На этом месте, по преданию, с XIV ст. стояла деревянная церковь во имя св. Николая, которая, неоднократно страдая от пожаров, была несколько раз перестраиваема. В 1656 г. вместо деревянной нижегородским купцом Задориным была построена каменная церковь; при ней издревле существовал и приход. В этой церкви было три престола: главный – в честь Воскресения Христова и придельные: во имя св. Николая и св. Иоанна Милостивого. К половине XIX ст. эта церковь настолько обветшала, что поправить ее было невозможно, а нужно было строить новую, но по разборке ее построение новой церкви было почему-то отложено, и приход ее был распределен по другим церквам. В 1863 г. на месте разобранной Николаевской церкви построена была часовня, которая в 1879 г. была обращена в однопрестольную церковь во имя св. Николая и приписана к Крестовой церкви архиерейского дома. Церковь была внутри заново отделана и после того освящена 23 октября 1894 г. Из древних икон в этой церкви сохранились: святителя Николая 1520 г. и Божией Матери Боголюбской. М. Добровольский «Краткое описание Нижегородских церквей, монастырей и часовен», Нижний Новгород. Типография Губернского Правления, 1895 г. Никольская Нижнепосадская церковь по времени первоначального ее построения принадлежит к числу древнейших памятников церковных в Нижнем Новгороде. По свидетельству нижегородского летописца она построена первоначально вел. князем нижегородским Димитрием Константиновичем в 1371 г. каменною и называлась на реке Почайне (ручей), также в торгу, на бечеве и на посаде. Позже она упоминается в летописях под 1469 г., когда вел. князь московский Иоанн III Васильевич посылал свое войско из Москвы против Казани под предводительством князя Беззубцева, то воины собирались в Нижнем Новгороде на пристани у Николы на бечеве и отправились в дальний путь, избрав предводителем Ивана Руно. В 1520 г. в день Вознесения Господня загорелась церковь Николая чудотв. на посаде, и за нею сгорел весь почти нижний посад, начиная от церкви Рождества Богородицы до Зачатейского монастыря на берегу реки Волги. Неизвестно, скоро ли была возобновлена после пожара Никольская церковь. Если до 1531 г., то надо полагать, что она опять сгорела в этом году, когда, по сказанию летописца, в Нижнем Новгороде от ручья Рождественского до Пятницкой церкви выгорело по посаду 1400 дворов, лавки и амбары на базаре, да внутри города церкви и дворы многие погорели (По Нижегородскому летописцу пожары в Нижнем Новгороде были в 1513, 1520, 1531 и 1665 гг.; в эти годы истреблены были огнем как дома, так и церкви. В XVIII ст. известны пожары в 1701 и 1715 гг.). Достоверно только, что в 1621 г. Никольская церковь была деревянная, что видно из сотной грамоты: «Церковь святителя Николая чудотворца в торгу древяна,.. а в церкви образы, книги, ризы всякое церковное строение мирское».

