http://nikbel-serpukhov.cerkov.ru Реставрация храма проводилась в 1995-2005 гг. О.В.Гаевой, интерьеров в 2000-х гг. А.Г. Филипповым. Церковь святителя Николая (Николы Белого) по адресу: г.Серпухов, Калужская ул, является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Указ Президента России от 20.02.1995 г. 176). Кирилл Аминов, 13 апреля 2015 г. Среди памятников архитектуры позднего классицизма в Серпухове храм Николы Белого занимает, бесспорно, первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению: он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки. Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первые ее упоминания встречаются с 1500-х гг. К этому времени, как свидетельствуют источники, улица, на которой теперь находится здание, уже называлась Никольской. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI - начала XVII века (в частности, в описях Серпухова 1552 и 1620 гг.). " Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 году является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым... Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен Мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 году " , - читаем мы в " Истории Серпухова " П. Симсона. Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских сооружений XVII века. Почти все местные жители были прихожанами «Николы». Были среди них не только простые горожане, но также «Гостиной сотни торговый человек», подьячий, даже один местный помещик. Видимо, именно состоятельные верующие к 1649 году смогли собрать средства на постройку каменного здания. Предполагается, что старая деревянная церковь могла сгореть во время нашествия поляков (1610).

http://sobory.ru/article/?object=00620

Впервые селение Бабье встречаем мы в Писцовых книгах Бежецкой пятины за 1545 г. в землях, входивших в состав погоста Егорьевской Мокрыни – центром которого был древний Выдропужск. «Деревня Бабье. Двор Иванко, двор Мартюшко, пашни 6 коробей, сена 10 копен, 2 обжы», - читаем мы на страницах Писцовой книги. Ни о каком храме упоминаний не находим. После нашествия на эти земли Ивана Грозного ситуация кардинально изменилась. В писцовых книгах за 1583 г. мы находим «в Егорьевском погосте в Мокрынях» в землях Новгородского Юрьева монастыря «сельцо Чурибышево на речке на Тигоме» – современное Цирибушево. А близ него упомянут погост с церковью Николая Чудотворца «древяной в верх». «Да на погосте ж два двора поповых, двор пономарев, двор проскурницын, да четыре кельи, а в них живут нищие, а питаютца о церкви Божьей». Кроме этого, значатся на погосте 13 дворов «бобылских». Кстати сказать, после нашествия Ивана Грозного на эти земли значилось только в одном Егорьевском-Мокрынском погосте 116 пустых селений! И всего 6 деревень было жилых. В 1753 г. на погосте в очередной раз строится деревянная церковь Николая Чудотворца. Тогда же в ней устраивается придел в честь великомученицы Параскевы. Деревянная церковь просуществовала на этом месте длительное время. Лишь в 1809 г. в Тверскую духовную консисторию поступило прошение о строительстве вместо обветшавшей церкви новой каменной. Но за этим дело дальше не двинулось. Через год священник Матвей Миронов снова испрашивает разрешение на строительство каменной церкви в честь Святителя Николая с приделом великомученицы Параскевы Пятницы на собственные деньги прихожан «с присовокуплением кошельковой суммы». Разрешение приход получил 21 марта 1810 г. «Церковь каменным строением зачата» в 1812 г. За два года успели сложить от фундамента храма более 4 аршин, а от фундамента колокольни и трапезной – более 5. И тут строительство застопорилось – крестьяне попросту отказались платить деньги подрядчику новоторжскому купцу Прокофию Васильевичу Малькову. Ещё в 1811 г. Прокофий Мальков жаловался, что священник Матвей Миронов и строитель церкви местный помещик Мельницкий хоть и обещались выплатить положенные за строительство 15 тысяч рублей, этого не сделали. Решение Тверской духовной консистории было следующее: крестьянам пригрозили, что церковь будет опечатана, они сами приписаны к другому приходу, а священник взят от них.

