3. Храмовая же икона Владимирской Божией Матери древнего письма в бархатной низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад басемной, цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною. 4. Казанская икона Пресв. Богородицы – Строгановского письма, оклад серебряный вызолоченой басемный, венец и убрус украшены жемчугом; кругом иконы писаны чудеса от нее. 5. Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус писан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери. 6. Образ Благовещения Пресв. Богородицы – древнего письма. 7. Икона Пресв. Богородицы Неопалимые Купины. 8. Икона Успения Пресв. Богородицы в серебряном золоченом окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресв. Богородицы. 9. Небольшой серебряный крест, в нем часть древа креста Господня и частицы св. мощей – Николая Чудотворца, Иоанна Многострадального, Марии Египетской, Гурия Казанского, Даниила Столпника и др. – Под крестом подвешена маленькая икона Грузинской Божией Матери в серебряном окладе. Икона эта была домашней святыней князей Ромодановских; сохранился ковчежец, в котором носилась эта икона, вместо стекла вставлена слюда; икона носилась на груди. 10. Две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах. Кроме сего сохранилось немало древних икон во втором ярусе иконостаса и в трапезе церкви. В теплой Владимирской церкви древняя икона – Иоанна Предтечи, который изображен с крыльями. – Сохранились две иконы местной иконописи XVIII века: а) Владимирская икона Божией Матери писана в 1762 г. и б) Шуйская Смоленская икона Божией Матери 1769 г. Имеются еще резные из дерева иконы: 1) св. в.-муч. Георгия Победоносца, 2) Николая Чудотворца Можайского. 3) другая такая же икона. 4) И. Христос в темнице и 5) глава Иоанна Крестителя. Кроме св. икон в Мстерских церквах сохраняются еще следующие свящ. предметы древности. 1. Напрестольное Евангелие изд. 1644 г. в серебряном вызолоченном окладе на верхней деке, с надписью по листам: «Лета 1669 сие Евангелие обложено серебром и золотом с камением дал боярин кн. Вас. Гр. Ромодановский в свою вотчину в Богоявленскую слободу в монастырь Богоявления Господа И. Христа и Успения Пресв. Богородицы по деде своем кн. Петре и Евфимие и по отце своем кн. Григорье, иноке-схимнике Геннадие и по матери своей по кн. Ульяне и по своей душе и прочих родителей. А кто сие Евангелие исхитит или отдаст кому и на тем будет страшный суд Божий».

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Богородицы) в верхнем и евангельский - в нижнем регистре сев. и юж. стен ( Квливидзе. Сотворение мира. 2009). Кроме того, отдельным циклом предстают самостоятельные композиции, напр. «Собор Богородицы» на зап. стене ( Она же. 2008; Она же. Фрески. 2009. С. 39). Расположение фресок в пространстве храма, по мнению ученых, соответствует тем изменениям, к-рые произошли в русском искусстве во 2-й пол. XVI в. В них подчеркивается иерархическое устройство архитектуры: красной огранкой не только разделены сюжеты, но и выделены архитектурные формы - своды и щеки арок, а также фоны для фигур на столбах, подобные киотам сложных очертаний. Выделены зоны пространственного креста, где размещены монументальные композиции, превосходящие другие размерами и посвященные Богородичным праздникам: «Рождество Пресв. Богородицы» - на юж. стене, «Введение во храм Пресв. Богородицы» - на сев. стене, «Успение Пресв. Богородицы» - на восточной и «Собор Пресв. Богородицы» - на зап. стене ( Она же. Фрески. 2009. С. 40). В росписях отсутствуют традиционно подробные повествовательные циклы. Евангельская история представлена отдельными композициями иконографии Богоматери. Тема Страстей Христовых передана сюжетом «Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи…» над порталом в юж. стене. Эти изображения развивают тему Воплощения и Домостроительства, в к-рых основное значение имеет образ Пресв. Богородицы. Во мн. композициях использованы не только детали, традиционные для визант. искусства, но и западноевроп. мотивы (Там же. С. 44, 45, 51), впервые введенные в рус. искусство в эпоху митр. Макария и получившие у современников характеристику «латинские мудрования» ( Сарабьянов. 1999. С. 201-204; Пуцко. 1999). Составители программы были новаторами: в росписях проиллюстрированы те сочинения св. отцов, к-рые ранее не использовали. Напр., композиция «Что Ти принесем, Христе (Собор Пресв. Богородицы)» на зап. стене, по мнению Н. В. Квливидзе, иллюстрирует «Слово на Рождество Христово» свт. Иоанна Златоуста ( Квливидзе.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

