47 Исид. Пел. II кн. пис. 4.10 (III, 340), к пресв. Зосиме. Самому этому пресвитеру, по поводу того, что один человек, достойный уважения, приступив к алтарю с намерением причаститься св. тайн, «отступил назад, почтя непристойным священный тайны принять от нечистой руки» (т. е. пресвитера Зосимы), св. Исидор внушал: «как его я укорял, так и тебе советую или исправиться, или оставить служение досточтимому алтарю, чтобы желающих приступить к нему не отгонять тебе своими делами». 48 См. напр. у Кирилла иерус. Оглас. поуч. XVHI. 35, – у блаж. Августина. Contra litter. Petiliani lib. II, cap. XXXVII, n. 88; De bapt. contra donatis – tos, lib. VI, I, 1; Contra Crescont lib. III, с. VIII–IX. – у св. Амвросия., De sacerd. gignit. с. V; De sacram. II, 5. § 14. 49 В западном богословии общеупотребительны термины: «материя» и «форма таинства». В нашем православном богословии эти термины редко употребляются, но употребляются. Так, у святителя Тихона Задонского читаем: «из чего состоит тайна? – Из двоих вещей, без которых не может быть тайна: 1) из материи, си есть из вещей, приличных тайн; 2) из формы, си есть из совершения, или слов священнических, которыми совершают тайну» (Должн свящ О седьми тайнах. Стр. 1). Те же термины употребляются и в догматической системе архим. Иринея (Фальковского). 50 Тридентский собор учит: «если кто скажет, что чрез таинства нового завета не подается благодать всегда и всем, которые из наследия Божия, даже если бы они принимали их и по чину (rite), но иногда и некоторым, – анафема да будет!» (Sess VII, сап. 70. И еще: «если кто скажет, что таинства нового завета не сообщают благодати ex opere operato, на что для получения благодати достаточно одной веры в божественное обетование, – анафема да будет! (Sess. VII, can. 8; св. can. 6, приводимый ниже). 51 Посл. воет. патр. 15 чл. Здесь же еще говорится: «мы отвергаем, как некую скверну и мерзость (κϑαρμ το κα μασμα), учение, что при недостатке веры терпит ущерб полнота таинства». 52 Мы осуждаем, говорится в «Апологии аугсб. испов.» (art. XIII (VII). 18, 23), всю толпу схоластических докторов, которые учат, что тем, кто не полагает препятствия, таинства сообщают благодать ех opere operate, без доброго внутреннего расположения приемлющих. Это чисто иудейское мнение, будто мы оправдываемся посредством внешних церемоний, без доброго сердечного расположения, т. е. веры. И однако же это нечестивое и опасное мнение с большим авторитетом проповедуется во всем папском царстве.. Никто не в состоянии исчислить, сколько злоупотреблений породило в церкви это фанатическое мнение de opere operato sine bono motu utentis. Отсюда проистекли бесчисленные профанации мисс». Кальвин замечает, что таинства ех opere operato заключают в себе силу магическую (vim magicam). Kцllner, Symbulik, II. 376. Leipz. 1869. См. у проф. Беляева, 223 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога“ (Слов. на крещен., в „Тв. св. отц.“ III, 287). 236 «Аще кто совершить не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, данное в смерть Господню: да будет извержен, ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите; но: шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Прав. 50). 237 „Великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения» (Васил. В. о «Св. Духе», гл. 15, в „Твор. св. отц.“ VIII, 284). 238 Кирил. Иерус. поуч. тайноводст. II, п. 4, стр. 446: Greg. Nyss. de habmism. Chrism, in Т. III, р. 327 (ed Morel); Сатесн. XXXV; Leo, Epism. ad epism. Sic. с. 3. 239 „Евномиан, единократным погружением крещающихся и монтанистов..., которые из них желают присоединены быти к православию, приемлет, якоже язычников» (Собор. вселен. II, пр. 7). 240 Примеч. составителя : сюда же отнести нужно и слова Спасителя ученикам: вы же седите во граде Иерусалимсте, дондеже облечетеся силою свыше (Лук. XXIV:49), каковою силою и облеклись апостолы по сошествии на них Духа Святого. 