Храм хорошо виден со всех сторон села и придает ему красоту. Внутри храм имеет три алтаря, из которых средний во имя Николая Чудотворца выступает вперед и имеет полукруглый иконостас. Главный свод среднего купола поддерживается четырьмя колоннами. Карнизы, лепные украшения и удобство внутреннего расположения храма свидетельствуют об усердии его строителей. При своем изяществе Быньговский храм отличается прочностью. В фундаменте его под углами заложены чугунные стулья, весом до 300 пудов (около 5 т), все стены перевязаны железными связями. Верхние и нижние подушки окон чугунные, рамы оконные в куполе и стропила из железа. Особенной прочностью отличается колокольня: вся внутренняя часть ее состоит из чугуна и железа, крыша храма первоначально была из кованого листового железа. По данным 1819 года - это был единственный по такой архитектуре и прочности храм на Урале. Внутри храм был расписан еще при освящении. В 1819 году был освящен северный придел в честь Успения Божией Матери, при этом храм был разделен на две части. Новый придел был отделен от главного сплошной стеклянной рамой и сделан теплым. Главный же храм был холодный, неотапливаемый, поэтому богослужение в нем совершалось летом. С течением времени произошло обветшание храма, и в 1856 году при содействии епархиального начальства владельцы невьянских заводов ассигновали на ремонт 2251 рубль серебром. Тогдашний местный священник Николай Варушкин принял на себя должность строителя, и с апреля 1857 года началось обновление храма снаружи и внутри. С трех сторон храма вместо деревянных устроены каменные крыльца с парапетами. Крыша на храме поправлена и выкрашена малахитовой краской. Внутри убрана стеклянная перегородка между приделами, и храм заново перештукатурен и сделан теплым. Сделан новый узорчатый пол, заменены оконные рамы. В 1857 году тщанием прихожан устроен большой запрестольный крест с предстоящими. Успенский придел вновь устроен и освящен 25 января 1858 года. В 1860 году главный Никольский иконостас обложен резьбой и позолочен и 10 октября 1860 года освящен. В 1862 году в куполе устроена баллюстрада (перила) для певчих. В этом году весь храм был вымыт снизу до верху, ввиду ожидаемого приезда архиепископа Пермского Неофита. Еще ранее в 1852 году вокруг храма устроена ограда в виде звезды с тремя воротами. В 1862 году на деньги прихожан был устроен южный придел и 30 января 1863 года освящен в честь Сретения Господня. Наиболее почитаемые иконы: икона Николая Чудотворца, писанная при основании храма, перед ней читается акафист Святителю. Другая икона - Знамения Божией Матери - является списком Знаменской иконы, хранящейся в одноименной церкви г. Верхний Тагил. С этой иконой каждый год совершался 14 августа крестный ход в село Быньги в память прекращения падежа скота после обхождения села с этой иконой. Установлено празднование епархиальным начальством в 1809 году.

http://sobory.ru/article/?object=01239

В течение пяти лет образ святителя Николая находился, как было записано в монастырской летописи, «не в своем доме». В 1728 году из Суздаля в Москву прибыла инокиня Елена (Лопухина Евдокия Федоровна), первая супруга императора Петра I, сосланная в Покровско-Суздальский монастырь. По возвращении в Москву она поселилась в Новодевичьем монастыре. Узнав историю резной чудотворной иконы, она забрала образ из палат Синода в Новодевичий монастырь. 20 января 1728 году настоятелю монастыря архимандриту Гедеону пришло предписание явиться в Москву и взять образ святителя Николая в Николо-Радовицкий монастырь. В 1729 году в колокольне храма Рождества Богородицы случился сильный пожар, во время которого расплавились колокола, а здание колокольни вместе с храмом прп. Михаила сильно пострадало. В 1730 году императрица Анна Иоанновна, сочувствуя постигшему горю, пожертвовала монастырю тысячу серебряных рублей. В 1753 году по благословению епископа Рязанского и Муромского Димитрия (Сеченова) началось строительство монастырской колокольни с надвратным храмом на средства московского купца Ивана Демидова. Освящен надвратный храм в честь святых апостолов Петра и Павла епископом Рязанским и Шацким Палладием (Юрьевым) в 1770 году. В 1761 году настоятель монастыря игумен Антоний II испросил благословение епископа Рязанского и Муромского Палладия (Юрьева) на построение нового храма на острове Святого озера. Через год деревянный храм был построен и освящен в честь святителя Николая. В 1779 году в Богородицерождественском храме над левым приделом святого Иоанна Крестителя, на месте бывшей ризницы, был устроен храм в честь Сретения Господня. В 1780 году с северной стороны от монастырской колокольни был построен каменный двухэтажный братский корпус. В верхнем этаже устроены шесть келий. В нижнем этаже - четыре братских кельи, просфорня и комнаты для наемных рабочих. В 1783 году обгоревшая во время пожара первоначальная колокольня вместе с храмом прп. Михаила была разобрана. В 1784 году над алтарем Рождества Богородицы был устроен второй этаж под ризницу.

