Во 2-й пол. XIX в. Г. и. находилась в доме живших в дер. Губинской владельцев бумаготкацкой фабрики Кокуновых. В 1905 г. икона была помещена в старообрядческий храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный в Губинской в кон. XIX в. Большую часть года Г. и. возили по старообрядческим приходам в специально сооруженном для этого ковчеге. В гуслицких селениях сложился следующий порядок встречи Г. и.: 11 июня торжество совершалось в Селиванихе, 12 - в Степановке, 13 - в Абрамовке, 15 - в Малькове, 16 - в Шувое, 17 - в Нарееве; принимали образ и в др. гуслицких селениях. Крестными ходами народ встречал и провожал Г. и., на фабриках останавливали работу. В честь прибытия Г. и. служились всенощная и литургия, затем совершались крестные ходы вокруг селений и по полям, молебны с водосвятием. Г. и. неоднократно принимали общины Москвы. Так, в 1910 г. ее привезли в ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы при Остоженской старообрядческой общине, где 13 нояб. было отслужено всенощное бдение, а утром, после литургии, совершен крестный ход с иконой вокруг храма. Благодаря Г. и. дер. Губинская в XIX в. стала одним из старообрядческих центров Подмосковья. В сер. XIX в. в 6 км от деревни, в лесу, был устроен старообрядческий жен. скит, в к-ром к нач. XX в. жили 11 инокинь и окормлявший их иером. Иосиф, попечителем скита был владелец фарфоровых заводов М. С. Кузнецов . В 1931 г. 12 насельниц скита во главе с игуменией Ириной (Зотовой) и духовником свящ. Николой были арестованы по обвинению в «антисоветской агитации», приговорены к ссылке в Казахстан. В нач. 40-х гг. XX в. в губинском храме был пожар, до восстановления храма в 50-х гг. богослужения совершались в домах прихожан. Во 2-й пол. XX в. украли первоначальный драгоценный оклад с Г. и., его заменили современным из желтого металла. В наст. время крестные ходы в Гуслице совершаются со списком с Г. и., выполненным в 1899 г. Г. и. принадлежит к изводу Казанской иконы Божией Матери. В иконографии (типы ликов) заметна ориентация на первообраз, явленный в 1579 г. Удлиненные пропорции фигур (с немного выступающей вперед левой покровенной рукой Младенца), лики с большими округлыми подбородками и сравнительно мелкими чертами характерны для списков XVII-XVIII вв. Личное написано в стиле традиц. иконописи XVII в., почти без влияния «живоподобия», с преобладанием графики рисунка (четкие линии бровей, переносицы, век, тени под губами), сохранились фрагменты разбеленного охрения. Авторская живопись, по-видимому, была прописана в XIX в.

http://pravenc.ru/text/168229.html

По писцовым книгам Н. Борисова и Д. Кикина 1565-1567 гг. можно отчасти представить внутреннее убранство первых церквей К. и Т. е. В 50-60-х гг. XVI в. почти каждый храм Свияжска и Казани получил из «государевой казны» иконы и книги, в городском соборе Свияжска, освященном в честь Рождества Пресв. Богородицы, помимо храмовой местной иконы и деисусного чина в иконостасе упомянуты 30 образов в серебряных золоченых окладах и 16 икон «на золоте» из государевой казны ( Французова. 2002. С. 344). Наиболее богато украшенные иконы находились в кафедральном соборе. Храмовая икона Благовещения Пресв. Богородицы имела сделанный на средства из государевой казны серебряный оклад, исполненные в технике скани венцы с драгоценными камнями и гривны с камнями-«льяниками» ( Невоструев. 1877. С. 10). Жемчужные очелье с сапфиром, гривна и обнизь вокруг венцов были приложены к иконе воеводой кн. П. И. Шуйским (Там же. С. 10); драгоценные жен. серьги - М. М. Лыковым (Там же. С. 10-11), им же были даны пелена к одной из местных икон-списков чудотворной Тихвинской иконы (Там же. С. 11) и шелковая ткань (камка) для шитья воздуха (Там же. С. 11-12). К иконе были приложены 16 золотых монет (вероятно, в качестве наградных знаков в память о взятии города), происходящих из городов Ганзейского союза, Португалии и Венгрии. Они были вкладом служивших в Казани воевод и дьяков (Там же. С. 10-11; Яблоков. 1909. С. 7). Драгоценные ткани для воздуха (плащаницы) и напрестольной одежды в кафедральный собор были пожертвованы дьяком К. Фёдоровым, кн. И. Хворостининым, М. Лыковым ( Невоструев. 1877. С. 10-11; Силкин. 1995. С. 62). Фёдоров и кн. Палецкий вложили также священнические ризы ( Невоструев. 1877. С. 16). В писцовых книгах 1565-1567 гг. сохранилось много имен вкладчиков в храмы К. и Т. е. Царь, архиепископы, воеводы, дьяки, настоятели мон-рей, священники, торговые люди и «жильцы» дарили драгоценности, иконы и церковную утварь. В Свияжске центром рус. культуры и благочестия стал городской Рождественский собор. Протопоп собора в числе свияжских и московских священников принимал участие в освящении Казани и ее первых церквей в окт. 1552 г. Древние антиминсы свияжских церквей, в нач. XX в. находившиеся в ризнице кафедрального собора в Казани, сохранили имена первых настоятелей свияжского собора: протопопа Афанасия (на антиминсе, выданном 4 июня 7059 (1551) г. для престола во имя «преподобного отца нашего Сергия Чудотворца…») и протопопа Ивана (на антиминсе 7060 (1552) г. для ц. во имя Николая Чудотворца; см.: Яблоков. 1909. С. 36).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