241 Примеч. Что значат слова: печать дара Духа Святого? Печать , налагаемая на какую-нибудь вещь, служит знаком принадлежности ее, как неотъемлемой собственности, владельцу печати. Посему, если и таинство миропомазания называется печатию , это означает, что освященные сим таинством, суть собственность или достояние Господа, посвящены ему, – т. е. отделены от мира, от общества людей невозрожденных, на особенное служение Господу, принадлежат к народу святому, царскому священству, к сонму иереев Божиих, преимущественно близких к Господу (1 Петр. II:9 – 10). К ним относятся слова: позна Господь сущия Своя (2 Тим. II:19), и еще: не прикасайтеся помазанным Моим (Псал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Мы не обращаемся к ним, как к богам; а только просим их, как людей святых, умоляем быть нашими ходатаями пред Богом» (De martyr, serm. VIII, in Opp. t. IV, p. 605, ed. Cramoisy). 1773 «При трапезе Господней воспоминаем св. мучеников не для того, чтоб молиться за них, как за других, в мире почивших, а для того, чтобы они молились за нас» (In Joan. LXXXIV, in Patrolog. curs. compl. t. XXXV, p. 1847). 1774 Лев. вел. Serm. IV, c. 6; Serm. XVIII, c. 3; Григор. вел. in Evang. lib. II, homil. XXXII, n. 8. 1781 Возражения протестантов против этого догмата обстоятельно рассмотрены в Камне веры (о призыв. Святых ч. II, гл. 1. 2, в кн. II, стр. 248–338). 1782 «Он (Елисей), будучи в живых, совершил чудо воскресения своею душею. Впрочем, чтоб не только были почитаемы души праведных, а верили бы, что и тела праведных имеют таковую силу: то мертвый, упавший в гроб Елисеев, коснувшись мертвого тела пророка, ожил. Мертвое тело пророка совершило дело вместо души. Тогда, как оно было мертво и лежало во гробе, даровало жизнь мертвому; и даровавши жизнь, само по прежнему осталось мертвым. Для чего? Для того, чтоб не приписано было дело сие одной душе, когда бы воскрес Елисей; а чтоб показать, что и тогда, как не находится в теле душа, заключается в теле святых людей некоторая чудодейственная сила, так как в продолжение многих лет обитала в оном праведная душа, которой оно было покорно» (св. Кир. иерус. Поуч. оглас. ΧVI ΙΙ, п. 16, стр. 420). 1785 Epist. XXII, n. 9, in Patrolog. curs. compl. T. XV, 1022. O чудесах, бывших от мощей упомянутых мучеников, свидетельствует также блаж. Августин, как очевидец (Confess. IX, с. 7; de cuv. Dei XXII, 9; Retract. 1, 13, n. 7). 1791 Лев. вел. Serm. IV, с. 4; Григор. вел. Dialog. IV, 40; Иоанн. Дамаск. Точн. излож. прав. веры кн. IV, гл. 15. «Владыка Христос даровал нам мощи Святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния: и изливают миро благовонное ( Исх. 17, 6 ), и в сем никто не должен сомневаться… Мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него (Бога). Да и как может чудодействовать мертвое тело? Каким образом чрез мощи Святых – изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозирают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всякое благое даяние от Отца светов нисходит на тех, которые просят с несомненною верою ( Иак. 1, 17 )?» (- стр. 263–264).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Златоуст, Хр. Чт. 1832, XLVII – в рассуждении о том, что Иисус Христос есть Бог, приводит слова Варуха 3, 36–38, под именем Иеремии; также блаж. Августин – de civit. Dei lib. XVIII, cap. 33; св. Амвросий lib. I, de poenit. cap. 8; lib. III haexem., c. 14 et lib. 1 de fide, cap. 2; св. Василий Великий lib. IV contra Evnomium и др.). Книга же Есфири в списке св. Афанасия, изложенном в послании о праздниках, неизвестно почему, отнесена к книгам неканоническим, а в списке св. Григория Богослова опущена, тогда как во всех других списках считается канонической: голос всех, без сомнения, должен порешить здесь дело. Впрочем, и сам св. Афанасий, если только он, подлинно, есть автор приписываемого ему синопсиса, замечает здесь: «некоторые из древних утверждали, что Евреи к каноническим книгам причисляли также Есфирь и книгу Руфь, соединив с историей Судей, считали за одну книгу, а книгу Есфирь за другую – особую; таким образом, и в этом случае число канонических книг ограничивалось 22-мя». Краткое обозрение св. Писания, в Хр. Чт. 1841, IV, стр. 218–219. 