Успенский собор в Витебске. Гравюра. 90-е гг. XIX в. Епархия была воссоздана 10 мая 1992 г. решением Синода Белорусского Экзархата (утверждено Архиерейским Собором РПЦ 11 июня 1992, Свящ. Синодом РПЦ 17 июля 1992). Ко времени открытия епархии в ней существовали 18 приходов, 1 мон-рь, располагавшие 9 храмами, в клире епархии состояли 12 священнослужителей. В Витебске действовала единственная церковь - во имя Казанской иконы Божией Матери на территории закрытого Маркова мон-ря. С нач. 90-х гг. в В. е. идет активное возрождение церковной жизни, воссоздаются и строятся храмы, открываются приходы: в 1992 г. была завершена реставрация Покровского кафедрального собора в Витебске, в 1993 г. построен деревянный храм во имя блгв. кн. Александра Невского. В 1998 г. возрожден Благовещенский храм XII в., его освятил 26 сент. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . В 2000 г. началось воссоздание древнего Успенского собора, к-рый должен стать кафедральным храмом епархии; 14 окт. 2002 г., во время празднования 10-летия возрождения В. е., митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев) освятил памятный камень у основания нижнего Преображенского храма на Успенской горе. В 1995 г. закончилась реставрация Свято-Троицкого храма в Орше, в 1996 г.- Ильинской ц. в оршанском в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ре (возобновлен в 1997). К нач. 2004 г. в В. е. строился 21 новый храм, реставрировались 24. При епархиальном управлении действуют отделы: образования и катехизации, по работе с молодежью, социального служения, миссионерский, по работе с Вооруженными Силами и правоохранительными органами, издательский, краеведения и музейной работы. В сент. 1996 г. в Витебске открылись регентские курсы, в окт. 1998 г. на их базе было создано Витебское ДУ, к-рое располагается в здании епархиального управления (бывш. корпус Витебской ДС). С 1998 г. при уч-ще действует домовая ц. во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, клирики к-рой читают при храме лекции по духовно-нравственному образованию. В окт. 2001 г. открыт филиал Витебского ДУ в Орше. В кон. 2003 г. при ДУ начала работу школа звонарей. В 2003 г. при витебском Покровском соборе открылась детская иконописная школа. В кон. 2003 г. в епархии насчитывалось 42 воскресные школы. Силами клириков и правосл. мирян епархии ведется духовно-просветительская деятельность в Ветеринарной академии, медучилище, техникумах, гимназиях, средних школах, доме-интернате Орши, доме для инвалидов Витебска. С 2002/03 уч. г. на историческом фак-те в Витебском гос. ун-те им. П. М. Машерова осуществляется подготовка по специальности «теология».