http://sobory.ru/article/?object=33162

Великорецкий образ святителя был обретен в 1383 г. Позже, с перенесением чудотворной иконы из села Великорецкого в г. Хлынов (Вятку), был установлен и сам праздник. В сер. XVI в. по повелению Иоанна Грозного состоялось первое принесение Великорецкого образа в Москву. В честь этого события в столице было установлено особое торжество. Названные праздники относятся к местно совершаемым церковным памятям. Возникновение собственной гимнографии этих праздников связано, вероятно, со временем повсеместного всероссийского прославления самих икон Великорецкой и Зарайской. Например, свершившееся в XVI в. принесение Великорецкого образа в Москву явилось по сути крестным ходом всей России с образом свт. Николая. Для торжественной встречи образа в Москве был написан тропарь. Служба же самому празднику явления Великорецкой иконы была составлена в Вятке, всего вероятнее, после возвращения образа. Об этом свидетельствуют тексты службы. Из них узнаем мы и о святительском благословении на создание службы. Возможно, оно было дано самим митрополитом всероссийским Макарием – глубоким почитателем свт. Николая. Время установления праздника Рождества свт. Николая неизвестно. Можно утверждать лишь, что это – одна из древних церковных памятей. Самое раннее дошедшее до нас упоминание этого церковного торжества содержится в славянской глаголической рукописи ХП – ХШ вв. 575 Первый русский месяцеслов, включающий эту память, относится к XIV в. 576 Подчеркнем, что упоминание рождественского праздника содержится исключительно в рукописях славяно – русских. Возможно, это свидетельствует о соответственном происхождении праздника. Службы на Рождество свт. Николая известны нам по русским спискам XVII – XVIII вв. В целом складывается впечатление, что Рождество свт. Николая не входило в круг постоянно отмечавшихся церковных праздников. На протяжении всей истории православных богослужений на Руси оно то возникало, то вновь исчезало из числа церковных памятей. Это предположение подтверждается и особенностями богослужебных последований в честь Рождества святителя. Так, известные нам варианты рождественской службы, в сущности, отражают две традиции празднования Рождества свт. Николая, бытовавшие в разное время в разных областях России. Например, первый вариант службы содержится в рукописях, которые гипотетически оказываются связаны с Новгородом (РГБ. Ф. 98. 903,1657 г.; РГБ. Ф. 299. 484.1,1723 г.). 577 Второй вариант дошел до нас в списке, принадлежавшем некогда Вятскому кафедральному собору (БАН. Вятское собрание. 66, нач. XVIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Малый ковчег с частью мощей святителя Николая, которая будет принесена в Россию, во время Божественной литургии стоял на престоле. По отпусте богослужения приор базилики святителя Николая в Бари Чиро Капотосто перенес святыню в верхний храм. После каждения ковчежец под пение тропаря святому был помещен в специально изготовленный мастерскими Художественно-производственного предприятия «Софрино» ковчег с иконой святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Подчеркнув, что мощи святителя Николая почивают в Базилике города Бари уже 930 лет, архиепископ Бари-Битонто монсеньор Франческо Какуччи сказал: «Его Святейшество Папа Франциск во время недавней исторической встречи со Святейшим Патриархом Кириллом, подчеркивая уникальность момента, сказал, что хорошо было бы, чтоб был видимый ощутимый знак той встречи. И вот мы видим уникальный знак в совершаемом ныне принесении мощей из Бари в Россию. Такого никогда не происходило за всю историю существования Бари, который в одной из древнерусских проповедей назван счастливым городом. И мы сегодня вслед за предками можем сказать: «Счастливая Москва, счастливый Санкт-Петербург и счастливая Святая Русь!» Могу сказать, что сердца и наших православных собратьев, и чад Католической Церкви стали сегодня ближе друг к другу». В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Братья и сестры! Христос воскресе! Святитель и чудотворец Николай самый почитаемый святой на Руси сегодня отправляется в далекое путешествие. Часть его святых мощей посетит Россию для того, чтобы тысячи наших православных верующих могли поклониться этому великому угоднику Божию. 930 лет назад мощи святителя Николая были перенесены из Мир Ликийских в город Бари. И уже тогда Русская Православная Церковь распознала в этом событии действие особого промысла Божия, потому что в конце XI века в Русской Православной Церкви стали праздновать перенесение мощей святителя и чудотворца Николая в город Бари; была составлена служба в честь этого события. Именно в этой службе звучат слова, которые были сейчас процитированы. Всякий раз, когда приходит летний праздник святителя Николая, мы в храме слышим слова: «Приспе день светлого торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует».

http://patriarchia.ru/db/text/4898223.ht...

