройти. Но эти порывы, подавляемые более и более приближающеюся смертию, производят только то невыразимое возбуждение и раздражение всех сил и чувств души, которые кладут еще более страшную печать на лицо и на все состояние умирающаго. Да, в час смерти овладеть собою и самим путем смертным и всеми его ужасами: какая эта неизобразимая задача! И мы не думаем, чтобы та отчаянная храбрость, которая, немного думая о жизни и смерти, а еще менее о вечности, смело несется на встречу смерти, как например в битве со врагом или в самоубийстве, верно решала эту задачу. Эта храбрость слепа и потому так отважна только до момента самой смерти; а в момент смерти душа прозревает. И скажи мне ты, смелая душа, будешь ли ты также смела пред тем, что тогда увидишь?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Одиннадцатый день. Поуч. 1-ое. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский. (Необходимость попечения о своей душе, которая безценна). I. Св. Церковь ныне празднует память св. Софрония, патриарха иерусалимского. Св. Софроний родился в VI веке в г. Дамаске от благочестивых и богатых родителей. С самой юности он полюбил духовное просвещение и целомудрие, и с любовию стал изучать священное писание. Изучив его, он, заботясь о своей душе, стал посещать монастыри и пустыни и там собрал все полезное из уст св. отцев. Придя в Иерусалим, он в одной обители встретил мудрого инока Иоанна Мосха , с ним сблизился и привязался к нему, как сын. Вскоре на Иерусалим напал Хозрой, царь персидский. Св. Иоанн и Софроний на это время оставили Иерусалим, который в их отсутствие был взят персами, а древо креста Господня с патриархом Захариею было взято в плен. Святые Софроний и Иоанн Мосх , удалившись из Иерусалима, предприняли далекое странствование по монастырям, посетили пустынников палестинских, сирских и египетских, везде беседовали с св. мужами, и все, что видели и слышали поучительнаго, записывали в книгу, и таким образом составилась весьма назидательная книга под заглавием: Лимонарь или Луг духовный. Софроний, сделавшись монахом, еще больше приложил трудов в заботах о спасении себя и других. Пребывая в г. Александрии, он описал чудеса св. мучеников Кира и Иоанна в благодарность за исцеление очей своих от мощей их. После этого он опять переселился в Иерусалим и был свидетелем возвращения сюда из плена древа честного креста вместе с патриархом. Спустя немного времени, за свою мудрость и строгое благочестие сам Софроний был избран в патриархи иерусалимские. Любимым его занятием было составление поучений и песней церковных, а также житий святых. Так он описал жизнь преподобной Марии египетской. А из песней церковных им составлена замечательная песнь в честь Иисуса Христа: Свете тихий, поемая за вечерней и за всенощной. II. Св. Софроний, всю жизнь заботившийся о своем духовном просвещении, о приобретении познаний, о назидании себя и ближних примером благочестия, служит для нас, братия, образцом самого живого попечения о своей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

33. Святоотеческие изречения о прославленном теле I. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «тогда праведницы, – говорит Писание, – просветятся, яко солнце» ( Мф. 13:43 ) и луна, «и аки светлость тверди» ( Дан. 12:3 ). И Бог, предвидев человеческое неверие, малейшим червям во время лета даровал способность испускать из тела световидный блеск, дабы люди, судя по тому, что видят, верили тому, чего ожидают. Тот, Который дает несколько, может подать и все; Тот, Кто сотворил червя блистающим, кольми паче просветит праведного человека» («Кирил. Иерус. огл. поуч.», XVIII, п. 18, стр. 422). II. Св. Иоанн Златоуст : «Как, скажешь: а настоящее тело разве не духовно? Духовно, но то будет гораздо более духовно. Ибо ныне обильная благодать Духа Святаго часто вовсе удаляется от много согрешающих... а тогда не так, но постоянно Он будет пребывать в теле праведных и Его будет власть, не смотря на пребывание самой души» ( Иоанн Златоуст «in 1 Corinmh. hom. XLI», n. 3). III. Св. Ефрем Сирин : «Все приемлют тело сообразное собственным делам своим. Тело праведных сияет в седмькрат паче света солнечного; а тела грешников оказываются темными и исполненными зловония; и тело каждого показывает дела его: потому что каждый из нас дела свои носить в собственном теле своем» (Ефрем. Сир. «Слово о суде и воскресении», в «Тв. св. отц.» XV, 125). IV. Св. Иоанн Дамаскин : «сеется тело душевное» ( 1Кор. 15:42–44 ), т. е. грубое и смертное, восстает тело духовное, каково тело Господа по воскресении, проходившее сквозь затворенные двери, не утомлявшееся, и не имевшее нужды ни в пище, ни в сне, ни в питии» (Иоан. Дамаск. «Точн. излож. прав. веры» кн. IV, гл. XXVII, стр. 806).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Великий страх напал на всех бывших при этом. Послали в дом к Сергию и нашли там в запечатанном ящике 2000 гривен серебра и 200 гривен золота...Тогда Захарий отдал полученные свои деньги бывшему в то время игумену Иоанну и принял иночество. Деньги были употреблены на построение храма во имя св. Иоанна Предтечи. Захарий же предался самому строгому подвижничеству, не вкушал ничего ни варенаго, ни печенаго, питался одними овощами, и при такой постнической жизни достиг до высокой степени духовности. Скончался он в XII веке. Мощи его почивают в Феодосиевых пещерах в Киеве. II. Из этого рассказа не трудно видеть, как тяжек грех ложно клясться именем Божиим и какой строгой ответственности пред судом правды Божией может подвергнуться тот, кто решается на ложную клятву. а) Можно не погрешая сказать, что ложная клятва отвратительнее клятвопреступления , так как клятвопреступник по крайней мере в то время, когда давал клятву, мог иметь намерение исполнить обещание; между тем ложно клянущийся от начала до конца дерзко и нагло презирает истину и верность, – и несмотря на присущий человеку страх Божий, возникающий в душе всякий раз при мысли о всеведении, правосудии и всемогуществе Божием, заведомо говорит ложь, как бы дерзко уверенный, что его не постигнет кара небесная. Такое сатанинское бесстрашие и ожесточение испорченного сердца редко остается без надлежащего грозного вразумления или наказания Божия б) Слово Божие сильно предостерегает от этого греха. Господь запрещает клясться именем Его ложно: не клянитесь именем Моим во лжи, и не безчести имени Бога твоего. Я Господь (Бог ваш) ( Лeb. XIX, 12 ). Наказание Божие угрожает тому, кто клянется во лжи: человек, часто клянущийся, исполнится беззакония, и не отступит от дома его бич. Если он согрешит, грех его на нем; и если он вознерадел, то сугубо согрешит. И если он клялся напрасно, то не оправдается, и дом его наполнится несчастиями. ( Npeм. I . Сираха XXIII, 11–13). – И опять поднял я глаза мои (говорит пророк Захарий) и увидел: вот летит свиток. И сказал Он (т.е. Господь) мне: что видишь ты? Я отвечал: вижу летящий свиток; длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей. Он сказал мне: это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо всякий, кто крадет, будет истреблен, как написано на одной стороне, и всякий, клянущийся ложно, истреблен будет, как написано на другой стороне. Я навел его, говорит Господь Саваоф, и оно войдет в дом татя и в дом клянущегося Моим именем ложно, и пребудет в доме его, и истребит его, и дерева его и камни его. ( Зaxap. V, 1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010