языке на основе араб. шрифта. 16 сент. 1824 г. Оренбургский еп. Амвросий (Морев) встречал в уфимском Смоленском соборе имп. Александра I Павловича . 18 сент. император заложил камень в основание ц. во имя св. кн. Александра Невского. В Уфу император прибыл после посещения Оренбурга (11-12 сент.) и Илецкой Защиты (ныне г. Соль-Илецк) (13 сент.), где в память об этом событии в 1839 г. была воздвигнута ц. в честь Воскресения Христова. При еп. Амвросии в Уфе построены каменные здания консистории (1824-1825), архиерейского дома (1827) и Оренбургской ДС (1826-1828; здесь же разместилось Уфимское ДУ). В 1826 г. еп. Амвросий благословил открытие в с. Бетьки Мензелинского у. первой в епархии жен. общины (в 1834 переведена в Уфу). В ней был принят устав, составленный прп. Филаретом (Данилевским) , игуменом Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. При еп. Амвросии были освящены главный престол ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы (1823) и тюремная ц. во имя св. апостолов Петра и Павла (1825) в Уфе, новопостроенный Михаило-Архангельский собор в Белебее (1828), в 1826-1829 гг. сооружены церкви в 8 крепостях Оренбургской линии (Петропавловская, Кизильская, Ильинская, Таналыкская, Уртазымская, Губерлинская, Верхнеозерная и Магнитная). 7 нояб. 1823 г. создано Уфимское попечительство о бедных духовного звания. Оренбургский еп. Аркадий (Фёдоров) обратил особое внимание на утверждение Православия среди уральских казаков, поскольку в 1-й четв. XIX в. более 3/4 казаков, присоединенных ранее к правосл. Церкви, вернулись в старообрядчество. Архиерей добился согласия Синода на строительство в г. Уральске, где имелось 5 единоверческих церквей, первого в регионе правосл. храма. 30 июня 1831 г. состоялось освящение ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, первоначально разместившейся в батальонных казармах. В 1830 г. началось дело о постройке 10 каменных церквей на землях Уральского казачьего войска и в Уральске для противодействия влиянию старообрядческих Иргизских монастырей .

