Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (урожд. Якошкина; 1820, Вяземский у. Смоленской губ.- 7.02.1883, с. Петропавловское Мосальского у. Калужской губ.), основательница Боголюбивого в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря. Род. в семье небогатых дворян, в 7 лет осталась сиротой, воспитывалась родным дядей Лыкошиным. В 1836 г. вышла замуж за отставного полковника И. Г. Белокопытова, 60-летнего вдовца, проживавшего в своем имении в с. Петропавловском. В 1841 г. муж Б. скончался, завещав все имущество супруге. Вдова находилась под духовным руководством прп. Макария Оптинского , а после его кончины - иером. Гавриила Оптинского , а также свящ. Андрея Щёголева (см. Авраамий Белокопытовский ). По их совету Б. в нач. 60-х гг. XIX в. приступила к устройству жен. общины. В 1865 г. она обратилась с прошением к еп. Калужскому Григорию (Миткевичу) об открытии жен. общины в с. Петропавловском и определении к ней для богослужения священника. Свое имение (485 дес. пахотной и сенокосной земли, водяную мельницу, хозяйственные постройки, большой деревянный дом) Б. передала обители. Указом Святейшего Синода в 1868 г. Боголюбивая в честь Казанской иконы Божией Матери община была открыта (к тому времени насчитывалось ок. 30 сестер). В большой зале барского дома была устроена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, особо почитавшейся в семье Якошкиных. Постоянным священником в общину был назначен иером. Гавриил. Как ранее предсказывал схим. Авраамий, Б. по смирению отказалась от настоятельства и на эту должность была избрана мон. Феодосия (Синельникова) . После кончины иером. Гавриила духовниками общины стали настоятель Тихоновой пуст. архим. Моисей и переехавший в общину в 1869 г. свящ. Андрей Щёголев. В 1880-1888 гг. в общине был построен большой каменный пятиглавый Казанский храм с приделами в честь Животворящего Креста Господня и арх. Гавриила. Одновременно строились келейные корпуса, жен. уч-ще, больница и приюты, житницы и др. хозяйственные постройки. К 1890 г. в общине было до 54 зданий, окруженных оградой. 29 мая 1892 г. по представлению еп. Виталия (Иосифова) указом Синода община была преобразована в мон-рь с игуменским управлением, закрытый в 20-х гг. XX в. Лит.: ЖПодв. Нояб. С. 417-458. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн.

http://pravenc.ru/text/77936.html

В мон-рях Москвы и Московской обл. продолжалось восстановление храмов. Патриарх Кирилл освятил: в 2010 г.- воссозданный Никольский собор Николо-Угрешского мон-ря, ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском жен. мон-ре, Богородице-Рождественский собор Зачатьевского мон-ря, в 2012 г.- возрожденный Никольский собор Покровского жен. мон-ря в Хотькове, в 2013 г.- храм во имя блгв. кн. Александра Невского в Александро-Невском жен. мон-ре в с. Акатове, в 2014 г.- храм во имя свт. Петра Московского в Высокопетровском мон-ре, собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Иоанно-Предтеченском мон-ре, в 2015 г.- собор во имя Св. Троицы Борисоглебского Аносина мон-ря, Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского мон-ря, в 2016 г.- Воскресенский собор Новоиерусалимского мон-ря, Малый собор Донской иконы Божией Матери Донского мон-ря, храм Покрова Пресв. Богородицы подворья Зачатьевского ставропигиального монастыря в дер. Барвихе Московской обл. Важнейшими церковно-общественными событиями в жизни М. е. в последние годы стали возвращение исторических колоколов Свято-Данилова мон-ря и торжественная передача Марфо-Мариинской обители милосердия частиц мощей преподобномучениц вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, доставленных архиеп. Берлинским и Германским Марком (Арндтом) в 2009 г., выставка-форум «Православная Русь» в нояб. 2011 г., посвященная подведению итогов деятельности Русской Церкви за 20 лет, на к-рую была привезена Тихвинская икона Божией Матери. В 2011 г. в Россию была принесена с Афона часть пояса Пресв. Богородицы, которой только в Москве поклонились ок. миллиона чел. (всего в России - ок. 3 млн). 2012 год был богат на торжества и драматические события.8 сент., в день празднования 200-летия Бородинской битвы, Предстоятель совершил литургию в Спасо-Бородинском монастыре, куда накануне из Смоленска была принесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери. Затем образ был торжественно перенесен в храм Христа Спасителя. 24 мая, в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, на Соборной пл.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