542 Кирил. Иерус. Огл. поуч. IV, 36; св. Амфилохия см. в книге правил...; Леонт. Визант. lib. de sectis, act. II; св. Иоанна Дамаск, кн. IV Богословия, гл. 17. 544 Руфин, in exposit. Symboli; Августин, de doctrina Christ, lib. II, cap. 8; Иннокент. epist. ad Exuperium, episcopum Toletanum; Гелас. in concil. Rom. an. 464; Кассиодор. de instit. Divin. Script, lib. II, cap. 13. 546 Например, даже в конце IV века блаж. Иероним писал о послании к Евреям: sed apud Romanos usque hodie Pauli non habetur (Vid. in Catal. scriptorum illustr. под словом: Cains). 547 И именно – многих Евангелий, например, Евангелия о младенчестве Христовом, Евангелия Евреев, Евангелия Петра и проч.; многих деяний Апостольских, многих посланий и многих Апокалипсисов. См. Fabricii codex apocryphus Nov. Testam. 548 К этим книгам неканоническим относятся ещё некоторые места, находящиеся в книгах канонических, как то: 1) молитва Манассии в конце 2-й книги Паралипоменон, 2) Места, не означенные счётом стихов в кодексах Греческих и в переводе Славянском, в книге Есфирь, 3) Песнь трёх отроков в 3-й главе книги Пророка Даниила, история о Сусанны в 13-й, также о Виле и змие в 14-й главе той же книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   «Аще кто совершить не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, данное в смерть Господню: да будет извержен, ибо не рек Господь: в смерть Мою крестите; но: шедше, научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» (Прав. 50).    „Великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся в нас и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения» (Васил. В. о «Св. Духе», гл. 15, в „Твор. св. отц.“ VIII, 284).    Кирил. Иерус. поуч. тайноводст. II, п. 4, стр. 446: Greg. Nyss. de habmism. Chrism, in Т. III, р. 327 (ed Morel); Сатесн. XXXV; Leo, Epism. ad epism. Sic. с. 3.    „Евномиан, единократным погружением крещающихся и монтанистов..., которые из них желают присоединены быти к православию, приемлет, якоже язычников» (Собор. вселен. II, пр. 7). О таинстве миропомазания 1. Понятие о таинстве миропомазания    I. За крещением следует миропомазание, в котором сообщаются христианину благодатные силы для укрепления и возрастания его в духовной жизни. Таинство это в церкви апостольской известно было под именем возложения рук, потому что апостолы для сообщения крещаемым даров Св. Духа сначала возлагали на них свои руки (Деян. VIII:14 – 17. Сн. Евр. VI:2), но потом это действие заменено помазанием миром, и потому от слова помазание – (χριομα) оно называлось χρομα (2 Кор. I:21 – 22; 1 Иоан. ІІ, 20 – 27).    Хотя в Евангелиях нет такого прямого указания на заповедь Спасителя относительно миропомазания, какое есть относительно крещения, но тем не менее, что весьма важно, у св. Иоанна находится совершенно ясное и прямое обетование Спасителя относительно того, что по Его прославлении, т. е. по Его воскресении и вознесении на небо, все уверовавшие в Него имели сподобляться Св. Духа, хотя при этом еще не был указан самый способ такового преподаяния Его верующии. Такой именно имеют смысл сказанные Христом в последний великий день праздника следующие многознаменательные слова: аще кто жаждет да приидет ко Мне, и пиет, веруяй в Мя, якоже рече Писание; реки от чрева Его истекут воды живы, по поводу которых евангелистом замечено: сие же рече о Дусе, Его же хотяху приимати верующие во имя Его: не у бо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен (Иоан. VII:37-39).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   г) Почему именно миро, а не другое вещество необходимо при сем таинстве, – на это надо сказать, что оно еще и в ветхом завете употреблялось, как видимое средство для низведения на людей даров Св. Духа (Исх. XXVIII, 41; 1 Цар. XVI:13). Как состоящее из многих благовонных частей – оно сильнее, чем всякое другое вещество, изображает сладость, обилие и разнообразие благодатных даров Св. Духа.    