9 мая. Фомина неделя. [Этот праздник Церковь отмечает в первое воскресенье после Пасхи. На богослужении вспоминается второе явление воскресшего Господа Иисуса Христа своим ученикам, среди которых был и апостол Фома, отсутствовавший во время первого Его явления. Поэтому в переводе с церковно-славянского языка, полное название праздника звучит так: Воскресение подобное Пасхе, которое есть осязание святого, славного апостола Фомы. В честь апостола, который очень жаждал лично, через «осязание», увериться в воскресении Спасителя и который в конце концов это уверение получил, и назван наш журнал]. Ил.: Уверение апостола Фомы. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1634. – С.5; 22 мая. День памяти святителя Николая Мирликийского. [В этот день вспоминается, как в 1087 году мощи святителя Николая были перенесены из Мир Ликийских в итальянский город Бари. Там их торжественно внесли в церковь святого Стефана, расположенную рядом с морем. А спустя год уже был построен храм в честь святителя Николая. Мощи Николая Чудотворца находятся в крипте этого храма и по сей день]. Ил.: Перенесение мощей Николая Чудотворца. Иконография. – С.5; Даты мая: 2 мая. Патриарх Кирилл. Воскресение Христово. Из слова Патриарха Кирилла после Пасхальной вечерни в Храме Христа Спасителя в Москве, 16 апреля 2017 года. Ил.: Воскресение Христово. Икона; Патриарх Кирилл. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. – — май 2021. – С.6–7. – (рубрика « Даты мая »). Колонка главного редактора: Владимир Легойда. Метод Зосимы, или Об одном упреке скептиков в адрес христиан [«Есть скептики, которые говорят: “Вы, христиане, верите просто потому, что так захотели. Потому что нет у мыслящего человека обоснований для веры”. Мне очень нравится знаменитый ответ старца Зосимы “маловерной даме” в “Братьях Карамазовых”. Он говорит: “Доказать тут нельзя ничего, убедиться же возможно”. убедить можно, как говорит Зосима, “опытом деятельной любви”...»]. Фото свящ. Игоря Палкина и фото Ирины Абзаловой/Православная служба «Милосердие»//Фома. – – май 2021. – С.8–9. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-217-...

Восстановление первое 2 января 1774 года на южной оконечности Затюменского мыса в страшном пожаре полностью сгорела деревянная с двумя приделами церковь во имя Воскресения Христова и святителя Николая Чудотворца. Насколько она была стара, нам неизвестно. В 1605 году за Тюменкой была основана Ямская слобода, и жители ее были прихожанами Воскресенской церкви. Вообще, приход насчитывал 175 дворов, включая деревни Тюменского уезда Воронина, Метелева, Княжева и Казанская. Так, 22 декабря 1774 года на средства прихожан по благословенной грамоте епископа Тобольского и Сибирского Варлаама I (Петров) началось строительство новой, каменной церкви в стиле барокко на два престола. Первым в 1777 году построен и освящен придел святителя Николая Чудотворца. В 1791 году возведен главный престол, во имя Воскресения. Освящение всего храма полностью проходило в марте 1792 года. В жизни церкви принимали участие самые влиятельные и состоятельные горожане. Например, медные колокола были отлиты на заводах братьев Константина и Семена Гилевых. В 1845 году сыном купца Ивана Шешукова, Кондратием, были пожертвованы на благоустройство храма 32 железные решетки для ограды, установлены двое ворот, подарен украшенный золотом и серебром набор сосудов и плащаницы. А в 1867 году был проведен капитальный ремонт за счет Ивана Петровича Колокольникова. И это далеко не полный список благодетели тюменских богачей! В 1845 году по прошению церковного старосты, купца Александра Платунова перед архиепископом Георгием «Воскресенская (холодная) церковь была переименована во имя Воздвижения Креста Господня, или Крестовоздвиженскую». Из брошюры В.А. Курмачева «Церковь во имя Воздвижения Креста Господня в Тюмени с приделом святителя Николая Чудотворца» (Тюмень, 1999): «В 1849 году купцом Матфеем Гущиным пожертвована храму икона Нерукотворенного Образа вместо унесенного в Покровскую Слободу — Тарханского Спаса. Последняя находилась в приходе в 1763 года, то есть 86 лет. По инициативе верующих Крестовоздвиженской (Никольской) церкви было направлено воззвание всех прихожан храмов города Тюмени архиепископу Георгию относительно крестного хода с иконой Тарханской из Слабодо-Покровской в г. Тюмень 9 мая (по ст. стилю) в честь перенесения мощей святителя и Чудотворца Николая… В 1866 году по инициативе прихожан и церковного старосты Ивана Шешукова началась кампания по возвращению из Слабодо-Покровской в Крестовоздвиженскую церковь иконы Спаса Тарханского. На коллективное воззвание последовал отказ епархиального начальства. Прихожане обратились в Святейший Синод. Что решил Св. Синод и чем закончилась тяжба двух церквей, нам неизвестно, но икона не была возвращена».

