В июле 1917 г. товарищ председателя Всероссийского съезда ученого монашества в МДА. Поддержал идею Волоколамского еп. Феодора (Поздеевского) о создании Всероссийского иноческого церковно-просветительского братства и Высшей церковно-богословской школы при нем. Принимал участие в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , работал в отделах по мон-рям и монашеству и по духовным академиям. 21 нояб. 1917 г., во время совершения чина настолования новоизбранного Патриарха свт. Тихона , Г. произнес ему приветственное слово от КазДА. В янв. 1918 г., после декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», Г. вместе с еп. Феодором (Поздеевским) составил проект устава Высшей церковно-богословской школы и принял деятельное участие в ее организации при Даниловом московском муж. мон-ре . В авг. 1919 г. назначен товарищем председателя Миссионерского совета при Свящ. Синоде и управляющим московским Сретенским муж. мон-рем. 2 окт. 1919 г. арестован, помещен в Бутырскую тюрьму, но вскоре освобожден. 8 февр. 1920 г. хиротонисан во епископа Алатырского, назначен викарием Симбирской епархии. Оставался в Москве, со 2 апр. управлял миссионерским московским в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-рем (с 1995 жен.). Из-за отсутствия свободных помещений проживал в Даниловом мон-ре. После того как 11 июня 1920 г., при проведении там обыска, собралась тысячная толпа протестующего народа, 26 июня Г. был арестован вместе с еп. Феодором (Поздеевским). Находился в Бутырской тюрьме в одной камере с еп. Феодором и Казанским митр. сщмч. Кириллом (Смирновым) . 26 июля без предъявления офиц. обвинения приговорен Президиумом ВЧК к заключению в Соловецкий ИТЛ до конца гражданской войны. Для подготовки к этапу переведен в Таганскую тюрьму. 4 нояб. 1921 г. распределительная комиссия Центрального исправительно-трудового отдела Наркомюста РСФСР заменила содержание в концлагере 5 годами тюремного заключения. 24 марта 1922 г. постановлением Президиума ВЦИК освобожден под подписку о невыезде.

http://pravenc.ru/text/168382.html

Жители Ярославля укрепились в малом остроге, Рубленом городе (кремле) и Спасо-Преображенском мон-ре. Жен. мон-рь Рождества Пресв. Богородицы, недалеко от Спасо-Преображенского, поляками был сожжен и разграблен. Штурм неприятеля длился 2 дня, не прекращался и ночью. В ночь на 5 мая ярославцы сделали вылазку, отняли у «воров» зажигательные снаряды и знамена и взяли пленных, бились до полудня и одолели врагов. Приступы города вновь повторились, ярославцы держались «Божию помощию, и Пречистыя Богородицы заступлением, и молитвами святых чудотворцев ярославских». Осаждавшие простояли под Ярославлем еще 5 недель. Наконец, поляки отошли к Костроме. В эти дни вновь диак. Елеазару и старцу Галактиону от К. Я. и. было повеление без всякого замедления выстроить храм в честь иконы в том месте, где укажет Богородица. Все жители Ярославля, бояре и дворяне, посадские и ратные люди, просили у Бога милости и ходили много дней по городу крестными ходами. Место для храма было выбрано в малом остроге, у земляного вала, недалеко от Спасо-Преображенского мон-ря. Вскоре ярославцы послали диак. Елеазара к Иоасафу, архиеп. Вологодскому и Великопермскому (Филарет, митр. Ростовский, в это время был в плену у Тушинского вора), с просьбой об освящении деревянного Казанского храма, куда торжественно перенесли К. Я. и. из ц. Рождества Христова на берегу Волги. Победа над польско-литов. интервентами в Ярославле в 1609 г., явившаяся началом освобождения России, была одержана с К. Я. и. В ныне существующей каменной ц. Рождества Христова (1644) Казанский придел был освящен в память о пребывании здесь прославленного образа; во фресках 1682-1683 гг. на сев. стене храма изображено 4 сцены из истории явления иконы в Казани в 1579 г. В храме Рождества Христова существовал один из ранних списков К. Я. и. В росписи Казанского придела 1-й пол. XIX в. на зап. стене - сцены обретения явленного образа в Казани. Большая (103×80 см) К. Я. и. посл. трети XVII в. ярославского письма стояла в местном ряду Казанского придела храма Рождества Христова (ЯХМ) (Похвала Богоматери: Иконы Ярославля XIII-XX вв.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ БЕЛОКОПЫТОВСКИЙ (Щёголев Андрей Семенович; 16.10.1829, с. Лугань Мещовского у. Калужской губ.- 10.05.1902), прот. Род. в семье пономаря. В 1852 г. окончил Мещовское ДУ и Калужскую ДС, 4 года был домашним учителем. В 1856 г. женился и был рукоположен во пресвитера к храму Успения Пресв. Богородицы с. Ильинского Перемышльского у. В 1859 г. после смерти жены и сына хотел уйти в мон-рь, но не получил благословения, т. к. на его попечении оставалась двухлетняя дочь. Оставшись в селе, жил по-монастырски и готовил к монашеству дочь. Открыл в своем доме школу. В 1869 г. по благословению духовника был направлен в Казанскую жен. Боголюбивую общину, основанную в 1868 г. (с 1892 Казанский Белокопытовский мон-рь), где его дочь приняла монашество. 19 апр. 1869 г. был тайно пострижен в монашество с именем А. Совершал богослужение по Оптинскому уставу. Обладал даром провидения и исцеления. После смерти строительницы обители А. Е. Белокопытовой принял на себя подвиг старчества. В 1896 г. возведен в сан протоиерея, награжден наперсным крестом. Погребен в часовне Белокопытовского мон-ря. Известен случай исцеления по его посмертным молитвам. Лит.: ЖПодв. Ноябрь. С. 417-458. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Алексеевич Мечёв (1859 - 1923), прот., московский старец, св. прав. (пам. 9 июня, 16 сент. и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. ВОНИФАТИЙ (Виноградский Дамиан Федорович, 1785 - 1871), игум., старец, прп. (пам. 27 дек., 7 фев. и в Соборе Киевских святых)

http://pravenc.ru/text/62934.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМИЙ ЖИЗДРИНСКИЙ († 1855), пустынник. В 1814-1824 гг. подвизался в рославльских лесах в Якимовической пуст. После ареста земским судом по обвинению в бродяжничестве переселился в жиздринские леса, вел строгую отшельническую жизнь, за свои вдохновенные, утешительные беседы получил прозвание «уст Божиих». Под его руководством А. Е. Белокопытова в 1868 г. устроила в своей усадьбе жен. общину (с 1892 казанский Белокопытовский мон-рь). Нес подвиг старчества. Лит.: ЖПодв. Март. С. 133-135. Рубрики: Ключевые слова: АНДРОНИК (Лукаш Алексей Андреевич; 1889-1974), схиархим., старец Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.

