Шестой день. Поуч. 1-е. Воспоминание чуда св. архистратига Михаила. (Надежда христианина на Бога, говорящего ему: «не бойся, Я с тобой!») I. Праздник воспоминания чуда св. архистратига Михаила установлен по следующему случаю. Близ Иераполя, в Колоссах фригийских, над источником, подававшим чудесно исцеления, находился храм св. архистратига Михаила. Храм был построен в благодарность за исцеление по ходатайству св. архистратига Михаила. При храме поселился отрок Архипп для исполнения пономарской службы. Он вел жизнь подвижническую: питался весьма скудно, носил одежду ветхую и спал на камнях, и при этом обращал многих язычников ко Христу. Язычники неоднократно нападали на Архиппа и оскорбляли его и даже били. Наконец, они задумали разрушить самый храм и убить Архиппа. Недалеко от храма протекали две реки, и они решили пустить обе реки на храм и чудотворный источник. Выкопали глубокий и широкий ров и наполнили его водою из рек. Св. Архипп видел замыслы врагов и молился в храме св. архистратигу Михаилу сохранить храм и источник. Между тем, язычники уже готовились пустить воду на храм, а сами стали на возвышенности, чтобы видеть погибель св. места с Архиппом. Вдруг св. Архипп слышит голос, внушивший ему выйти из храма. Он вышел и увидал архистратига Михаила, который повелел ему смотреть, как Бог сохранит храм. Архистратиг поднял свою правую руку и удержал стремление вод, которые уже были пущены, повелев им идти в расселину большего камня, находившегося близ храма, и сам после того сделался невидим. Скончался св. Архипп в глубокой старости. II. Св. Архипп, чудесно избавленный Богом от смертной опасности по ходатайству св. архистратига Михаила, верным служителем коего он был, напоминает нам, возлюбленные мои братия, о той отрадной истине, что христианин ничего не должен бояться, если с ним Бог, говорящий ему: «не бойся, Я с тобой!» «Бывает, говорит святитель Тихон Задонский , что мать утешает свое плачущее дитя и говорит ему: не бойся, я с тобою! Вот также и милосердый, человеколюбивый Бог, наш Создатель, Отец щедрот и Бог всякие утехи, говорит всякой верующей душе, которая находится в искушениях и напастях, скорбит, сетует и боится: не бойся, говорит ей Господь: Я с тобою! Я твой Создатель, Я твой Искупитель, Я твой Спаситель, Я твой Помощник и Заступник, Я, Который в руце Своей все содержу и Которому все повинуется, Я с тобою! Рече Сион: остави мя Господь, и Бог забы мя. Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадия чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но Аз не забуду тебе, глаголет Господь ( Ис. 49, 14, 15 ). Аще преходиши сквозе воду, с тобою есмь, и реки не покрыют тебе; и аще сквозе огнь пройдеши, не сожжешися, и пламень не опалит тебе. Яко Аз Господь Бог твой Святый Израилев спасаяй тя (43, 2. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Семнадцатый день. Поуч. 2-ое. Преподобный Алексий, человек Божий. (Уроки из его жизни: а) презрение к земным благам и б) любовь к чтению Евангелия). I. Вам, без сомнения, слушатели, известно, как жил и спасался преподобный Алексий, человек Божий. Сын богатых и знатных родителей, в цветуицей юности отказавшись от всех мирских радостей и удовольствий, самых невинных и безгрешных, он добровольно сделался нищим, пил, ел, одевался как нищий, жил и обращался с нищими, и так прожил слишком 30 лет, перенося от всех всякие обиды и оскорбления, поругания и насмешки и находя только утешение в чтения св. Евангелия. II. Редким людям дается от Бога благодать такой жизни, как ему: и такие люди, как он, можно сказать, веками бывают, в наше поучение. Чему мы можем поучиться у Алексия, человека Божия? а) У кого из нас есть блага мира сего, есть радости, есть удовольствия; те не должны всем сердцем любить их и всею душею привязываться к ним, т.