о должн. пресв. прих. §§ 101 и 94). Всего лучше и безопаснее предлагать вопросы о грехах в общих словах, следуя порядку десятословия и применяясь к умственному развитию, званию, роду занятой, полу и возрасту кающегося (Кн. о должн. пресв. прих. § 101). Прекрасным пособием в этом случае могут служить образцовые или примерные вопросы на исповедь мирян, священников и детей, составленные в руководство духовникам Антонием Смоленским (бывшим потом архиеп. Казанск.) и Платоном, еписк. Костр. (см. его «Напомин. свящ. об обязанн. при совершенииТаинства покаяния). В заключение вопросов кающемуся о грехах нужно спросить его: не тяготит ли, не тревожить ли еще что-нибудь его совесть? (Ср. прим. в посл. о исповедании) 91 . Когда священник узнает внутреннее состояние кающегося чрез собственное ли его признание или чрез испытание посредством вопросов, то должен предложить ему наставление сообразно состоянию совести и убедить его, чтобы он постарался быть иным, новым человеком, добрым христианином. Все наставления духовника должны быть направлены к тому, чтобы кающийся сознал свою вину, почувствовал отвращение от греха и возымел намерение оставить свои греховные привычки. (См. «Завещание» в последовании об исповедании). Понятно, что подобные наставления могут быть излишними, когда кающийся обнаруживает сокрушение о грехах, намерение отстать от них, или уже за несколько дней оставил порочное поведение; но когда кающийся с бесстыдством рассказывает свои грехи, обвиняет других или скрыл некоторые грехи, в которых хотя и признался, но благодаря испытанию духовника, не дает обещания исправиться, тогда наставления и увещания весьма приличны и и даже необходимы такому кающемуся со стороны духовника. В Книг. о должн. пресв. прих. говорится, что грешников с твердым и холодным сердцем, лицемерно кающихся, должно устрашить секирой гнева Божия, лежащей при корне дерева бесплодного ( Мф.3:10 ), проклятием и посечением бесплодной смоковницы ( Мф.11;14 ; Лк.13:7 ), судом будущим и страшным даже для праведников ( 1Пет.4;17–18 ), лишением благ небесных, тяжестью и вечностью геенских мучений (Мф.25), примерами падших и казненных ангелов ( 2Пет.2:4 ), потопом всего мира, казнью Содома и Гоморра, поражением непослушных и роптавших на Бога израильтян в пустыне ( 1Кор.10:5–10 ) и т. п. Напротив, грешников, выразивших сомнение или отчаяние в помиловании Божием, должно утешать и укреплять бесконечным милосердием Божиим ( Сир.1:23, 2:10 ), неложными и данными от Бога с клятвой Его обещаниями, что Он не хочет смерти грешника ( Иез.33:11 ), напоминанием, что для спасения грешников Он не пощадил даже единородного Сына Своего ( Ин.3:16 ; 1Ин.1;7; 2:2 ), указанием на примеры грешников помилованных – Давида, Манасии, ап. Петра, Павла, мытаря, блудницы, разбойника и мн. др. (Кн. о должн. пресв. прих. §§ 102 и 103) 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Блестящие мундиры и ленты почетных посетителей и роскошные туалеты дам придавали собранию очень нарядный и торжественный вид. Акт открылся общем пением стихиры: «Днесь благодать Св. Духа нас собра», после чего воспитанники крещено-татарской школы пропели тропарь св. Гурию на татарском языке. После следовавшего затем пения тропаря св. Дмитрию Ростовскому и Пресв. Богородице: «Заступнице усердная», на кафедру вступил о. ректор академии, первый студент ее первого выпуска, протоиерей А. П. Владимирский, и открыл собрание краткой речью. За ним появился на кафедре профессор И.