http://pravenc.ru/text/62940.html

Неоднократно над гробом святой Евфросинии сами собой загорались свечи, как бы знаменуя тем тот небесный свет, сиянием которого наслаждается святая в царствии небесном за свои земные подвиги. В настоящее время мощи святой княгини Евфросинии почивают под спудом в основанном ею храме Вознесенской обители. (Истор. слов. о свв. Русск. свв. Филарета, Арх. Черниг. Жит. свв. Муравьева). Влахернской иконы Божией Матери Эта икона, сделанная из воскомастики, находилась в Константинополе, во Влахернах. Император Ираклий, отправляясь в поход против персов, взял ее с собою и нанес поражение варварам. Из Влахернскаго храма икона была перенесена на Афон, а в 1653 г. была принесена Царю Алексею Михайловичу. В настоящее время она находится в Успенском соборе, в приделе апостолов Петра и Павла. (Месяц. Вотс. А. Сергия. Т. 2. Дни богослуж. Дебольского. Слава Богоматери). 8-е число Св. великомуч. Прокопия. Явление иконы Пресв. Богородицы во граде Казани. Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого. Воспоминание знамения от иконы Богородицы честного и славного ее Благовещения во граде Устюге. (Св. Феодосии, матери св. Прокопия. 12 жен синклитик, усеченных мечем. Двух трибунов Антиоха и Никострата. Св. муч. Авды. Пр. Феофила мироточивого. Преподобномуч. Анастасия. Прокопия юродивого устьянского. Нижнеломовские Казанские иконы Богоматери. Карповские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Каташинском Николаевском монастыре. Каплуновские Казанские иконы Богоматери. Казанские иконы Богоматери в Вознесенском Московском женском монастыре. Казанские иконы Богоматери в селе Павловском. Казанские иконы Богоматери в Иркутске. Казанские иконы Богоматери в Каргополе. Казанские иконы Богоматери в Тобольске. Казанские иконы Богоматери в Ярославском женском монастыре). Св. великомученика Прокопия В Иерусалиме, который со времен императора Адриана носил название Элии Капитолины, жил благочестивый христианин, по имени Христофор, человек знатного рода, с женою-язычницей Феодосией. У них был сын Неаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духа», прав. Иоаким и первосвящ. Захария в композиции «Введение во храм Пресв. Богородицы»). В качестве архитектурных декораций использованы мотивы, популярные в искусстве рубежа XV и XVI вв. и 1-й трети XVI в., иногда с ошибками в передаче объемных форм. Иконописец как мастер сер. XVI в. хотел до предела насытить фон декоративными, сложными и легкими конструкциями, иногда фантасмагорическими по форме и расположению (в композиции «Рождество Богоматери» помещены 3 здания с 2 соединяющими их красными велумами). Холодных зеленых и синих тонов немного, колорит строится на сочетании оттенков теплых охр - от ярко-желтых до багровых. Фигуры, как правило, вытянутые, утонченные, с крупными лбами, мелкими чертами ликов, маленькими руками и ногами, в то время как жен. лики, напр. у иерусалимских дев во «Введении во храм Пресв. Богородицы», могут быть мужеподобны. На иконе «Вход Господень в Иерусалим» до мельчайших деталей воспроизведены иконографические изводы икон школы прп. Андрея Рублёва (нач. XV в.) из московского Благовещенского собора и Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Несколько позднее 12 праздничных икон были созданы еще 7: 6 икон Страстного цикла и «Св. Троица» («Гостеприимство Авраама») (сохр. «Омовение ног», «Положение во гроб» и «Св. Троица» - в ГМИИРТ). Мастер, создавший эти иконы, принадлежал к той же художественной школе, что и автор основного числа праздничных икон, но его манера письма отлична: лики молодых персонажей и жен нежнее, их рельеф сложнее, пластичнее, архитектура проста, цветовая гамма из теплых охр с редкими вкраплениями киновари, драпировки тканей насыщены складками, создающими эффект сверхтелесного, духовного движения. На иконе «Св. Троица» повторен извод иконы Андрея Рублёва из Троице-Сергиева мон-ря. В композиции «Положение во гроб» мастер воспроизводит детали, близкие к деталям икон нач. XV в., но отказывается от чрезмерной эмоциональности в образах апостолов и жен. Св. Иоанн Предтеча. Икона. 1-я треть XVIII в. (ГМИИРТ) Св. Иоанн Предтеча.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Горинское. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (деревянная). Благовещенская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построен в 1788 г. на средства прихожан. Деревянный, на каменном фундамента, одноглавый, с колокольней. Престолов три: во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы, во имя Казанской иконы Божией Матери, во имя святителя Николая Мир Ликийских, чудотворца. В приходе состоят селения: 1) Христорождествино, 2) Михайловское, 3) Редемское, 4) Живетьево, 5) Перемуто, 6) Суминское, 7) Блохино, 8) Себельское, 9) Третьячиха, 10) Петровское, 11) Легалово, 12) Дорки, 13) Дурасово, 14) Горинское, 15) Серабуха, 16) Огнишино, 17) Новое, 18) Себло. В селе Горинском церковь Благовещения пресв. Богородицы, деревянная. Число причта: поп и пономарь. Список Высочайше утвержденных приходов по Мологскому уезду. – Ярославль. 18 января 1878 г. С. 24. Деревянная, на каменном фундаменте, приходская; имеет три престола: во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы и во имя Казанския Божия Матери, находящияся в летней церкви, a третий престол — в зимней церкви — во имя Святителя и Чудотворца Николая; устроены тщанием прихожан в 1788-м году. Прихожане особо чтут Казанскую Божию Матерь, Святаго Пророка Илию, Святителя и Чудотворца Николая. Земли при церкви 52 дес. Церковный дом для жительства священника. Церковных сумм в билетах 1942 руб. 50 коп. Село Горинское расположено на ровном месте. Число душ в селе мужского пола 89, а женская 96. В деревнях Сарабухе 47 муж., 53 жен., в 1 версте от церкви; Себле, Тверской губернии 58 муж., 70 жен. в Огнишине 57 муж., 95 жен. и деревни Новской 8 муж., 15 жен. Деревня Огнишино отстоит от церкви в 3-х веретах, а Новское в 0,25 версте. В селе церковно-приходская школа и школа грамоты — в деревне Себла. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Причту жалованья 244 рубля. Книга «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии» (Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 год. Автор К. Г. Рыбин) Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=57414

Церковь Воскресения в Трубине. 1674 г. Церковь Воскресения в Трубине. 1674 г. Царским сооружением на Калужской земле стал новый собор Рождества Пресв. Богородицы (кон. XVI в.) Пафнутиева Боровского мон-ря, возведенный по воле царя Феодора Иоанновича (о времени строительства и связи с «молением о чадородии» царской четы см.: Баталов. 1996. С. 25-27). Величественный 4-столпный 5-главый собор был дополнен бесстолпным приделом над гробницей святого. Стройные силуэты храма и придела, гармоничность фасадных членений и тонкая профилировка декоративных элементов подчеркивают столичный характер архитектуры, одним из образцов исследователи называют собор кремлевского Вознесенского мон-ря (Там же. С. 156-157, 230-232; после падения центральной главы в 1956 собор был отреставрирован в 50-60-х гг. XX в.). Интерьер собора уникален, детали его декорации восходят к Архангельскому собору Московского Кремля (Там же. С. 238-239); сохранились росписи (1644). Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. Сер. XVII в. Введенская церковь Спасо-Воротынского мон-ря. Сер. XVII в. После Смутного времени каменное церковное строительство на Калужской земле почти полностью прекратилось. Известно о возведении в 1-й четв. XVII в. небольшого храма Казанского жен. монастыря в Калуге, квадратного, одноглавого, «с небольшим сквозным фонарем» ( Преображенский. 1891. С. 95; разобран в 1899), и о постройке игум. Мариамной на пожертвование царя Михаила Феодоровича 5-главой ц. Рождества Пресв. Богородицы в Рождественском мон-ре Перемышля (не сохр.; Там же. С. 111). Со 2-й пол. XVII в. началось активное церковное строительство, в 50-80-х гг. возведено ок. 20 храмов (из них 5 - в Калуге); в 90-х гг.- ок. 20 храмов (из них 3 - в городах). В городском храмовом строительстве доминировал тип 2-светного (реже односветного) бесстолпного четверика, завершенного пятиглавием: в Калуге - церкви Воскресения Господня (1654?; не сохр.), Рождества Пресв. Богородицы (Никитская), «что на площади» (1658, сильно перестроена), Ильинская (начата ок. 1683, не сохр.), арх. Михаила (1687, не сохр.), Покрова «на рву» (1687), Никольская (Николо-Слободская) (1691, не сохр.). Судя по фотографиям, колокольни завершались 8-гранными ярусами звона и шатрами со слухами, как при ц. Воскресения Господня в нач. ХХ в. ( Малинин. 