http://azbyka.ru/palomnik/Николо-Радовиц...

Первое упоминание о Завалине имеется в " Писцовых книгах " за 1637-1643 гг, где оно тогда числилось за Лаврентием Алексеевичем Кологривовым. Имеются также сведения и о выстроенной здесь церкви Святителя Николая в 1635 году. В 1713 году, взамен обветшавшей церкви, строится новый храм во имя Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Святителя Николая и мучеников Флора и Лавра. Освящение Казанской церкви состоялось в 1715 году. Ровно через 100 лет на средства владелицы поместья Елизаветы Фёдоровны Акинфовой (урождённой Грибоедовой) в селе Завалино, чуть в стороне от деревянного обветшавшего храма, строится каменный храм с колокольней. В церкви было также три престола: в холодном находился главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, в тёплой трапезной - во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, и во имя Святой праведной Елисаветы. Храм был возведён в честь победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Пять небольших валунов, привезённых с Бородинского поля, по замыслу Елизаветы Фёдоровны должны были дополнительно подчеркнуть связь храма Божьего с подвигами русских воинов, в том числе двух её сыновей, благополучно вернувшихся с той войны. Четыре камня сохранились до наших дней и лежат перед церковью посреди разбитого прихожанами и батюшкой цветника. Как можно заметить, что эта кирпичная церковь в стиле зрелого классицизма, прекрасно сохранилась до наших дней. Здесь мы можем видеть, что храм состоит из однокупольного четверика с боковыми портиками, полукруглой апсиды, небольшой трапезной и трёхъярусной колокольни. Центральный вход украшает классический треугольный фронтон на четырёх массивных каменных колоннах. Луковичная глава возвышается на сферическом куполе, установленном на большом центрическом световом барабане. Колокольня представляет собой композицию " ротонда на четверике " , где первый ярус звонницы в совокупе с углом трапезной, украшен рустовкой. Третий же ярус звонницы украшен полуколоннами. Стены оштукатурены и выкрашены в нежный бело-желтоватый цвет. Кровля и купола покрыты оцинкованным железом. Внутренняя отделка также проста и лаконична, как и наружная. Старинных росписей не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=02829

По материалам сайта монастыря Никольский пустынный мужской монастырь на реке Сольба с двухпрестольной церковью, освящённой в честь святителя Николая Чудотворца и великомученицы Варвары, был основан не позднее начала XVI века. В 1544 году за монастырём уже числились обширные земельные владения. В Смутное время в начале XVII века монастырь был полностью разорён польскими отрядами. Согласно монастырскому Синодику, обитель находилась в запустении 97 лет, и только указом императора Петра I в 1711 году Николо-Сольбинская пустынь была возрождена, как приписная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви в честь святителя Николая и великомученицы Варвары, а в 1731 году каменной церкви в память Успения Божьей Матери. В 1742 году по просьбе насельников обители Сольбинская пустынь получила самостоятельность, на условиях отсутствия пособия от казны и обязанности братии " довольствоваться своими трудами " . К моменту секуляризации церковных земель, последовавших в царствование императрицы Екатерины II, монастырь вновь имел большие земельные угодья и развитое хозяйство. В начале XIX века деревянная Никольская церковь пришла в упадок, и в каменном Успенском храме был освящён придел в память святителя Николая, а вскоре и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году Сольбинская обитель была обнесена каменной стеной с шестью башнями длиной 570 метров. Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так, во всё время с начала XVI века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестёр. К этому времени усилиями настоятельницы Макарии (Скудиной) Сольбинская пустынь была капитально обновлена. После Октябрьского переворота уже в ноябре 1918 года усилиями местных коммунистов монастырь был разграблен и " ликвидирован " , а некоторые из сестёр, возможно, расстреляны. В монастырских строениях была организована сельхоз " коммуна " , но церковь, как не удивительно, осталась действующей до 1937 года. " Коммуна " развалилась в 1922 году. В 1937 году был расстрелян последний перед закрытием монастыря священник обители Леонид Гиляревский, имевший 12 детей. В том же году, по сфабрикованному обвинению в " контрреволюционной деятельности " , расстреляли и последних настоятелей оставшегося Никольского храма: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева). Отец Паисий успел провести на Сольбе только две службы. Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавших в миру нести монашеские обеты были приговорены к различным срокам тюремного заключения.