е. не должны ими только заниматься, радоваться, утешаться. Опасно так любить блага мира, так привязываться к ним: легко можно тогда забыть Бога и жизнь будущую. Почему, ведь, преподобный Алексий, человек Божий, блага мира сего оставил, бросил, презрел? Именно потому, чтобы не привязываться к ним, и, привязавшись, чтобы не забыть о Боге и о жизни будущей. При благах мира сего легко забыть Бога и будущую жизнь: тогда и без мысли о Боге жить бывает не скучно, тогда и здешняя жизнь бывает хороша, так что лучшей и желать людям богатым не хочется. Да, иные из нас вечно желали бы жить в этой жизни: так много у них радостей и удовольствий всяких! б) А у кого из нас нет никаких особенных радостей и удовольствий в жизни; кто трудом тяжким и самое необходимое для жизни себе добывает; те не должны скорбеть, сокрушаться, в уныние от того приходить. Есть у нас Бог, всеблагий, премудрый, всемогущий; есть жизнь будущая, нас ожидающая, жизнь вечная, блаженная: вот что они должны помнить. Что в жизни утешало, что радовало Алексия, человека Божия, несмотря на то, что он никаких не имел земных радостей, жил с нищими, ходил в рубищах, питался самою скудною пищею? Мысль о Боге, о жизни будущей. Да, Бог есть радость, Бог есть то, что радует, Бог – сама радость. И потому-то при мысли о Боге, при радовании о Нем забываются все радости другия, и не нужно их, никаких других, человеческих, ни даже ангельских; и не радости только тогда забываются, а все, даже страдания всякие забываются, не чувствуются и не мешают о Боге радоваться. Радующиеся о Боге с апостолом говорят: кто ны разлучит от любве Божия, т.е. от радования о Боге? скорбь ли, или теснота, или гонение; или глад, или нагота, или беда, или меч? Ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы... ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четырнадцатый день. Поуч. 2-ое. Воздвижение честного и животворящего креста Господня. (О том, что внушает нам крест Господень, изнесенный церковию для нашего спасения). I. В настоящий великий ден крест, торжественно изнесенный церковию для нашего поклонения и назидания, сам собою научает нас истинам спасения. Поэтому я считаю полезным обратить ваше внимание на сей крест и несколько пояснить то, что он внушает нам. II. а) Чей это крест? Кто изображен на нем? Что он знаменует? Это крест Христов, на нем изображен Единородный Сын Божий во плоти; это великое орудие, которым Богъ-Спаситель наш, поразил диавола-исконного врага нашего, разрушил его адское царство, сокрушил узы, в которых содержался порабощенный им род человеческий, и отверз нам вход в царство небесное. Значит, крест Христов есть величайшая святыня, к которой мы должны иметь в своем сердце и выражать наружно самое искреннее и глубокое уважение. Поэтому весьма худо и нечестиво поступают те, кои взирают на св. крест без должного благоговения, поклоняются пред ним без чувства признательности за дарованное нам чрез него спасение, изображают его на себе небрежно и без внимания. Древний пророк сказал некогда: проклят человек, творяй дело Господне с небрежением ( Иер. 48, 10 ). – Это грозное изречение относится и к тем из нас, кои не благоговеют пред крестом Господним и обращаются с ним неуважительно: ибо хотя крест Христов по внешности, материально, устрояется руками человеческими, – но в существе своем, духовно, есть величайшее дело Премудрости и Промысла Божия. б) I. Христос, как Сын Божий, Святейший святых, не имел на Себе ни малейшего греха: за что же Он распят на кресте? Христос умре грех наших ради, говорит апостол ( 1Кор. 15, 3 ). Пречистая глава Его изъязвлена колючим тернием за наши нечистые помыслы, коварства, злобу, ненависть, клеветы, осуждение ближних, обманы и другие мысленные грехи. Его уста наполнены горьким оцетом за наши обольщения, ложь, сквернословия и другие негодные речи. Его руце пронзены гвоздием за наши татьбы, лихоимство, убийства и другие злодеяния. Его ребро и сердце прободены копием за наши порочные вожделения, сластолюбие, пьянство и другие грехи невоздержания. Его голени перебиты и нозе пригвождены за наши сладострастные движения, лукавые поступки и разные неправды, совершаемые на всех путях нашей жизни. Вот за что, братия, распят был I. Христос! Будем же тщательно охранять себя от грехов, за которые Он умер, и не станем вторично распинать Его ими. Он и так уже много пострадал за нас!.. Если же мы не будем избегать грехов и станем предаваться им, то – горе нам! Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, говорит апостол, то не остается жертвы за грехи ( Евр. 10, 26 ); и мы подвергнемся страшному наказанию не только за грехи наши, но и за то, что попрали излиянную за них кровь Сына Божия и пренебрегли благодать Духа, освятившую нас при св. крещении ( Евр. 10, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Второй день. Поуч. 2-ое. Сретение Господне. (Объяснение обряда воцерковления младенца). I. Что совершилось ныне над Господом и Спасителем нашим во храме иерусалимском, подобное тому совершено было, братие мои, некогда и над каждым из нас. И мы, подобно Ему, были принесены во храм, поставлены пред Господом, воцерковлены и посвящены Ему на вечное служение. Все это сделано над нами в таком возрасте, когда у нас, яко младенцев, не было еще понятия о самих себе, и потому мы не знали, что с нами происходит. Но св. церковь не могла ни сама заниматься, ни занимать нас обрядами праздными; совершенное над нами имело важный смысл; вместе с принесением нас во храм и воцерковлением, мы прияли многия права и обетования; равно как вместе с тем возлегли на нас важные и священные обязанности. II. Настоящий день, яко день принесения во храм Господа нашего, по образу коего совершено было и принесение нас во храм, есть потому самый приличный для подобных воспоминаний и размышлений. Итак, перенесемся, братие мои, мыслию к нашему младенчеству, и посмотрим, что происходило с нами в четыредесятый день бытия нашего. а) Что это за жена, которая с младенцем у груди трепещущею стопою подходит к порогу церковному, видимо спешит для какого-то святого дела в церковь , но, подошед к дверям церковным, останавливается, и как бы удерживается какою силою невидимою, не смеет идти далее? Это твоя мать, возлюбленный слушатель! А ее младенец – ты сам! Настал четыредесятый день по твоем рождении, – и вот, по закону св. церкви, мать несет тебя во храм для воцерковления. Зачем же медлит она у порога церковнаго, и не входит во храм ? – Кто остановил ее? – Этот же самый закон церкви, воспрещающий жене родившей, до четыредесяти дней по рождении, входить в дом Божий. Для чего это запрещение? Да разумеем, что все мы зачинаемся во грехах и рождаемся в беззакониях и через то самое становимся недостойными того, чтоб явиться лицу Божию, яко неприступному для грешников святостию Своею. б) Но не будем смущаться: нас не долго заставят стоять вне храма, потому что, благодаря любви Божественной, у всех нас есть Заступник и Ходатай всемощный. Покрытые Его заслугами, очищенные Его благодатию, украшенные Его именем, мы, несмотря на прирожденную порчу и несовершенство наше, будем приняты в дом Божий, представлены самому лицу Цареву, приобщены даже к лику друзей и присных Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поуч. 2-ое. (Плач христианина о грехах при гробе Христовом). I. Когда блаженный Страдалец, нося крест Свой, ведом был на пропятие, то многия из жен иерусалимских сопровождали Его с плачем и слезами... Это обычная жертва чувствительных сердец, при виде страданий ближняго, тем паче страждущего невинно. И однако же Господь не благоволил принять сей жертвы участия человеческого: указал слезам иерусалимских дщерей другой предмет, более достойный оплакивания: дщери иерусалимски, говорил Он им, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших ( Лук. 23, 28 ). II. Не без сердечной скорби присутствуют и ныне, при воспоминании страданий Господних; ибо может ли не поражаться сердце человеческое, когда распадаются самые камни? Не без увлаженного слезами взора являются многие и ныне к подножию Креста Господня; ибо неужели человеческое око было бы бесстыднее солнца, которое померкло при зрелище страданий Сына Божия? Так, все это и с нашей стороны – неизбежная дань сердца плачевному зрелищу страданий Господних! Но если эта дань не нужна была Господу и тогда, когда Он страдал на земле; ибо чаша, юже даде ему Отец, долженствовала быть испита до последней ее капли; тем менее нужна ему теперь, когда Он превознесен и прославлен и когда продолжает являться нам во образе страждущего собственно для нас. «Сынове и дщери нового Сиона – церкви Моей, как: бы так говорит Он и нам – не плачитеся о Мне; Мои страдания стяжали вечную славу не Мне только, а и вам. Есть у вас другой предмет горького плача, для возбуждения коего являю вам Мой крест и гроб; себе плачите, – себе, грехи коих вознесли Меня на крест и низвели во гроб: зане аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет? ( Лyk. XXIII, 29 ). Послушаем, братия мои, сего гласа, – устремим взор свой на самих себя, станем лицем к лицу пред