http://pravenc.ru/text/158850.html

Церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1738) и Богоявления Господня (1811) Никольского мон-ря в Арзамасе. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церкви во имя свт. Николая Чудотворца (1738) и Богоявления Господня (1811) Никольского мон-ря в Арзамасе. Фотография. 10-е гг. XXI в. Ансамбль арзамасского во имя прп. Алексия, человека Божия (Новодевичьего), жен. мон-ря, расположенного на крутом берегу р. Тёши, сложился к сер. XIX в. и включал 3 главных храма, 7 келейных корпусов и хозяйственные постройки, обнесенные со всех сторон высокой каменной оградой с 5 башенками и 4 входами. Общая конфигурация плана мон-ря имела правильные очертания, близкие к прямоугольнику ( Шумилкин М. С. 2013. С. 84). Два главных сооружения располагались т. о., что основная ось, направленная от св. ворот, была ориентирована на собор в честь Вознесения Господня (построен в 1787 на месте старой Казанской ц., в результате расширения в 1821-1822 стал 5-купольным, с обширной трапезной и просторными хорами), воспринимаемый в ракурсе. При этом в прямой видимости оказывалась Успенская ц. с трапезной палатой (1798), к-рая находилась на продолжении оси «восток - запад». Кельи и хозяйственные постройки группировались по периметру территории. Перед 2 храмами получилась небольшая соборная площадь - характерная черта мон-рей этого периода. Главный монастырский храм арзамасского Спасо-Преображенского муж. мон-ря (строительство начато в 1638, в XVIII в. к объему храма были присоединены обширная трапезная и развитое крыльцо) до постройки на центральной площади Арзамаса Воскресенского собора считался кафедральным и был крупнейшим сооружением в городе. Он располагался на возвышенности и был виден издалека. К кон. XVIII в. в мон-ре помимо собора существовали ц. Рождества Пресв. Богородицы (1690, перестроена в 1729), колокольня в виде высокого 8-гранного столпа (XVII в., не сохр.), монашеские кельи, хозяйственные сооружения, ограда с 3 воротами, монастырский сад и небольшое кладбище. Стиль классицизм проявился в постройке в 1818 г. 2-этажного корпуса со св. воротами и с надвратной Георгиевской ц., высокий барабан к-рой с одной главой вписался в общий силуэт мон-ря, не нарушив сложившейся иерархии его главных объемов.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гурий (Апалько), еп. Новогрудский и Лидский. Фотография. Нач. XXI в. (Апалько Николай Петрович; род. 30.05.1956, пос. Льнозавод (ныне дер. Коллективная) Витебской обл., Белоруссия), архиеп. Новогрудский и Слонимский. Из многодетной правосл. семьи, родители - рабочие. После 8 классов средней школы в 1971 г. поступил в Витебский станкоинструментальный техникум, по окончании к-рого работал в Полоцке на литейно-механическом и авторемонтном заводах. Стал прихожанином полоцкого Спасо-Преображенского храма, где в младенчестве принял крещение. В 1979 г. поступил кандидатом в студенты Московской ДС, в янв. 1980 г. зачислен студентом в 1-й класс семинарии, по окончании к-рой в 1982 г. продолжил обучение в МДА. В 1984 г. вступил в братию ТСЛ. 20 июня 1985 г. наместником лавры архим. (ныне архиепископ) Алексием (Кутеповым) пострижен в монашество с именем Гурий в честь свт. Гурия, архиеп. Казанского. 30 июня 1985 г. Владимирским и Суздальским архиеп. Серапионом (Фадеевым) рукоположен во диакона, 19 дек.- во иерея. В 1986 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Принципы каноничности православной иконописи». 26 авг. 1986 г. вступил в число братии жировицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , исполнял послушание казначея, с 21 апр. 1987 г.- благочинного мон-ря. 10 апр. 1988 г. возведен в сан игумена. 6 июля 1989 г. утвержден инспектором и преподавателем библейской истории и Свящ. Писания ВЗ во вновь открывшейся Минской ДС. 4 марта 1990 г. возведен в сан архимандрита. 6 марта того же года назначен наместником жировицкого Успенского мон-ря с освобождением от должности инспектора семинарии. С открытием в 1996 г. Минской ДА читает лекции по аскетике. 17 июля 1996 г. определен быть епископом Новогрудским и Лидским. 3 авг. наречен во епископа в минском Свято-Духовом кафедральном соборе. Хиротонию Г., состоявшуюся 4 авг. 1996 г. в жировицком Успенском мон-ре, возглавил митр. Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх всея Беларуси Филарет (Вахромеев) . Трудами Г. в Новогрудской епархии число храмов увеличилось с 96 до 132, возросло количество воскресных школ и церковных б-к, организовано правосл. братство и 4 сестричества, открыт слонимский Свято-Благовещенский жен. мон-рь. В епархиальном управлении создан отдел по работе с молодежью, а также миссионерский отдел. С 1998 г. ежемесячно издается газ. «Новогрудские епархиальные новости». По инициативе архиерея в 1999 г. в Слониме организованы катехизаторские курсы, преобразованные в 2000 г. в Слонимское ДУ; с 2002 г. в г. Лида действует диаконический центр.