http://sobory.ru/article/?object=09441

После пожара в Богоявленском монастыре, в 1612 г. село было заложено, но затем выкуплено и возвращено монастырю патриархом Филаретом. В 1619 г. царь Михаил Федорович жалует Вельяминово князю Дмитрию Михаиловичу Пожарскому, но через четыре года, в 1623 г., село снова возвращается Богоявленскому монастырю, и вскоре переходит к князю Ивану Ивановичу Шуйскому. Именно при этом владельце здесь строится около 1627 г. новая деревенская церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (взамен обветшавшей церкви во имя Святителя и Чудотворца Николая). Через одиннадцать лет по духовному завещанию владельца на помин души село Вельяминово вновь возвращается к Богоявленскому монастырю. В 1653 г. село Вельяминово приглянулось Святейшему Патриарху Никону, который выменивает его у Богоявленского монастыря на два других своих села в Московском уезде. Так Вельяминово становится подмосковной вотчиной владыки — патриарха и получает новое название - Владыкино. В Патриарших приказных книгах, сохранившихся до наших дней, упоминается, что Святейшие патриархи Никон, Иоаким, Адриан многократно слушали Божественную литургию в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. А 19 мая 1690 г. село Владыкино посетил царь Петр Алексеевич и вместе с патриархом Адрианом также слушал Божественную литургию в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. К 1596 г. относится первое письменное упоминание о деревянном храме святителя Николая в селе Вельяминове, на левом берегу реки Лихоборки. В 1653 г. село перешло во владение патриарха. Патриарх Никон переименовал его во Владыкино и освятил 9 апреля 1654 г. в нем второй храм в честь Иверской иконы Божией Матери. К 1682 г. относится первое письменное упоминание о храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине. Находился он на том же высоком левом берегу Лихоборки, что и храм святителя Николая. В 1701 г. он еще оставался деревянным. С упразднением патриаршества в 1722 г. император Петр I подарил Владыкино Феофану Прокоповичу. Двор его находился рядом с церковью Рождества Пресвятой Богородицы. Каменный храм был построен в конце XVIII века. Иконы в него были принесены из упраздненной церкви села Никольского.

http://sobory.ru/article/?object=03620

В первой половине XIX века храм подвергся перестройке в стиле классицизма. После всех работ храм стал выглядеть таким, каким мы можем видеть на сегодняшний день: основной объём в виде небольшого неравногранного восьмерика перекрыт куполом с главкой, с запада к нему примыкает притвор и колокольня. Никольская церковь сначала была приходской и имела отдельный причт, а с 1849 года стала приписной к церкви Рождества Пресвятой Богородицы с. Черкутино. Престол в ней был один. Утварью, ризницей, святыми образами и богослужебными книгами церковь была снабжена в достаточном количестве. Рядом с храмом находились строения усадьбы Салтыковых, от которых сохранились дом и флигель XVIII века. После постройки Салтыковыми новой усадьбы в Снегирёво, дом в Черкутино был передан церковному причту. В доме священника этой церкви, о. Михаила Васильева, 1 января 1772 года родился сын Михаил, будущий государственный деятель Российской империи, граф Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839); в Никольском храме будущий реформатор был крещён. Церковь Николая Чудотворца была закрыта властями в 30-х гг. ХХ столетия и приспособлена под хозяйственные нужды. Здание Никольской церкви сохранилось до наших дней, но требует значительной реставрации. Чудом храм не был разрушен и разобран на кирпич для хозяйственных целей в советское время. Что только не находилось в помещении храма: и котельная психоневрологического диспансера, и баня, и склады, и даже свинарник. Сейчас благодаря стараниям епархии и общественности проводится восстановление храма. Из книги: Протоиерей Олег Пэнежко. " Храмы Владимирской области. Город Покров. Петушинский и Собинский районы, - Владимир, 2010 Комментарии и обсуждение В Храме Николая Чудотворца служил в начале XIX века отец выдающегося государственного деятеля России Михаила Михайловича Сперанского - священник Михаил, здесь же крестили и самого будущего реформатора. 21 мая 2009. Доброго времени! Очень странно читать недостоверную информацию о восстанавливаемой цекви в честь святителей Спиридона и Николая, да еще и соттеннком иронии!? Хотя возможно на этом ресурсе не стоит вопрос о достоверности.