С. Бердников , который предложил вниманию собрания подробную историческую записку о деятельности Казанской академии в истекшее пятидесятилетие её существования. После чтения профессора Бердникова и исполненного хором концерта, следовали многочисленные приветствия академии от разных лиц и учреждений. Ряд этих приветствий открыт был речами Высокопреосвященного Архиепископа Казанского и Преосвященного Епископа Нижегородского, которые вручили при этом о. ректору в дар и благословение академии святые иконы. Высокопреосвященный Архиепископ Казанский, много лет потрудившийся в былые годы на поприще миссионерской деятельности, в своей прекрасной сердечной речи с особенной силою и признательностью выставил на вид значение Казанской академии как такого учреждения, которое служило и служит оплотом для православного миссионерского отдела на востоке. Во главе ученых учреждений, приветствоваших Казанского юбиляра, выступила Императорская Академия наук в лице своего члена-корреспондента, помощника попечителя местного учебного округа г. Латышева, который прочитал приветственный адрес академии, подписанный его Императорским Высочеством, Великим Князем Константином Константиновичем. После Академии наук, очередь приветствия предоставлена была духовным академиям и прежде всего старейшей из них академии Санкт-Петербургской, адрес которой прочитан был проф. И. Ф. Нильским . Затем вступили на кафедру представители Московской духовной академии, старший из которых проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Очевидно, что К. н. не являлась новой знаковой системой, различные производные термина «казан» представляли еще одно наименование нотации, теоретически осмысленной и зафиксированной в азбуках путевого знамени. Определяя нотацию средней путевой строки многоголосия как «путную», а нотацию строк верха и низа как «казанскую», Пожидаева не учитывает материалов казанских кокизников, ибо в них зафиксирована именно средняя (путевая) строка многоголосия, а не строки верха и низа. Это видно из сопоставления строк в казанских кокизниках с соответствующими фрагментами многоголосных песнопений, напр. строки 2-го гласа «Имея престоло небо» из славника на «Господи, воззвах» «Послано бысте» в службе на Благовещение Пресв. Богородицы. В казанских кокизниках эта строка устойчиво именуется «колыбелкой». В примере 5 строка 1 взята из путевого сборника инока Христофора 1602 г., строка 2 - из его же кокизника путевого знамени 1604 г. В строках 3 и 4 выписаны аналогичные по богослужебному тексту строки из кокизников казанского знамени 20-х и 40-х гг. XVII в. Строка 5 представляет 3-голосную запись «колыбелки» из рукописи кон. XVII в. В строке 6 воспроизведен нотный перевод средней путевой строки многоголосия, он также датируется кон. XVII в. Горизонтальными скобками в примере 6 выделены разночтения. В большинстве случаев они не влияют на распев, т. к. в записи использованы синонимические знаки: замена стопицы ( ) запятой ( ), крюка ( ) - палкой ( ), статии закрытой ( ) - статией мрачной ( ). Остальные выделенные знаки отражают небольшую вариантность напева, их количество незначительно. Запись «колыбелки» в трехголосии наиболее близка к строке путевого кокизника инока Христофора, за ней по степени близости следует строка из казанского кокизника СаратГУ. ЗНБ. ОРКиР. 1126. Записи строк низа и верха 3-голосного фрагмента не имеют ничего общего с фиксацией рассматриваемой строки в путевом и казанском кокизниках. Эти строки, будучи зависимыми от путевой/казанской строки, никогда в кокизниках не фиксировались.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

