Святолуцкий монастырек в 17-18 веках В 1630 году в приписной Святолуцкой пустыни стояли две деревянные церкви: холодная Николаевская и тёплая с трапезой, освящённая в честь Сретения Господня. Строитель и старцы, присылаемые из Спасо-Каменного монастыря, жили в трех кельях. За монастырской стеной находились двор дьячка, 4 двора монастырских детенышей, конюшня и скотный двор. Бедная малолюдная пустынь упразднена ранее 1764 года. Церковь обращена в приходскую. Святолуцкий приход Каменная в одной связи с колокольней Николаевская Святолуцкая церковь построена прихожанами в 1786 году. Главный престол вверху – святителя Николая архиепископа Мирликийского, придельные – иконы Божией Матери «Казанская», великомученицы Екатерины Александрийской; внизу – один престол Сретения Господня. Приписные часовни стояли в деревнях: Большое Верхотино, Капустино, Калиново, Малое Линяково, Шера. В 1916 году в деревнях Святолуцкого прихода проживало 2818 человек (мужского пола – 1328, женского – 1490). В церкви служил Николай Николаевич Юшков, диакон – Николай Иванович Батин, псаломщик – Евлампий Алексеевич Черняев. В советское время церковь и часовни разрушены. Македонская Н. М.  http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=284 Святолуцкая Николаевская церковь. Современное местоположение: с. Погост Лука, Митенское с/п, Усть-Кубенский р-н, Вологодская обл. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Приход был образован на месте Святолуцкого Николаевского мужского монастыря. Этот монастырь был восстановлен не позднее 1393 г. преп. Дионисием Глушицким, упразднен до 1764 г.Церковь Николая Чудотворца во Святой Луке, в вотчине Спасокаменного на Кубенском озере монастыря, в Вологодском уезде, упоминалась в окладной книге 1618 года. Приходская Святолуцкая Николаевская церковь, каменная, двухэтажная, с 4-мя престолами. Нижняя церковь устроена в 1786 г., верхняя - в 1790 г. Престолы в честь: свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского - главный, Сретения Господня, иконы Божией Матери «Казанская», вмц. Екатерины Александрийской. Обновлённый придельный храм во имя свт. Николая Мирликийского освящён 4 ноября 1879 г. Под спудом - мощи прп. Пахомия Великоозерского.

http://sobory.ru/article/?object=53497

Чин освящения колокольни совершал святитель Антоний II (Смирницкий) 21 августа 1835 года. Прилегающие к колокольне с двух сторон корпуса с 1836 года достраивал наместник архимандрит Досифей, переведённый сюда из Соловецкого монастыря. В 1837 году работы были завершены. С западной стороны гостиницы устроен вместительный конюшенный двор для экипажей посетителей. Гостиница и конюшенный двор отделялись от монастыря высокой каменной оградой, построенной ещё игуменом Евфимием I в XVIII веке. Старая колокольня и примыкавшая к ней изрядно обветшавшая келия святителя Тихона были разобраны в 1838 году. Не желая предавать забвению святое место, задонский городничий И. Ф. Дулов поставил здесь обнесённый чугунный оградкой памятный знак из чёрного гранита в виде закрытой урны с надписью: " Сей памятник показывает место келии богоугодного пребывания преосвященного Тихона " . Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2017 г. Церковь Николая чудотворца в колокольне Задонского Богородицкого монастыря. Первая каменная колокольня была построена игуменом Трифоном (1693-97 гг.) и внутри оной в первом этаже был устроен храм во имя св. Николая. Эта колокольня находилась на другом месте, ближе к собору. В 1822 г. Воронежским губернским правлением прибавлено было к монастырю места в ширину 15 саж. и в длину – во весь монастырь с западной стороны для устроения на оном колокольни с гостиницами. В 1835 г. была отстроена колокольня, отдельно от сборной церкви, в три с половиною этажа со шпицем. В среднем этаже устроен храм в честь св. Николая, освященный в 1838 г. Под этим храмом главные святые ворота, над ними с подъезда на арке изображение двух ангелов, держащих икону св. Николая с надписью: «Радуйся, Николае, великий чудотворче!» По обе стороны колокольни – гостиницы. «Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 2, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=02122

