Поуч. 2-ое (Слезы Господа о нас). I. Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за неделю до Пасхи. Когда Господь воскресил Лазаря, то это чудо произвело решительное действие как на лиц, веровавших в Господа, так и на врагов Его. Враги Христовы, видя, что число последователей Христовых быстро умножается, решились убить Его и дали повеление указать, где Он находится. Господь, хотя знал об этом умысле врагов, но не побоялся идти в Иерусалим на праздник Пасхи, так как наступило для Него время – пострадать за спасение рода человеческого. Подходя к Иерусалиму, Он велел ученикам привести ослицу и осленка; ученики положили на ослицу одежды свои, посадили на нее Иисуса Христа, и Господь поехал в Иерусалим. Когда Он стал спускаться с горы Елеонской, ученики и множество собравшегося на праздник Пасхи народа, с пальмовыми ветвями в руках, встречали и сопровождали Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! благословен Царь, грядущий во имя Господне, осанна в вышних!» Во время этих криков народ бросал на дорогу одежды и ветви. Крики эти не нравились фарисеям, и они сказали И. Христу: «запрети ученикам твоим»; но Господь ответил: «если они умолкнут, камни возопиют». Другим не нравились восклицания детей; но Господь напоминал, что об этих восклицаниях было предсказано еще Давидом. Когда Господь увидел Иерусалим с горы Елеонской, Он заплакал о нем и сказал: «о, если бы и ты, хотя в сей твой день, узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто от глаз твоих. И вот придут дни, когда враги твои обложат тебя окопами, разорят тебя, убьют детей твоих и не оставят в тебе камня на камне». Вошедши в храм, Господь начал выгонять продающих в нем и покупающих, и сказал: «дом Мой – дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Фарисеи и книжники старались схватить Иисуса Христа, но не могли этого сделать, потому что народ неотступно слушал Его. II. Обратим, братия, внимание на слезы Господа при входе Его в Иерусалим. На три случая указывается нам в Евангелии, когда плакал Господь наш: плакал Он, при гробе друга Своего Лазаря; затем в саду гефсиманском, во время молитвы к Отцу, да мимо идет чаша страданий; и – при взгляде на Иерусалим погибающий. Слезы гефсиманские так высоки и таинственны, что о них дерзновенно было бы беседовать ко всем, – и слезы вифанские не без таинства: ибо для чего, по-видимому, плакать у гроба того, кто в эту же минуту имел быть вызван из гроба? Слезы иерусалимские – просты и ясны: Господь плачет о Иерусалиме, потому что Иерусалим не разумеет времени своего посещения, не плачет сам о грехах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Шестнадцатый день. Поуч. 2-ое. Св. великомученица Евфимия. (Как нам спастись?) I. В день св. великомученицы Евфимии, получившей царство небесное чрез свою верность I. Христу в жизни и страданиях, уместно будет предложить вопрос: как нам спастись теперь, когда нет мучений за Христа? Мы должны спасаться чрез исполнение заповедей Божиих. II. Однажды, во время земной жизни I. Христа, приступил к Нему один законник (человек ученый) и сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Спаситель сказал: в законе (Моисеевом) что написано? как читаешь? Тот отвечал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближняго твоего, как самого себя. I. Христос сказал: правильно ты отвечал; так поступай, и будеш жить, т.е. наследуешь жизнь вечную ( Лук. 10, 25–28 ). Поступайте так и вы, христиане, и вы спасетесь. а) Как нам не любить Бога? Он наш Творец и Промыслитель. Его силою мы живем, движемся и есмы, Он повелевает сиять солнцу, чтобы согревать нас, Он посылает дождь на землю, чтобы произращать для нас плоды земные; Он дает нам хлеб , исполняет пищею и веселием сердца наши; Он просвещает день для наших трудов и определяет ночь для нашего успокоения. Как нам не любить Бога? Он наш Спаситель , пришедший на землю и пострадавший за нас грешных. Он совершитель нашего спасения. К Нему по смерти мы должны идти и с Ним вечно блаженствовать, если только мы заслужим этого. Как же такого милосердого Владыку и Спасителя не любить нам? Но мы должны любить Его всем сердцем, т.