Евангельская история показывает, что случаи беснования во время земной жизни Спасителя были особенно многочисленны. К И. Христу приводили бесны многи ( Мф.16 ), и, по повелению Господа, исхождаху бесы от многих ( Лк.4:41 ). Между исцеленными от беснования были и такие, в которых вселялись многие бесы, напр., из Марии Магдалины седмь бесов изыде ( Лк.8:2 ; Мк.16:9 ), в гадаринского бесноватого беси мнози внидоша – легион ( Лк.8:30 ). Власть изгонять бесов И. Христос дал и апостолам ( Мф.10:8 ; Лк.9:1 ), и апостолы действительно изгоняли бесов. Так, семьдесят учеников по возвращении своем с проповеди с радостью говорили: Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем ( Лк.10:17 ). По вознесении Спасителя апостолы не только сами изгоняли бесов, но даже и вещи их исцеляли бесноватых ( Деян.19:12; 8, 7 и др.). В Писании Ветхого Завета, за исключением случая с Саулом, которого возмущал злой дух ( 1Цар 16, 44 ), не говорится о бесноватых, однако вера в беснование, также как и в возможность изгнания бесов посредством заклинания, существовала у иудеев и до времен И. Христа. Упоминание о еврейских заклинателях есть и в Новом Завете ( Мф.12:27 ; Деян.19:13–16 ). Часто встречалось беснование и в первые века христианства, так что христианские апологеты (напр. Иуст. Апол. II, 6; Тертул. Апол. 23; Ориг. Пр. Цельса 1, 46; Кирил. Иерус. Огл. поуч. XVI, 15 и др.) указывали язычникам на многочисленные примеры изгнания бесов именем И. Христа, как на одно из доказательств божественности христианской религии. В III в. явились даже особые лица, на обязанности которых лежало заклинать бесов (т. н. заклинатели – exocirsti); они получали особое посвящение для прохождения своей должности (Лаод. соб. пр. 26). Без сомнения, явления беснования бывают и в настоящее время, хотя встречаются реже и в слабейшей степени, почему и распознаются с большей трудностью. Адская сила заметно сокрушена пришествием Сына Божия во плоти и вместе с тем ограничено грубейшее проявление могущества ее. Верующим даровано оружие для борьбы с злобою и насилием падших духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

С меньшим сочувствием следует отнестись к другим особенностям учения представителей американско-епископальной церкви о таинстве миропомазания и прежде всего к их учению о форме совершения этого таинства. В данном случае следует прежде всего отметить в рассматриваемой нами церкви противоречие между теоретическим учением и практикой церковной. Как мы уже видели, некоторые из богословов американскоепископальной церкви помимо того положения, что при совершении таинства миропомазания очень рано входит в практику помазание елеем, признают также и то положение, что помазание елеем составляет необходимую часть формы указанного таинства; а между тем в чине совершения этого таинства, как он изложен в The Book of Common Prayer, совершенно отсутствует помазание елеем и удержано лишь рукоположение. Подобная особенность чина совершения таинства миропомазания в американско-епископальной церкви едва ли может быть оправдана древностью, так как с несомненностью можно утверждать то, что помазание елеем в указанном таинстве с древнейших времен или существовало вместе с руковозложением, или, что гораздо вероятнее, очень рано заменило собою это последнее. Видно это прежде всего из свидетельств Св. Писания, напр., 1 Иоанн. 