Числа: Декабрь (Церковные даты декабря)/Подготовила Екатерина Прогнимак ; Фото Михаила Шумилова//Фома. - – декабрь 2007. – С.44-45. – (рубрика « Числа »). Весь декабрь Церкви предстоит провести в покое, соблюдая Филиппов пост, украшенный праздниками в честь великих святых: Названы и кратко прокомментированы (С.44) следующие даты: 2 декабря – день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (XIX век); 8 декабря – память священномученика Климента , папы Римского, жившего на рубеже I и II веков от Р. Х.; 10 декабря – праздник в честь иконы Божией Матери « Знамение » (XII век от Р.Х.); 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного (I век от Р. Х.); 18 декабря – день памяти преподобного Саввы Освященного (VI век от Р. Х.); 19 декабря – празднование в честь святителя Николая Чудотворца , архиепископа Мир Ликийских (IV век от Р. Х.); 25 декабря – память святителя Спиридона , епископа Тримифунтского (IV век от Р. Х.). Более подробно рассказано о трех церковных торжествах: 7 декабря – день памяти святой великомученицы Екатерины (начало IV века от Р. Х.). – С.44; 17 декабря – память святой великомученицы Варвары (IV век от Р. Х.). – С.44; 20 декабря – день памяти святителя Амвросия Медиоланского (конец IV века от Р. Х.). – С.45. Протоиерей Петр Перекрестов , ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь заграницей, США). Так заживает рана. Фото из архива автора//Фома. - – декабрь 2007. – С.45. – (рубрика « Числа »). Рассказ о найденной в конце XIII века в курских лесах Курской-Коренной иконе Божией Матери, в честь которой 10 декабря Православной Церковью установлен праздник. Эта икона, вывезенная из России в 1919 году, стала самой великой святыней Русской Православной Церкви заграницей. Разрубленная когда-то на две части Курская-Коренная икона однажды чудесным образом срослась (остался лишь след на тыльной стороне образа). В этом автор видит прообраз воссоединения Русской Церкви (акт о каноническом общении подписан 17 мая 2007 года), возрождения ее во всей своей полноте: «Божия Матерь вымолила перед Своим Сыном наше духовное единство».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-56-...

Храм был закрыт в 1938 г. Иконы и богослужебная утварь уничтожены, колокольня и купола снесены. Вновь храм был открыт в 1991 г. При храме есть чудотворный источник, на котором ежегодно совершаются водосвятия: в честь обретения Калужской чудотворной иконы (1-е воскресение Петрова поста), спасение Калуги от холеры в 1892 г. (18/31 июля), в память избавления от чумы в 1771 г. (2/15 сентября) и в память изгнания французов в 1812 г. (12/25 октября). http://korolev.msk.ru/books/dc/ea_l4751.txt Раньше на месте с. Ждамирова находилось три поселения: д. Ждамирово, д. Хитровка и с. Калужка. Все они принадлежали старинному роду бояр Хитрово. Со временем они образовали с. Ждамирово. Самым древним из этих поселений являлось село Калужка. Здесь находилось славянское городище, предположительно, первоначальное местоположение Калуги. С XVIII в. Калужка стала местом, куда стекалось большое количество богомольцев, приходивших поклониться Калужской чудотворной иконе Божией Матери, которая была обретена в 1748 году в д. Тиньково. Первое упоминание о храме в селе Калужка относится к 1600-1630 гг. Первоначально он находился " на старом городище " . Новый деревянный храм в честь Рождества Богородицы был возведён неподалёку. Каменный храм построен в 1760 году стараниями помещика Хитрово на церковные доходы. Первоначально был один престол - в честь Рождества Богородицы. В 1798 году построена колокольня, а позднее, в 1874 году попечением священников Александра Соколова и Василия Беляева была пристроена трапезная с двумя приделами, увенчанными главками. Северный придел освящён в честь святителя Николая Чудотворца, а южный - в честь святых апостолов Петра и Павла. 2 октября 1896 года в доме старшего священника храма была открыта церковно-приходская школа. В 1950 году здание было отдано под среднюю школу К началу ХХ столетия при храме было уже две церковно-приходские школы: одна в селе Калужка, а другая - в Турыниной слободе. На Калужско-Тульском тракте стояла часовня, приписанная к храму Рождества Богородицы. В 1938 году храм был закрыт, иконы и богослужебная утварь изъяты, купола снесены. После закрытия храма его здание использовалось как общежитие, баня, картонажный цех Калужского химфармзавода. Колокольня и подкупольный барабан были разобраны на кирпичи. Каменная ограда с коваными решётками не сохранилась.