е. вполне прилепиться к Богу и оставить все земные привязанности. Мы должны любить Бога больше, чем отца и мать, больше, нежли детей своих. Ведь, Сам Спаситель сказал: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня... ( Мф. 10, 37 ). Вот как нужно любить Бога. Нам грешным и слабым это кажется невозможным. А вот были же в сонме святых такие люди, которые из-за любви к Богу оставляли все: и дом, и родителей, и жену. Кто из нас не знает препод. Алексия, человека Божия (17 марта)? Сын знаменитого римского вельможи, он в самый брачный вечер тайно оставил дом, родителей, невесту, и жил как бедствующий странник в чужих местах, наконец, в самом доме своих родителей под видом нищаго, претерпевая здесь всякого рода лишения и озлобления, а больше всего душевную скорбь от разлуки с родителями в виду самих родителей. И чего-чего только не претерпел препод. Алексий из-за любви к Богу? За это Господь и наградил его: по кончине его небесный голос во всеуслышание провозвестил искать «человека Божия», и этим человеком Божиим оказался умерший нищий, безвестно живший в доме своих родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Испов., II., отв. на вопр. 14,15. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. 4-е прош. молитвы Господней. Поскольку человек состоит из телесного и духовного существа и существо души гораздо важнее тела, то можно и должно просить и для души насущного хлеба, без которого внутренний человек умирает с голоду. См. Кир. Иерус. Поуч. Тайноводств. Какой может быть насущный хлеб для души? Слово Божие и Тело и Кровь Христовы. Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих ( Мф.4:4 ). Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие ( Ин.6:55 ). Катих. 79 стр. Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. 5-е прошение молитвы Господней. (Под именем долгов наших должно понимать в молитве Господней) грехи наши. Потому что мы, как все получили от Бога, так и должны все отдать Богу, т.е., все покорить Его воле и закону; если же не исполняем сего, то и остаемся должниками пред Его правосудием. Катих. 80 стр. б) Вечное блаженство. Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Чл. 11 и 12 Символа веры . (Жизнь будущего века) – жизнь, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова. (Сия жизнь будет) для верующих и любящих Бога и делающих добро столь блаженное, что мы теперь сего блаженства и вообразить не можем. Еще не открылось что будет ( 1Ин.3:2 ). Знаю человека во Христе, который восхищен был в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор.12:2, 4 ). Блаженные нищие духом; ибо их есть царство небесное. 1-е блаженство. Каким образом принадлежит им (нищим духом) царство небесное? В настоящей жизни внутренно и начинательно, посредством веры и надежды; а в будущей совершительно, посредством участия в блаженстве вечном. Катих. 84. в) Временные, земные блага. Надежда есть истинное дерзновение к Богу, дарованное сердцу человека чрез вдохновение и просвещение от Бога, дабы он никогда не отчаявался в содействии благодати Божией как по отношению к прощению грехов, так и исполнению каждого прошения, когда просит какого-либо блага или временного или вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

отцов на семи Вселенских Соборах и Поместных, прилежно читать Божественные Писания» (Поуч. Свят. к новопоставл. иерею стр. 1), душеспасительные книги (инстр. благоч. § 29). В делах веры священнослужители должны быть чужды легкомыслия или каких-либо раскольнических и суеверных мнений (инстр. благ. § 30). В нравственном отношении священнослужители должны быть образцом «святительского добронравия», иметь любовь, кротость, целомудрие, трезвенность (Поуч. Свят. ст. 2), словом – вели бы и в домах своих жизнь степенную, трезвую, назидательную и приличную служителям св. алтаря (инстр. благ. § 7); удерживались бы от всех страстей и пороков, особенно не свойственных пастырям Церкви, как-το: кощунства, сквернословия, буйства, гордости, надменности, гнева и т. д. (Поуч. Свят. ст. 3); не потребляли бы брани, обличающей потребляющего ее в грубом невежестве и развращенности сердца (инст. благоч. § 30); избегали бы неблагоговения при отправлении своей должности (инст. благ. § 7), не