д) Право освящения мира с древних времен принадлежало исключительно апостолам и епископам (Дионисий Ареопаг. о церк. иер. гл. II и IV). Право это оставлено за епископами также и постановлениями соборов: Карфагенского, бывшего в 318 г. (прав. 6), Карфагенского 2-го, бывшего в 390-м г. (пр. 3) и Карфагенского 3-го бывшего в 397 г. (пр. 36).    е) При таинстве миропомазания необходимо крестообразное помазание частей тела чела, очей, ноздрей, ушей, уст, персей, рук и ног крещаемого освященным миром, ибо, говорит блаж. Августин, „если не употреблять знамения креста... при помазании, которым помазаны были мы, то все бесплодно» (Тгаст. CXVІІІ in Iohann.).    ж) Наконец, при этом таинстве произносит слова: „печать дара Духа Святого, аминь». Слова эти заимствованы из Св. Писания (1 Кор. 1:21 – 22) и имеют следующий глубокий смысл: „чрез помазание св. миром запечатлеваются и утверждаются на крестившемся дары Св. Духа, которые получает он в укрепление своей христианской веры» (Прав. исповед., ответ на вопр. 104).   4. Какая благодать Св. Духа сообщается в таинстве миропомазания?    а) Таинство миропомазания сообщает нам благодать Духа просвещающую и вразумляюшую нас в истинах веры. „И вы помазание имате от Святого и весте вся“, писал христианам св. апостол Иоанн. „И вы, еже помазание приясте от него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учить вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем“ (1 Иоан. II:20, 27). „Сие помазание, наставлял также св. Кирилл Иерусалимский новопросвещенных чад церкви, сохраните непорочно, ибо оно само учит вы о всем (1 Иоан. II:27), если в вас пребудет, как ныне слышали вы блаженного Иоанна говорящего, и много о сем помазании любомудрствующего “ (Поуч. тайновод. III, и 7, стр. 453).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

284 Позднее, при папах Клименте VIII и Урбане VIII (в нач. XVII в.) были пересмотры и некоторые исправления служебника, изданного п. Пием V, но незначительные. Вошедшее в этот служебник учение о времени пресуществления св. даров, проникло в XVII в. и в Россию, преимущественно в ее юго-западные части. Во главе защитников его стоял иеромонах Сильвестр Медведев. Но распространение этого латинского верования встретило себе сильное противодействие в лице ученых греков, братьев Лихудов, и патриархов Иоакима и Адриана. Патр. Иоаким созвал в 1689 году поместный собор, на котором были преданы анафеме защитники латинского учения; Медведев же был присужден к заточению. Преемник Иоакима, патр. Адриан, по поводу спора о времени пресуществления на литургии св. даров, обращался к восточным патриархам, которые в своем ответе высказали полное согласие с православием русской церкви о времени освящения даров. См. по этому вопросу исследование Мирковича Г. О времени пресуществления св. даров Спор, бывший в Москве в половине XVII в. 1886 г. Серединского Т. прот. О времени пресушествления св. даров. 1867 г. 286 Григор. Нис. Бол. Огл. сл. 37 гл. Сн. Златоуста . О священстве, III, 5; VI, 4 Бес. о кладб. и кресте, 3 (II т.). Август. De Trini. lib. III, c. 4. п. 10; episit 149, ad Palim. с. 2. п. 16. Дамаск. Точн. изл. пр. в IV, 13/ 287 В великий четверток, когда у р.-католиков литургия совершается епископом со священниками, причащается под обоими видами только епископ (вопреки апост. прав. 8), а при совершении литургии прежде-освященных даров, совершаемой в страстную пятницу, под одним видом опресноков, ненапоенных кровию, причащается и сам священно-служащий (см. у Середанского Т. прот. О богослужении западной церкви. II ст. 28 и 36 стр.) Под одним же видом опреснока причащаются в латинстве и новопосвященные иподиаконы, диаконы, пресвитеры, аббаты (Середанского, там же IV ст. 154 й 230 стр.). 288 Св. Кирилла иерус. дает подробное описание и самого чина приобщения. См. Танн. поуч. V, 21 – 22. Эта практика приобщения подтверждается и трулльским собором (Прав. всел. соб. в изд. ж. «Чт. люб. дух. просв.» Вып. III, ч 2, стр. 605), И. Дамаскиным (Точн. изл. пр. в. IV, 13 ) и другими данными.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

