Тринадцатый день. Поуч. 2-ое. Праздник обновления храма Воскресения Христова. (Значение этого праздника). I. Настоящий праздник по-видимому незначительный, судя по тому, что в ряду других церковных праздников он не отличен никакою торжественностию. Но между тем по внутреннему своему значению он может стоять на ряду с важнейшими праздниками. II. а) В самом деле, что мы празднуем в настоящий день? Обновление храма не более; но какого храма? Храма во имя воскресения Христова. А воскресение Христово есть основание христианства. Аще Христос не воста, суетна вера наша. Но воскресение Христово есть залог и нашего воскресения, залог вечной жизни и вечного блаженства. Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть. Без воскресения Христова мы не имеем упования на жизнь вечную, а без упования жизни вечной что такое человек? Нелепое и несчастнейшее создание. В самом деле, последний червяк имеет свое определенное назначение в цепи созданий и свою долю счастия, потому что, как он ни ничтожен и слаб, он находит полное удовлетворение своих маленьких потребностей и вполне наслаждается своею жизнию, пока не прекратит ее клюв птицы или нога человека. Но что такое человек с своими высшими потребностями духа, которым нет здесь, на земле, удовлетворения, с своими идеалами, которым нет осуществления, с своими страстями, которыми он гнушается, которые терзают его и которым он или работает с проклятиями, или борется, не зная для чего, только по непонятному и неодолимому требованию своего духа, борется до истощения сил без всякой надежды одержать решительную победу, борется, пока не падает в этой бесплодной борьбе разбитый и истерзанный? Что такое человек, вечно порывающийся к небу и беспрестанно падающий в грязь, блуждающий во мраке сомнений и загадок, вечно недовольный, несчастный мученик если не своих страстей, то самолюбия других людей? Что такое он без упования вечности? Нелепое и несчастное произведение бессмысленной игры слепых сил природы. Аще Христос не воста, то не только мы можем сказать с апостолом, как христиане, что мы окаяннее всех человек, но и можем прибавить, как человеческие создания вообще, что мы окаяннее всех тварей. Поэтому воскресение есть не только основание христианства, но и основание человечества. Таково догматическое значение настоящего праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четырнадцатый день. Поуч.2-ое. Препод. Марон. (Обычай прибегать в известных случаях с молитвою к определенным святым имеет для себя законное основание). I. Преп. Марон, пустынник сирийский, память коего совершается ныне, подвизался близ города Кира, лежавшего на два дня пути от Антиохии. Местом для своих подвигов он избрал вершину одной горы, в старину чтившейся язычниками. Сделав это место идольских жертвоприношений местом служения Богу, он подвизался в небольшой хижине, в которой редко, впрочем, бывал, почти всегда оставаясь под открытым небом. Для умерщвления плоти он поднимал тяжкие телесные труды. Бог послал ему дар молитвою и благословением врачевать различные, не только телесные, но и душевные недуги и болезни. Он исцелял больных горячкой, исступленных, одержимых бесом. Он врачевал души от недугов любостяжания, гнева, невоздержания и беспечности, внушал смиренномудрие гордым и справедливость неправедным. – После краткой болезни он с миром отошел к вечной жизни, около 370 года. Жители одного ближняго селения взяли св. мощи его и положили в своем храме, на благословение своему селению. Наши предки молились преп. Марону об исцелении от лихорадки. II. Братие! Многие из христиан веруют, что в некоторых случаях может испросить им у Бога особую помощь только известный святой. Например, чтобы избавиться от зубной боли, молятся священномученику Антипе; чтобы сохранить скот от падежа ищут помощи у мучеников Флора и Лавра, великомученика Георгия и священномученика Власия; чтобы получить помощь у Господа в случившихся бедствиях и затруднениях земной жизни, просят молитвенного ходатайства у св. мученика Трифона; об отыскании покраденных вещей прибегают к мученику Иоанну – воину и т. д. а) В этой вере в особую помощь в известных случаях того или