Причта по штату положено: 3 священника, диакон и 3 псаломщика. Все священноцерковнослужители проживают в своих собственных домах, построены на церковной земле, за исключением 1 псаломщика и 2 просфорен, которые живут в казенном доме. Жалования священно-церковнослужителям не положено и казенного оклада к содержанию нет; содержание же от прихожан добровольное подаяние руги, осенней и петровского. Здания, принадлежащие церкви: каменный 3-этажный дом, в верхнем этаже которого помещается женская ЦПШ, в среднем – земское мужское училище, а в нижнем общежитие для учеников земского училища; новый 2 этажный деревянный дом – флигель, 10 каменных лавок, от которых получается доход от 35-40 руб. в год и 2 пятистенных амбара для хлеба. Есть часовня при д. Шмелихе, когда основана и по какой причине сведений не имеется. Опись церковного имущества с 1857 г. Метрические книги с 1782 г. Хранятся в целости. ЦГАКО ф. 237 оп. 70 д. 370 лл. 704 об.-705 Первая церковь построена в 1621 г. деревянная (клировая ведомость 1817 г.) . По писцовой книге Доможирова 1629 г. значится Николаевская церковь на Кырмыже. Село Кырмыжское значится и по переписи писца Караулова 1654 г. В 1731 г. дана благословенная грамота от 16 января за 3 на строение каменной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом в честь Рождества Иоанна Предтечи по челобитной попов Иоанна Окишева и Иоанна Мышкина со старостой церковным Иоанном Бердниковым. Придел освящен при преосвященном епископе Вятском Вениамине (указ Вятского духовного приказа от 30 марта 1742 г. 58) . Главный же престол в холодном храме освящен 10 мая 1758 г. В 1765 г. построена каменная церковь во имя Вознесения Господня с приделом в честь Архангела Михаила. В 1811 г. теплая церковь перестроена. В перестроенной церкви устроено два придела: правый – в честь Архангела Михаила, освящен по указу Вятской духовной консистории от 24 октября того года 1813 г., а левый – в честь Св. Александрийских Афанасия и Кирилла, освящен 29 октября 1824 г. по указу Вятской духовной консистории от 13 октября 1824 г. В 1835 г. холодная церковь разломана и вновь построена. В 1846 г. теплая церковь перестроена. По перестройке в церкви были три престола: в холодной – во имя Воскресения Господня, в теплой – левый в честь Рождества Иоанна Предтечи, освящен в 1847 г., и правый в честь Св. Николая Чудотворца, освящен в 1851 г.

http://sobory.ru/article/?object=19201

Церковь Николая Чудотворца в Рылееве — сравнительно редкий тип храма, связанный исключительно с усадебным строительством. Со второй половины XVII до середины XIX века село принадлежало семье Шиповых, один из членов которой, Яков Яковлевич Шипов, в 1817 году заказал сохранившуюся до наших дней Никольскую церковь с приделами Троицы и Тихвинской иконы Богоматери. Церковь в стиле позднего классицизма была построена на месте двух обветшавших деревянных храмов. В начале ХХ века приход церквей составлял 1002 человека из 17 селений. Досточтимые местные святыни — иконы святителя Николая и семи святых отроков Эфесских. Вот какую информацию можно найти в «Кратких статистических сведениях о приходских церквах Костромской Епархии 1911 года» о реликвиях Никольской церкви: «Об иконе святых отроков и кресте с частицами святых мощей в церковной летописи сообщаются следующие сведения. Икона представляет собой половину большого металлического складня, найдена около 1790 года над сводами церкви вместе с другими вынесенными из церкви иконами по указанию болящей помещицы Бартеневой, которая, по внушению во сне, нарочито приезжала в село Рылеево, чтобы помолиться перед иконой семи святых отроков. С тех пор прихожане села Рылеева и окрестные жители других приходов, особенно женщины с больными младенцами, приходят в Рылеевскую церковь для молитв перед иконой святых отроков Эфесских. Небольшой (около 5 см.) крест со святыми мощами очень древний, был сначала фамильной домашней святыней урода Шиповых. После смерти помещицы Агрипины Яковлевны Шиповой в 1854 году крест был передан её родственниками с церковь села Рылеева. Крест помещается теперь в одном киоте с иконой святых отроков и, при служении молебнов с водоосвящением, погружается в освящаемую воду, которую богомольцы берут в свои дома для употребления больными.» В Богородицкой церкви находилось 3 престола: в честь Пресвятой Троицы; в честь Тихвинской иконы Божией Матери; в честь Святителя Николая Чудотворца. При церкви находилась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=24128