http://sobory.ru/article/?object=02064

Хотел бы сердечно поблагодарить вас, Андрей Григорьевич и Андрей Андреевич, всех руководителей и тружеников " ФосАгро " не только за ваши очевидные экономические успехи, которые несомненно приносят благо нашему Отечеству, но и за удивительную атмосферу, которая создана на предприятии и в значительной мере определяет и материальное благополучие, и доброе самочувствие всех, кто здесь трудится. Поэтому освящение храма на территории вашего основного офиса тоже имеет большое значение. Радуюсь, что и здесь мне удалось совершить это освящение, с тем чтобы получила продолжение заложенная вами добрая традиция и чтобы везде, где вы трудитесь, с успехами в работе сочеталась духовная жизнь». В дар храму Предстоятель Русской Православной Церкви передал икону свт. Николая Мирликийского. В память о совершенном богослужении иеромонах Никита (Смернягин), окормляющий новопостроенный храм, передал в дар Его Святейшеству икону святителя Николая, выполненную в технике эмали. Всем молящимся были вручены иконки святителя Николая с Патриаршим благословением. Храм на территории главного офиса компании «ФосАгро» заложен в мае 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Построенный в старовизантийском стиле, храм стал памятным знаком в честь величайшего для верующих Русской Православной Церкви события — принесения части мощей святителя Николая Чудотворца на русскую землю. Мощи одного из самых почитаемых на Руси святых с XI века хранятся в базилике в итальянском городе Бари. За два с небольшим месяца, весной и летом 2017 года, святыне смогли поклониться более 2,5 миллионов верующих в Москве и Санкт-Петербурге. Заботы по принесению мощей тогда взяла на себя компания «ФосАгро» и семья православных меценатов Гурьевых. Интересно, что храм построен по эскизам прославленного архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873-1949). По его проектам возведено много известных зданий в Москве. В одном из них сегодня размещается офис компании «ФосАгро». А.В. Щусев построил ряд красивых храмов, в том числе собор Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в российской столице. Храмы, спроектированные Щусевым, сооружены не только в России, но и за рубежом. В их числе храм свт. Николая Чудотворца со странноприимным домом в Бари. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5547824...

Информация предоставлена Информационной службой Тверской епархии Слава образа Николая Чудотворца привлекала в пустынь много богомольцев, и старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657 г. настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. Московский боярин Борис Иванович Морозов дал 400 рублей, боярин Илия Дмитриевич Милославский дал 400 рублей. Эти деньги предназначались на каменную церковь, но построили деревянную рядом со старой Никольской с 5-ю престолами. Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в 3 саженях. Через 7 лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки - трапезу с хлебнею; а над трапезой колокольницу; над хлебнею - кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви. Вскоре все это сгорело, а церковь сохранилась. Через 2 года, в 1667 г. игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь просуществовала до 1830 года. Он же построил новую церковь Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освящена в середине XVIII в. подземная церковь. Основание церкви Благовещения было заложено в 1706 г. и освящено во имя Иакова Боровичского Чудотворца, а через год архимандрит Тарасий с братиею просили митрополита Иова благословить их переименовать строящийся храм в Благовещенский, а придел в соборном храме во имя Иакова Боровичского Чудотворца. Митрополит позволил. При этой церкви были трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви им быть неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде. В результате этого в 1881 г. церковь с пристройками была разобрана и на этом месте построена новая Благовещенская церковь с приделом в честь Святителя Арсения Епископа Тверского. Заложена новая Благовещенская церковь 9 мая 1882 г. Его Высокопреосвященством Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским. Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, еще 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых выешею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.