http://sobory.ru/article/?object=00961

Располагался монастырь на красивой возвышенности, окаймленной дубовой рощей, обширным садом и глубоким большим прудом. И виден был издалека со всех сторон своей высокой колокольней, златокупольной церковью Святителя Николая и с широко раскинувшимися монастырскими зданиями. Предполагают, что в древности здесь был казачий наблюдательный пост. В монастыре было пять храмов, главный в честь Святителя Николая Чудотворца. В алтаре в этом храме над престолом была устроена сень «Киворий» с изображением вверху Святого Духа. Особочтимый образ Святителя Николая — дар Высокопреосвященнейшего Иннокентия, просветителя Сибири и Аляски, благословение при открытии. Храм служил усыпальницей рода Степановых. Второй храм в честь Казанской иконы Божией Матери, один из благолепнейших, в нем находилась икона Божией Матери в серебряной ризе с жемчугом, Нерукотворный образ Спасителя с эмалевым украшением, образ Святителя Николая, икона «Сонное видение игуменьи Эмилиии» и другие образа Божией Матери. Имелись частицы святых нетленных мощей угодников Божиих и многое другое. Монастырь расширялся и увеличивался, кроме храмов было устроено 12 корпусов для сестер, трапезная, хлебопекарня, водопроводный бак, амбары, каменный ледник, колодец. За оградой монастыря располагался экон. двор, контора, церковно-приходская школа, богадельня, дом призрения, дом для служащих, столярная мастерская, гостиница и многое другое. В монастыре подвизалось около 300 сестер из них: мантийных 98 чел., рясофорных 97 чел. Послушниц — 94. Богослужение совершалось по уставу, все сестры в обители были грамотные. При обители было 1300 га земли, несколько хуторов и подворье в Харькове. В 1930-е годы великолепный храм Святителя Николая был взорван, на месте насаждена роща, монастырь закрыт, имущество разграблено. В 1932 г. на месте полуразрушенного монастыря образовали колонию для психически больных, которая сохранилась до ныне под названием «Харьковская областная психиатрическая больница 15». Из пяти храмов сохранился Казанский, Михайловский, Еленинский, Кладбищенский во имя препод. Эмили навсегда утрачен, как и кладбище сестер. На кладбище одна могила расстрелянных во время Великой Отечественной войны 400 психически больных.

http://sobory.ru/article/?object=04112

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым — ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством — разрушал идолов и капища, и защитник христианства — обличал еретиков. Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода — своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных. Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах — точная дата неизвестна. Смотрите также: «Спокойной ночи, православные» – ежедневная авторская программа протоиерея Игоря Фомина, в которой он читает письма святых и вспоминает истории из жизни. Слушаем и успокаиваемся перед сном. Мощи святителя Николая Святитель Николай Чудотворец отошел ко Господу в 345-351 годах — точная дата неизвестна. Его мощи были нетленными. Первое время они покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов. В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари , в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие — ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию, а в Мирах осталась небольшая частица. В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю. Почитание святителя Николая на Руси Русские люди стали почитать Николая Чудотворца вскоре после Крещения Руси. Первые иконы святого появились в нашей стране не позже середины XI века — это, например, фрески Святой Софии в Киеве. Николаю Угоднику на Руси посвящено немало храмов и монастырей. Во имя него святой Патриарх Фотий крестил в 866 году Киевского князя Аскольда — самого первого русского князя-христианина. Над могилой Аскольда в Киеве святая равноапостольная Ольга построила первый на русской земле храм святителя Николая.

http://foma.ru/19-dekabrya-2013-nikolaj-...