1912, 2004. С. 127). Частично уцелела ц. Покрова «на рву» с 2-светным четвериком, нарядным объемным декором, более обильным в верхней части фасадов: пучки тонких колонок на углах, широкий многорядный фриз, над которым расположен ряд перспективных килевидных закомар. Завершение окон 2-го света с наборными колонками и массивными перспективными «корунами» заходит на фриз.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Сщмч. Василий (Богоявленский), еп. Черниговский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) Сщмч. Василий (Богоявленский), еп. Черниговский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Богоявленский Василий Дмитриевич; 1.02.1867, с. Ст. Сеславино Козловского у. Тамбовской губ.- 27.08.1918, Пермская губ.), сщмч. (пам. 14 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Пермской миторолии, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.), архиеп. Черниговский. Из семьи священника. После окончания Тамбовской ДС (со званием студента, по 1-му разряду) 20 сент. 1888 г. (по др. данным, в 1889) В. Д. Богоявленский был рукоположен во диакона к ц. Рождества Христова в с. Ст. Дегтянка Козловского у. 11 марта 1890 г. рукоположен во священника к ц. Покрова Пресв. Богородицы в с. Овсянка Кирсановского у. Тамбовской губ., состоял законоучителем в неск. церковноприходских школах. В 1896 г. с семьей переселился в Казань, продолжил образование в КазДА, к-рую окончил в 1900 г. со степенью канд. богословия. Будучи студентом академии состоял законоучителем в Казанской общине сестер милосердия Красного Креста, вел религ. собеседования с нижними чинами учебных команд при 5 батальонах, расположенных при Казанском вещевом интендантском складе. По окончании академии служил в кафедральном соборе, затем в ц. казанского Троице-Феодоровского жен. мон-ря , с 1901 г.- в кладбищенской церкви. В 1905 г. вернулся в кафедральный собор на должность ключаря, одновременно являлся законоучителем Спасо-Феодоровской школы, затем начальных городского и министерского уч-щ, а также Речного уч-ща 1-го разряда. В течение неск. лет был членом комитета по проверке отчетов КазДА и Казанского епархиального жен. уч-ща, членом-учредителем братства во имя Пресв. Богородицы при кафедральном соборе, членом Церковного историко-археологического об-ва. В 1907 г. назначен членом Казанской консистории. В это время написал соч. «Вторая книга Маккавейская: Опыт исагогического исследования» (Каз., 1907), за к-рое советом КазДА 4 июня 1907 г. был удостоен степени магистра богословия.

http://pravenc.ru/text/150523.html

Гл. 21, 24 Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие, и знаем, что истинно свидетельство его. 25 Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно; то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Ст. 26 Почему Иисус Христос со креста назвал свою Матерь словом: жено? Чтобы скрыть, что Она Его Мать: иначе враги Христа в злобе могли бы сделать Ей что-либо злое. Евангелие Покрова пресв. Богородицы (1 окт.) Евангелие см. 15 августа. Евангелие недели св. Отец 7-го вселенского собора. (В воскресенье ближайшее к 11 окт.) См. евангелие недели св. Отец, пред Троицыным днем. Там см. и о праздновании памяти св. Отец 7-го вселенск. Собора. Евангелие Казанской иконы Божией Матери (22 октября) Евангелие см. 15 августа Евангелие праздника Собора Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных (ноября 8) Какое евангелие праздника архистратига Михаила? свержении падших ангелов с неба, о силе имени Христова над бесами и о данной апостолам и всем верующим власти попирать силу бесовскую. Лук. 10, 16–21 . Зач. 51. 16 Слушающий Меня слушает и отвергающий вас Меня отвергается: а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня. 17 Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18 Он же сказал им: я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. 19 Се, даю вам власть, наступать на змей, и скорпионов, и на всю силу вражию; и ничто не навредит вам. 20 Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. 21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных, и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо так было благоугодно Тебе. Объясните евангелие. Ст. 18–19. Что значат здесь слова Иисуса Христа апостолам: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змий и скорпионов и всю силу вражию; и ничто не повредит вам? Эти слова сказал Иисус Христос, когда посланные Им Апостолы для проповеди евангелия, возвратясь, с радостью рассказывали об изгнании ими бесов именем Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010