2:20, 27 и 2Кор. 1:21–22 , и еще более из свидетельств отцев и учителей древне-нераздельной церкви, напр., Тертуллиана , св. Киприана Карфагенского , св. Амвросия Медиоланского , св. Кирилла Александрийского и других. – Непонятным далее является опущение в американском чине совершения таинства миропомазания таиносовершительной формулы: „печать дара Духа Святаго”. Употребление этой формулы, имея для себя основание в самом христианском откровении ( 2Кор. 1:21–22 ), подкреплено многочисленными свидетельствами, напр., Ефрема Сирина , говорящего о том, что в таинстве миропомазания „печатью Св. Духа запечатлеваются все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлеваются все члены твои“ (Opp. syr. Tom. II. Pg. 332), Кирилла Иерусалимского , по словам коего христианам дарована „печать дара Духа Святаго” (Огл. поуч. XVIII 33, стр. 432–433), Астерия, еп. амассийского, утверждающего, что при совершении таинства миропомазания произносились слова: „печать дара Духа Святаго” (Apud Phot. Biblioth. Cod. 271. Col. 1499). О том же свидетельствуют и вселенские соборы: второй (7-е правило) и шестой (95 прав.). – И, наконец, ничем не оправдывается и существующее в американско-епископальной церкви отделение миропомазания от таинства крещения и совершение указанного таинства одними епископами. Как мы уже видели, сами же богословы американско-епископальной церкви сходятся в том положении, что в древней христианской церкви миропомазание совершалось непосредственно за таинством крещения и не только епископами, но и пресвитерами, что если в последующее время в западной церкви укоренилась практика совершения указанного таинства отдельно от таинства крещения и притом одними епископами, то это – уклонение от древней практики.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Я в таком теперь расположении духа, что готов писать поучение. А о чем прикажете писать? Чему поучать? Нет, не стану писать. Спать хочется. И еще мне хочется, странно, есть и чего есть? – Печеных яиц. Или – молока бы поел. Нет, спать, спать. 26. Утро. 7-й в исходе. Ранняя у нас обедня. Я буду служить на кладбище. Спал я много. Впрочем, и еще бы поспал. 26. Понедельник. Утро. Прод. Воздаяние нами чествования Богу и Святым Его нам вменяется в благочестие. Не бесчестим себя, когда с честию отзываемся о других. Нет хорошо, когда хорошо о других говорим. Частичка славы, которую мы воздаем другим, и нам перепадает. Следовательно, неверен расчет тех, которые, бесчестя других, хотя свою честность возвеличить. Вечер. 7-го полчаса. Никогда я так легко не ходил по приходу, как ныне. Погода со вчер. дня изменилась, ныне особенно очень холодна. Прочее все обстоит хорошо. Завтра служить не буду, следовательно, посплю, сколько захочется. 27. Утро. Досыта спал. Чувствую от пищи неприятное на животе. Одна мясная пища, в большом количестве, всегда неприятно отзывается по утру. Во сне ничего не видел. Ныне буду по приходу ходить один, потому что соборное хождение вчера кончено. Не люблю я ходить. То есть, по приходу ходить. С некоторого времени стали особенно часто бродить во мне планы учения. Почти дня не проходить без того, чтобы я не думал – не предначертывал чего-нибудь. Хорошо ли это? Бьет без четверти восемь. А еще темновато. Солнце и не думает еще вставать. Ф. Д. Смирнову отдано 25 руб. сер., да прошлого года около этого времени столько-же. – Феодору Матв. за лес 15 р. сер. отданы. Ельтековым взятыя у них заимообразно деньги 40 р. сер. отданы. 28. Среда. Утро холодно. Во сне видел Владыку Нила, который поручил мне приготовить ему зеркало. 2-й час. С книгопр. за II издание кр. поуч. получено300 р. сер. за вычетом из них 22р.80к.сер. Надобно справиться об этих 22 р. 29. Л. Л.Мухину дано 20 руб. сер.и63      р.50 к.      сер.      еще46 р. 50 к., обратно 100 р. сер. 30. Вечер. 10 час. Мучусь. А в латинском как много хорошего. Нехудо бы брать из него, хотя отрывки. Хоть для чтения.

http://azbyka.ru/otechnik/Rodion_Putyati...