http://sobory.ru/article/?object=10558

В начале 1820-х гг. решили прихожане выстроить вместо деревянной каменную церковь, для чего тогдашний сельский священник Фёдор Григорьевич Юницкий в январе 1822 года направил прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению (Черткову): «В означенном селе Овсянникове деревянная во имя Казанской Божией Матери с приделом святителя и чудотворца Николая церковь пришла уже в ветхость, вместо которой желаем мы построить новую каменную, в то же наименование с двумя теплыми приделами: первым – во имя Рождества святителя Иоанна Предтечи и вторым – святителя и чудотворца Николая, на приличном и удобном месте. На построение оной церкви приходские люди усердствуют от себя посильное вспомоществование». Через два месяца было получено благословение Его Преосвященства на возведение каменного храма с разрешением сбора дополнительных средств, которое препоручалось отставному солдату Никифору Васильеву. В том же 1822 году строительство было начато и завершено четыре года спустя. Главный престол в холодном храме освятили в честь Казанской иконы Божией Матери, северный придельный – во имя святителя и чудотворца Николая, южный – в честь рождества Иоанна Предтечи. К сожалению, не дожил до радостного дня освящения нового храма отец Фёдор Юницкий. Он скончался в 1823 году в возрасте 45 лет. Преемником его стал молодой иерей Григорий Никитич Ильинский, женившийся на дочери покойного батюшки Пелагее. Отец Григорий прослужил в Казанском храме до 1861 года. 5 ноября 1842 года священник Ильинский за содействие к прекращению пожара был награждён золотой медалью с надписью «За усердие», носимую в петлице на ленточке ордена св. Владимира. Место у алтаря после о. Григория занял его племянник Фёдор Филиппович Дмитревский. При о. Фёдоре в 1872 году вокруг храма была выстроена каменная ограда. А сам настоятель за время служения (он умер летом 1885 года) был награждён набедренником, скуфьей и удостоен нескольких благословений от епархиального начальства и Святейшего Синода. Похоронили Фёдора Филипповича рядом с супругой Пелагеей Михайловной, скончавшейся двумя месяцами ранее.

http://sobory.ru/article/?object=03795

В XVI – XVII вв. в Клементьево находился административный центр Троицких поселений. Из троицких слуг – детей боярских (представителей среднего слоя русского общества) – с утверждением в Приказе Разбойных дел выбирался губной староста, который вместе с помощниками вершил суд, ведал тюрьмой, собирал пошлину, объявлял указы Троицкого монастыря. Большой ущерб село претерпело в начале XVII столетия в связи с событиями Смутного времени. Еще до начала интервентами осады Троице-Сергиева монастыря поляки во главе с военачальником Александром Лисовским сожгли его дотла, в том числе, два деревянных храма: летний (в честь Успения Божией Матери) и зимний (в честь святителя Николая). Зимняя, отапливаемая церковь была построена в конце XVI столетия. В 1608-1610 гг. жители Клементьева, прихожане упомянутых храмов проявили мужество и героизм, защищая от врага «первый монастырь Московского государства». История сохранила имена двух простых крестьян – Никона Шилова и Петра Слоты. Эти клементьевцы ценой собственной жизни взорвали вражеский подкоп, тем самым спасли знаменитый монастырь и «троицких сидельцев». После снятия осады в Клементьево в устроенной братской могиле были захоронены жители окрестных поселений и защитники Троицкой крепости, погибшие при ее обороне – более 800 человек (согласно «Житию преподобного Дионисия, архимандрита Радонежского»). По тем временам, 800 человек – это численность мужского населения крупного города. Несмотря на полное разорение в период Смуты, Клементьево быстро восстанавливается и достигает своего максимального расцвета. Отстраивается Никольская церковь. К середине XVII века ее сменяет Успенская, тоже деревянная. В храме имелось два придела: в честь свт. Николая Чудотворца и мученика Алексия. Церковь погибла в опустошительном пожаре 1746 года. Бедствие показало необходимость строительства каменного сооружения. Так, во 2-й половине XVIII века появляется ныне существующий храм с приделами: в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая. Храм строился на рубеже двух исторических вех. Вслед за указом Екатерины Великой 1764 года о секуляризации церковных земель Клементьево приобретает статус казенного поселения, окончательно выходит из-под ведения Троицкого монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=00092