Божественным милосердием и правосудием, кои с такою поражающею торжественностию являются в смерти Сына Божия; – и, Бог даст, взор наш наполнится иными слезами умиления, обратится к изображению Божественного Страдальца не с бесплодным сожалением, а с усердною и умиленною молитвою к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Восьмой день. Поуч. 2-ое. Рождество Пресвятыя Богородицы. (О том, что Бог может действовать независимо от законов природы и творить чудеса). I. Благочестивые родители Божией Матери, Иоаким и Анна, в продолжение пятидесятилетняго супружества их были бесплодны, а достигши глубокой старости не надеялись уже иметь детей по закону природы. Но неплодство сильно огорчало их, потому более, что многие укоряли их за него и говорили, будто Господь не благоволит к ним за какие-нибудь тайные их грехи. Поэтому они усердно молили Господа, да избавит Он их от поношения и дарует им плод по благости Своей, как некогда даровал его Аврааму и Сарре. Молитва праведных услышана, и терпение их вознаграждено особенною милостию Божией: ибо когда настало предуставленное Промыслом время родиться Той, Которая Сама долженствовала родить Спасителя миру, тогда Бог послал ангела Своего возвестить Иоакиму и Анне, что от них родится сия богоизбранная отроковица. И подлинно, праведная Анна, которой тогда было уже около семидесяти лет, преестественно зачала и в уроченное время родила Пресвятую Деву Марию. Таким образом рождение Матери Божией, совершившееся не по обыкновенному закону природы, а по особенному действию Божию, ясно показывает, что Бог иде же хощет, побеждается естества чин. II. Так и должно быть: ибо Господь есть Творец и верховный Правитель вселенныя; от Его власти все в ней зависит, и самые законы природы или естества чин. Поэтому, когда Господу угодно, Он, очевидно, может действовать независимо от Своих законов, и даже вопреки им, как Он поступил, остановив солнце при Иисусе Навине; может совершить то, что превышает силы природы и выходит из круга ее действий, как это показал Он, воскрешая мертвых единым Своим словом; короче, Он может творить чудеса и делать все, елика хощет. В этом не будет сомневаться тот, кто имеет надлежащее понятие о беспредельном могуществе Божием, неограниченной свободе Его в мироправлении и совершенной зависимости от Него всех творений Его. Когда своевольный человек нарушает закон Божий и удаляется от предназначенной ему цели, а чрез это вредит себе и другим, то с премудростию и благостию Божиею всего согласнее, чтобы Господь, как любвеобильный Отец наш и Владыка вселенной, Сам исправил или предотвратил то зло, какое может произойти в сем случае. Так Ему, Премудрому и Преблагому, свойственно действовать и во всяком случае, когда благо мира, народов и частных людей имеет нужду в особенной Его помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

252 Пред началом литургии верных дьякон подает умываться иерею и пресвитерам, окружающим жертвенник Божий. И это, говорит св. отец, совсем не ради телесной скверны, ибо с плотскою скверною не входим в Церковь , но умовение знаменует, что надлежит вам очистить себя от всех грехов. Не слышал ли ты блаженного Давида, сие самое тайнодейственно глаголющего: умыю в неповинных " ... Поуч. V, 2. – Об умовении упоминает Епифаний пред целованием: «входящему иерею дьякон несет воду для омовения рук» – следов. первое вступление священника в алтарь было только пред этим (Bunsen, II. s. 501, прим. 2.). 255 Литургия верных. Начало – греческ. и сирский тексты: возглас дьякона: да никто от оглашенных, никто от непосвященных, никто из немогущих молиться вместе с нами. Друг друга опознайте. Прямо все. Паки Господу помолимся (Swains. 238–239; Daniel, p. 97, § XVI). Начинательная молитва священника: Боже и Владыко всех, достойными часа сего соделал нас недостойных, человеколюбец, дабы мы очистившись от всякой лести и всякого лицемерия, соединились друг с другом союзом мира и любви (Sw. р 245; Daniel, р. 99–100, § XIX; Renaudot, II, р. 29 oratio ante osculam pacis). Дьякон: будем стоять благопристойно... яко Бог мира... (Sw. р. 214–245: Daniel, р. 100, § XIX, ср. Renaud. р. 29). Молитва священника: единый Господь и милостивый (Sw.p. 245; Dan. р. 100–101, § XXI, Renaud. р. 30 (Sw. р. 335) qui solus Dominus miserecors es....). Молитва; Боже, по великому и неизреченному человеколюбию, пославый Единородного Сына Твоего в мир... не отвратись от нас грешных, приступающих к сей страшней и бескровной жертве твоей (Sw.258–259; Даниель, р. 105, § XXV; сирский, Deus pater qui propter amorem tuum erga hominem, Renaudot, p. 29–30 (Sw. 335) Возлюбим друг друга лобзанием святым (Sw. 244–245, Daniel, 100, § XX, Renaudot: date pacem, p. 30, Sw. 336). 