http://pravenc.ru/text/2581499.html

90-е гг. XVII в. Мастер Лаврентий Севастьянов (?) (ЯХМ) Зимой 1608/09 г. ополчение сев. рус. городов побило интервентов в Романове, но на 2-й неделе Великого поста он был вновь взят и разорен одним из отрядов пана Гальбовича. Во время осады Романова поручик литов. Стравинского полка «литвин» Яков Любский, называвший себя православным, взял из Никольской ц. К. Я. и. «со всею утварию и с киотом», и никто не помешал ему (Герасим Трофимов к этому времени уже принял постриг с именем Галактион и находился в ярославском Спасо-Преображенском мон-ре). Любский привез образ в Ярославль. Узнав об этом, архимандрит Спасо-Преображенского монастыря Феофил и мн. богатые, знатные люди города пытались выкупить икону, но Любский отдал ее Лыткину, по Сказанию - безвозмездно, по свидетельству Лыткина - за выкуп. На следующий день, в 3-ю неделю Великого поста, в воскресенье, 19 марта, Лыткин поставил чудотворную икону в своем Димитриевском приходе, на посаде, в храме Похвалы Пресв. Богородицы, где она простояла 6 недель. В марте 1609 г. присланные войска под началом воевод Никиты Вышеславцева и Евсевия Рязанова побили интервентов в Пошехонье, взяли Романов, а 8 апр., в Лазареву субботу,- Ярославль. Ярославцы стали спешно укреплять город: сделали малый острог вокруг города по валам и большой - по слободам. В это время известному благочестивым житием клирику Крестовоздвиженской ц. диак. Елеазару, молившемуся Пресв. Богородице, было повеление от К. Я. и., чтобы воинские и посадские люди воздвигли в Ярославле храм в честь Казанской иконы. Но 30 апр., в Неделю жен-мироносиц, вновь большая сила подошла к городу: «русские воры», полки Лисовского, Микулинского и Будзило, поляки, литовцы, запорожские казаки, романовские мурзы с татарами. Большой острог проломили, изменой проникли на посад и выжгли его. Люди в страхе бросались в Волгу, множество утонуло. Ночью священники перенесли К. Я. и. в более безопасное место - в ц. Рождества Христова за рвом и валом, на берегу Волги, выстроенную ярославскими купцами Акиндином и Гурием Назарьевыми.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. XIX в. Мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца в Москве. Литография. XIX в. В 1700-1701 гг. по благословению митр. Стефана (Яворского) на месте разобранной одноглавой Георгиевской ц. был выстроен одноименный собор в стиле нарышкинского барокко: квадратный в плане бесстолпный 5-главый 2-светный четверик, с алтарем в виде 3 полукружий, с примыкающими к нему с запада обширной трапезной, перекрытой коробовым сводом, и 3-ярусной колокольней с шатровым завершением. Храм был декорирован пучками колонок по углам здания, фризом из неск. рядов сухариков, валиков, зубчиков, круглыми окошками над фризом, фигурными колонками и пышными фронтонами в обрамлении окон четверика и трапезной. В посл. трети XVIII в. Георгиевский собор был расписан масляными красками. Трапезная служила усыпальницей: до 1812 г. в ней стояли каменные надгробия, уничтоженные при возобновлении храма после пожара. В 1735-1738 гг. на сев. воротах мон-ря была возведена и в 1739 г. освящена ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1750 г. на средства кнг. П. П. Шаховской была построена ц. во имя святых Захарии и Елисаветы, «за здравие» имп. Елизаветы Петровны . По ведомости игум. Венедикты (Соколовой) 1763 г., в Г. м. проживали 23 монахини, 17 указниц и белиц, на к-рых ежегодно выдавалось жалованье 220 р. 50 к. Кроме того, при мон-ре содержались 7 офицеров и рядовых, к-рым выплачивалось жалованье (48 р. 99 к.) и выдавалось 33 четв. хлеба. В 1764 г. Г. м. был отнесен к 3-му классу. В 1771 г., во время чумы, мн. сестры умерли, в 1773 г. в результате пожара сгорела 51 келья, кровли церквей, мн. насельницы переселились в др. мон-ри. В 1776 г., при игум. Маврикии, здания были отремонтированы, построена ограда. Вмч. Георгий Победоносец. Икона. XVIII в. (ц. Воскресения словущего в Москве) Вмч. Георгий Победоносец. Икона. XVIII в. (ц. Воскресения словущего в Москве) В 1812 г., при вступлении в Москву армии Наполеона I , в Г. м. оставались игум. Митрополия (Митрофания) с неск. сестрами. Спрятанное ими имущество было разграблено. По преданию, игум. Митрополия, свящ. Иоанн Алексеев и его супруга «были бесчеловечно мучимы». Клирик с женой скончались, игум. Митрополия впосл. возглавила московский в честь зачатия св. Анной Пресв. Богородицы жен. мон-рь . Сгорели все кельи, пострадали церкви, осенью 1812 г. Г. м. был упразднен, Георгиевский и Казанский храмы после ремонта стали приходскими. Сестры переселились в Страстной иконы Божией Матери жен. мон-рь . В Георгиевском храме сохранились реликвии мон-ря: 2 парчовые, украшенные жемчугом ризы и рукописное Евангелие с миниатюрами XVI в. В 1820 г. на территории Г. м. были построены 2-этажные дома для церковно- и священнослужителей Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. В 1866 г. разобрана ц. святых Захарии и Елисаветы.

