Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. множество списков чудотворного образа было написано и освящено в рус. мон-рях на Афоне, а затем прислано в Россию, напр. в 1858 г. в Оренбург для жен. обители, к-рую предполагали построить. В нач. XX в. прославленный чудесами список образа находился в храме с. Юрьева Котельничского у. Вятской губ. ( Поселянин Е. Богоматерь. С. 346). Для одной из таких икон, привезенной ок. 1887 г. миссионером иером. Арсением с Афона, был построен храм в Галерной гавани в С.-Петербурге с одноименным посвящением главного престола ( Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга: Христ. ист.-церк. энцикл. СПб., 2003. С. 114). В 1950 г. по благословению митр. Григория (Чукова) образ был передан в ц. Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в С.-Петербурге, где в его честь освящен сев. придел. Списки «Д. е.» и. находятся в домовой ц. во имя мц. Александры царицы в здании Русской духовной миссии в Иерусалиме (1910, работа афонского иером. Серафима (Титова)), в Троицком соборе в Иерусалиме, над входом в гробницу праведных Иоакима и Анны в ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Гефсимании, в ц. во имя прп. Сергия Радонежского в ТСЛ, в Троицком соборе Данилова мон-ря в Москве, в церквах во имя прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве, в честь Казанской иконы Божией Матери в Рыбинске (с частицами мощей, из ц. Св. Троицы с. Верхне-Никульского Ярославской обл.), в честь Успения Богородицы в Чухломе (мироточивый образ), в нижегородской Троицкой ц. в Высокове (написана в афонском Пантелеимоновом мон-ре), в Покровском соборе Самары (в шитом окладе) и др., в частных собраниях (напр., своеобразная по стилю икона нач. XIX в. с текстом песнопения «Достойно есть» вверху на свитке, руки ангелов сложены на груди). Икона Божией Матери " Достойно есть " . Кон. XIX в. Афон (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря) Икона Божией Матери " Достойно есть " . Кон. XIX в. Афон (Троицкий собор Серафимо-Дивеевского мон-ря) За редким исключением это иконы большого размера, написанные в академической манере в традициях поздней святогорской иконописи на голубом или золотом фоне (на иконе из Троицкого собора Серафимо-Дивеевского мон-ря, с частицами мощей святых, вверху - голубой фон, под облаками - золотой), с текстом на свитке на рус. или греч. языке: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя…» (Ис 61. 1; Лк 4. 18). Младенец одет в белую рубашку с препоясанием, Богородица - в мафорий красного оттенка и светлый (розовый) плат, у Обоих на головах венцы (как правило, у Иисуса Христа - закрытый венец, у Богородицы - корона); левая рука Иисуса Христа спрятана под плат. Корону или нимб Божией Матери поддерживают 2 ангела на облаках, вверху - Господь Саваоф, Св. Дух в виде голубя и херувимы (рисунок фигур и цвета одеяний ангелов, расположение надписей варьируются). Иногда на обороте иконы врезаны афонские сургучные печати, сделаны вкладные надписи.

http://pravenc.ru/text/180369.html

На Ново-Николаевском погосте по переписным книгам 1678 г. на церковной земле значатся 4 двора бобыльских. Из этих церковных бобылей в 1764 г., по отобрании церковных вотчин, и образовалось село Ново-Николаевское с 7 крестьянскими дворами. В 1709 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, на погосте была построена новая церковь во имя Николая чудотворца. В 1733 г. эта церковь сгорела и к 1736 г. вместо нее уже была вновь выстроена церковь того же имени. Из храмозданной грамоты 1781 г., сохранившейся в церковном архиве, видно, что в то время на погосте было две деревянных церкви, ветхих уже, во имя св. Николая чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Вместо этих двух церквей в 1781 г. построен был в Ново-Николаевском каменный храм, который существует и в настоящее время. Наружный вид храма остается без изменений, а внутренние украшения его поновлены и исправлены. Престолов в храме три: главный – во имя Сретения Господня, в приделах – в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Николая чудотворца. Над главным престолом устроена сень. Из св. икон обращает на себя внимание Тихвинская икона Божией Матери, приложенная в 1832 г. помещиком Кайсаровым. Эта икона – точная копия с подлинной Тихвинской иконы Божией Матери, о чем свидетельствует надпись: «образ Пресв. Богородицы мерою и подобием с самого чудотворного образа Тихвинская, написан в 1738 г. Обложен Симоном Кайсаровым в 1755 г.». Риза на иконе медная вызолоченная, венцы украшены драгоценными камнями. Вне церкви на стене здания школы помещается особо чтимая прихожанами икона Николая чудотворца; в народе она почитается «явленною». В церковном архиве сохранилась грамота, данная на построение каменного храма в 1781 г. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 750 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Ново-Николаевского, сельца Муромцева и 10 деревень: в коих по клировым ведомостям числится 387 дворов, 1386 душ муж. пола и 1494 жен. В селе с 1868 г. существует земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=06164