На средства И. К. были открыты и благоустроены несколько женских мон-рей и скитов (с.-петербургский Иоанновский на Карповке (1900), Пюхтицкий в честь Успения Пресв. Богородицы , Горицкий в честь Воскресения Господня , Ферапонтов Белозерский , Даниловский в честь Казанской иконы Божией Матери (1894) и Вауловский Успенский в Ярославской губ. (1903), Вировский во имя Всемилостивого Спаса в Седлецкой губ. и др.). Значительные средства И. К. передавал на строительство и поддержку именно жен. мон-рей, сведений о пожертвованиях в муж. обители меньше (в 1887 на пожертвование И. К. был восстановлен сгоревший Никифоров Важеозерский в честь Преображения Господня муж. мон-рь, при его помощи построено и в 1894 освящено столичное подворье этой обители; известны также пожертвования мужским Артемиеву Веркольскому , Второафонскому в честь Успения Пресв. Богородицы , Городецкому в честь Феодоровской иконы Божией Матери монастырям). Возможно, И. К. считал братию обязанной обеспечивать себя собственным трудом ( Сурский. 1994. Т. 2. С. 435). В родном селе И. К. основал Сурскую Иоанно-Богословскую жен. обитель (1899) и снабдил сестер всем необходимым. В прошении на имя еп. Архангельского и Холмогорского Иоанникия (Надеждина) об учреждении этого монастыря И. К. писал: «Опытом дознано, что иноческие обители весьма много способствуют не только религиозно-нравственному просвещению местного населения, но и материальному улучшению хозяйственного быта - наглядным примером трудолюбия. Заботясь о благосостоянии родины моей, села Суры, я пришел к убеждению, что основание в нем женской общины было бы весьма полезно в упомянутых отношениях. Ежедневное богослужение по уставу Святой Церкви, соблюдение постов, неустанное трудолюбие - все это, как живой пример, благоприятно повлияет на духовно-нравственное и сельскохозяйственное развитие населения» (ГААО. Ф. 310. Оп. 1. Д. 122. Л. 4; Д. 127. Л. 17). В с. Сура И. К. основал также церковное братство, передав ему подаренный почитателями пассажирский пароход «Св. Николай Чудотворец», отстроил новый каменный храм свт. Николая Чудотворца (1888-1891), лесопильню, меховой завод, часовню (1892) на могиле отца, а также каменное здание для открытой им церковноприходской школы (1894). Игумения Сурской обители заведовала монастырской школой, попечителем был И. К., выделивший на финансирование школы капитал в 40 тыс. р.; школа содержалась на проценты с этого капитала.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