13. Изречения св. отцов и учителей церкви о необходимости благодати для освящения человека Учение о необходимости благодати для освящения человека всегда содержала и исповедоваала св. церковь , как показывают: Свидетельства ее древних учителей. Например: а) св. Иринея: «Как дикая маслина, если не будет привита, остается бесплодною для владельца, по своему дикому свойству, и как бесплодное дерево посекается и в огнь бросается: так и человек, пока не приимет чрез веру привития Духа, продолжает быть тем, чем был прежде; будучи плоть и кровь, он не может наследовать царствия Божия, как говорить апостол ( 1Кор. 15:50 )» (Adv. haeres. V, 10, n: 2); б) св. Киприана: «День и ночь мы молимся о том, чтобы освя– щение и оживление, которое приемлется от благодати Бога, сохранилось в нас под Его покровом» (De oratione Domin. XII, р. 207, ed. Bal.); в) св. Ипполита: «То, чрез что святые соделались чистыми, даровал им Бог Сын, – потому и говорят они, что от исполнения его мы вси прияхом» (In Gen. fragm., apud Galland, II, р. 484); г) св. Кирилла Иерусалимского : «Великий Предстатель и Раздаятель даров во всем мире одному дарует чистоту, другому всегдашнее девство, иному расположение к милостыне, другому любовь к нищете, иному силу изгонять противных духов; и как свет одним стремлением луча озаряет все: так и Дух Святый просвещаеть имеющих очи... В нем имеют нужду человеки, Илия, и Елисей, и Исаия; к Нему имеют нужду Ангелы, Михаил и Гавриил» (Оглас. поуч. XVI, п. 22, стр. 362); д) св. Макария Великого : «Как тело без души мертво, и ничего не может делать: так и душа, без небесной души, без Божественного Духа, мертва для царствия, и без Духа Святого не может совершить ничего, угодного Богу» 212 .   212 Беседа о том, что всякая душа, желающая наследовать царствие Божие, должна возродиться от Святого Духа, в „Христ. чт.“ 1839, II, стр. 320. Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава VIII. О втором соборном послании апостола Петра § 68. Подлинность и каноническая важность О так называемом втором послании Петра до нас дошло предание, говорит Евсевий, что оно не принадлежит к книгам Нового Завета (υκ νδιθηκον εναι); впрочем как оказавшееся полезным, оно было всегда читаемо (εσπουδασθη) на ряду с другими книгами писания. 141 Но, при перечислении книг, новозаветного писания, он не исключил сего послания из числа книг священных, а поставил, оное в ряду так называемых αντιλεγομενων т.е. у некоторых подвергалось еще сомнению. 142 Подобным образом и блаженный Иероним в одном месте 143 сказал: «Симон Петр написал два послания, называемые соборными, из коих подлинность второго некоторыми отрицается по причине различия в слоге (а plerisque ejus esse negatur propter style cum priore dissonantiam); а в другом месте решительно утверждает, что Иаков, Петр, Иоанн и Иуда издали семь посланий. 144 Отсюда очевидно, что общее мнение древней Церкви было в пользу подлинности и канонической важности сего послания; недоумение же было только у некоторых и держалось на слабом основании различия в слоге. Неоспоримые доказательства подлинности и канонической важности второго Петрова послания заключаются в признаках, находящихся в самом послании ( 2Петр. 1:1,17,18; 3:1,2 .) и в свидетельствах древних знаменитых пастырей и учителей Церкви: св. Иустина Философа и мученика, 145 св. Иринея, епископа лионского, 146 Фирмилиана, современника св. Киприана, епископа карфагенского, 147 св. Кирилла Иерусалимского (огласительн. поуч. 4-е), святого Афанасия Великого (послание 39 о праздниках), также в правилах апостольских и Соборов Карфагенского и Лаодикийского; каковыми