IV.1. Он говорит: дверь открыта на небе. Иоанн 1 видит предсказание Нового Завета и [слышит голос], говоривший ему: взойди сюда ( Откр 4:1 ). Когда указывается на открытую [дверь], то очевидно, что прежде она была закрыта для людей. Это было достаточно и полностью разъяснено, когда Христос во плоти взошел на небеса к Отцу. Что касается голоса, который он слышал, [то этим], вне всякою сомнения доказывается упрямым, что Тот, Кто пришел, является Тем же Самым. Кто говорил через пророков. Ибо Иоанн был из обрезанных 2 , а весь народ, слушая предсказание Ветхого Завета, был наставлен этим голосом. Прежний голос, который он слышал, сказал ему: взойди сюда, – это Иисус Христос . Которого он видел немного раньше, словно Сына Человеческого, посреди семи светильников ( Откр 1:13 ). И теперь, спустя время, он вспоминает о предсказаниях через закон в подобиях, и в написанном он соединяет [вместе] всех первых пророков и открывает Писание. Когда Господь наш призвал на небеса всех верующих во имя Его (см.: Ин 1:12; 2:23 ; и т.д.) и ниспослал Святого Духа, Который возносит всякого человека на небо, – он говорит: в тот час я был в Духе ( Откр 4:2 ). Поэтому, открываясь через Святого Духа сознанию верных, Он делает очевидным для них, что было раньше предсказано. 2. Очевидно, что стоящий престол – место Суда и Царя. Поэтому он говорит, что на этом престоле он видел Подобного яспису и сардису ( Откр 4:2–3 ). Поскольку яспис – цвет воды, а сардис – цвет огня, то немного спустя проявилось, что эти два завета установлены от престола Божьего вплоть до конца мира. Один из этих двух судов свершился в потопе через воду, другой же осуществится через огонь. Ибо радуга вокруг престола ( Откр 4:3 ), образовывая свод, имеет блестящий свет, из которого Бог говорил с Ноем и его сыновьями, что они могут больше не бояться потопления водой. Он говорил: Я полагаю радугу Мою в облаке ( Быт 9:13 ), поэтому они могут больше не бояться воды, но огня. Ибо перед престолом было море стеклянное, подобное кристаллу ( Откр 4:6 ), – дар Крещения, который Он изливает через Своего Сына во время покаяния, прежде чем учредит Суд. Поэтому перед престолом, как перед судом. Когда же он говорит: море стеклянное, подобное кристаллу, то указывает на воду чистую, неподвижную, не возмущенную ветром, не текущую, как река, но переданную, словно неизменный дар Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktorin_Petav...

Архив Православная библиотека Великий Пяток Страстной седмицы Великого поста Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа Отче! прости им, ибо не знают, что делают. Лк. 23, 34 В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные. Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею. В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленный стол. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождениее Иисуса Христа во гробе. На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями.Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания Апостольского.

http://pravoslavie.ru/put/040409133003.h...