http://pravenc.ru/text/164489.html

Предвозвестниками московско-ярославского этапа рус. стиля благодаря оригинальным композициям и насыщенному «ковровому» декору можно считать несколько монастырских церквей: в честь иконы Божией Матери «Умиление» при боровичском Свято-Духовом мон-ре (1871, 1881), во имя прав. Иакова Боровичского с Александро-Невским и Никольским приделами (1865-1872, проект предположительно архит. Г. И. Карпова, возведена в том же мон-ре из красного кирпича). Кирпичная ц. во имя прп. Варлаама Хутынского в Николаевском Косинском жен. мон-ре Старорусского р-на (1878-1882) - бесстолпный четверик, с трапезной и шатровой колокольней, с пятиглавием, с декором в стиле узорочья XVII в. и русско-романском стиле. В переходных формах от тоновского к московско-ярославскому варианту был выстроен 2-й храм Короцкого мон-ря - во имя вмц. Варвары и Всех святых (1891-1895). Архаичными для своего времени можно считать неск. более поздних церквей в новгородской провинции: оригинальная по композиции, с боковыми притворами, с восьмериком и 5 декоративными главками Петропавловская ц. в дер. Голино Шимского р-на (1885); Екатерининская, с усыпальницей, в дер. Льзи Маловишерского р-на, с пирамидальной кровлей, поясами килевидных кокошников, наличниками (относилась к Мариинской 2-классной жен. школе, 1900, инженер-путеец П. А. Борейша). Выразительной композицией благодаря удачно найденным пропорциям отличалась 3-престольная Преображенская ц. в дер. Оксочи Маловишерского р-на (1897-1898, архит. Ф. Н. Соболевский, не сохр.; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. 1915. Д. 4191). Лучшим в Вел. Новгороде произведением московско-ярославского стиля XVII в. является высокая (35 м) надвратная колокольня Десятинного монастыря (1902-1903, городской архит. Ф. И. Воронец); ярким примером постройки с ковровым кирпичным и керамическим декором являются церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы в пос. Любытино (90-е гг. XIX в.- 1900-е гг., перестроена), Александро-Невская на ст. Окуловка (1900-1901) и Казанская на ст. Чудово (ныне в черте одноименного города, 1904-1906, освящена в 1912, архит. А. Г. Успенский).