Для Богочеловека вечность есть мгновение времени и, наоборот, мгновение времени есть вечность. Так-то принесена во всесожжение Богу эта беспредельно великая жертва. Правда Божие настояла на своем; благодать Божие сделала свое дело. Тако возлюби Бог мир, яко Сына Своего единородного дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный (Иоан. III:16). Бог Сына Своею не пощаде, но за нас всех предал есть Его, да с Ним и вся нам дарствует . Пади во прах христианин, пред этим пречистым телом твоего Спасителя: в Нем, как в жертве всесожжение, сожжены твои грехи. О благоговерным трепетом и благодарною любовию облобызай эти язвы: в них излить гнев Божий, который адским огнем должен был жечь вечно. (Из кн. Поуч. Никанора, архиеп. херсонского и одесского, т. II, изд. 2, стр. 187 – 194). 146 Примеч. Что крестные страдания и смерть И. Христа имели целию собственно не подтверждение истинности проповеди Его, как утверждает хр. Толстой с голоса неверующих и произвольно истолковывающих евангильский текмт писателей, но искупление грехов и вины человечества пред Богом , в пользу этого ясно и убедительно говорят многие слова Самого-же Спасителя, Его непосредственных учеников и самых первых церковных писателей. Приведем лишь самое необходимое из относящегося сюда. Евангелисты повествуют о следующем важном и знаменательном событии, совершившееся во время „тайной вечери“. Господь И. Христосе, преподав Своим ученикам преломленный. Ин хлеб, сказал: сие есть тело Мое ( e=sti Mou ), которое за вас предается ( dido’menon ) (Лук. 22:19). Взявши же чашу с вином, И. Христос сказал: сие чаша ест новый завет в Моей хрм ( e=n au_tmati Mou ), которая за вас проливается ( e=kxuno’menon ) (Лук. XXII, 20) . В лице учеников И. Христос говорит здесь, как и во многих друтаи случаях, всем людям. Под преданием Своего тела и пролитием Своей крови он, очевидно, разумеет крестную свою смерть и пролитие Своей крови в страдальческие и. последние часы Его жизни. Что эта безмерно-великая жертва, привесенная И.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

243 В древности такое мнение защищали ариане, особенно аномеи. Позднее оно было повторено некоторыми из схоластических богословов (Абеляром, Аланом, П. Ломбардом), но встретило сильный отпор в Фоме Аквинате и И. Дунс Скотте и потому не было принято римским богословием. На востоке в XIV в. этого мнения держались Варлаам и Акиндин с своими последователями; их воззрение было опровергаемо арх. солон. Григорием Паламою и осуждено на четырех константиноп. соборах XIV в. В новейшее время оно встречается у некоторых из протестантских богословов, а Шлейермахер отнес свойства Божии даже к числу модификаций лежащего в основе религии чувства безусловной зависимости от абсолютного, и, следовательно, признал их плодом человеческих измышлений. Но более всего вооружаются против усвоения существу Божию определяющих его свойств и качеств пантеисты. 245 В первые три века не было возражений против усвоения предметного значения приписываемых существу Божию свойств. учителя этого времени имели нужду не столько доказывать действительное значение свойств Божиих, в чем не было сомневающихся (исключение – Маркион, с его учением о совершенной непознаваемости Бога), сколько очистить представление о Боге и Его свойствах от грубого антропоморфизма, возросшего на почве древнего язычества и искаженного иудейства, и вообще – от перенесения целиком на Бога всех черт, заимствуемых из мира. В этом направлении ими и было раскрываемо учение о свойствах Божиих. Сн. еп. Сильвестра. Оп. Догм. Бог. II т. § 53. 246 Васил. В. Прот. Евномия, I кн. (III ч.). Григор. нисс. Прот. Евномия, XII кн. 2 ч. (VI т.). Рассуждения Евномия здесь приводятся с буквальною точностью из самих его сочинений. Здесь же и наиболее подробное, чем у других отцов, опровержение изложенных соображений Евномия в связи со всею евномианскою теориею богопознания (о ней см. выше, § 13). 