Источник: Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. С приложением 24 рисунков и карты. Омск, 1900. Церковь двухпрестольная. Летний (главный, холодный) престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, зимний придел (тёплый) освящен в честь Святителя Николая чудотворца. Изначальное наименование храма: Богородице-Казанская церковь с приделом в честь Святителя Николая чудотворца. Построена и освящена в 1805 г. 12 мая 1766 года командиру Сибирского корпуса была направлена служебная записка из Тобольской духовной консистории о закладке церквей в крепостях Святого Петра и Пресногорьковской. Этому предшествовала длительная переписка между комендантами крепостей, командиром Степного корпуса и священниками Тобольской епархии. В полках использовались т.н. полковые походные церкви - служба проводилась в обычных палатках полковыми священниками. Первоначально церковь была выстроена у восточной стороны четырехугольной крепости, но после ее реконструкции, начавшейся по приказу генерала Ивана фон Шпрингера, храм переместился в центр огромного земляного восьмиугольника.Занимался строительством комендант Михайло Зайцев. Для постройки использовали сосну, росшую на крутых берегах Горького озера. Ряд захоронений у часовни были постепенно стерты временем (располагались в районе нынешней площади против здания почты). Первая деревянная церковь сгорела в 1798 году. Ветшание и подверженность пожарам храмов в южном Зауралье стало поводом для принятия в 1801 году указа Священного Синода о строительстве каменных церквей. За четыре года в Пресногорьковской было возведено грандиозное для этой местности, учитывая малочисленность населения края, сооружение. Ее строили местные мастера, которые возводили храмы по Исети. Они привнесли в строительство украинские, среднерусские и северорусские мотивы, которые сложились в новый архитектурный стиль - Сибирское барокко. Обычно подрядчиков строительства находили на открытых торгах. Работа по изготовлению кирпича производилась из своего материала своими рабочими. Сами прихожане добровольно участвовали в строительстве. Для жжения извести и обжига кирпича требовалось огромное количество дров, для этого пилили окрестные леса и доставляли дрова в крепость. Бутовый камень под фундамент подвозился за сотни километров. Имена «работных людей» остались неизвестными.

http://sobory.ru/article/?object=41302

Так вот хозяин, который тогда еще был хозяин, а теперь эта икона уже в храме на реставрации, поведал такую историю, что в Каргополье, на границе Каргополье и Карелии, на северах русских был деревянный храм, который был уничтожен большевиками в годы войны. И храм этот был деревянный. В этом храме было два престола. Главный придел был в честь священномученика Климента Папы римского и был придел в честь святителя Николая. Поэтому и икона была двух святых, как говорят искусствоведы, эта икона могла быть царским или великокняжеским даром. Датируется она XVI веком, что является само по себе удивительной находкой. Действительно- обретением. И вот эта икона находилась в храме с древних времен, как была вложена в него. Но в связи с тем, что большевики собрались церковь разорить, благочестивые прихожане постарались с благоговением, с верой спасти то, что еще можно было спасти. Поскольку все предметы, сосуды, все металлическое было сразу отобрано, а иконы не интересовали этих людей. Они считались неценной утварью, которая должна была сгореть вместе с древним храмом и уйти в небытие. Но как раз вот это самое ценное удалось спасти. Одна благочестивая женщина взяла эту икону к себе домой. Она прожила очень долгую, трудную, но счастливую жизнь, постоянно молясь перед образами святителя Николая и священномученика Климента Папы римского. Обращая к ним все свои невзгоды и получая помощь. И всю жизнь она помнила об этой иконе. Но когда она стала немощной, она испугалась, что икона может быть украдена у нее. И тогда она попросила молодых людей, которые были в байдарочном походе в районе карельских водных мест, чтобы они убрали ее в чердачное помещение, чтобы она не бросалась в глаза кому-то. Потому что старушка уже была немощная и уже почти оглохла и ослепла. И ей трудно было быть уверенной в том, что икона когда-нибудь вернется в храм. Поскольку заповедано ей было передать икону в такой храм, где будет два престола двух святых- в честь святителя Николая чудотворца и в честь священномученика Климента Папы римского. Такие же два престола, какие были в древней деревянной церкви, где эта чудотворная икона веками пребывала, и освящала и благословляла народ. Благословляли два великих святителя, великих подвижника, которые действительно являлись молитвенниками и отвечали за землю русскую.

http://radonezh.ru/text/v-pryamom-efire-...