другого святого – ничего предосудительного нет. Ибо если они веруют, то конечно и с особым с своей стороны усердием и любовию прибегают к тому или другому святому, а в усердии и любви к святым, кроме хорошаго, ничего другого видеть нельзя; а с другой стороны права вера подобных людей и потому, что благодатная деятельность святых иногда получает как бы некое определенное направление. – Если спросим о сем апостола Павла, то можем иметь следующий ответ: вся сия – подаяние благодатных дарований, определение их рода, степени, силы, вся сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо, яко же хощет ( 1Kop. XII, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Тридцатый день. Поуч. 2-ое. Препод. Иоанн Лествичник. (Степени к нравственному совершенству). I. С юных лет ныне прославляемый препод. Иоанн Лествичник возлюбил Господа и, несмотря на лестные надежды, какие подавали его естественные дарования и обширная ученость, оставив мир, удалился он от своей родины далеко – на Синай, чтоб странничеством освободиться от многих препятствий к жизни духовной, и в избранной местности иметь вразумительное указание на то, чего и где искать должно. Положив таким образом доброе начало, он с самого вступления в обитель предает себя вседушно опытному наставнику и поставляет себя в такое состояние, как будто бы душа его не имела ни своего разума, ни своей воли. Подавив в себе чрез то самоуверенность и самоволие, он вскоре избавляется от свойственной людям даровитым кичливости, приобретает небесную простоту, и является совершенным в трудах и добродетелях послушничества. Когда затем наставник его отошел ко Господу, св. Иоанн, горя любовию к большему совершенству, как уже окрепший в добродетелях иночества – и внешних и внутренних, исходит на поприще безмолвия. Избрав для сего подвига в пяти поприщах от храма Господня удобное место, сорок лет проводит на нем уединенное житие в строгом воздержании и подвижничестве, в непрестанной молитве и богомыслии, а паче в слезах, которые составляли для него хлеб день и ночь. За то скоро восходит он на высшую степень чистоты, и делается сосудом особенных дарований Божиих, прозорливости, дерзновения в молитве и чудотворений. Потом, когда надлежало избирать настоятеля, братия вся единодушно поставила его вождем над собою, как новоявленного какого Моисея, – и он, с горы богосозерцания снизшедши, предложил, как богописаяные скрижали, свою святую Лествицу, где изобразил образ совершенного христианского жития, им самим пройденный и благодатию Божиею в сердце его начертанный. Путеводствуя так сих избранных иноков, достигает предела видимого жития и отходит в горний Иерусалим. II. Вот все течение жизни святого. Мы не касались подробностей, имея в виду указать только те ступени, по которым восходил он к совершенству, в научение нам. И легко всякому заметить, что их было три главнейших: оставление мира со всеми его надеждами, – труды послушничества, по воле руководителя, – затем безмолвие, сделавшее его достойным особых дарований Божиих и богомудрого настоятельствования. Эти степени общи всем святым, просиявшим христианскими совершенствами на земле, как можете сами увериться, прочитав со вниманием житие какого угодно из них. Те же степени надобно пройти и всем нам, если желаем не казаться только, но быть истинными христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Третий день. Поуч. 2-ое. Св. пророчица Анна. (Против празднословия в храме). I. Когда Иисуса Христа, в сороковой день по рождестве, принесла в храм Пречистая Его Матерь, сопровождаемая Иосифом, и там исполнено было то, чего требовал закон: св. пророчица Анна, дочь Фануилова, память коей совершается ныне, подошедши к святому семейству, стала говорить всем присутствовавшим об этом младенце. II. Она говорила в храме. Пример ее не дает ли и ныне женщинам право говорить в церкви? Что общего между сею боговдохновенною женою и теми женщинами, которые позволяют себе в церкви вести разговоры? – Та поведала о Спасителе не знавшим Его; а они разве о спасении души речь ведут? Та не во время общественного богослужения говорила окружавшим; а они отвлекают от него внимание