247 Григория Б. Сл. 38 (III ч. 238 стр.); Сл. 45 (IV, 154). Ср. Дамаск. Изл. веры, I, 9. По словам Григория нисск. „Бог по существу Своему все, что ни есть, есть сущность истины и мудрости и силы“ (Изъясн. Песни Песней, 1 – в III ч.). Св. Кирилл иерус. пишет: „для благочестия довольно нам знать только, что мы имеем Бога.. Бога многоименного и всесильного, и единого по существу Своему. Ибо потому, что называется Он благим и правосудным, и Вседержителем и Саваофом, не есть Он различен и инаков. Но будучи один и тот же, бесчисленные открывает действия Божества; Он не более по одному свойству и менее по другому, но по всему подобен Себе Самому. Не по человеколюбию только велик Он, и мал по премудрости, но человеколюбие имеет равное премудрости... Он весь есть око, весь есть слух и весь есть ум. Он и свят и Вседержитель, и всех превосходит добротою, всех более и всех премудрее“ (Оглас. поуч. VI, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И так человек бессмертен по своей природе, или по своему существу. Но где последнее основание и, так сказать, запечатление его бессмертия? По учению Писания, бессмертие принадлежит одному только Богу ( 1Тим. 6:16 ). Да, собственно и абсолютно бессмертен один Бог – самосущее и самобытное Бытие, единый Сущий. Человек же бессмертен, если можно так выразиться, взаимообразно, во второй степени. Как часть мира, человек проявляет тройственную связь: во первых, с видимой природой, во вторых, с прочими людьми – его собратьями и, в третьих, с Богом – Виновником всякого бытия, с Богом, Который Конец с началом сопрягает И смертью живот дарит. В этой последней, важнейшей и таинственнейшей связи коренится основа бессмертия человека: Бог есть субстанция души человеческой. Говоря так, мы не отнимаем у души человеческой ее самостоятельного бытия, не впадаем в пантеизм: Бог не есть для нас спинозистпческая субстанция, которая одна только есть все. Мы хотим только сказать, что Бог проявляет Себя как благой и премудрый Виновник в самостоятельно – личных существах, отличив их печатью Своего вечного существа, заронив в них искру Своей божественной жизни, которая (искра) не может уже погаснуть, но должна разгореться в жирую полноту разумно сознательной – бессмертной жизни. Он сообщил человеку дыхание жизни ( Быт. 2:7 ); Им мы живем, и движемся, и существуем ( Деян. 17:28 ), имея великую заповедь и питая возвышенную надежду сделаться подобными Ему. ( Мф. 5:48,1 . Иоан. 3:2 ) – в меру нашего конечного существа. Некоторые из отцов Церкви признают также душу человеческую бессмертною не по естеству, а по благодати Божьей. Св. Кирилл Иерусалимский говорит: «Знай, что ты имеешь душу свободную, творение Божье прекрасное, сотворенное по образу Создателя, бессмертное по благодати Бога, Который делает оное бессмертным, творение живое, разумное, нетленное по благодати Того, Который даровал сие» (Огласит. поуч. 4, 69). Св. Ириней Лионский , говоря о бессмертии души нашей, замечает, что «это Богов сотворенное существо, хотя и получает начало своего происхождения... но продолжает существовать и продолжается в долготу веков, по воле Творца Бога, так что и происхождение в начале, и бытие после того есть для него дар» (Против ересей, II, 34).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

84, Бес. на 14 посл., стр. 3048. Кн. о вере, л. 91, Бес. на Деян., стр. 346. Кн. о вере, л. 73, Толков. Апок., стр. 108). Ссылки эти хотя и сделаны были Киевским составителем Книги о вере, но их без всякого опасения и сомнения перепечатали и в Москве. Что же касается Бесед св. Златоуста о священстве, то на них делается ссылка в Номоканоне (см. Потребн. п. Иосифа, л. 719). Имя Спасителя Иисус печаталось и во многих других книгах, – не исключая и книги Никона черногорца, изданной старообрядцами в Почаеве, 1795 г., л. 21, 24 об., 110 и 255 об.; оно встречается и во многих древнейших славянских рукописях, например, в Евангелиях: Остромировом (XI в.), Мстиславовом (XII в.), Юрьевском (XII в.), в древних списках Апостолов, в слове Ипполита об антихристе (XII в.), в нотных стихирарях и мн. других. Все свидетельства относительно начертания имени Спасителя Иисус собраны в «Выписках» Озерского и в отдельной брошюре (Москва. 