К пещерным сооружениям, принадлежащим самому первому периоду жизни обители, которые сохранились до нашего времени, относятся пещерная часовня, две усыпальницы, находящиеся на разных ярусах, пещерный храм, освященный в XIX веке в честь Рождества Иоанна Предтечи, храм святителя Николая на скале, подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, кельи внутри скалы и келарня (место хранения продуктов). По преданию, в древние времена, когда в пещерах велись работы, иноки собирались в пещерной часовне и прочитывали монашеское правило. Архитектура келарни, где хранились продукты и стояла печь, и трапезных палат известна в монастырском зодчестве с середины XV века. В древности здесь, на меловом столпе, был обретен иноками чудотворный образ святителя Николая. С закрытием монастыря в 1787 году пещеры в скале были в запустении, и только столп, на котором была обретена икона, привлекал многих богомольцев. Свидетельством того, что храм святителя Николая в древности был пещерным, до сих пор является его сохранившаяся алтарная часть, вырубленная в меловой породе. В конце XVII b. иноки заложили первые наземные храмы у подошвы скалы: в 1679 году был построен храм в честь апостолов Петра и Павла, а в 1708 году – новый каменный Успенский собор. В XVIII b. уменьшилась опасность со стороны татар. Монастырь никогда не отказывал нуждающимся в его нравственной и материальной помощи. В 1787 году по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале обращены в приходские, а прочие (деревянный храм апостолов Петра и Павла и неосвященный храм в «Святом месте») разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет. В 1844 году по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен. В этот период своего существования, охвативший 2ю половину XIX b. и начало ХХ в., святая обитель имела особое Божие благословение. Число насельников ее доходило до 700 человек, во всем она изобиловала, возросла, обстроилась прочно и красиво новыми храмами и зданиями. Вместо ветхих и полуразрушенных были заново построены следующие корпуса: иеромонашеский, просфорнический, кузнечный, экономический, казначейский и настоятельский. На южном склоне Святых Гор был устроен отдельный экономический хутор, на котором находилось монастырское хозяйство, рядом – больница с церковью и пчелиная пасека. В самой обители братья завели много полезных мастерских: столярную, слесарную, малярную, кузнечную, портную, сапожную, живописную и другие, которые приносили двоякую пользу: братия трудилась, избегая праздности, и обитель сокращала свои расходы на покупку многих вещей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

В июне 1940 г. решением Пушкинского райисполкома церковь была закрыта и оставалась таковой вплоть до июля 1947 г. Был сломан иконостас, сняты иконы, замазана стенная роспись, сброшены колокола. Храм превратился в склад Пушкинского колхоза «Вперед». В 1947 г. прихожанам пришлось заново восстанавливать весь интерьер. Привезли трехъярусный иконостас, верующие приносили из дома иконы. Приобрели несколько колоколов. Храм был закрыт недолго, но последствия этого ощутимы до сих пор. Только в 2007 г. была полностью восстановлена колокольная звонница. http://agios.itkm.ru/5926 24 апреля 1692 года Патриарх Адриан приехал в село Пушкино " для смотру и благословению места, где... строить новую каменную церковь во имя Николы Чудотворца " . Считается, что Патриарх желал воздвигнуть новую постройку по образцу храма в честь святых бессребреников Космы и Дамиана в московских Кадашах. Туда он специально отправился в сентябре 1692 года с целью " досмотра " иконостаса, образов и церковных глав. " которых строить в Московском уезде в домовом патриаршем селе Пушкине, в новопостроенной каменной церкви Николая Чудотворца " . Пушкинский храм возводился два года. В сентябре 1693-го года сюда был закуплен колокол, весивший 20 пудов 36 фунтов, т. е. более 330 килограммов. В трапезной нового храма разместили иконы из старой церкви, некоторые из них были выполнены иконописцами ещё в 1643 году. Как это часто бывало в то время, прежний, деревянный, храм разобрали не сразу. Некоторое время он оставался действующим, выполняя задачи кладбищенского. Впоследствии на его месте была сооружена деревянная часовня.  15 июня 1694 года патриарх Адриан прибыл в Пушкино. На следующий день он отслужил литургию в старой церкви, а 17 июня освятил новый каменный храм в честь святителя Николая Чудотворца. Храм возвели однопрестольным и не отапливаемым - богослужения в нём совершались только летом. За правым клиросом в храме было установлено патриаршее место, обитое бархатом, а над ним - икона святителя Алексия Московского. Патриарх Адриан неоднократно бывал в Пушкине после постройки каменного храма, делал вклады. Например, к числу его вкладов в церковь относятся напрестольное Евангелие с собственноручным автографом, напрестольный крест с частицами мощей святых, а также 240 десятин земли, выделенной из патриаршей вотчины. Первые испытания Никольского храма начались вскоре после его постройки. В 1701 году, как докладывал священник церкви Борис Тимофеев в Дворцовый приказ, " в патриаршем селе Пушкине крест бурею сломило, ... а на колокольне глава вся распаялась, и с киот бурею все разломало и разнесло " . В киоте находилась икона Иисуса Христа, которая, вероятно, тоже пострадала.