http://sobory.ru/article/?object=02874

Отстроенная деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая сгорела в начале XIX века. Автором церкви был знаменитый архитектор Й.К.Л. Энгел (Engel), известный также застройкой столицы Финляндии Хельсинки (прежде всего, " Кафедральный собор " ). Также он проектировал церкви в Суйстамо и Саккиярви. Источник: Альтернативный путеводитель http://altertravel.ru/view.php?id=966 Церковь Николая Чудотворца в поселке Салми - одна из самых крупных церквей поздне-классического стиля на территории Карелии. Территория уезда Салми относилась к трем различным православным приходам. Самый большой из них был Салминский приход, в 1939 году имелось 8500 прихожан. Первоначально центром прихода было Кирккойоки (Kirkkojoki), где имелась деревянная церковь. В 1788 году была построена новая церковь, на месте обветшалой старой. В начале 19-го века центром прихода становится уездный центр, Тулема (Tulema), ныне поселок Салми. На высоком месте " иждивением ея сиятельства камер-фрейлины Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, тщанием сердобольского купца Федора Федоровича Маковкина " , владевшей землями Салми, была построена в 1814-1824 году новая каменная церковь в распространенном тогда стиле неоклассицизма. Церковь была трехпрестольной: левый придел - во имя праведной Анны, правый - в честь св. Алексия, митрополита Московского. Долгое время это была самая большая церковь и единственное каменное здание Приграничной Карелии. Эти обстоятельства и имя Орловой породили легенды о якобы ее приезде в Салми и совершаемых ею разнообразных благих деяний. Деньги на церковь, согласно этим легендам, Орлова пожертвовала после нахождения чудесным образом клада. Автором православной церкви в Салми (Тулема) был знаменитый архитектор Й.К.Л. Энгел (Engel), известный также застройкой столицы Финляндии Хельсинки. В основании церковь, освященная в память святого Николая и именовавшаяся местными жителями Николаевской или Анненской, имела размеры 30x13 метров, на трехэтажной колокольне располагались 11 колоколов, самый тяжелый весил 1700 килограмм. Над центром церковного зала возвышался восьмигранный купол. В церкви имелось три алтаря, большой красивый и богатый иконостас. Множество икон имелось на стенах, своды и колонны были расписаны фресками. В середине 1930-х годов церковь была капитально отреставрирована.

http://sobory.ru/article/?object=04676

Под 161 (1653) годом в указанных книгах о состоянии прихода при церкви сообщается «у Николаевской церкви 2 дв. поповых, дв. пономарев, бобыльских 5 дв., да в приходе помещиковых 8 дв., крестьянских 160 дв., всего 185 дв., пашни церковныя пахатныя середния земли 11 чети, да перелогом и лесом поросло 5 чети в поле, а в дву по тому ж, сена по реке по Тальше и промеж поль 100 копен». «164 (1656) г. а по новому дозору положено дани 4 рубли 2 денги заезда гривна»; под 1710 годом в тех же книгах о причте сказано: «Боголюбскаго стана при церкви Николая Чуд. села Стараго погоста, вотчины Покровскаго монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов». К 1678 г. у Никольской церкви уже стояли «четыре избенки, а в них живут нищие, кормятся Христовым именем». Под 1710 г. в окладных книгах указано о причте погоста: «Боголюбского стана при церкви Николая Чудотворца села Старого погоста, вотчины Покровского монастыря, что в Суздале, попы: Алексей Стефанов, Андрей Григорьев, у него сын поп Петр Андреев, Иван Стефанов, у него брат поп Борис Стефанов, пономарь Прокопий Иванов». По данным книг I ревизской переписи 1719 г., значились «села Старого Погосту церкви Николая Чудотворца попы Алексей Степанов, Петр Андреев, Иван Степанов, Борис Степанов, дьякон Иван Михайлов, дьячек Василий Алексеев». В 1764 г. приходские монастырские селения перешли в ведение Государственной Коллегии Экономии и с тех пор находились в казенном ведомстве. В 1791 г. вместо деревянной церкви, усердием, прихожан построена каменная теплая церковь, небольшая и об одной главе, вместе с шатровой каменной же колокольней. Освящена в прежнее наименование — в честь Святителя и Чудотворца Николая. В 1894-1895 гг. теплая церковь погоста была расширена, при ней выстроили теплый же придел во имя Пророка Божия Илии. Инициатором этого строительства стал священник И. П. Чижев. Он на свои средства устроил иконостас в новом приделе, всего пожертвовав более 650 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=02516