предстоящих. Та вдали от святилища беседовала; а они не всегда стараются обуздать уста свои и при подножии алтаря Господня. а) Апостол Павел заповедал христианам: жены ваши в церквах да молчат ( 1Кор. 14, 34 ). Собственно сими словами воспрещается женщинам быть церковными проповедницами. Но если им не предоставлено даже и для назидания беседовать в храме, можно ли думать, что они здесь имеют право празднословия? Аще ли, продолжает апостол, чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают (ст. 35). «Им, изъясняет святый Златоуст, не позволено в церкви не только говорить открыто, но и спрашивать о чем-нибудь. Если же не должно спрашивать, то тем более не позволительно говорить напрасно. Почему же апостол поставил их в таком подчинении? Потому, что женщина есть существо слабейшее. Ей надлежит быть до того молчаливою, что она не должна говорить в церкви не только о житейских, но и о духовных предметах. В этом состоит для нея приличие, в этом ее стыдливость». (На 1 Кор. бес. 37. На 1 Тим. бес. 9). На основании заповеди апостольской, и шестый вселенский собор правилом семидесятым за непозволительное признал «женам во время божественные литургии глаголати». б) Впрочем, отсюда отнюдь не следует, что мужчинам позволительно разговаривать в церкви. Напротив, в них предполагается больше сдержанности, и следственно менее простителъно им то неприличие, за которое закон и слабых женщин осуждает. Апостол, советуя женам дома обращаться к мужьям с вопросами о том, чего не поняли в церкви, сим советом возлагает на мужчин ту важную обязанность, чтобы сами они были внимательны к действиям богослужебным, что бы усвояли себе смысл чтения и пения церковнаго, и чрез истолкование непонятного способствовали духовному просвещению своих семейств. «Если женщинам не позволено в церкви говорить о предметах необходимых и душеполезных; то это побуждает их быть более скромными, а мужчин более внимательными, так как они обязаны слышанное в церкви передать женам по их вопросам». (Блаж. Феоф. толк. на 1 Кор. в русск. пер. ст. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Двадцать восьмой день. Поуч. 2-е. Св. преподобномученик Евстратий Печерский. (Как можем мы сораспяться Христу). I. Воспоминаемый ныне Церковью св. Евстратий, богатый житель города Киева, раздал свое имущество бедным и поступил в обитель преподобного Антония. За свое великое воздержание он был назван постником. В 1096 году половцы напали на Киев и разорили Печерский монастырь, сожгли церковь , разграбили монастырское имущество и взяли многих иноков в плен; в числе последних был и Евстратий. Половцы продали его вместе с другими пятьюдесятью христианскими пленниками одному еврею в Корсунь. Еврей начал побуждать пленников к отречению от Христа, угрожая в противном случае уморить их голодом. Мужественный Евстратий ободрял и укреплял своих товарищей, говоря: «не будьте, братия, отступниками от веры; через смерть мы получим жизнь вечную». Ободренные словами Евстратия христиане решительно объявили еврею, что они скорее умрут, чем отрекутся от Христа. Еврей не замедлил исполнить угрозу, и все они скончались голодною смертию, кто через три дня, кто через семь, иные через девять дней. Евстратий, привыкший к продолжительному посту и воздержанию, четырнадцать дней провел без пищи и остался жив. В день еврейской пасхи он был распят своим господином на кресте; евреи, пригвоздив его к кресту, еще издевались над ним, пока один из них не пронзил святого мученика копьем; тело его бросили в море. Христиане извлекли тело из воды и привезли в Киев, где и похоронили в пещерах преподобного Антония. II. Так св. Евстратий и видимым образом уподобился распятому Господу, оставив нам пример, да распнемся с Ним и умертвимся Его ради житейским сластем (по выраж. церк. песн.). а) «Но где Голгофа и крест, необходимые для такого распятия?» – Везде, где мы с тобою, слушатель. В самом деле, братие, в мире сем не может быть недостатка и в вещественных крестах . Сколь многие из последователей Христовых в разные времена и в разных странах окончили жизнь, подобно Спасителю своему, на кресте? – И теперь могут повторяться эти случаи; ибо значительная часть рода человеческого доселе почитает нечестием веру в Распятаго, и готова преследовать крест Его новыми крестами. Христианин не обязан искать этих крестов; но когда они сретят его, должен идти на них, не обинуяся.