После 1905 года работы по строительству храма были приостановлены. Вызвано это было, в первую очередь, революционными событиями 1905-1907 годов, взбудоражившими весь Форпост. Пожертвования на строительство почти прекратились, что привело к вынужденной консервации уже выстроенной части храма. Стали раздаваться голоса о невозможности завершить постройку и о том, что нужно соорудить временный молитвенный дом, способный вместить хотя бы большую часть верующих посёлка, выросшего к тому времени до 520 дворов. Лишь только отступили смутные времена, был поставлен вопрос, на что употребить уже собранные средства: на строительство молитвенного дома или на завершение постройки храма. Жители посёлка поддержали предложение о постройке храма. Храм строился в честь Святителя Николая Чудотворца, что было выражением горячей любви всех местных жителей к этому святому угоднику. О наименовании двух боковых приделов долгое время шли споры. По предложению Астраханского епископа Георгия один из них решено было назвать в честь Преподобного Серафима Саровского, чудотворца, недавно прославленного святого, очень почитаемого владыкой. Второй же придел по приговору Форпостинского сельского общества – жителей Архиерейской земли 24 апреля 1911 года по случаю 50-летия служения владыки Георгия в священном сане, решено было назвать в честь Великомученика и Победоносца Георгия – небесного покровителя Астраханского архипастыря. Владыка Георгий очень внимательно относился к построению Никольского храма в Архиерейском посёлке, и, когда строительство замедлилось, он очень болезненно отнёсся к этому. Благодаря его старанию в течение 1911-1912 годов из сумм экономического Архиерейского домоуправления было изыскано 20 000 рублей. По мысли архипастыря, нужно было не дожидаться отделки всего храма, а, достроив стены до надлежащей высоты, сделать деревянные своды потолка, устроить полы, окна, печи и, поставив иконостас, освятить храм в таком виде. Увлекаемые примером своего архиерея, ратующего за скорейшее освящение храма, известные астраханские благотворители Губин, Захаров, Куликов, Рябиков решили приложить все усилия, чтобы поддержать инициативу владыки Георгия. Особенно старался избранный на место церковного старосты Семён Иванович Захаров. Благодаря его усилиям в ближайшее время храм был покрыт, но неожиданная кончина архиепископа Георгия в июне 1912 года опять отсрочила время освящёния Никольского храма.

http://sobory.ru/article/?object=39253

В селе двухклассное училище министерства народного образования, при церкви есть попечительство. В дер. Починке чайная общества трезвости и при ней библиотека. По штату причту положено быть священнику, диакону и псаломщику. Казенного причту жалованья 539 руб., причтового капитала в процентных бумагах 4675 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. 2021 год для Николо-Горы дважды юбилейный: исполнилось 220 лет каменному зданию церкви в честь Святителя Николая Чудотворца и 160 лет первому церковно-приходскому училищу. А вот сколько лет селу? Установить это пока не удалось. История села неразрывно связана с историей Никольского храма. Из архивных материалов известно, что в XVII в. по административно-территориальному делению село входило в Ярославский уезд в Служень стан. По церковно-административному делению приход относился к Костромской десятине – это мы узнаём, читая материалы по истории Костромской епархии, авторами коих являются братья Холмогоровы Василий Иванович и дьякон Гавриил Иванович. Позднее входил в Любимский уезд Ярославской губернии. Принадлежало село и Даниловскому району Ивановской Промышленной области, Пречистенскому и, наконец, Первомайскому району Ярославской области. В Ярославских писцовых книгах 1627-1629 г.г. в Служне стану упоминается «За дьяком Иваном Ивановым сыном Борнякова-Китаевского поместья Шокурова да Богдановского поместья Боркова да подъячего Микитинскаго поместья Посникова село Корчкодом без жеребья, а жеребей того села за Алексеем Третьяковым с братьею, а в нём церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы с приделом великого чудотворца Николы древяна, верх шатров, в церкви образы и книги и свечи поставныя и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье приходных людей, да место церковное страстотерпца Христова Димитрия, обе на помещикове земле, у церкви на помещикове земле поп Никифор Иванов, дьячок и просвирница, да пятнадцать келей, живут в них нищие, питаются от церкви Божией. Пашни и сена и лесу нет...» Следовательно, в это время здесь уже есть деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=09272