Щук. 767) (2) В рукописи РГБ. Троиц. 436 помимо перечисленных имеется еще 5 песнопений, в записях к-рых встречаются киноварные начертания, вписанные над основным текстом (Л. 8, 8 об., 10, 13, 76), однако к.-л. указания здесь отсутствуют. Анализ записей, их сравнение с аналогичными песнопениями в сборнике инока Христофора выявляют, что, как и в ранее рассмотренных примерах 1 и 2, киноварные записи на вышеперечисленных листах рукописи РГБ. Троиц. 436 совпадают с записями инока Христофора. Следов., указание «казанскои» может быть распространено и на них. В примере 3 приведены записи фрагмента стихиры 8-го гласа в субботу мясопустную «Егда поставятеся престоли»: в строках с 1 - в певч. сборнике РГБ. Троиц. 436 (Л. 10), в строках с 2 - в сборнике инока Христофора (ГИМ. Щук. 767. Л. 317). Результаты сопоставления записей песнопений рукописи РГБ. Троиц. 436, имеющих дополнительно вписанные киноварные начертания, с аналогичными текстами рукописи инока Христофора показывают, что киноварные крюки рукописи РГБ. Троиц. 436 не являются фрагментарной записью 2-го голоса, а представляют собой вариантные разночтения записей песнопения путевого распева, нотация к-рого, следов., могла называться и казанской. Это положение подтверждается при анализе рукописи 1619-1626 гг. РГБ. Ф. 98. 1159, в к-рой на л. 135 помещен заголовок «Задостойники путные на праздники», после чего излагается цикл задостойников в записи путем столповым. По окончании этого цикла на л. 139 об. помещен заголовок «Ино казанское знам[я]», за ним следуют задостойники в записи казанским знаменем. Их сопоставление с записями задостойников с указанием «поут» в рукописи сер. XVII в. РГБ. Троиц. 433 выявляет полное тождество графических систем (см. иллюстрации с задостойником на Рождество Пресв. Богородицы «Чюже есте матеремо девою быти» из указанных рукописей). Стихира 6-го гласа «Духовная моя братия» с указанием «поут казань» в певч. сборнике сер. XVII в. (РГБ. Ф. 379. 29. Л. 134 об.) Стихира 6-го гласа «Духовная моя братия» с указанием «поут казань» в певч.

http://pravenc.ru/text/1319806.html

В 1646 г. " в селе Воронье храм Живон. Троицы с пределы, да храм Бориса и Глеба с пределы, да храм муч. Парасковеи и с приделы, дворы: помещ., прикащ., гостинной, люцкой, скотной, а у церкви поп Матвей Васильев, поп Тимофей Андреев, дьячек Петр, дьячек Марчко Федоров с зятем с попом Галахтионом Андреевым, да у них же на дворе в другой избе живет иконник Шишка Иванов, во дворе дьячек Якушко Оверкиев, во дворе пономарь Покрашко Осипов, во дворе просвирня Устиньица " . В 1654 г. " впредь писать церковь Живоначальныя Троицы с приделы в вотчине думнаго дворянина Ивана Афонасьевича Гавренова " . В 1666 г. " вотчина стольника Ивана Ивановича Гавренева село Воронье с деревнями и пустошами, что отцу его дано было за службу, отписано на государя царя и велик. князя Алексея Михайловича всеа росии, а в селе церковь Живон. Трицы с придклы верхи шатровые, главы чешуйчатые, да у той же церкви над папертью прирублен придел вел. чуд. Николы, а в них церк. строения образ Пресв. Богородицы Одигитрия на престоле, образ Живонач. Троицы венцы и цаты серебреные басмянныя золочены, да пояс деисусов, в той же церкви в приделе Нерукотв. Образа на престоле образ Пресв. Богородицы Одигитрия, да пояс деисусов, в той же церкви придел явления Пресв. Богородицы Казанския, а в нем обр. Казанския венец и цата серебреное басмянное золоченье, на престоле образ Пресв. Богородицы Умиление венец и цата басмяныя золочены, да в той же церкви над папертью вверху придел вел. чуд. Николы, а в нем на престоле образ Пресв. Богородицы Одигитрия, да местной образ вел. чуд. Николы. Да другая церковь св. страстотерпец Бориса и Глеба шатровая высокая крыта в полсема яруса, крест и глава обиты жестью белою, шея чешуйчатая, а в ней церк. строения образ Пресв. Богородицы Федоровския на престоле, венец и цата басмяная золочена, крест местной древяной, да местных образов: Пресв. Богородицы Одигитрия, венец и цата басмянное золочено, Воскрес. Христова, Бориса и Глеба, чуд. Николы Явленнаго, венец и цата серебреная басмянная золочена, страстотерпца Христова Егория, в той же церкви пояс деисусов, да пояс праздников, пояс пророков, в той же церкви придел Иоанна Богослова, на престоле образ Пресв.