В конце 90-х годов прошлого столетия храм передали в ведение церковных властей. В 1997 году церковь святителя Николая была вновь открыта для богослужений. До 2001 года храм был приписан к Владимирской церкви города Мытищи. Настоятелем вновь открытого храма с 2001 года назначен протоиерей Александр Кисурин. К приходу храма святителя Николая относятся село Николо-Прозорово и близлежащие деревни Румянцево, Подольниха и Малое Ивановское. Никольская церковь имеет статус памятника истории и культуры федерального значения. За прошедшие несколько лет восстановлены внешний вид храма, церковная ограда, возведена сторожка, проведено благоустройство территории. В настоящее время ведутся работы по восстановлению утраченной в советское время колокольни, реставрируется внутренний интерьер храма. В 2006 году на прилегающей территории возведен небольшой деревянный Крестовоздвиженский храм-часовня, который по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был освящен в ноябре 2006 года благочинным церквей Мытищинского округа священником Димитрием Оловянниковым и купальня в честь святителя Феофана Затворника. Источник: официальный сайт Мытищинского муниципального района, раздел Храмы Мытищинского благочиния Существовавшая ранее церковь Николая Чудотворца в селе Шипилове, Николо-Прозорово тож. Село Шипилово около 1548 г. принадлежало князю Василию Семеновичу Серебряному; в 1585 г. оно было пустошью, которою владел боярин Никита Иванович Юрьев, «что ему заложил князь Алексей Исаков вотчину Василия Семеновича Серебряного». В начале XVII ст. на пустоши Шипиловой была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, отчего пустошь стала называться снова селом. По писцовым книгам 1623-24 гг. значится: «за князем Семеном да за стольником князем Матвеем Прозоровскими в вотчине, по жалованной грамоте, что преж сего вотчина боярина Никиты Романовича Юрьева, село Шипилово, Никольское тож, а в нем церковь Николы чудотворца древянна, клетцки, а в ней образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола вотчинниково строенье, да на церковной земле во дворе поп Стахей Евстратов, да в том же селе 2 двора вотчинниковых, двор приказчика и 12 дворов задворных людей».

http://sobory.ru/article/?object=02738

Остатки церкви святителя Николая Чудотворца были переданы Домодедовскому благочинию в 1994 г. Настоятелем храма был назначен священник Александр Трушин, он и возглавил восстановительные работы. Заново был построен притвор, закреплен и реставрирован четверик, полностью отстроена разрушенная алтарная часть Никольского храма, восстановлен и оштукатурен придел в честь Кирилла Белозерского, настелены полы. На храм и колокольню установлены купола с позолоченными крестами, территория церкви обнесена новой оградой. Стараниями иконописца Владислава Соколова, его супруги Елены и дочери Ольги фресками расписаны каменный иконостас, купол и стены четверика, алтарная и западная часть придела. Штукатурку и краски для фресок готовили по древним рецептам. Ажурная резьба иконостаса в приделе Кирилла Белозерского, чудные резные иконы и узоры на престоле центрального алтаря — работа резчиков Валерия Аваньяна и Николая Крутикова. В храм возвращены престол и родные иконы: святителя Николая Чудотворца, «Тайная Вечеря», «Воскресение Христово» и другие, хранившиеся у местных жителей. 31 июля 2006 г. состоялось Великое освящение храма, которое совершил архиепископ Можайский Григорий в сослужении благочинного Домодедовского церковного округа протоиерея Александра Васильева, настоятеля храма протоиерея Александра Трушина и духовенства района. В основание престола вложены мощи новомученика Константина Богородского и других святых. Одной из святынь храма является образ Николая Чудотворца, написанный на древней глиняной черепице, снятой во время реставрации с крыши базилики Николая Чудотворца в городе Бари в Италии, где пребывают мощи святого. Современное состояние [ править править код ] Настоятель храма протоиерей Александр Трушин ведет большую работу с деть ми и молодежью, является членом Епархиального отдела по работе с молодежью. Традиционно в храме проводятся рождест венские и пасхальные праздники для детей. В день Светлого Христова Воскресения дети в сопровождении звонаря поднимаются на колокольню, и тогда вся округа наполняется колокольным звоном, который создают детские руки. При храме действует воскресная школа для детей под руководством Ольги Лялиной. Педагоги и прихожане ведут большую миссионерскую работу. Периодически при храме работает детский летний лагерь дневного пребывания. В большие церковные праздники настоятель храма со своими юными прихожанами посещают местную медсанчасть, поздравляют больных и врачей, дарят подарки.

