В 1087 г. мощи угодника Божия Николая Чудотворца были перенесены из Мир Ликийских в город Бари, в Апулии, – эта находящаяся на юге Италии провинция до середины двенадцатого века принадлежала Византии. Икона Николая Чудотворца. Почитание на Руси На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно. Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая (9 мая) был установлен у нас уже через десять лет после перенесения мощей, в 1097 г., очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098). В это же время была составлена служба и первые русские жития святителя. Отметим, что первые иконы Николая Чудотворца на Руси появляются еще до перенесения мощей. Из известных на Руси изображений самое раннее – в росписях Святой Софии в Киеве (середина XI в.). В Византии иконография святителя складывается в X-XI вв. (мозаика Константинопольского собора Святой Софии), хотя древнейшее его изображение – фреска в церкви Санта Мария Антиква в Риме – относится к VIII веку. Представляет интерес фреска начала XII в. из Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (в настоящее время она в Третьяковской галерее): святитель изображен в рост, с благословляющей десницей и раскрытым Евангелием в левой руке; это – первое известное изображение угодника Божьего Николая Чудотворца с раскрытым Евангелием. Другой древнейший иконографический тип святителя Николая – поясной, с закрытым Евангелием на левой руке; в Византии он получил распространение в XI-XIII вв. Самый ранний (XI в.) такой образ – в монастыре святой Екатерины на Синае. Древнейшая из сохранившихся русских икон этого типа находилась в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря; она происходит из Новгорода и относится к концу XII в. В Москву из Новгорода ее вместе с Ярославской иконой Божией Матери привез царь Иван Грозный. В 30-е гг. ХХ в., после закрытия Новодевичьего монастыря, икона попала в Исторический музей, а затем и в Третьяковскую галерею. Была еще одна, даже более древняя (XII в.), икона такого типа, мозаичная; хранилась она в музее Киевской Духовной Академии, но во время Великой Отечественной войны бесследно пропала.

http://pravmir.ru/ikona-nikolaya-chudotv...

Вместо этой деревянной церкви в 1783-85 (1675-1677) гг. построен существующий ныне каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом в честь св. Леонтия Ростовского Чудотворца, как это видно из надписи на церковной стене: " Лета 7183 начата сия церковь созидатеся во имя Чудотворца Николая и придел Леонтия Ростовскаго при державе Государя царя ... Алексея Михайловича, а совершена сия церковь ... в лето 7185 " . Холодная церковь до настоящего времени сохранила свои архитектурные особенности. Церковь эта с одной главой, утвержденной на глухом фонаре, алтарь одночастный, крыша на четыре ската с подзором, окна в два яруса с теремками, крест на главе с короной в верху. Что касается теплой церкви - трапезы, то она благодаря перестройке утратила свой первоначальный вид. Расширение трапезы, вероятно, произошло в начале настоящего столетия, когда к ней устроены были приделы в память упраздненной Ильинской церкви, приход коей был приписан к Николе - Зарядному (Примечание: В сотной книге г. Мурома 1574 г. упоминается уже церковь во имя пророка Илии... По окладным книгам 1676 г. при Ильинской церкви значится поп Михаил да посадских приходских дворов: двор подьячего и два двора пушкарских. В 1677 г. Ильинскому священнику Митрополитом предоставлено было право служить молебны на судах, которые останавливаются против церкви, ибо его церковь без прихода. За это право был положен оброк по 8 алтын 2 деньги на год/Владимирские Епархиальные Ведомости, 1886 г., часть неофициальная, с. 211/. Из сохранившейся в церковном архиве грамоты, данной в 7195 (1687) г. (?) Митрополитом Рязанским и Муромским Павлом по просьбе посадского человека Авдея Крюкова, видно, что обе вышеименованные церкви к тому времени " обветшали, стены и углы и на них кровля все сгнило и служить в них не мочно " . Митрополит разрешил вместо этих двух церквей построить новую в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь св. пророка Илии. В 1772 г. с благословения Преосвященного Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, эта церковь была вновь перестроена и освящена в тоже наименование. По духовным росписям 1771 г. при ней значится прихожан 24 двора. В 1811 г. церковь была упразднена, а приход приписан к Николаевскому храму.) По Благословению Преосвященного Ксенофонта в трапезе Никольского храма устроены приделы в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии; придел же в честь Леонтия Ростовского был упразднен.