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРФА Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Икона. Нач. XXI в. (Серафимо-Дивеевский мон-рь) Прп. Марфа (Милюкова) Дивеевская. Икона. Нач. XXI в. (Серафимо-Дивеевский мон-рь) (Милюкова (Мелюкова) Мария Семеновна; 10.02.1810, дер. Комодеево (Погиблово) Ардатовского у. Нижегородской губ.- 21.08. 1829, с. Дивеево, там же), прп. Дивеевская (пам. 21 авг. и 14 июня в Соборе Дивеевских святых), схим. Основным источником сведений о М. является ее жизнеописание ( Кондратьев. 1906) и «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», составленная архим. Серафимом (Чичаговым) . М. род. в семье удельных крестьян. Отец - Семен Дмитриевич Милюков; старший брат Иван († 23 авг. 1882) был насельником Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни , нес послушание привратника; старшая сестра Прасковья по благословению прп. Серафима Саровского поступила в Дивеевскую общину, а в 1834-1837 гг. являлась начальницей т. н. Мельничной общины (см. Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь ). М. была крещена 13 февр. 1810 г. С детства любила богослужения, молилась в приходском храме с. Хохлова Ардатовского у. Во время Великого поста 1823 г., на обратном пути из церкви, при переходе через р. Иржу М. провалилась в полынью и спасение от гибели восприняла как чудо. Вскоре за сестрой Прасковьей она «увязалась» в Саровскую пуст. к прп. Серафиму, который благословил отроковицу не возвращаться домой, а идти в Дивеево ( Серафим (Чичагов). 1903. С. 172). 21 нояб. 1823 г., в день праздника Введения во храм Пресв. Богородицы, 13-летняя Мария поступила в жен. Казанскую общину при приходской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери с. Дивеева, основанную прп. Александрой Дивеевской (Мельгуновой). М. вела подвижнический образ жизни, стремилась к непрестанной молитве, уклонялась от бесед с сестрами, с кротостью отвечала только на необходимые вопросы. Стала одной из преданнейших учениц прп. Серафима. Согласно «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», «скорее отроковица Мария Семеновна и Михаил Васильевич Мантуров слышали о бывших о. Серафиму откровениях и даваемых ему поручениях Божией Матерью, чем саровские иноки». Считается, что прп. Серафим именно ей рассказал о будущей славе Дивеевской обители, но заповедал не говорить об этом «до времени» насельницам и родным. После бесед со старцем Мария «сияла неземною радостию» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2562492.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМОВ Монастырь во имя свт. Василия Великого в Овруче. Проект келейного корпуса. 1909 г. Монастырь во имя свт. Василия Великого в Овруче. Проект келейного корпуса. 1909 г. Владимир Николаевич (9.09.1882, Казань - 17.12.1942, пос. Кратово Раменского р-на Московской обл.), русский архитектор. Учился в Казанской художественной школе (1898-1904), по ее окончании поступил в АХ в С.-Петербурге (мастерская М. Т. Преображенского). Во время учебы проводил обмеры и фотофиксацию собора Рождества Пресв. Богородицы в Свияжске (1906), храмов Пскова и Псковской губ. (1906), церквей на Волыни, включая Почаевскую Успенскую лавру (1907-1909; Фототека ГНИМА). В 1908 г. был приглашен А. В. Щусевым в качестве помощника при воссоздании ц. свт. Василия Великого в Овруче, для которой М. также спроектировал часть деревянных элементов. Одновременно с реконструкцией Василиевского храма рядом с ним по проекту М. были возведены постройки Овручского во имя свт. Василия Великого жен. мон-ря (1909). Проект был опубликован под именем Щусева (Проект келейного корпуса обители свт. Василия Великого в Овруче//Зодчий. СПб., 1909. Л. 58-59), однако воспоминания и архивные документы свидетельствуют об авторстве М. Монастырские здания выполнены в стиле псковских белокаменных палат XIV-XV вв. и образуют единый комплекс, ныне состоящий из ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», звонницы (уничтожена в советское время, воссоздана в 90-х гг. XX в.), келий и хозяйственных построек вокруг внутреннего двора. Уже этот проект, выполненный М. безвозмездно в ученические годы, продемонстрировал лучшие черты его творчества. Используя в качестве образца узнаваемый прототип, М. создал живую и динамичную архитектурную композицию, лишенную сухости или перегруженности форм. По окончании работ в Овруче Щусев рекомендовал М. в помощники В. А. Покровскому для строительства храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе. Для этой церкви М. спроектировал размещенный в подвальном помещении придел во имя прп. Серафима Саровского (престол был перенесен из разобранной временной полковой церкви; придел освящен 27 нояб. 1912), ставший домовым храмом имп. семьи; имп. Николай II в дневниках и переписке неоднократно называл этот придел «наша уютная пещерная церковь» (Переписка Николая и Александры Романовых. М.; Л., 1926. Т. 4. С. 406). Прямоугольный в плане подземный храм был окружен обходной галереей с притвором и имп. молельней. Архитектурные формы храма (цилиндрический свод с распалубками, имитация оконных проемов в виде ниш, обрамленных арками в формах модерна), живопись (копия росписей ц. св. Иоанна Предтечи в Толчкове) и декоративное убранство интерьера являлись стилизацией под искусство XVII в. Для ансамбля Феодоровского храма М. выполнил также неосуществленные проекты часовни равноап. кнг. Ольги и фонаря «в виде звонницы».