http://sobory.ru/article/?object=02572

В 1762 году взамен обветшавшей церкви ротмистром Я.Д. Трубецким была построена новая деревянная святого пророка Илии. В 1859 году различали два населённых пункта: владельческое село Шестаково при реке Орлея — 7 дворов и 54 жителя, базар Илья Пустое (Пустой) – деревня — 8 дворов, 103 жителя. В 1880-1885 годах капитаном Потёмкиным П.П. построена новая каменная Ильинская церковь (сохранилась поныне). В 1885 году открыта школа с приютом. В 1904 году населённых пунктов уже становится 3: деревня Шестаково Присельской волости Духовщинского уезда, владельческая усадьба Шестаково, село Шестаково - 25 дворов, 156 жителей, церковь, приходская школа, земская школа, ярмарка, лавки. В приходе имеется двухпрестольный храм. Согласно Архивным данным, центральный престол был освящен в честь Успения, зимний – в честь пророка Божия Илии. Есть сведения о третьем престоле, освященном в честь св. мч. Павла, который до нынешнего времени не сохранился. Ни один из существующих престолов не освящён. Назначение храма – приходской. В «Списке населенных мест Смоленской губернии» за 1859 г. имеются сведения о владетельном селе Шестаково Духовщинского уезда, расположенном при речке Орлее. Село насчитывало 7 дворов, число жителей 54 человека (26 муж. и 28 жен.). В селе действовали церковь и базар. В том же документе за 1904 г. значится село Шестаково Присельской волости Духовщинского уезда, расположенное в 27 вер. от уездного города. В селе насчитывалось 3 двора с числом жителей 21 человек (10 муж. и 11 жен.). В селе располагались церковь, церковно-приходская школа, школа грамоты, две мелочных лавки, волноческа, 20 июля (2 августа по н.с.) каждого года работала ярмарка. В 1762 г. в селе Шестаково на средства ротмистра Якова Даниловича Трубецкова взамен ветхой церкви была построена новая деревянная брусованная церковь в честь пророка Илии с приделом во имя Николая Чудотворца за одним иконостасом: по правую сторону Святого Пророка Ильи, по левую – Святителя Николая Чудотворца. Против западных дверей была брусованная колокольня, на ней 4 небольших колокола. Вокруг церкви – деревянная ограда из круглого леса. Устроена церковь взамен одноименной ветхой ротмистром Я.Д. Трубецким (Энциклопедия «Смоленская область», том 2, Смоленские Епархиальные ведомости).

http://sobory.ru/article/?object=18707

В 1894 г. власти г. Данилова предоставили общине землю, в кон. XIX - нач. XX в. благотворителями Д. м. являлись петербургский предприниматель Д. С. Бочагов, даниловский купец А. Н. Масаинов, вдова купца И. В. Ворохобина и др. На их средства в 1894 г. в местности Горушка были построены 16-келейный деревянный корпус с шатровой ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, 2-этажный дом с трапезной и пекарней, баня, хозяйственный двор с коровником и конюшней. Освящение храма и построек обители совершил 13 авг. 1894 г. Ярославский архиеп. Ионафан (Руднев). В 1901-1908, 1915-1918 гг. по проекту петербургского архит. В. А. Косякова в Д. м. был возведен собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами во имя святителей Николая Чудотворца и Алексия Московского. 16 сент. 1918 г. собор был освящен Патриархом св. Тихоном в сослужении Ярославского митр. Агафангела (Преображенского) . Настоятелем собора, в котором начались регулярные богослужения, стал свящ. Захарий Бенедиктов. Вероятно, ок. 1918 г. домовый Казанский храм был переосвящен во имя свт. Николая Чудотворца. Величественный храм, построенный в русско-визант. стиле, является авторским повторением проекта ц. Успения Пресв. Богородицы (подворья Киево-Печерской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры ) в С.-Петербурге (1895-1900) с незначительными изменениями в оформлении апсид и входов. В кубическом объеме собора конструктивно выделены центральные прясла фасадов, имеющие позакомарное покрытие; с востока примыкают 3 апсиды, с запада - притвор, равный по ширине храму, увенчанному 5 главами на барабанах (центральный - световой). Основной объем здания декорирован в стиле узорочья XVII в.: ряды ширинок подчеркивают конструктивное членение постройки, широкие пояса поребрика делят фасады на горизонтальные ярусы; полуциркульные двойные и тройные окна оформлены наличниками с килевидными завершениями; ряды кокошников украшают верхние части фасадов, по 2 ряда помещено в основании барабанов глав. В том же стиле сооружены с запада, севера и юга идентичные друг другу крыльца с висячими гирьками в середине проемов. В отличие от основного объема храма его апсиды и барабаны глав оформлены полуциркульными окнами и аркатурными поясами в визант. стиле. При постройке Казанского собора, как и в ц. Успения в С.-Петербурге, была применена система перекрещивающихся арок с большим пролетом, что позволило исключить установку столбов в интерьере, сохранив единое обширное пространство храма.