В городе Калининграде 46 храмов и часовен, из них 20 зарегистрированных приходов, в 6 из которых строятся храмы, 4 приписных храма, из них 3 строящихся, 4 часовни, из них 1 строящаяся, и 18 храмов в различных учреждениях, из них 1 тоже строится. Должен сказать, что по количеству приходов мы, как и большинство областных центров, не соответствуем нормам, которые существуют для всей нашей Церкви. Среднее количество жителей на один приход должно быть примерно 10 тысяч. У нас с вами в городе Калининграде приходов в два раза меньше, поэтому тема открытия новых приходов, строительства новых храмов не снимается с повестки дня и остается важным приоритетом. На территории городского благочиния расположен также Свято-Никольский женский монастырь в составе 1 храма и 1 часовни, и подворье Свято-Елизаветинского женского монастыря в составе 2 храмов. В епархии служат 77 священников и 10 диаконов. За последние три полных года мы с вами увеличили количество священников на 11 человек, и диаконов — на 9 человек. За штатом 2 священника — иереи Валерий Крючков и Алексий Кликушин. Переведены в другие епархии: 1 священник — игумен Корнилий (Ефимов), и 1 диакон — Сергий Гриднев. Извержены из сана: 1 священник — Леонид Сучилин, и 1 диакон — Александр Афанасьев. По распределению Учебного комитета в клир Калининградской епархии зачислен 1 священник — Александр Бадань. Умерших священников и диаконов за отчетный период у нас нет. Совершены одна диаконская и две иерейские хиротонии. В Смоленской духовной семинарии обучаются на заочном секторе 25 человек, на очном — 11 человек; в других духовных школах обучаются 14 человек, в том числе в Московской духовной академии, Санкт-Петербургской духовной академии, Свято-Тихоновском университете и Свято-Димитриевском училище сестер милосердия в городе Москве. В 2012 году в Калининграде освящены малым чином часовня в честь святителя Николая Чудотворца при доме ветеранов и храм в честь преподобного Илии Муромца при Пограничном институте. Заложены храмы: в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (поселок Славянск Гвардейского района), храм в честь правв. Иоакима и Анны (поселок Большое Исааково), храм в честь великомученика Георгия Победоносца (поселок Краснолесье Нестеровского района); завершено строительство двух храмов — храма в честь праведного Иоанна Кронштадтского в городе Славске и храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в поселке Космодемьяновск. Я хотел бы выразить благодарность всем, кто потрудился для создания этих храмов. Особенно сложная ситуация, как многие из вас знают, была в Славске. Мы начали это строительство очень давно, но по разным причинам трудно было сдвинуть его с места. То, что строительство завершено, — слава Богу. Ну, а что касается храма бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьяновске, то здесь с помощью наших замечательных спонсоров удалось очень быстро построить храм, который отличается и внешним, и внутренним убранством; и радуюсь, что это произошло.

http://patriarchia.ru/db/text/2666717.ht...

За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола. В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=06940