27 дек. 2011 г. Свящ. Синод по предложению Патриарха принял постановление об образовании в пределах московских адм. округов вик-ств: Центрального, Южного, Юго-Западного, Западного, Северо-Западного (включая приходы на территории Зеленоградского адм. округа), Северного, Северо-Восточного, Восточного, Юго-Восточного и вик-ства в пределах территорий, планируемых к включению в адм. границы Москвы (Викариатство новых территорий). Своим распоряжением от 31 дек. того же года Патриарх назначил управляющих территориальными викариатствами. Московским викариям, секретарю по Москве, службам Московской Патриархии поручено руководствоваться в своей деятельности утвержденным Свящ. Синодом «Положением о епархиальных викариатствах Русской Православной Церкви». Все московские викарии были включены в епархиальный совет Москвы по должности. Ставропигиальные и московские епархиальные монастыри, согласно патриаршему распоряжению, находятся в подчинении Патриарха через Сергиево-Посадского архиеп. Феогноста , председателя Синодального отдела по делам мон-рей. Уделяя много внимания вопросам увеличения числа православных храмов, К. возглавлял богослужения, связанные с основанием или освящением новопостроенных церквей. В 2009 г. Патриарх совершил чин основания храма в честь Покрова Пресв. Богородицы в Ясеневе (30 июня) и освящение ц. Введения во храм Пресв. Богородицы на Рязанском просп. (4 дек.). В 2010 г. Патриарх освятил воссозданный Никольский собор Николо-Угрешского ставропигиального мон-ря (22 мая), храм Троицы Живоначальной при НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского (13 июня), храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне после фундаментальной реставрации (7 июля), храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Богородице-Рождественском ставропигиальном жен. монастыре в Москве (7 нояб.), собор в честь Рождества Пресв. Богородицы Зачатьевского мон-ря, воссозданный к 650-летию обители (25 нояб.). К 2010 г. в Московской городской епархии насчитывалось 837 храмов и часовен (90 - в стадии строительства), богослужения регулярно совершались в 271 церкви.

http://pravenc.ru/text/1840307.html

В посл. четв. XVIII в. в рус. М. начался духовный подъем. Во многом он связан с переводами прп. Паисия (Величковского) творений св. отцов, посвященных духовной аскезе, афонским монашеским традициям и практике старчества . В России многочисленные ученики прп. Паисия сначала подвизались в небольших монастырях и скитах, все необходимое для жизни делали сами и питались с собственных огородов. Когда в 1825 г. полиция закрыла неск. скитов в лесах под г. Рославлем из-за опасений распространения раскола, пустынники разошлись по др. монастырям, способствуя введению в нек-рых из них афонских иноческих правил. Традиции старчества продолжили прп. Серафим Саровский, иером. Василий (Кишкин) , прп. Клеопа I , иеросхим. Клеопа II (Антонов) , схим. Афанасий (Захаров) , архим. Феодосий (Маслов) , старцы Саровской (см. Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь ), Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Белобережской брянской , Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыней, Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В отличие от прп. Паисия и его учеников, окормлявших только монашествующих, у прп. Серафима и оптинских старцев духовное руководство стали получать и миряне. Прп. Серафим способствовал подъему женского М. в России. По его благословению стали открываться жен. общины, в к-рых сестры, за исключением настоятельницы, не постригались в М., но, подобно монахиням, давали обет проводить жизнь в целомудрии, труде и молитве. Близ Саровской пуст. возникли ок. 10 женских общин, большинство которых впосл. стали мон-рями (напр., Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь ), а недалеко от Оптиной пуст. прп. Амвросий (Гренков) основал Шамординскую жен. обитель (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь ). Эти общины, став уже монастырями, продолжали заниматься широкой социальной и благотворительной деятельностью, при них открывались школы, приюты, больницы, богадельни, различные мастерские. В 1832 г. минимальный возраст для пострига женщин был снижен до 40 лет. К кон. XIX в. власти стали поощрять создание жен. общин для развития благотворительности и миссионерства. В 1896 г. существовали 156 женских общин, из которых 96 позднее были преобразованы в мон-ри.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