От 1702 года в делах патриаршего казенного приказа сохранилось подробное описание Вязниковской соборной церкви. Соборная церковь каменная о 5 главах, главы и кресты обиты белым железом, с трех сторон церкви каменные паперти, все крыто тесом; около тое церкви в подзорах писано Отечество и лица разных святых. В церкви царские двери, сень и столбцы резные сквозные золочены травы виноградныя, в сени писано Вечери. По правую сторону царских дверей местные иконы: образ Всемилостиваго Спаса, сидящаго на престоле, венец и цата серебряныя гладкия золочены с репьями, писано золотом и красками. Чудотворный образ Пресв. Богородицы Казанския осмилистовый в киоте створном, оклад басемный, по углам 4 Евангелиста, венец, коруна и цата серебряныя резныя, в коруне 7 каменев разных, заклепы 14 зерен жемчужных, в коруне и в цате 15 каменьев разных в гнездах серебряных, убрус объярь золотная обнизано жемчугом с камышки разными – в гнездах серебряных, по концам накищено золотом и серебром с пелепельки сребряными золочеными, на том же образе возглавие поднизь да 2 ожерелья у Предвечнаго Младенца, ожерелья низано жемчугом с подвески, возглави и в поднизе запона в серебре изумруды и яхонты в ряд, да в той же поднизе разныя камешки, запонок большой и малой. У того же образа в привесе на серебряной цке образ Пресв. Богородицы Казанския резной позолочен в ½ аршина, на другой цке серебряной образ Пресв. Богородицы Казанския резной в 3 вершка позолочен, крест золотой возглави камень алмаз, приклад велик. госуд. царя Федора Алексеевича. Образ Успения Пресв. Богородицы, венец и цата серебряныя резныя золочены, в венце 3 камени сердолик да 2 бирюзы; над нею у Спасова образа венец серебряный золочен резной. На южных дверях образ архидиак. Стефана. Местные ж образа: Софии Премудрости Божией, 2 венца и цата серебряныя резныя золочены, Вход Господень во Иерусалим – писан золотом и краски. На налое образ выносной Казанския Пресв. Богородицы в киоте осмилистовый, оклад басемной, венец и корона и цата серебряныя золочены.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Арсений (Минин) , иеросхим. Аристоклий (Амвросиев), иеросхим. Сергий (Веснин) Святогорец, переводчик и писатель схим. Азария (Попцов), переводчик и составитель церковных служб схим. Аркадий (Любовиков), иконописец иером. Василий (Селезнёв) и др. Подвижнической жизнью были известны на А. духовники Русской обители иеросхимонахи Агафодор, Вероник, Виссарион, Аверкий, Михаил, затворники-молитвенники схимонахи Тихон и Пантелеимон, по благословению о. Иеронима проживавшие в келлиях близ мон-ря. По благословению о. Иеронима и о. Макария рус. иноки приобретали и восстанавливали обветшавшие греч. келлии: были отстроены Иоанно-Златоустовская, свт. Николая Чудотворца («Белозерка»), Свято-Троицкая (мон-рь Хиландар), Георгиевская Керасийская (Лавра прп. Афанасия), ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины (мон-рь Ставроникита). Келлия во имя вмч. Артемия. Фотография П. И. Севастьянова. XIX в. К нач. XX в. на А. существовали следующие рус. келейные обители (а также каливы, имевшие параклисы, но не считавшиеся келейными обителями). К Вел. Лавре были приписаны: 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, 2 - в честь Покрова Пресв. Богородицы, 2 - во имя свт. Иоанна Богослова, 3 келлии во имя вмч. Георгия, келлии во имя вмч. Артемия, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Рождества Пресв. Богородицы, прп. Макария, Георгиевская, Рождества Христова, свт. Иннокентия, Всех Афонских святых, Успенская, Преображенская, Архангельская, свт. Николая, Всех святых, Введенская. К Ватопедскому мон-рю были приписаны обители: Живоносного Источника, св. Иоанна Предтечи; к Иверскому мон-рю - ап. Иоанна Богослова, свт. Иоанна Златоуста, преподобных Петра и Онуфрия, Положения пояса Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца, прор. Илии, св. Иоанна Предтечи; к Хиландарскому мон-рю - свт. Иоанна Златоуста, ап. Иоанна Богослова, 2 келлии во имя св. Иоанна Предтечи, Свято-Троицкая, свт. Николая