Отдел письменных источников ГИМ, фонд 450 (собр. Е. В. Барсова), дело 698 — «Сведения о приходах каргопольских» Крупнейшим религиозным центром Лекшмозерья была Макарьевская Хергозерская мужская пустынь, основанная в 1630-е годы монахами Александро-Ошевенского монастыря Сергием и Логгином. Обитель посвящена преподобному Макарию Желтоводскому и Унженскому, устроителю Свято-Троицкого Макарьево-Желтоводского монастыря на берегу реки Волги. После разорения монастыря монголо-татарами в 1439 году, Макарий ушел в костромские земли, где основал на реке Унже новую обитель. Прожив долгую жизнь в монашестве, святой скончался в 1444 году. О возникновении Макарьевской Хергозерской пустыни сохранились местные легенды: «Святой Макарий Унженский – нижегородского монастыря монах, и считается, что он был проходом здесь, шел на Соловки... ему эти места понравились, и по его настоянию был основан здесь монастырь». Ещё одна версия возникновения пустыни связана с чудесным явлением иконы преподобного Макария на берегу Хергозера. Пустынь располагалась на полуострове, омываемом водами Хергозера. Однако сохранились устные истории о том, что ранее пустынь находилась на острове, а перешеек, соединяющий обитель с материковой частью, имеет искусственное происхождение. В 1653 году была построена и освящена деревянная церковь Св. Живоначальной Троицы с приделом Преподобного Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца. Через пять лет воздвигнут и освящён деревянный храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом Святого Николая Чудотворца. Спустя еще два года построен третий храм во имя Трех Святителей Московских. В 1769 году числились только Троицкая церковь и Введенская с приделами во имя Николая Чудотворца, в честь московских святителей Петра, Алексея и Ионы и во имя Александра Свирского. В 1782–1790 годах на месте сгоревшей Введенской церкви был построен теплый одноглавый каменный Введенский храм с приделом во имя Николая Чудотворца. В 1857 году деревянный Троицкий храм сгорел «со всею утварью и иконами» и в 1865–1872 годах был построен новый пятиглавый каменный собор во имя Св. Животворящей Троицы, в котором помимо главного – Троицкого – было еще два престола: справа – во имя Св. мучеников Бориса и Глеба, слева – во имя преподобного Макария Желтоводского и Унженского. С южной стороны от храма была поставлена каменная восьмиугольная колокольня высотой не более 17 метров. Южнее храмов, под большим деревянным навесом находился деревянный крест. На рубеже XIX–XX веков строения Макарьевской пустыни окружала деревянная стена с башнями. Внутри ограды монастыря были построены «холодные чуланы», сдававшиеся за плату паломникам. За монастырской оградой располагались дома священников и псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=18355