http://sobory.ru/article/?object=03095

Какое евангелие? О исповедании И. Христа Сыном Божиим апостолами, в лице ап. Петра, и о необходимости такого твердого исповедания для утверждения церкви. Мф.16:13–19 . Зач. 67. Что особенно поучительного в празднике? Вся жизнь св. апостолов Петра и Павла в высшей степени поучительна. Какая особенность праздника Петрова дня? С сего дня прекращается так называемый Петров пост, установленный в честь и по примеру св. апостолов. Разрешается ли пост, когда день св. апостолов случится в среду или пяток? Нет. Июль Какие праздники в июле месяце? В июле бывают следующие праздники: 20-го, св. Пророка Илии и, кроме сего менее чтимые праздники следующие: 8-го, Казанской иконы пресв. Богородицы и 28-го, Смоленской иконы пресв. Богородицы. Кроме того, празднуется: 22-го июля, тезоименитство государыни Императрицы Марии Феодоровны. Также еще, 16-го июля, или в ближайшее к сему дню воскресенье совершается память св. отцов шести вселенских Соборов. К какому разряду относятся праздники: Казанской, Илии пророка и Смоленской? К разряду средних. 8-го Июля, праздник Казанской иконы Богородицы Скажите о празднике Казанской иконы пресв. Богородицы, 8-го июля. 8-го июля, праздник Казанской иконы пресв. Богородицы установлен в память явления чудотворной иконы пресв. Богородицы в Казани, отчего икона названа Казанскою, в 16 стол. в (1579 г.) при царе Иоанне Грозном, для утверждения новопросвещенных татар в христ. вере. Пресв. Богородица три раза являлась в сновидении одной девице и повелевала возвестить духовным и светским начальникам города, чтобы они взяли икону ее из земли, и указывала самое место, где сокрыта была икона. Сначала мать, потом начальники города не верили видению. Наконец, когда девица с матерью одни пошли на указанное место, то девица, копая землю, скоро нашла св. икону Богоматери, точно только написанную, а не бывшую в земле. Икона стала источать чудеса. Извещенные о обретении иконы архиепископ, градоначальник и народ, с крестным ходом, взяли и поставили икону в ближайшем храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/r...

Я[вленная] К[азанская] и[кона] помещалась в киоте в 2 рамах с серебряными позолоченными окладами. На внутренней раме, видимо рубежа XVI и XVII вв., размещалось 11 клейм с изображениями праздников ( " Зачатие Пресв[ятой] Богородицы " ( " Встреча Иоакима и Анны " ), " Рождество Пресв[ятой] Богородицы " , " Введение во храм Пресв[ятой] Богородицы " , " Благовещение " , " Рождество Христово " , " Собор Пресв[ятой] Богородицы " , " Сретение Господне " , " Успение Пресв[ятой] Богородицы " , " О Тебе радуется " , " Похвала Пресв[ятой] Богородицы " , " Покров Пресв[ятой] Богородицы " ), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение Я[вленной] К[азанской] и[коны], на полях рамы изображены святые. Оклад внутренней рамы сделан в 1806 г. на средства настоятельницы монастыря игум[еньи] Софии (Болховской) и жертвователей к завершению строительства в монастыре нового каменного Казанского собора (1798 - 1808). Внешняя рама, очевидно XVII или XVIII в., с клеймами чудес имела оклад 1739 г. с овальными и фигурными обрамлениями клейм барочных форм, выполненный на средства полковника А.И. Змеева с супругой, о чём свидетельствовали надписи в картуше внизу оклада (Там же. С. 29 - 31). Внутренняя рама вынималась из внешней и имела внизу ручки для несения чудотворного образа в крестных ходах. В новом соборе Казанского девичьего мон[асты]ря чудотворный образ в рамах стоял в иконостасе слева от царских врат, он был помещён в большой деревянный киот в виде портика, к которому с боковых сторон вели лестницы из ильмового дерева (из вяза). Во 2-й пол[овине] XIX в. Я[вленная] К[азанская] и[кона] воспроизводилась на литографиях со стилизованными декоративными мотивами праздничной ризы (Булгаковский [Д.Г.]. [Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшия от неё чудеса. Санкт-Петербург]. 1896. Ил. на с. 5) и особенно часто - будничной ризы, с изображением двойной нитки крупного жемчуга и 2 бриллиантовых подвесок (Малов. [Е.А.]. [Казанский Богородицкий девичь монастырь: История и современное его состояние. Казань]. 1879. Ил. между с. 28 и 29). Надо учитывать, что литографии не передавали первоначальный характер ликов иконы. Известны списки Я[вленной] К[азанской] и[коны] рубежа XIX и XX вв. с надписью внизу: " Мра и подобе вленной иконы Kaзahcki Пре(с)ты Бцы " , выполненные под влиянием стилистики академической живописи и литографий 2-й пол[овины] XIX в. (частные собрания)».(165)

http://ruskline.ru/analitika/2018/04/19/...