http://sobory.ru/article/?object=03506

Церковь Николая Чудотворца в 1-й пол. 19 в. была значительно перестроена и расширена, получив облик сооружения зрелого классицизма. Один из наиболее крупных храмовых комплексов области, определяющий облик большого торгово-промышленного села и включающий монументальные здания 2-й пол. 18-19 вв., различные по стилю и функциональному назначению. Из книги: «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», с. 547-553 Село Васильевское находится в 130 верстах от Владимира и в 19 верстах от уездного города Шуя. Настоящее название село получило в начале XVII ст., а до того времени оно известно было под именем Матьнинского стана. Из древних актов, хранящихся в вотчинном архиве села Васильевского, видно, что оно в 1631 г. принадлежало князю Димитрию Черкасскому, а около 1741 г. от потомка его, канцлера князя Алексея Черкасского поступило в приданное за единственной дочерью графу Шереметеву. В царствование Алексея Михайловича Васильевское было как усад весьма бедных крестьянских дворов и с деревянной ветхою церковью во имя св. Архистратига Михаила… В селе Васильевском значатся четыре каменные церкви: холодная – Троицкая, однопрестольная, пятиглавая; холодная – в честь Грузинской Божией Матери; теплая – в честь св. и чудотворца Николая с приделами Архистратига Михаила и святителя Митрофана, Воронежского чудотворца, и кладбищенская Успенская с приделами: во имя прав. Лазаря и в честь св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Колокольня при церкви и ограда каменные. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1803 г., исповедные росписи с 1829 г.; опись церковного имущества составлена в 1893 г. и хранится в церкви. Причта по штату положено: 4 священника, 2 диакона и 4 псаломщика. На содержание причт получает: от земли 280 руб., от хлебных сборов с прихожан 300 руб., процентного капитала 247 руб. и от служб и требоисправлений 3326 руб., а всего 4203 руб. в год. Дома у членов причта собственные, построенные на церковной земле. Приход состоит из села и 38 деревень; всех дворов в приходе 943, душ муж. пола 3410 и жен. пола 3691 душа.

http://sobory.ru/article/?object=06067

В 1641 г. в царствование Михаила Федоровича на это же самое место пришел священноинок Авраамий. Вместе с благочестивым боярином Артемием Мазовецким, проживающим в 5 верстах от обители в с. Топальском он построил небольшую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Некоторое время спустя они решили исправить прежнюю церковь свт. Николая и разбирая развалины нашли икону Святителя совершенно невредимой - ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели от дыма пожаров. Вскоре к инокам Авраам ию и Артемию присоединился монах Феодосии, бывший крестьянин князя Феодора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили ее. Таким образом возродилась Теребенская обитель на своем старинном месте. Авраамий был первым настоятелем. От образа Святителя Николая совершалось много чудес и знамений. Особенно прославилась обитель с того времени, когда Угодник Божий через свой чудотворный образ избавил весь Бежецкий край и монастырь от моровой язвы в 1654 г. В память этого событии ежегодно совершается крестный ход с чудотворною иконою с (23 июня по 12 июля ст.стиль) 14 по 21 июля н.стиля от Николо-Теребенской пустыни в г.Бежецк и попутные селения. К концу 19 в. в обители было три храма, из которых главный - соборная церковь в честь Святителя и Чудотворца Николая с колокольней. В храме два придела: справа во имя Владимирской Божией Матери, слева - в честь прав. Иакова Боровичского. Освящен храм в 1838 г. В 1882 г. была заложена, а в 1883 г освящена Благовещенская церковь на месте разобранного Благовещенского же храма, построенного в начале 18 в. В новой Благовещенской церкви устроен придел в честь свт. Арсения Тверского. Сретенская церковь устроена при игумене Мисаиле в 1756 г. и закончена в 1757 г. при строителе обители игумене Феодосии. Этот храм не сохранился. В том же 1757 г. построена и подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского. После 1917 г. монастырь был закрыт, здания на территории монастыря используются для хранения удобрений. И только с середины 1990-х годов начинается восстановлении пустыни. Согласно ходатайства Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора, Священный Синод РПЦ 17 августа 2004 года, журнал 42 определил открыть монастырь для возрождения монашеской жизни с назначением настоятельницы монастыря монахини Ольги (Назмутдиновой Татьяны Сергеевны).

http://sobory.ru/article/?object=10558

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010