Чудотворца, св. Игнатия Богоносца, Благовещенская, Трехсвятительская; к Дионисиату - Введенская; к Кутлумушскому мон-рю - вмч. Варвары, Иверская, свт. Николая, св. мучеников Феодора Тирона и Феодора Стратилата; к Пантократору - во имя 12 апостолов, прп. Саввы Освященного, свт. Димитрия Ростовского, Сретенская, 2 келлии во имя свт. Николая Чудотворца, Рождества Пресв. Богородицы, Успенская, свт. Митрофана Воронежского, свт. Тихона Задонского, Благовещенская, прп. Сергия Радонежского, в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница»; к Ксиропотаму - прор. Илии и Успенская; к Каракалу - Кресто-Воздвиженская; к Филофею - Георгиевская, Вознесенская, Преображенская, свт. Николая Чудотворца, прп. Евфимия Великого, Рождества Пресв. Богородицы; к мон-рю Симонопетра - Благовещенская; к мон-рю Ставроникита - Покровская, Свято-Троицкая, сщмч. Климента, в честь Казанской иконы Божией Матери, Архангельская, Трехсвятительская, Рождества Пресв. Богородицы, Введенская, св. Иоанна Предтечи, Успенская, во имя ап. Андрея Первозванного и равноап. Нины; к Григориату - свт. Николая Чудотворца.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

В своих древних рукописях и церк. вещах патриаршая библиотека и ризница имеют весьма многое к вразумлению наших раскольников. Покровский собор, или церковь св. Василия Блаженного Находится близ Кремля подле Спасской башни. Основан в 1554 г. царем Иоанном Васильевичем Грозным в память покорения и присоединения к России Казани, бывшего в день праздника Покрова Пресв. Богородицы. Покровский собор своим особенным устройством представляет замечательную и единственную церковь в России. Он сосредоточивает в себе несколько небольших церквей, составляющих одно величественное здание собора. Из 13-ти глав, возвышающихся над этим собором, ни одна не имеет сходства с другой, и каждая замечательна и хороша сама по себе своею формой. Архитектура этого собора представляет собой сочетание разных вкусов. Снаружи собор раскрашен разноцветными красками и представляет какое-то чудное, прихотливое произведение искусства. В Покровском соборе 11 престолов, 9 в верхнем ярусе и 2 в нижнем. В нем почивают мощи св. московских Христа ради юродивых Василия и Иоанна Блаженных. Во времена российских патриархов к Покровскому собору совершался в неделю ваий известный обряд шествия патриарха на осляти в сопровождении самого царя, бояр и народа с ветвями вербы. В этом соборе 1-го октября совершается крестный ход из Успенского собора в память победы над турками в 1740 г. Казанский собор Находится близ Кремля на Никольской улице. Построен в 1680 г. в честь чудотворной Казанской иконы Пресв. Богородицы, помощью которой совершилось чудесное избавление Москвы и всей России от нашествия поляков во время междуцарствия у нас в России. Здесь находится и чудотворная икона, список с чудотворной, явившейся в Казани вскоре после покорения ее русскими в 1579 г. Сама Пресв. Богородица 3 раза являлась во сне одной благочестивой девице в Казани и повелевала взять из земли Ее икону, и при этом указывала самое место, где была сокрыта икона. Когда стали копать землю на указанном месте, то действительно нашли икону, как бы только что начертанную. Икону с крестным ходом перенесли в храм; стал сюда стекаться народ для молитвы, и от иконы было много чудес. Когда в 1612 г. русские ополчились против вступивших в Москву поляков, то обратились с молитвоюй к Пресв. Богородице о помощи. Особенно молились веред Казанской Ее иконой, бывшей в рядах ополчения, и архиепископ Арсений в сонном видении получил извещение, что Господь, по молитве Пресв. Богородицы низложит врагов и спасет Россию, как и было совершено. В память сего избавления Москвы и всей России от поляков положено 22-го октября праздновать Казанской иконе Кресв. Богородицы и совершать крестный ход в Москве из Успенского собора в устроенный Казанский собор. Храм Христа Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Вскоре после 161 г. в монастыре построена новая церковь во имя Пресв. Троицы с приделом в честь св. муч. Бориса и Глеба; эта церковь с 164 года и стала писаться в окладных книгах. В 1698 г. Борисоглебская церковь в пустыне сгорела и в том же году построена была новая теплая деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. От 