Скачать epub pdf Важное значение юбилеев заключается в том, что они, входя в нашу жизнь, заставляют задуматься над нашим славным прошлым, над тем, кто мы есть и куда мы идем. Празднование юбилейных торжеств, привлекая внимание общества к известной личности или событию, тем самым освежает в общественной памяти уже известные исторические сведения, соединяет их в одно более или менее стройное целое и вызывает появление на свет новых исторических данных, которым в противном случае суждено было бы оставаться неизвестными на долгое время, а может быть и навсегда. Сегодня мы вспоминаем 500-летие создания Новгородским архиепископом Геннадием первого в славянском мире Библейского свода книг, а также его архипастырские труды на благо Православия. Лик новгородских святителей славен множеством имен святых иерархов, добрым подвигом служивших благу Церкви на протяжении веков. Выдающимся святителем Русской Церкви конца XV – начала XVI в. был архиепископ Геннадий († 1505; пам. 4 дек.), подвизавшийся около 20 лет на древнейшей архиерейской кафедре Великого Новгорода и Пскова (1484–1504). Он происходил из рода Гонзовых 1 . Как предполагается, святитель Геннадий «родился в начале и во всяком случае не позднее первой четверти XV столетия» 2 . Начало его подвигов положено в Валаамской обители, основанной преподобными Сергием и Германом, где было совершено монашеское пострижение. Духовным отцом новоначального инока был преподобный Савватий Соловецкий († 1435; пам. 27 сент.), первоначально подвизавшийся на Валааме. Позднее святитель Геннадий говорил соловецкому игумену Досифею о том, что преподобный «Савватий егда на Валааме был, аз у него ученик, а он мне старец был» 3 . Но не все время инок Геннадий служил на Валааме. В феврале 1477 г. 4 мы уже видим его архимандритом кремлевского Чудова монастыря, основанного святителем Алексием († 1378; пам. 12 февр.) 5 . К этому времени относится несколько летописных сообщений, связанных с именем Чудовского настоятеля. Вскоре после возведения в сан архимандрита, «месяца февраля 16, в неделю Сыропустную, в 7 час нощи, у Михайлова Чюда згорела трапеза да архимандрича келья Генадиева» 6 . В 1482 г. «архимандрит Чудовского монастыря Геннадий..., руководствуясь указанием Студийского устава, литургию отпев вкусити по укруху хлеба во церкви... и по чаши вина и вечерню начинати и воду свящати», разрешил своей братии пить богоявленскую воду после еды» 7 . За это он немало претерпел от митрополита Геронтия (1473–1489) 8 . В 1479 г. после освящения вновь построенного Успенского собора в Кремле «неции прелестници клеветаша на митрополита князю великому, яко не по солнечному въсходу ходил митрополит со кресты около церкви; сего ради гнев възджвиже на нь князь велики, яко того ради, рече, гнев Божий приходит» 9 . В полемике с митрополитом на стороне великого князя был архиепископ Иоасаф ростовский «да архимандрит чюдовской Геннадей» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