Христа ради Юродивый Андрей с учеником своим Епифанием. Молясь, св. Андрей поднял взор свой к верху и видит: Св. Матерь Божья, окруженная св. ангелами, пророками и апостолами, стоя под сводами храма на воздухе, молится пред своим Сыном Господом и простерла над молящимся народом омофор. Видя это и как бы недоверяя своим глазам, св Андрей обращается к Епифанию и спрашивает его: «видишь ли, брате, ходатаицу мира?» «Вижу, св. отче, и ужасаюсь», – отвечает Св. Епифаний. После сего без всякого затруднения арабы были побеждены греками. Это видение было 1-го октября. Видение молящейся Пресв. Богородицы за молящихся Ей греков и покрывающей их покровом, означает, что христиане, ученики возлюбленного Ее Сына, – под Ее покровом, т.е. покровительством, от того и название праздника «Покров Пресв. Богородицы.» Потому, в воспоминание сего молитвенного предстательства Пресв. Богородицы пред Богом за христиан, 1-го октября установлен был праздник с названием Покрова Пресв. Богородицы. Какой тропарь сего праздника? Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякого зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша. (Русский перевод) Ныне мы, благоверные люди,осеняемые Твоим, Богородица, пришествием (к нам), радостно празднуем, и, взирая к Твоему пречистому образу, умильно взываем: защити нас честным Твоим покровительством и избавь нас от всякого зла, молясь Сыну Своему Христу Богу нашему о спасении душ наших. Евангелие см. 21-го мая. Что особенно поучительного в этом празднике? То, что Пресв. Богородица, как дщерь человеческая, испытавншая земные скорби и нужды, милостивая к людям и как Матерь Господа, есть многомощная молитвенница и заступница наша. 22 окт. праздник Казанской иконы пресв. Богородицы Расскажите о празднике Казанской иконы Пресв. Богородицы 22 октября. Праздник этот установлен в память избавления Москвы и всей России от поляков в 17 стол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

(Русский перевод.) Первоверховные из апостолов и учители вселенной, молите Владыку всех, дать вселенной мир и душам нашим великую милость. Какое Евангелие? Об исповеданни Иисуса Христа Сыном Божиим апостолами, в лице ап. Петра, и о необходимости такого твердого исповедания для утверждения церкви. Мф. 16:13–19. Зач. 67. Что особенно поучительного в празднике? Вся жизнь св. апостолов Петра и Павла в высшей степени поучительна. Какая особенность праздника Петрова дня? С сегодня прекращается так называемый Петров пост, установленный в честь и по примеру св. апостолов. Разрешается ли пост, когда день св. апостолов случится в среду или пяток? Нет. Июль Какие праздники в июле месяце? В июле бывают следующие праздники; 20-го, св. пророка Илии и, кроме сего, менее чтимые праздники следующие: 8-го, Казанской иконы Пресв. Богородицы и 28-го, Смоленской иконы Пресв. Богородицы. Кроме того, празднуется: 22-го июля, тезоименитство государыни Императрицы Марии Александровны и государыни Цесаревны Марии Феодоровны, и 27-го рождение государыни Императрицы. Также еще, 16-го июля, или в ближайшее к сему дню воскресенье совершается память св. отцов шести вселенских Соборов. К какому разряду относятся праздники: Казанской, Илии пророка и Смоленской? К разряду средних. 