http://pravenc.ru/text/168368.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Пушкарь), еп. Владивостокский. Фотография. 2002 г. (Пушкарь Борис Николаевич; род. 8.11.1938, с. Хороль Приморского края), митрополит. Из семьи рабочего. По окончании средней школы во Владивостоке в 1957 г. нес послушание алтарника в Никольском храме, в 1959 г. поступил в Московскую ДС, в 1963 г.- в МДА, к-рую окончил в 1967 г. со степенью канд. богословия за дис. «Доказательства бытия Божия и бессмертия души в философской системе И. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения». Был оставлен профессорским стипендиатом при МДА и назначен преподавателем библейской истории, основного богословия и логики. С 1976 г. является доцентом МДА. В 1988 г. ректором МДА архиеп. Дмитровским Александром (Тимофеевым) Б. Н. Пушкарь был рукоположен во диакона целибатом, затем во иерея. В 1992 г. возведен в сан протоиерея. 12 авг. 1992 г. определен по пострижении в монашество к епископскому служению на Владивостокской и Приморской кафедре. 13 сент. 1992 г. принял монашеский постриг с именем в честь митр. сщмч. Вениамина (Казанского) , 20 сент. возведен в сан архимандрита. Хиротония, к-рую возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , была совершена 21 сент. 1992 г. в Богоявленском соборе Москвы. 25 февр. 2003 г. возведен в сан архиепископа. За время служения В. на Владивостокской кафедре были открыты Николаевский во имя Св. Троицы муж. мон-рь, Южно-Уссурийский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь, владивостокский Марфо-Мариинский во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы женский монастырь , Казанской иконы Божией Матери женский монастырь в пос. Раздольное. В 2001 г. основан владивостокский во имя преподобного Серафима Саровского мужской монастырь на о-ве Русском. В 1995 г. начало работу Владивостокское ДУ, ректором к-рого является В., в 1997 г.- вечерне-заочные катехизаторские курсы. В 1999 г. В. возглавил кафедру теологии и религиеведения в Дальневосточном гос. ун-те. В епархии развивается издательская и научно-просветительская деятельность. В 1997 г. во Владивостоке проходили Иннокентиевские чтения, с 2000 г. ежегодно проводятся Приморские образовательные чтения. С 1997 г. при епархии действует Миссионерский информационно-консультативный центр, в 1997 и 2002 гг. проведены епархиальные съезды миссионеров. По благословению В. с 1993 г. издается ежемесячная газ. «Приморский благовест». В 1996 г. Владивостокской епархией было подписано соглашение о взаимодействии с Тихоокеанским флотом в вопросе духовно-нравственного воспитания военнослужащих.