http://sobory.ru/article/?object=36095

Памятная книжка Костромской губернии.., 1862 г., с. 305; Беляев, 1863, с. 161-162; Краткие статистические сведения..., с. 171; Демидов. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 529-534 Храм Рождества Пресвятой Богородицы Храм построен в 1808 году иждивением крестьянской вдовы Анны Дмитриевны Ледневой. Храм каменный и существует в таком виде, как был первоначально устроен. В 1848 году храм украшен живописью, и стены его покрыты бирюзовым колером с уборкой. В 1873 году вокруг храма была устроена каменная ограда с чугунными решетками. Ограда начиналась от торговых рядов и доходила до крыльца. По обе стороны храма в ограде были ворота, ограда заканчивалась на уровне линии позднего притвора. С северной стороны храма находилась каменная палатка. Наружный вид храма овальный, одноэтажный, с одной главой, покрытие глав - чешуйчатое железное. Храм покрыт листовым железом, первоначально покрашен зеленой краской, купол и крест на нем покрыты белым железом. Приделов в храме три: главный - в честь Рождества Пресвятой Богородицы; за правым клиросом иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»; за левым - свт. Николая Чудотворца. Приделы устроены в 1853 году на пожертвования разных лиц и освящены в том же году преосвященным Леонидом, епископом Костромским и Галичским (с 25 февраля 1850 г. по 19 августа 1853 г.). В «Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии», составленное протоиреем Иоанном Беляевым в 1863 году, дано следующее описание престолов: «Престолы в честь: Божией Матери, празднования Ея рождества, Святителя Николая и всех Святых». В «Историко - статистическом описании села Писцово 1901 г.», составленном И.Ф. Токмаковым говорится: «Приделов в храме три: 1) главный средний в честь Рождества Пресв. Богордицы (празднов. 8 сентября); второй за правым клиросом в честь Знамения иконы Пресв. Богородицы (празднов. 8 сентября, 27 ноября и 1-ю пятн. по Св. Троице); Св. Николая Чудотв. (праздн. 9 мая и 6 декабря)». В «Кратких статистических сведениях о приходских церквах 1911 г.» престолы названы: «В Богородицерождественской ц. - а) главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы, б) правый в честь иконы Знамения Богородицы, в) левый во имя святителя Николая Мирликийского». Средний алтарь полукруглый, отделен от храма аркой и иконостасом. Престол в нем деревянный, на четырех столпах, верхняя доска кипарисная. Средний алтарь украшен живописью с уборкою в 1852 году на сумму разных жертвователей. Главный иконостас в храме гладкий, трехъярусный с двумя рядами колонн, с порезкою, вызолочен червонным золотом без покраски на полимент. Иконостасы в приделах двухъярусные, гладкие, с четырьмя колоннами и резьбой; оба вызолочены червонным золотом без покраски на полимент и оба одинакового вида.

http://sobory.ru/article/?object=01500

С 1938 по 1943 год храм был закрыт. Духовенство подвергли репрессиям. На колокольне насчитывалось восемь колоколов. Самый большой колокол весом в 315 пудов 28 фунтов был отлит в Ярославле на средства почётного гражданина купца Порфирия Оловянишникова в 1873 году. Этот колокол доставили до ближайшей станции на платформе по железной дороге, а до храма, впрягшись в огромные сани, специально для этого сооружённые, передавая от деревни к деревни, как в эстафете, этот святой дар везли деревенские мужики. При советской власти колокола были сброшены со звонницы, разбиты и увезены в неизвестном направлении. Теперь усилиями прихожан вновь возрождается церковный колокольный звон, утраченный в годы советской власти. В день празднования Петра и Павла в 2007 году были торжественно освящены новые колокола для церковной звонницы, которая вновь обрела свой голос после многолетнего молчания. http://nikolsky-hram.prihod.ru/ Церковь Николая Чудотворца в селе Ново-Загарье под Павловским Посадом выглядит необычно: два разных по форме и архитектурному стилю храма объединены в одном здании. Придел в честь Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1715 году Алексеем Александровичем Курбатовым, а большая трапезная с приделами святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы с колокольней были возведены почти двести лет спустя на средства купцов Русаковых. На месте бывшей деревянной Никольской церкви с западной стороны от каменного храма стоит часовня с образом Николая Чудотворца. В Исторических материалах братьев Холмогоровых о подмосковных церквях и селах указано, что в начале XVII века на погосте у речки Осиновки в Загарской волости стояла старинная деревянная церковь во имя святителя Николая. В 1710 году на Никольском погосте значилось уже две церкви: старая Николая Чудотворца и новая великомученицы Параскевы Пятницы. В том же году Загарская волость по указу царя Петра I была пожалована прибыльщику Алексею Александровичу Курбатову. В 1715 году вместо Пятницкой церкви был освящен новый каменный храм Успения Божией Матери. Братья Холмогоровы цитировали запись из бумаг Синодального казенного приказа: «по челобитью Алексея Александровича Курбатова велено в Московском уезде в Загарской волости в вотчине его в селе Никольском новопостроенную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы освятить».