http://azbyka.ru/palomnik/Никольский_хра...

В конце 20-х годов церковь закрыли. В разные годы в храме было зернохранилище, затем клуб, далее Дом пионеров. В 1985 году в посёлке была создана небольшая православная община. 26 сентября 1989 года Решением Маслянинского районного совета депутатов Новосибирской области здание бывшей церкви, находящееся на улице Школьная, 1, было передано верующим Русской Православной Церкви. В 1992 году администрацией района было передано здание по улице Школьная, 8, также ранее принадлежавшее церкви. Сейчас в этом доме размещается трапезная. В 1989 году построили каменный забор вокруг церкви, железные ворота. За два лета перекрыли крышу церкви, установили купол с крестом, три маковки с крестами, построили колокольню. Были проведены большие реставрационные работы внутри церкви. 12 июля 1991 года на звоннице установленно восемь колоколов. В 1993 году установили иконостас, который был изготовлен на Алтае. Источник: сайт Искитимской епархии Новосибирской митрополии Свято-Никольский храм расположен в центре села. Единственнный православный приход в Маслянинском районе. Построен на народные пожертвования и назывался храмом Николая Чудотворца в честь Святителя Николая Мирликийского. По преданию, ту самую икону Николая Угодника, давшую имя храму, подарил последний русский император Николай II, когда, еще будучи цесаревичем, останавливался в здешних местах на пути в Индию. (Есть неподалеку от пос. Маслянино золотоносные прииски в с. Егорьевское, принадлежащие когда-то царской фамилии). Но недолго звонил колокол в сельском храме. В конце 20-х гг. его, как и другие культовые учреждения, закрыли. Церковную утварь и иконы сожгли, но кое-что чудом уцелело. В разные годы в храме было зернохранилище, затем клуб, далее Дом пионеров. В 1990 г. храм был восстановлен и получил название Свято-Никольского. В 1829 году построили маслянинцы молитвенный дом в честь Николы Чудотворца, завели новую метрическую книгу. По прошествии нескольких лет был возведен храм. На восстановление церкви Маслянинской средства доставили купцы, за удивительно короткие сроки была восстановлена церковь (за полгода). Только лед сошел с Берди, в Бердь заложены мощные толстоствольные лиственницы. На Николу Вешнего 22 мая 1896 года (день Святого Николая) из этих вымоченных лиственниц в основание строящегося храма был заложен крест, который освятил архиепископ Тихон, а уже ровно через полгода 8 декабря прошла первая служба в храме, а на Николу зимнего, 19 декабря, официальное открытие.