http://pravenc.ru/text/150311.html

23-25 апр. 1991 г. в МГУ состоялся 1-й съезд правосл. молодежи Москвы. С обращением к молодежи 23 апр. на съезде выступил патриарх Алексий II, призвавший молодое поколение совершать дела милосердия и благотворительности (Там же. 8. С. 48-50). 26 мая 1992 г. 5-я Градская клиническая больница была преобразована в Центральную клиническую больницу Московского Патриархата им. свт. Алексия, митр. Московского. В 1995 г. на базе Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова было учреждено Об-во православных врачей Москвы. 12 марта 1996 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве Мин-ва здравоохранения и медицинской промышленности РФ и Московской Патриархии. Соглашение предусматривало, что стороны будут взаимодействовать в сфере оказания медико-социальной помощи инвалидам, иным социально уязвимым группам населения, в подготовке персонала, сестер милосердия, в создании условий в стационарных учреждениях здравоохранения для выполнения правосл. обрядов. Соглашение позволило расширить сеть больничных храмов и выработать новые формы взаимодействия приходского храма и лечебного заведения. В 90-х гг. в Москве были созданы: Свято-Димитриевская община сестер милосердия, Марфо-Мариинская московская жен. обитель милосердия (1992), сестричество во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы при храме свт. Митрофана, еп. Воронежского (1992), сестричество милосердия во имя равноап. Марии Магдалины при Богоявленском кафедральном соборе (1992), сестричество милосердия в честь Казанской иконы Божией Матери при подворье Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря (1995), группа милосердия при храме Благовещения Пресв. Богородицы в Федосьине в р-не Новопеределкино (1996), сестричество милосердия во имя свт. Петра, митр. Московского, при храме Воскресения словущего (ап. Филиппа) на Арбате (1997), сестричество милосердия во имя архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого) при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», что на 3-й Мещанской ул. (1997). 1-3 нояб. 1995 г. в Москве прошла конференция правосл.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Церковь строилась преимущественно местными мастерами. Кирпич для облицовки привозили из Финляндии. Церковь, освященная архиеп. свт. Тихоном (Беллавиным) в мае 1912 г., имела приделы Казанской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца. Бесстолпный храм на подклете построен в традициях рус. зодчества XVII в. Над основным объемом возвышаются 5 световых барабанов с луковичными главами. Центральный барабан крупнее, чем боковые, почти примыкающие к нему. Над зап. частью - шатровая колокольня, к-рую фланкируют шатры на вытянутых граненых барабанах, завершенные небольшими главками, в их основании помещены 2 ряда полуциркульных кокошников. С востока поставлены 3 полуциркульные в плане разновысотные алтарные апсиды, центральная окружена в нижнем ярусе галереей (аналогично собору Казанского монастыря в Данилове). Они оформлены аркатурно-колончатыми поясами. Боковые и вост. фасады завершены массивными кокошниками сложного профиля. Поля кокошников боковых фасадов заполнены огромными окнами, фланкированными лопатками с ширинками, в завершении применен мотив висячих гирек (отделка фасадов напоминает Казанскую ц. Староладожского подворья). Крыльца со щипцовыми завершениями и висячими гирьками находятся по сторонам притвора. Определенная сдержанность декора боковых фасадов основного объема и особенности композиции сближают архитектуру храма с церковью Поречской монастырской общины в С.-Петербургской губ. После революции храм закрыт, интерьер и сложная система отопления уничтожены. Возвращен РПЦ в 1989 г. Церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Кукобой Ярославской обл. 1909–1912 гг. Церковь в честь Нерукотворного образа Спасителя в с. Кукобой Ярославской обл. 1909–1912 гг. Последние церковные сооружения К. имеют черты неорус. стиля. Церковь Покрова Пресв. Богородицы Поречской жен. общины (совр. дер. Козья Гора Сланцевского р-на Ленинградской обл., 1904-1908) с приделами апостолов Петра и Павла (1913), свт. Николая Чудотворца и прп. Максима Исповедника (1916) построена по проекту К.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

Большой размах приобрело И. в Вятской и Ижевской епархиях, где было сильно влияние Глазовского еп. Виктора (Островидова). К викторианскому движению присоединились епископы Яранский Нектарий (Трезвинский) и Котельнический Иларион (Бельский) , а затем и Ижевский еп. Синезий (Зарубин) . Викториане были особенно сильны в Вятке, Ижевске, Воткинске, Глазове, Котельниче и окружавших их сельских местностях. Их движение распространилось на Казанскую епархию, отдельные иосифлянские приходы существовали в Уральской обл., Башкирии, Ср. Поволжье. На Европейском Севере И. наиболее заметно проявилось в Великоустюжской епархии, где активно действовал Никольский еп. Николай (Афонин). В Архангельской епархии часть приходов увлек за собой к иосифлянам Каргопольский еп. Василий (Докторов) . Еп. Димитрий (Любимов) окормлял немногочисленные иосифлянские приходы в Новгородской и Псковской епархиях, а также в Витебской и Гомельской епархиях - в Белоруссии. В Москве И. не было особенно влиятельным: митр. Иосифа здесь поминали лишь в 7 храмах. В Московской епархии к иосифлянам перешли отдельные храмы в Коломне, Волоколамске, Клину, Загорске (Сергиев Посад), Звенигороде, но признанным центром И. стал Серпухов. Поставленный епископами Димитрием (Любимовым) и Сергием (Дружининым) на Серпуховскую кафедру Максим (Жижиленко) окормлял иосифлянские приходы не только в Московской, но и в др. епархиях. Центром И. продолжала оставаться Ленинградская епархия. По уточненным данным, там открыто поддержали еп. Димитрия (Любимова) 67 приходов, в т. ч. 21 в Ленинграде (ок. 20% городских храмов). Иосифлянам принадлежали храмы в Петергофе, в поселках Стрельна и Вырица, Феодоровский собор в Детском Селе, Зеленецкий во имя Св. Троицы муж. и Староладожский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ри, а также Макариевская пуст. под Любанью. Согласно архивным документам, сторонников И. среди духовенства Ленинградской епархии могло быть до 500 чел. (не более 25% всех священнослужителей епархии). В целом по стране численность иосифлянского духовенства, как белого, так и черного, составила ок. 3,5 тыс. чел., а количество иосифлянских храмов - от 2,4 до 2,7 тыс. (до 11,5% приходов Патриаршей Церкви).