http://sobory.ru/article/?object=08997

А в первой четверти XIII века жители города видели множество чудес от Зарайского образа святителя – он гостил в городе по пути из Корсуни «в земли Рязанские...». Последний факт наводит на ряд размышлений. Как известно, город Зарайск принял святынючудотворную икону св. Николая в 1225 году. Торжественная встреча образа состоялась у стен города 29 июля – в день, который приходится днем Рождества св. Николая. Сведений о церковном празднике Рождеству Святителя в Зарайске мы не имеем. Однако, как указывает прот. Василий (Изюмский) – автор замечательной книги об истории чудотворного образа святителя и почитании его в Зарайске – «в народе Рождество св. Николая отмечалось издревле... дети на этот праздник, подобно как на Рождество Христово, славили св. Николая пением особых стихов, составленных в его честь» 6 . Приобрел ли Новгород знание о рождественском празднике святителю от принесения Корсунской иконы или наоборот – посещение Новгорода повлияло на формирование традиции почитания образа в Зарайске? Вопросы эти пока остаются открытыми. Однако вернемся к Новгороду. Прямые свидетельства о праздновании Рождества св. Николая в Новгороде относятся к XVI веку. В Чиновнике Софийского собора записано, что празднование сопровождалось крестным ходом «от Софеи к Николе Чудотворцу на Розважу» 7 . Чиновник датируется XVI веком. В это время в Новгороде существовал и монастырь, специально посвященный Рождеству Святителя, как говорится в Летописи, «монастырь на Розважи улицы Николая Чудотворца Рождение». Он был основан в 1556 году 8 . Что послужило причиной основания монастыря? Может быть, оно имело чудесную предысторию, связанную с окормлением святителем новгородского люда и возведение обители в честь праздника явилось естественным откликом верующих на помощь святителя? В текстах службы неоднократно упоминается некий град, находящийся под покровительством св. Николая. Например, в одной из стихир на литии поется: «неподвижиму и необориму граду твоему быти сподоби...». Рукопись со службой Рождеству св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы Ивановского Волокодержковского погоста, посторенная в 1782 г., была неотапливаемая, летняя, с тремя престолами. Главный престол — Покрова Пресвятой Богородицы. Южный — Рождества св. Иоанна Предтечи. Северныйпрестол — преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца. Покровский храм украшал крупный купол с главкой и крестомна яблоке. В резном однорядном больших размеров иконостасе находились древние, ещё монастырские иконы. На окнах были красивые резные кованые решетки, сохранившиеся коегде до сих пор. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Ивановского Волокодержковского погоста, каменная, построенная в 1825 г., была зимняя, отапливаемая, с одним престолом — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Храм имел классический вид с изящной главкой и крестом на яблоке. В храме был установлен небольшой иконостас, выполненный в академическом стиле. Вокруг этих двух храмов находилось красивое ограждение с металлическими решетками, завершающее архитектурный ансамбль церквей и кладбища около них. К ним были приписаны: каменная церковь в Жданях в усадьбе Аничковых в 10 верстах от Волока, построенная в 1844 г. помещиком Аничковым, с престолом, освящённым в честь великомученика Георгия Победоносца; и 15 часовень — 14деревянных и 1 каменная. В 1918 г. служили на Ивановском погосте священник Никанор Яковлевич Беляев 58ми лет, его двоюродный брат, диакон Петр Петрович Лебедев 49ти лет, псаломщик Николай Михайлович Михайлов 35ти лет. За ручьем, в центре рядка на Никольском погосте находились два храма. Деревянная, зимняя церковь Богоявления Господня, построенная в 1768 г. с престолом в честь Богоявления Господня. И каменная трёхпрестольная церковь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, построенная в 1799 г. на церковные суммы. Главный престол был освящён во имя святителя Николая, правый — в честь Воскресения Господня, левый — в честь Вознесения Господня. Храм был построен в стиле ротонды, круглой формы, с широким куполом, главкой и крестом на яблоке, был очень красив и привлекал внимание своей монументальностью. Обе церкви были обнесены каменной с железными решётками оградой, при церквях было кладбище. Рядом находилась деревянная церковноприходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=06532