http://pravenc.ru/text/2577771.html

На территории М. е. осуществлялась благотворительная деятельность в пользу зарубежных (в первую очередь славянских) правосл. учреждений. Во время Балканской войны 1912-1913 гг. в праздник Казанской иконы Божией Матери в московских храмах проводился тарелочный сбор «на оказание помощи больным и раненым воинам христианских балканских государств, пострадавшим в борьбе с Турцией». Во всех храмах М. е. были установлены кружки в пользу Славянского благотворительного об-ва. М. е. ежегодно помогала Русской духовной миссии на Св. земле. В 1884 г. во всех московских церквах установили кружки для помощи русским паломникам, в день Входа Господня в Иерусалим проводился тарелочный сбор. В окт. 1907 г. открылся Московский отдел имп. Православного Палестинского об-ва. А. Н. Казакевич, С. О. Колоухин, Т. С. Павлова Святыни (О святынях М. е. на территории Московской обл. см. в ст. Крутицкая кафедра .) В М. е. издавна особо почитались святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Частица Животворящего Древа Креста Господня, заключенная вместе с шипом тернового венца, каплей Крови Спасителя, частицей Его ризы, камнем от столпа бичевания и мощами многих святых в ковчег архиеп. свт. Дионисия Суздальского (1383, ГММК), с 1401 г. хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля. Там же с XVII в. в т. н. ковчеге кн. Ивана Хворостинина (1621) находилась частица Гроба Господня. Ныне частицы этой святыни имеются в храмах во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер., во имя свт. Николая в Покровском и в Вознесенской ц. на Гороховом поле. Частицы Животворящего Древа Креста Господня находятся: в кресте-реликварии (с 1656, см. статьи Кийский крест и Крест ) в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, в Богоявленском соборе в Елохове, в Даниловском мон-ре (с 1988), в Высокопетровском и Зачатьевском мон-рях (с 2013), а также в храмах в честь Вознесения Господня за Серпуховскими воротами, в честь Вознесения Господня на Гороховом поле, в честь Успения Пресв. Богородицы в Гончарах, во имя Св. Троицы в Ст. Черёмушках, во имя прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе, во имя свт. Николая в Покровском, в честь образа Спаса Нерукотворного на Сетуни, в честь Спаса Нерукотворного образа в Перове, во имя апостолов Петра и Павла в Лефортове. В Зачатьевском жен. мон-ре хранится Распятие (XIX в.), у подножия к-рого после 1997 г. были вмонтированы мощевики с частицами Крови Христовой, Гроба Господня и Животворящего Древа.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Мироносицкая пустынь в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Ежово. Фотография. 2001 г. Мироносицкая пустынь в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Ежово. Фотография. 2001 г. В Марий Эл особенно почитается чудотворная Царёвококшайская (Мироносицкая) икона Богоматери, явленная в 1647 г. на месте, где в 1649 г. по указанию царя Алексея Михайловича начал строиться Ежово-Мироносицкий муж. (ныне жен.) мон-рь. Традиция крестных ходов с Царёвококшайским образом имеет более чем 300-летнюю историю. В XIX в. икону носили в города Чебоксары и Цивильск Казанской губ., в Яранск Вятской губ., в Ардатов, Алатырь, Курмыш Симбирской губ. После 1917 г. явленная Царёвококшайская икона был конфискована властями. В Мироносицкую обитель, возрожденную в 1994 г., была передана чтимая копия образа, к-рую начиная с 1999 г. носят во время крестных ходов по Северо-Восточному, Йошкар-Олинскому и Луговомарийскому благочиниям. Почитаемой святыней Килемарской Богородице-Сергиевой пуст. является чудотворная икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому», перенесенная в монастырь в авг. 1998 г. из Вознесенского собора Йошкар-Олы. Церковь во имя свт. Гурия Казанского в дер. Петьял. 1896 г. Церковь во имя свт. Гурия Казанского в дер. Петьял. 1896 г. С 1998 г. во всех благочиниях регулярно проводятся многодневные крестные ходы. В Волжском и Северо-Восточном благочиниях ежегодно совершается крестный ход со списком Седмиезерской Смоленской иконы Божией Матери, хранящимся в церкви в дер. Петьял Волжского р-на. В Горномарийском благочинии переносят чудотворную копию Владимирской иконы Божией Матери, хранящуюся в церкви в с. Владимирском Горномарийского р-на. Традиция крестных ходов с данным образом в Козьмодемьянске и окрестных селах существует с 1654 г., когда чудесным образом прекратился мор; официально крестный ход был установлен в 1719 г. В неск. районах Луговомарийского благочиния с 2009 г. совершается крестный ход с чтимой иконой Успения Божией Матери из церкви в с. Красная Речка Оршанского р-на. Крестные ходы имеют большое миссионерское значение, поскольку во время шествия в походном храме и в приходских храмах проводятся богослужения на церковнослав. и марийских языках, совершаются таинства исповеди, причастия, крещения. В 1993-2001 гг. в Моркинском, Сернурском, Мари-Турекском, Оршанском р-нах республики при проведении крестных ходов крестилось до 700 чел. ежегодно; в последнее время крестится до 40 чел. ежегодно.