служили бы в ссоре и вражде с ближними (инст. Благ. § 12), не заводили бы шума в нетрезвом виде, особенно в церкви (Дух. Регл. прибав. оправил. причта церк. § 28); всячески избегали бы лихвы – скверноприбытчества (Поуч. Свят. ст. 3; наст. от архиерея свящ. стр. 3), мздоимства при требоисправлениях (инстр. благ. § 28), особенно договоров за исправление треб и были довольны доброхотным подаянием прихожан (инст. благоч. § 28), не испрашивали у больных чего-либо для себя или церкви и если бы больной сам захотел отказать что-либо, то внушали бы, чтобы он сие заявил сродникам и другим присутствующим, чтобы таким образом и самый вид мздоимства был удален (Поуч. Свят. стр. 36). II. О супружеской и семейкой жизни священнослужителей Та же нравственная чистота требуется от священнослужителей и в семейной жизни. По правилам нашей церкви пресвитеры могут быть как женатые, так и неженатые и вдовые. Ввиду того, что многие вдовые диаконы достойны быть священниками, а также ввиду того, что есть многие учителя в духовных училищах, готовые посвятить себя на пастырское служение и в то же время не желающие вступать в брак, дозволяется рукополагать во священники вдовых диаконов, а равно и светских лиц неженатых или вдовых, достигших 40 лет и известных епархиальному начальству с хорошей стороны (жур. Главн. Присут. по делам прав. дух. высоч. утвержд. 16 апр. 1869 г.). Вдовые священнослужители (и неженатые?) ни под каким видом не должны держать при себе женщин, не дозволенных правилами соборными (инстр. благ. § 30); детей своих должны учить грамоте и воспитывать в страхе Божием (инстр. благ. § 30), не дозволять своим детям обращаться с огнестрельным оружием; требовать, чтобы обучающиеся в духовных училищах и семинариях, когда бывают в отпусках на каникулы, участвовали в церковном чтении и пении в праздничные дни; вести в своих домах жизнь степенную, трезвую, назидательную и приличную служителям св. алтаря (Инстр. благ. § 7). III. О занятиях священнослужителей мирскими делами

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Двадцать четвертый день. Поуч. 2-ое. Святый исповедник Иаков. (Как воспитать детей в духе благочестия?) I. Святый Иаков, память которого совершается ныне, отличался строгостию своей жизни. С юных лет он возлюбил благочестие, которое и сохранил до конца дней своих. За святую жизнь поставленный епископом, он много ратовал за почитание икон, на которые в его время было гонение. Но ревность его имела последствием ссылку и заточение, в каковом он и скончался. II. Мы сказали, что святый Иаков с юношеских лет возлюбил благочестие. И в нынешнее время многия дети с самого раннего возраста проявляют склонность к жизни благочестивой. Посмотрите, как иные дети послушны, кротки, уступчивы, как благонравны, прилежны, усердны к молитве. Посмотрите, с каким вниманием дитя слушает уроки по закону Божию, как оно долго и горячо молится, как любит храм Божий. Расскажите ему что Божественное, чудесное, необыкновенное, оно не забудет во веки; читайте ему рассказы из жизни святых, оно будет слушать вас с необыкновенным вниманием, слушать целые часы. А как сострадательны некоторые дети к нищим! для них первое удовольствие подать им милостыню. У одних склонность к благочестию прирожденная, но у многих благочестивая их настроенность зависит и от внешних причин. а) Много влияют на ребенка лица, окружающия его. Добрая няня, христиански настроенная, проникнутая духом благочестия, имеет неотразимое влияние на ребенка. Ребенок слышит ее ласковыя, кроткие и добрыя речи, видит ее горячую и продолжительную на его глазах молитву, и сам волей-неволей проникается духом благочестия. Что сказала няня, то для него закон, а когда она внушает одно доброе, то доброе им и усвоивается прежде всего. Поэтому родители, желающие истинного блага своим детям, должны быть чрезвычайно строги в выборе прислуги для ухода за детьми и останавливаться на тех, в которых замечается настроенность благочестивая, и ни под каким видом не поручать детей прислуге мало нравственной и инославной. Что услышат дети от такой прислуги? о Боге, всеведущем и всеблагом и вездесущем она конечно никогда не скажет, будет держать себя в отношении к