Первыми насельницами этой обители во главе со старицей Феодорой стали обратившиеся из раскола в официальное православие женщины- старообрядки. Первые десятилетия Троицкий Белбажский монастырь по своему внутреннему уставу (укладу жизни) являлся «особножительным», или «своекоштным», когда сестры жили здесь каждая в своей келье и имели индивидуальное подсобное хозяйство. Начиная с 1800 года, игуменья Маргарита (перешедшая в Белбаж из числа монахинь Костромского Анастасина монастыря), «ввела в монастыре общежитие, благочиние и порядок, и монастырь стал улучшаться с каждым годом». К середине XIX столетия на территории Белбажского монастыря было построено три церкви: центральный Троицкий собор с колокольней, храм в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. Основатель Белбажского монастыря святитель Питирим являлся непосредственным строителем Троицкого собора. Первоначально, рядом с существующим собором, очевидно еще, когда на этом месте находился старообрядческий скит, был построен одноименный деревянный храм. В 1720 году архимандрит Питирим благословил начать строительство в обители каменного собора: " ...к тому строению материалы изготовляти, и мастеров на кирпичные припасы и на жжение извести ослеживать " . Спустя два года, в мае 1722 года, " ...Москвитин подмастерье Лука Онофриев с мастерами стали под церковь рвы копати, сваи бити, и бут класти и стены взводити " . Каменных дел мастер и подрядчик Лука Андреевич Анофриев (Свияженинов) являлся жителем московской Казенной слободы и вместе с братом каменщиком Семеном Анофриевым брал подряды на строительство православных храмов. В настоящее время известно еще о пяти церквях, которые возводились мастерами-каменщиками братьями Анофриевыми. Два храма были построены ими в Москве: церковь в честь иконы Божией Матери Грузинская, на Воронцовом поле (1712–1714 гг.) и собор в честь святителя и чудотворца Николая Мирликийского в Николаевском греческом монастыре (1718–1728 гг.). Оба этих храма не сохранились до наших дней. Существовали также возведенные ими храмы на территории Московской области: в селе Фроловском Клинского района в честь Казанской иконы Божией Матери (1717–1719 гг.) и в селе Лыкове Коломенского района (1703 г.). Участвовал Лука Анофриев и в постройке приходского храма в честь праздника Вознесения Господня в селе Чичкино Рязанской области (1714–1716 гг.). Этот несохранившийся храм, также ярусной композиции «четверик восьмириком», строился им вместе с крестьянином Куприяном Семеновым по образцу московской церкви Иоанна Предтечи на Ленивом Торжке.

http://sobory.ru/article/?object=23580

Новое расположение Успенской церкви на Ново-Казанской улице с 1867 г. создавало высотный путевой акцент, а также обогащало вертикальный силуэт города с северо-западной стороны. С западной стороны размещалась колокольня, затем трапезная и храм в виде восьмерика на четверике. «Построена наподобие корабля, в византийском стиле; снаружи и изнутри оштукатурена, покрыта листовым железом, окрашена медянкою. Длина и ширина холодной церкви - четыре сажени, длина теплой — три сажени и полтора аршина, ширина 3 саж., 2 арш., 14 вершков. Вся церковь кругом обнесена оградою; прежде был деревянный забор. Среди ограды ворота, а на одном углу — часовня». Успенская церковь была освящена в 1868 г., в ней размещалось три престола: в холодном отделении был главный во имя Успения Божией Матери, с южной стороны - во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с северной стороны - трапезная во имя Святителя и Чудотворца Николая. Алтарь в холодной церкви был длиной семь аршин, шириной 10 аршин и 15 вершков. В плане алтарь круглый, установлены четыре иконостаса, окрашенные кармином и местами позолоченные. В двух приделах к трапезной размещались алтари одинаковые по длине и ширине (5 аршин). http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_13.htm Первоначально Успенская церковь была построена в 1648-1654 гг. игуменом Макарием на свой собственный кошт. Зданием она была деревянная, во время разгрома Симбирска Степаном Разиным она сгорела. На её месте в 1671 г. была построена каменная церковь с приделом во имя святителя и чудотворца Николая. В 1866 г. храм был передан единоверцам, разобран и в 1867 г. построен ими на настоящем месте. Теперь в храме три престола: главный холодный – в честь Успения Божьей Матери и в трапезных приделах теплых: в правом – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в левом – во имя святителя и чудотворца Николая. Храм обнесен деревянной, на каменном фундаменте, оградой. Церковной земли: на подгорной Успенской улице место, где был прежде Успенский храм, в 594 кв. саж. величиной. На нём построена теперь каменная часовня. Капитал церкви 11700 руб. Причт состоит из священника и псаломщика; квартиры для них в церковном доме. Жалованья от казны: священнику 400 руб. и псаломщику 125 руб. Прихожан в гор. Симбирске в 23 дворах 55 душ муж. пола и 64 жен. пола.

http://sobory.ru/article/?object=35183

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010