отцами и соборами второе послание Петрово признано несомненно канонической книгой Священного Писания . Примеч. Пτρος δ μαν πιςλν μολογσυμνην κααλλαπεν· ςω δ κα δευιραν· μφιβλλεται γαρ говорит Ориген (у Евсевия Hist Lib. сар. 25); а в другом месте тот же Ориген решительно утверждает: «Pelrus duabus epismolarum suarum personal tubis» (Homil. VII. In Josuam). Замечательно также представляемое блаженным Иеронимом объяснение различия слога в посланиях Апостола Петра: duae epistolae quae feruntur Petri stylo inter se et charactere discrepant structuraque verborum; ех quo intelligimus рго necessitate rerum diversis eum usum interpretibus (Epist ad Hedibian quaest II). Климент Александрийский (strom Lib. VII), по дошедшему до него преданию от древних, говорит, что Апостол Петр употребил для написания книг то Марка, то Главка. Но различие слога в сих посланиях незначительно Magdeburg Септ. 1. Lib. 2. cap. 4.), и кто не знает, что у одного и того же писателя, по различию предмета, времени и обстоятельств, слог бывает различен?! § 69. Ближайшее назначение

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

464 Разъяснение учения ап. Павла об этом предмете см. у проф. Глубоковского Η. Н. Учение св. ап. Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой (Хр. Чт 1904 г. июль–авг.). 465 Понимание в этом смысле IX-ro чл. веры английской церкви находит подтверждение и в следующем: слова ХІ-го члена о похоти имеют отношение к определениям тридентского собора (sess. V, 5) и «Аугсбур. испов.» (art. II) о похоти; по определению тридентского собора похоть сама по себе не есть грех, так как все, что имеет истинную и собственную природу греха (veram et propriam peccati rationem), уничтожается крещением; по «Аугб. исп.» – concupiscentia est vere peccatum; английский член пользуется выражением тридентского собора, но опускает стоящие при нем предикаты, «veram et propriam», и хотя не вносит прямо лютеранского утверждения о греховности похоти, но приводя без объяснения слова апостола о похоти в возрожденных ( Рим. 7:7 ), по-видимому, более склоняется к общепротестантскому взгляду на похоть. Сн. Рождественского А. Символические и богослужебные книги англиканской церкви, как выражение ее веросознания. Киев 1908 г. 135 стр. Михайловского В. свящ. Англиканская церковь и ее отношение к православию. Спб. 1864 г. 71–74 стр. 466 Напр. Browne, An. Exposition of the Thirty – nine Artikles, p. 412. Сн. Лепорского П. И. Тридцать девять членов английской церкви. Хр. Чт. 1904 г. I ч. 451 стр. 467 Подробнее см. в указ. ст. проф. Лепорского, 451–459 стр. Нет такой неопределенности в учении о предопределении, как и в учении об оправдании, в американской епископальной церкви. По утверждению проф. Керенского В. А., учение американской церкви об этих предметах чуждо крайностей как протестантства, так и римского католичества, в существе же – православно. См. Американская епископальная церковь . Каз. 1908 г. 111–121 стр. 468 В понятие слова κκλησα, как оно употребляется в книгах Писания, именно входят представления о том, что это есть: 1) общество званных Богом или призванных к спасению. Так, Иисус Христос Сам о Себе говорит, что Он пришел призвати (χαλσαι) грешники на покаяние ( Мф. 9:13 ; Марк. 2:17 ). Ап. Павел не раз называет христиан званными, призванными (κλητο – Рим. 1:6–7; 8:28 ; 1Кор. 1:2 ), а себя – званным апостолом (κλητς πστολος – 1Кор. 1:1 ). Ап. Петр говорит о христианах, что их Бог из тьмы призвал (χαλσαντος) в чудный Свой свет ( 1Петр. 2:9 ). Ко спасению Господь призывает всех, но не все повинуются призыву. Последовавшие призыву посему составляют 2) общество избранных из всех народов. Много званных, мало же избранных (κλεκτο – Мф. 20:16 ). Св. Кирилл иерус. говорит о церкви, что она «церковью (т. е. созванием или собранием) называется соответственно самой вещи, поскольку всех созывает и вместе собирает» (Огл поуч XVIII, 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010