По архивным документам, уже в 1365 году в Филипповском существовала церковь в честь святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца. Историки и краеведы предполагают, что к храму, скорее всего, был пристроен и придел, посвященный апостолу Филиппу. Эта версия связана с названием села и с русскими православными традициями — иметь своего небесного покровителя и называть его именем поселение. Поныне существуют два народных предания об истории названия села. Согласно одному из них, первым вступил на эту землю инок Филипп. Он построил здесь свою келью, вокруг которой и разрослось селение. Согласно второму, название связано с именем митрополита Филиппа который якобы побывал в тех местах, направляясь в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. К сожалению, как бы ни были красивы эти легенды, фактов прямых или косвенных, подтверждающих подобные события, нет. Более доказательна другая версия, связанная с жизнью самого святителя Алексия, который в сложных жизненных ситуациях обращался с молитвой к апостолам Петру и Филиппу. О самой церкви во имя святителя Николая упоминается в дозорной книге в 1628 году: «Церковь была деревянная, два двора церковного причпа, два двора крестьянских, три двора бобылёвских, 4 двора монастырских рыбаков и двадцать пустых дворовых мест, запустевших от мору»/Её внешний вид в то время отличался от того, что мы можем видеть сейчас, и напоминал собою корабль, так как в те годы ещё не существовало двух боковых приделов. «Деревянный верх, а в церкви деисус, и двери царския, и образы местныя, и ризы, и свечи, и колокола, и всякое церковное строение – мирское» — из этого описания можно понять, что церковь была довольно богатой. Когда была построена первая церковь, доподлинно никто не знает. Но в 1684 году была построена новая деревянная церковь, просуществовавшая до 1821 года. Современный Свято-Никольский храм считается третьим и построен в 1821 году после Отечественной войны 1812 года в стиле позднего классицизма (по формам и образам античного искусства). Ещё до строительства, в 1818 году, был освящён Алексеевский придел, а позднее и Сергиевский – в честь святителя Алексия и преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=03907

В верхнем этаже здания размещался главный храм, освященный в честь Святой Троицы, нижний придел носил имя святителя Николая, По средам в 17.00 служится акафист святителю Николаю Мирликийскому.Мирликийского чудотворца. Интерьер церкви поражал роскошной утварью и иконами. Среди них наибольшую известность получил резной из дерева образ Спасителя, сидящего в темнице в терновом венце. На деревянной колодке была надпись «От стрельца 1695 год». В силу своей величины данный образ не выносили из храма во время крестных ходов, но марийское население испытывало к нему особое благоговение, приезжая издалека и заказывая молебны с водосвятием. Иные из приезжающих во время молений надевали на изображение Спасителя светильню или нитку на те части тела, заболеваниями которых страдали. Потом эти нитки увозились домой, и носились болящими до тех пор, пока те не получали исцеления. В настоящий момент образ Спасителя в темнице находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка. В верхнем этаже Троицкой церкви имелся деревянный четырехъярусный иконостас, окрашенный белой краской и украшенный золоченной резьбой с восемью деревянными колокольчиками. 64 его иконы размещались в тонких серебряных, медно-серебряных и медно-золоченых с серебряными венцами ризах. В нижнем храме иконостас был двухъярусным. Среди других икон Троицкой церкви выделялись образы Господа Вседержителя, Печерской Божией Матери, святителя Николая Чудотворца. В трапезной верхнего этажа имелись хоругви, образ Божией Матери «Троеручица», а в алтаре — выносной крест и иконы в дорогих ризах. В приход храма входили деревни Жуково, Ширяйково, Сидорово, Марково, Кожино, Пахомово, Туруново и часть горожан Царевококшайска. При церкви действовали библиотека, состоявшая в 1915 году из 420 томов, и женская церковно-приходская школа. Кроме того, аналогичные школы располагались в деревнях Туруново, Жуково, Кожино, к храму были приписаны три часовни: во имя великомученика Георгия Победоносца в деревне Жуково, в честь святителя Николая Чудотворца – в деревнях Сидорово и Туруново.