256 «Потом возглашает дьякон: обымите друг друга! И друг друга целуем целование сие знаменует соединение душ, посему то Христос сказал: аще принесёши дар твой к алтарю.... После сего иерей возглашает: горе сердца». Поуч. V, 3. Подобное начало излагает Иаков Едесский. См. ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Десятый день. Поуч. 2-ое. Преподобная Анастасия. (Дорожите благословением священническим). I. Препод. Анастасия, память которой ныне, жила в царствование императора Юстиниана (VI в.). Рано лишившись мужа, она пользовалась общим уважением всех знавших ее; сам император оказывал ей благоволение и часто беседовал с нею. Это не нравилось жене Юстиниана, Феодоре, женщине ревнивой и подозрительной, и Феодора возненавидела Анастасию. Тогда последняя оставила Константинополь и удалилась в Александрию. Она основала близ Александрии монастырь и долгое время жила в нем, проводя время в чтении священных книг, пении псалмов и рукоделии. Затем, возжелав более трудных подвигов, она отправилась в скит к подвижнику Даниилу и просила указать ей место для более уединенной жизни. Старец велел ей облечься в мужскую иноческую одежду и под именем Анастаса затворил ее в одной пещере, запретив выходить и кого-либо принимать к себе. Раз в неделю один из братии приносил преподобной хлеб и воду, ставил эту пищу перед пещерой и безмолвно удалялся. В таком затворе преподобная Анастасия безвыходно прожила семнадцать лет. Когда же приблизилась кончина ея, Анастасия написала на черепке старцу Даниилу: «честный отец, возьми с собой ученика, приносившего мне хлеб и воду, и приходи похоронить чадо твое». Черепок был положен перед пещерою; инок увидел его и отнес к Даниилу. Настоятель скита поспешил с иноком в пещеру и нашел преподобную Анастасию умирающей: он подвел к ней инока, сказав: «благослови ученика моего» – и преподобная благословила его, сказав: «Господь Бог да упокоит дух отца на сыне, как почил Дух Илии на Елисее». Настоятель приобщил ее святых таин и она со словами: «Господи, в руки Твои предаю дух мой» – мирно скончалась. II. Из приведенного жития препод. Анастасии мы видим, братие, как в древния времена дорожили благословением людей благочестивых. Честный старец Даниил, приведя ученика своего к умирающей праведнице, просил ее дать сему свое благословение. Дорожите и вы благословением своих пастырей, получивших право благословлять от Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который при вознесении, окруженный верными Своими последователями, воздвиг руце Свои, и благослови их ( Лук. 24, 50 ), а в лице их благословляет верующих и ныне, всех и всюду. Вознесся Он, «никакоже отлучаяйся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Его: Аз есмь с вами, и никтоже на вы» (Конд. праздн.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четвертый день. Поуч. 2-е. Св. священномученик Вавила. (С порочным не дружись). I. Из жизни св. священномученика Вавилы известно, что трое учеников его: Прилидиан, Урван и Епполоний возлюбили своего св. наставника больше своих родителей и вместе с ним пострадали за Христа, наследовав, благодаря руководительству св. Вавилы, жизнь вечную в царстве небесном. Их пример учит и всех юношей искать дружбы не с порочными, а с людьми благочестивыми. Дружба с порочным рано или поздно может подвергнуть и душу и тело наше величайшей опасности. В этом убеждает нас и слово Божие и жизнь человеческая. II. а) Слово Божие говорит, что потомки Сифа, сына Адамова, жили добродетельно и богоугодно во все время, пока был жив Адам, за что священное писание и называет их сынами Божиими; они не смешивались с беззаконными потомками Каина, которых слово Божие называет сынами человеческими. Но по смерти праотца Адама благочестие сынов Божиих стало ослабевать; по смерти Сифа они и совсем развратились, а причиною сего развращения было то, что они сблизились