А.И. Никольский Апостолы 78 . Апостол и Евангелие апракосы , в восьмушку, 437 л.л., полууставом разных почерков конца XVIII в., в дощатом с материею переплете. Чистые листы: 418, 423, 427, 428, 431. 79 . Апостол-апракос , с уставными заметками о богослужении, в лист, 200 л.л, полууставом разных почерков XV в., с заставкою, разрисованными буквами и интересным орнаментом (26 об., 34 об.) в порванном дощатом с кожею переплете. 80 . Апостол , в четвертку, неполный, 154 л.. полууставом второй половины XV в., с заставками и разрисованными буквами, без переплета, разбит. Порваны с ущербом для текста листы: 1 и 13–19. Нет листов между листами 12–13, 13 и 14, 19 и 20, 42 и 43, 48 и 49, 120 и 121. На полях внизу листов 1–8 приписка полууставом: «Книга глаголемая апостол Святей Богородици Антониева монастыря Великого Новаграда». Начинается оглавлением, затем статьи: 1) Об хождении Павла-апостола по странам (1 об.–3); 2) написание глав деаниа апостольского (3–7 об.); 3) глав убо всех 40, последующих им 48 еже имуть знамение чрьвлению истореа деаниа апостольскых сказание деании апостольских исписана Лукою евангелистом по летех мнозех страсти Господня (7 об.–10); 4) предисловие Иффалиа диакона деанием святыхь апостол, неполное (10–12). Далее следуют послания апостола Павла, начиная с послания к Ефесеям, а за посланием к Евреям – сказание известно иже по вся дни главам деаний апостол (125–144 об) и сборник 12-ти месяцом, с прокимнами и антифонами (144 об.–154 об.) 81 . Апостол , в лист, 232 л., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, в порванном дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы 4 и 187. На 189–231 листах: «Последование церковного пениа и собрание вселетное» с тропарями и кондаками, в коем киноварью отмечены следующие русские святые с приведением текста тропарей и кондаков им: 1) под 20 декабря Петр митрополит; о нем записано: «в теж день преставися пресвященный митрополит всея Руси в 3 час нощи в лето 6834 (1326)»; за тропарем и кондаком ему приписка: «Служба святого Петра поется в 21 сего месяца»; 2) под 23 мая Леонтий Ростовский; 3) под 15 июля равноапостольный князь Владимир; 4) под 24 июля Борис и Глеб; кондак им помещен под 2 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 октября 2016 г. в рамках Православных просветительских курсов «ПРАВОСЛАВИЕ» , проводимых в стенах Сретенской семинарии, состоялась 3-я в новом учебном году лекция на тему «Почему в мире есть зло?». Встречу провел протоиерей Андрей Ткачев. По окончании лекции он ответил на вопросы слушателей. Лекция протоиерея Андрея Ткачева (продолжительность: 1 час)      Ответы на вопросы слушателей (продолжительность: 1:07)      Рейтинг: 9.5 Голосов: 1380 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 21 апреля 2017, 13:14 Спасибо отец Андрей за ваши лекции, проповеди. В конце лекции Вы правильно сказали - " Сурово, конечно получилось... " Я добавлю, и очень ЦИНИЧНО, ЗЛО, с передергиванием, с использованием современных понятий и сленга. Лекция в большей мере по философии, социологии, культурологии, этике и т.д... Хотелось бы слышать не ярких рассказов из жизни, а ссылок на Святое Писание и высказывания Святых Отцов. " ИЗО ВСЕХ СИЛ СТАРАЙСЯ ОЧИЩАТЬ СЕБЯ ОТ ЗЛА К ЛЮДЯМ. ИБО НАКАПЛИВАЯ В СЕБЕ ЗЛО К ЛЮДЯМ НАКАПЛИВАЕШЬ ЯД, КОТОРЫЙ РАНО ИЛИ ПОЗДНО В ТЕБЕ ЧЕЛОВЕКА " . Святитель Николай Сербский читатель 7 декабря 2016, 12:27 Вот что у отца Андрея не отнять,так это то,что он называет вещи своими именами.Тема очень и очень актуальна!Но не полно раскрыта.Людей больше интересует Зло ,которое лично затрагивает каждого и становится нередко преградой к единению с Богом.Например, страшные болезни.Кто ими ныне не поражен?в какой семье нет этого креста?Как не стать разбойником ропщущим?!!!КАК НЕ СТАТЬ?Ведь болезни-это тоже зло в понятии обывателя. У меня лично на счёт зла в нашем современном мире сформировалась такое представление.Вот кто богословски силён,написал бы мне верно оно или нет.Злу, которое сейчас в мире,дана очень большая власть.Болезни,насилие,жестокость и прочее достигло какого-то апогея.Сопротивляться злу становится всё сложнее.Порою кажется , что молитвы не слышны.У кого-то из святых отцов написано,что в последние времена люди будут чувствовать богооставленность.Об этом говорится и в Апокалипсисе Иоанна Богослова.Взыщут слова Божия люди ,а не найдут его.Но возникает другой вопрос.Почему мы так подвергнуты этому злу?Неужели Бог нас забыл?Причина в нас самих.В нашем обмирвщлении.Зло стало сильно потому,что мы сами это допустили.Маловерие.Главная причина.Неупование на Бога, мало молимся.Редко причащаемся.грешим и увлекаемся земным.В расслаблении находимся.Живем не по Евангелию.