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пятнадцатый день. Поуч. 2-е. Св. мучен. Агапий и другие (8) Кесарийские. (Не фанатизм, но ревность по вере заставляла св. мучеников идти на страдания за Христа). I. В Риме и других больших городах римской империи, часто давались кровавыя зрелища, на которых происходил бой людей со зверями, и народ очень любил такие зрелища. Жертвою их нередко делались и христиане, выводимые на растерзание диким животным. Святые мученики, память которых празднует в нынешний день святая церковь , пострадали во время одного из таких кровавых боев, при следующих обстоятельствах. В царствование римского императора Диоклитиана, в III веке, в Кесарии палестинской происходило однажды празднество в честь языческих богов, при большом стечении народа из окрестностей. В числе жертв на звериной травле должно было явиться много христиан, и все они были растерзаны. Находившиеся в числе зрителей христиане: Пуплий, Тимолай, Ромил, Дионисий и два Александра, не могли равнодушно смотреть, как лилась кровь невинных страдальцев. Они сами связали себе руки в знак того, что желают пострадать за Христа, предстали пред правителем города и безбоязненно исповедали себя христианами. Правитель, видя молодость их и жалея ее, сначала кротко уговаривал святых исповедников отречься от этого признания и поклониться идолам. Когда же все увещания оказались напрасными, он приказал заключить христиан в темницу, где они томились долго и наконец после многих истязаний были лишены жизни чрез обезглавление. С ними разделил подвиг мученичества Агапий, приведенный из Газы, и его слуга египтянин Дионисий. II. Слушатели! Преклонимся с благоговением пред сими страдальцами-мучениками, пред их твердостию и непреклонностию в исповедании имени Христова, пред их смертию, послужившею переходом к блаженной жизни с Господом, и будем просить их об утверждении нас в вере и терпении христианском. Но откуда св. мученики почерпали силу твердости и терпения? В чем заключалась причина их непреодолимого мужества в перенесении страданий? В ясном, сознательном и всецелом убеждении, что они страдают и умирают за истину, за Христа Спасителя, чтобы чрез смерть соединиться с Ним, быть с Ним по слову Его: где Я, там и слуга Мой будет ( Иоан. 14, 2 ). Эта твердая уверенность в непреложности обетования Господа, соединенная с пламенною любовию к Нему, и служила причиною непоколебимости мучеников в самых страшных мучениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Седьмой день. Поуч. 2-ое. Святой Иоанн, архиеп. Новгородский. (Как относиться к клевете и клеветникам?) I. Ныне совершается память св. Иоанна, архиеп. новгородского. Родители Иоанна были знатные и благочестнвые новгородские граждане. С малых лет Иоанн полюбил молитву, воздержание, храм Божий и, достигнув совершеннолетия, избрал духовное звание. Новгородский епископ Аркадий посвятил его в сан священника к церкви св. Власия на Софийской стороне. Но недолго Иоанн служил при этой церкви; ища полного безмолвия, он принял иночество в одном из новгородских монастырей с именем Илии, вел строго подвижническую жизнь, пребывал в посте, молитве и уединении. Слух о его святой жизни распространялся по Новгородской земле и доставил подвижнику общее уважение В 1163 году умер новгородский епископ Аркадий, и новгородцы единодушно избрали иеромонаха Илию на место почившего Аркадия. В 1165 году он был посвящен и затем, первый из новгородских святителей, получил сан архиепископа. Во время его святительства чудесным заступлением Богоматери Новгород был избавлен от грозившего ему разорения. Несмотря на общее уважение, которым до сего времени пользовался Илия, нашлись люди, которые не задумались взводить на него разные клеветы. Завистники начали распространять слухи, что он живет безнравственно. Народ взволновался, собрался у дома архиепископа и решил погубить его. Илию вывели из покоев к мосту через реку Волхов, там спустили его на плот, не имеющий весел, и предоставили его плыть по течению. Но здесь совершилось чудесное явление: плот пошел не по течению реки, а против течения, к Юрьеву монастырю. Иноки монастыря с честью встретили архипастыря. Народ пришел в страх; у храма св. Софии собралась толпа, просили духовенство взять иконы и кресты и ходатайствовать перед Илиею о прощении виновных. Незлобивый Илия простил их и возвратился на кафедру. Незадолго до кончины он отказался от управления новгородскою паствою, принял схиму с именем Иоанна и скончался 7 сентября 1186 года. II. а) Мы слышали возлюбл.