с нечестивыми потомками Каиновыми, ибо тесное знакомство и дружба с людьми порочными кого не развратит? Хорошо сказано в псалмах: с преподобным преподобен будеши, и со строптивым развратишися ( Пс. 17, 26–27 ). А Иисус, сын Сирахов, душевредную дружбу с людьми порочными уподоблает смоле; он говорит: касаяйся смоле очернится, и приобщаяйся гордому точен ему будет (13,1). Так же точно следует рассуждать не об одной гордости, но и о всяком другом грехе, и особенно о нечистоте плотского греха: всякий кто заводит дружбу с порочным человеком, от него же научится и пороку его, и очернит себя, как очерняется человек, прикасающийся смоле. И справедливо уподобляется порочная жизнь людей развратных смоле: как смола черна и прилипчива, как она легко пристает ко всякой вещи, а когда загорится, то издает смрадный дым, и пламень ее бывает трудно погасить: так и гнусные дела беззаконных мрачны, отвратительны и черны, как эфиопы. И говорит таковым Сам Бог в книге пророка Амоса: не якоже ли сынове эфиопстии, вы есте Мне, сынове израилевы (9; 7)? Когда, говорит, вы развратились, не стали ли в очах Моих такими же темнообразными, как эфиопляне? Всякий грешник есть черный эфиоп, он ненавидит света и не приходит к свету, да не обличатся дела его, яко лукава суть ( Иоан. 3, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Пятый день. Поуч. 2-е. Св. мученик Конон огородник. (Уроки из его жизни: а) всем нам должно трудиться; б) должно быть простосердечным и в) как подражать мученикам?) I. Ныне св. Церковь совершает память св. муч. Конона Огородника. – Св. Конон был родом из Назарета галилейского, жил и трудился в Памфилии, занимаясь огородничеством. Нравом был он прост, не книжник, но боялся Бога и хранил заповеди Его. Во время гонения Декиева на христиан воевода Публий велел схватить его и принуждал принесть жертву идолам; и когда Конон пребыл твердым в своем исповедании, то ему вбили гвозди в ноги и заставили бежать. Св. мученик изнемог, пал на колена и, помолившись, предал дух свой Богу. II. Добрые мои слушатели! Повесть о св. мученике Кононе не велика, но за то сколько в ней для нас поучительнаго. а) Св. Конон, сказали мы, занимался огородничеством, и таким занятием и трудом, конечно, приобретал себе необходимое для жизни. И всякий из нас должен трудиться и трудом приобретать пропитание и содержание для себя и для своей семьи. Сам Господь повелел человеку трудиться. Он сказал: в поте лица твоего снеси хлеб твой ( Быт. 3,19 ). Конечно, наши труды и занятия различны. Но чем бы кто ни занимался, он должен трудиться по Божьему закону, жить трезво и честно. Ибо только честные и праведные труды любит и благословляет Господь. И только честные и праведные труды приносят радость нашей душе, приближают нас к Богу и Его вечному царствию. Но Боже упаси лениться и не трудиться. Св. апостол учит: аще не хощет кто делати, ниже да яст ( 2Солун. 3, 10 ), т.е. недостоин и куска хлеба. Ленивый к труду часто ленится и Богу молиться, а если и молится, то нередко с небрежением и рассеянностию. А такой человек часто ли думает о своей душе и о грехах своих? Часто ли помышляет о покаянии и о том, чтобы спасти душу свою от муки вечной? Нет, братие, и благо земное и вечное спасение души приобретаются молитвою и трудом. б) Св. Конон, сказали мы, нравом был прост. Таким именно нравом должен украшаться и всякий христианин. А это значит, никто из нас никогда ни пред кем не должен гордиться и превозноситься, но должен со всеми обходиться кротко и ласково, с братскою, христианскою любовию, никого не должен обижать и обманывать, должен говорить и делать одну правду, всегда иметь доброе сердце. Такое сердце дорого и благоприятно для Бога, любимо ангелами и добрыми людьми. Не напрасно и люди мудрые говорят: «в простых сердцах Господь почивает». О, если бы все мы старались всегда иметь доброе сердце! Сколько добра, сколько радостей и спокойствия душевного имели бы мы тогда! Но горько сказать, сколько между нами людей строптивых и хитрых, неуважительных и немиролюбивых, заносчивых, высоко о себе думающих, нередко обманывающих и обижающих друг друга! И не от сего ли самого мы мало имеем искренних и верных друзей? не от сего ли мало имеем радостей и спокойствия душевнаго?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010