8-го июля, праздник Казанской иконы Богородицы Расскажите о празднике Казанской иконы Пресв. Богородицы 8-го июля. 8-го июля, праздник Казанской иконы Пресв. Богородицы установлен в память явления чудотворной иконы Пресв. Богородицы в Казани, отчего икона названа Казанскою, в 16 стол. в (1579 г.) при царе Иоанне Грозном, для утверждения новопросвещенных татар в христ. вере. Пресв. Богородица три раза являлась в сновидении одной девице и повелевала возвестить духовным и светским начальникам города, чтобы они взяли икону ее из земли, и указывала самое место, где сокрыта была икона. Сначала мать, потом начальники города не верили видению. Наконец, когда девица с матерью одни пошли на указанное место, то девица, копая землю, скоро нашла св. икону Богоматери, точно только написанную, а не бывшую в земле. Икона стала источать чудеса. Извещенные о обретенни иконы архиепископ, градоначальник и народ, с крестным ходом, взяли и поставили икону в ближайшем храме. На месте явления иконы вскоре построен был монастырь Богородицкий. С иконы снят был список, который поставлен в Москве в нарочито устроенном для оного храме, и установлен праздник 8-го июля, в день обретения иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

25-го Марта праздник Благовещения Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание возвещения Ангелом Пресв. Деве Марии о воплощении и рождении от Нее Спасителя. (Ист.– Лук. 1, 24–38 .) Какой и в память кого установлен праздник 29-го Июня? 29-го Июня праздник С в. Апостолов Петра и Павла. Установлен в память сих Св. Апостолов. (Ист.– Избр. житие св.). Какой и в воспоминание чего установлен праздник 6-го Августа? Что приносится в храм в этот праздник для благословения? 6-го Августа праздник Преображения Господня. Установлен в воспоминание явления Господа Иисуса Христа трем апостолам Петру, Иакову и Иоанну на горе Фаворе в прославленном виде (Ист.– Матф. 17, 1–9 .) В этот праздник приносятся в храм поспевающие в это время на востоке виноград, у нас в России яблоки, для молитвы над ними, чтобы начать вкушение их с благословения Божьего. Какой и в воспоминание чего установлен праздник 15-го Августа? 15-го Августа праздник Успения Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание преставления Ея от земли на небо. (Ист.– Избр. жит. св.) Какой праздник 29-го Августа? 29-го Августа праздник Усекновеняя главы св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. (Ист. – Марк. 6, 14–30 .) Какой праздник 8-го Сентября? 8-го Сентября праздник Рождества Пресв. Богородицы Девы Марии от праведн. Иоакима и Анны. (Ист.– Избр. жит. св.) Какой и в память чего установлен праздник 14-го Сентября? 14-го Сентября праздник Воздвижения Честнаго Животворящаго Креста Господня. Установлен в память обретения креста царицею Еленою. (Ист. – там же.) Какой и в воспоминание чего установлен праздник 1-го Октября? 1-го Октября праздник Покрова Пресв. Богородицы. Установлен в воспоминание видения св. Андреем юродивым в греческом храме Пресв. Богородицы, молящейся за христиан Ее Сыну, Господу И. Христу. (Ист.– там же.) Какой и для чего установлен праздник 22-го Октября? 22-го Октября праздник Казанской Чудотворной иконы Пресвят. Богородицы. Установлен в благодарность Богородице за избавление Москвы и России от Поляков в 1612 году. (Ист.– там же.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010