http://pravenc.ru/text/673719.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИНГИСЕППСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Ленинградской епархии (см. Санкт-Петербургская и Ладожская епархия ), названо по г. Кингисепп (Ленинградская обл.); существовало в 1897-1928 гг., до 1922 г. Кингисепп назывался Ямбург, викариатство - Ямбургское. Резиденцией Ямбургских (Кингисеппских) архиереев была Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра в С.-Петербурге. 14 окт. 1897 г., при С.-Петербургском и Ладожском митр. Палладии (Раеве) , был утвержден синодальный доклад «О восстановлении в Санкт-Петербургской епархии кафедры 3-го викария с присвоением ему именования епископа Ямбургского». Первым епископом Ямбургским стал архим. Вениамин (Муратовский) , настоятель Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря , хиротонисанный митр. Палладием в Троицком соборе Александро-Невской лавры 26 окт. 1897 г. Важной сферой полномочий нового епископа стала цензура проповедей: в соответствии с распоряжением консистории всем священникам, служившим в Исаакиевском и Казанском соборах, было предписано представлять свои проповеди после цензуры благочинных на утверждение Ямбургскому еп. Вениамину. Еп. Вениамин поселился в Александро-Невской лавре, при этом некоторое время оставался настоятелем Череменецкого мон-ря. Новый архиерей занял должность председателя с.-петербургского епархиального братства Пресв. Богородицы, заведующего школой Об-ва распространения духовно-нравственного просвещения, возглавил совет с.-петербургского Исидоровского жен. училища и комитет Александровского дома призрения бедных духовного звания. 3 дек. 1898 г. еп. Вениамин (Муратовский) был назначен епископом Гдовским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 9 мая 1899 г. в Исаакиевском кафедральном соборе С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский) возглавил хиротонию ректора СПбДА архим. Бориса (Плотникова) во епископа Ямбургского. С тех пор все последующие Ямбургские епископы занимали должность ректора СПбДА до закрытия последней в 1918 г. и жили в ректорском флигеле академии. 20 янв. 1901 г. еп. Борис был уволен с Ямбургской кафедры. 24 янв. новым ректором СПбДА стал архим. Сергий (Страгородский) , к-рому 26 янв. определено также быть епископом Ямбургским; хиротония состоялась 25 февр. того же года в Троицком соборе Александро-Невской лавры. Архиерейская хиротония архим. Сергия почти совпала по времени с синодальным определением «О графе Льве Толстом», в котором Л. Н. Толстой провозглашался отпавшим от Церкви (20-22 февр. 1901); в подготовке этого определения архим. Сергий сыграл большую роль. 24 февр. 1901 г. вышел 8-й номер «Санкт-Петербургского духовного вестника», содержавший проповедь архим. Сергия «Смысл и цель церковной анафемы», сказанную им в Неделю Православия; в ней содержалось обоснование синодального определения.