http://pravenc.ru/text/171337.html

Церковь Иоакима и Анны - каменная церковь в формах зрелого классицизма принадлежит к распространенному в Галичском уезде типу храмов с венчающим восьмериком, имеющим завершение в виде декоративного пятиглавия. Храм был усадебным: его соорудила на свои средства в 1815 году одна из местных помещиц Наталья Ивановна Чалеева (1793-1857). Туровское, расположенное на высоком северном берегу Галичского озера - одно из живописнейших мест Галичского уезда. Близость к городу и почитаемому Авраамиеву Заозерскому монастырю была исключительно притягательна для костромских помещиков: свои усадьбы здесь имели представители дворянских родов Сипягиных, Перелешиных, Лермонтовых, Сумароковых, Френевых. К настоящему времени уцелели лишь остатки чалеевской усадьбы с прекрасным парком. В начале ХХ века приход церквей составлял 969 человек из 12 селений. Досточтимая местная святыня — престольный крест с надписью «сей крест положен в храм Богоотцов Иоакима и Анны в село Туровское, в котором заключается частица честного древа; сверх того, заключаются камения разные из святых мест, маслины из сада Геосиманского (принесена 1 августа 1846 года из святого града Иерусалима). В Богородицкой церкви находилось 3 престола: в честь Казанской иконы Божией Матери; в честь святого и праведного Богоотца Иоакима и Анны; в честь Святителя Николая Чудотворца. При церкви находилась церковно-приходская школа... Современное состояние храма плохое, церковь не используются. Само же село в настоящее время жилое. Путь до села от города Галич занимает на автомобиле не более 20-30 минут. По материалам сайта: " костромские-деревни.рф " Богоотцовская церковь с. Туровского каменная, с такою же колокольнею, построена в 1815 г. на средства прихожан. Ограда каменная, кладбище при церкви. Престолов три: в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделе с южной стороны – св. и прав. Богоотец Иоакима и Анны и с северной стороны – св. Николая чудотворца. Причт: священник и псаломщик, постоянные средства его: жалование от казны священнику 88 руб. 20 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп. и проценты с общего причтового капитала в 2206 руб. 47 коп. Причтовые помещения церковные. В пользовании причта состоит церковной земли: усадебной 1 десятина 600 кв. сажень, пахотной 28 десятин 1158 кв. сажень и сенокосной 5 десятин 640 кв. сажень. Плана и межевой книги на землю при церкви нет.

http://sobory.ru/article/?object=24127

В 1729 году ветхая деревянная Николаевская церковь была разобрана и, с разрешения Синод. каз. приказа, поставлена была новая деревянная в четь Святителя и Чудотворца Николая церковь. Эта церковь существовала до 1828 года, когда усердием прихожан была построена каменная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, с каменной колокольней и с теплыми приделами: во имя Святителя и Чудотворца Николая и в честь Архистратига Божия Михаила. Относительной давностью отличались – из церковной утвари: потир, дискос и звездица серебро-позолоченные 1719 года; из книг – Апостол изданный в 1695 году. Земли церковной имелось: усадебной 1600 кв. саж., пахотной и сенокосной 35 дес. 697 кв. саж. Причта по штату положено: священник и псаломщик. Причт получал годового дохода: от земли до 160 руб., от сбора хлебом – до 45 руб. и за требоисправления – до 150 руб., а всего около 355 руб. Приход составляли: село Никульское (156 дв.) и дер. Подвязье – расстоянием от села в 3 верстах (В 1859 году число дворов - 39, число душ мужского пола - 118; женского пола – 140. «Дер. Подвязье, Петроковской вол., Владимир. у. Прошлый год школа была у нас в своей деревне, в доме одного крестьянина. Детишек обучалось много и занятия шли успешно. А вот в этом году не то,— помещение крестьяне опять нашли, а учителя Уоно до сих пор не шлет. Детишки шляются без дела по улице. — Вот и учи — говорят недовольные крестьяне. Уоно, пришли шкраба. Мы ждем!» Газета «Призыв», 11 декабря 1923 г.). Всех дворов в Никульском приходе (в 1897 г.) 173; душ мужского пола 467, а женского пола 490; в том числе раскольников в селе Никульском мужского пола 2, женского пола 4, в дер. Подвязье – мужского пола 2, женского пола 1. В приходе существовала школа грамоты, открытая в 1865 г. В 1899 г. обучалось 5 мальч. и 5 дев. Учителем был священник. В архитектурном облике ярко выражены черты ампира, довольно редко встречающегося в постройках того времени. Центральный объем выполнен формой четверика в полутора этажа, расширенного на запад в помещение трапезной, а на восток в полукруглую апсиду. Единственная глава возвышалась на сферическом куполе, установленном на неравном восьмигранном барабане с полукруглыми световыми проемами. Ранее ансамбль заканчивала трехъярусная колокольня, примыкавшая к трапезной, однако сейчас она утрачена (со слов жителей ближайшего села, разрушена в советские годы). В наружной отделке кладочного декора практически не присутствует, кроме рельефной кладки по апсиде и декоративных ниш в трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=01956