http://pravenc.ru/text/2561684.html

17 июня 1904 г. Л. был переведен на Тульскую и Белёвскую кафедру. В 1905 г. в Туле на средства купцов братьев Александра, Николая и Сергея Стефановичей Ермолаевых-Зверевых была построена ц. во имя прп. Серафима Саровского. 5 февр. 1906 г. Л. освятил этот храм, 1-м настоятелем к-рого стал прот. Николай Тимофеевич Мелиоранский († 19 янв. 1938), впосл. репрессированный. На средства Ермолаевых при церкви был выстроен приют для беспризорных детей и стариков всех сословий. При Л. в городе строились Успенский собор тульского в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря , храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделами во имя прп. Серафима Саровского и арх. Михаила (1902-1910), храм во имя Двенадцати апостолов (1903-1908); устроена домовая церковь в 3-этажном здании пансиона-приюта для сирот из дворянских семей (1906); перестроена домовая ц. во имя Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа при Тульском ДУ; в 1907 г. в храме св. прор. Илии освящены приделы Казанской иконы Божией Матери и св. князей Бориса и Глеба. Из личных средств преосвященный финансировал достройку обширного здания Белёвского епархиального жен. уч-ща. В 1906 г. на заседаниях Предсоборного Присутствия Л. вместе с архиеп. Антонием (Храповицким) выступал за исключительно архиерейский состав грядущего Собора в противовес мнению о возможном представительстве на Соборе клириков и мирян (Журналы и протоколы заседаний Предсоборного Присутствия. СПб., 1906. Т. 2. С. 585). В 1906 г. на Тульском вокзале Л. отслужил панихиду у гроба курского губернатора (1902-1906) Н. Н. Гордеева, к-рого искренне любил и уважал. В июне 1907 г. ок. 1 тыс. детей от 6 до 12 лет из санатория-колонии в Малиновой Засеке (при Тульском отделе Русского об-ва охранения народного здравия) посетили Л. Н. Толстого в имении Ясная Поляна. Это событие имело определенный резонанс в российском обществе. Викарий Тульской епархии Каширский еп. Георгий (Ярошевский) в письме к Л. назвал поездку детей к писателю «фактом, развращающим и парализующим христианское воспитание» и убеждал архиерея «принять меры». Но Л. не дал делу хода.