http://pravenc.ru/text/1684634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Топорков; посл. треть XV в.- после авг. 1560?, Мефодиев Пешношский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь?), еп. Коломенский и Каширский, племянник прп. Иосифа Волоцкого , брат Досифея (Топоркова) . Из древней дворянской семьи, чьи родовые земли в XV в.- села Спасское-Клобуково (Каблуково) и Топорково - находились под Москвой в бассейне р. Вори, а также в Кинельском стане Переяславского у. Во вкладной старца Досифея (Топоркова) в тверской Савватиев мон-рь названы монашеские имена его родителей - Евфимий и Юлия. Ряд исследователей (К. И. Невоструев , П. С. Казанский , И. Хрущёв, А. А. Зимин и др.) полагали, что В. и Досифей были сыновьями Е. И. Санина, одного из 3 братьев прп. Иосифа. Однако фамилия В. и Досифея свидетельствует в пользу того, что их родство с семьей Саниных было по жен., а не муж. линии. В. начал свой монашеский путь в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , где был пострижен прп. Иосифом. Сведения об этом периоде жизни В. находятся в Кратком летописце, созданном в Иосифовом Волоколамском мон-ре во 2-й пол. 20-х гг. XVI в., и в житии прп. Иосифа (редакции Крутицкого еп. Саввы). Эти источники сообщают о росписи Успенского собора мон-ря «хитрыми живописцы в Русъскаи земли Дионисием и его детьми Владимером и Феодосием и Па[и]сею иноком, два братаничя Иосифовы: иноци Досифей и Васиян» (Краткий летописец - РГБ. Ф. 178. 1257. Л. 28), летописец относит это событие к кон. 1485 г.; житие прп. Иосифа о В. добавляет, что племянник преподобного «послежде бысть епископ Коломенский». Нек-рые исследователи полагают, что В., живя в Волоколамском мон-ре, учился иконописному мастерству у Феодосия , сына Дионисия . На протяжении всей жизни В. поддерживал отношения с Волоколамской обителью: в сент. 1515 г. он приезжал сюда на погребение прп. Иосифа. В Успенском соборе Волоколамского мон-ря находились на «столпе иконы, на гладком золоте, в верхнем ряду: две иконы, Шестодневец весь, большие пядници, а поставил Коломеньской владыка Васиан, да третья икона его ж поставлениа Пречистые Одигитриа, большая пядница, а кажуть все три Дионисьева письма» (Мат-лы для истории древнерус. иконописи. С. 189). В описях книг Волоколамского мон-ря 1545, 1573 и 1591 гг. упоминается вклад Коломенского епископа - Псалтирь с восследованием «заставицы и строки золотом писаны, Тапаркова писмо Венедиктово» (Книжные центры. С. 28, 60). В. делал также денежные пожертвования - 20 р. ( Зимин. Крупная феодальная вотчина. С. 146. Примеч. 237).

http://pravenc.ru/text/149883.html

15 июня 1923 г. Л. был арестован и заключен в тюрьму Екатеринбурга по обвинению в «организации под флагом автокефалии контрреволюционного нелегального сообщества». Вместе с епископом были арестованы более 20 священнослужителей и мирян. На допросах Л. заявил, что не признаёт решений обновленческих органов, однако «ни в проповедях, ни в частных беседах с верующими или кем-либо я никаких политических тем [не затрагивал]». В авг. того же года Л. вместе с 12 др. обвиняемыми по делу был этапирован в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. В это время вышедший на свободу патриарх Тихон признал каноническими епископские хиротонии, совершённые в период Уфимской автокефалии, в т. ч. подтвердил каноничность архиерейства Л. 14 дек. 1923 г. Комиссия по адм. высылкам НКВД приговорила Л. к 3 годам ссылки в Хиву. Затем место ссылки было изменено: Л. был отправлен в г. Казалинск (ныне на территории Казахстана). С осени 1924 г. отбывал ссылку в Туркмении, сначала в Теджене, а с осени 1925 г.- в Полторацке (ныне Ашхабад), где служил в церкви регентом. Во время ссылки не прекращал проповедническую деятельность, устраивал в частных домах и на квартирах молитвенные собрания с участием до 30-40 чел. В 1926 г. по отбытии срока ссылки освобожден с запретом на проживание в 6 крупнейших городах страны и на Урале. Избрал для проживания Казань, служил в казанском Зилантовом мон-ре в честь Успения Пресв. Богородицы , где в то время существовала жен. правосл. община. В дек. 1927 г. с Л. были сняты ограничения на выбор места жительства. Заместитель патриаршего местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) назначил Л. правящим архиереем Алма-Атинской епархии, преобразованной из Семиреченского вик-ства на юго-востоке Казахстана. В янв. 1928 г. он прибыл в Алма-Ату. Архиерейское служение Л. в Казахстане совпало с периодом новых гонений на Церковь. Епископ пытался противодействовать закрытию храмов, обличал на проповедях пассивность прихожан в деле защиты христ. веры.

http://pravenc.ru/text/2463249.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010