1702 г. сохранилась опись Борисоглебского монастыря, из которой мы узнаем следующее. «В Борисоглебской пустыни, что на Великом озере церковь во имя Казанския Пресв. Богородицы об одной главе, глава обита тесом, крест опаян белым железом, крыто все тесом. В церкви царския двери, сень и столбцы писаны краски. По правую сторону царских врат иконы: Спасителя – венец и цата серебряные золочены, Казанския Пресв. Богородицы – осмилистовая венец и цата резные золочены, поля оклад серебряной чеканной золочен, киот створной, на створах писаны лица разных святых, на киоте в главе написано Отечество, благов. кн. Владимира с чады Борисом и Глебом, вверху Пресв. Троица, писано золотом и краски. По левую сторону: образ Живоначальные Троицы, на северных дверях архидиак. Стефана, Спаса стояща, Воскресения Христова с праздники – писаны золотом и краски в киотах; пред ними 4 лампады. Над царскими дверями деисус 13 икон; паникадило железное о 4 шандалах. В олтаре за престолом 2 образа Казанския Пресв. Богородицы, позади одного – Николая Чудотворца, позади другого Бориса и Глеба; сосуды на жертвеннике оловянные. В том же монастыре вновь построена деревянная церковь во имя благов. кн. Бориса и Глеба, а не освящена, об одной главе, обитой тесом, над трапезой взрублена колокольня шатровая, на ней 3 колокола, все крыто тесом. В монастыре 22 кельи, а в них иеромонах Аврамий да рядовых 27 старцев, а государева денежнаго и хлебнаго жалованья им не дается, а кормятся Христовым именем мирским подаяньем. Круг монастыря около ограды 278 саж.» Таким образом в начале XVIII века в Борисоглебской пустыни были уже не те церкви, которые показаны в окладных книгах конца XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ Гавриил (Русской), архиеп. Великоустюжский. Роспись юж. стены Успенского собора в Вел. Устюге. 1761–1779 гг. Худож. прот. В. А. Аленев Гавриил (Русской), архиеп. Великоустюжский. Роспись юж. стены Успенского собора в Вел. Устюге. 1761–1779 гг. Худож. прот. В. А. Аленев (Русской [Русский] Григорий; † 16.01.1753, г. Данков Рязанской губ., ныне Липецкой обл.), архиеп. Великоустюжский и Тотемский. Принял монашеский постриг в Оптином болховском Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы мон-ре . Служил ризничим при Казанском митр. Тихоне (Воинове) . Ок. 1722 г. Г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем Спасо-Юнгинского мон-ря Казанской губ., ок. 1725 г.- свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , в авг. 1731 г.- владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . 24 нояб. 1731 г. в Успенском соборе Московского Кремля Г. был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. В сер. 20-х - 30-х гг. неоднократно присылал необоснованные доносы в Святейший Синод на Казанского митр. Сильвестра (Холмского) , с к-рым находился в неприязненных отношениях. Извещал Синод и о политических высказываниях гражданских чиновников. 17 сент. 1735 г. Г. был назначен на Казанскую и Свияжскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Ссылаясь на отсутствие средств, закрыл младшее отд-ние Казанской ДС, число учащихся значительно сократилось, уехала и часть преподавателей. 9 марта 1738 г. Г. был перемещен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. Прибыл в Вел. Устюг 7 авг. 1738 г. Обновил ризницу в Успенском кафедральном соборе, перестроил теплую церковь при соборе, велел отлить колокол в 300 пудов. Г. заказал в Успенском соборе Московского Кремля точную копию почитаемой иконы «Благовещение Пресв. Богородицы» (см. «Благовещение Устюжское» ), по легенде происходящей из Устюга. 3 июля 1747 г. список был поставлен в Успенском соборе Вел. Устюга. По этому случаю в епархии 8 июля одновременно с памятью блж. Прокопия Устюжского было установлено празднование сретения чудотворной иконы «Благовещение Пресв. Богородицы». В годы правления Г. в только что открытой Устюжской ДС обучались ок. 70 чел. Он неоднократно ставил перед Святейшим Синодом вопрос о присылке в епархию учителей. Пытался вести борьбу со старообрядчеством в епархии, предлагал даже применять военную силу. Г. поддерживал в Зырянском крае практику выбора священников из местных черносошных крестьян, знающих 2 языка, несмотря на то, что рукоположение лиц податных сословий строго запрещалось законодательством.