http://pravenc.ru/text/1238037.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свящ. Николай (Покровский). Фотография. Кон. XIX в. (Покровский Николай Владимирович; 2.04.1851, г. Суздаль Владимирской губ.- 18.07.1933, Ижевск), архиеп. Ижевский и Воткинский. Из семьи священника (впосл. протоиерея). По окончании в 1868 г. Шуйского ДУ поступил во Владимирскую ДС. Окончил семинарию в 1872 г. по 1-му разряду, в сент. того же года назначен учителем рус. языка и преподавателем приготовительного класса Шуйского ДУ. В 1874 г. поступил в КазДА. В 1878 г. окончил академию в со степенью кандидата богословия. Был назначен преподавателем Самарской ДС на кафедру гомилетики, одновременно исполнял должность инспектора классов, был избран членом распорядительного собрания правления семинарии; также преподавал рус. язык в Самарском епархиальном жен. уч-ще. В 1882 г. назначен смотрителем Венёвского ДУ Тульской епархии. В окт. 1883 г. переведен во Владимирскую ДС преподавателем гомилетики. 18 марта 1884 г. рукоположен во иерея с причислением к клиру владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря и с оставлением в должности преподавателя семинарии. Сотрудничал с владимирским братством св. Александра Невского: являлся распорядителем проводимых братством народных чтений и собеседований (с авг. 1884), был преподавателем литургики в братской школе церковного пения (с окт. 1885). В дек. 1890 г. назначен законоучителем Владимирской ДС и настоятелем семинарского домового Александро-Невского храма. 13 апр. 1901 г. возведен в сан протоиерея. В нач. 1902 г. переведен в С.-Петербург, что связывают с покровительством Н. его бывшего наставника в КазДА С.-Петербургского и Ладожского митр. Антония (Вадковского) . 28 марта 1902 г. назначен законоучителем петербургской 4-й (Ларинской) муж. гимназии и настоятелем гимназического Татианинского храма в С.-Петербурге на Васильевском о-ве. Служил в храме Вознесения на Вознесенском проспекте. 30 янв. 1906 г. назначен настоятелем Екатерининского храма на Васильевском о-ве. Был членом С.-Петербургской духовной консистории. В 1916 г. овдовел. 14 июня 1918 г. назначен наместником Ипатиевского во имя Святой Троицы мужского монастыря в Костроме. Петроградский и Гдовский митр. сщмч. Вениамин (Казанский) писал 15 июня того же года временно управляющему Костромской епархией архиеп. Евдокиму (Мещерскому) о том, что искренне сожалеет о расставании с Н., «с таким высокообразованным, выдающимся и глубоко преданным Церкви Божией пастырем, поистине «полагающим душу свою за овцы», и с таким опытным, полезнейшим, незаменимым сотрудником в епархиальных делах, каковым он был по должности члена Петроградской Духовной Консистории и различных, вызванных обстоятельствами времени, учреждений епархиального ведомства, исполнявшим и многие особые поручения моих предместников, и мои с примерною ревностью и замечательною аккуратностью».

http://pravenc.ru/text/2566010.html

Так, на иконе из московского храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Бутырской слободе М. изображена слева от блж. Ксении в молении к иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» на фоне Московского Кремля и Петропавловской крепости. На иконе иконописцев И. Ю. и Н. В. Самолыго М. представлена справа в паре с блж. Василием Московским. Святые изображены на фоне Московского Кремля, в рост, в 3/4-ном повороте, с воздетыми руками в молении к образу благословляющего Христа в облачном сегменте. На М. длинное подпоясанное розовое платье с длинными свободными рукавами и зеленый плащ, на голове белое покрывало; лик с закрытыми глазами. Известны иконы блаженных местночтимых жен с включением образа М.: на иконе из ц. арх. Михаила дер. Зембин Борисовского р-на Минской обл., написанной в минской иконописной мастерской «Завет», святая представлена в группе жен вместе с блаженными Ксенией Петербургской и Валентиной Минской. М. изображена 1-й справа, на фоне Московского Кремля, в рост, с открытыми глазами, руки скрещены на груди, через левую кисть перекинуты четки. На ней подпоясанное зеленое платье с растительным орнаментом, белый платок. На иконе из Благовещенского храма пос. Благодатное Волноваховского р-на Донецкой обл. М. изображена с блаженными Ксенией Петербургской и Домникой Алешковской. М.- слева, в рост, вполоборота, руки подняты в жесте моления, глаза закрыты, на ней темно-синее платье и белый платок. М. входит в собор Московских и Тульских святых. На иконе «Собор Тульских святых» (2000-е гг.) из Успенского кафедрального собора М. представлена слева в верхнем регистре в молении к возносимому ангелами Казанскому образу Божией Матери. На иконе «Собор Тульских Святых» нач. XXI в. из Щегловского Богородицкого мон-ря М.- во 2-м ряду, 1-я справа, изображена погрудно. На родине М., в с. Себино Кимовского р-на Тульской обл., установлены ее скульптурные изображения (авторы П. С Добаев (2014) и И. Л. Котенёв (2015)). В работе Добаева старица представлена стоящей, на ней длинное платье с цветочным узором, голова покрыта платком, завязанным узлом на уровне плеч; правая рука - перед грудью ладонью вверх, в левой, согнутой в локте,- четки, у ног - птица.

http://pravenc.ru/text/2562616.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010