В 1792-96 гг. теплый храм был перестроен, а в 1801 г. был перестроен и холодный храм. Теперь в храме два престола: в холодном восточном – во имя святителя и чудотворца Николая и в теплом западном – в честь Казанской иконы Божьей Матери. Церковной земли 177 ½ дес. в Ставропольском уезде Самарской губернии; доходы с неё делятся, согласно воле жертвовательницы, пополам между храмом и причтом. Причт состоит из священника и псаломщика. У священника собственный дом, псаломщик живет на квартире. Капитал причта 3150 руб. 14 коп. Прихожан в г. Симбирске в 43 дворах 114 душ муж. пола и 125 жен. пола. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. Около губернаторского дома находится Николаевская (Казанская) церковь. Она иногда называется «дворцовою», потому что состоит, как бы при губернаторском доме, который называется «дворцом», ибо в нем во время своего пребывания в Симбирске останавливались Государи Александр I (1824 г.), Николай I (1836 г.), Александр II, будучи наследником (1837 г.), цесаревич Николай Александрович (1863 г.). По клировым ведомостям церкви она считается построенною первоначально с посвящением в честь Казанской иконы Божией Матери, с наименованием «Казанской церкви» она прежде и значилась в Симбирске; когда она стала называться «Николаевской» - неизвестно. В настоящее время церковь существует в двух видах, как холодная и теплая. Обе церкви самостоятельные, отдельные. Их нельзя назвать приделами, они существуют одна рядом с другой, на одной линии к востоку, но между ними нет соединительного входа. Теплая, западная посвящена Казанской иконы Божией Матери; холодная, восточная – во имя св. и чуд. Николая Мирликийского. Время построения последней, за неизвестностью, в церковных документах не обозначается. Построение же теплой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, по клировым ведомостям, относится к 1792 г. В подтверждение этого предположения в тех же клировых ведомостях делается ссылка на «купчие крепости прихожан, около храма живущих и имеющих дома».

http://sobory.ru/article/?object=35405

В 1792 году великовражцы возводят ныне существующий храм, первоначально также с одним престолом, освященным в честь иконы Казанской Божий Матери. В 1864 году к Казанской церкви пристраивается тёплый придел, освященный во имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. В 1902-1903 годах во время одной из своих поездок по Волге Великовражской храм посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский и совершил здесь богослужение. В 1937 году после ссылки настоятеля Великовражской церкви протоиерея отца Михаила (Сигрианского) храм был закрыт по причине отсутствия культовых служащих, но разорению не подвергался. Богослужение в храме возобновись на Пасху в 1944 году. 20 февраля 1995 года Великовражской Казанской церкви был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Действующий при храме приход входит в состав Кстовского благочиннического округа Нижегородской и Арзамасской епархии. В настоящее время храм в честь иконы Божий Матери двухпрестольный пятиглавый, деревянный, обшитый тёсом. С западной стороны примыкает небольшая трапезная, под ней располагается шатровая колокольня. Это редкий тип церкви, восьмерик на четверке (шатровый храм). Архитектура храма несёт в себе черты древнерусского народного деревянного зодчества. Главный придел освящен в честь иконы Казанской Божией Матери, боковой придел освящен во имя Святого Николая Мир Ликийского Чудотворца. Источник:     Возникновение первого православного храма в Великом Враге связано с существовавшей здесь мужской пустынью, приписанной к Московскому Симонову монастырю и впервые упомянутой в конце XVI века. Точная дата закрытия пустыни и «обращения» ее в приход не установлена: по одним источникам это произошло в 1724 году при Петре I, по другим в – в 1764 году при Екатерине II. В 1777 году в пожаре сгорели все бывшие монастырские строения, включая две деревянные церкви. В 1788 году прихожанами была выстроена небольшая деревянная Тихоновская церковь, а в 1792 году возведена ныне существующая Казанская. Богослужение в первой из них было прекращено из-за ветхости храма в 1864 году. В 1887 году здание Тихоновской церкви разобрали, после чего в трапезной Казанского храма был устроен теплый придел во имя св. Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=02655