http://pravoslavie.ru/98090.html

В. На Богородичные дни I. ПОКРОВ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (1–14.X) 1. МАТЕРЬ БОЖИЯ – НАШ ПОКРОВ И ЗАСТУПЛЕНИЕ " Д несь, благовернии людие, светло празднуем» Покров Божией Матери. Воспоминаемое чудесное событие совершилось во Влахернском храме в X в. в смутное время Византийской империи. Нападавшие враги подступили к самому стольному граду. Не надеясь на свои собственные силы, жители Константинополя обратились с молитвенной просьбой к Царице Небесной. И вот во время всенощного бдения преподобный Андрей Христа ради юродивый и ученик его Епифаний увидели на воздухе Божию Матерь с Крестителем Господним Иоанном, с ап. Иоанном Богословом, сонмом других угодников Божиих и ликом небесных воинств, молящуюся перед Сыном Своим и Богом за христианский род и покрывающую собравшийся в храме народ честным Своим омофором. Это чудо совершилось в утешение и ободрение жителям Константинополя и совершилось давно, но оно утешительно для всех времен и веков. Драгоценно оно и для нас, ибо наглядно свидетельствует, что на небе есть у нас Высокая Покровительница, Которая ходатайствует за род человеческий перед престолом Вседержителя и осеняет нас святым Своим омофором. Та, Которая удостоилась соделаться по плоти Матерью Господа – Перворожденного всей твари, – стала и нашей Матерью по благодати, ибо мы искуплены бесценной кровью Сына Ее, ибо Сам Господь называет нас Своими братьями ( Мф. 12, 47–50 ). По-матерински Она печется о нас, проникает в наши нужды, внемлет нашим мольбам. Под Ее омофором и проходит вся наша жизнь, совершаются все наши судьбы, доколе не прекратится время нашего действования на земле и не наступит час суда и воздаяния за совершённое нами, за прожитое. В этой неистощимой любви Божией Матери к нам – высочайшая радость сегодняшнего дня. Дети свободно и просто обращаются к матери со своими нуждами, и мать всегда делает для них что можно и что полезно. Так и мы во всех случаях жизни – и печальных, и радостных – должны прибегать к Матери Божией, Ей поверять свои желания и надежды, с Ней разделять свои печали и радости. В Ней мы найдем живое и родственное участие, ибо Она сродна нам по естеству и ведает наши немощи и скорби по собственному опыту. Сквозь Ее чистую душу прошло оружие страданий ( Лк. 2, 35 ). Особенно мы должны обращаться к Ней с молитвой, когда чувствуем свое бессилие в борьбе с живущим в нас грехом, с плохими привычками, или когда видим себя слабыми на служение Богу, на совершение добрых дел, на посещение храма Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Крест ...Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста? (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 228). ...Если ум захочет взойти на крест, прежде нежели уврачует немощь чувств своих, то привлекает на себя гнев Божий... (прп. авва Исаия , 59, 63). ...Крест Иисусов есть укрощение всех страстей, до совершенного их истребления (прп. авва Исаия , 59, 100). Ношение креста есть упразднение всякого греха, откуда рождается любовь, без которой не может быть ношения креста (прп. авва Исаия , 59, 127). Крест есть знамение будущего бессмертия (прп. авва Исаия , 89, 338). Источник. ...С явлением Креста уничтожено всякое идолослужение, и крестным знамением прогоняется всякое бесовское мечтание... (свт. Афанасий Великий , 1, 126). Источник. ...Крестом стали явны для всех дела боговедения (свт. Афанасий Великий , 1, 126). Источник. Для чего Крестом совершено Домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть, или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями креста, или потому, что прежде деревянного креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной, и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части (свт. Василий Великий , 6, 298). Назнаменуем животворящий крест и на дверях, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем и вооружимся сим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждою верных, светом для концов земли, сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, сим утверждением веры, великим хранилищем и спасительною похвалою православных, Сие-то оружие будем, христиане, носить при себе во всяком месте, и днем и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; но спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку, украшай все члены свои животворящим крестом... (прп. Ефрем Сирин , 31, 356–357).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

4. Вторник. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского. Служба вмц. Варвары и прп. Иоанна Дамаскина шестеричная, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы вмц. Варвары (Б) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученицы, глас 2-й – 3, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – великомученицы, глас 6-й: «Отечество, род, имение оставивши...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Никтоже притекаяй...». По Трисвятом – тропарь великомученицы, глас 8-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Недвижимое утверждение...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь великомученицы, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Недвижимое утверждение...». Кафизмы 7-я, 8-я и 9-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), великомученицы (глас 2-й) на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного) . По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 4-й; седален великомученицы, глас 3-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос великомученицы, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха, светилен великомученицы. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен Минеи. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы.