http://sobory.ru/article/?object=05000

во имя Св. Троицы, 27 окт. 1787 г. переосвященная в честь Казанской иконы Божией Матери (сохр.), с шатровой колокольней (сохр. нижний ярус). В храме было 2 престола: в честь Казанской иконы Божией Матери в воспоминание об образе, внесенном в 1612 г. впереди рус. войска в освобожденную Москву, и во имя мц. Фотинии Самаряныни, освященный в 1820 г. в память избавления жителей Холуя от «трясавичной» болезни (видимо, малярии). (Слобода Холуй находилась в болотистом месте, и особенно после весеннего разлива рек случались эпидемии этого заболевания.) В 1770 г. был сооружен летний кирпичный пятиглавый Троицкий собор с трапезной, в к-рой располагался придел во имя ап. Иоанна Богослова - небесного покровителя кн. И. Д. Пожарского. В 1866 г. трапезная часть храма была расширена, в ней устроили 2 придела: юж.- во имя ап. Иоанна Богослова и сев.- во имя свт. Николая Чудотворца, освященные в 1872 г. (собор сохр.). В 1770 г. пустынь обнесли каменной оградой с 4 башенками по углам, к-рая в 1860 г. была расширена. У дороги, ведущей к св. вратам, во 2-й пол. XIX в. стояла деревянная часовня свт. Николая Чудотворца. В 1-й пол. XIX в. положение Б. п. ухудшилось. Предполагавшаяся к упразднению пустынь была возрождена благодаря усилиям местного землевладельца А. И. Чихачова, обратившегося к властям неск. губернских городов и своим знакомым с просьбой оказать материальную помощь обители. В нояб. 1852 г. Чихачов получил письмо из Москвы от мануфактур-советника П. М. Александрова, пожелавшего благоустроить мон-рь при условии введения в нем общежительного устава. На средства Александрова в 50-х гг. XIX в. были выстроены: деревянный двухэтажный корпус для настоятеля и братии, двухэтажный корпус с трапезной, просфорней и кельями, ряд хозяйственных построек, за монастырской оградой - двухэтажная деревянная гостиница. Немного позднее был сооружен двухэтажный каменный корпус с настоятельскими покоями, в 1863 г. здесь нек-рое время проживал на покое еп. Иустин. В 1854 г. Александров пожертвовал в Троицкий собор ценную утварь, облачения, хоругви и плащаницу; в 1856 г.

http://pravenc.ru/text/153199.html

К 1-й пол. XVII в. в Д. м. был деревянный шатровый храм в честь Успения Пресв. Богородицы «на подклетях... о двунатцати стенах». «На передних стенах» Успенской ц. был освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского. У церкви имелась паперть. В описях 70-х гг. XVII в. деревянный Успенский храм уже не упоминается. Согласно надписи на иконе Успения Божией Матери, присланной в Д. м. патриархом Московским Иоакимом , летний каменный Успенский собор с теплым приделом свт. Николая Чудотворца был построен на месте обветшавшей деревянной церкви и освящен 2 февр. 1677 г. В описании архим. Макария (Миролюбова) указываются размеры каменной Успенской ц.: «В длину 5 саж. 3 четверти аршина, в ширину 5 саж. 1 аршин с четвертью; алтарь длиною в 2 саж., а в приделе в 6 саж. с небольшим». У храма имелось 2 крыльца-паперти. В руинированном состоянии он пребывал с 1938 до 2007 г. В описях Д. м. 20-70-х гг. XVII в. значится и др. теплая деревянная (с 1672 соборная) ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной. На берегу Оки «под монастырем» стояла шатровая на подклете теплая ц. во имя прор. Илии с приделом во имя блж. Василия Московского. С 1672 г. и в течение 1-й пол. XVIII в. на деревянных св. вратах Д. м. находилась ц. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Начиная с архим. Макария (Миролюбова) в нижегородской краеведческой лит-ре сложилась неверная датировка постройки каменной колокольни Д. м.- кон. XVI в. В качестве доказательства архим. Макарий приводил текст надписи, высеченной на ее вост. стене: «Лета 7101 (1593) году достроена колокольня при игумене Евфимии». Однако, судя по описям XVII в., каменной колокольни в Д. м. тогда еще не существовало. С 20-х гг. XVII в. «колокольница» с 6 колоколами и «часы боевые» находились над св. вратами. Каменная колокольня, вероятно, была возведена вместе с Успенским собором в 1677 г., при игум. Евфимии II (а не Евфимии I). К 1764 г. на монастырском дворе стояли каменные архимандричьи кельи «под одну крышу» с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней и келейные постройки. Вне стен Д. м. располагались различные службы, нек-рые, преимущественно деревянные, по распоряжению Нижегородского архиерея в 1753 г., еще до упразднения мон-ря, были перенесены в Н. Новгород, др. проданы или обветшали.