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Братия! Долг каждого из нас хранить виноградник Христов, святую веру и ее установления. Дороже святой веры ничего нет для нас на земле. Оберегайте ее от вольномыслия и вольнодумства, в след за ними идут мрак и пагуба. Не доверяйте учителям лжи: они могут говорить красиво, но в словах их яд для умов и сердец, это волки, одетые в овечью шкуру. Повинуйтесь пастырям церкви: им вверены Слово Божье и таинства, кто слушается их, слушается не людей, а Бога. Долг каждого из нас возделывать Божий виноградник, приносить плоды ожидаемые Господом. Пользуйтесь благодатными средствами спасения. Как не дорожить вечным спасением? Жизнь коротка, а вечность беспредельна. Ходите достойно звания, в которое призваны вы небом, « со всяким смиренномудрием и кротостию » ( Еф. 4:1–3 ). Звание христианское высоко: много надо трудиться, чтобы выполнить его. О, да продлится над нами милость Твоя, незаменимый Спаситель наш! Аминь. Библиографический указатель слов, бесед и поучений на 13-ю Неделю по Троице Павла, арх. Кишиневского. Слова и речи, изд. 1880 г. Иннокентия, арх. Херсонского. Проповеди, т. I. изд. 1873 г. Филарета, арх. Черниговского. Слова и беседы. Часть IV, стр. 103. Сергия, арх. Владимирского, Год. круг слов, стр. 82. Григория, арх. Казанского и Свияжского. Слова и беседы на воскр. и пр. дни, т. I, изд. 1853 г., стр. 180. Евсевия, арх. Могилевского. Пр. на воскр. и пр. дни, стр. 338. Феофана, еписк. Владимирского. Слова к Влад. пастве. Владимир, 1869 г. стр. 426. Сергиева И., (Кронштадтского) прот. Полн. собр. соч., стр.405:458, 462, 468. Белоцветова, прот. Круг поучений, стр. 99. Шумова, свящ. Сборник общ. поуч., стр. 183. Кудрицкого В., свящ. Внебогослужебные беседы. Киев. 1897 г. Вып. II, стр. 32. Новгородского П. Сборник прост. поучений на все воскр. дни и праздники Господни, Богород. и на дни святых, чтимых Правосл. Церковью. Влад. 1897 г., стр. 200. Лядского, свящ. Поуч. к прост. народу на дни воскр., стр. 186. Дьяченко Г. , свящ. Ежедневн. поучения, стр. 219. Речь первомученика Стефана (Деян. VII) представляет подробное историческое доказательство истины, о которой кратко сказано в этой притче. Иудейскому народу вверен был " виноградник " — истинная вера и Церковь (Исаии. 5: l-6); " оплот " виноградника — закон, данный на Синае (Втор. 7:8 и проч. Ефес. 2:14); " точило " — алтарь ветхозаветных жертв, точащий кровь животных; " столп " — храм с его святыней (Исх. XVIII. Втор. 1:9-18) Так изъясняют эту притчу святой Иоанн Златоуст, Дмитрий Ростовский и друг.

http://azbyka.ru/propovedi/kak-nachat-pr...

Итак, вера Православной Восточной Церкви в действительное пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы имеет неизмеримо больше важности и силы, чем мудрование лютеран 146 . Ж. Образ присутствия Иисуса Христа в Евхаристии В учении о присутствии Иисуса Христа в Евхаристии нужно различать: а) действительность, б) образ сего присутствия. А) Православная Церковь , вопреки заблуждениям еретиков древних (докетов) и новых (Виклефа, Цвингли и Кальвина), в особенности реформатов, которые учат, что хлеб и вино и по освящении остаются простым хлебом и вином и служат только символами Тела и Крови Христовой, верует, что Иисус Христос действительно присутствует в Евхаристии. Эта истина имеет, как мы видели выше, неопровержимые основания: a) В Св. Писании. б) В Св. Предании: сюда относится учение о присутствовании Иисуса Христа в Евхаристии не только отцов Церкви, напр. – Игнатия Богоносца (посл. к Смирн. 