http://pravenc.ru/text/2462467.html

Николо-Кремлевская ц. 1761–1764 г. Фотография. 2004 г. Николо-Кремлевская ц. 1761–1764 г. Фотография. 2004 г. В 1913 г. во Владимире было 2 мон-ря, 2 собора, 17 приходских церквей и 8 церквей без прихода, костел, кирха. В наст. время для совершения богослужений открыто 11 храмов, в т. ч. Успенский кафедральный собор с 5 престолами и примыкающим к собору теплым храмом (1862) с престолами во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича и арх. Михаила. Дмитровский собор принадлежит музею. Среди архитектурных ансамблей Владимира следует отметить Успенский Княгинин жен. мон-рь с собором в честь Успения Пресв. Богородицы и Казанскую ц. (переосвящена в 1789), в составе к-рой сохранились части стен и фундаментов трапезной палаты с ц. свт. Иоанна Златоуста (XVI в.). В Земляном городе недалеко от Золотых ворот на месте древнего каменного храма Спаса Спасо-Золотоворотского муж. мон-ря XII в. находится ц. Спаса Преображения (1778), рядом с ней - теплая Никольская Золотоворотская ц. (1676), созданная в архитектурных традициях XVII в. (см. ст. Владимирский Золотоворотский в честь Преображения Господня муж. мон-рь ). Неподалеку расположена Георгиевская ц. (1784-1796; в наст. время используется как концертный зал), построенная на фундаменте одноименной белокаменной церкви эпохи Юрия Долгорукого. Николо-Кремлевская ц. (1761-1764; в наст. время планетарий) выстроена вблизи Рождество-Богородицкого мон-ря у зап. стены, известна под именем Николы Старого. На Студёной горе находится ц. во имя арх. Михаила (1893), одноглавое центричное в плане и в рус.-визант. стиле здание; у древних Золотых ворот - красное кирпичное здание Троицкой старообрядческой церкви в неорус. стиле (1913-1916; в наст. время в здании располагается экспозиция ГВСМЗ). В городе находятся еще неск. приходских храмов, где совершают богослужения: кладбищенская ц. Князь-Владимирская (1785), ц. Воскресенская (1789), ц. Константино-Еленинская (до 90-х гг. XX в. Никольская ц. с. Доброго) на месте мон-ря (упразднен в 1775), ныне здесь мон-рь во имя свт. Алексия.