70-х - нач. 80-х гг. XVII в., принадлежала схим. Иоанне (Барятинской) (ныне в ГММК). Для почитаемой инокиней иконы 10 янв. 1717 г. был «построен» (собран и возложен на икону) золотой оклад с венцами, цатой, жемчужной обнизью. Детали одежд Богородицы и Младенца украшали изумруды, алмазы, сапфиры. На левом поле иконы вмонтирован ковчег со слюдяной крышкой, в котором заключены частицы ризы и волос Пресв. Богородицы (по предположению Меняйло, оклад связан с семьей кн. В. В. Голицына - см.: Меняйло В. А. Икона-реликварий «Богоматерь Казанская»//Христ. реликвии. 2000. С. 71). Небольшая икона «Богоматерь Казанская» покрыта серебряным позолоченным окладом с богатейшим многоцветным убором ( Костина. 2003. Кат. 41. С. 63-64). У Богородицы и Младенца золотые нимбы, украшенные цветными камнями, над нимбом Пресв. Богородицы ангелы, херувимы и серафимы поддерживают венец с эмалью, на крещатых «городках» к-рого исполнен деисус, на убрусе Божией Матери закреплена имп. корона. В декор прочеканенной цаты входят жен. серьги кон. XVII в. (атрибуция Стерлиговой) и чеканные накладки с камнями, которые нашивались на одежду. На левом поле под крестом закреплен прямоугольный ковчежец с замочком, заключающий частицы волос и ризы Пресв. Богородицы. На правом поле оклада - картуш с подписью о времени создания ризы и золотого венца на икону, «при схимонахине Иоанне Борятинской подаянием б(о)голюбивых ч(е)л(ове)къ» (Там же. С. 69). Икона оставалась святыней церкви, посвященной этому образу, после закрытия мон-ря была отдана патриарху Московскому и всея России Тихону , но 13 нояб. 1918 г. была изъята из Патриархии и передана в Оружейную палату. Лишь в 1997 г. Н. Н. Чугреева установила связь иконы с М. В. м. ( Чугреева. 2000). О древнем иконостасе Вознесенского собора сведений не сохранилось. Ок. 1679 г. был создан новый, 6-ярусный иконостас в барочном стиле, ставший основным во внутреннем пространстве собора. Благодаря усилиям заведующего Музеями Кремля Померанцева он был перенесен в 1929 г. в ц. во имя Двенадцати апостолов в Патриарших палатах, к северу от Успенского собора.

http://pravenc.ru/text/2564202.html

В качестве правящего Калужского архиерея К. приложил много сил к возрождению церковной жизни в епархии. К моменту вступления К. в управление епархией в ней имелось всего 34 церковные общины (часть - без молитвенных помещений). К кон. 1990 г. было организовано 11 новых общин, а в 1992 г. действовали уже 80 приходов и у всех были храмы или молитвенные помещения. В большинстве случаях инициатором открытия новых храмов был архиерей. В последующие годы продолжался процесс возвращения храмов, строительство церквей. В г. Обнинске при личном участии К. была получена земля и построен храм в честь Рождества Христова. Одновременно велось возрождение монашеской жизни и восстановление мон-рей, закрытых в годы советской власти. К приезду К. на кафедру на территории области не было епархиальных монастырей (имелось только 2 ставропигиальных). В первые 2 года пребывания К. на Калужской кафедре было открыто 4 монастыря: Пафнутиев Боровский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. , Черноостровский Николаевский жен. мон-рь в Малоярославце, калужский в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рь . Была заново создана система духовного образования и религ. воспитания. В 1992 г. было открыто Калужское ДУ, в 1997 г. преобразованное в ДС, в к-рой К. являлся исполняющим обязанности ректора, а с 29 мая 2013 г.- ректором. В разные годы К. преподавал в Калужской ДС церковную историю, патрологию и аскетику. Также К. является профессором КГУ им. К. Э. Циолковского. При К. в Калужской епархии велась активная социальная работа: так, в 1993 г. был открыт первый в России приют для девочек «Отрада» при мон-ре в Малоярославце. Духовные потребности общества привели к созданию духовно-просветительских центров. Первый был открыт в Обнинске в 1997 г., сейчас их в епархии 8. С 1998 г. в епархии проходят ежегодные Богородице-Рождественские образовательные чтения. В 1998 г. на базе бывш. пионерлагеря «Костёр», переданного в епархиальную собственность, образован ПМЦ «Златоуст». В 2013 г. Калужская епархия насчитывала 156 приходов, 7 мон-рей и 6 монашеских общин, ДС, ДУ, 3 правосл. гимназии. В Пафнутиевом Боровском муж. мон-ре и Тихоновой Успенской муж. пуст. К. является священноархимандритом. 2 окт. 2013 г. Калужская епархия преобразована в Калужскую митрополию, объединяющую Калужскую, Козельскую и Песоченскую епархии, К. назначен главой новообразованной Калужской митрополии.

http://pravenc.ru/text/Климент ...