http://pravenc.ru/text/180541.html

Каменное строительство развернулось в мон-ре в XVIII в. После основания С.-Петербурга (1703) понадобилась большая дорога, проложенная с сев. стороны мон-ря. На этой стороне была возведена теплая каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы, упомянутая в описи 1720 г. (ГА Тверской обл. Ф. Р-638, Оп. 1. Д. 115). К 1720 г. рядом с храмом стояли каменные св. врата и часовня, предназначенная для исполнения треб проезжавших по дороге. В часовне находился старинный иконостас. В апр. 1742 г. в Малицкой слободе проездом из С.-Петербурга в Москву остановилась беременная гр. Мавра Егоровна Шувалова († 1759), статс-дама имп. Елизаветы Петровны . Она тяжело заболела в дороге и исцелилась после молебна перед иконой свт. Николая Чудотворца, благополучно добралась до Москвы и родила сына, к-рого назвала Николаем. Вскоре Шувалова вместе с супругом, президентом Военной коллегии гр. П. И. Шуваловым, стала благотворительницей обители. 1 марта 1743 г. на средства Шуваловых на заводе Демидова в Невьянске был отлит колокол весом 126 пудов 27 фунтов. С 1751 г. по обету и на средства гр. Шувалова († 1762) на территории М. м. началось возведение каменных построек, в результате сложился единый архитектурный ансамбль в стиле барокко. В центре, на месте разобранного Спасского храма (1676), был возведен в 1754 г. одноглавый двусветный 3-престольный Спасский собор с трапезной (с зап. стороны), правым приделом свт. Николая Чудотворца, левым - святых праведных Захарии и Елисаветы (впосл. помещение ризницы). По описи 1910 г., собор был 30 аршин в длину, 30 аршин в ширину, 22 аршина в высоту (Там же. Ф. 184. Оп. 1. Д. 195. Л. 1-5). Строила храм артель Фомы Павлова, крестьянина монастырской слободы Селижаровского Троицкого мон-ря. Внутри стены были полностью расписаны в 1861-1862 гг., новый иконостас помещен в 1862 г. В Никольском приделе был устроен склеп, в котором похоронили гр. М. Е. Шувалову ( 1759). Над св. вратами М. м. была возведена 3-ярусная колокольня. В июле 1891 г. в обитель был доставлен отлитый на московском заводе Самгина колокол, весивший 293 пуда 20 фунтов. На колокольне стало 6 колоколов, в т. ч. самый древний, отлитый при игум. Иоиле в 1687 г. весом 14 пудов; колокол весом 126 пудов 27 фунтов, отлитый в 1743 г. и пожертвованный Шуваловыми; колокол весом 52 пуда, отлитый в 1840 г. строителем Иоасафом; и последний - самый большой колокол, отлитый при архим. Данииле (Чижове). В XVIII в. по сторонам от колокольни симметрично располагались одноглавые церкви: на востоке - в честь Покрова Пресв. Богородицы (теплая) с часовней; на западе - во имя прп. Петра Афонского (не была достроена). На юж. стороне ограды была построена церковь, которую предполагалось освятить во имя мучеников Тимофея и Мавры, но в 1771 г. она была перестроена в настоятельский корпус. Кроме зимних и летних комнат в настоятельском корпусе имелось еще 6 келий.

http://pravenc.ru/text/2561730.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010