В последней четверти 17 столетия село Арефино с деревнями стало дворцовым пашенным селом царя  Фёдора Алексеевича Романова, который вступил на престол 30 января 1676г., короновался 18 июня 1676г., а умер он в 1682 году. Из приведенных выше выписок из писцовых книг 1629 и 1676 гг. видно, что в Арефине была деревянная церковь в честь Входа Господня в Иерусалим с двумя приделами в честь святых мучеников Бориса и Глеба и преподобного Никиты Исповедника. Деревянная церковь существовала до 1770 года. В этом же году за ветхостью деревянной церкви стали строить каменный храм с главным престолом в честь того же праздника. Пределы предполагались освятить Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. После завершения постройки храма престолы были освящены в 1775 и 1776 годах. Деревянная церковь была разобрана, но в каком году неизвестно. В то же время строилась и каменная колокольня, но в 1775 году она упала во время утрени, пробила свод храма, причем была убита одна женщина, во время богослужением. Вскоре была построена новая  колокольня. С 1789 года по 1806 год на колокольне были, как видно из церковных документов, «боевые часы железные немецкие». В 1785 году по прошению прихожан разрешено было устроить в нижнем ярусе колокольни церковь во имя  Благовещения Пресвятой Богородицы, но это желание прихожан почему-то не осуществилось. Каменный храм, построенный в 1775 году, совершенно изменил свой внешний вид. В 1846-51 годах перестроена была вновь его трапеза, а в 1868 -72 годах перестроен и главный храм. Не однажды изменялись и внутренние убранства храма. Престолов в храме было пять: в холодном храме - в честь Входа Господня в Иерусалим, во имя Живоначальной Троицы и св. благоверного князя Александра Невского, в трапезе теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. Из прежней бывшей деревянной церкви сохранились два полотняных антиминса; они найдены при переделке каменного храма в 1868 году под верхнею престольною доскою. Оба антиминса освящены в 1680 году  митрополитом Рязанским и Муромским Иосифом, и выданы в село Арефино в придельные церкви св. мучеников Бориса и Глеба и преп. Никиты Исповедника в 1686 году. Из святых икон от времени боярина Ивана Никитовича Романова сохранились две иконы – святителя Николая Чудотворца в житии и Живоначальной Троицы. Особенно чтима не только прихожанами, но и окрестными жителями - Владимирская икона Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=23552

А теперь снова обратимся к истории Ихалицкого Николаевского прихода. В краткой справке, составленной Македонской Н.М., имеется запись: «церковь в честь свт. Николая Чудотворца в Ихалицком улусце основана не позднее 1755 г. В 1774 г. построена каменная двухэтажная церковь, холодный храм достроен в 1784 г. Церковь двухпрестольная: главный престол в честь свт. Николая, архиепископа Мирликийского, второй – в честь Спаса Нерукотворного образа. В 1788 г. в приходе числилось 355 человек, в 1868 г. – 862. В д. Голубинская Пустынь (д. Голуби) находилась часовня, построенная на месте упразднённой в 1764 г. Голубинской Рождественской мужской пустыни». В клировой ведомости Ихалицкой Николаевской церкви Вологодской епархии Тотемского уезда за 1917 год представлены следующие сведения: «церковь построена в 1774 году тщанием прихожан и освящена в 1781 году, холодная в 1784 году, освящена в 1794 году, зданием каменная, двухэтажная, в одной связи с колокольнею, крепка, повреждений нет». Отмечено, престолов «в одной два: во имя святителя и чудотворца Николая, а другой в честь Нерукотворного Образа. Утварью церковною достаточна. По штату при ней положены: священник и псаломщик с жалованием: священнику 300 руб., а псаломщику 100 руб. в год из государственного казначейства». Получено доходов за 1917 год: кружечных 773 руб. 44 коп., другие источники содержания членов причта и количество поступающего от них дохода: «в праздники Рождества Христова собирается овса на 40 руб. В Петров пост собирается масла и яиц на 18 руб., в осеннее время собирается рожь взамен печеного хлеба, положенного в дни Св. Пасхи, каковой собрано 32 пуда на 160 руб.» Земли при означенной церкви состоит: «усадебной 1 дес., пахотной 21 дес. и сенокосной 29 дес. 1294 кв. саж. Всего 80 дес. 758 кв. саж.; качество церковной земли: малоплодородная, для обработки трудная; произведениями земли причт пользуется для своего продовольствия». Дома для священноцерковнослужителей на церковной усадебной земле: «построены тщанием священнослужителей в 1902 году и состоят в собственности причта; также ветхий деревянный складочный амбар, здание ветхое, и деревянный одноэтажный дом, построенный в 1912 году для помещения церковного сторожа».