История спасения К. и. известна благодаря сведениям, собранным в Барнауле, Бийске, в селах Коробейникове и Нижнеозёрном. Хранительницей иконы была праведная девица Ольга Гавриловна Перегудова, или Олюшка Тёмная (ослепла от оспы в 3 года). Она рано осталась на попечении старших сестер, поскольку родители умерли. Сестры научили девочку молитве, которая и стала смыслом ее жизни. Перегудова заслужила глубокое уважение односельчан за свое смирение, простоту, незлобие и набожность, к ней часто приходили с просьбами помолиться. Однажды в тонком сне девица услышала слова Пресв. Богородицы: «Оля, возьми Меня! Меня топчут!» О велении избавить икону от дальнейшего поругания она поведала местным жителям, которые вынесли К. и. из бывш. храма. Икона была настолько истерта ногами, что на ней просматривались лишь контуры ликов Пресв. Богородицы и Богомладенца. Икону омыли водой и поместили в комнате, где проживала Олюшка. Ок. 70-х гг. XX в. девица с сестрой переехала в Барнаул, взяв с собой икону. В пасхальную ночь 1972 г. икона обновилась: ее поверхность стала гладкой, изображения четкими, одеяния Пресв. Богородицы и Младенца засветились яркими красками. Накануне, в Страстную пятницу, К. и. была украшена венком из тканевых цветов, изготовленным ткачихой К. В. Бурачевской. После кончины Перегудовой († 1982) икону хранила мон. Глафира (Г. В. Любицкая, в схиме Евлогия; † 10 нояб. 1996, с 1994 настоятельница барнаульского в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-ря ). По словам мон. Глафиры, в 60-х гг. ХХ в. она видела у Олюшки К. и., но через 15-20 лет, когда приехала забирать ее, не узнала обновившуюся икону, предположив, что это др. образ. Бурачевская и Ф. Кривлев свидетельствовали, что др. иконы у Перегудовой не было. До 1994 г. К. и. пребывала в кафедральном Покровском соборе г. Барнаула. К 1994 г. ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Коробейникове была восстановлена, а 3 июля того же года освящена. За неск. дней до этого правосл. жители Барнаула простились с почитаемой ими К. и. 2 июля 1994 г. крестным ходом чудотворный образ был возвращен в родной храм (от первоначального убранства также сохранились иконы Спасителя, Рождества Христова, свт. Митрофана Воронежского).