http://patriarchia.ru/bu/2024-12-17/

Глава IV. Дорога от Мертвого моря к обители св. Саввы. – Обитель св. Саввы (Энгадд) Фекоа. – Вифлеем «И воста Давид оттуду, и седе во узинах Енгадды». ( 1Цар 24:1 ) Мы оставили берега Мертвого моря в 8 часов утра, направясь к пустыне Св. Саввы. Через час мы достигли подошвы гор. Поднявшись на первую высоту, мы проезжали по узкой отдельной скале, образованной как мост; внизу в глубоком ущелье видно русло иссохшего потока, который должен быть поток Кедрский, хотя мой драгоман говорил, что это другой, текущий зимою от самого Назарета; не знаю, на чем он основывает рассказ свой. Несколько вооруженных бедуинов, укрывающихся от рекрутства, показывались как привидения на темях гор. Топот наших лошадей далеко вторился по излучинам гор и призывал их на добычу, но вид кавасов паши скоро их рассеивал. Вправо от нашего пути заметна была одна из гор, увенчанная сантонским памятником. Мусульмане воображают, будто здесь погребен Моисей, не переходивший Иордана. В этом месте находится, как сказывают, слой камня черноватого цвета, который горит, как смола, и имеет противный запах, его можно тесать и употреблять на строение, как лаву. Скоро за сим начинается большая нагорная равнина; в конце ее видны на крутой горе развалины (мы доехали до этой горы через три часа и три четверти от Мертвого моря). Там был некогда монастырь, очень многолюдный; он разрушен Хозроем, и 14 тысяч братий были здесь умерщвлены; говорят, что кости их видны еще поныне на вершине. Арабы рассказывают, что эти кости, будучи несколько раз уносимы поклонниками, появлялись опять на своих местах. Отсюда начинаются грозные и тесные ущелья, ведущие к пустынной обители Св. Саввы. Был полдень; разженные скалы дышали на нас как из печи. На отвесных высотах этих скал видел я тот род скоростелей, о которых упоминается в Библии и которыми питались израильтяне в пустыне; эти птицы теперь редко встречаются: они очень малы, долгошеи и бегают по скользким стенам скал, как по земле; цвет их коричневый; вот что я мог разглядеть 89 . Мы не могли по ним стрелять, потому что наши ружья были заряжены пулями.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Древнейшая, ныне несуществующая, церковь св. Иоанна Предтечи у Боровицких ворот, в Московском Кремле Рисунок Виктора Дмитриевича Кокорина. В первой половине XIX века к числу дворцовых церквей в Москве была присоединена вновь устроенная в Боровицкой башне церковь во имя Рождества св. Иоанна Крестителя. Церковь эта заменила собою древнейшую из Московских церквей, носившую название «под Бором». Последнее слово, по мнению Забелина, вернее всего указывало на то, что обозначенная местность, лежавшая хотя бы и за рекою, в действительности, находилась под сению кремлевского бора. Часть этого леса, вероятно, произрастала и по замоскворецкому берегу, но главный сплошной бор все-таки простирался по Кремлевской нагорной стороне реки, почему и явилось урочище «под бором», каковое, как местность древнего поселения, должно относиться к отдаленной древности 1 . По свидетельству летописи, до построения в Кремле в 1460 г. каменной церкви Рождества св. Иоанна Предтечи, здесь была деревянная церковь «на Бору», в том лесу и срубленная, которая была «соборною» при св. митрополите Петре, а двор его был поблизости 2 . Забелин не без основания допускает то предположение, что эта церковь была здесь выстроена вскоре после крещения здешнего населения. Некоторым указанием на это служат найденные в 1847 году под кирпичным полом каменного жертвенника разрушенного храма св. Иоанна Предтечи скотские кости: лошадиная голова и две голени, из которых одна была признана за бычью, а другая за коровью 3 . Возможно, что первая деревянная церковь и была воздвигнута на самом месте древнего языческого капища. Самое наименование церкви Рождества св. Иоанна Крестителя также может служить своего рода указанием на бывшие здесь языческие празднества в честь Купалы, которые совершались именно накануне христианского праздника во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, 24 июня. Известно также и то, что во время первого крещения русских племен повсюду поставлялись на месте прежних языческих требищ храмы 4 . Когда первоначальный деревянный храм пришел в ветхость, тогда на место его в лето 6968 (1461) был заложен каменный 5 перед двором князя Юрия Васильевича 6 , а в следующем году великий князь Василий Васильевич устроил при нем придел во имя преп. Варлаама Хутынского 7 . В 1493 г. храм выгорел 8 , и под ним погибла казна великой княгини Софии 9 . Пожар этот, по свидетельству Софийского временника, произошел от небесного огня, возгоревшегося на церкви св. Николы на Песку, и, вследствие сильной бури, перенесшегося на другую сторону Москвы реки ко Всем Святым, а оттоле за Неглинною к каменной церкви, к Егорию Святому, и в тот час начался пожар во многих местах... и за Архангелом выгорело, и митрополичий двор и у Пречистыя алтарь обгорел под немецким железом... и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот выгорела и запала. А пожар был так велик, прибавляет современник, что, по сказанию летописцев и старых людей, как Москва стала, не бывало такого пожара 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010