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., Наука, 1998 Казанская церковь расположена в центре села Новосёлки Брянского района на возвышенном берегу реки Судость. Храм в селе Новосёлки упоминается с давних времен. Так, среди храмов Брянского уезда, разоренных в годы Смутного времени (1604-1613 г.г.), указывается и деревянный храм в Новосёлках. К 1760 г. храм пришел в ветхость, что побудило здешнего помещика Василия Александровича Небольсина возвести новый каменный храм, существующий и поныне. Храм, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, имел три придела: в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя Святителя Николая и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских. В документах XVIII в. храм упоминается как освященный во имя свт. Николая Чудотворца с приделом во имя мчч. Флора и Лавра, но с XIX в. храм неизменно именуется Казанским. В XIX в. к храму была пристроена трехъярусная колокольня. В 1885 г. была открыта церковно-приходская школа. В 1930-е г.г. в храме служил священник Василий Голенков. В 1937 г. он был арестован и вскоре умер в заключении. После его ареста в 1937 г. храм был закрыт. В летней его части устроили склад зерна, а в зимней - конюшню. В 1851 г. рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери на средства помещика Петра Павловича Небольсина был построен каменный храм во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, в цоколе которого была устроена усыпальница Небольсиных. В 1920-е г.г. этот храм был полностью разрушен, на его месте построили клуб. Все надгробия погоста вокруг храма были уничтожены, а в 1990-е г.г., при устройстве дороги, могилы были разрыты экскаваторами. Старанием прихожан останки погребенных были перезахоронены в братской могиле в северо-восточной части двора храма. Церковь во имя Казанской Божией Матери является памятником истории и культуры народов Российской Федерации. Код памятника 3200187000, решение облисполкома 406 от 10 июля 1979 г. В 1998 г. была возрождена приходская община. Первоначально богослужения совершались в здании крещальни. К началу 2010-х г.г. был восстановлен зимний придел храма, освященный во имя свт. Николая Чудотворца, в котором совершаются богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=10825

Архитектурным украшением погоста является церковь Николая Чудотворца. Это характерный пример культового здания первой половины XIX века в Орехово-Зуевском районе. Церковь имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма с апсидой, трапезной (ныне утрачена) с притвором и колокольни. Ротонда храма имеет полусферический купол. Колокольня церкви двухъярусная. Храм и колокольня завершены круглыми кирпичными барабанами, увенчанными золочёными главками. В церкви сохранились незначительные фрагменты поздней масляной живописи. Если обратиться к истории постройки данного храма, то мы узнаем, что в 1839 году местным помещиком подпоручиком в отставке А.П. Хметевским был построен вместо старого деревянного храма каменный трёхпрестольный, в честь Святителя Николая Чудотворца с приделами благоверного князя Александра Невского и св. мученика Иоанна Воина, в господствовавшем тогда стиле классицизм. В 1880 году при храме была открыта церковно-приходская школа. Особенно торжественно проходили службы в престольный праздник святителя Николая и когда отмечалась 10-я пятница по Пасхе. После Богослужения, на которое собиралось большое количество народа, обычно устраивались народные гуляния, была ярмарка. Службы в церкви продолжались до 1930-х годов, после чего храм и школу закрыли. Сократилось число жителей в окрестных деревнях, селян переселяли вместе с жильём подальше от этого места, так как перед Великой Отечественной войной неподалёку от храма расположилась воинская часть ПВО Москвы. Разрушающийся храм, одиноко стоявший возле леса, да церковное кладбище напоминали, что ещё недавно церковь жила богослужебной жизнью. Годы запустения привели церковь в аварийное состояние. Храм стоял целым до 1980-х годов, пока функционировала в пару километрах от него воинская часть. После её расформирования дачники и жители окрестных деревень трапезную часть храма разобрали на кирпич для возводившихся дачных домиков. К началу реставрационно-восстановительных работ от церкви остались всего лишь руины.

http://sobory.ru/article/?object=01563

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010