ребенку так, как будто бы Бога и нет. Тогда как добрая няня – она первая и креститься выучит ребенка, она и первоначальные понятия о Боге сообщит ему, она и молиться научит его, и сама с ним непременно будет молиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Одиннадцатый день. Поуч. 2-ое. Препод. Феодора. (К распутному и нетрезвому христианину). I. Преподобная Феодора, ныне прославляемая за свое глубокое и истинное покаяние в совершенном ею однажды, по искушению, грехе против седьмой заповеди, за свои всегдашния слезы сокрушенного сердца, за свои подвиги умерщвления плоти с ее страстями и похотями, за свою великую святость жизни после своего единократного падения и благонадежного восстания, побуждает нас побеседовать с вами о грехе распутства в предостережение и увещание распутному сыну или дочери. II. Только тело его тужить будет в нем, и душа его будет плакать о нем ( Иов. 14, 12 ). Этими словами древней книги священной хочу я начать с тобою беседу мою, возлюбленный мой брат, впавший в грех распутства. Не смотрн на меня так неприязненно, так подозрительно. Зачем этот взгляд недовольный? «Что увлекает тебя сердце твое, и что подъемлются очи твои? » ( Иов. 15, 12 ). Не врага, не судью, не грозного обличителя ты видишь пред собою; нет, пред тобою стоит тот, кого любил ты когда-то слушать, к кому ласкался ты когда-то со всею детскою доверчивостью души твоей. Не говори в сердце своем: «знаю: начинается проповедь; будут предлагать советы и наставления, предписывать разные скучные правила, устрашать угрозами»... Что мне осталось советовать тебе, чего бы ты ранее не слыхал? Что проповедывать, чего бы ты уже не знал? Что мне угрожать?... Послушай, о, послушай меня: я буду говорить с тобою так, как говорил бы ты сам с собою, если бы хотя на одну минуту захотел ты войти в себя. Тело твое тужит о тебе, и душа твоя плачет по тебе. Что ты был прежде? Что ты есть теперь? И что станется с тобою? а) Тело твое тужит в тебе, и душа твоя плачет о тебе: ты совсем не тот ныне, что был прежде. Друг мой! Ты жил не так еще много, чтобы совершенно забыть свое счастливое прошедшее; ты жил не так уже и мало, чтобы, с грустью воспоминая свое прошедшее, с чувством утраченного спокойствия не обратиться к блаженным дням невинного детства твоего. Обратись же, умоляю тебя, и душа твоя молит тебя об этом!... Вспомни: ведь тогда, в эти дни блаженства твоего, тело твое не тужило в тебе ! Оно было свежо и здорово, как прекрасный цветок от благородного семени; его питала и украшала рука доброй матери твоей; его берегла и согревала любовь и ласковая грудь отца твоего. Чело твое было чисто и ясно; на нем не видно было ни единой чуждой черты; а теперь как неприятно поражают эти черты на лице твоем, выражая надменность духа твоего! Твои глаза были добры и мирны; самые волосы твои не были так жестки и упрямы, как ныне... Помнит ли это тело твое? Ах, помнит, конечно, помнит, что оно было легко и спокойно, как бывает спокойна, совесть у доброго человека! Оно тогда не тужило, потому что было в согласии с тобою и с твоею душою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Видя, что старец недоумевает, как отвечать софисту, авва Дорофей , тут находившийся, сказал ему: «Не то же ли самое бывает и в софистическом и врачебном искусствах? Когда кто хорошо обучится искусству и занимается им, то по мере упражнения в нем, врач или софист приобретает некоторый навык, а сказать не может и не умеет объяснить, как он стал опытен в деле; душа приобрела навык, как я уже сказал, постепенно и нечувствительно, через упражнение в искусстве; так и в смирении: от исполнения заповедей бывает некоторая привычка к смирению, и нельзя выразить это словом». Когда авва Зосима услышал это, он обрадовался, тотчас обнял меня и сказал: «Ты постиг дело, оно точно так бывает, как ты сказал». И софист, услышав эти слова, остался доволен и согласен с ними. (Из кн. препод. отца нашего аввы Дорофея «Душепол. поуч. и посл.», стр. 49). 