http://pravenc.ru/text/154964.html

   2 января 1851 г. И. был назначен на Нижегородскую кафедру, что воспринял как исполнение обетования - «мне действительно вручен новый жезл правления паствой Нижегородской». 11 янв. И. выехал из Полтавской епархии, 14 февр. того же года прибыл в Н. Новгород. Вступил в конфликт с губ. властью. До назначения И. на Нижегородскую кафедру доходы, имущество и даже порядок богослужений городского Спасского Староярмарочного собора (1824) контролировались непосредственно губернатором. В 1851-1852 гг. И. добивался полного подчинения Староярмарочного собора епархиальному начальству.   И. проявил себя ревностным архипастырем, храмостроителем и попечителем о нуждающихся. Почти все жалованье анонимно передавал в Нижегородское епархиальное попечительство о бедных духовного звания; капитал попечительства возрос с 22 тыс. р. в 1851 г. до 85 тыс. р. в 1858 г. Регулярно посещал Нижегородские духовные школы, учредил в семинарии 4 стипендии. По инициативе И. была основана церковь при Нижегородской муж. губ. гимназии, построено неск. храмов, в т. ч. Троицкий на Ст. Сенной и Трехсвятительский на Н. Сенной площадях, а также Георгиевский в Высоковской роще, принадлежавшей архиерейскому дому. 28 авг. 1851 г. в нижнем помещении кафедрального Преображенского собора И. освятил главный придел в честь Казанской иконы Божией Матери. 26 февр. 1852 г. освятил придел того же храма во имя святых Космы и Дамиана, 26 окт. 1853 г.- придел во имя вмч. Димитрия Солунского.  Владыка не раз сознавался в «неодолимом стремлении к уединенной жизни». 3 мая 1857 г. направил в Синод очередное прошение об увольнении от «епархиального бремени». Указом Синода от июня того же года епископ Иеремия был уволен на покой в нижегородский Печерский монастырь с пожизненной пенсией в 1 тыс. р. В 1860 г. от иеросхим. Мардария принял схиму с именем Иоанн в память об отце. 15 февр. 1864 г. И. был назначен настоятелем Нового монастыря при Алтайской духовной миссии, но не смог выехать туда по старости. Притеснения со стороны управлявшего монастырем Балахнинского еп. Поликарпа (Гонорского) вынудили И. в 1877 г. удалиться в  городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мон-рь . В 1879 г. И. поселился в  нижегородском в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ре . Отличался скромностью в повседневной жизни, продолжал помогать Кавказской, Орловской, Полтавской, Нижегородской семинариям, другим учебным заведениям, сиротствующему духовенству. Так, епархиальному жен. училищу пожертвовал 5966 р. в билетах и 272 р. наличными, «в пользу бедных духовного звания» - 804 р. в билетах, губ. муж. гимназии «на стипендию» - более 1,3 тыс. р. ( Титов.  1887. С. 45). За 4 дня до кончины передал напрестольные крест и Евангелие в московский храм Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Анатолий (Потапов) (Потапов Александр Алексеевич; 15.02.1855, Москва -12.08.1922, Оптина пуст.), прп. (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Род. в купеческой семье, до поступления в мон-рь занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. Мать не хотела отпускать сына в мон-рь, и только после ее кончины, в 1885 г., А. А. Потапов поступил послушником в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст . Был определен в Иоанно-Предтеченский скит келейником прп. Амвросия (Гренкова) вместе с иноком прп. Нектарием (Тихоновым) . 23 апр. 1888 г. пострижен в рясофор, 3 июня 1895 г. принял монашество с именем А. в честь свт. Анатолия , Патриарха К-польского. 5 июля 1899 г. Калужским еп. Макарием (Троицким) рукоположен во иеродиакона, 26 марта 1906 г. рукоположен во иеромонаха, указом Калужской консистории от 6 марта 1906 г. назначен духовником Шамординского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря . В 1908 г., после кончины духовника Оптиной пуст. иеросхим. Саввы, А. был переведен из скита в мон-рь, в келью при Владимирском храме. А., принимая прежде всего мирян, с большой любовью относился к людям: был всегда приветлив, ласков, сердечен. Он стяжал духовные дары прозорливости, любви, утешения и исцеления; старец помогал болящим прикровенно, посылая их на источник прп. Пафнутия Боровского или на могилу прп. Амвросия. В 1914 г. к А. для духовных бесед приезжала вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна . В разные годы к нему обращались за советами известные впосл. священнослужители: архиеп. Серафим (Соболев) , еп. Трифон (Туркестанов) , прот. Валентин Свенцицкий , сщмч. прот. Николай Загоровский , свящ. Павел Флоренский . В 1921 г. А. был арестован и отправлен в Калугу, по дороге заболел и по ошибке был помещен в тифозную больницу. Вернувшись в мон-рь, летом 1921 г. принял схиму. 11 авг. 1922 г., когда его пришли вновь арестовывать, А. попросил подождать до утра, чтобы приготовиться «в путь», всю ночь молился, а к утру в молитве отошел ко Господу. Отпевание совершалось в Казанском соборе Оптиной пуст. А. был погребен за Введенским собором, рядом с прп. Амвросием.