Так, колонки, покрытые лепным орнаментом, украшающие входную пристройку храма свт. Николая, близки к элементам интерьера собора Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери монастыря ( Кацер. 1948. С. 49, 50-51). Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Собор во имя свт. Николая Чудотворца. 1669–1672 гг. Фотография. 2016 г. Подробное описание М. м. оставил московский стольник и дипломат П. А. Толстой, который, посетив мон-рь 5 апр. 1697 г. вспоминал: «...во время чтения Святого Евангелия, и на Херувимской песни, и на словах Христовых, и на причастии стрелба была у той церкви ис трех пушек, и пред царскими дверми ставились мещане с великими изрядными свещами 14 человек» (Путешествие. 1992. С. 14). Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. Церковь во имя прп. Онуфрия Великого. 1793–1798 гг. Фотография. 2014 г. М. м. дважды сильно пострадал во время Северной войны: его ограбили уходившие из Могилёва швед. войска, а затем казаки и калмыки из конных частей рус. войск. Обитель запустела, в 1719 г. была возрождена как мужская. В 1747 г. в связи с необходимостью защиты от католиков и униатов власти М. м. добились выдачи им копий предшествующих привилеев кор. Владислава IV Вазы. В 1754 г. М. м. был закрыт, церкви оставались приходскими до нач. 30-х гг. XX в. В 1793 г. по инициативе архиеп. Могилёвского, Мстиславского и Оршанского свт. Георгия (Конисского) рядом с Никольской ц. началось возведение теплого отапливаемого храма, который в 1798 г. еп. Могилёвский и Витебский Анастасий (Братановский-Романенко) освятил во имя св. Онуфрия. К нач. XX в. при Никольском храме существовали 2-классное церковноприходское училище и богадельня. В 1915-1917 гг. в Могилёве находилась Ставка Верховного главнокомандующего. Имп. св. Николай II Александрович с семьей посещал Никольскую ц. В 20-30-х гг. XX в. из храмов бывшей обители была изъята ценная церковная утварь, а иконостас Никольской ц. уничтожили. Богослужения не совершались с 1934 г., после смерти свящ.

http://pravenc.ru/text/2563900.html

НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ В ШКЕЙ-БРАШОВЕ (кон. XIII в.), расположена в квартале Шкеи в Брашове (Трансильвания, ныне центр одноименного жудеца, Румыния) Сибиуской архиепископии Румынской Православной Церкви НИКОЛАЯ СВЯТИТЕЛЯ ЦЕРКОВЬ «ТИС СТЕГИС» [церковь святого Николая под крышей], в 5 км к северо-западу от дер. Какопетрия на о-ве Кипр, на берегу р. Клариос, на месте средневек. одноименного мон-ря НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ МОРСКОЙ СОБОР в С.-Петербурге , 1-й морской собор России, в 1941-1999 гг. кафедральный собор С.-Петербургской (Ленинградской) епархии; памятник елизаветинского барокко НИКОЛЬСКИЙ Александр Васильевич (1874-1943), рус. композитор, ученый-теоретик, публицист, педагог, музыкально-общественный деятель НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН Никон (Беляев Георгий Николаевич; 1886-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОН (Беляев Николай Митрофанович; 1888-1931), иером., преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОНОВ Николай Никитич (1849-1918), с.-петербургский епархиальный архитектор, мастер церковного строительства в рус. стиле. НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_51.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010