8. Средства к приобретению смирения Для приобретения смирения полезны следующие средства. I. Размышление о величии Божием и нашем ничтожестве. Бог есть все, а мы тварь, ничто. Св. авва Дорофей говорит: «Святые чем более приближаются к Богу (познанием и чистотою жизни, тем яснее усматривают величие совершенств Божиих), тем более видят себя грешными, (при блеске славы Божией яснее усматривают свои недостатки, слабости, греховную нечистоту) и смиряются». (Поуч. 2, стр. 53). II. Размышление о всецелой зависимости нашей от Бога во всем. Мы все получили от Бога – и жизнь, и силы; без содействия благодати Божией мы не можем совершить ничего доброго. Св. Макарий Егип. говорит: «Если царь положит свое сокровище у какого-нибудь нищего, то принявший на сохранение не считает этого сокровища своей собственностью, но везде признается в своей нищете, не смея расточать чужого сокровища; потому что всегда рассуждает сам с собою: это сокровище у меня не только чужое, но еще положено ко мне сильным царем, и он, когда захочет, возьмет его у меня; так и имеющие какие-нибудь дарования Божии должны о себе думать, быть смиренномудрыми, исповедовать нищету свою. Если нищий, приняв от царя вверенное ему сокровище и понадеявшись на это чужое сокровище, начинает превозноситься им, как собственным своим богатством, и сердце его исполнится кичения, то царь берет у него свое сокровище, и имевший его на сохранении остается таким же нищим, каким был прежде; так, если имеющие дарования от Бога превознесутся и станут надмеваться сердца их, то Господь отъемлет у них дары Свои, и они остаются такими же, какими были до принятия благодати от Господа». (Бес. 15. § 25, стр. 163 см. Леств. сл. 23. § 16). 9. Пример смирения, данный Иисусом Христом

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   3) Исповедывали единогласно все св. Отцы и учители Церкви, называя закон евангельский спасительным учением, спасительным догматом, и утверждая, что без веры во И. Христа, без веры во все преподанное Им учение невозможно спастися никому, нигде и никогда.    См. статью пророч. Моисея о пророке, подобн. ему, в Хр. Чт. 1831, XLI, 290.    Constit. Apostol. II, c. 6. 20; Method. de Symeon. et Anna n. 5. 6; Clemenmin. homil. I, n. 20. 21; II, n. 6. 9; III, n. 11; XI, n. 25; Theodoret. Epist. CXLVÏ Χρστος κκληται, ς κατα τ ανθρπειον τω πνεματι, τω παναγω χρισθες, και χρηματσας αρχιερεος ημν κα απστολος κα προφτης, κα βασιλες.    Оглас. поуч. VI, n. II, стр. 107 108.    De incarn. Verbi Dei n. 14, в Хр. Чт. 1837, IV, 283—284. См. Также слова св. Иринея, указанные прежде в примеч. 33.    Commentar. in Esaiam. lib. V, in Opp. T. II, p. 776, ed. Lutet. 1638.    Учение Христово нередко называется в св. Писании законом (Ис. 2:3; Мих. 4:2; 1 Кор. 9:21), в частности — законом веры (Рим. 3:27), заповедию или нравственным законом Христовым (Иоан. 13:34; Гал. 6:2; снес. Мат. 7:12; Иоан. 15:12). Равным образом и разделение этого закона на две части — догматическую и нравственную, известно как из св. Писания (Мат. 28:19. 20; Иак. 2:24—26), так и из писаний отеческих (Cyrill. Hieros. Cathech. IV, n. 2; Chrysost. in Genes, homil. II, n. 5; XIII, n. 4).    «Итак, с чего Христос начинает, и какие полагает для нас основания новой жизни?… Он начинает дивное слово Свое: Блажени нищии духом, яко тех есть царство небесное. Что значит: нищие духом? — Смиренные и сокрушенные помыслом… Поелику гордость есть верх зол, корень и источник всякого нечестия: то Спаситель и приготовляет врачевство, соответствующее болезни, полагает этот первый закон, как крепкое и безопасное основание. Ибо на этом основании с безопасностью можно созидать все прочее… Как гордость есть источник всякого нечестия: так смирение есть начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает тем, что с корнем исторгает гордость из души слушателей» (Златоуст. на Ев. Матф. бесед. XV, п. 1. 2, в том. 1, стр. 267—269, по русск. пер.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   In Philipp. homil. III, n. 4.     Το δ γε μρον μν κατασημνειεν ε μαλα τν του αγου πνεματος χρσιν… In Jes. XXV, 6, I. III, T. 1; in Joel. II, 23.    Unctio spiritualis ipse Spiritus S. est, cujus Sacramentum est in unctione visibili (in 1 Joan. Tract. III, n. 5). Sacramentum chrismatis — in genere visibilium signaculorum sacramentum est, sicut et ipse baptismus… (contr. Iit. Petiliani II, c. 104).     