7), Иустина (an. 1. гл. 66), Иринея (Contra haeres. liber. IV. c. 18. n. 4. 5), Кирилла Иерус. (Тайн. поуч. IV. 1, 2, 3, 6.), Иоанна Златоустог о (Бесед. на еванг. Матф. 82 -я), Иоанна Дамаскина (Точн. изложение прав. вер. кн. IV, гл. 13), но и целых соборов: первого (Gelas, Cyzik. Comment in Akta Concil. Nicaen., cap. XXXI, Diatyr 3), третьего (Epist. Synodika Cyrilli Alex, ad Nestor.) и седъмого (Consil. Nik. II Akt. IV Lekt Epiph. Diacon. Bce эти свидетельства приведены в «Бесед. о таинств.» архиеп. Евсевия, стр. 154–164). Б) Иисус Христос присутствует в Евхаристии не так, будто бы только проницает (по лжеучению лютеран) хлеб и вино, остающиеся неизменными, и только пребывает с ними, в них, под ними (in, cum, sub pane); но так, что хлеб и вино прелагаются, пресуществляются, претворяются в самое Тело и в самую Кровь Его (Прав. испов. ч. I, ответ. на вопр. 56; Посл. восточ. патриарх. о прав. вере). В подтверждение этой истины могут быть приведены: а) места Св. Писания, где прямо и ясно самый хлеб называется Телом Христовым, самое вино Кровью Христовою; а хлеб и вино не иначе могут сделаться Телом и Кровью Христовою, как только чрез преложение, претворение. б) Различные чинопоследования Литургии, так как во всех древних литургиях, употребляющихся не только в Православной Церкви, но и у несториан, евтихиан, сирийцев, яковитов и в Церкви Римской, есть молитва к Богу Отцу, пред освящением даров, чтобы Он преложил, пременил, претворил Духом Святым хлеб в честное Тело Христа, а вино в Честную Кровь Его (Renaudot. Liturg. oriental. Collection, Paris, 1685; Asseman. Cod. Eccles liturgy. Univers. Rom. 1784 ). в) Учение отцев и учителей Церкви: Кирилла Иерусалимского (Тайн. поуч. 1,7), Григория Нисского (Catech. с. XXXVII), Амвросия Медиоланского (In libro de myster.), Иоанна Дамаскина (Точ. изл. пр. веры, кн. IV, гл. 13), блаженного Феофилакта (In. loh. VI). – Указанные свидетельства. отцов Церкви см. в «Беседах о таинств.» архиеп. Евсев., 169–173).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

е) Мысли о сохранении целомудрия. I. «Как земля слишком влажная, и навоз, окропляемый водою и имеющий слишком много мокроты, рождает червей, и, напротив, земля, не имеющая такой сырости, приносит обильные плоды, – потому что не содержить в себе ничего лишнего, – и будучи даже необрабатываема, произращает зелень, а будучи обрабатываема, приносит плоды: так точно и мы. Посему не будем делать из плоти нашей тело бесполезное, негодное, или вредное, но будем произращать в ней добрые плоды и плодоносные растения, и прилагать старание, чтобы они не завяли от пресыщения; ибо и они могут загноиться и породить червей вместо плодов: так и врожденная похоть, если ты станешь чрез меру васыщать ее, пораждает удовольствия отвратительные и даже весьма отвратительные». (Собр. поуч. св. Иоанна Златоустог о, С. Дерябина, т. II, стр. 230). II. «Укрощенный конь удобно повинуется руке и слабого ездока, а небывавший под ярмом сбрасывает с себя и могучего всадника: так и плоть наша, чем более обуздываем ее, чем менее потворствуем ей, тем бываеть терпеливее и покорнее нам». (Собр. слов, бесед и речей Арсения, митр. киевского, ч. II, стр. 238). 2. Супружеская любовь и верность Наставление св. Иоанна 3латоустого о сохранении супружеской любви и верности. I. Взаимная любовь супругов не должна зависеть от степени красоты каждого из Них и не должна погасать в том случае, если кто-либо из них, по каким-нибудь причинам сделается некрасивым, и даже безобразным. «Слушай, что (сказано в Писании: мала есть в пернатых пчела, и начаток сладостей плод ее ( Cup. XI. 3 ). Жена – творение Божие; не ее ты оскорбишь, но Создавшего ее. Что же делать с женою? Не хвали ее за красоту внешнюю: и похвала, и ненависть, и любовь такого рода свойственны душам нецеломудренным; ищи красоты души; подражай Жениху церкви». (Бес. 20 на посл. к ефес., т. II, стр. 146). II. Любовь мужа к жене должна быть постоянна и так тверда, чтобы могла устоять против всех несчастий, огорчений и искушений. Св. Иоанн Златоуст говорит мужу: «заботься о своей жене, как Христос о церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010