http://pravenc.ru/text/161311.html

По переписным книгам 1703 г., на погосте кроме Ильинской церкви значится другая теплая церковь Пресв. Богородицы Казанской, в приходе 361 двор, на церковной земле 8 дв. бобыльских, церковной земли пахотной и поросшей лесом 165 десят., сенных покосов 110 копен и болота мшаного 3 десят. «1710 г. при церкви Ильи Пророка, что на погосте: поп Евсевий Афонасьев, сын его дьячек Трофим, попы: Алексий Евсевьев, Леонтий Иванов, Матфей Михайлов, Иван Никифоров». «1728 г. июня 7 дня дана первая патрахельная память Волод. уезду Ярополческой волости церкви св. Прор. Илии, что на Кестоме, вдовому попу Леонтию Иванову на 4 года, пошлин 20 алт. да что он служил без указа и без патрахельной 727 г. взято пошлин вместо штрафу 5 алт.». В 1737 г. обе вышепоименованные церкви сгорели. «1738 г. декабря 11 Волод. уезда Ерополческой десятины Ильинского погоста, что на реке Кестроме, церковной староста дворцовой Ерополческой волости, дер. Шевинской крестьянин Семен Иванов с прихожаны в поданном в синод. каз. приказ прошении писал: «в прошлом 1737 г. мая в 16 день, в оном нашем Ильинском погосте церкви Божии Казанския Пресв. Богор. и св. Прор. Илии и колокольня с колоколами сгорела все без остатку и сентября 30 дня тогож 1737 г. из Нижегородского архиерейского казенного приказу по прошению нашему дан указ велено в помянутом Ильинском погосте вместо сгоревших церквей построить вновь церковь Божию во имя Казанския Пресв. Богор. с приделом св. Прор. Илии на прежнем церковном месте, и ныне мы оной церкви прихожане на оном погорелом месте построили церковь во имя св. Прор. Илии холодную и к освящению оная церковь против вышеозначенного указу изготовлена, а церковь Пресв. Богор. Казанския теплую обещалися мы построить особо». И против сей челобитной в синод. каз. приказе выписано: по писцовым книгам Семена Извольского 161 г. у оной церкви написано: два двора поповых, в приходе 366 дворов, да церковных крестьян 5 дворов, пашни церковныя из государева жалованья место руги 68 четвертей в поле, а сена 50 копен; а по переписным 1703 г. книгам написано: церковь св. Пророка Илии, да церковь Пресв. Богор. Казанские теплая на погосте реки Кестоми, а у тех церквей поп Иаков Петров, диакон Иван Никифоров, в приходе 361 двор, да на церковной земле 8 дворов бобыльских, церковной пахотной и лесом поросло худыя земли 165 десятин, сенного покосу 110 копен, болота мшонаго 3 десятины». Подписано преосв. Вениамином епископом Колом. и Каширским: «дать о посвящении указ и антиминс, 1738 г. декабря 15 дня». Указ выданный на имя старосты попов. Николаевского попа Дмитрия Иванова, взял означенного Ильинского приходу поп Леонтий Иванов и расписался.

http://sobory.ru/article/?object=04197

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010