Το μυστικν χρσμα, ο αξιομενοι… In Jes. LXI, II. 2.    Contr. Eutych. III, 7.    Panopl P. II, Tit. 20.    Goar. in Euchol. p. 366.    Asseman. Biblioth. Orient. I, 573; II, 121. 239. 300.    Assem. Ibid. T. IV, diss. de Syr. Nestor, p. 272; Cod. Liturg. T. III, p. 136.    Renaudot. Perpetuite de la foi. T. V, p. 147.    См. выше примеч. 1029. 1036.    «После сего, крестивши его (человека) во имя Отца и Сына и Св. Духа, пусть (священник) помажет его миром, говоря: «Господи Боже, самосущий и верховный Владыка всего, распространивший благоухание Евангельского ведения во всех народах! Ты и ныне даруй, да миро сие будет действенно в крестившемся, так чтобы благоухание Христа твоего пребыло в нам твердым и прочным, и он, спогребшись Христу, совосстал и был жив с Ним». Пусть говорит сие и сему подобное: ибо «в этом заключается сила возложения рук на каждого (εκαστου γαρ δναμις της χειροθεσας ’εστιν αυτη)» Lib. VII, c. 43. 44.    См. выше примеч. 1022.    «Ведать вам надлежит, что Миропомазания сего прообразование находится в ветхом Писании. Ибо когда Божие повеление Моисей передавал своему брату (Левит. 8, 1. 2) и поставлял его в первосвященника, то по измытии водою помазал его (Левит. 8, 6. 12): и сей был назван помазанником (Левит. 4, 5), т. е. от помазания образовательного. Так и Соломона, возводя на царство, архиерей помазал, по измытии в Гионе (3 Цар. 1:39. 45). Но сия убо образы прилучахуся онем (1 Кор. 10:11). Вем же не образно, а истинно: потому что вы от Святаго Духа истинно помазаны» (Кирил. иерус. Поуч. тайновод. III, п. 6, стр. 452—453).    Втор. всел. соб. прав. 7; шест. всел. прав. 95.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

   Bona, Rer. liturg. II, c. 19, § 2.    Прав. исп. ч. 1, otb. на вопр. 107; снес. св. Дионис. алекс. прав. 2. 4; св. Тимоф. алекс. прав. 5. 7. 12.    См. «чин погребен. младенческ. в Требнике.    Concil. Trident. Sess. XXI, can. 1. 2.    Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Eucharistia, P. 1, c. III, propos. IV.    Ibid. n. 224.    Ibid. n. 197. 199.    «После того, как предстоятель совершит благодарение и весь народ возгласит: аминь, так называемые у нас диаконы каждому из присутствующих дают приобщаться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды да и к небывшим относят» (Apolog. 1, 85, в Хр. Чт. 1825, ΧVII, 98—99).    Contra haeres. XV, 18, n. 4. 5; V, 2.    De resurrect. carn. c. 8,    Quos excitamus et hortamur ad proelium, non inermes et nudos relinquamus, sed protectione corporis et sanguinis Christi muniamus… Nam quomodo docemus aut provocamus eos in confessione nominis sanguinem suum fundere, si eis militaturis Christi sanguinem denegamus? (Epist. LIV).    Кирилл. иерус. поуч. тайновод. IV, n. 3. 6; Златоуст. на Матф. бесед. LXXXII, п. 5; Амврос. de myster. c. VIII, n. 48.    Serm. IV de Quadrages., in Bibl. P. P. max. t. VII, p. 1015, Lugd. 1677.    Apud Gratianum. Decr. III de consecr. dist. 11, c. 12.    Bona, Rer. liturg. IX, c. 18, § 1; c. 19, § 3; cfr. Buttenstock., Hist. eccles. N. T. III, p. 252.    Concil. Trident. Sess. XXI, can. II; cfr. Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. V.    Вот главнейшие из этих причин: а) опасность пролития крови; б) трудность сохранять вид вина для больных, особенно в странах жарких и холодных; в) недостаток такого вина во многих местах отдаленных; г) естественное отвращение от вина многих и под. (Pernone, loc. citat. n. 214).    Perrone, Ibid. n. 215.    Perrone, Praelect. Theolog. Tract. de Euchar. P. 1, c. III, prop. IV, n. 192.    Ibid. n. 189. 191.    Иустин. Apolog. 1, n. 85 (см. выше примеч. 1258). Cfr. Baronii Annal. eccles. T. V, ad an. CCCCIV.    Бароний пишет: habes id quoque probatum auctoritate S. Gregorii, Rom. pontificis, quum ait (Dialog. III, c. 36), in navi portasse navigantes Christi corpus et sanguinem (Annal. eccl. loc. cit.). Кардинал Бона то же самое подтверждает касательно пустынников (Rer. liturg. II, c. 18, n. 11), где, в частности, указывает на пример препод. Марии египетской, удостаившейся приобщиться в пустыне и тела и крови Господней из рук препод. Зосимы (см. Чет. Мин.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010