http://pravenc.ru/text/2458723.html

В том же году уполномоченный Выщепан выражал беспокойство по поводу активизации фин. движения, участники к-рого выступали с требованиями создания фин. автономного района во Всеволожском Волосовском и Кингисеппском районах как среди финнов-лютеран, так и среди правосл. финнов (ЦГА СПб. Ф. 2017. Оп. 1. Д. 119. Л. 153). К 1990 г. в регионе насчитывалось 59 приходов (22 в Ленинграде и 37 в области). В 1989 г. впервые с послевоенных времен власти разрешили начать строительство храмов в городах Кириши и Лодейное Поле. В 1990 г. были возвращены историческая резиденция митрополитов С.-Петербургских на Каменном о-ве, а также Покровский собор в Гатчине. В 1996 г. в регионе были зарегистрированы 229 приходов (82 в С.-Петербурге и 147 в Л. о.), в клире состояли 293 священника и 96 диаконов. В Л. о. выпускались церковные газеты «Воскресение» (Тихвин), «Мир Божий» (Мариенбург), журналы «Архангельский глас» (Ораниенбаум) и «Православный Выборг». В 90-х XX в.- 2000-х гг. были возобновлены мон-ри: мужские - Коневский Рождество-Богородицкий, Зеленецкий во имя Св. Троицы, Троице-Сергиева пуст., тихвинский Большой в честь Успения Пресв. Богородицы, Александро-Невская лавра, Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова, Александров Свирский в честь Св. Троицы, староладожский Никольский, Антониев Дымский; женские - санкт-петербургский во имя прп. Иоанна Рыльского , Введено-Оятский, Воскресенский Новодевичий, староладожский Успенский и тихвинский Введенский. Основаны Тервенический Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь в дер. Тервеничи Лодейнопольского р-на (1997) и Константина и Елены, равноапостольных, жен. мон-рь в пос. Ленинское Выборгского р-на (2006), а также 2 скита Александро-Невской лавры - св. ап. Андрея Первозванного вблизи дер. Коркино Всеволожского р-на (1998) и свт. Николая Чудотворца вблизи дер. Ручьи Кингисеппского р-на (2015). Состоялось прославление небесных покровителей С.-Петербурга св. прав. Иоанна Кронштадтского и сщмч. митр. Вениамина (Казанского). В 1998 г. из музея при кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии Церкви были переданы мощи прп.

http://pravenc.ru/text/2463383.html

27 дек. 2007 г. по определению Синода (журнал 113) настоятельница Н. м. м. Серафима (Исаева) была вновь переведена в Спасо-Бородинский жен. мон-рь, а на ее место была назначена настоятельница Казанского жен. мон-ря в с. Колычёве Егорьевского р-на Московской обл. мон. Маргарита (Феоктистова), возведенная 28 дек. в сан игумении митр. Ювеналием в ц. Успения Пресв. Богородицы Н. м. м. В 2009-2010 гг. в подклете четверика ц. Успения Пресв. Богородицы устроен крестильный храм во имя св. равноап. кн. Владимира. 5 янв. 2010 г. Председатель Правительства РФ Путин в ходе встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (при участии министра культуры РФ А. А. Авдеева и главы Росимущества Ю. А. Петрова) заявил, что в 2010 г. планируется «полностью освободить Новодевичий монастырь и передать его в ведение Церкви». 22 марта 2010 г. в своей резиденции в Чистом пер. Патриарх и руководитель Росимущества подписали договор о передаче архитектурного ансамбля Н. м. м. в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ (ранее в этот же день он был подписан митр. Ювеналием и руководителем Территориального управления Росимущества в г. Москве А. С. Шестерюком). По распоряжению митр. Ювеналия от 10 июня 2010 г. в Н. м. м. был учрежден Церковный музей Московской епархии РПЦ. 6 мая 2012 г. Президент РФ Путин принял участие в церемонии передачи мон-ря древнейшего списка Иверской иконы Божией Матери, хранившегося с 1922 г. в ГИМ. С началом нового этапа реставрации и приспособления зданий к нуждам мон-ря были сформулированы задачи церковно-археологических исследований Н. м. м., к-рый ранее не воспринимался как объект археологии. Раскопки там велись нерегулярно и по сути безрезультатно (Г. А. Макаров в 50-60-х гг. XX в.; А. В. Успенская в 1967 и 1975 гг.; А. Г. Векслер в 80-х гг. XX в.). С 2007 г. во время работ, связанных с вторжением в культурный слой Н. м. м., проводятся археологические исследования постоянно действующей экспедиции Ин-та археологии РАН под рук. Л. А. Беляева. Научные исследования носят охранный и предпроектный характер. Их результаты важны в академическом и практическом плане, т. к. дают возможность реконструкции отдельных утраченных сооружений и сохранения объектов культурно-исторического наследия.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010