http://pravenc.ru/text/114960.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии), находится в дер. Колычёво Егорьевского р-на Московской обл. Основным источником сведений по истории К. м. являются составленные клириком обители в 1882-1906 гг. прот. П. И. Нарциссовым «Исторические записки по устроению Колычевского женского монастыря» (описаны события до 1897), а также документы, хранящиеся в ГА Рязанской обл. 1865-1875 гг. Монастырь основан в 1865 г. как жен. богадельня в имении помещицы Марфы Петровны Брукендаль. Устроителем обители был рясофорный послушник Матфей Петров (впосл. иеросхим. Макарий; 1894), насельник Бобренёва в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря . Летом 1864 г. было удовлетворено прошение послушника Петрова к московскому епархиальному начальству об увольнении его из мон-ря и обращении в «прежнее состояние». Нек-рое время Петров проживал у знакомых крестьян в дер. Созоновой Егорьевского у. Рязанской губ., стремясь приобрести земельный надел для устроения общины-богадельни. Вскоре он купил имение близ дер. Колычёво, выставленное на продажу Брукендаль. Помещица передала Петрову и чтимую Казанскую икону Божией Матери (кон. XVIII - нач. XIX в.). Местные жители рассказали «о происхождении святой иконы, как... от стариков слышали. Некто из крестьян бывшего при колодези поселка вышел почерпнуть воды... густой лес в то время покрывал ту местность; на одном из сучьев, осеняющих ручей, видит он икону... набожно перекрестясь, икону он снимает, ставит у колодца и спешит сказать о том другим. Открылось новое место для молитвы; икона оказалась Божией Матери Казанской... никто ни из теперешних жителей, ни из посторонних не находится сказать: когда, почему и какими помещиками икона взята из часовни и оставлена как домашняя собственность» ( Нарциссов, прот. 2002. С. 82-83). Общий вид Казанского мон-ря в Колычёве. Фотография. 2011 г. Общий вид Казанского мон-ря в Колычёве. Фотография. 2011 г. Зимой 1864/65 г. Петров был приписан к егорьевскому мещанству и получил права на личное землевладение, а в марте 1865 г.- благословение архиеп. Рязанского и Зарайского Иринарха (Попова) на учреждение женской богадельни «на правах частных благотворительных учреждений, на неопределенное число лиц и без применения особого устава» (Там же. С. 19).

http://pravenc.ru/text/1319838.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 6.03.1824, с. Бобыли Боровского у. Калужской губ.- 25.01.1894, Оптина пуст.), прп. (пам. 25 янв., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Род. в семье диакона. С 1832 г. учился в Боровском ДУ, в 1836 г. переведен в Калужскую ДС, где получил новую фамилию - Зерцалов. С юных лет стремился к монастырской жизни. По окончании семинарии поступил на службу в Казенную палату, но вскоре, тяжело заболев, дал обет принять монашество. В июле 1853 г. поступил в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст . под духовное руководство прп. Макария (Иванова) . 17 нояб. 1862 г. пострижен в монашество с именем А., 5 июня 1866 г. рукоположен во иеродиакона, 7 сент. 1870 г.- во иеромонаха. В 1884 г. из послушания прп. Амвросию (Гренкову) принял должность скитоначальника и духовника в новосозданном Шамординском в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ре . Учил насельниц обители богослужебному уставу, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Вел обширную переписку с монахинями Шамординского и др. мон-рей. А. опытно проходил путь Иисусовой молитвы и сподобился получить от Господа дары Св. Духа: прозорливость, духовное рассуждение, дар исцеления душевных и телесных недугов. О великой силе молитвы А. свидетельствовал прп. Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». В 1892 г. А. ездил в С.-Петербург, где встречался со св. прав. Иоанном Кронштадтским . После кончины прп. Амвросия А. тяжело заболел и в скором времени, 15 дек. 1893 г., принял схиму. А. погребен у юж. стены Введенского собора. 26-27 июля 1996 г. А. был причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . прославлен для общецерковного почитания. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей А. вместе с др. преподобными оптинскими старцами, мощи А. почивают во Владимирском храме Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/114958.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010