1884 г.). Таким образом, в этом начертании не только нельзя видеть другое лицо, в сравнении с начертанием Исус, но и нельзя утверждать, как поступают окружники, будто бы оное не было принято древней российской церковью. Что же касается, наконец, правильности начертания имени Спасителя, то это имя принято с греческого языка: значит, как оно писалось у греков, такт должно писаться правильно и русскими. Окружники сознаются, что по-гречески оно писалось Ιησς; (Соврем. Летоп. раск. вып. 1, прилож. стр. 5). Действительно, в древнейших греческих рукописях III, V и последующих веков находятся полные начертания имени Спасителя Ιησς, например, в Синайском кодексе библии, изданной Тишендорфом, и др. (см. также у Озерского). Христианские писатели первых четырёх веков производили имя Спасителя от греческого глагола ομαι исцеляю, Ιησς: – исцеляющий (св. Кирилл Иерусалимский , поуч. 1); от глагола ομαι (будущее σομαι) существительное имя будет не σς, а ησς. Апостол Варнава в том, что Авраам обрезал «из своего дома десять и восемь и триста», находит в первых двух числах указание начальных букв имени Спасителя (I=10, и И=8) Иисус (Посл. стр. 53). В древности в имени Спасителя указывали число 888. Гностики II и III в. пользовались этим для своих вычислений. Св. Ириней Лионский эти вычисления опровергал, но что в имени Спасителя действительно заключается число 888, этого не отвергал (кн. 2, гл. 24). В изданиях церковных книг позднейшего времени повторяется мысль о том, что в имени Спасителя заключается означенное число. О сем говорится в предисловии к Апостолу, изданному во Львове, 1639 г., с пояснением, что это – тайна немалая. Число 888 и заключается в имени ησς: (=10, η=8, σ=200, о=70, =400, ς=200).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Второй день. Поуч. 2-ое. Св. Арсений, еп. Тверской. (Урок благотворительности). I. Воспоминаемый ныне Церковию святой Арсений жил в XIV веке и был родом из Твери, сын благочестивых, богатых и знатных родителей, получивший прекрасное книжное научение. После смерти родителей он остался владетелем больших богатств, но ничего не взял из них для себя, а все употребил на помощь неимущим. Родные Арсения укоряли его в безумной, по их мнению, расточительности, погубившей все отцовское имущество, уговаривали также Арсения вступить в брак; но Арсений решился совершенно отречься от мира и удалился в Киево-печерскую лавру, где и принял монашество. Братия полюбили его за постоянные труды и праведную жизнь:, вскоре узнал о нем живший тогда в Киеве митрополит Киприан и посвятил в иеродиакона, а в 1390 году, отправляясь в Москву, взял его с собою и вскоре посвятил в епископа тверского. Здесь Арсений провел двадцать лет, непрестанно поучая паству словом и примером жизни. От природы кроткий и снисходительный, святитель ни от кого не отходил с враждою или гневом, никого не отпускал без утешения и помощи. Не малое участие принимал он в примирении ссорившихся князей и тем оказывал великую пользу пастве и церкви. Трудами святителя Арсения в Тверской области возникло много храмов. Чтобы постоянно поддерживать в себе мысль о смерти, он приготовил себе гроб из большего камня и сам обтесал его. Кончина святителя последовала 2 марта 1409 года, а в 1483 году мощи св. Арсения открыты нетленными. II. Препод. Арсений, роздавший все свое имение неимущим, дает нам прекрасный урок благотворительности. Смотря на состояние наших ближних, что мы видим, братие? Одних ли счастливых и благополучных? Напротив. С нами встречаются несчастные и злополучные. Вот бедные, без дневного пропитания, покрыты рубищами и не имеют крова. Вот убогая вдовица, от которой дети ждут хлеба, но которая может насыщать их только слезами. Вот сироты, которые не видят отца и матери. Вот бесприютные старцы, отягченные немощами или страждущие неизлечимыми болезнями или увечные.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О печати Господней или запечатлении в т. миропомазания и преподании благодати в сем таинстве мы вот что читаем в писании: «Извествуяй же нас с вами во Христа и помазавый нас Бог, говорит ап. Павел, иже и запечатле нас и даде обручение Духа в сердца наша». ( 2Кор. 1:21–22 ; Еф. 4:30 ). «Крещаемые в церкви, говорит св. Киприан, представляются начальникам церкви и нашей молитвой, и возложением рук приемлют Духа Св. и запечатлеваются Господней печатью». (пис. 60, стр. 337). Он же говорит: «спастись могут только возрождённые и запечатлённые знамением Христовым... спасётся только тот, кто найден будет запечатлённым кровью и знамением Христовым», (ч. 2, стр. 