http://sobory.ru/article/?object=19342

В XVII в. Село Стародуб упоминается также с деревянной, во имя св. Николая Чудотворца, церковью, но построение последней относится к 1664 г., и строителем ее местное предание называет Богдана Васильевича Аладьина. Сын названного храмостроителя Андрей Богданович Аладьин в 1767 г. наделил означенную церковь причтовой землей в количестве 48 десятин. Наконец, в 1826 г. в селе Стародубе устроен каменный храм на средства помещицы Александры Ильиничны Нефедовой, освященный в 1830 г. Храм этот, существующий и теперь, имеет три престола: в настоящей – во имя Преображения Господня и в приделах: в правом - во имя иконы Всех Скорбящих Радости, а в левом – во имя св. Николая Чудотворца. Иконостасы всех трех алтарей трехъярусные, с колоннами изящной работы и отделки. При устройстве нового каменного храма, старый, деревянный, хотя с 1830 г. и был упразднен, но оставался на месте не разобранным до 1850-х гг., когда был снят, и место его ( собственно алтаря ) увековечено постановкою каменного столба и на нем двух икон: Всех Скорбящих Радости и Успения Божией Матери. Особо чтимой иконой в приходе и окрестностях его почитается Всех Скорбящих Радости. Икона эта древняя, в серебряно-позолоченной ризе. Капитал церкви, пожертвованный храмостроительницей Нефедовой, состоит из билетов на 2438 руб., из которых 719 руб. в пользу причта. Причт церкви, состоящий из священника и псаломщика, пользуется процентами с капитала в 719 руб. и церковной землей в размере 48 десятин. П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». - Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 445. Село Стародуб, расположенное немногим более чем в 15 км от Каширы, получило свое название от реки Стародубки. Издревле живописные окрестности этого села богаты лесами и источниками сильных ключевых вод. Первое известие о Стародубе встречается в писцовых книгах XVI века. В то время оно было знатным торговым местом, куда на Гостиный луг съезжались торговцы со всех окрестностей. Первая деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца была построена здесь еще в 1575 г. Деревянный храм перестраивался затем еще несколько раз, а в 1826 г. по инициативе помещицы Александры Ильиничны Нефедьевой началось строительство существующего ныне каменного храма в честь Преображения Господня. Храм, построенный в модном тогда стиле ампир, расположился на берегу живописного рукотворного пруда. В красивой по силуэту композиции храма ощущается безупречное построение архитектурных форм. Освящен он был в 1830 г. Помимо главного Преображенского придела, храм имеет еще малых: в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и во имя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=05726

В 2007-2008 году церковь была полностью расписана в древнерусском стиле приглашенной артелью выпускников иконописного отделения Московской Духовной семинарии под руководством Артема Юрьевича Еманова и артелью иконописцев из Воронежа под руководством Владимира Новикова. Основной сюжет фресок в центральной части храма — жизнеописание Свт. Николая Мирликийского Чудотворца, в алтаре изображена Евхаристия, совершаемая Ангелами, а в трапезной части храма изображены преподобные отцы Вселенской и Русской Православной Церкви. Рядом с храмом при участии С.Н. Уваркина для будущего монастыря было выстроено здание братского корпуса. Освящение храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца совершил 16 декабря 2006 г. преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий. В 2012 году восстановление храма было завершено. Храм имеет статус памятника истории и архитектуры XVIII века регионального значения. Памятными датами являются 16 декабря 2006 г. – день освящения храма и 19 декабря – престольный праздник. Архитектура и внутреннее убранство Приземистая кирпичная церковь с метровыми в толщину стенами построена в стиле барокко. Основной объем в виде четверика со срезанными гранями перекрыт невысоким куполом, над западной частью трапезной части поставлена колокольня. В храме в 2006 году устроен деревянный резной 3-х ярусный иконостас темно-коричневого цвета изготовленный в мастерской г. Анны Воронежской области. Иконы первого яруса, писанные на дереве, выполнила монахиня Татьяна, прихожанка Богородицко-Тихоновского Тюнинского женского монастыря. Остальные иконы печатаны на металле. Была приобретена вся необходимая церковная утварь для совершения богослужений. Главной святыней храма является икона Свт. Николая Чудотворца, единственная уцелевшая после закрытия, с частицей мощей угодника Божия. Также имеются икона с мощами св. Иоанна Крестителя и ковчег-мощевик с мощами других святителей и преподобных. В храме находятся два киота с иконами Иверской Божьей Матери, преп. Силуана Афонского, свт. Тихона Задонского, страстотерпца Николая II и преп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=02207

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010