http://sobory.ru/article/?object=37058

В 1859 году егорьевский фабрикант и меценат Давид Иванович Хлудов строит неподалёку от деревянной каменную церковь во имя святителя Никлая, сохранившуюся до наших. Бесстолпный одноглавый двусветный четверик храма под четырёхскатной кровлей увечан глухим обшитым железом гранёным барабаном под малой главкой. В обработке карниза и оконных проёмов использованы элементы классицизма. Фасады повторяют схему московского посадского зодчества: трёхчастная композиция с высоким центральным и пониженными боковыми пряслами и увенчаны килевидными архивольтами фальшивых закомар. Двухпридельная трапезная объединяет храм с четырёхъярусной шатровой колокольней. Всюду присутствует эклектичный стиль с элементами псевдорусского стиля и классицизма. Пол выстлан метлахской плиткой. Каменная четырёхъярусная колокольня высотой 23 метра была возведена в 1886 году на пожертвования егорьевского мещанина Фёдора Никифоровича Юрьевского. Храм трёхпрестольный. Кроме главного алтаря было устроено два придела: в честь трёх святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и в честь благоверных князей - братьев Александра Невского и Фёдора Ярославича. В 1938 году священник Николай Голышев был арестован по обвинению в антисоветской деятельности и приговорён к расстрелу. А храм был варварски разграблен. Иконы и церковная утварь расхищены. Здание церкви использовали как складское помещение, а с нач. 1980-х гг. оно совсем пустовало и разрушалось. В самом нач. 1990-х гг. были варварски спилены чудом сохранившиеся в советский период кресты. В 1991 году святыня Егорьевской земли начала возрождаться. При возрождающемся храме была образована православная община и под руководством назначенного в церковь протоирея Виктора Аксёнова в полуразрушенном храме начались совершаться первые богослужения. 19 декабря 2000 года в левом приделе в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста была совершена первая Божественная литургия. 12 марта 2002 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви последний настоятель Никольского храма перед его закрытием священник Николай Голышев, расстрелянный 17 февраля 1938 на полигоне Бутово под Москвой за веру Христову, был причислен к лику святых как новомученик. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия правый придел Никольского храма устроен в честь священномученика Николая. Это, наверное, уникальный случай, когда в храме, в котором служил священномученик, есть придел в его честь. 17 февраля 2003 года праздничная Литургия была совершена во вновь устроенном правом приделе в честь священномученика Николая.19 декабря 2009 года состоялось Великое освящение Свято-Никольской церкви. Его совершил Высокопреосвященный архиепископ Можайский Григорий.

http://sobory.ru/article/?object=03872

Сокол К.Г. " Монументы Империи " . Москва, 1999 г. Никольский погост при своём возникновении в начале XVII века представлял собой кладбище с деревянной церковью во имя Николая Чудотворца, помещавшаяся на правом берегу речки, небольшой и мелководной, которая звалась Погостовкой. Здесь в вотчине боярина Фёдора Ивановича Мстиславского, в 1628 году была выстроена первая деревянная церковь в честь Николая Чудотворца. Рядом в 1653 году поднялась другая церковь в честь Рождества Христова, тоже деревянная. Эти храмы по два раза перестраивались в связи с ветхостью зданий. Оба храма и колокольню, воздвигнутую в 1790-м году, входящих в единый архитектурный ансамбль, в своё время опоясывала каменная ограда, от которой сейчас уцелело лишь двое въездных ворот, состоящих из трёхарочных проёмов, опирающихся на четыре столба. Лучше всего сохранилась церковь Христорождественская. С точки зрения архитектуры церковь является типичным образцом стиля классицизм, центральный храм выполнен в форме неравнозначного крестовика с большим сферическим куполом на приземистом центрическом световом барабане глухого типа. Наружная отделка представлена многочисленным декором - полуколоннами и пилястрами, фронтонами над центральным входом, ступенчатым венчающим карнизом и рельефными фризами. Храм возвели на пожертвования местных крестьян ещё в 1796 году. Храм перестраивали в 1839 и 1880 годах. В 1930-х годах церковь закрыли. В здании, с которого были снесены купола и барабаны, размещались различные учреждения, а вплоть до недавнего времени там действовал клуб. Восстановление поруганной святыни под руководством священника протоиерея Иоанна (Андрийцо) идёт уже несколько лет. Основной объём церкви и ещё один придел - в честь святителя и чудотворца Николая (он сооружён на месте Никольской церкви, когда-то давшей имя нынешнему посёлку) ещё до конца так и не отреставрирован. В январе 2012 года архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием был освящён Крестовоздвиженский придел храма. Недалёк тот день, когда стены церкви освободятся от строительных лесов и храм предстанет во всем своём великолепии.

http://sobory.ru/article/?object=04230

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010