245–6; св. Вас. вел. ч. I, пс. 59, стр. 324) «Если предоградишь себя печатию, говорит св. Григорий бог., обезопасишь свою будущность лучшим и действеннейшим пособием, ознаменовав душу и тело миропомазанием и Духом». (Бог. Мак. т. II, стр. 355; Кир. Иер. поуч. XVII, стр. 433). «Непечатственни благодати Духа неприемлющии, пишет Симеон солун., ниже знаменуемии знамением Христовым, печать бо есть миро Христова в Дусе, и иерей сие восклицает, внегда печатствовати миром глаголя, печать дара Духа Святаго аминь». «Бездарен убо и не печатствен Христу, мира неприемый» (гл. 43, л. 73 об.) Он же говорит: «Непомазавшийся миром, ниже Богу ниже ангелом знании, и непечатствованни тии, и незнаменанни Христу... сие убо миро совершает крещение, и Троицы храмы ны соделовает... и божественною Троицею запечатствованни, свящаемся бо убо и очищаемся, и возраждаемся во святей воде, тоя именованием: чрез миро же печать сия и дары приемлем, и яко же некрестивыйся неочищается, ниже возраждается в жизнь вечную: тако по крещении непомазавыйся, нипечатани знамения имать святыя Троицы ниже благодати Духа: друг друга бо держатся божественные тайны: и якоже нераздельна Троица и тоя дары», (гл. 73, л. 102 и об.; ещё л., 98, 94). «Идите... изсецыте, и не пощадите очима вашима, и не помилуйте говорит Бог ангелам; старца, и юношу, и деву, и младенцы, и жены избийте в потребление; а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся», ( Иез. 9:5–6 – читай у Кипр. ч. 2, стр. 245–7) «Спасти помазанные твоя пришел еси», поёт церковь . (Кон. 5 гл. ирмос. 4; Кипр. стр. 323, 329, 355; Кир. Иор. поуч. III. стр. 45.) Таким образом если «бездарен и не печатствен Христу, мира не приемый», ни Богу, ни ангелам не знаем, знамения св. Троицы и благодати св. Духа не имеет, то, спрашивается, как же он может быть рукоположен и при рукоположении получить печать священства и благодать Св. Духа? Ясно, что этого быть не может, а если бы он и был рукоположен, то от этого рукоположения он ничего бы не получил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Двадцать седьмой день. Поуч. 2-ое. Преп. Прокопий Декаполит. (Почитание св. икон необходимо и полезно). I. Преподобный Прокопий, память коего ныне, родился в области Десятиградия (посему и называется Декаполит, что с греческого значит – из страны Десятиградия), лежащей при море Галилейском, которую посещал некогда Господь Иисус Христос. Св. Прокопий принял в одной обители иночество и подвизался в посте и молитве. Когда настало иконоборчество, преподобный мужественно стал против иконоборцев, защищая правое и благочестивое почитание святых икон. За это, по повелению царя Льва Исаврянина, он был взят и подвергнут мукам. Его жестоко били, строгали железными когтями и ввергли в мрачную и смрадную темницу, где он томился до самой смерти императора – иконоборца. После того Прокопий получил свободу и жил опять в обители, предаваясь иноческим подвигам. Скончался в мире в начале 9-го века. II. Братие! Как в древния времена были, так и ныне есть люди, кои, увлекаясь духом лжеименного разума, отвергали и отвергают поклонение святым иконам: посему, в день памяти страдальца за св. иконы, преп. Прокопия, благоприличным нахожу я предложить нечто любви вашей о святых иконах вообще, и о спасительном для всякого христианина почитании оных. а) Чествование святых икон имеет свое основание в самом существе человека. Облеченный перстию, в настоящем его состоянии, неиначе он может видеть истину, как в образах и начертаниях. Плотский человек мир духовный, блага грядущия, Самого Бога, а равно и святых Его может созерцать только в телесных, или вещественных изображениях. Как ветхозаветная Церковь взирала на грядущия, обетованные ей блага? в сени и гаданиях: солнце правды – Иисуса Христа она видела издалека во мраке. Чада новозаветной Церкви хотя удостоились видеть Богочеловека очами телесными, удостоились осязать Его, по свидетельству возлюбленного ученика; но видение это не доставило им еще того блаженства, которое откроется, когда узрят Его якоже есть ( 1Uoah. III, 2 ). Такового познания, как говорит святый Григорий Богослов , в настоящей жизни не возможно иметь, сколько бы ум ни старался выйти из круга телесности.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010